Пятница, 15.12.2017, 03:22



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [63]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯНЕ - НАШИ ПРЕДКИ [13]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меряне никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [26]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [16]
 
ЛЕНТА
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (33)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (11)
[27.08.2017]
Древние рубежи (3)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (7)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
[03.05.2017]
"Шить баско и Пригласить пожаловать священника к обуху" (29)
[24.02.2017]
Знаменательные вехи в истории Новополевского прихода (21)
[15.01.2017]
Хроники Даниловского уезда. (9)
[05.11.2016]
"Слабо?" из прошлого (24)
[28.07.2016]
Сухов день в деревне Лупачево (7)
[08.07.2016]
Несъезжий праздник или, а чё гуляем? (20)
[02.06.2016]
"Радостию друг друга обымем" (11)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
Яндекс.Деньги:
41001217280963
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни староверы старообрядческие храмы полевшина бабино бабин погост баусова бухаловская волость дороги баскаково салтыковы бабурино бабуринская игрушка бухалово банда ориентировка храмов бахарька старово борносово басовкий вопша крошило сказ сказ о крошиле вдоль горячего асфальта поздеевы школа вилькен песни фоминское беспоповцы сидорово терехино бухаловская церковь молельня бреднево бухаловская летопись богородский новополево пономарь бухаловский приход новая крошиха мамоновы прошлое былое фото грамота образование колхоз богородица борьба традиции имена старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи елохино озерки слободищи каландырец паны домонгольский крест крест меря городищи археология грибы никольское корзла даниловцы николай I крестьяне ветераны война никольское в корзле ушаков середа благотворители меценаты ягв пути человеческие артюхов филиппов николо-корзлинский некрополь погост крошиха вода богородская церковь закобякино апраксино успенская церковь волчьи горы Наличники адрианова обитель старообрядцы меряне лупачево даниловский уезд
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 
Главная » 2015 » Декабрь » 20 » Есть такое село Закобякино
13:00
Есть такое село Закобякино

Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего

ОТ КОБЯКА ДО ЛЮСИ КОСОБОКОЙ

Мой знакомый не так давно стал одержим в выходные выбираться на осмотр ещё сохранившейся русской старины. Не скажу, что он знаток истории края. Просто каким-то непостижимым (в том числе и для его самого) образом его увлечения дали дрейф в историческую область. Объехал почти все уездные города, посещал различные музеи. Особо отметил даниловский краеведческий музей. Как подходит суббота, - звонит и спрашивает о том или ином маршруте. И вот снова та же картина:
 - Я тут в Закобякино собрался, что интересного скажешь об этом селе?
 - Что же тебя туда потянуло, - вопросом на вопрос ответил я.
 - Там снимали некоторые эпизоды фильма "Страсти по Чапаю". А значит в селе осталась патриархальная старина для проведения съёмок, - аргументировал свои желания приятель.

Резонно, - подумалось мне, и через минуту я перезвонил, снабдив краткой исторической информацией по выбранному маршруту и посоветовал по дороге заглянуть и в Середу, всё ж сёла соседи, и проехать далее до д.Исад, располагающихся в пяти верстах от Закобякино и посмотреть на водную гладь реки Костромы, по которой почти 700 лет назад спускались ушкуйники для набегов на волжские города.

Забегая вперёд, скажу что Закобякино приятелю отметилось и приглянулось, а вот отчего-то Середа не тронула...

Мы конечно обсудили этот момент за самипонимаетечем. Закобякино ему показалось чище, тише, патриархальнее и ближе к понятию "русское село".

Середа явилась неким кишащим муравейником (попал на автобусную пересадку), пыльным транзитным ("благодаря" дороге) населённым пунктом, где просто так не пройдёшься, крути головой и уворачивайся от мобилей. Что ж, теперь понятно, почему для натурных съёмок было выбрано Закобякино.

Не растекаясь мысью по древу, скажу что я заинтересовался селом с заковыристым названием и стремительным автоброском с сообщниками нанёс визит в Осецкую волость для более близкого ознакомления. Дело в том, что здесь я бывал неоднократно, но мимолётом как-то. И именно мимолётом! В далёкие советские времена нас сюда занесло кривым авиарейсом Бухалово - Закобякино - Ярославль. Там тоже был аэропортик для кукурузников.

