На страницу: Бухаловская летопись
ИСТОРИЯ ТРЁХ ЗАБЫТЫХ ХРАМОВ
В газете: Северный Край "А есть такие волости, где сплошь почти раскольники..."
В альманахе: Ярославское Верхневолжье. Мышкин. 2013 г.
Немногим более ста лет назад, 17 апреля 1905 года вышел знаменитый Высочайший указ о веротерпимости. Вся старообрядческая Россия с большими надеждами ждала этот законодательный акт. Одним из пунктов указа было разрешение на постройку храмов и молельных домов старообрядческим общинам. После выхода ряда указов, вершиной которых был вышеупомянутый документ, в наших окрестностях стали появляться культовые строения ставшие выразителями духовных треб того или иного течения. Свидетелем тех событий, и единственным сохранившимся, хоть и в плохом состоянии, объектом среди аналогичных построек в окрестностях, являются остатки молельного дома, который находится на восточном краю деревни Сидорово. В селении, насчитывающем в начале XX века более 250 человек, имелось две старообрядческие общины: Поморское согласие (беспоповцы) и Белокриницкое согласие (поповство). Первые своим духовным истоком считали Старообрядческий скит, основанный Данилой Викулиным на реке Выге в Поморье – отсюда и название. До сего времени последователи этого течения так и не обрели священства. Обязанности попа (отсюда – «беспоповцы») исполняет староста общины. Поморцы считались всегда наиболее стойкими и «упёртыми» в вере.
Спор поповца и беспоповца
Белокриницкая иерархия называется в честь города Белая Криница на Западной Украине, в начале 19 века находящемся под юрисдикцией Австро-Венгерской империи. Там и возникла эта община, которую возглавил митрополит Амвросий. Вот отсюда и термин «австрийцы». Наряду с этими двумя ветвями старообрядчества существовали еще и единоверцы. Конечно, в Бухаловской волости тремя направлениями старообрядчества, количество не ограничивалось. Идёт речь о тех согласиях, которые имели свои храмы. (см. ознакомительный материал в конце статьи). Не будем сейчас углубляться в историю всего староверия, и разных толков и течений его, потому как можем завязнуть в таких дебрях, которые напрочь скроют тему повествования. При желании каждый, если захочет, может найти информацию об истории этих верований.
У староверов белокриницкой веры («австрийцы») главным в округе был храм в деревне Елохине, что близ с. Вятского. Но и в сидоровско-бухаловской стороне поповщина пустила глубокие корни, и наряду с поморцами, поповцам требовалось построить свой храм, что они и сделали, воспользовавшись государственными указами в либерализации законов о религии. Предположительно, это произошло около 1907-1910 г. Точную дату постройки ещё предстоит выяснить. Храм располагался около деревни Бреднево, с её западной стороны. Одновременно было образовано и кладбище. Косвенным подтверждением возникновения бредневского кладбища в этот период (не раньше) служит книга "Русские крестьяне. Жизнь.Быт. Нравы", где перечисляются все имеющиеся на тот момент старообрядческие кладбища в Бухаловской волости. Но этого кладбища, как и рудлевского там не указано. Это можно объяснить тем, что материал начал собираться для этой книги в 1897г., и если бы это кладбище существовало, то непременно попало бы в поле зрения авторов данного раритета.
Фундамент (остатки его находятся около захоронений Виноградовых) постройки был кирпичным, прочным - сама же церковь деревянной. Рассказывали, что церковь эта задумывалась кирпичной, но что-то не срослось.Старожилы (практически все) называют эту церквушку дощатой. То есть из досок. По размерам церковь уступала сидоровскому храму. Просуществовал бредневский храм до войны. Стоял бы он и ещё дольше, но эту церковь уничтожил пожар. Есть свидетельства, что это случилось буквально перед войной. Моя двоюродная бабушка Мария Ивановна Красильникова (1911-2010), вспоминала, что незадолго до войны она ходила в эту церковь освящать пасхальные куличи и яйца. Настоятелем этой церквушки в то время был житель деревни Фоминское о. Иван Николаевич Прусаков. После утраты храма, часть общины перешла в лоно беспоповства, т.к. сидоровский храм был непосредственно при деревне, ну а другая часть приверженцев бело-криницкой веры стала посещать весьма неблизкий храм в Елохино.
