Четверг, 25.04.2024, 06:52



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (65)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Главная » 2017 » Февраль » 24 » Знаменательные вехи в истории Новополевского прихода
14:32
Знаменательные вехи в истории Новополевского прихода

ПРЕДИСЛОВИЕ

История Новополевского прихода с его культурным ядром - храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы насчитывает около трехсот лет, - с 1657 по 1939 г.г. По церковным меркам 282 года это небольшой отрезок времени. Тем более, что 9/10 этой дистанции нам неведомо документально. Так или иначе мы можем "дорисовать" картину своим богатым воображением. Так, - как, практически "из ничего" выкристаллизовался сам Новополевский приход.

Новополевский приход часто называли "захудалым", и на то имелись веские основания, ещё ненароком заложенные ктитором первого храма Алексеем Полевым. Во-первых храм это прихожане, а с этим-то делом у Полева был напряг! Ну мало народца, хоть лопни.

Со временем конечно, дело это поправимое, т.б. что правление его тёзки способствовало разрастанию населения. Но быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Полеву хотелось сделать всё быстрей. И на то были суровые реалии: род загибался и сходил со сцены, а по мужской линии уже виделось пресекновение некогда старинного боярского рода.

У Полева на памяти величие предков, а в том настоящем, нет уже никаких перспектив. И он предпринимает рекламно-маркетинговый ход, блестящий с современной точки зрения: привлечения внимания к своей персоне и роду. Конечно, доступными на то время инструментами. Перечень их не так длинен, но это работало!

Помните, ещё Гиляровский и др. авторы описывали такое явление как "колокол льют". Чем круче была легенда про новый колокол, тем был выше шанс с этим самым колоколом выделиться среди прочих. Небывальщина распространялась слухами, иной раз сами меценаты тратили средства на продвижение "литья". Не зря термин "отлить" часто синоним выдумки (наприм. "отлить пулю").

Появилось это не на пустом месте, и берет начало из седой древности. Даже сами монархи порой, выдумывали себе такую родословную, аж прямо от римских цезарей. А уж бояр, князей на этом поприще отметилось! И все иностранцы, все пришли из-за "бугра", либо от легендарного Рюрика, который... ну вы знаете! А вот народ, он тутошний, местного разливу. Помните:

- А чей это луг?

- Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса!

Так спрашивается, чем подданный царя - холоп  Алешка Полев (так он написал в челобитной) лучше (или хуже), всех тех кто свою родословную "отливал"?

Ни чем, всё в духе времен!

Вот он в малюсенькой вотчине строит церковь с легендарным прошлым. Причем, изначально можно бы построить церковь в д. Фоминской, которую он так нарёк в честь своего легендарного предка-князя, чем здорово подкинул работы современным историкам. Но церковь отчего-то возникает в д.Новой. Понятное дело, - Фоминская "старая и древняя". Ведь что бы получить полное понятие о старости-древности, надо намеренно рядом поставить новое и лигитимизировать его от старого. Как? Да очень просто!

Сначала создаётся нематериальное - легенды, письмена, росписи, слухи, поверья... (ну вы знаете!), потом и материальное, и неважно новое оно или нет. Традиция легитимности, правоприемственности от древнего, от того золотого времени - седых былинных времен работала на все сто! Материальное не заставило себя ждать.

Сооружена в вотчине церковь. Ведь не у всех в вотчине есть храм. Это круто! Это дорого! Ну как сейчас загородный коттедж. Набор своеобразных имитационных признаков высокого социального положения.

А, - скажете вы, - церковь деревяшка маленькая, там цены-то...

И кстати, здорово обделаетесь с таким заявлением. Это надо было челобитные стряпать, всякая головная боль, благословение владык всевозможных, а уж ритуалов с легетимизацией храма (чинопоследование, антиминс и т.д.) и вовсе пруд пруди. И всё расходы и расходы.

Приход малюсенький, и Патриархату не нужны хиреющие храмы. И это правильный подход, т.к. у закрытого храма прямая дорога к запустению, читай осквернению. Зачем престолоначальникам "плодить нищету" ведущую к таким последствиям? 

Но Полев сумел-таки "пробить" в верхах основание нового прихода, может и не в ущерб Бабинскому, куда большая часть наших костромских земель и входила. Немногим позже (1723-1724 г.г.) Новополевского прихода, от Бабино "отпочкуется" новый Бухаловский приход.

Вполне резонно, что бремя расходов понес сам ктитор и это были финасовые гарантии.  В документах засвидетельствовано, что церковь начала с 1657 г.исправно выплачивать "наверх" дань. Все накладные расходы по содержанию причта и сооружения были из кармана Полева. Что бы впредь выйти на реальную самокупаемость, нужен был какой-нибудь рекламный ход и финансовые вливания. А с ними туговато.

