Суббота, 27.04.2024, 16:03



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (65)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Главная » 2014 » Август » 7 » Озерковский крест. Или, что хотели сказать ктиторы храма.
08:21
Озерковский крест. Или, что хотели сказать ктиторы храма.

 

  В предыдущем материале о поездке  в село Озёрки, в дополнении о фресках и надписях в алтаре Успенского храма, было показано о некой связи этой церкви с Киевским Софийским собором. Связь эта недвусмысленна, как кажется на первый взгляд. Ведь автор заказа росписей не обладал  фотоснимками Софийского собора из далёкого Киева по вполне понятной причине. Но, что-то должно было зацепить заказчика на параллелях. Неслучайно дана и подпись под фреской "Стено Нерушимая", что мол, оригинал находится в Киевском Софийском соборе, построенного в 1038 г. князем Ярославом, и выполнен мозаикой, что на самом деле так и есть.
 
  Ну, кто строил храм, определённо точно можно сказать - это супруги Поздеевы. Они-то и были владельцами сего места, и ктиторами храма. А вот на вопрос, - являлись ли они заказчиками росписей, сразу ответить не так-то просто, по причине отсутствия информации о их  материальных возможностях. Но, тем не менее, мы всё-таки можем сделать определённые выводы на основе тех фактов, которые нам известны.

 Во-первых, постройка каменного храма в те времена, да ещё в глубокой провинции, вещь чрезвычайно дорогая. Где-то я читал, что при постройке кирпичного дома, при обжиге кирпича (глина-керамика) необходимо спалить кубатуру леса (дров) сопоставимого с объёмами древоматериалов идущими на постройку двух,  двух с половиной крестьянских дворов. Это было действительно дорогое удовольствие. Неслучайно, что только при возросшем уровне крестьянских доходов и только конце XIX века в наших сёлах, деревеньках стали появляться каменные гражданские постройки. Причём они и строились в крепких крестьянских общинах. На деле это мы можем наблюдать на примере д.д. Окунево, Сидорово, Старово и др.   
   
   Окунево самая многочисленная деревня, славилась не только отходниками-печниками, но и несколькими кирпичными заводами. Результат: первенство в количестве каменных построек среди наших деревень. На исходе XIX века там даже замахнулись было на постройку церкови, но в конце концов ограничились часовней, которая не сохранилась до наших дней.
  Сидорово на начало XX века - вторая деревня по количеству каменных объектов. В ней насчитывалось пять гражданских построек (3 дома, амбар и школа) и старообрядческая церковь (молельня), которая строилась на  личные средства старообрядцев.
   Можно, конечно продолжить обзор с каменной темой в других деревнях, и такие примеры есть, но так можно отдалиться от основного повествования. Я просто показал вектор для понимая того, что каменное строительство вещь дорогая, и далеко не в каждой деревне такие строения водились. Каменные постройки это предмет гордости деревни, вроде как деревня с городскими замашками. Вспомним поговорку "как за каменной стеной".

  Так, вот если это в начале XX века было дорого, то представим насколько это было накладно в середине века XVIII-го! Т.е. Поздеевы были пионерами в каменном строительстве в наших палестинах. Каменные церкви у нас начали появляться спустя лишь, почти через тридцать лет. Целое поколение! Гражданских построек из кирпича так вообще не было. А, уж во всём большом, тогдашнем Даниловском уезде было всего четыре населённых пункта, где были кирпичные церкви. Теперь, к чему я веду.
    А к тому, что эта чета Поздеевых была далеко не бедна и вполне могла себе позволить сразу заказать и роспись храма после положенной трёхгодичной усадки. Жаль мы не знаем год их кончины. Русский православный некрополь не даёт ответа на этот вопрос, говоря лишь о том, что их (Поздеевых) могилы находятся у паперти храма. А позже, при расширении церкви (приб.1814?) захоронения вошли в пределы трапезной. То бишь, они в настоящее время там и находятся.
 
 А теперь в пользу того, что Поздеевы хотели этими знаками что-то сказать, либо показать некую связь Успенской церкви с древнейшим каменным храмом Руси - Софийским собором (1017-1038) будет говорить... купольный крест Озерковского храма. И знаете почему? А хотябы потому, что он по своей форме уникальный во всей нашей округе! Да, представьте себе, единственный! И классифицируются такие кресты как домонгольские. Ну, что ж давайте, коли дело дошло до формы крестов, разберёмся и с ними.

