В предыдущем материале о поездке в село Озёрки, в дополнении о фресках и надписях в алтаре Успенского храма, было показано о некой связи этой церкви с Киевским Софийским собором. Связь эта недвусмысленна, как кажется на первый взгляд. Ведь автор заказа росписей не обладал фотоснимками Софийского собора из далёкого Киева по вполне понятной причине. Но, что-то должно было зацепить заказчика на параллелях. Неслучайно дана и подпись под фреской "Стено Нерушимая", что мол, оригинал находится в Киевском Софийском соборе, построенного в 1038 г. князем Ярославом, и выполнен мозаикой, что на самом деле так и есть.
Ну, кто строил храм, определённо точно можно сказать - это супруги Поздеевы. Они-то и были владельцами сего места, и ктиторами храма. А вот на вопрос, - являлись ли они заказчиками росписей, сразу ответить не так-то просто, по причине отсутствия информации о их материальных возможностях. Но, тем не менее, мы всё-таки можем сделать определённые выводы на основе тех фактов, которые нам известны.
Во-первых, постройка каменного храма в те времена, да ещё в глубокой провинции, вещь чрезвычайно дорогая. Где-то я читал, что при постройке кирпичного дома, при обжиге кирпича (глина-керамика) необходимо спалить кубатуру леса (дров) сопоставимого с объёмами древоматериалов идущими на постройку двух, двух с половиной крестьянских дворов. Это было действительно дорогое удовольствие. Неслучайно, что только при возросшем уровне крестьянских доходов и только конце XIX века в наших сёлах, деревеньках стали появляться каменные гражданские постройки. Причём они и строились в крепких крестьянских общинах. На деле это мы можем наблюдать на примере д.д. Окунево, Сидорово, Старово и др.
Окунево самая многочисленная деревня, славилась не только отходниками-печниками, но и несколькими кирпичными заводами. Результат: первенство в количестве каменных построек среди наших деревень. На исходе XIX века там даже замахнулись было на постройку церкови, но в конце концов ограничились часовней, которая не сохранилась до наших дней.
Сидорово на начало XX века - вторая деревня по количеству каменных объектов. В ней насчитывалось пять гражданских построек (3 дома, амбар и школа) и старообрядческая церковь (молельня), которая строилась на личные средства старообрядцев.
Можно, конечно продолжить обзор с каменной темой в других деревнях, и такие примеры есть, но так можно отдалиться от основного повествования. Я просто показал вектор для понимая того, что каменное строительство вещь дорогая, и далеко не в каждой деревне такие строения водились. Каменные постройки это предмет гордости деревни, вроде как деревня с городскими замашками. Вспомним поговорку "как за каменной стеной".
Так, вот если это в начале XX века было дорого, то представим насколько это было накладно в середине века XVIII-го! Т.е. Поздеевы были пионерами в каменном строительстве в наших палестинах. Каменные церкви у нас начали появляться спустя лишь, почти через тридцать лет. Целое поколение! Гражданских построек из кирпича так вообще не было. А, уж во всём большом, тогдашнем Даниловском уезде было всего четыре населённых пункта, где были кирпичные церкви. Теперь, к чему я веду.
А к тому, что эта чета Поздеевых была далеко не бедна и вполне могла себе позволить сразу заказать и роспись храма после положенной трёхгодичной усадки. Жаль мы не знаем год их кончины. Русский православный некрополь не даёт ответа на этот вопрос, говоря лишь о том, что их (Поздеевых) могилы находятся у паперти храма. А позже, при расширении церкви (приб.1814?) захоронения вошли в пределы трапезной. То бишь, они в настоящее время там и находятся.
А теперь в пользу того, что Поздеевы хотели этими знаками что-то сказать, либо показать некую связь Успенской церкви с древнейшим каменным храмом Руси - Софийским собором (1017-1038) будет говорить... купольный крест Озерковского храма. И знаете почему? А хотябы потому, что он по своей форме уникальный во всей нашей округе! Да, представьте себе, единственный! И классифицируются такие кресты как домонгольские. Ну, что ж давайте, коли дело дошло до формы крестов, разберёмся и с ними.
Коллаж из окрестных храмов. Кресты: 1.Бабино (восьмиконечный). 2.Середа (восьмиконечный). 3.Озёрки (четырёхконечный, солярно-лунарный или домонгольский). 4. Бабурино (восьмиконечный). 5. Новополево (шестиконечный с сияющим перекрестием). 6. Глазово (восьмиконечный). 7. Никольское-в-Корзле (восьмиконечный). 8.Бухалово (восьмиконечный). 9. Федоровское-в-Подвязье (восьмиконечный). Здесь можно убедиться, что Озерковский крест единственный в своём роде. Можно пойти и дальше и, наверное выйдет так, что он один такой, во всём Даниловском районе.
