« Предыдущая страница: История трех забытых храмов
Некоторые исторические сведения
СОТСКИЙ СТАН КОРЗЛА
Для начала рассказа необходимо разобраться в том, что это за "зверь" такой - стан? И вот что говорят по сему поводу умные книги, чтение которых у большинства отошло на второй (третий, четвёртый и т.д.) план. Стан это древняя территориально-административная единица древней Руси. Обычно в уезд входило от 10 до 15 станов в зависимости от размеров уезда. Уезд, это единица деления, которая предшествовала губерниям. Само понятие стан определяют так: это место пребывания должностных лиц администрации княжеского удела, где они взимали дань и осуществляли суд над окрестным населением. Учреждение таких станов предание, записанное в XI в., относит еще ко времени правления кн. Ольги (сер. X в.). Центром стана по всей видимости являлся погост. Сейчас считается, что это сельское кладбище с церквой, но первоначально это понятие определялось далеко не так. Книга «История русской деревни X-XIII в.в.» под редакцией члена-корреспондента АН СССР Б.А.Рыбакова показывает, что погостом на Руси называли центры сельских общин, также это слово употреблялось в значении особого вида дани. Словарь древнерусских слов также подтверждает это: податный округ или его центр, становище, где останавливались князья и княжеская дружина, а также дань, взимавшаяся в их пользу с этой территории. Так вот, можно утверждать, что в древности погост Бабин (село Бабино) являлся центром, вокруг которого позднее (XVI в.)образовался стан Корзла. История возникновения этого места восходит вероятно, ещё ко временам новгородской колонизации Костромского Поволжья в IX-Xв.в.
Изначально, с большой вероятностью можно сказать, что эти земли были единым целым Костромского княжества. Кто в те далёкие времена (в предмонгольский период) владел этой местностью сказать точно нельзя. Но, исторически большая часть Корзлы с селом Бабино была вотчиной Ипатьевского монастыря. Имеется в виду не сам стан Корзла, который образуется позже, а именно местность. Или точнее сказать, что Корзла была во владениях феодала, на землях которого и находился предтеча Ипатьевского монастыря - вотчинный монастырёк, в честь святых Ипатия и Филиппа. Кстати это чуть ли не единственные святые на Руси, в тот период, в честь которых основан монастырь. И только в Новгороде этих святых особо почитали и строили в их честь храмы, т.к. они были покровителями новгородских посадников. Это косвенно доказывает в пользу новгородской колонизации края в домонгольский период. Да и сами погосты это новгородская "выдумка" по упорядочиванию сбора податей (налога, дани) с обширных территорий.
Во многих документах обозначение наших земель писалось по-разному. Самые ранние (нач. XVI в.) источники гласят: «… в Корзле, что в Сотском стану…», «…Сотского стана, Корзла». Вероятно, по началу это и была местность, располагавшаяся вокруг речки Корзловки. То ли её название дало название этим землям, то ли наоборот, сейчас установить не представляется возможным. Вот, что пишет Ю. Готье в книге «Замосковный край в XVII веке» (1906 г.): «Стан Корзла. К западу от реки Соти и по течению реки Касти, на Луговой стороне Костромского уезда. Название в связи с речкой Корзловкой. Другая часть стана среди земель Ярославского уезда, ниже города Ярославля, на левом берегу Волги, вокруг села Деева городища». В определениии названия Готье, как видим, ответ даёт утвердительный. Не понятно другое. Как могла такая маленькая речушка, дать название такой большой местности? Самое удивительное, что мы даже не можем определённо точно выяснить значение слова "корзла". В различных словарях как говорится "всё вокруг, да около". Очень, даже может быть, что это слово из финно-угорского лексикона. Здесь стоит заметить, что соседний с Корзлой стан, звался и вовсе Мерским, где и находился сам Ипатий. К финно-угорским названиям относятся гидронимы Касть, Соть, Поремжа, Кострома, Вохтома (Ухтанка), и т.д. Рискну предположить, что первоначально речка Корзловка именовалась Корзлой. И получается такое видоизменение: Корзла > Корзловка > Козловка.