Коллаж из окрестных храмов. Кресты: 1.Бабино (восьмиконечный). 2.Середа (восьмиконечный). 3.Озёрки (четырёхконечный, солярно-лунарный или домонгольский). 4. Бабурино (восьмиконечный). 5. Новополево (шестиконечный с сияющим перекрестием). 6. Глазово (восьмиконечный). 7. Никольское-в-Корзле (восьмиконечный). 8.Бухалово (восьмиконечный). 9. Федоровское-в-Подвязье (восьмиконечный). Здесь можно убедиться, что Озерковский крест единственный в своём роде. Можно пойти и дальше и, наверное выйдет так, что он один такой, во всём Даниловском районе.

   Все купольные кресты на Руси делятся на два больших вида. Четырёхконечные и восьмиконечные. Были и шестиконечные, но их по сравнению с первыми и вторыми не так уж и много. Хотя и у нас есть один редкий экземпляр, который ещё можно лицезреть и о котором я упомяну позднее. Четырёхконечные тоже в свою очередь делились на просто кресты и кресты с полумесяцем, которых в Древней Руси была основная масса. Именно они и называются в научной литературе домонгольским, т.е. появившиеся до 1237 года.
  Такие кресты вызывают массу кривотолков как у народа, так и у некоторых недалёких гидов. Вспоминаю, как в Вологде при рассказе о истории Вологодской Софии , гид сказала, что полумесяц в основании креста это символ победы над монголо-татарским игом. Ну, и в народе само-собой гуляет эта байка и даже, вроде бы, среди весьма просвещённых людей. Ведь у нас в основном полагаются на агенство ОБС. Но, всё абсолютно не так.

Озековский крест. 1764г.

  Множество храмов построенных задолго до пресловутого монгольского ига имели четырёхконечные кресты в основании которых был полумесяц. За примерами далеко ходить не надо. Дмитриевский собор во Владимире возведённый в 1197 году обладает именно таким крестом. Причём доказано, что это подлинник. Т.е. это было ещё до Битвы на Калке, а уж до Батыева нашествия и вовсе за 40 лет.

Крест Дмитриевского собора. 1197г.


  Теперь стоит рассказать, что сие изображение обозначает. И чтоб не быть голословным, вооружусь книгой признанного специалиста в данном вопросе Б.А.Успенского. Ведь, право дело, не в агенство же ОБС обращаться и не вникать в разнообразнейшие сетевые тексты без ссылок на первоисточник и выходных подписей. Итак, что же нам вещает умная книга о происхождении такой формы креста:

<Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Это мнение не выдерживает критики. Несомненно, интересующее нас явление возникло еще в домонгольский период. Об этом красноречиво свидетельствует, в частности, крест с полумесяцем на куполе владимирского Дмитриевского собора (1194-1197 гг.); этот крест сохраняет свою первоначальную форму>...< Такого рода крест встречается в древнейший период при изображении церкви на миниатюрах и клеймах икон.>.
 Преобладали такие кресты чуть ли не до конца XVI века.  В 1551 году на Стоглавом соборе было определено ставить "осьмоконечные" кресты по образцу креста Московского кафедрального Успенского собора, установленного в 1550 г. Именно такой крест, по мнению собора являлся наиболее приближенным к кресту установленному на Голгофе. С этого момента и началась повсеместная установка на куполах восьмиконечных крестов. (Интересно, почему Вологодская София почти через 50 лет после собора, получила крест с полумесяцем?).

Вологда. Софийский собор. 1567г.


