Суббота, 21.12.2024, 18:36



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (25)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (67)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 Никольское в Корзле

На предыдущую страницу...

   Село Никольское, что в Корзле получило своё название от древней, ещё в те времена деревянной церкви Николы Чудотворца. Очень даже может быть, что это местечко называлось по другому. Документы известные на сей момент (Материалы для истории сел и деревень Костромского уезда. Костромская и Плесская десятины) сообщают нам, что в 1596 г. "в селе ц-вь чуд. Николы да в приделе на полатех Сергия чуд. древяна клецки, да другая ц-вь Вознесения да Преображения Христова да в приделе Жив.Троицы древяна клецки же  на государеве на церк. на престольной земле, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. стороение пп. Фадей Семенов, дчк. Данилко Евсеев, проск. Анница Кузьмина, пн. Якушка Иванов, да 2 кельи, а в них живут нищие питаются о церкви божии, пашни паханый середние земли церк. 10 чети в поле, а в-же сена на р. Касти 10 копен."

  В тот момент селом владел Левонтий Васильев Корзлин. А грамота от 1560 года говорит,  это село им получено из "старой вотчины", т.е. оно унаследовано. И исходя из родовой фамили владельцев Корзлины, можно сделать вывод, что "сидели" они на этой земле давно. Фамилия их пошла от названия этих земель - Корзла, а не наоборот. К примеру возьмем князей Курбских, Андобских, Шелеспанских, Писемских и др. Родовая фамилии идёт от топонимики, гидронимики и прочей географии.
  Некоторые ошибочно считают (например и сами старожилы с. Никольского), что Никольское это и есть Корзла. Добавка такая появилась для уточнения в каких землях находится село. Никольских было в уезде несколько: Никольское Отводное, Никольское Нальяновых, и вот чтоб не путать добавлялось уточнение - Никольское в Корзле. Таже аналогия: Новое в Полево, Новое, что в Демских.

Вид со стороны р.Глушицы (старица Касти) на Никольскую ц. 1997 г.


  В 1628 году Никольское числится в качестве приданного за потомком известного рода Крымских татар из г. Кафы Курдюком Агеевым Кафтырёвым, полученного от жены Катерины Левонтьевой, дочери Л.В.Корзлина.
  В этом же году в Никольском, что на Касти стоят всё так же два (летний и зимний) деревянных храма с приделами: "ц-вь чуд. Николы да в приделе на полатех Сергия чуд. древяна клецки, да другая ц-вь Вознесения да Преображения Христова да в приделе Жив.Троицы"

 К 1646 году Катерина Левонтьева Кафтырёва овдовела и в следующем году отказала две трети Никольского своему зятю Григорию Неронову, а оставшуюся треть дочери, вдове Марье Васильевне Лехчановой. Замечу, что обе дочери Кафтырёвых выданы замуж за местных владельцев. И Лехчановы и Нероновы попадались мне в описях 16 века не раз, например в межевых книгах Спасского монастыря, где Федоровские земли граничили с землями Лехчановых. Так же можно сделать однозначный вывод о том, что Курдюк Кафтырёв крещённый татарин с христианским именем Василий.
 В 1647 году документы сообщают нам уже об одном храме: "а в селе храм Жив. Троицы с приделы чуд. Николы, а у церкви пп. Иван Ондреев, дчк. Ивашко Фотеев, пн. Марчко Левонтьев, просв. Анница, на церковной земле бобыли в 4 дворах, двор вотчинный, 3 дв. крест. и боб. а людей в них тож". Деревянный храм Живоначальной Троицы становится основной и единственной церковью с приделом Николая Чудотворца. Вероятно это новая постройка, появившаяся либо после пожара (исключить нельзя), либо после обветшания предыдущих строений.

Список прихода на 1908 г. До этого в приходе числилась и д.Хохряково, находившаяся между Кузнецовым и Хотеновым.