Конечно, направившись в Закобякино, я выудил по максимуму информацию о истории села. Признаюсь, был приятно удивлён! Столько всего сплелось в массивный исторический период. Но самое интересное большинство местных жителей ни сном ни духом не ведают о богатом историческом прошлом своего села.

В этом мы убедились при разговоре с несколькими т.н. старожилами. Канва их познаний густо замешана на кабаках, будто бы некогда кругом опоясывающим безымянное село да большом тракте, когда-то якобы пронзающим насквозь Закобякино.

В тутошнем магазе, историко-архитектурные излишества которого спрятаны под пластиковым чудом и величайшим строительным материалом всех времён и народов - сайдингом, завязался примерно такой разговор:

  - А откудова название Закобякино проистекает, - промежду прочим вопрошаем мы, и как бы просто невзначай сотрясаем воздуха. Вопрос упал на благодатную почву. Первой нашлась моложавая старушка, летам так этак под семьдесят-восемьдесят (возраст сейчас штукенция обмачивая), на которую кивнула продавщица:
 - Сколько здесь живу, а знаю, что село наше оченно большушшее было, на тракте стояло. Вокружную кабаки стояли и отсель и стали называть дескать, село за кабаками. Закабакино, а потом (чудесным образом!) Закобякино. Вот и вся недолга с названием.

Чудны дела твои, Господи, - думаю я про то, как слово "кабак", которое вообще по правилам языковой лексики не коверкалось, преобразилось вдруг в тюркизм "кобяк". С какого такого испугу родное, русскому слуху слово (хотя тоже неславянского корня, и скорее всего тюркского) видоизменилось до неузнаваемости. Зачем всё усложнять, когда ответ практически лежит на поверхности. Не стал я озвучивать пресловутую "бритву Оккама", и спросил:

 - А где конкретно располагались кабаки и сколько их было? Вопрос поставил и старушку и продавщицу в тупик, но ненадолго.

 - Ну как где? Вкруговую же. На кажном углу. Вокруг села, значит, - обмахнув рукой магический круг, едва не заехавши по носу продавщице, быстро нашлась местная пульхерия.
  - Так, а количество, сколько же их было? Два, пять, десять?
  - Много, да бог знает скоко. Село-то болшушшее было, на тракте стаивало. Народишшу-то тьма была, вот за кабаками-то дома и стояли.

 Вот так бы и приняли на веру, допустим, столичные или областные журналисты и пошла бы писать губерния про закабацкое село на большом торговом тракте.

Ужель та самая Татьяна...

Предлагаю сразу начать с заковыристого названия села и выискать этот самый большой  тракт. Кто ищет, тот всегда найдёт. Да и не трудно!

Про дороги я уже рассказывал (Куда ведут дороги...), где мы выясняли наличие (вернее отсутствие) больших торговых трактов от наших краёв в сторону Костромы. Где, как оказалось, существовали обычные просёлки и никаких столбовых дорог в наших окрестностях не обнаружилось. Да, дорогие мои, через Середу пролегали лишь просёлки как и через множество обычных деревушек.

Другое дело Закобякино. Для этого вполне хватит Атласа Менде, чтобы узреть как выглядела большая, если хотите столбовая дорога. Думаю не надо объяснять термины просёлочная дорога и большая дорога. Вот посмотрите: красными стрелками отмечен т.н. большак, зелёными просёлки Закобякино. Почтово-торговый тракт Любим-Кострома. 1859

Правда есть одно но. Этот большой почтовый тракт отстоял в версте от Закобякино! И не проходил через село, как многие полагают. Точки на карте обозначают, что эта дорога была с верстовыми столбами. Отсюда и название - столбовая. Это, как бы сейчас назвали - дорога областного значения. Связывала она град Любим с градом Костромой.

Недолго думая, я взял известную и очень подробную Карту Генштаба конца 1980-х годов и нанёс  на неё данные почтового тракта середины XIX века (красный пунктир). Получилась любопытная картина, которая опровергла и ещё одно устоявшееся заблуждение, что мол современная дорога проходит по старому тракту. Как видим это не так. Где-то конечно совпадает, но в основном нет: Костромской тракт на карте ГШ СССР. 1989

 Посмотрите на населённые пункты, располагающиеся на тракте. Как правило это вытянутые вдоль дороги крупные деревни, сёла. Количество дворов в таких пунктах часто преобладает над селениями, которые находятся на "отшибе" и в стороне от больших дорог. Простые деревни более чем в 60 дворов не редкость! В середских же палестинах деревня в 30-40 дворов считалась большой. Отчего так?