Позднее, в источниках мы встречаем, что местность эта уже обозначается не просто «Корзла», «Корзлы», а «Стан Корзла», «Корзлин стан». Т.е. он выделился как самостоятельная административная единица из Сотского стана. Стан Корзла распространялся от реки Соть и до Диева-Городища, вмещая в себя и митрополичье село Вятское. Причём, до Диева-Городища стан не простирался сплошной полосой. Эта часть Корзлина стана была островной. Ну, примерно так сейчас располагается Калининградская область.
Вернёмся к связи Корзлы и Ипатьевского монастыря. Вот тут всё достаточно запутано. Сам монастырь, как говорят документы, начал владеть селом Бабино с начала XVI века. Интересно, что приобретение этих земель было произведено по частям. Акты к сожалению не сохранились, но в описи архива монастыря упоминаются 12 крепостей на село Бабино с деревнями, - как сообщает академик Веселовский С.Б. в "Истории класса служилых землевладельцев". Именно в разгадке основания монастыря кроется история всей местности. Дело в том, что история происхождения монастыря до сих пор является не ясной. Официальную легенду о мурзе Чете, как основателя обители в 1330 г., справедливо подверг критике тот же Веселовский. Хотя до сих пор эту нелепость вещают гиды толпам туристов при посещении Ипатьевского монастыря,и эта же сказка прописалась и в Википедии. Сам Веселовский высказал предположение, что монастырь в начале был вотчинным. И земли эти принадлежали Захарию Зерну, жившему во второй половине XIV века. Не будем уходить в суть истории монастыря, важно понять, что земли Корзлы приобретены были как территории раннее располагавшиеся в одной вотчине с монастырём, который вырос с небольшого вотчинного монастырька до четвёртого из всей России по числу дворов в 1678 году:
Далее, как известно вся единая вотчинная земля вокруг Бабино начала дробиться на более мелкие вотчины. Этот процесс шёл на Руси повсеместно. Это происходило и как по причине разрастания потомков владельцев, переход к другим родам (инородцам) по причине наследственного права по женской линии, так и в связи с простой продажей земли из-за понижения социального статуса захудалыми родами. К началу XVII века из бывших Бабинских земель выделились четыре вотчины: Ипатьевская, с селом Бабино (две церкви), Корзлинская, с селом Никольским (две церкви), которая принадлежала в конце XVI века году Леонтию Васильеву Корзлину, Бухаловская с сельцом Бухалово, принадлежавшая Салтыковым (они как известно происходят от Морозовых, то вополне можно допустить, что до Салтыковых эта вотчина была за Морозовыми - Поплевиными, на что указывает название бывшей д.Поплевино), далее Тептюговская вотчина с одноимённым сельцом, принадлежащая Шереметевым. Позже (со второй четверти XVII в.), выделится и Полевская вотчина с д.Фоминской, принадлежавшая боярину Алексею Ивановичу Полеву. Обратим внимание, что старая вотчина с селом Бабино по прежнему занимает большую площадь.
Как образовалось это селение история умалчивает. Но, те кто выбирал место для обустройства погоста руководствовался во-первых принципами удобства, безопасности и рациональности. Судите сами: на излучине и стрелке при впадении Корзловки в Касть, на возвышенном месте, защищенное с трех сторон естественными преградами: Кастью, Корзловкой и Которовским оврагом. Этим погост напоминает Ярославль, только в уменьшенных масштабах. Две реки, образующие стрелку, а позади естественная преграда - овраг. У Ярославля в данном случае это овраг Медвежий. Если не полная, то значительная аналогия, в этом плане есть. Реки Касть и Корзловка, выглядели, конечно полноводнее.