И Полев поступает классически - "отливает" в камне долгоиграющую пластинку: ту самую загадачную плиту и подкладывает к новопостроенной церкви и создаёт легенду чудесной и неоднократной переносимости в воздушной среде стройматериалов от якобы первоначального места постройки на "новое" место.

Т.е. его вотчина теперь отмечена перстом божиим. Да ещё с бутафорским (что многими признается) артефактом - плитой, с якобы  древнерусским начертанием имени его, Полева предка - гипотетического Федора Фоминского, от которого он и попытался вывести свой род.

Как же, - вот вам все атрибуты моего высокого статуса - церковь в вотчине древней, где одна из деревень носит имя князя Фоминского, громкая легенда о чудесной постройке храма и ага, - древнейшая реликвия невесть откуда взявшаяся, и напрямую подтвержавшая древность и рода и сего места.

И эта долгоиграющая пластинка будет играть ещё стописят лет, пока не попадется на глаза сыну местного дьяка Астрова и пойдёт писать губерния о глубокой древности сих мест, пока в конце XX века её не развенчает Кавельмахер!

Да, вот ещё штрих. А как можно ещё угасающий род спасти? Породниться с более могущесвенным и более древним родом. Ну так что ж, и за этим дело не постояло - родная сестренка Полева Прасковья Ивановна удачно с этим справилась, - вышла замуж за Салтыкова Михал Михалыча, магната той поры и соседа по вотчине. А уж их сынок Петр утащит Полевшину к себе в Бухаловщину. Вот так и решилась проблема с дальнейшим финансированием, пока хозяевами были Салтыковы - богатейшие люди того времени.

К 30-м-40-м годам XIX века, несмотря на постройку каменного храма А.Булгаковой, приход начал "сдуваться" и хиреть. Время стагнации и упадка затянулось из-за безденежья (доходов от треб), которое дамокловым мечом висело в виде ликвидации прихода и прикреплении его к другой церкви. Но тут то и появилась статья о могильной плите и о древности сего места написанная Астровым в 1872 году в Журнале Народного Просвещения. И Полев из "мохнатого" XVII века снова выдернул церковь из небытия.

Нашлись люди кто вдохнул новую струю в жизнь прихода, у которого такая чудесная и креативная  история.
Последние поворотные вехи и люди запечатлены текстами, с которыми вам стоит ознакомиться. Это был феерический период славы прихода перед закатом его истории, который состоялся на Пасху 1939 года.  Смотрите что за люди! Это ж известнейшие персоны того времени! И в Новоплеве!

Ядра прихода, т.е. храма, нет. Нет центра притяжения - появляются центробежные силы и конец материи. Даже дело не в храме, а в культурных ценностях его - утвари: икон, книг, колоколов, записей, реликвий и т.д., ну, естественно, той пресловутой плиты. Пускай, это тотем местности, пусть, - но потеряв его, утратив главное, - вся эта материя расползлась на фрагменты и лоскуты.
Эти-то предметы и составляли дух и изюминку сего места, куда можно было-бы табунами водить туристов, показывать им самый звучный и большой в округе колокол, но ничего кроме руин и "мерзости запустения" мы потомкам не оставили. И даже на обломках сего чуда ничего подобного не скреативили.
Закончилось всё "колхозом" и в прямом и в переносном...

ПОСЕЩЕНИЕ В АВГУСТЕ 1880 Г. ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ЕПИСКОПОМ ЯРОСЛАВСКИМ И РОСТОВСКИМ ИОНАФАНОМ (ИОАННОМ) ПРИХОДА ЧТО В СЕЛЕ НОВОЕ В ПОЛЕВЕ

От Бабурина до Новополевской церкви менее двух верст расстояния, приход этот состоит из четырёхсот душ. Недостающее до нормы количество душ заменено вкладами вечного капитала в размере более двух тысяч рублей, с которых идут проценты на содержание причта.

Церковь каменная с таковой же оградою имеет в себе три престола: один в холодной церкви, а два других в теплой трапезной. Иконостас холодной церкви новый, изящный по отделкам, а иконостасы трапезы старые и только что можно сказать терпимыми. Библиотека скудная и книгами и древностями. Зато в церкви Полевской стоит полного внимания зрителей новая величественная икона Иверской Божией Матери, стоящая 100 руб. и для помещения иконы устроенная красивая золоченая рама с приличной лампадой, стоящая 100 руб.

В этих жертвах в храм Божий варазилось патриотическое чувство Новполевских прихожан в память избавления драгоценной жизни Его Величества Государя Императора от опасности 19 ноября 1879 года. Такое сочувствие к общей Всероссийской радости маленького прихода жителей, стоящего в глуши, стоит высого уважения и подражания многих других. Здесь не на словах, а на деле, перед лицем вездесущего Бога, изъявлена благовестная радость и благодарение Господу за сохранение жизни возлюбленного Монарха.