Дело господа, в движении, в оживлённости. Большая дорога, большак - место бойкое, как раньше говорили. Если ещё оживлённее тракт, то и ещё крупнее деревни.
 Яркий пример Костромской луговой торгово-почтовый тракт. Одна большая деревня тянется за другой, практически слитно следующая. Дома богатые, стоят как огромные фрегаты на рейде, нависая над большаком. Словно говорят, - вот я каков, я самый-самый!

А если уж это дорога связывающая, например Центр и Поморье (Московско-Архангельский тракт), то движение будет ещё больше, крупнее и деревни. Дома как царские палаты, один вычурнее другого! Это былое великолепие ещё можно увидеть, перемещаясь в сторону Москвы, к примеру. Вспомним Салтыкова-Щедрина, о том как он описал эту дорогу, - движение на ней происходило даже ночью! Это была самая оживлённая трасса в Российской Империи в первой половине 19-го века.

Подводим черту. Да, был в Закобякино большак, но в версте от села. Поэтому оно всё-таки и выразительнее Середы выглядело и это прорисовывается даже сейчас. Виной тому именно большая дорога, которой в Середе не было. Медицинский (если хотите) факт!

Далее по поводу кабацкой байки. Да, именно байки. Моё мнение таково, что топоним Закобякино не связан с кабацкой темой. Ну во-первых как уже писалось это место, в версте от большака. Село в тридцать дворов (тридцать, Карл!) это меньше чем большая деревня в середском захолустье! В соседней деревне Стругуново (Строгонова), стоящей на большаке было более 60-ти дворов. Но оно Стругуново, а не закабакино отчего-то. К чему выдумывать сказки?

А дальше убифственный факт. В 1830-х годах в перечне на учреждение трактиров на откуп (кабаков) в губернии, в Любимском уезде никакого кабака (уж тем паче кабаков) в Закобякино нет! Берите ЯГВ за 1839-й год (...вроде, - лень ковыряться, но если припрёт - найду!) и узнайте действительность.

Он (кабак) появится значительно позднее. Конечно, наиболее упертые будут уповать на то, что к этому времени кабаки каким-то образом сгинули, а название закрепилось. Так при отмотке времени в сторону глухой исторической тьмы, количество дворов уменьшится раза в два. Нафига кольцо кабаков в низконаселённой местности, в глуши, когда в городах-то кабаки на перечёте были? Рыночные законы и тогда аналогично работали.

В моей библиотеке есть хорошая книга, изданная в начале нулевых годов "История Ярославских сёл и деревень". Там про Закобякино есть рассказик, где присутствуют те же наивные рассуждения про хана Кобяка и кабаки. Чего только стоит фраза, что де "других Кобяков история не знала", - "и где тот Кобяк и где Закобякино", типа только в "Слове о полку Игореве" этот Кобяк и упоминался. Так и хочется сказать:
  - А сколько в Бразилии донов Педро? Да не сосчитать! Вот автор уверен, что в той Казани XVI века (да и всего Казанского ханства), которую взял Грозный не было ни одного хоть какого-нибудь завалящего Кобяка? Будь то хан, мурза или ещё какая птица ненизкого полёта. А?

Да там Кобяков было как донов Педро в Бразилии! Как  Ванек, Петек и т.д. на Руси! Но оно конечно, - кабаки это ближе и проще. Тут вон Кабачарово тоже в питейную тему втягивают - мол, название от кабаков да чарок!

Когда я озвучил эту версию, то магазинная пульхерия возмутилась - да ты что, господь с тобой - мы значит дескать татарские? Произошёл т.с. разрыв шаблона. Хотя надо признать, что с легендой о Кобяке народ местный знаком, но "кабаки на каждом углу" им милее.
  И чего тут такого скабрезного? Всё очень даже логически верно ложится в историческую канву. После взятия Казани во многих российских землях возникают целые татарские анклавы, ну взять к примеру тот же Романовский уезд. Землю на кормление татарской знати дают в обмен на лояльность, большинство перекрещивают. Это, кстати, уже вторая (если не третьяя) волна татарской интеграции.