Izluchina_Kasti_i_uste_Korzlovki.JPG
Rechka_Korzlovka.JPG Korzlovka_zakljuchennnaya_v_trubu.JPG
Korzlovka.Peresohshee_ruslo5.JPGKorzlovka._Peresohshee_ruslo_2.JPG
Korzlovka.Peresohshee_ruslo.JPG
По прошествию времени название речки потеряло букву «р» и стало именоваться Козловка, но на карте ПГМ 1792 года название отчетливо читается Корзловка, хорошо виден и Которовский овраг: Pogost_Babin_1792.jpg
Спутниковое фото этого места здесь
Бабино во времена своего основания, было в окружении немногочисленных мерянских поселений. Нередко погосты с церковью (а были погосты и без церквей) ставили на месте древних капищ. Топоним Бабино очень распространён в России. Есть такое название и в Македонии, и в Болгарии, и на Украине, но встречается реже. Значительное распространение этого топонима находится на Северо-Западе и Северо-Востоке России. Из всего этого можно предположить, что Бабино произошло либо от имени-клички Баба, а такое имя нередко встречается в новгородских летописях и на берестяных грамотах, либо от того, что в незапамятные времена здесь располагалось мерянское (финно-угорское) капище, на котором и находилась т.н. "баба" - языческий идол дохристианских времён. Никак не могу согласиться с бытовавшим у нас преданием, что это название идёт от времён татаро-монгольского ига, дескать когда все мужики полегли в битве с татарами, то оружие взяли оставшиеся в живых бабы и приняли на этом самом месте неравный бой и все погибли вслед за мужьями, и этих "баб" похоронили на погосте. Но оставим, эти фантасмагории и байки.
Несомненно в наших местах есть некий татарский след. Топонимы Баскаково, Татарское, Рахманово заставляют некоторых краеведов воскликнуть "эврика" и сходу выстроить стройную легенду (как им кажется) о вездесущих татаро-монголах. Спешу многих разочаровать, не стоит спешить, здесь не всё так просто. Но на мой взгляд происхождение тюркизмов в наших местах иное. Широко известна всем история с деревней Баскаково, мол название берёт начало от баскаков, собиравших дань с местного населения. Но думается мне, что это не так. Как уже было сказано выше все Бабинские земли стали дробиться на более меньшие. Так, ранее всех выделились земли с центром в с. Никольском. Они принадлежали сначала Левонтию Васильевичу Корзлину, потом Курдюку Агееву Кафтырёву. Обратим внимание на имена. Например, Кафтырёвы происходили из крымских татар, из г. Кафы, отсюда кстати и фамилия.
С середины XVII века часть Бабинских земель по реке Касть была отказана "по жеребию" (т.е. по доле), во владения Ивана Баскакова (Мат.д. с.и д. Костр.у Плес.дес.), который как известно, также по происхождению имеет татарские корни. Родословная Баскаковых восходит к "великому владимирскому баскаку" Амырхану. Т.е. снова мы видим "татарский след". Понятно, что Иван Баскаков получил эту долю не просто так, а по наследству. Как бы напрашивается логический, и единственно правильный вывод, то что д. Баскаково, которая находилась в вотчине Баскаковых, названа от владельцев, что и было широчайшей практикой на Руси. Ну, и в сухом остатке остаётся (как наиболее правдоподобное) объяснение "татарского следа" на берегах Касти, это история с пленными и выселенными татарами во времена взятия Казани (1552 г.).
Вообще до этих событий казанские татары очень сильно досаждали своими разбойными набегами всему Костромскому Поволжью и особенно страдал от этого Галич Мерсъкий. Борьба с Казанью шла до этого с переменным успехом, но полного прекращения набегов достичь не удавалось. Если хотите знать, то и Любим с Буем были основаны как крепости (осады) для отражения набегов казанских татар. Множество местного народа после казанских вылазок, нередко уводилось в плен в Казань и далее безвестно пропадало на южных рынках работорговли.