Ионафан

Владыка, узнавши историю сооружения сего церковного памятника, благовестно воззрел на благодатный лик Богоматери и положил перед нею особый поклон за бладоденствие Помазанника Божия, а прихожанам, собравшимися в храм, высказал похвалу за благоразумное распоряжение сделал всему приходу Архиерейское благословение.

Местный священник Константин Рожденственский видимо понравился Преосвященному своею распорядительностью и готовностью трудиться в устроении церковно-приходских дел.
 Не излишним почитаю привести здесь речь, которою приветствовал прибывшего Архипастыря означенный священник. Она, сколько помню, высказана так:

"Преосвященный Владыко, Милостливый Архипастырь и Отец! Вожделенно было для благочестивого царя и пророка Давида посещение Храма Божия, желая зреть красоту Господню и посещать ХрамСвятой Его, он веселился о возвещавшем ему: в дом Господен пойдем. Тем совершеннее наша настоящая радость - предстать, и явиться лицу Божиему на месте святом перед лицем твоей святыни и здесь встретить тебя, как Ангела Божия и Пастыреначальника цкркви. Не много таких радостных и светлых дней на памяти предстоящих пред тобою год, сея православныя паства, в моей жизни этот день первый и может быть единственный. Он сохранится в летописи церкви сея; он будет памятным в сердцах прихожан. И  откуда нам сие яко светитель Божий потрудился прийти, да испытывает и увесть пути жизни нашея в благословении ли, правде и истине они положены?

Не можем сказать, чтобы мы все повеленное нам исполнили, а только должное. еже должны Богом сотворити, сотворихом . И святый храм сий и его благолепие не представляют особенного в ряду других, более благоукрашенных храмов Божиих, и наше в нем делание и служение суть только слабые плоды добродеяния, едва ли достойные снискать тве благоволепие Презри же милостиво, Владыко Святый, не нас немощных год своих и преподай же нам тот мир, который некогда Господь даровал ученикам своим сказовени: мир мой оставляю вам, мир Мой даю вам. Благослови святителб Христов и предстоящий ад народ, преданных чад святой церкви, которые молятся за здравие твое и благоденствие выну по чину церкви, навсегда сохранить в сердцах своих благодарную память о твоем благодатном посещении их во святомхраме сем".

Архипастырь в ответ на приветвие благословил предстоящих в храме прихожан, завещав им слушать гласа своего пастыря и нелепостно посещать храм Божий, а священнику предложил более и более преуспевать в благотворной церковно-приходской деятельности, обещав обратить на труды его особое внимание.
(ЯЕВ, 1880Г.)


 

ТОРЖЕСТВО ОСВЯЩЕНИЯ КОЛОКОЛЬНИ ПРИ ЦЕРКВИ СЕЛА НОВОГО В ПОЛЕВЕ

2-го декабря 1901 года в селе Новом в Полеве Даниловского уезда, проходило торжество освящения вновь устороенной колокольни, воздвигнутой усердием и на средства С-Петербургской купеческой вдовы Натальи Никоновны Ивановой и покойного её мужа Ивана Ивановича Иванова, местных уроженцев и прихожан церкви села Нового в Полеве. Это их нашёл в С-Петербурге священник церкви Константин Рождественский, когда была большая нужда у прихода в благотворительной помощи.

Нужда в устройстве новой колокольни в названном приходе чувствовалась с давнего времени. Прежняя колокольня каменная, построенная вместе с храмом в 1808 г., вследствии строительных погрешностей, начала делать уклон от нормального положения на западную сторону и к последнему времени отклонилась от храма более аршина.

Такое положение колокольни, угрожавшее падением, глубоко печалило Новополевских прихожан. Но громадность средств, потребных, для устроения новой колокольни страшила малолюдный приход (450 душ. м.п.) и вопрос этот разрешился, поверьте не скоро, если бы Господь не возбудил на это мужа и жену Ивановых. Решение устроить новую колокольню, взамен накренившейся старой, было принято супругами во время смертельной болезни, постигшей Ивана Ивановича Иванова (ум. 16 декабря 1899 г.), но осуществить оное суждено было уже одной Наталье Никоновне Ивановой, оставшейся вдовой.

В течении года в местном приходе на месте ветхой и разрушавшейся, воздвигалась 2-х ярусная колокольня высотою 18 сажень, представляющую точную копию одной из Петербургских церквей. Всего на строительство и на устройство колокольни израсходовано 12000 рублей.

От этих же супругов с 1879 по 1883 г.г. на их средства храм был несколько раз капитально ремонтирован внутри и снаружи. Израсходовано 3000 рублей, а в 1887 г. ими было построено здание церковно-приходской школы стоимостью 2000 рублей. Внесено 14000 рублей на существование церковно-приходской школы.