А история же бредневского кладбища, на котором хоронят и в настоящее время, - продолжается.
Бредневское кладбище -последне пристанище старообрядцев белокриницкой веры. 2012г.
Нельзя не упомянуть про единоверцев, хотя представителей этого вполне легального течения было не так много в наших местах. Единоверческая церковь была образована в конце 18 века. Государственное признание, единоверцы получили в царствование императора Павла I. Благодаря официальному признанию властями, в период репрессий Николая I против старообрядцев, единоверцы получили сильное развитие. Многие старообрядцы, в частности московские федосеевцы, перешли в единоверие. Очевидно, что светские и церковные власти создавали эту церковь с целью упрощения контроля над старообрядцами, а также для внесения раскола в их сплоченное движение.
Так вот, в д. Рудлево, что за Кастью, недалеко от с. Бухалово находилась единоверческая церковь. Была она деревянной. Фото этого храма сохранилось и позднее будет представлено здесь. Построен он предположительно в 1909-1910 годах. Это видно и из архивных источников, (ГАЯО Ф. 230., Оп. 2. Д. 5451. Л. 38 об.- 39; Ярославские ЕВ. 1910. № 33. С. 638) так и из биографии единоверческого епископа Вассиана (Иван Веретенников 1877-1937). Где сообщается, что 13 апреля 1910 года он принят в Ярославскую епархию на священническую вакансию в построенную в 1910 году в деревне Рудлево Даниловского уезда Ярославской губернии единоверческую церквовь. В Рудлево он был рукоположен в сан диакона, а потом и иерея. Во время своего служения в рудлевском храме о. Василий принимал участие в миссионерских крестных ходах с чудотворной иконой прп. Анны Кашинской. Как и в случае с бредневской церковью, возле рудлевского храма образовано кладбище.
о.Вассиан (Иван Веретенников), настоятель в д.Рудлево.
Анкета, составленная в 1930-х годах на Веретенникова И.Ф.
«Поморцы» д.Сидорово решились на постройку храма, который должен стать своего рода центром всех окрестных старообрядцев, придерживающихся поморской веры. Надо сказать, что до описываемых событий на этом месте стоял деревянный молельный дом, вероятно существовавший на полулегальных условиях. В архивных источниках за 1885 год, сказано что «молельня существует с давних пор». Под молельню использовался дом или часть дома крестьянина Сергея Ивановича Красильникова. Почему именно там? Скорее всего, это был способ конспирации. Да и удобное расположение на восточном краю Сидорово. Но первоначально постройка значилась в документах как жилой дом. В деле о разрешении постройки каменной молельни от 1907 года говориться, что она должна заменить деревянную молельню, пришедшую в ветхость. Ну, а какая ветхость у деревянной постройки? Минимум 50-60 лет. В 1980-е в Сидорове были еще 1-2 дома 1850-60-х годов. (Дом Синициных стоит и поныне) По страховым табличкам дату установить труда не составляло. А начала 1900-х годов постройки, было подавляющее количество довольно крепких ещё домов. Именно на рубеже 19-20 веков происходило массовое обновление, как сейчас бы выразились, жилого фонда. У крестьянства начал расти уровень жизни. Итак, можем предположить, что как строение (дом), объект существовал с 1840-х годов. А как молельня?
Толчком к постройке нового капитального сооружения стал вышеупомянутый указ от 1905 г. От момента указа и до начала строительства прошло почти два года. Небольшой срок для раскачки. Зимой 1907 года сидоровская Поморская община старообрядцев приступила к реализации своего замысла. От всей общины были выбраны активисты: Василий Сергеевич Романов, Григорий Харитонович Сорокин и Александр Корнилович Синицын (они же были делегированы общиной) во главе со старостой общины Акимом Степановичем Красильниковым (1837-1915). Был подготовлен план молельни и прошение о разрешении строительства Ярославскому губернатору, и 6-го февраля 1907 года в строительном отделении губернии дело рассматривали губернский инженер В.И. Кузьмин и губернский архитектор И.И. Окерблом.