Все купольные кресты на Руси делятся на два больших вида. Четырёхконечные и восьмиконечные. Были и шестиконечные, но их по сравнению с первыми и вторыми не так уж и много. Хотя и у нас есть один редкий экземпляр, который ещё можно лицезреть и о котором я упомяну позднее. Четырёхконечные тоже в свою очередь делились на просто кресты и кресты с полумесяцем, которых в Древней Руси была основная масса. Именно они и называются в научной литературе домонгольским, т.е. появившиеся до 1237 года.
Такие кресты вызывают массу кривотолков как у народа, так и у некоторых недалёких гидов. Вспоминаю, как в Вологде при рассказе о истории Вологодской Софии , гид сказала, что полумесяц в основании креста это символ победы над монголо-татарским игом. Ну, и в народе само-собой гуляет эта байка и даже, вроде бы, среди весьма просвещённых людей. Ведь у нас в основном полагаются на агенство ОБС. Но, всё абсолютно не так.
Озековский крест. 1764г.
Множество храмов построенных задолго до пресловутого монгольского ига имели четырёхконечные кресты в основании которых был полумесяц. За примерами далеко ходить не надо. Дмитриевский собор во Владимире возведённый в 1197 году обладает именно таким крестом. Причём доказано, что это подлинник. Т.е. это было ещё до Битвы на Калке, а уж до Батыева нашествия и вовсе за 40 лет.
Крест Дмитриевского собора. 1197г.
Теперь стоит рассказать, что сие изображение обозначает. И чтоб не быть голословным, вооружусь книгой признанного специалиста в данном вопросе Б.А.Успенского. Ведь, право дело, не в агенство же ОБС обращаться и не вникать в разнообразнейшие сетевые тексты без ссылок на первоисточник и выходных подписей. Итак, что же нам вещает умная книга о происхождении такой формы креста:
<Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Это мнение не выдерживает критики. Несомненно, интересующее нас явление возникло еще в домонгольский период. Об этом красноречиво свидетельствует, в частности, крест с полумесяцем на куполе владимирского Дмитриевского собора (1194-1197 гг.); этот крест сохраняет свою первоначальную форму>...< Такого рода крест встречается в древнейший период при изображении церкви на миниатюрах и клеймах икон.>.
Преобладали такие кресты чуть ли не до конца XVI века. В 1551 году на Стоглавом соборе было определено ставить "осьмоконечные" кресты по образцу креста Московского кафедрального Успенского собора, установленного в 1550 г. Именно такой крест, по мнению собора являлся наиболее приближенным к кресту установленному на Голгофе. С этого момента и началась повсеместная установка на куполах восьмиконечных крестов. (Интересно, почему Вологодская София почти через 50 лет после собора, получила крест с полумесяцем?).
Вологда. Софийский собор. 1567г.
Но, собор не сказал, что кресты поставленные "по древнему закону" следует заменить на новые. Так они мирно и сосуществовали, восьмиконечный и четырёхконечный с полумесяцем вместе вплоть до раскола. Т.е. были каноническими. Читаем у Успенского:
<Положение меняется после раскола русской церкви в середине XVII в.: как известно, одним из моментов полемики старообрядцев и новообрядцев был вообще вопрос о форме креста, а именно, старообрядцы могли признавать лишь восьмиконечный крест, отказываясь почитать крест четырехконечный. Отсюда восьмиконечный крест стал восприниматься как типичный старообрядческий; в результате в новообрядческих церквах получает широкое распространение купольный крест с полумесяцем, тогда как в старообрядческих церквах мы встречаем обычно восьмиконечный крест. Это, в свою очередь, способствует мнению, что крест с полумесяцем представляет собой относительно новое явление>. Т.е. произошёл некий откат к древнему кресту с полумесяцем.
Но, всё же к концу XVIII века практически у всех вновь отстроенных церквей появляются восьмиконечные кресты. В этом мы можем убедиться взглянув на маковки наших окрестных церквей. Все кресты на фотоколлаже изначальные, т.е. поставлены от строительства храма. Примечаем удивительную вещь - Озерковский и Новополевский кресты выбиваются из общего хора восьмиконечников. И не только формой!
Новое-в-Полево. Крест на основном храме 1808 г.