Наталья Никоновна Иванова пожертвовала 4000 рублей на переливку большого колокола весом 300 пудов. Таким образом супруги Ивановы пожертвовали на эти нужды прихода в селе Новое в Полеве 35000 рублей.

Освящал вновь построенную колокольню священник Мологского собора Апполинарий Рождественский. Он сын местного священника Константина Рождественского, к тому времени отслужившего в приходе села Новое в Полеве 36 лет, и присутствовал на освящении колокольни. Апполинарий Рождественский вырос в этих родных местах.

Наталья Никоновна Иванова пожелала украсить колокольню более благозвучным звоном, и по благословению Архипастыря Ярославского Высокопреосвященного Ионафана, заказала в С-Петербурге на заводе Орлова новый колокол на 310 пудов.
Этот колокол, доставленный по железной дороге, от станции до села торжественно привезен народом.

Поднятие нового колокола назначено на 3-е марта 1902 года. Божественная литургия в Новополевском храме в этот день была совершена соборно: местным священником Константином Рождественским, священником церкви села Власуново Любимского уезда Леонидом Викторовым и священником церкви села Бабурино Константином Соколовым, в служении диакона. При этом из горожан города Ярославля, любителей пения был организован учителем Единоверческой школы С.Рождественским хор, который довольно стройно исполнил по нотам пение литургии.

По заамвонной молитве местный священник отец Константин Рождественский произнес поучение, разъясняющее смысл этих торжеств и благодарил Наталью Никоновну Иванову за то, что она сделала для Новополевского храма, и подарил ей от всего прихода церкви Святую икону Рождества Пресвятой Богородицы.
Стечение народа за богослужением было необычайно велико.

Присутствовали и земские начальники 1-го и 2-го участков Даниловского уезда Я.А.Ушаков и В.А.Китицын. По окончании молебна было провозглашено многолетия Царской фамилии, святейшему Синоду, Высокопреосвященному Иоану с богохранимою паствою, украсительнице и благотворительнице Новополевского храма рабе Божией Наталье.

Чин освящения колокола был завершен на площади церковной при многочисленной публике, затем по указанию мастера, колокол поднят был без затруднений на высоту 12 саженей и вскоре. Все бывшие при сем торжестве набожно перекрестились, услышав первый удар в колокол; звук раздался сильный и приятный.

Этим и закончилось знаменательное в жизни Новополевского прихода торжество и, присутвовавшие на нем с радостью стали расходится по домам. Звон колокола продолжал раздаваться в течении всего этого дня.
                                       (С.Рождественский) ЯЕВ 1901 г. офиц. часть

Та самая колокольня в Новом. Современность. 2012г.

СЛУЖЕНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО ТИХОНА, АРХИЕПИСКОПА ЯРОСЛАВСКОГО И РОСТОВСКОГО В ЦЕРКВИ СЕЛА НОВОГО В ПОЛЕВЕ

1909 г. Высокопреосвященный Архиепископ Тихон со свитой прибыл из Ярославля в село Новое в Полеве для совершения Богослужения и преподания христианского назидания местным прихожанам, живущим среди раскольников. Побуждением для такого посещения Владыкою Новополевского прихода послужили усиленные просьбы церковного старосты А.П.Смирнова и прихожан, обращенные к владыке совершинии в Новополевском храме по случаю исполнившегося столетия сего храма.

Тихон

2 мая совершено было Владыкою всенощное бдение в Новополевском храме. Архипастырю сослужили: местный благочинный церкви села Воскренского на Касти протоиерей Михаил Успенский; священники - церкви села Середа - отец Александр Разумов, церкви села Бабино - отец Константин Соколов, церкви села Нового в Полеве Михаил Архангельский, протодиакон П.Ракобольский, дьяконы - М.Белосельский, Г.Виноградов и Корсунский. На правом клиросе пел хор Его Высопреосвященства под управлением священника отца Василия Зиновьева, на левом клиросе - местный хор под управлением учителя Константина Шемятовского.
Число молящихся было 500 человек.
После всеношного бдения местный священник отец Михаил Архангельский сказал Владыке приветственную речь.
В тот же день Владыка посетил дом местного священника и здесь милостиво беседовал со служащими.
3 мая Высокопреосвященный Тихон совершил литургию в том же храме села Нового в Полеве. На малом входе Владыка возложил на местного священника отца Михаила Архангельского набедренник, каковое зрелище было весьма умилительно, особенно для Новополевских прихожан. После евангелие Владыка сказал поучение. Молящихся за литургиею было свыше 800 человек.
После литургии в доме церковного старосты А.П.Смирнова Владыке и сослужащим с ним были предложены чай и закуска.
В 11 часу Владыка отбыл на станцию Путятино, оставив в служащих и местном населении светлое воспоминание о его служении. Служение с Владыкою составляет высокое христианское утешение.
         К.Соколов священник церкви села Бабурино. ЯЕВ 1909г. Оф.ч.