   Но, собор не сказал, что кресты поставленные "по древнему закону" следует заменить на новые. Так они мирно и сосуществовали, восьмиконечный и четырёхконечный с полумесяцем вместе вплоть до раскола. Т.е. были каноническими. Читаем у Успенского:

  <Положение меняется после раскола русской церкви в середине XVII в.: как известно, одним из моментов полемики старообрядцев и новообрядцев был вообще вопрос о форме креста, а именно, старообрядцы могли признавать лишь восьмиконечный крест, отказываясь почитать крест четырехконечный. Отсюда восьмиконечный крест стал восприниматься как типичный старообрядческий; в результате в новообрядческих церквах получает широкое распространение купольный крест с полумесяцем, тогда как в старообрядческих церквах мы встречаем обычно восьмиконечный крест. Это, в свою очередь, способствует мнению, что крест с полумесяцем представляет собой относительно новое явление>. Т.е. произошёл некий откат к древнему кресту с полумесяцем.
  Но, всё же к концу XVIII века практически у всех вновь отстроенных церквей появляются восьмиконечные кресты. В этом мы можем убедиться взглянув на маковки наших окрестных церквей. Все кресты на фотоколлаже изначальные, т.е. поставлены от строительства храма. Примечаем удивительную вещь - Озерковский и Новополевский кресты выбиваются из общего хора восьмиконечников. И не только формой!

Новое-в-Полево.  Крест на основном храме 1808 г.

 

  Присмотритесь на эти два креста, на Озерковский и Новополевский. Оба они, единственные кресты в округе, которые сияют сусальной позолотой! Причём, Озерковский крест не смотря на свои 250 лет, в солнечную погоду пылает пуще пожара! Не поскупились на отделку Поздеевы, что иной раз свидельствует о их нескудном бюджете. Остальные же кресты, вероятно были крашенные, либо со слабой позолотой. Время их не пощадило. Видать, поскупились на такой важный атрибут. А ведь купольный крест чрезвычайно труднодоступная для замены (ремонта) штука, даже в наш век. В некоторых крестах бывало, что оставляли какое-нибудь послание. И эти примеры говорят, что за триста лет туда поднимались только лишь из крайней необходимости. В большинстве же храмов к купольным крестам веками вообще никогда не ступала нога человека с момента водружения. Если с крестом всё как надо, так зачем же туда лезть.
  Факт, что другие кресты намного моложе Озерковского креста, не спас их от коррозии. Естественно, я говорю о тех храмах, где в этом можно воочию убедиться. Исключение Глазовский и Бабуринский кресты, - они не ржавы, но и не позолочены. Вроде как крашены? Тайной остались кресты Бабинской церкви, - была ли там позолота?
  Интересен также Озерковский крест тем, что удерживается он с помощью оттяжек, что так же уникально в наших местах. Впрочем это не уберегло его от сильного крена. Ещё раз повторюсь: это единственный такой крест в нашей округе, история формы которого уходит в седую, далёкую, древность. Какова вообще символическая трактовка такой формы креста?

  Начнём с того, что крест является древнейшим солярным символом, т.е. олицетворением солнца. Он появился ещё задолго до христианства. Успеский пишет, что <...символика креста предшествует христианству: крест — это солярный символ, изображение солнца. Эта символика едва ли не универсальна и, во всяком случае, очень .распространена. Так, например, крест встречается на буддийских храмах и вообще широко представлен на Востоке (в Китае, Японии, Индии, Непале, Тибете).>...<...cочетание креста и полумесяца целиком вписывается в космологическую, языческую по своему происхождению символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну. Вполне закономерно, что сочетание креста и полумесяца встречается на русских лунницах.


  Но вместе с тем оба символа имеют и другой, христианский смысл: крест очевидным образом выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу. Такое толкование прямо соответствует каноническим текстам — и поддерживается ими, — текстам, где Христос называется «Солнцем правды» или «Солнцем праведным», а Богородица может ассоциироваться с апокалиптическим образом «жены, облеченной в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. ХII, 1). Иллюстрацией к этому последнему образу может служить хотя бы виленская икона Остробрамской Божьей Матери, где изображение Богоматери сочетается с полумесяцем (под иконой находится большой металлический полумесяц, на котором как бы стоит Богоматерь) и ее окружает 12 звезд. Отсюда же объясняется и изображение Богоматери, стоящей на луне, в западной традиции (иконография так называемой «Богоматери — Царицы Небесной»).>.