Конец этой вакханалии положил, завоеванием Казанского ханства, Иван Грозный. Известный факт последствий этого события это принудительное переселение казанской знати (мурз и т.д.) в наши края. Основным местом поселения были земли вокруг г. Романова, который в 1565 году Грозный отдал в кормление ногайскому татарину Ибрагиму Юсупову, перешедшему на службу к царю. Если посмотреть акты владений после XVI века , то можно заметить множество тюркских имен владельцев новых вотчин. Это и есть потомки казанцев и ногайцев. С этих же времён берет и начало наделение русскими царями новой татарской знати землями, иначе какая это знать без наделов. Например близлежащее село Закобякино, возможно было отписано некому мурзе Кобяку, а далее получился такой топоним. Т.е. село записано (за кем?) "за Кобяком".
А, как же тогда можно объяснить такие фамилии тюркского происхождения в наших окрестностях: Юсуповы, Камаевы (на Касти), Тагаевы, Джураевы, Булатовы, Базановы (на Соти)? Я не хочу сказать, что это именно потомки тех мурз и их слуг, но применяя правило, что когда-то носители этих фамилий (или имён от которых они произошли) были: а) в числе окружения этих мурз; б) либо это были простые тягловые (крепостные) крестьяне принадлежавшие этой новой служилой знати (наприм. Юсуфу, Камаю, Тагаю и т.д.). Например можно привести такие аналогии, как например, некоторые крестьяне принадлежавшие помещикам Ушаковым (либо другим) носили, впоследствии, такую же фамилию. И такие случаи были далеко не единичны. Но вернёмся к селу Бабино.
В исторических документах Бабино «засветилось» (кроме 1562г.) за 1596, 1600, 1620, 1630, 1678, 1690, 1763 годы. Это только, то что опубликовано. Наверняка таких документо ещё больше. Монастыри были хорошим местом сохранения различных документов. Конечно, архив Ипатьевского монастыря, вероятно сильно пострадал во времена Смуты и много документов утрачены безвозвратно. Давайте заглянем в историю и обратимся к сохранившимся документам, к так называемым «Костромским сотницам за 7068-7076 год» ( 1560-1568г.г.): «…Ипатского монастыря земли в Сотцком стану в Корзле. С.Бабино на реке на Касти, а в нем церковь Никола чюдотворец. А дворов в селе: дв. монастырской, да дв. попов, да дв. монастырсково слуги, да на монастыре 4 кельи. Того ж села деревни: Д. Бриднево, во дв. Торопко Шеварев, во дв. Нечайко Басаргин, во дв. Оран Олферов, во дв. Лева Приходец. Д. Старое, во дв.Федко Степанов, во дв. Максимко Офонасьев, во дв.Ортемко Степанов, во дв.Сухаря Огафонов, во дв.Прокуня Панфилов. Д.Высокое, во дв.Олферко Гаврилов, во дв.Горей Ермолин. Д.Лыкошино, во дв.Давыдка Бражников, дв. Гаврилка Бражников, дв.Лучка Дмитриев, дв. Митка Фефилов. Д.Костково, дв.Марко Дементьев, дв.Павлик Ефимов, дв.Мартюшка Ефимов. Д.Ломки, дв.Зынка Фефилов, дв.Спирка Дементьев. Д.Верховина дв.Калинка Петров, дв. Ортюшка Калинин. Д.Верховина другая, дв. Минка Васильев, дв. Олекса Парфенов. Д.Клюшниково, дв. Михалка Парфенов. Д.Щербинкино, дв.Конь Федоров, дв.Нечайко Васильев, дв.Ульянко Микитин. Д.Погорелка, дв. Иванко Исаев, дв. Васко Иванов. Д.Кокряково, дв. Ленка Федоров. Д.Степаново что на Касти, дв.Якуш Микитин, дв. Якуш Микифоров, дв. Иванко Ильин. Д.Фетинкино, на реке на Касти дв. Иванко Остафьев. Д.Федосово, дв.Семейка Степанов, дв. Иванко Окулов. Д.Шиловское на реке на Касти дв. Бориска Филисов, дв. Якуш Грибанов, дв. Сенка Борисов. У той же деревни отхожей луг на реке на Касти. Д.Табузино на реке на Касти дв. Иванко Чюр Зверев, дв. Рамашко Зверев. Д.Чюряково. дв. Власко Антипин, дв.Терех Софонов, дв. Зынка Борисов, дв. Оксенко Софонов. Д.Первино пуста, а в ней 1 дв. Д.Вороново, на реке на Точенке, дв. Окулко Матвеев. Д.Федорково, на реке на Касти дв. Ортемко Васиянов. Д.Березниково, дв. Федко Фомин, дв.Нестерко Фомин. Д.Сошкино. дв.Васюк Остафьев, дв. Степанко Шишкин, дв. Офонка Иванов. Д.Тиманово дв. Иванко Васильев, дв. Степанко Савин. Д.Поповка, дв. Еня Корзлин. Починок Юрилово Почепихин. Дв. Бориско Левонтьев. Пустошь Мичюрино. лесом поросла.»