 

О ЖИЗНИ СВЯЩЕННИКА КОНСТАНТИНА РОЖДЕСТВЕНСКОГО, ПРОСЛУЖИВШЕГО В НОВОПОЛЕВСКОМ ХРАМЕ 40 ЛЕТ

К.Рождественский родился в 1840 г. В 1865 г., после окончания семинарии, получил сан настоятеля церкви с. Нового в Полеве Даниловского уезда, где прослужил почти сорок лет до 1909 г.
Вот, что писали Ярославские Епархиальные ведомости в 1912 г. в связи с кончиной Константина Рождественского:

"1912 года 24 ноября скончался на 72 году жизни от порока сердца священник церкви села Нового в Полеве Даниловского уезда Константин Рождественский. Покойный был сыном дякона церкви села Стогинского, братом известного в своё время профессора Ярославской духовной семинарии в 1864 году. В следующем году Преосвященным Нилом был посвящен в сан священника к церкви села Нового в Полеве, при которой и прослужил почти сорок лет до 1903 года, когда по слабости сил вышел за штат.

Через год после того вновь поступил на священническое (нештатное) место при Мологской тюремной церкви, прослужил ещё пять лет до 1909 года, когда по болезни и старости оставил службу уже окончательно. Последние три года жизни покойного прошли в медленном, но постепенном угасании. Умер он тихо, спокойно, окруженный заботами старшего сына и его семьи.

Отпевание тела покойного торжественно совершено было в соборном храме, при участии многочисленного сонма духовенства. Погребено тело на Мологском городском кладбище. Добрые качества души покойного, его почтительно семейная жизнь, а равно выдающаяся деятельность в качестве пастыря церкви живо обрисована в приведенной ниже речи, сказанной при отпевании сыном священника Апполинарием Рождественнским:

<...Лично семейная жизнь твоя протекала не в блике, не в богатстве, не в знатности, но в скромных и даже тяжелых условиях, при том преисполнено было великих скорбей и печалей, которые перенес ты однако с великим терпением, и в которых Господь Бог видимо подавал тебе милость свою.

Детство, золотую пору человеческой жизни, провел ты в бедной и даже убогой обстановке своего родителя, сельского многосемейного дьякона. Годы юности, годы школьногог образования протекли для тебя уже не только среди бедности, но еще при том суровом режиме, о котором мы ныне вспоминаем с удивление и даже с ужасом. Вы, юные семинаристы того времени не знали тех удобств, в которых живут нынешние воспитанники духовных школ.

Не знали, например, улучшенных путей сообщения - пароходов, железных дорог и прочих, но из города на родину, с родины в город на большие версты, ходили более пешим образом, причем в нелегких котомках своих носили еще запасы хлеба и овощей для своего содержания. Не знали также удобных, светлых и теплых квартир, живя обычно в таких убогих, нездоровых помещениях, в которых часто кожные и и разные другие болезни.

Не пользовались и от своих наставлеников в школах тем гуманным общением, которое наблюдается ныне, но видели от них меры сурового и даже жесткого характера, во главе которых стояло телесное наказание. И вот всю эту горечь той суровой школьной жизни ты, наш дорогой, как сын бедных родителей, претерпел в самой обильной мере, испил эту горькую чашу до дна.

И,  что еще достойно не меьшего внимания и почтения в своей последующей жизни, этой суровой школы своей ты никогда не вспомнил с осуждением или обидой, но всегда с любовью и почтением. отдавая справедливость их уму и образованию.

Окончив курс школьного учения, ты вступаешь в брак и получаешь сан священника. Казалось, наступила для тебя пора уже светлых дней; - пора доброй, семейной и обезличенной жизни. Но нет, не судил Господь исполниться этим надеждам твоим. Священника ты место получаешь в маленьком сельском, захудалом приходе. Уже самое вступление в него показало тебе и твоей юной супруге, в каких тяжелых условиях придется вам жить.

Явившись совершенно без средств, вы не нашли здесь церковного дома и должны были встать на постой в убогой, маленькой комнатенке. Затем с первых же дней вы убедились, что при ничтожных средствах, получаемым духовником от прихода, устроить свой семейный очаг и сносное существование вам можно будет только своим трудом. Всю свою жизнь трудились и даже мучились так, как не работают и многие крестьяне землельцы. Этому  благоприятствовала  и твоя крепкая физическая сила, и беспримерная домовитость, и старательность твоей супруги, незабвенной нашей матери...