  Как бы, подытожу: крест это Солнце-Христос, полумесяц это Луна-Богородица, и никакой символизации, якобы знаменующей победу над монгольским игом. Но, вот что хотели этим сказать Поздеевы? Каков посыл алтарных фресок с упоминанием Киевского Софийского собора, и надписи далёкого 1038 года, писанной новым (от Р.Х.) стилем?
  Первое, что приходит на ум, это то что Поздеев может быть происходил из древнего киевского рода. Но сам род Поздеевых, как говорит родовод, известен с XVI века. Но, вполне вероятно, что сами Поздеевы своё родословие выводили ещё от кого-то, более древнего персонажа. Гордиться древностью происхождения своего рода всегда было необычайно модно. Уж не от киевских-ли князей, потомков Рюриковичей Поздеевы вели свой род? Какой месседж несла такая редчайшая на то время форма купольного креста, который должен говорить о чём-то древнем, домонгольском... А, иначе зачем было выделяться из общего фона. Вероятно в Успенской церкви были ещё какие-нибудь артефакты, но к сожалению не дошедшие до наших дней.

 Кстати, приём увековечивать свой род в церковных символах, и с помощью разных артефактов не нов. Вспомнить хоть бы первого хозяина Полевшины А.Полева со своей загадачной плитой, которую он внедрил в деревянную Новополевскую церковь (и не только) и, тем самым спустя триста лет, сильно запутал и охмурил историков и археологов. Да, чуть не забыл. На куполе Новополевской церкви шестиконечный крест с сияющим перекрестием, тоже единственная реликвия в окрестностях! Тоже вот, госпожа Булгакова загадку оставила. А позже на колокольне (которая появилась спустя несколько лет) был водружен крест восьмиконечный!

Просмотров: 4210 | Добавил: sidorovskyi | Теги: поздеевы, домонгольский крест, озерки, форма креста, крест | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 31
avatar
1 prosto_vovan • 08:15, 08.08.2014
Да таких крестов я по цеквям нашим ещё не видел. То есть не обращал внимания. взял просмотрел снимки и действительно редкость если вообще не единичный. надо ещё по другим районам посмотреть. в древних городах есть такие, но на селе впервые увидел. спасибо.
avatar
2 Pan76rus • 15:12, 08.08.2014
на Ярославской набережной полно церквей с полумесяцами кстати. А в Новополевской колокольне у креста  слой позолоты был в полмилиметра примерно, пальцем ощущался хорошо.
avatar
0
3 sidorovskyi • 15:32, 08.08.2014
на Ярославской набережной полно церквей с полумесяцами кстати
а разве это нашши окрестности. разве набережная это даниловский уезд???
и какого это года постройки? я то, положим знаю.

необычность озерковской церкви на лицо. перечитай текст заново, не по диагонали, как ты делаешь обычно.
Спасибо.
avatar
0
4 sidorovskyi • 16:25, 08.08.2014
...про набережную. у тя чё инета нету?  полно говоришь. вот смотри. если ты берёшь эту, не по теме набережную, то начинаем смотреть (от автомоста) Возн-Благовещенская 2 ц.(где Критский похоронен) все восьмиконы, Ильинско-Тихоновская ц. креста нет, Успенский храм да солярно-лунарный - но так ведь это новодел и не копия храма (он совсем другой, к Тырышкину большие нарекания), тем более ты не мог видеть оригинал ибо даже родителей твоих в проекте не было ишшо, и дальше 3 штуки, уже Которосльная наб. - Николская, на рву, Мих-Архангела это всё восьмиконы! Ну, где полно-то? Ну ишшо добавим Илью (там 6 восьмиконов и главный домонгольский с серпом), но так ведь это середина 17-го века, до раскола и не набережная. Да Никола  Мокрый за бывшим финансовым (хотя уж какая это набережная)