Как видно из документа в Бабино располагалась монастырская усадьба с кельями Ипатьевского монастыря, с принадлежащими окрестными деревнями. Обратим внимание на факт, что церковь в Бабино называлась тогда в честь Николая Чудотворца. Деревни в 2-3 двора это была обычная картина того времени, а уж если в ней стояли пять дворов (как например см. д. Старово), то это считалось большой деревней. Починок это та же деревня, только что срубленная (на момент описи). Пустошь – заброшенная деревня, где уже и дворов нет. Итак, само село Бабино состояло из одной церкви, трёх дворов и четырех монастырских келий в 1562 году. Ещё из этого источника можно увидеть мерянизмы в именах, это Шеварёв и Оран. Несмотря более чем 500-летний период славянской ассимиляции ещё встречались такие отзвуки, хоть и затихающие. Это доказывает правоту исследователя мерянского языка О.Б. Ткаченко, который в своей книге "Исследования по мерянскому языку" говорит, что "...возможным сроком существования мерянского языка следует считать первую треть XVIII века", и "есть основания предполагать, что последние группы носителей мерянского языка должны были изчезнуть до 20-30-х годов XVIII века".
Теперь посмотрим на Бабино через четыре десятилетия. Это 1600 год, октябрь месяц. В селе уже две церкви – «ц. Преображенье Спасово, деревянная, с трапезою, да ц. Николая Чудотворца, двор попа Онтона Маркова, двор вдового попа Марко Демидова, двор попа Сенки Васильева, келья проскурницы Соломониды, двор монастырского дьячка Богдашки Григорьева да 10 келий». Видно как за 40 лет выросло село. Уже две церкви – монастырская и приходская. Увеличилось численность духовенства и количество монастырских келий. Происходит выделение из монастырских земель в церковно-приходские, для кормления духовенства.
Прошло ещё 20 лет – 1620 год. «с. Бабино, а в селе ц. Преображенье Спасово, ц. Николая Чудотворца. А в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола. И всё строение мирское, приходных людей. А церковных дворов попа Онтона Маркова, двор попа Павлика Савельева, келья проскурницы Натальицы, да 10 келий нищих». Так же в селе двор монастырский, двор земского дьячка Богдашки Григорьева, да «скотской» двор. Не густо, не правда ли, за 20 лет? Ничего удивительного здесь нет, после Смутных времен и это хозяйство неплохое. Других сёл таки вовсе не стало.
1630 год. Кроме церквей Николая Чудотворца и Преображенья, ставиться церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Зачем третья? Да вместо одной, более ветхой, вероятно на эту роль подходит ц. Николая Чудотворца либо вместо обоих. Да и пожары исключать нельзя. Дворы и духовенство те же, к которым добавился двор дьячка Ивашки Антонова, который приходился сыном попа Антона Маркова.
