Намедни пришлось тут нашего дедушко, которому в этом году открылся 9-й десяток, отвезти в Бухалово на могилу его матушки, по её родовой линии он, - сидоровский Романов.
День выдался для середины сентября благодатный. Бухалово предстало мне краше прежнего. Чисто и благолепно!
То же самое на церковном погосте. Всё окошено и прибрано. Удалены непролазные джунгли валежника. Тихая лепота...
Местные активные и неравнодушные прихожане покрыли Успенский храм новой кровлей, сделали полы и начались в церкви хоть и не регулярные, но периодические службы. Затеплилась приходская жизнь.
В этот день храм красили промышленные альпинисты. Дело идет к возвращению достойного облика православного храма, хотя до полного восстановления ох, как далеко. И многое уже никогда не вернуть.
Но начало положено! Примечательно, что это движение идет не откуда-то сверху, а именно от прихожан. Они на свои кровные, затеяли это весьма хлопотное и затратное дело. Но как говорится - дорогу осилит идущий!
У южных новых ворот (теперь это главный вход в храм) висит синяя табличка:
В её текст каким-то образом вкралась ошибка. И я даже предполагаю откуда такая цифирь [1793] взялась. Взяли её из храмозданной надписи, которая находится (если ещё уцелела) в летнем храме по левую руку. Дело в том, что в 2005 году, когда я её в первый раз увидел, она представляла собой небольшой фрагмент сохранившегося текста и утрату около 70% даты постройки. Но её не так уж сложно восстановить, зная историю России, даже в пределах школьной программы. Я писал об этом ещё пятилетку назад, но видно не дошло... Считаю необходимым повторения пройденного и заодно дополнить Бухаловскую историю интересными и важными фактами. Начнём как раз с дат и текста храмозданной надписи.
Итак, для человека учившего историю в школе, и далее по жизни расширяющего свой исторический кругозор, должны насторожить два несовместимые (от слова совсем) факта: дата [1793] и [Указ Его Императорского Величества].
Объясняю, и может для кого-то открою небольшую тайну, - в означенной на табличке дате не может быть "Его"! Только "Ея"! Ибо монарх правивший, до 1796 г. Российской Империей принадлежал к женскому полу.
Но, да, - в храмозданной надписи есть (подтверждаю) такой текст: "Его Императорского Высочества". И вот автор(ы) текста на современной памятной табличке, четвертую цифру года (из фрагмента храмозданной надписи) истолковал(и) не как семерку, а как тройку. Получилась историческая нелепость. Что ж, давайте ещё раз кратко освежим хронологию Успенского храма.
Хорошо известный источник "Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской губернии" говорит о его постройке в 1796 году, но в летнем храме, по левую руку сохранились остатки храмозданной надписи, которая указывает на 1797 год. В ней, ещё можно прочитать небольшой фрагмент текста следующего содержания: "Сия Церковь, <...> Его Императорского Величества и Архиепископа Ростовскаго и Ярославскаго, построена и освящена 17<неразб.> <неразб.> года Марта 2<неразб.> < ....ризы <...>".
Что ж, давайте разберёмся и с точностью до дня восстановим дату постройки освящения Успенской церкви с. Бухалово.
С третьей цифрой гадать не приходится, это девять т.к. видно слева часть хвостика. Теперь обратим внимание на последнюю цифру, а вернее на сохранившуюся верхнюю часть цифры.
С цифрой "6" это определённо никак не коррелируется,- совсем не похоже! Тогда это либо "7", либо "3". У них верхняя часть в том шрифте похожа.И здесь может напроситься цифра "3", но тут в противоречие сразу же вступает "Его Иператорское Величество". Ибо на смену "Ея Императорскому Величеству",- Екатерине II, в ноябре 1796 года на престол взошёл Павел I, т.е. ни о каком "Его величестве" в марте 1796 г. (а уж т.б. в 1793 г.) не могло быть и речи.
Итак, храмозданная надпись гласит, - Бухаловская церковь построена и освящена в 20-х числах марта по ст.ст. 1797 года.
Замечу, что коронация нового Императора Павла I прошла буквально в одно время с освящением - 5 апреля 1797 года (по ст.ст.). Такое впечатление, что освящение храма приурочили к коронации нового царя. Но думаю эта догадка маловероятна и вот по какой причине.
В Чинопоследовании Православной Церкви при освящении о новопостроенных храмов говорится, что построение и освящение храмов в честь Пресвятой Богородицы позволяется только с наименованием Богородичных двунадесятых праздников и икон Пресвятой Богородицы. Этот строгий устав в таком важном деле как освящение храма, неукоснительно соблюдался и мы не сможем им пренебречь.
Давайте заглянем в календарь конца марта - начала апреля 1797 года, естественно придерживаясь старого летоисчисления, учтя при этом разницу между Юлианским и Григорианским календарями не в 13 дней, как сейчас, а в 11.
Как говорилось выше, коронация нового монарха Павла I прошла на Пасху 5-го апреля. Это само собой воскресенье.