Резонно предположить, что село (вернее деревня) и заимело новое название из-за того что его записали за неким Кобяком.

 - За кем, за кем? За Кобяком! Закобякино!

Может и селом-то оно тогда не являлось. Кобяк мог просто иметь там вотчинный двор, - примеров и аналогий в нашей истории множество. С помощью этого просто объясняется и т.н. "татарский след" в наших краях: Ясина гора, Кабачарово (там тоже кстати, кабаками развлекаются)) ), Татарское, Баскаково (типа баскаки дань здесь собирали)) ), Рахманово, фамилии Юсупов, Камаев, Тагаев, Баглаев и др. "загадки". Господа, это не пресловутое татаро-монгольское иго! Это нечто другое!

Надо просто искать в архивах, а не выдумывать байки. Уверен, что найдётся "архивная мышь" в понятном смысле и прольёт свет на название села.

Совсем недавно, в прессе мелькнула новость - жители Закобякино отметили юбилей села - 370 лет! Правда с оговоркой, что только второй раз празднуют. Интересно, как считали? Ведь само село селом-то становилось только с постройкой церкви. Это древний костромской край - Осек! И все (ну или почти) здешние населенные пункты имеют не менее полутысячелетнюю истории.

А вот когда Закобякино стало селом это для нас история сохранила! Согласно указу от 27 марта 1694 года патриарха и челобитной архимандрита Богоявленского Костромского монастыря (в вотчину которого, тогда Закобякино входило) Корнилия, решено было разобрать в костромском селе Апраксине деревянную церковь Рождества Пр. Богородицы и перевезти её в сельцо Закобякино, и возвигнуть вновь построенную церковь на угодном месте во имя Рождества Пр.Богородицы. Дань 20 алтын и 2 деньги с прихода из 17 дворов новоприбылая церковь стала платить с 1695 года ("Мат-лы костр. епарх.").

Как видим до постройки церкви Закобякино ещё сельцо, т.к. там был вотчинный двор монастыря. А до сельца, то бишь до монастырского владения, Закобякино было либо деревней или починком, вероятно с др. названием.

Итак, подводим полужирненькую черту в закобякинской истории: ничего общего с "кабацкой" сказкой у села нет и не было! Ибо нет и в помине хоровода кабаков в сельце с десятком дворов. История церкви в селе начинается с 1694-1695 годов, и с этого момента Закобякино стало писаться селом! Итого 320 лет церковному месту.

Интересна нынешняя Успенская церковь с красавицей колокольней, которую спроектировал Андрей Михайлович Достоевский - родной брат всемирно известного писателя Ф.М.Достоевского. Это уже выдающийся исторический факт для села. Но и это ещё не всё.

Мы входим в Храм, в котором на тот момент, проходили крестины. Чтобы не мешать узкосемейному событию, мы тихо вышли в притвор, откуда была видна чудом сохранившаяся фреска после пожара 1980-х годов. Пожар этот был не единственный. В 1873 году полностью сгорела деревяная церковь на кирпичном фундаменте 1763 г. постройки. Она существовала вместе с нынешним кирпичным храмом, воздвигнутым в 1846 г.

В 1848 году был пристроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Он сооружен на средства уроженца села Закобякино Киевского Митрополита Филофея (Тимофея Григорьевича Успенского). Кстати сказать, это была известная в России личность из духовного сословия.

Митрополит Киевский Филофей (картина неизв. худ.)

Родившись в Закобякино в 1808 году  в семье местного церковного чтеца Григория. Филофей сделал блистательную карьеру, став впоследствии Митрополитом Киевским и Галицким. Филофей - единственный выпускник Ярославской духовной семинарии, который стал митрополитом. Его родители Григорий и Екатерина похоронены здесь же при церкви. Сам Митрополит Филофей упокоен в Киево-Печерской лавре.

Могила родителей Филофея

  Закобякинский некрополь неплохо сохранился. За алтарной стороной находится могила протоиерея Иоанна Владимирского, прослужившего в Успенском храме целых 53 года! О.Иоанн являлся истинным старцем, и с его именем связано немало чудес и исцелений. Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский приезжавших к нему богомольцев отправлял сюда, в село Закобякино к отцу Иоанну, зная о его чудесах. В народе отца Иоанна Владимирского звали Целитель, после его кончины еще долго брали землю с его могилки, и исцелялись по его молитвам. Памятник говорят, на могиле даже заваливался - так как землю по щепотке уносили верующие.