1678 год. «В стане Корзла Ипатцкого монастыря вотчина село Бабино. А в селе церковь Божия, с трапезой теплые, деревянные. Престол Преображенья Господня, другой престол Рождества Пресвятой Богородицы, третий Престол Ильи Пророка. А в церкви образы и книги и колокола и всякая церковная утварь, все мирское строение приходных людей, да двор монастырский, да на монастырской земле живут поп Евстафей Федоров, поп Василей Трофимов, дьячек Федор Евсатафьев, дьячек Тронька Иванов, поп Васка Левонтьев, проскурница Офимка Осипова, вдовая попадья нищая Иринка Иванова, да ещё 7 дворов бобылей и нищих».
1690 год. «Полсела Бабина, что в стане Корзла, вотчины Ивана Баскакова, довелось дать на прожиток жене ево Марье вдове и отказано жениху ея Кузьме Захарьеву Теряеву». Вероятно, вдова Марья была ещё молода и вышла вновь замуж. Далее село Бабино упоминается в ведомости от 1763 года за тем же Ипатьевским монастырем «с.Бабино с деревнями и 716 душами мужеска полу». Представляет так же интерес грамота Патриарха Иова об освобождении вотчин Ипатского монастыря от надзора и суда, патриарших десятинников и наложении дани с вотчинных сельских церквей монастыря, где упоминается и Бабино: «С церкви Святаго великого Чудотворца Николы села Бабина дани рубль три алтыны. Десятинничих и за езда четыре алтыны две денги». Писана эта грамота в марте 1604 года. Стоит также заметить, что с церкви Бабина дань была одна из самых высоких. Для сравнения, с соседних церквей дань недотягивала до рубля. Из этого можно сделать вывод, что бабинская церковь в ту пору была далеко не бедная, а иначе как объяснить столь высокую дань в патриаршую казну. А ведь монастырской церкви села Бабина принадлежали: «перевоз на Красном плесе (сейчас он называется Басовским), на «реке вопчей», лес поверстный в длину на полторы версты и поперег на полверсты до р. Староселки, заливные пожни на Красном плесе сена 20 копен и пожня на Фомином болоте на пойме и устье р. Староселки сена 160 копен, да по Касти сена 50 копен». В книге «Старинные волости и станы в Костромской стороне» М.Диева есть о Корзле такие строки, вот фрагмент из этого труда.Троицкая ц. Погост Бабино. 1930-е (?) (неправда ли, красавица!). Разрушена в 1954 г.
В 1828 году, взамен обветшавшей деревянной церкви построена каменная. В новой Троицкой церкви старые названия (Николая Чудотворца, Ильи Пророка) нашли отражение в названиях престолов: см. список бабинского прихода. По рассказам старожилов деревянная церковь стояла немного в стороне, ближе к Бухалову, у самого устья Корзловки, на левом берегу её берегу. Но так ли это на самом деле, без археологических исследований сказать сложно. Новую церковь назвали Троицкой вовсе не случайно, и это вполне можно объяснить. После церковной реформы о секуляризации, с 1764 года все монастырские земли были переданы в ведение Коллегии экономии. Так произошло позднее, объединение Ипатьевских вотчин с Середскими землями, являвшихся тогда вотчиной Ярославского Спасского монастыря. Все крестьяне, проживавшие на этой немалой территории (Бабинский приход) стали зваться "экономическими" и получили относительную свободу. Когда строили церковь (1828), то несомненно, решили устроить её в честь многовекового владельца этого места - Ипатьевского монастыря. А полное и официальное название его звучит так: Свято-Троицкий, по названию главного храма монастыря Троицкого собора. Престольные праздники Бабинской церкви праздновались исстари, и например главный Троица гулялся в д. Старово, и это были самые широкие гуляния по своему размаху и массовости во всей округе. Также было гуляние на Ильин день (один из приделов в честь когда-то стоявшей Бабинской церкви) в д. Фетинкино, одной из самых древних деревень наряду со Старовым.
