В 7-8 верстах от города Данилова в сторону Вологды, прямо на трассе М-8, по обеим её сторонам, располагается деревня Слобода. Именно так это селение обозначают современные карты и навигация. Сколько таких обезличенных названий на бескрайних просторах Руси. Сколько переименованых деревень, сел, городов в эпоху коммунизма. Несть числа...
Направляясь из Ярославля в сторону Вологды мелькнул указатель д. Ям. Ясно, что здесь была ямщина-станция, которая в своё время именовалась Вокшерский ям.
Село (погост) Архангельское-на-Касти, теперь существует как посёлок Григорково. Далее деревня Звонкая, имевшая ранее недвусмысленное наименование Грабежово, но зато исторически интересное.
Проезжаем по окружной Данилов и вот, с виду неприметная д. Слобода, которую в этот ненастный, дождливый октябрьский день хочется пролететь, даже не разглядывая через мокрое стекло, которое бесконечно трут "дворники".
Так выглядит Ухорский Ям в первую четверть XXI века.
За ныне обезличенной вывеской, скрывается известный всем путешественникам былых времён по Вологодскому тракту, Ухорский Ям. Как понятно из окончания, ранее здесь была ямщина, почтовая станция, - слободка заселенная, в большинстве своём, ямщиками с семействами.
Ухорский Ям видел на своём веку Русских Царей и не менее известных людей того времени, включая иностранцев. В те далекие времена многие заморские купцы, послы, путешественники приезжали в Московию через Архангельск, и направляясь в Москву, неминуемо проезжали (останавливались, для замены лошадей) Ухорский Ям.
Вот что пишет голландский писатель, художник и путешественник Корнелий де Бруин (1652-1727) в своём сочинении "Путешествие в Московию": "В этот день проезжих собралось тут санях на пятидесяти, из которых одни выехали из Архангельска прежде нас, а другие после. Впрочем, мы не все вместе продолжали наше путешествие: было только двадцать саней, отправлявшихся по московской дороге. Сделав столько же верст, мы прибыли в час пополудни в Обнорский Ям, куда мы послали солдата, чтобы приготовить нам свежих лошадей, которые тотчас и были заложены. Таким образом, ехали мы тридцать верст и приехали в Телячее, а еще через тридцать верст в Ухорский Ям, а семь верст далее - в Даниловский - прекрасное и большое местечко, где ведется торговля и где находится большой конный завод, на котором в числе лошадей есть более двух тысяч, принадлежащих царю. Тут остались мы до 4 часов пополуночи и прибыли через двадцать три версты в Вокшеру (Вокшерский Ям), где застал нас первый день 1702 года".
Корнелий де Бруин, один из многих знаменитых, кто бывал в Ухорском Яме.
Но до этих времен, описанных в книге, Ухорский Ям носил другое название - Волчьегорский. Дело в том, что в менее чем полуверсте, на противоположном берегу р. Лунки располагался Погост Волчьи Горы, на котором стояла деревянная церковь Николая Чудотворца, рядом скоторой были 2 двора поповских, 5 дворов причта, да 4 двора церковных бобылей (1615,1653 г.г.).
И погост и ям числились в "Костромском уезде, на Вологодской дороге в Даниловском приселке". Т.е. административно эта слободка относилась к селу Даниловскому (Данилов).
Позже Никольский храм сменили на Троицкий и это место стали называть с.Троицким на Волчьих горах. Период, когда Николу сменили на Троицу, легким способом найти не удалось. Последний, каменный храм, который разрушили в советское время, был построен в 1830-м году.
Он имел один придел в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Примечательно, что имя святого, покровителя прежней церкви, не упомянуто в престолах. Нечасто так бывает.
Как гласит табличка на памятном кресте, установленном в память Троицкого храма, церковь разобрали в 1949 году.
Сделали это из-за строительства вологодского шоссе. Ведь старый тракт на погосте упирался в храм, делая вокруг его загогулину и при увеличении скоростного режима и трафика, пришлось спрямлять проблемные участки старой дороги, не отвечающие требованиям автодвижения.
Рядом с крестом поставлен деревянный, одноглавый храм, на этот момент до конца пока недостроенный. Наверняка в закромах старожилов имеются старые фото с Троицкой церковью, было бы любопытно взглянуть.
А теперь не менее интересный материал по-поводу того, как Волчьегорский Ям стал Ухорским*, который был опубликован в "Ярославских губернских ведомостях" за 1850-й год.
УХОРСКИЙ ЯМ
(Устное предание)
В 8 верстах от Данилова, по большой дороге в Вологду, стоит Ухорский-ям. Путешественник проезжая этим селением, пусть вспомнит что в нём останавливался на несколько минут Пётр Великий и дал ему название Ухорскаго.
В старину называлась это селение, да и поныне в церковных бумагах пишется Троицким на Волчьих горах. В местном предание сохранилась легенда, которую объясняется прохождение последнего наименования. В стороне от селения, возвышается над несколькими холмами, крутая гора покрытая в старину диким едва проходимым лесом, и по отдаленности от жилых мест населённая множеством волков, от чего как она, так и соседних его холмы назывались Волчьими горами.