Николо-Корзлинский приход на Атласе Менде (1856-58 г.г.). Как видно приход был довольно обширный, самая дальняя деревня (бывш.сельцо) Семенцово находилась почти в семи верстах, да за двумя реками. Этим и объясняется стремление прихожан отдалённых селений посещать более близкие храмы - Середской и Глазовский.

  В 1822 году предшествующую деревянную церковь заменили капитальной постройкой из кирпича. Сделала это тогдашняя владелица земли, на которой находилось Никольское, генеральша Е.Н.Нарышкина. Никольский приход был одним из самых многочисленных, но на практике прихожане Закастья посещали церковь в Глазово, а прихожане Рылово, Слободищ, Баскаково ходили в Середу. Престольные праздники Никола (зимний) и Вознесенская.

  Вокруг церкви располагается старинный некрополь. На этом кладбище в 1902 году похоронен отец знаменитого хирурга, академика С.И.Спасокукоцкого Иван Васильевич Спасокукоцкий, служивший в то время земским врачом в с. Середе и проживавшем в имении с-ца Смыслово, находившемся в Никольском приходе. Здесь же, у церкви похоронена и вторая его жена Стефания Ивановна. Могилы их к сожалению пока не найдены, но есть надежда отыскать их. Одно известно, что представители благородного сословия из прихода хоронились на юго-восточной стороне кладбища.

На Николо-Корзлинском кладбище есть довольно старые могилы, одна из которых устроена в виде краснокирпичного памятника с кирпичными фигурными вставками, но чьи они ещё предстоит узнать и отдельно рассказать об этом некрополе в дополнении.

Николо-Вознесенская ц. конец 1960-х

Никольское. Дом Сердцевых. 2010г.


   Вот как описывает Никольскую церковь Борисов Н.С. (Ярославское Заволжье. Москва. АСТ, 2007):
"В пяти километрах от Середы, слева от дороги, виднеется колокольня Никольской церкви что в Корзле села Никольское (1822 г.). Вдоль единственной улицы села стоят столетние, но ещё крепкие дома с резными наличниками; в конце её - заросший пруд, тёмные деревья погоста; среди них - обветшавшая, с молодыми берёзками на сводах, бело-розовая церковь. В ряду уже знакомым нам сельких храмов она выделяется оригинальным объёмно-пространственным решением. В плане церковь представляет прямоугольник со скруглёнными углами, внутри которого - ещё один прямоугольник. Ядро композиции - обычный бестолпный четверик, служащий основанием для перекрытого низким сомкнутым сводом массивного восьмерика. Однако остальные объёмы выстраиваются  не по продольной оси , а вокруг этого ядра, создавая центрическую композицию. Все стены четверика прорезаны высокими сквозными арками; восточная открыта в алтарную часть храма, а остальные - в широкую, перекрытую цилиндрическими сводами с распалубками, галерею-паперть, с трёх сторон охватывающую главный объём.

  Наружное убранство храма выполнено в духе позднего классицизма. Северный и южный порталы украшают дорические портики. Скруглённые углы стен с лучеобразной рустовкой имеют по центру окно, вписанное в арку. Низкий восьмерик с севера и юга прорезан тремя полуциркульными оконными проёмами, с запада - одним. Его диагональные грани слегка скруглены, повторяя формы нижнего яруса.

  Композиция летнего храма предопределила отсутствие трапезной и обособленное положение небольшой, но стройной ампирной колокольни, соединённой с храмом лишь коротким и низким притвором. В интерьере уцелели фрагменты стенописи, выполненной в академической манере в первой половине XIX века. Особенно хорошо сохранилась живопись в алтаре: композиция "Моление о чаше", орнаментальные мотивы. Уцелел и каркас классического трёхярусного иконостаса с накладными резными деталями.