Судя по почерку, прошение писал Григорий Сорокин.
После рассмотрения прошения с приложенными документами, был вынесен вердикт о несоответствии плана строительному уставу 1903 года с тремя поправками, а именно: а) каменную постройку нельзя сопрягать с ветхой деревянной; б) фасад имел неприглядный вид; в) нет разреза объекта и плана привязки к местности. Из первого пункта видно, что община хотела сохранить первую деревянную молельню.
Обычные строительные требования, никаких придирок. Далее их проект отослали с урядником на доработку. И очень быстро, уже 28 февраля старообрядческая община представила новый план в строительное отделение. 15-го марта 1907 года теми же чиновниками проект был рассмотрен с учётом поправок и разрешён к применению. Правда, этот документ должен был ещё подписать губернатор, а при отсутствии оного вице-губернатор. Но как видно всё прошло гладко и 13-го апреля того же года на постановлении о постройке молельного дома красовалась подпись вице-губернатора В. Кисловского. Рапорт о принятии решения был доставлен доставлен в Сидорово, где в получении оного подписались Григорий Сорокин и Аким Красильников ("екимъ красильниковъ" - мой прапрадед - авт.).
Интересный факт: все четверо крестьян были грамотными, что видно как из прошения, так и из подписей рапорта. Мало того, Сергей Романов имел каллиграфический почерк.
Пройдены последние бюрократические препоны и работа закипела. Для спорой работы имелось всё. Кирпич изготавливался в соседней деревне Старово Михаилом Морозовым. Но некоторую часть кирпича возили из деревни Окунево, где было массовое производство этого популярного стройматериала, о чём говорит немалое количество кирпичных построек в этой деревне.
Рабочих не было необходимости подряжать из других мест, так как каменщиками и штукатурами были многие из сидоровских семей. Строительный опыт ими был получен на отходе в Петербурге. Любопытную историю рассказал А.Салов, имеющий корни из д.Окунево. С его слов, в этой деревне поначалу вообще задумывали построить церковь т.к. Окунево и Чурьяково, и другие закастинские селения в весенние разливы были продолжительное время отрезаны от приходского храма в с.Никольском, что в Корзле. Приходилось посещать храм в Глазово.
Окуневские заводчики запасли большой объём кирпича для большой стройки, предвкушая прибыль, но что-то там, в верхах не так пошло и план постройки церкви заменили часовней. Образовался лишний стройматериал. Пришлось сбавлять цену, что бы быстрее вернуть затраченные средства и получить прибыль. Этим и воспользовались сидоровцы. Также объясняется и то, почему кирпич стали завозить задолго начала стройки. Сидоровский молельный дом был в основном возведён в 1909 году.
Этот небольшой и как бы сейчас выразились, компактный храм был украшением деревни Сидорово. Он имел одну главу на шатровой крыше и одну на небольшой звоннице. Молельня была без алтарной пристройки, так как старообрядцы поморской веры принадлежали к беспоповцам. Официально храм назывался «Молельный дом Старопоморской веры Филипповского согласия». На проекте видно два молельных зала, и четыре вспомогательных помещения в центре которых для обогрева в холодное время имелось три печи.
Проект от 1907 г.
Надо признать, что окончательный вариант постройки несколько отличается от заявленного проекта. На проекте ассиметричное расположение звонницы, а в реальности строение было симметрично. Когда и почему были внесены поправки - сие пока не ведомо. При осмотре аналогичных построек поморцев в Прибалтике видится явное их сходство с сидоровской молельной, будь то деревянный, либо кирпичный храм. Стиль, как видно, един – звонница с главою над входом и прямоугольное помещение с шатровой крышей, которую венчала вторая глава. Всё просто и аскетично выстроено в одну осевую линию!
(реконструкция по опросам старожилов).
Немного позже, после отчаянных попыток найти хотя бы одно изображение сидоровского храма, удача улыбнулась и мне прислали обнаруженное в семейном архиве фото этого уникального сооружения.