Давай не выбиваться из темы.
avatar
0
27 sidorovskyi • 11:28, 20.08.2014
Был намедни в Суздали, так эпитет "полно" действительно подходит к количеству домонгольских крестов. Там их просто подавляющее большинство. % 80-90!!! У нас раз-два и обчёлся. По сути Яр можно за день обсмотреть, а Суздаль и за два врядли. Там церкви 12-13 веков сохранились!!!
avatar
5 apn • 18:37, 08.08.2014
Робяты, я старый гальваник и могу о позолоте многое рассказать. Просто в Озерках сразу видно сусальное золочение выше всяких похвал. Ведь известно, что слой позолоты толщиной в 0,01 микрона стирается в среднем за год. Это значит 0,0025 мм. Таких расчетов тогда не было, и практика говорит, что чаще всего было (проверено как раз на дмитриевском соборе) около 20 микрон! а это 0,02 мм! то есть хватит на 2000 лет.
Вы чего робяты, какой там пол МИЛЛИМЕТР!? Ведь там амальгама - пары высокопробного золота растворённые в ртути. Да за полмиллиметр ни одного бы креста не оставили. Там микроны!
Будет интересно раскажу.
avatar
6 prosto_vovan • 01:52, 09.08.2014
старую позолоту не сдерёшь
avatar
7 apn • 09:20, 09.08.2014
на №6. не снять её потому, что амальгирование (сусальная позолота) при старинной технологии золото буквально втравливалась в медь. Это очень опасный был метод. Где-то с 9 века известен. Травились парами ртути позолотчики и долго не жили. В интернете на форумах некоторые часто спрашивали как снять золотишко с этих вещей. Да никак, оно в меди буквально втравлено. Если нагревать то оно не стечет, а снова уйдёт в пары соединяясь с другими элементами, встраиваясь в кристаллические решетки. Теоретически можно в принцепе отделить золото, но метод (молекулярные центрефуги, намагничивание, то сё) будет стоить на порядки дороже того чего снимаешь. А где-то в 19 веке, может и пораньше стали амальгировать не само изделие, а тончаюшую медную фольгу. Её потом наносили на предметы и прокаливали края, чтоб она на стыках спаялась. Её-то (фольгу медную) и принимают за позолоту. На самом деле толщина позолоты на медной фольге тоньше человеческого волоса (он 20-40мкм в среднем). Сейчас уже дошли что всю фольгу делают золотой порядка 0,2 мкм. Состав таков: 96% золото, 2%серебро, 2%медь - это и есть 960 проба. Пластинка одна примерно размером 90 на 90 мм и весит чуть больше 0,02 грамм.
avatar
8 prosto_vovan • 18:03, 09.08.2014
интересно, а почему ни один купол не позолотили. Вы прям интересно рассказали, спасибо. А как вы это узнали. и почему минусовой комент кто то поставил?
avatar
0
9 sidorovskyi • 18:16, 09.08.2014
Это я хотел плюсануть, но с андроида вышел косяк, так что коммент про сусаль необходимо только плюсовать, а про купола и я могу сказать - это очень было дорого - раз. И как вроде обычным сельским храмам было не по ранжиру. Это-два. Золотой купол это всё-таки столичные и губернские города, большие монастыри, кафедральные соборы. Но вернее наверное первое. Купола просто красили.
avatar
10 gako • 22:22, 09.08.2014
Позвольте вмешаться в ваши рассуждения.
Я думаю,  неизвестно, когда были позолочены купола в Озерках. Поскольку,  середской храм СБМ  располагался недалеко,  тут возникает мысль, что здесь не обошлось без помощи Филофея (Тимофей Григорьевич Успенский, митрополит Киевский и Галицкий). Он мог финансировать дорогую работу по золочению.
Как пример. В Середе в церкви СБМ служил Василий Добротин. Жена его была в родстве с Филофеем.  В 1879 году артелью живописцев  была поновлена настенная роспись летнего храма церкви. Церковным старостой в то время был Сергей Иванович Чиров. За работу мастерам  заплатили 1000 руб., деньги по ому времени были немалые. Финансировал эту работу митрополит Филофей.
И, думаю, многим Филофей помогал, и даже, поэтому многие люди уезжали жить именно в Киев.
А на софийском соборе кресты стоят разные (картинки в СМИ).
avatar
11 apn • 23:56, 09.08.2014
Кресты такие там стояли ИЗНАЧАЛЬНО. Никто их повторно не водружал, ибо в конце 19 века неизвестно ни одного случая водружения креста с полумесяцем. Причём здесь Середа?
Видно что только два креста золочены Озерки, да Новополево. К тому же в Озерках редчайший четырехконечный с полумесяцем, которые берут начало из глубокой древности. Вот в чём перец! Остальные восьмиконечные. Причём тут Филофей-котофей? Говорят о 1764 годе. А София киевская кресты четырехконечные. Но, тоже что о них рассуждать, когда весь храм неоднократно перестраивался, сохраняя при этом алтарные фрески. Сохранилась одна маленькая гравюра первоначального облика до его коренной переделки, но там кресты очень плохо видно. Но одно точно - восмиконечников там отродясь не бывало.
Вообщем в огороде бузина, а в Киеве дядька.
avatar
12 prosto_vovan • 15:39, 10.08.2014