  Чем объясняется оригинальная композиция Никольской церкви? Вероятно, прежде всего - волей заказчицы храма, генеральши Е.Н.Нарышкиной. Заметим, что пристрастие к ярусным центрическим храмам было присуще Нарышкиным не только в эпоху Петра I, но и значительно позднее. Об этом свидетельствует Казанская церковь (1770 г.), построеннная во владениях Нарышкиных - селе Курбе под Ярославлем"

Алтарная сторона.

Обрушение свода в Никольском приделе храма

Свод Вознесенского (летнего) храма

На таких кронштейнах, вмурованных в кладку держался многоярусный иконостас

  Славно село Никольское и тем, что в 1895 году в семье диакона местной церкви Алексея Попова родился сын Петр, который в 1918 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию стал сначала учителем, а впоследствии священником и служил в храмах Борисоглебского и Тутаевского уездов. Неоднократно подвергался арестам за свою ревностную службу. В 1937 году умер в Сиблаге. В 2000 году в августе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священномученик Петр Попов был канонизирован. День его памяти отмечается в первое воскресение с 25 января (7 февр.) Собор новомучеников и исповедников Российских.

Вид от церкви на Чурьяковскую сторону и р. Касть и её правый приток р. Глушицу.

  В советскую эпоху в Никольском располагался одноименный сельсовет. В своё время здесь были школа, магазин, почта. Недалеко от церкви (с юго-восточной стороны) находится единственный в нашей округе памятник погибшим революционерам-землякам в период известного Озеровского восстания. Этот обелиск - работа уроженца д. Мохоньково Г.Я.Масалёва. В данный период памятник находится в плачевном состоянии, на грани утраты и попросту заброшен.

 

 

НИКОЛО-КОРЗЛИНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ

Ну, а теперь стоит рассказать о Николо-Корзлинском некрополе. Нет сомнения, что он один из самых древних в окрестности. Ведь церковь тут существует почти полтысячи лет, на потяжении которых, храмы по ветхости сменяли друг друга. И эти данные известны нам только по первым упоминаниям о стоящих здесь храмах. С каких времен на этом месте основали первую церковь, а вместе с тем и хоронить около неё, уже вряд ли можно ответить.

Поэтому на данном некрополе захоронения - пирог слоёный. Одна историческая эпоха сменяла другую. Где-то я читал, что в среднем, на наших (российских) кладбищах сохранность могильной атрибутики порядка 100-150 лет. Т.е. основновная масса памятников существует в этих пределах, а затем сохраняются сущие единицы. Из-за этого создаётся впечатление недревности некрополя. И многократно я нахожу подтверждения этим фактам при посещении сельских некрополей.

  К примеру взять соседний, Бабинский погост, практически полность утраченный, где ещё в 1970-е сохранялось несколько надгробий XVII - XVIII веков! До советской власти, как рассказывали, там был целый сектор с богатыми могильными плитами. И вот результат - к нашим дням уже ничего не осталось, надгробные плиты по домам, дачам растащили, застройка того гляди на сам погост влезет. Да и от прицерковного кладбища (не малого, я замечу) осталось 3-5 (!) могил. Пропало целое сельское кладбище, а вместе с ним и история. Представьте, ходите вы по погосту, читаете красивые старославянские эпитафии на плитах, которые сами по себе культурная, археологическая ценность, соприкасаясь с древней историей своих предков. А ныне приходится лицезреть сайдинговый домострой. Конечно, не везде так, где-то, что-то боле-менее сохранилось, но в целом картина печальная.

И вот здесь, в Никольском, нашему взгляду также предстают два последних исторических слоя погребений: послереволюционный и дореволюционный. Причем послереволюционный, аналогично, можно условно разделить на: советский и постсоветский. Дореволюционный слой могил практически уходит в безвестность и уходит прямо у нас на глазах. Послевоенные захоронения преобладают над предшествующими. Мы уже практически не в состоянии ответить чья та, или иная могила. А ведь наверняка есть и потомки.