Как видим, общий план совпадал с тем, как его описывали старожилы. Подтвердился и рассказ о том, что колоколенку молельни копировали с бухаловской звонницы. Отличия небольшие: арки сидоровской звонницы имели в верхней части заострение, глава больших размеров. Барабан более изящен, и на обитом железом куполе нет круглых и треугольных слухов. Ну и размеры колокольни молельни были скромнее.
Фасад молельни украсил эркер с многорустичным сводом из фигурного кирпича. В своде были большие резные филенчатые двери. Эркер служил главным входом и образовывал невысокую звонницу. Оконные проёмы заслоняли кованные витые решётки. Потолки в некоторых помещениях обрамлял незатейливый лепной карниз, который сохранился кое-где до наших дней. Многие кирпичи в кладке молельни с именными клеймами. Литеры "ММ" с большой долей вероятности можно отождествить со старовским Михаилом Максимовичем Морозовым, у которого в д.Старове находился небольшой кирпичный заводик.
фото 2009 г. Храм был построен буквально в предгрозовое для страны время. И многое из задуманн ого было не сделано. В частности не доделана, как хотели роспись залов, которую выполнял местный крестьянин-начётчик Василий Иванович Волков. Не проведено благоустройство территории, внешнему виду которой поморцы всегда уделяли большое внимание. Да, при этом храме нет кладбища. Ведь сами поморцы всегда выбирали для таких целей укромные и тихие места. Источники указывают, что старообрядческие кладбища существуют "не известно с каких пор". И последнее их пристанище - урочище Починок за с.Бухаловым, в лесу, в четырех с половиной верстах от Сидорово. Среди деревьев, недалеко от Марьина (Степатина) ручья ещё заметны надгробные холмики бывших прихожан и строителей сидоровской молельни. Последние похороны там прошли в начале 1960-х годов. Кресты ещё стояли в 1970-м году. Очень тихое и не приметное место, никем не посещаемое. Покой, одним словом… А говорят, что сюда, на Радоницу, ещё в послевоенное время шли вереницы народа.Починковское кладбище. 2009г. Старостами молельни (общины) в разное время были Николай Акимович Красильников (Сидорово), Ираида Осиповна Куликова (Андрианова) (Сидорово, Стокшино) и Кутузов (Кузнецово). Достоверно известно, что храм использовался по назначению вплоть до самого разрушения. Красильников Н.А. (1881-1954) В 1959 году властями было решено переделать молельню в механическую мастерскую местного колхоза. Тракторами с помощью тросов были опрокинуты главы храма, разрушена звонница. Внутри были снесены некоторые стены. А в восточной стене была проделана брешь с воротами для заезда техники...
Так выглядела МТС (молельня) на рубеже 70-80-х годов 20 века. Восточная сторона. Снимок предоставил rinda2010
Сидоровская мастерская. Бывш. молельня. 1995 г Вот такая, почти полувековая судьба этого храма. Из трёх старообрядческих храмов сохранился лишь один, да и то в плачевном состоянии. Постройка действительно редчайшая. Если попробовать поискать сохранившиеся аналоги в сети (а я попытался), то вас ждет разочарование. Ни одного фото я не нашел, за исключением прибалтийских храмов, да и то они деревянные.
Многим из нас больше мила сердцу картина с маленькой сельской церквушкой, чем огромные и помпезные, залитые искусственным светом храмовые комплексы. В детскую бытность, я проводил лето в деревне Сидорово. Из центра деревни (селение это изогнуто и поэтому молельню с западного края не видно) я часто смотрел на неё в лучах заката. Слева и справа деревянные избы, а на краю в сени берёз, освещенная заходящим солнцем алела молельня. На душе было тепло и радостно и в тоже время, отчего то грустно… Я, может быть, и дольше бы любовался этим захватывающим зрелищем, но заходящее солнце быстро уносило свой красно-оранжевый свет за горизонт, всё меркло, и деревня возвращала меня в реальность своими обыденными бытовыми звуками.
Русские крестьяне. Жизнь. Быт.Нравы. фрагмент ("...беспоповская моленная в д.Сидорово в доме крестьянина Сергея Иванова" - это Сергей Иванов Красильников. - прим. А.К.) Наверх страницы Следующая страница: Погост Бабин - начало Корзлина стана »