чёта я тож не уловил связи меж крестом и филофеем. какбэ заплатил тышшу поехал жить именно в киев увидел софию начал золотить, не родившись ещщо. а кресты тем не менее все поржавелли и остались золотыми только два креста, да и те не середские. середа каким боком?
avatar
0
13 sidorovskyi • 18:40, 10.08.2014
Друзи, Вы все настолько перезапутались, что впору писать тезисы, или выделять аспекты маркерами как у менагеров. Вероятно, у многих проблема с пониманием простых текстов. Ну, что Вы, в самом деле, в таком простом материале не можете уловить главное. Неужели к столь несложному повествованию нужно писать предисловие. Какая набережная, Филофей и Середа? Ну, что Вы в трёх соснах-то заблудились. А ведь всё, достаточно легко для усвоения. В детсадах это называется сравнение: такой-не такой. Давайте детки, коротко и заново повторим урок:
Есть в наших местах 9 храмов. Из них 7  имеют купольные восьмиконечные кресты (см.колллаж). На самом деле таких храмов гораздо больше. Наверное весь Даниловский район, что так вероятно и есть. Мало того, и уезд в его старых границах. Ну укажите, где есть ещё такие кресты. Вот она сермяжная правда! И такой крест, как в Озёрках бо-о-о-льшая редкость. Понимаете, большая. Ведь храм этот не прихожанами строился, а частным порядком, как и Нополевский, поэтому у храмоздателей были мотивы выделить своё детище. Запечатлить своё ваяние на века, с помощью различных приёмов, к коим относится тот же купольный крест и надписи. Добавлю снова: это первый каменный храм в окрестности. Объясняю, для тех кто в танке: храм стоял в таком обличии 30 лет, когда всё кругом было деревянное, крест родной. Катерина вторая всего два года как заняла трон как его (храм) отстроили, а заложили и того ранее. Это так трудно понять, что ли? Зачем тут Середа и набережная? Филофей и 1879 год? История с конца 19 века что ли начинается? Я как бы указал на вещь выбивающуюся из ряда вон среди всех храмов, а Вы как у Райкина: "Все колёса раскатаны, высылайте новый телескоп". Перечитайте если не лень, осмыслите...
avatar
14 prosto_vovan • 20:29, 10.08.2014
таки теперь ясно. но у apn lдовольно интересные данные. надыть сходить туда. всяк интересней теперь середской церкви. мне так загадки по душе.
avatar
15 gako • 22:18, 10.08.2014
"надыть" уходить от вас, где " чета" ФИЛОФЕЯ отожествляют с котофеем.
avatar
16 apn • 13:45, 11.08.2014
gako, я хотел написать "Филофея Тимофея", а вышло так "Филофея Котофея". успокойтесь, я не отождествлял закобякинского бородача с Котофеем. Ведь когда говорят Лёха картоха, Таня матаня, Адрей бандрей это оборот речи такой. А уж кем работал или служил человек значения не имеет. Но, если вы вон набрали имя капслоком, то наверное испытываете какое-то раболепие на почве веры. Но я-то тут причём. А Котофей вероятно для вас что-то ужасно плохое. А я вот верю в Котофея Ивановича - героя русских сказок, и тогда получается что уже вы оскорбили мои чувства.
кстати и "надыть"(надо) "чёта" (что-то) это разговорный интернет язык и ничего зазорного тут нет. тут на сайте вообще один пользователь на албани пишет, и ничего привыкли.
avatar
17 Pan76rus • 15:53, 11.08.2014
дааа, я такоооой   shy
avatar
0
19 sidorovskyi • 20:34, 11.08.2014
Что не в деревне? Ты ж вроде днюху на земле обетованной справлял.
А я вот далече от Яра
avatar
26 Pan76rus • 15:04, 18.08.2014
нынчо справлять в яблочный спас буду, самое познее когда справлял в рождество богородици, так что в субботу кто местный примерно в 22-23 часа увидят взрыв охотничьих патронов (с) особенности нац. охоты  holiday
avatar
18 MAKS74 • 20:21, 11.08.2014
Походил по Москве и действительно крест с серпом достаточно редкое явление и принадлежит очень старым храмам. Конечно их больше чем у вас, но ведь это столица. А вот ваш храм к особо старым не принадлежит, а почему-то с серпом. На кафедре, я помню, обсуждали давно что после Петра таких не водружали, а если и было то единичные случаи. У вас уж точно уникум! А ведь я могу предположить, что этим крестом они завершили ктиторство, - явление древнее, понятие которого гораздо шире чем просто храмоздательство. Как раз оно в таком виде и дошло до середины века 18-го. По храму надо скурпулезно походить наверняка ещё что-то обнаружится.
avatar
20 rinda2010 • 20:40, 11.08.2014
Про символику креста, очень доступная для понимания книга( с картинками) , скачал бесплатно.                               "Русский крест. Символика православного надглавного креста".Автор: Шейдаев Э., Анашкевич М.
Издательство: АСТ, Астрель
Год издания:
 2006
спасибо авторам сайта , что подталкивают к новым изысканиям. biggrin
avatar
0
21 sidorovskyi • 20:49, 11.08.2014
Знаком. Те же мысли (фото), что и у Успенского, только он давно этим занимался. Родился он вроде до ещё до войны.