Прошли долгие годы, пока вы от трудов своих нажили свой собственный домик и хорошие достатки. У вас уже копилась порядочная семья, дети начали учиться. Но едва вы успели достичь этого благополучия, как ужасная гроза разразиласьнад тобой и домом твоим. Беспощадная болезнь подкосила уже подорванное здоровье дорогой твоей подруги. и она, незабвенная труженица, редкая из матерей, общая любимица всех её знавших, рано сошла в могилу, оставив тебя молодого вдовца с грудой маленьких сирот и с младенцем на руках.

Тут наступила на тебя такая трудная плоса в жизни , когда, казалось, кораблик твоего добытого трудом семейного благополучия должен был разбиться. Если и вообще вдовство - тяжелый крест, то для священника и ещё семейного сельского - это ужаснейшее бедствие.
Трусливо м жалостно жалась к тебе тогда осиротелая семья твоя, а ты сам пал духом.

Но Господь не попустил нового несчастья. Он, покровитель сирот, явно послал тебе помощь свою. Ты смирился перед неисповдимыми судьбами промысла. Воспрянул духом и при помощи Божией и добрых людей пнес на себе все тяготы жизни семейной, все заботы и труды по поднятию и устройству детей своих. И теперь можем сказать, - исполнял долг вполне благоуспешно, не только поднял, но и устроил ты семью свою, как только мог лучше, по своему состоянию и положению.
...Прошли и эти годы хлопот и забот, силы твои уже начали слабеть, годы уходить. Казалось, теперь уже можно будет пожить себе в спокойствие и в довольствиИ. И действительно, оставляешь ты уже свою трудную для тебя службу в приходе и пееселяешься в наш городок на более легкое место тюремного священника.

Но недолго продолжалась твоя спокойная жизнь, горе зашло вперед. Наступила пора болезней и старости.Вскоре же открылись у тебя тяжелые недуги, которые медленно, но упорно подтачивали твои силы, доставляя тебе иногда мучительные страдания и наконец, привели твою жизнь и совсем к концу.

Так на закате дней своих ты не получил желанного покоя и довольства. Так по истине, в скорбях началась твоя многострадальная жизнь, в скорбях протекала и в скорби закончилась.
О твоем служении в сане пастыря имеем утешение также знать и свидетельствовать, что оно было так доблестно и плодотворно, что по всей справедливости может служить добрым уроком и для всех современных пастырей церкви.

Оставил приход свой преемнику уже не захудалым, а одним из лучших приходов своего округа.
На первых же годах служения, при сокращении штатов и приходов, твоему приходу, по малочисленности населения и недостаточности средств к поддержанию причта, угрожало закрытие и приписание к другой церкви. Но ты не допустил этого.

На свои скудные средства предпринимаешь поездку в столицу к благотворителям искать помощь бедному деревенскому приходу, и находишь её, привезя с собой в виде вечного вклада в обеспечении прихода более достаточную для того сумму.
Не проходило года, чтобы в твоем храме не проводился ремонт, улучшение, не приобреталось ценного украшения. Исправив одну нужду, ты, обычно принимался за другую.

Особенно близкими твоему сердцу были следующие высокоценные приобретения: устройство новой колокольни вместо прежней покачнувшейся, приобретение большого звучного колокола, украшение живописью внутренностей храма, сооружение дорогих икон в память исторических событий отечества: Иверской Богоматери в память спасения жизни Императора Александра Второго.

В МАРТЕ 1886 года тобою в новом просторном и светлом здании уже была открыта церковная школа. С этим открылась для тебя твоя новая деятельность по званию заведующего и законоучителя, это ты совершал почти двадцать лет. Школа стала одной из лучших в епархии...>
ЯЕВ 24.11.1913 Г.