Неподалеку от могилы о. Иоанна находится могила ещё одного удивительного человека - нашей современницы и местной закобякинской легенды Таисии Петровны Щегловой, о которой был снят фильм ГТРК Ярославия "Таисия Закобякинская" 2007 г. Просто смотрим и удивляемся!

Кстати закобякинский батюшка, если мне не изменяет память из рода Римских-Корсаковых

Теперь пройдёмся по селу.

Старые, ещё сохранившиеся дома передают патриархальный дух той, старой крестьянско-купеческой России. Удивительны каменные здания, относящиеся к торговому делу, которые расположены на редкость удачно: в середине широкой улицы ограниченой двумя посадами. Базары в дореволюционном Закобякино проходили по пятницам.

Здесь даже есть свой закобякинский "эйфель" - ажурная башенка, действительно хорошо вписывающейся в пейзаж и претендующей вкупе с колокольней на визитную карточку села. Узнаваема на раз!

А вот ещё один исторический маячок. Многие знают об улице Кудрявцева в областном центре. Конечно, ведь на пр. Ленина в Ярославле есть остановка общественного транспорта. Так вот, - Герой Советского Союза танкист Кудрявцев Александр Сергеевич, хоть он и родился в Питере в 1909 г., но имел закобякинские корни. В 1910 г. его семья вернулась в Закобякино. Вот в этом доме они и жили.

Мемориальная табличка на доме Кудрявцева

С 1934 по 1938 г. работал электромонтером на ярославском шинном заводе. Погиб, не дожив до Победы месяц с небольшим. Похоронен в столице Австрии г.Вене.

Вот такое оно Закобякино. Многие может и не ожидали таких исторических откровений от простого села и не легендарных, а всамделишных. Но и это ещё не всё!

Помните нашего знаменитого земляка-поэта Некрасова, Николая Лексеича? Ну как же, как же... Помним-с.

А лесник опять наметился.
"Не шути!" - "Чаво шутить!"-
Коробейники отпрянули,
Бог помилуй - смерть пришла!
Почитай что разом грянули
Два ружейные ствола.
Без словечка Ванька валится,
С криком падает старик...

А куды направлялись коробейники в одноимённой поэме? О, правильно, в Закобякино на пятницкий базар. А поэма кстати, с коробейниками имела под собой реальную историю, рассказанную Некрасову его дружком по охотничьим забавам Гаврилой Захаровым из деревни Шода (в верстах 12-15 от Закобякино), которая находится за рекой Костромой, где в лесу неподалеку от д. Сухоруково и разыгралась подлинная трагедия убийства коробейников. [Реальная история убийства коробейников в Мисковской волости]

Обойдя село входим в магазин, где у нас и состоялась небольшая беседа со старожилами. Здание магазина дореволюционное, обшито теперь сайдингом. Ласточки, давно облюбовавшие карнизы кирпичного строения и делающие упрямо свои гнёзда, никак не могут понять почему падают их сооружения. К сайдингу их гнёзда не прилипают, поэтому часто оказываются на земле.


За магазином стоит почти музейная техника, достойная реставрации. 

Закобякино отстоит недалеко от водной артерии Костромского края, буквально рукой подать, то грех не заехать. Садимся в авто и едем ещё пяток верст к д. Исады, к славной реке Костроме.

И чем же это местечко отметилось, спросите вы. Первое, конечно красоты большой реки, за которой открывются костромские дали. Ведь река лежит точь на границе областей и противоположный берег уже костромской. Немного левее виднеется деревня Бугры, а за ней дальше за лесами  знаменитая по некрасовским местам деревня Шода. Давным-давно вот здесь рядом, по водной глади реки Костромы, но в отдалении в 600-700 лет плыли на своих ушкуях ватаги новгородских разбойников, которых так и называли - ушкуйниками.

Ушкуйники. Картина Зейденберга С.М.

В конце XIV века Кострома была не единожды разграблена этими сорви-головами. С новгородских приделов через многочисленные волоки, спускались они по Костроме в Волгу. Число ушкуев насчитывало более 250 единиц. Более 300 лет просуществовала ушкуйная вольница, образовав даже свой форпост - Вятскую вечевую республику. Даже Орда им была не помеха.