Когда-то войти в церковную ограду, за которой и расположился погост, можно было через северные и южные врата, увенчатые над сводами металлическими главками. Северные врата (от села) трёхсводчатые с воротами и двумя железными калитками. Южные односводчатые. Основание ограды было кирпичным с кованой решеткой, частично сохранившейся со стороны старой дороги, ведущей в Фетинкино, Бабино и Бухалово. На калитках, которые уже вросли в землю, массивные железные задвижки с проушинами для замков. Тогда они, вероятно, на ночь запирались.

На некрополе отчетливо видны захоронения простых прихожан и место, где находились могилы представителей просвещенного сословия.
Два сохранившихся захоронения, от колокольни к дороге, довольно интересны. Первое надгробие представляет собой небольшую стелу из  красного кирпича с некоторой декорацией в виде точеных незатейливых фигур из того же материала. Рядом лежит керамическая квадратная плитка с с сохранившимся оттиском "ЖИТИЯ" и окончанием "....ЛЪ", основная же надпись утрачена. Так как памятник находится в "простолюдном" секторе, то я предполагаю, что это вероятно могила зажиточного строителя-подрядчика, вышедшего из среды крестьян отходников, которых здесь было немало. Игра с офигуриванием кирпича, где-то даже наивная, как бы намекает о роде занятий усопшего. Старожилы на вопрос о происхождении сего изваяния развели руками. Может, есть кто может пролить свет на эту загадку.

Совсем рядом от краснокирпичного надгробия по правую сторону находится второй интересный экземпляр. Памятник из цельного камня с хорошо сохранившейся надписью. Правда верх этого камня утрачен, но наверное, лет так этак 25 назад, я его помню целым. Интересно это надгробие двумя моментами. Первое то, что это самое старое надгробие по видимой датировке. Второй момент: здесь похоронен простой крестьянин, хотя вероятно и зажиточный, и исходя из эпитафии, ещё не имевшего фамилии. Надпись прочитать не составляет труда (орф. сохр.):

"Под сим камнем упокоено тело раба Божьего

Михаила Филипова

деревни Слободищ

скончался 1853 года июля 9-го дня

Родился в 1790 году

Жития его было 63 лет".

Филиппов это отчество-фамилия. Как затем звались его потомки - неведомо. Может и Филипповыми? Благодаря этому вполне можно зацепиться в поиске в ГАЯО по исповедкам или МК, либо по РС, если кому потребуется. Датировка точная, да и д.Слободищи этого же, Николо-Корзлинского прихода.

Ещё один момент. На этом кладбище очень мало могил прихожан куста деревень Кузнецово, Косово, Выгарь, Хотеново и др. Точнее сказать они там несомненно есть, но уже без оград и прочей атрибутики. В основном мелькают никольские, степановские и рахмановские фамилии, есть окуневские, несколько закастинских (Талызины). Впрочем отсутствие известных фамилий можно объяснить тем, что у куста деревень вокруг Кузнецово во второй половине XIX века появилось своё кладбище (Долгуша), а закастинские деревни больше к Глазову тяготели, или к Середе, да и рядом тоже возникли раскольничьи кладбища  -  Вороново и Заполки. Но изначально все прихожане из приписанных деревень хоронились здесь. Просто эти погребения уже безвестны, и хорошо, что ещё ржавый крест виднеется, а порой еле заметный холмик. Пример с Михаилом Филипповым из д.Слободищ, что в пяти верстах, показывает, что даже из дальних деревень прихода погребали здесь, рядом с предками. Наверняка и отец его, Филипп, рядышком похоронен, да и прадеды несомненно здесь же.

Далее следуем к южной (юго-восточной) стене храма. Вот здесь располагался сектор с погребениями представителей благородного сословия и духовенства. Вокруг Никольского, в приходе располагалось немало помещичьих усадеб, владельцы которых, и их родные находили последнее пристанище на этом некрополе. В стародавние времена такие усадьбы и дачи располагались в самом селе Никольском (за южными вратами церковной ограды), в бывш. сельце Рахманово (до 1850-х г.г.), в сельце Смыслово, в сельце Поддубном и в бывш. сельце Семенцове.