Чинопоследование освящения храмов чётко говорит, что храмы в честь Божьей Матери освящаются только в праздники посвященные Богородице. Датой постройки считается дата освящения храма. В нашем случае с Бухаловской церковью это 25-е марта (по ст. ст.) 1797 г. - праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы (7 апреля по н.ст.). Теперь всё встаёт на свои места.
Итак, можно абсолютно точно сказать: ц.Успения Пресвятой Богородицы в селе Бухалове, Даниловского у., Ярославской губ. построена и освящена в среду 25 марта, на Благовещенье Пр. Богородицы, на Вербной неделе 1797 года. Эту дату и надо принять как официальную, и она полностью согласуется с храмозданной надписью Бухаловского храма.
Теперь ещё об одной дате из книги Аполлинария Крылова от 1860 г. где даётся дата основания 1726 г. При массе ошибок и опечаток этой книги, Аполлинарий ("который знает где лежит динарий") даёт верную дату основания. Т.е. с этого времени происходит появление (основание) церковного места.
Не знаю как у него это получилось, и на что опирался, но это так! Наверное видел какие-то документы.
Остановимся на этом моменте подробнее.
Предистория Успенской церкви берет своё начало с 1723 года, а именно в том году сгорели две деревянные церкви в соседнем с.Бабино. 30 марта 1723 года поставлена печать на указ о строении таких же церквей вместо «сгорелых» и на том же месте - Преображенской и Никольской. В это же время появляется челобитная от владелицы сельца Бухалово с деревнями Марфы Ивановны Салтыковой, о прошении поставить вторую церковь в её сельце Бухалове.
И салтыковская челобитная возымела действие, как видно из "Материалов Костромской епархии" (1908), где сообщается, что в августе 13-го 1723 г. был готов указ Архимандриту Иову, в котором велено было «против челобитной» бабинскому попу Андрею Евстафьеву послать бухаловского старосту салтыковской вотчины крестьянина Сергея Иванова «со товарищи» «к приходу», что бы выслать в Москву для допросу. Из этого понятно, что тогда крестьяне всех бухаловских салтыковских вотчинных деревень были приписаны к бабинскому приходу.
В ноябре 1724 года созрел-таки указ: «…с вышенаписанной Николаевской церкви, что в селе Бабино из оклада данных денег с приходских 213 дворов 3 р. 6 ал. выключить и положить в оклад на новостроящуюся церковь Рождества Пр. Богородицы, которую велено построить по челобитью боярыни вдовы г-жи Салтыковой в вотчине ея селе Бухалово…».
Но что-то пошло не так...
Строить-то начали, но даже к весне 1726 года церковь не закончили. Т.е. получается, что за полтора года церквушка так и не появилась. А ведь деревянные храмы рубились в один сезон. Косвенно на недострой ссылается документ (РГАДА ф.615, оп.1, д.4806, лл.13-13об.) о том, что вятские подрядчики Осип Стрел и Василий Бахмат взяли 15 апреля 1726 года подряд "доделать церковь в том же Костромском уезде в селе Бухалове вотчины полковника Александра Петровича да капитана Михаила Петровича Салтыковых старосте Миките Яковлеву и выборным Андрею Михайлову, Ивану Михайлову да Федору Михайлову, Стефану Радивонову и всем мирским людям..."
Слово "доделать" как раз и говорит о том, что объект был начат, но к запланированному сроку не сдан. Кто-кто, а уж мы-то нашу русскую действительность хорошо знаем. Вероятно какие-либо обстоятельства вмешались в строительство. Да, вполне может быть и смерть Петра I в январе 1725 г., после которой была небольшая политическая тряска и замешательство.
За свою работу строители с церкви договорились взять: "80 рублев да хлебного запасу 31 четверть и 3 полуосмины ячмени, 3 четверти круп овсяных, 12 четвертей толокна, 6 четвертей с четвериком <…> , масла коровья 7 пуд, посного масла 5 ведр, соли 10 пуд, яиц 2000".
А вот список бригады с отменным аппетитом. ("В крестьянском пузе долото сгниет" - русская пословица)
Подрядчики - кр. Осип Иванов сын Стрел (с.Вятское), кр. Василей Данилов сын Бахмат (д.Клюшниково).
Плотники - кр. Алексей Минеев, кр.Илья Семенов (д.Филино), кр-не Степан Тиханов и Василей Максимов (с.Вятское), кр.Дмитрей Радивонов (д.Худяково), кр.Иван Микулаев (д.Сватьково), кр.Микифор Дмитрев (д.Копанцы)
Так появилась деревянная церковь в селе Бухалово в 1726 году, которая просуществовала до 1797 года и передала эстафету сему кирпичному храму, который до нас дошел.
скан ЯЕВ: Да, были и неизвестные по своей воле меценаты...
Итого церковному месту в с.Бухалово - 292 года, а кирпичному храму - 221 год.
А.Красильников.
2018 г.
|