Ещё совсем недавно в советские времена река Кострома была судоходна. Пристань Исады была действующей. Пароходы сновали из Костромы и до Буя в навигацию, а дальше только в период большой воды. В дореволюционные времена мимо Исад шли до Буя и Галича тихвинки на конной тяге. Потом наступила эра колёсных пароходов. Здесь стали ходить "Вена", "Кострома", "Буй", "Братья Маметовы".

Один пароход нагружали полностью, но когда приходили два-три парохода, тогда какой-нибудь капитан выходит на палубу и кричит на берег:
- Эй вы, садитесь! До Костромы четвертак!
На берегу движение.
- Четвертак?! Двадцать пять?! А у нас двадцать, садись!
- Двугривенный?, - кричат с другого берега.
- Беру пятнадцать!
- Десять!
Доведут торг до того, что посадят за пятачок.
Посмотрит противник да пьяным голосом гаркнет во все горло:
- Садись! Даром везу!
Пассажиры сыплются горошком с парохода и идут на бесплатный.
- Даром садитесь, стаканчик поднесу.
- Стаканчик?! Булку добавлю. ("Буй. Записки краеведа").

Позже два парохода "Буй" и "Крестьянка" постоянно выполняли ежедневный рейс Плёс-Кострома-Буй. Самым популярным пароходом на Костроме была "Крестьянка". К слову сказать их было два. Большой - это волжский пароход.

А костромская "Крестьянка" была меньше и в основном использовалась на буйском направлении. Позже до появления моста через Волгу в Костроме "Крестьянка" использовалась как паром. Костромской народ окрестил тогда это судно "Люсей Кособокой". Костромские краеведы это объясняют разным размером гребных колёс и поэтому судно косилось на один бок. В 30-е годы моя бабушка ездила в Кострому к деду, который там работал десятником, из Исад на пароходе, вполне может и на "Крестьянке".

Крестьянка в Буе

  Здесь же в Кострому  упирался вышеописанный большой любимско-костромской тракт. В те годы здесь сновал паром, которы перебрасывал обозы с путниками в обе строны.  На костромском берегу большак шёл по левому берегу Костромы на большое село Мисково и далее в город Кострому.

В настоящее время река Кострома осиротела. Судоходства нет. Исады посещают дачники да рыбацкая саранча.

Фотоальбом Закобякино - Исады

 

Интересный очерк, про то как автор совершил путешествие вверх по р.Костроме. Что называется в тему: В. Шишков. Приволжский край. 1925 г.

 

 
Просмотров: 1885 | Добавил: sidorovskyi | Теги: река кострома, закобякино, исады | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 21
avatar
0
1
Во, хорошо!
Я помню был в Закобякино совсем маленьким. Это примерно перед моск.олимпиадой-1980. Тоже на ан-2. Даже не помню где был аэропрт. Помню где-то стояли какие-то бочки-ёмкости, трактора. Тогда батя сказал - Закобякино! Мне почуделось название какой-то козявкой что-ли. Ой, давно это было. Где ж аэропорт-то был?
avatar
0
2
Понятно, что за селом. Где не помню... Есть вот фотка на просторах нета, где говорят, что это закобякинский аеропорт

avatar
3
Спасибо за рассказ. Закобякино вкупе с Исададами особый уголок воспоминаний. В 79 году случилось плыть по костроме через Исады. Врезалось в память. Спасибо за "Приволжский очерк". Не ожидал, что есть рассказ прор родные края. Так приятно узнавать прошедшую память про любимые места детства. Поклон!
Про "крестьянку" много слышал от родственников. Знаментый пароход на Костроме!
avatar
4
опять татары виноваты,  smile , может название еще от мерян осталось?языки немного схожи.слышал я сказку , что ручей был кобяка,а село за ручьем.
avatar
0
5
опять татары виноваты - где вы увидели обвинение???

языки немного схожи - вы знакомы с мерянским? поделитесь источником, плиз. (я знаком с трудом Ткаченко, и лично с Малышевым, - если чё) Среднерусская Атлантида

ручей был кобяка - нет там никакого ручья.

