Вторник, 23.04.2024, 13:42



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (65)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Октябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Главная » 2021 » Октябрь » 10 » Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века
06:06
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века

   Ярославль в былые времена, а именно 150 лет назад, был куда как меньше против нынешнего 600-тысячного города. Несмотря на то, что в конце XIX века в городе было менее 100 тысяч жителей, транспортное обслуживание из-за протяженности городских концов являлось важной частью жизнедеятельности Ярославля. Даже существовала целая Ямская слобода с главной одноименной улицей, бывшей до второй четверти XIX века столбовой московской дорогой. Вполне понятно, кто в основном там жил. А какие названия улиц: Ямская, Гужевая, Заовинная! Просто песня!
    Как и теперь, в те стародавние времена всем куда-то было нужно перемемещаться. Уже тогда выстраивалась схема общественного транспорта на гужевой тяге. С ростом железнодорожной сети стало развиваться и регулярное движение. Перевозчики стали подстраиваться под расписание чугунки.

  Были даже и заторы на дорогах! Да-да, не удивляйтесь. И кто бы мог подумать из-за чего? Да, из-за медленных, нерасторопных быков, закупоривших основные транспортные артерии губернского города, что даже городской Управе (тогдашней мэрии) пришлось оперативно вмешаться для наведения порядка на улицах Ярославля. Транспортный коллапс, да и только!

  Вот как об этом пишет С.Дмитриев в своих "Воспоминаниях":
   "Дунаев  был страстным любителем лошадей. У него были и английские, и шведские, и беговые, и битюги, всяких пород и мастей лошади. Свой конный завод он держал по Угличскому тракту под Ярославлем. Он вообще любил рабочий скот. Одно время, не помню точно, в каком году он привёз с Украины, где у него были свои табачные плантации в Полтавской губернии, быков, и начал на них, вместо лошадей, возить в Ярославле на вокзалы или на волжские пристани (а это почти через весь город) готовые изделия своей фабрики, то есть махорку в ящиках, а обратно с вокзала табак в листах, то есть сырьё, производимое с Украины. Но этот "способ передвижения на быках" запретила городская Управа, т.к. быки своим "быстрым" ходом часто закупоривали и останавливали движение по всей улице, где они шествовали."
 

Дунаев И.Н.

  Так что и в ту, давнюю пору нет-нет, да и возникали небольшие транспортные неурядицы, которые через 150 лет выльются в каждодневное мучение горожан. Ну, а пока окунёмся в ту неторопливую и размеренную (как нам теперь кажется) ярославскую, гужевую жизнь.

"...Тогда в Ярославле движение было куда меньше, чем теперь: ни конок, ни трамваев, ни автомобилей или велосипедов в помине ещё не было. Транспорт был исключительно конный: извозчики ломовые, перевозящие всевозможную кладь, и легковые, возящие по городу граждан в театры, бани, на вокзалы. <...>
   К общим услугам горожан и проезжающих в Ярославле существовал институт троечников. Это специальные так называемые "конторы", содержавшиеся разбогатевшими извозчиками, имевшими по несколько лошадей, всевозможных летних и зимних экипажей, державшими наёмных ямщиков и извозчиков. Помню даже фамилии многих из них: Мохов, Красавин, Иванов, Кошлаков, Крестовский и др.


   Железная дорога в Ярославль настоящая была только из Москвы, да ещё другая, но узкоколейная, шла в Вологду. Моста через Волгу не существовало. В Кострому, Рыбинск и другие попутные города ездили на лошадях зимой и летом. Зимой возили в возках, это такой закрытый со всех сторон экипаж. Набивался он сеном и имел в дверцах, сверху, маленькие оконца, вроде форточек. Несмотря ни на какие морозы, в таких возках было жарко, или, вернее душно, от битком набитых людей, едущих в другие города. Более бедные пассажиры, не могущие платить рубль за проезд в возке, ехали за несколько копеек на облучке с ямщиком или сзади возка, стоя на нижнем выступе полозьев, выдававшихся из-под возка. Такие пассажиры отогревались только на остановках, то есть в постоялых дворах, или, как громко их тогда называли, "станциях".


   Затем у помянутых "контор" в Ярославле имелись так называемые "линейки". Это зимний и летний экипажи, однотипные, имеющие прекрепленный параллельно экипажу диван, на котором насаживалось старостой (старший извозчик, распорядитель экипажа) до тридцати человек пассажиров, обычно для переезда с Московского вокзала к перевозу через Волгу, чтобы далее следовать на станцию Урочь Вологодской ж.д., расположенную на левом берегу Волги.

Крыша линейки, обнесённая невысокой решеткой, служила для перевозки багажа пассажиров, который перевозился бесплатно, и староста за него отвечал, поэтому он никогда не сидел во время езды, а стоял сзади линейки, откуда ему были видны и багаж, и пассажиры. Линейки курсировали по Ярославлю все в одном направлении, то есть с вокзала на Волгу или обратно. За проезд на линейке брали десять-пятнадцать копеек с человека, смотря по времени года. Линейки ежедневно от всех контор выезжали к вокзалу и перевозу два раза в сутки - утром и вечером, к приходу поездов.