Замечу, что надгробных памятников, по свидетельству старожилов, в дореволюционные времена на этом участке было немало. Во времена красного угара, надгробиям, в виду классовой ненависти досталось по полной программе. Склеп срыли, а памятники повалили, т.е. захоронения подверглись вандализму.

Остатки выложенного кирпичем склепа.

Летом здесь из-за густых зарослей репейника и всевозможных чепыжей практически ничего не видно. Но поздней осенью можно рассмотреть кое что. Вот, в этот раз повезло и удалось найти некоторые надгробные камни. Посреди них хорошо просматривается вскрытый, обложенный изнутри кирпичем склеп, который по рассказам старожилов принадлежал "барам". Это-то и представляло интерес для поиска. Тем более здесь в 1902-м году похоронили середского земского доктора Ивана Васильевича Спасокукоцкого (отца академика, хирурга С.И.Спасокукоцкого), могилу которого хотелось найти.

 В архиве середской школы есть воспоминания об этом событии старожилки этих мест 1895 г.р. и зафиксированные школьниками в1966 г., где идет речь о похоронах И.В.Спасокукоцкого: "...в 1902 году он внезапно умер. В завещании написал, чтобы никаких долгов с крестьян не брать, да и раньше бывало, что когда давал взаймы зерна, то никогда не напоминал о нём. Похоронили его в с.Никольском (5 километров от Середы) рядом с женой. Много народу шло за гробом. Ходили и мы с мамой. Было мне тогда 7 лет. Да и потом люди часто приходили к нему на могилку".

Ну, и вот надежды оправдались - под тонким слоем рано выпавшего снега - выглядывали камни-валуны. Почистив коченевшими руками от снега и от старой листвы с дерном камень (дерн уже кстати морозцем прихватило)... Да, впрочем чего рассказывать вот видео, где запечатлен этот момент:

 

Далее обследовав ещё несколько приметных надгробных камней, вот что нашлось:

Вот и всё, что осталось от "благородных" надгробий Николо-Корзлинского некрополя...

  В заключение рассказа предлагаю перейти на правую сторону, от северных врат, церковной ограды. Здесь, на скошеном её углу, у старой дороги, которая вела в Бухалово и далее в Костромскую сторону, была пристроена жертвеница с квадратной нишей для подаяний. Этот жертвенник некоторые принимают по ошибке за часовню.


В нише на задней стенке находилась икона Николая Чудотворца. Он как известно покровитель путешественников, да и всякого кто собирается пребывать в дороге. Перед иконой висела лампадка. Под иконой с лампадкой находился жертвенник. Это т.н. кружка-банка с небольшим отверстием, которая ставилась в это круглое углубление (фото).

Сверху накидывалась железная петля, одним концом вмурованная в кладку, а другой её конец  замыкался на замок (справа видно ухо), дабы упредить соблазн слямзить пожертвования. Отверстие банки совпадало с прорезью петли. Едет, к примеру крестьянин-путник в Кострому на базар, спешит обернуться засветло. Ну, и естественно желает благополучной поездки - дорога туда-обратно, как известно, была неспокойна и трудна по дремучему и темному лесу. Достанет, значит, монетку, вздохнёт, и снимая шапку, перекрестившись и шевеля губами скорую молитву бросит в прорезь, звякнув медяком и сказавши уверенно лошадке "н-но, пшла!" и нахлобучивая при этом шапку, запрыгивает на скрипучую телегу, едет торопливо дальше. Большинство, наверное, только шапку снимали, да лоб обмахивали (мол авось да небось) и не останавливаясь, ехали дальше навстречу судьбе...

Фотоальбом Никольское в Корзле

 

Наверх страницы...

Copyright SIDOROVSKYI © 2024