Вам, Сергей срочно надо на Б.Пироговскую 17. Это московский адрес (Хамовники).
От ст. м.Фрунзенская минут пять пёхом. И никаких сказок (разве токмо  ревизкiя)! Удостоверительные документы только не забудьте.
avatar
6
Для меня Закобякино не пустой звук.
Там я если и не родился, то предковый корень прочно на той земле. Всё летнее детство проводил у бабушки. Хоть сайт и от соседей, но приятно что упомянули Осек. Жаль там краеведов нет активных. Про кабаки и хана Кобяка слышал легенды неоднократно. Пропорция 60% на 40% где-то соотв.
Раньше на веру, конечно брал кабацкую версию, но в последние лет 15-20 лет воспринимается это как-то сомнительно и нереалистично.
И даже юмористично кабацкая легенда несколько выглядит.
Вероятно ваша (да и не только) версия ближе к истине. Что называется: тепло, ещё теплее.

насчёт ручья никогда не слышал.
avatar
7
слыхал, что в закобякино жили закобенистые люди. типа выкобенивались, кобенились и т.д. что-то вроде распространенного понятия <выделываться>
см. толк. сл. <закобенить>
avatar
9
biggrin так ведь соседи ,ниже по волге жили половцы то вроде, кобяка то не татарин - половец.
avatar
0
10
И чего это все прицепились к тому раннесредневековому Кобяку, упомянутому в "Слове о...". Тем паче, что "Слово..." ещё не доказано, что подлинное. Существуют масса весьма доказательных мнений, что это написал Тредьяковский. Ну это так промежду прочим.

Я же не зря шутканул, што этих Кобяков у них (сами подставьте у кого) было много. И в движении тех исторических процессов в нашу область мог (а романовский уезд это на 100% подтверждает) попасть любой из этих кобяков.

Далее, - это мог быть из казанского ханства чел. (1), просто русский чел с прозвищем Кобяк, т.к. по ст. документам довольно часто встречаются к примеру  Фёдор Кобяк,(2) и др. подобные личности. Кто они этнически были - х.з. Тут тоже версии. И самая (3), думаю близкая версия. Этот Кобяк был вероятно касимовским татарином (или просто касимовские корни иметь), которые, тоже в свою очередь берут исток от казанцев (кто тогда там жил татары ли или булгары вам решать).

В момент упразднения касимовского царства, из его земель вышли многие татарские семьи. Карандышевы наприм. Самое главное - оттуда было множество т.н. однодворцев. По наделу и обособленности села Закобякино на это очень похоже. Кто такие однодворцы - сами узнайте. И в Касимове кстати, часто мелькали Кобяки и новообразованные "русские" фамилии Кобяковы - их пруд пруди. Что всем мерещится половец Кобяк - ума не приложу.

Про историю татар выдумывать не надо. Фундаментальных книг свыше 20-ти (от 19 в., одни Вельяминов-Зернов с Албугази чего значат). Просто читать надо, а не гадать на кофейном г.
avatar
0
11
Слушай, ты глубоко копнул. Без иронии и серьёзно. Я вот про касимовских и не подумал, а сегодня разговорился в архиве с кафедры ЛИФЛИ одним. Он то же самое примерно говорит, типа там 9касимовские пределы) ареал Кобяковых, Кобякиных, Кобяков. Даже сейчас справочник тлф пестрит Кобяковыми, Кобякиными и т.дд. Касимовцы это мордва, мишари, и наши "родные" татары. Действительно реально выходец из тех мест мог получить надел в кормление. Тут ещё рядом некая Хазара (так у Пискунова) промеж Кастью и Сотью имеется. Всё как-то неспроста. У родословников поинтересоваться надо.

Надо бы эти выводы упомянуть в статье.
avatar
0
12
Да я не стал делать "тяжёлую" статью с массой отсылок к арх. данным. Это типа легкого исторического эссе глазами обычного путешественника. Кому надо тот обратит внимание и на фактологию.

Про "хазару"... В наших местах звучало КАЗАРА. но вот почему-то у жителей низины (погостья) называлась местность ХАЗАРА. Это вообще загадка. Меня в одно время натолкнуло на своебразные размышления, о которых какнить после.