Присмотритесь на эти два креста, на Озерковский и Новополевский. Оба они, единственные кресты в округе, которые сияют сусальной позолотой! Причём, Озерковский крест не смотря на свои 250 лет, в солнечную погоду пылает пуще пожара! Не поскупились на отделку Поздеевы, что иной раз свидельствует о их нескудном бюджете. Остальные же кресты, вероятно были крашенные, либо со слабой позолотой. Время их не пощадило. Видать, поскупились на такой важный атрибут. А ведь купольный крест чрезвычайно труднодоступная для замены (ремонта) штука, даже в наш век. В некоторых крестах бывало, что оставляли какое-нибудь послание. И эти примеры говорят, что за триста лет туда поднимались только лишь из крайней необходимости. В большинстве же храмов к купольным крестам веками вообще никогда не ступала нога человека с момента водружения. Если с крестом всё как надо, так зачем же туда лезть.
Факт, что другие кресты намного моложе Озерковского креста, не спас их от коррозии. Естественно, я говорю о тех храмах, где в этом можно воочию убедиться. Исключение Глазовский и Бабуринский кресты, - они не ржавы, но и не позолочены. Вроде как крашены? Тайной остались кресты Бабинской церкви, - была ли там позолота?
Интересен также Озерковский крест тем, что удерживается он с помощью оттяжек, что так же уникально в наших местах. Впрочем это не уберегло его от сильного крена. Ещё раз повторюсь: это единственный такой крест в нашей округе, история формы которого уходит в седую, далёкую, древность. Какова вообще символическая трактовка такой формы креста?
Начнём с того, что крест является древнейшим солярным символом, т.е. олицетворением солнца. Он появился ещё задолго до христианства. Успеский пишет, что <...символика креста предшествует христианству: крест — это солярный символ, изображение солнца. Эта символика едва ли не универсальна и, во всяком случае, очень .распространена. Так, например, крест встречается на буддийских храмах и вообще широко представлен на Востоке (в Китае, Японии, Индии, Непале, Тибете).>...<...cочетание креста и полумесяца целиком вписывается в космологическую, языческую по своему происхождению символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну. Вполне закономерно, что сочетание креста и полумесяца встречается на русских лунницах.
Но вместе с тем оба символа имеют и другой, христианский смысл: крест очевидным образом выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу. Такое толкование прямо соответствует каноническим текстам — и поддерживается ими, — текстам, где Христос называется «Солнцем правды» или «Солнцем праведным», а Богородица может ассоциироваться с апокалиптическим образом «жены, облеченной в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. ХII, 1). Иллюстрацией к этому последнему образу может служить хотя бы виленская икона Остробрамской Божьей Матери, где изображение Богоматери сочетается с полумесяцем (под иконой находится большой металлический полумесяц, на котором как бы стоит Богоматерь) и ее окружает 12 звезд. Отсюда же объясняется и изображение Богоматери, стоящей на луне, в западной традиции (иконография так называемой «Богоматери — Царицы Небесной»).>.
Как бы, подытожу: крест это Солнце-Христос, полумесяц это Луна-Богородица, и никакой символизации, якобы знаменующей победу над монгольским игом. Но, вот что хотели этим сказать Поздеевы? Каков посыл алтарных фресок с упоминанием Киевского Софийского собора, и надписи далёкого 1038 года, писанной новым (от Р.Х.) стилем?
Первое, что приходит на ум, это то что Поздеев может быть происходил из древнего киевского рода. Но сам род Поздеевых, как говорит родовод, известен с XVI века. Но, вполне вероятно, что сами Поздеевы своё родословие выводили ещё от кого-то, более древнего персонажа. Гордиться древностью происхождения своего рода всегда было необычайно модно. Уж не от киевских-ли князей, потомков Рюриковичей Поздеевы вели свой род? Какой месседж несла такая редчайшая на то время форма купольного креста, который должен говорить о чём-то древнем, домонгольском... А, иначе зачем было выделяться из общего фона. Вероятно в Успенской церкви были ещё какие-нибудь артефакты, но к сожалению не дошедшие до наших дней.
Кстати, приём увековечивать свой род в церковных символах, и с помощью разных артефактов не нов. Вспомнить хоть бы первого хозяина Полевшины А.Полева со своей загадачной плитой, которую он внедрил в деревянную Новополевскую церковь (и не только) и, тем самым спустя триста лет, сильно запутал и охмурил историков и археологов. Да, чуть не забыл. На куполе Новополевской церкви шестиконечный крест с сияющим перекрестием, тоже единственная реликвия в окрестностях! Тоже вот, госпожа Булгакова загадку оставила. А позже на колокольне (которая появилась спустя несколько лет) был водружен крест восьмиконечный!
|