Кроме церкви и дворов духовенства в Бабине в XIX веке для проезжих (через Бабино шла луговая костромская дорога - просёлок) было питейное заведение. Село было последним пунктом на направлении в Кострому, где эта дорога имела одну нить, далее путь к Костроме ввиду лесных хлябей и топей расходился веером, и сходился лишь воедино где-то на подступах к Ипатьевскому монастырю. Определить, где та самая "главная костромская дорога" не представляется возможным, как и говорить о том, что здесь был наезженный тракт с массой обозов, было бы неправильно.
В начале ХХ века в селе существовала церковно-приходская школа. В 1903 году в ней по штатам числились: заведующий и законоучитель священник Иоанн Дмитриевич Сперанский и учительница Лидия Александровна Ильинская. Бабино в те годы насчитывало 10-15 человек жителей, в основном духовенства и их домочадцев. Окончательно село прекратило своё существование в начале 1940-х годов, когда закрыли храм, и уехал последний "бабинский поп", который подрабатывал лишь крещением и отпеванием.
Ещё почти полтора десятка лет стоял Троицкий храм закрытым. В 1954 году его разрушили, и село-погост превратилось в «урочище Бабино». И долго ещё напоминала о былом величии этого исторического места, сохранившаяся арка входа в храм, где у которой, иной раз выпивали чарочку за упокой души предков местного древнего кладбища...
А ещё через 20 лет о предках и вовсе забыли, за исключением всего трёх-четырёх могил из большого прицерковного кладбища. Вот тебе и "вечная память" о которой постоянно твердят на поминальных обедах!
На этом и закончилась почти тысячелетняя (не побоюсь этого слова) история Бабина погоста.
Место, где по преданию стояла деревянная церковь(в дали виднеется колокольня Успенской ц. в Бухалово. расстояние 500м)
СПРАВКА. Как уже говорилось выше, Бабино довольно древнее место. В 1976 году А. Е. Леонтьевым было проведено археологическое обследование: «Бухалово. Селище. XIII-XVIII век. 0,3 км к ВСВ от д., первая терраса правого берега р.Касть (прав. приток р. Костромы,лев. прит. Р. Волга), в излучине реки, урочище или «сельцо Бабино». Площадь 170х120м. Культурный слой из темно-серой супеси достигает толщины 0,5м. Поверхность задернована, испорчена ямами от старых построек. Прослежены остатки фундамента церкви, часть бывшего кладбища с каменными надгробиями. Два из них датируются XVII-XVIII вв, найдена гончарная керамика XVII в., обломок наперсного креста. (Арх. ИА:№5830 Л. 2,3). На данный момент все надгробия растащены дачниками. Одно из надгробий, с надписью «…ЛЬВОВЪ Ум. 178… жития ему… лет» по свидетельству местных жителей, находиться в Бухалове. А в 1990-е годы на месте кладбища уж было началась дачная застройка.
И только местные жители встали на защиту этого памятника. Необходимо напомнить, что это место находиться под охраной и внесено в «СПИСОК объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Ярославской области №7600605000 Селище, XIII - XVII вв. с.Бухалово-урочище Бабино (р.Касть) 0,3 км к северу РМС ЯОСНД от 29.04.93 № 99»
Современные фото Бабино:http://fotki.yandex.ru/users/sidorovskyi/album/185894/
Некоторые могилы на этом древнем и далеко не малом кладбище, до сих пор посещаются и окашиваются, как например могилы Ореховых, Олеховых из Фетинкино и Виноградовых, Любициных из Матвейцево. Еще видны древние кресты ушедшие в землю на половину. Практически вплотную к кладбищу примыкает новая дачная застройка.
Троицкая церковь была хоть и самая молодая (1828г.) среди окрестных церквей, но и самая высокая и красивая. Церковь взорвали в 1930-е годы. А окончательно разобрали то, что не смогли до войны снести, в 1950-е. Последнее захоронение на этом кладбище было в 1956 г. Диева из д. Матвейцево.
Следующая страница: Откуда есть и пошла Полевшина »