Про родословников... Они в основном с одним типом документов работают. Поэтому в их исследованиях однообразность. В основном они с "кабинетным" мышлением. Был я свидетелем одной сценки в прошлую Крошиху. Захотели найти по арх. данным сельцо Субботино (родина Жадовской). А никто толком по "полям нонешним" не хаживал. Наняли большой автобус. Взяли хоругви и плакаты. А я сразу был на 100% уверен, что не найдут. Но Н.П.Кузнецова (человек и пароход и предводитель дворянства smile и проч.) ответила - типа у нас , де способная молодёжь, найдут и разыщут.
Думали там к усадьбе "тракт" ведёт и барин заставил своих крепостных с хлебом-солью встречать автобус с хоругвеносцами... Ну так чё... Они даже с любимской трассы не сумели сойти))) Походили туды-сюды, поудивляв проезжавших хоругвями и вернулись в автобус не солоно хлебывши.
avatar
13
то бишь точных данных о названии, нет только местные сказки(как и о нашей деревне,  я такие слышал , что даже мне смешно). а ручеек мог быть. как например в д. Бреднево, на картах и в архивах не значится(не нашел) , а местные знают , что ручей с названием.
avatar
0
14
Окончательно пришел к выводу, что аборигены (как угодно можно назвать: местные, старожилы и т.п.) ничего и не знают.
В начале-то 90-х позапрошловековые старожилы едва-едва сводили концы с концами в плане истории, а теперешние уж и подавно. Никогошеньки (ещё раз - ни-ко-гошень-ки) не осталось, чтоб как-то осветить хоть бы второе десятилетие века 20-го, всё, как говорят историки - нарратив.

В середине 19-го века в наши палестины зачастил некто Н.Астров. Его родственник в те времена был настоятелем в Новополеве. Он бы и не поехал, но его брат (вроде бы) написал ему в Москву, об найденной странной и древней намогильной плите. (Далее история описана в статье на сайте). Так вот Н.Асторов неоднократно приезжал, хаживал по окрестным деревням и выспрашивал стариков (как он сам выражался), за далеко семидесятилетних, мол отчего "полевшиной" кличут вашу местность, отчего д. Фоминская так называется, когда церковь поставили и т.д. Но ответ был один: "Бог его знает". Дело было в 1845 году если память не изменяет. Может и раньше пятком годов...
Выходит старички прим. 1760-70-х годов рождения были. А ни бельмеса, ни бум-бум, ни копенгаген (как угодно) по реальной истории, которая имела место быть словом не обмолвились. Одну лишь легенду (которая и осталась в веках) рассказали про летающие стройматериалы с горки в болото (радиус действия крылатых ракет брёвен - порядка одной версты), где в конце концов и срубили ц.Рождества Богородицы. И было это до них всего за 100 лет! ЗА 100 (СТО), КАРЛ!
Это всего три поколения, если чё. И нихера окромя сказок они не знают. Случаи повсеместны!

И только спустя 80 лет стало известно о А.И.Полеве - хозяине земельки, а ещё спустя 90 и о судьбе той первой церкви и историей с плитой... и судьбе наследства Полева (а это уж благодаря моей скромной персоне). "Большое видится на расстоянии".

Поэтому с этих самых пор я местным аборигенам, что называется ни на йоту не доверяю, но послухать байчонки канеш моно. А чегой-то и нет. Так в качестве фольклору)))

пысы судьба ручьев на наших дрянных почвах с довольно сильным уклоном с даниловской возвышенности в сторону костромской низины недолговечна и скоротечна. ручей может появится внезапно (допустим весной) и также пропасть (усохнуть). это компетентно. буквально в пределах 50-100 лет. как-то уж интересовался в плане истор. привязки, но гиолог-гидролог меня привёл в чувство.
avatar
15
ну про версту то, ты хватил, я полагаю там всего пол версты будет
avatar
0
16
ф.230 2559: "что ранее в версте от д. новой..."

выходит не хватил) у тя чё есть абсолютные данные об самом первом месте церквухи?
хотя, на суть камента никоим образом не канает...
пасуществу есть чё?

короче со ст.н.г.!
avatar
17
В новой книге А.Зазнобина "Земля моих предков" есть большой интересный  материал по ц. села Новое в Полеве, про Фоминское.
avatar
0
18
хорошо
avatar
19
Аэропорт был не в Закобякино, а в соседней деревне - Клюшниково. Это 100-процентно.
avatar
0
20
ай малаца!
а как назывался аэропорт? в смысле вывеска (аншлаг)?
avatar
21
на видео на 6:21 типичная сказка
avatar
Copyright MyCorp © 2017