ЛЮДИ И ДАТЫ НОВОПОЛЕВСКОГО ПРИХОДА

В 1865 г. священник Константин Рождественский.
1865 Г. - НАГРАЖДЕН  набедренником села Нового в Полеве дьячек Экзакустадион Астров за долговременную и полезную службу.
1872г. - церковный староста Еким Антонов
1875 г. в списке присяжных заседателей Даниловского уезда значатся: быший церковный староста д. Терехино Еким Антонов и полущающие доходы до 200руб. - Михаил Сухов д. Терехино.
В 1882 г. в теплой церкви села Нового в Полеве в двух приделах возобновлены обветшавшие иконы, в алтаре сделана новая оконная рама. Израсходовано 75 руб. с разрешения Епархиального начальства.
1885г. в новополевском приходе зафиксировано 23 раскольников обоего пола.
1885г. награжден за службу ко дню святой Пасхи священник Константин Рождественский.
1885 г. умер пономарь Михаил Богородский 72 лет.
1885г. утвержден штатным псаломщиком при церкви сверхштатный дьячек Алексей Богородский от 9 июня.
По определению Духовной Консистории, утвержденному Его Преосвященством 5 декабря, прихожанину церкви села Нового в Полеве Даниловскаго уезда, крестьянину деревни Коровино Эрасту Ефимову Садилову преподано Архипастырское благословение с выдачею свидетельства за устройство на свои средства киота на икону Св. Пантелеймона, стоящ. 360 руб. и футляра на Св.Ковчег, стоящ. более 30 руб. и за другие пожертвования в церковь, а всего как 450 руб.
1888г. 22 марта в селе Новое в Полеве Даниловского уезда открылась церковно-приходская школа в построенном вновь здании. Наблюдатель середской священник Добротин, который был при открытии этой школы. В том же году обучалось в церковно-приходской школе 16 человек мужеского пола и 5 человек женского пола. Закреплен за богородской школой в Новом Полеве священник из с.Середа Василий Добротин. В тот год стал работать учителем в Богородской церковно-приходской школе Е.Орлицкий. Школа была признана особо хорошей.
1889г. в школе Новополеве училось 54 человека муж. пола и 10 женского.
1892г. попечители школы крестьяне И.Иванов и И.Смирнов, заведовал К.Рождественский, преподаватель Е.Орлицкий.
1893г. прихожане церкви села Нового в Полеве соорудили для сей церкви колокола весом 112 пудов 20 фунтов, стоимостью 1800 руб.
1894г. учитель новополевской школы Сергей Орлов определен 13 февраля 1894г. во священники к церкви села Гужева Даниловского уезда.
1897г. окончившая курс Ярославскго Епархиального женского училища Екатерина Градусова, направлена учительницей в новополевскую церковно-приходскую школу.
1893, 1896г.г. староста церкви Андрей Захарьев.
1894г. Архипастырское благословение старосте церкви крестьянину Андрею Максимову и С.-Петербургскому купцу Потомственному гражданину Дмитрию Петрову с выдачей свидетельства  за пожертвование Максимовым 300 руб. на покупку церковной утвари и приобретении от посторонних лиц 1800 руб. на новый колокол.
1895г. сделал пожертвования в новополевскую церковь Санкт-Петербургский купец Дмитрий Иванов - подарил икону Воскресения Христова для горнего места в холодном храме, стоимостью 100 руб. Также пожертвования были сделаны крестьянином деревни Тесы Иваном Румянцевым: икона Св.Николая Чудотворца в резном вызолоченном киоте и к ней подсвечник и лампада стоимостью 600 руб.

Священник Николай Николаевский, настоятель Новополевского храма с 1917 г. Фото из архива родственников. На обороте надпись: "Ник.Николаевский Г.Г.Красильникову"

 