Спасибо. Я вообще люблю необычное в обычном.
avatar
0
22 sidorovskyi • 22:06, 11.08.2014
В этой книге про новгородскую Софию (про крест): под снимком подпись 1045-1050 г. Это так к храму относится, но крест с голубем появился во времена Грозного. Я когда туда ездил этот крест стоит в ограждении у врат. Легенда такова. Мол когда Грозный чинил кровавую расправу над новгородцами в это время на крест сел голубь и окаменел от ужаса.Т.е. крест с псисай поставлен вту эпоху. Во времена войны в бомбежку он упал и был как трофей увезен в Европу. Нашелся в 2000х в Испании. Наше правительство попросило вернуть реликвию, что Испания и сделала. иМ БЫЛА сделана точная копия взамен. А этот крест поставлен в храм. На главе копия. Голубь сам свинцовый кстати. Помню ещё вроде где-то то-ли в Беларуси или В Литве (на праославном храме) вместо креста петух был до войны, потом храм утрачен.

Я вот думаю, что те кресты которые были до восьмиконечников просто шедевральные - чисто русское явление. Вроде как и не кресты,а узоры! Это вообще что-то, какая сложность! Хохлома в металле! Например Ц.Смоленская в Н.Новгороде (1697) там прям не крест, а гербарий.
avatar
23 Svetka • 09:02, 12.08.2014
Так восьмиконечный правильный крест я слышала от бабушки. В Шахонине такой, только ржавый.
avatar
0
24 sidorovskyi • 15:59, 12.08.2014
Дорогуша, в таких вопросах бабушка некопенгаген).
На Руси почитаются в равной степени как четырехконечный так и восьмиконечный кресты. Четырехконечный более древен. И наконец возьмите книгу. Тут и я предлагал Успенского и пользователь rinda2010 хорошую книгу упомянул.
avatar
25 rinda2010 • 20:34, 13.08.2014
не в тему конечно, но может кто знает, что за церковное начальство приезжало в нашу глухомань и с какой целью ?
avatar
0
28 sidorovskyi • 19:15, 03.12.2014
Похоже, у меня есть догадка по-поводу параллелей озерковского храма с киевским софийским собором.
avatar
29 Eurocarcenter • 19:54, 08.03.2016
Это не полумесяц. Это т.н. цата- чаша Христова. И не домонгольский это период. Основное время распространения-конец 15-17 вв.
avatar
0
30 bazaltdanila • 14:10, 16.04.2016
назовите Вашу монографию по этой теме.
хотелось бы ознакомиться, я вот как-то "нескромно" доверяю д.ф.наук, профессору и доктору РГГУ. Я наверное что-то не так делаю. Хочу познакомиться с Вашими работами и трудами по данной теме. Назовите издание, где Вы публиковались и альмаматер источника образования.
avatar
0
31 sidorovskyi • 07:15, 21.04.2016
девять домонгольских храмов http://sidorovskyi.narod.ru/board....1-0-141
avatar
Copyright MyCorp © 2024