До XVII века на вершине этой горы стояла уединенная часовня, и небольшой колокол созывал сюда окрестных поселян к праздничной молитве; быть может поэтому доселе гора это называется в отличие от других возвышенностей, Святою. Наконец вздумали построить на месте часовни церковь во имя Св. Троицы приготовили бревна и заложили основании, но на другой день после этой работы ни одного бревна не оказалось на месте; все приготовленные материалы очутились там где ныне стоит церковь Ухорскаго яма. Снова перенесли их на Волчьи-горы, и опять тоже последствие.
Это привело строителей к благочестивой мысли, что Богу угодно освятить своим храмом чудесно указанное место, и выстроили тут церковь Во имя Св. Троицы, от чего и само селение стало называться Троицким на Волчьих горах. Раз Пётр Великий ехал сухим путем в Архангельск. В селе Троицком был ям, следовательно это происходило уже после 1693 года, в котором положено начало правильным почтовым отношениям Ярославля с Москвой и Архангельском.
Ямщик был лихой, настоящий тип ямщиков ярославских, свистал, гикал, ухал, гаркал, употреблял все возможные приемы русского молодечества, господствовал над своими удалыми, и оне, как бы узнавал узнав по голосу и движениям своего хозяина о Высокой Особе того, кому служили, птицей быстролетной несли Русского Царя по ровной дороге к Даниловской Слободе (нынешний город Данилов). Пётр обратил внимание на ямщика. Можно себе представить как приятно было его сердцу видеть счастливые успехи только что начатого им устройства одного из важнейших государственных учреждений; быть может в эти минуты гений Петра созерцал в близком будущем зрелые плоды своих предначертаний на пользу России.
- Откуда ты? спросил Царь ямщика.
- Из Волчьегорского яма, отвечал тот.
- Нет не из Волчегорскаго, а из Ухорскаго, - сказал Пётр.
Почтовая коляска приближалась к селу Троицкому. Ямщики, готовые на всякий случай, толпились у станционного двора. Смекнув по быстрой гоньбе лошадей и особенно оживленным приемам товарища, что едет какое-нибудь важное лицо, они в минуту приготовили перемену и, когда экипаж подъехал, мигом смазали колеса отстегнули утомленных лошадей, поставили свежих и вежливо сняв шляпы подошли к неизвестному путешественнику. Пётр, не спускавши глаз с живой работы проворных ямщиков, ответил на их поклон ласковым словом: "настоящие вы ухорские, ребята!" и, войдя в комнаты станционного смотрителя, своеручно написал царский приказ называть ям Ухорским.
С того времени Ухорские ямщики, гордясь отзывом Петра, свято хранили в сельском архиве царский лист с подробным описанием обстоятельства. Быстролетная молва разнесла весть о том по соседним городам и селениям. Дети и внуки ямщиков,осчастливленных вниманием Монарха, постоянно оправдывали славу своих отцов и дедов. Прошло около столетия, а память о словах Августейшего Путешественника всё ещё жила на языке жителей Ухорского яма, и в наследственной удали местных ямщиков и вовнимании к ним путешественников.
Бывшие Губернаторы, Ярославский князь Голицын и Вологодский Воейков, всякий раз как проезжали Ухорским ямом на почтовых лошадях, подарив ямщиков приветливым и ласковым словом и рублем на водку, приговаривали: "настоящие вы ухорские, ребята! Недаром Пётр Великий назвал вас ухорскими!"
Старики вспоминают и рассказывают с самодовольством об этом отзыве. Да и поныне слова эти невольно сходят с языка, когда едешь на ухорских лошадях по Вологодской дороге.
Назад тому лет десять, сельский архив Яма сгорел, а с ним погиб и Царский лист, с современной записью о подробностях обстоятельства; даже почтовая станция, вероятно с преобразованием Даниловской Слободы в уездный город, перенесена из Ухорскаго яма в деревню Ливенскую, куда из него поставляется на почтовый двор не более 3 лошадей. Теперь начальными свидетелями описанного происшествия, остались только старожилы Ухорскаго яма, которые слышали о нём от современников и сами читали Царский лист, хранившийся при делах сельскаго архива.
__________________________________
*прим.: на мой взгляд, исходя из данных толковых словарей, надо писать Ухарский, т.к. Петр I очевидно имел ввиду слово ухарь, т.е. бойкий, ловкий, хваткий человек, называя ямщиков ухарскими ребятами. Но поскольку в разных источниках (вкл. топографию) зафиксировано Ухорский, то придется смириться, тем более, что этого топонима на современных картах уже не существует. Из-за одной буквы "о" часто, по этой же причине, бывает предположения, что дескать Ухорский ям был назван от древней Ухорской волости, действительно существовавшей в древнем Ярославском и Пошехонских уездах в течении р. Ухры, но это, вероятно, не так. Устное предание о факте участия Петра I в переименования яма, с моей точки зрения, правдоподобно, хотя и дискуссионно. Волчьи горы писались в Костромском уезде, Костромской епархии (см.Роспись ямщиков Ухорского яма Вологодской дороги Костромского уезда 1710 г. РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.231 и Материалы для истории Костромской епархии 1908 г.). Так же бывает путаница в современных описаниях с речкой Викшерой, которую путают с Вокшеркой, протекающей на км 30 южнее.
Будет интересно: Исторические сюжеты
|