   Контроль за их работой осуществлял сам хозяин соответствующей конторы.. Делалось это так: путь линеек был один и тот же - от Московского вокзала по Большой Московской улице, по Большой Линии, по Стрелецкой улице, (ныне им.Ушинского) и по Семеновскому (ныне Красному) спуску на Волгу, и так же обратно. На этом пути где-нибудь вдруг неожиданно появлялся хозяин и проверял, сколько ехало пассажиров, не посадил ли староста кого в свою пользу. Всё-таки старосты как-то ухитрялись провозить в свою пользу пассажиру или кладь. Вечером староста и ямщик выпивали, а хозяин их ругал: знаю мол, у меня мошенники, украли на водку, вот и пьёте!

 

   Были ещё в Ярославле извозчики, содержавшие "аристократические" выезды только по городу: на свадьбы, похороны и другие необычные, торжественные поездки. Эти на вокзалы не выезжали. У них были красивые кареты, коляски, пролётки и т.п. летние экипажи и были всевозможные сани городского типа. Когда не было требований на свадебные и другие выезды, хозяин высылал своих наёмных рабочих-извозчиков на лошади, запряжённой в пролётку или сани, на биржу. Извозчичьи биржи - стоянки извозчиков в городах. Такой извозчик должен был привезти и отдать хозяину в день от пятидесяти копеек до рубля, смотря по времени года и договорённости между ними. Остальную вырученную сумму извозчик брал себе, если конечно, удавалось выручить больше, чем следовало отдать хозяину.


   Прежняя свадьба в Яроославле конца прошлого и начала нашего века обязательно включала венчание молодых в церкви. Новобрачные по неписанному закону в церковь венчаться должны были непременно ехать, отнюдь не идти пешком. Самые бедные люди в таком случае и то нанимали хотя бы простого извозчика свозить их в церковь обвенчаться и обратно. Разные служащие, тем более чиновники, офицеры, да и солидные приказчики уже ездили венчаться в каретах. Чем больше карет, колясок и всяких экипажей, тем богаче и солиднее считалась свадьба. "Во, какой обоз-то!" - говорила толпа глазеющих на эти церемонии. Экипажи частью нанимались устроителями свадьбы, а частью ими же выпрашивались у местных купцов и дворян в порядке одолжения или любезности дать карету или коляску на свадьбу. О свадебном поезде, по традициям того времени, должен заботиться жених. Понятно, в некоторых случаях жениху помогала и родня невесты. Жених ходил по городу и нанимал и выпрашивал нужное кличество экипажей.


 Если у хозяина жениха были нужные для свадьбы экипажи, то с него (хозяина) и начиналось хождение жениха, если же нет, то по рекомендации хозяина жених шёл к знакомым и незнакомым владельцам экипажей и лошадей и всегда получал желаемое. Купцы на своих богатых выездах сами почти не ездили. Они держали весь выездной снаряд, то есть кареты, коляски, лошадей, напоминающих львов, и десятипудовых кучеров, больше из тщеславия, показывая своё "богачество". "У какого-нибудь князя или барина всё это есть, а я чем хуже - у меня карман толстый!" - судили такие купцы. Кучера отъедались у них до невероятия, лошади бесились с овса и от безделья, разве когда дождутся какой-нибудь свадебки! И все, купленные непременно в Москве, экипажи, сбруи - преблагополучно находилось обычно на месте, без движения. Кареты купцов на свадьбы подавались в блестящем состоянии: лошади лоснились и "плясали" под грозный окрик кучера "шалишь!". Карета сверкала, кучер не сидел, а величестсвенно красовался на козлах, как какая живая десятипудовая статуя. На него для солидности и пущей толстоты надевался не один кафтан, а примерно до пяти разных одежд, голову украшала особая щегольская кучерская шляпа, на руках были перчатки. Чем толще был кучер, тем шикарнее он считался в купеческой среде того времени. Рядом с кучером помещался лакей в ливрее, обшитой позументом, и в фуражке с золотым околышем. Его дело было - открывать и закрывать дверцы кареты, подсаживать и высаживать едущих в карете. При колясках лакеев не было.


 За пользование всем этим парадным выездом богатые владельцы выезда, конечно ничего не брали и довольствовались благодарностью жениха. Кучерам же, как правило, подносили прямо к карете (так им трудно было слезать в двадцати одеждах, а ещё труднее было садиться на козлы, куда их обыкновенно усаживали при помощи конюхов и дворников) чайный стакан водки, кусок пирога на закуску, красный платок и некую толику деньгами. Это уж обязательно, но иногда, смотря по состоянию кармана жениха, давалось и больше, но деньгами никак не меньше полтинника. Кучер, везший жениха и невесту, получал всегда больше других.


 Если выпрошенных карет и колясок было мало, тогда нанимали извозъичьи кареты, о которых рассказано выше. Эти кареты нанимались за деньги, но кучерам все равно давалось вино и всё, что полагалось свадебному кучеру. Таковы были в те времена в Ярославле (да наверное и других городах) способы и условия передвижения. Таковы некоторые обычаи, иногда хорошие, другой раз глупые и ненужные, как нам они теперь представляются. Много было и прямого суеверия. Например, все были убеждены, что если в церковь венчаться молодые выехали из дома на правую руку, то после венчания из церкви должны подъехать к дому, где будут жить, непременно с левой стороны или руки, а иначе не жди добра".

/С.В.Дмитриев - Воспоминания. Изд.А.Рутман. Ярославль 1999/

Просмотров: 812 | Добавил: sidorovskyi | Теги: кучер, гужевой транспорт, Ярославль | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 максимка • 09:34, 26.10.2021
гоняли!
avatar
Copyright MyCorp © 2024