 
Просмотров: 2582 | Добавил: sidorovskyi | Теги: полевшина, богородская церковь, новополево, полево | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 21
avatar
0
1 bazaltdanila • 13:39, 26.02.2017
приход вышел из небытия в небытие и ушел. не печалься более великое растворилось почти бесследно, растворится и этот фейк. всё вымыслы.
avatar
0
2 sidorovskyi • 05:52, 27.02.2017
Наследие укокошили, а ты: - "не печалься".
забавно
avatar
0
6 bazaltdanila • 18:24, 27.02.2017
а кто укокошил? свое же. плоть от плоти. соль земли. а не пришельцы с бластерами. вспомни пр.преображенского
avatar
0
7 sidorovskyi • 05:35, 28.02.2017
И что там говорил Преображенский насчет новополевского храма)
avatar
3 Андрон • 08:05, 27.02.2017
"в небытие и ушел"- Я не согласен покуда помнит хотя бы один человек, любое событие или люди не уходят в небытие.
avatar
4 olegmilitari • 14:11, 27.02.2017
Тут вопрос материального/нематериального. Ведь в головах бытие нематериально, а товарищ расценивает храм, приход, реликвии, предметы и т.д. как материаальное. Что в принципе так и есть. Этих вещей как и не наблюдается. "Уйти в небытие" -, перестать существовать. Он же не сказал "предать забвению". "Бытие"- это значит существовать, руками там потрогать можно, что наблюдаешь, ощущать и т.д., а "небытие" как раз и есть, то что в в нейронных связях, сигналов мозга и не более того. А реального объекта нет - он "небытует".
Пример - храма Рождества на Богоявленке нет, а некоторые помнят, он бытует, или небытует?
avatar
0
5 bazaltdanila • 18:18, 27.02.2017
типа я это и имел в виду - потрогать, пощщупать. халва-халва, а слаще не станет
avatar
13 Pan76rus • 12:52, 07.03.2017
я знаю где руками можно потрогать кой какие реликвии этой церкви, но время не пришло еще
avatar
14 rovaniemi • 14:47, 07.03.2017
а я вернусь домой и потрогаю.
но только 1/1000 (ПРИМ.) часть из всего.
avatar
16 Pan76rus • 11:10, 09.03.2017
хорошо тебе
avatar
0
15 sidorovskyi • 18:38, 07.03.2017
А не боишься, что тебя могут "кокнуть"?))))
Когда мы писали об иконах старообрядческих в молельне сидоровской в ЗК и СК в 2010-2012гг (а там иконы на порядок были древней и ЦЕННЕЙ, чем в православных храмах), были неоднозначные "звоночки" и "антиресование" и ГВК хотел ваще поубрать перечень.
avatar
8 Андрон • 07:50, 28.02.2017
Согласен, если рассуждать об этом с материальной точки зрения, то да, тело утратив свое физическое свойство перестает быть, но есть еще и абстрактное бытие и Вы сами это косвенно подтверждаете последним предложением. К тому же помнить -  значит хранить, а как хранить то чего нет. И для людей которые помнят это все таки бытует.
avatar
9 rinda2010 • 20:20, 28.02.2017
про закрытие и снос церквей нашел статейку    http://kritix.ru/religion-and-atheism/2011-pochemu-vz    
не знаю все правда или нет , может кто прояснит?
avatar
10 rovaniemi • 12:50, 01.03.2017
статья в целом объективная. но там как говорится есть перегиб. особенно в конце, дескать  если церкви и работали то там служил руководитель-поп. это не так. даже если церковь не закрывали, то батюшка был даже самый обычный. и да, приход влачил самое жалкое существование. но опять же, как тогда община довела до такого состояния храм? а ведь в истории, и даже далеко ходить не надо (пог. бор-голышкин) простые прихожане доезжали до высшего руководства, костьми ложились, но сохранили не только цекрковные службы, храм, но и отстояли практически всё материальное наследие, накопленное за столетия. заходишь в такие храмы и удивляешься. и таких фактов немало. по данному случаю можно сказать, что в этом (и аналогичных) приходе не оказалось истинно верующих, кто бы мог встать на защиту. печально, но факт. более того, но многие прихожане сами неистовствовали при разрушении и разграблении своего храма. кто по указке сверху, а кто и самостоятельно и ещё хвалились этим, а бывшие прихожане либо молчали, либо одобрительно "лайкали".
а м горький же удивлялся мол семь лет прошло с массовых крестных ходов, и эти же люди повыкидывали святых из рак. и никто не встал на защиту.
надо признать, что веры-то у подавляющего кол-ва людей не было и нет. ибо есть вера в деньги. это у всех!!! именно эта вера заставляет вас вставать аж в пять часов в любую погоду и делать что требуют. именно эта вера отнимает большую часть жизни. именно эта вера объединяет вообще все народы, что не удалось сделать ни одной религии. даже ни одна религия не сможет существовать без денег. медицинский факт.
спасибо за статью.
avatar
11 domoart • 19:31, 01.03.2017
Про веру в деньги точно подмечено. В храм не пойдешь иной раз, а за рублем хоть удавись.
avatar
0
12 sidorovskyi • 08:37, 05.03.2017
ВОТ ЧТО НАС ПОДПИРАЕТ

Результаты опроса оказались ошеломляющими! Соблюдаете ли вы Великий пост? С таким вопросом 76.ru обратился к своим читателям на портале и в группе «ВКонтакте». Самым популярным ответом стал «Не вижу в этом смысла» (49,1%
опрошенных). 26,4% признались, что соблюдать пост слишком тяжело для
них. Частично ограничивают себя 18,3% респондентов. И лишь 6,2%
опрошенных пост соблюдают. Всего в опросе приняли участие более тысячи ярославцев.

Оригинал материала: http://76.ru/text/newsline/273015279738880.html?full=3

А ВОТ ТАК  ПОСТИЛИСЬ ПУСТОЗЕРСКИЕ УЗНИКИ
avatar
17 rinda2010 • 08:51, 14.03.2017
так ведь это монахи-староверы, ноне уж таких нет поди. есть люди, постятся, ходят с кислыми лицами, голодные злые и на каждом шагу всем рассказывают , как поститься лучше.может не с этого начинать путь к вере? один батюшка сказал " в пост не главное мяса не есть, главное друг друга не есть"
avatar
18 Pan76rus • 13:00, 14.03.2017
нынче все странствующие
avatar
20 rovaniemi • 13:30, 14.03.2017
...или больные. пьянство ведь болезнью признано)
avatar
19 rovaniemi • 13:29, 14.03.2017
Это не батюшка сказал, а преп. Амвросий Оптинский. Батюшки токмо его цитируют.
avatar
avatar
Copyright MyCorp © 2024