Прошло три года, как мы в последний раз были в Озёрках у отшельника поневоле Владимира Ивановича Каландырца. Хотя надо напомнить, что за этот период мы с ним виделись на "большой земле", в цивилизации - в д.Козлово, куда он периодически выходит из своих, забытых богом мест при необходимости посещения магазина, либо бани у знакомых.
Немногим, более трёх лет назад я рассказал о его несладком житье-бытье. Спустя год, к нему заглянули местные представители властей и ознакомились с его бытом. Затем приезжала пресса, как районная, так и областная. И всё? Нет! Всё ж таки появилась у него надувная лодка (!) для преодоления по весне разлившейся Касти. И на этом спасибо. Во всё же остальное время Владимир Иванович в свои 76 лет как канатоходец перебирается по давно разрушенной лаве над руслом реки. Всего 20 метров шатающихся, голых тросов в густых прибрежных зарослях Касти. Альтернативы этому пути нет.
В мае этого, 2014 года Владимир Иванович позвонил мне и попросил подробные карты окрестностей и ещё некоторые мелочи. Само собой карты я подготовил быстро, а вот с поездкой подзатянулось. Но, на днях такая поездка стала возможна и я в компании жены (напросилась), сына (надо "племя младое" приучать) и родственника, - (научного сотрудника и заведующего филиалом ГЛММЗ Карабиха-Аббакумцево-Грешнево Григория Красильникова, с которым мы в Озерках были неоднократно по части исследования дружеских связей хозяев усадьбы Жилиных с поэтом Н.А.Некрасовым), навострились на цель.
Из д.Козлово мы в сопровождени Владимира Ивановича двинулись к нему в "усадьбу", находящуюся за полями и перелесками, да за рекой Касть. Расстояние всего ничего, - около трех кэмэ, один из которых сущее мучение. После перехода по сильно пересечённой местности и по чуть заметной и заросшей колее начался путь в льняном поле. Спросили про тропку, на что Владимир ответил, хорошо что нас много, вот заодно и протопчем.
Вокруг были классические русские пейзажи. Пригорки, перелески, поля, позади вдалеке видна поросшая лесом, легендарная Ясина гора. Чуть левее поблескивает в обрамлении всё тех же зелёных лугов и перелесков рукотворное озерцо, созданное с помощью плотины, из речки Бахарьки. Её-то и воспел в поэме "Вдоль горячего асфальта" Н.Н.Ушаков - уроженец той усадьбы к которой мы держим путь. Когда-то Бахарька свободно журчала до левого берега Касти, но теперь, увы, искуственно задушена.
Привал
После льняного перехода мы дали кратковременный отдых сырым от обильной росы ногам и приготовились к самому неприятному участку "дороги". Спускаемся в пойму Касти в просеке (Владимир натоптал) крапивы с высокоподнятыми руками. Со стороны казалось, что мы кому-то сдаёмся, типа пленных. Но ожёгов гигантской (выше роста) крапивы избежать не удалось.
После петляния в лабиринте травяных пампасов и плюнув на постоянно развязававшиеся из-за травы шнурки, мы подошли к тросам бывшей лавы. Немного почесавшись от комаров, да от крапивы, полюбовавшись переходом, возле которого сын воскликнул, - переходить, здесь?! Да, вы чё, в своём уме, родители? Но, мы родители конечно, не в своём уме (здесь он прав), объяснили ситуацию: назад дорогу знаешь, в обход только по броду, крюк надо делать. Селяви, мол сынку, выбирай! А тем временем, Владимир Каландырец уже привычно зашагал по колыхающемуся тросу, аки Тибул из "Трёх толстяков".
Этот пример вселил уверенность в нашего отрока, и он запросто преодолел этот переход. А вот с Григорием чуть конфуз не случился, на середине пути он наступил на свой же незавязаный шнурок и чуть не сыграл в речку. Вообщем для младых и здоровых ходить ещё ничего, а как перебираться человеку на восьмом десятке лет, с глазами, один из которых практически не видит, а другой всего 10%! А ведь ещё и поклажа бывает, порой в 20 кг! Уму не постижимо.
Особенно плохо, как говорит Владимир Иванович в предзимье, когда льда нет, тросы обмерзшие и срыв в ледяную воду пожилого, плоховидящего человека в безлюдье может обернуться трагическим концом. А что делать?
Выходим, на лужок, до цели остаётся всего ничего. Снова ныряем в заросли и я замечаю широченный укатанный в травах след. Что это, спрашиваю? А это мой волок, - здесь к реке таскаю надувную лодку, - отвечает Владимир. Неслабо представляю зрелище!
И вот мы в усадьбе, где снова нас встречают в рукотворном парке могучие двухсотлетние липы, старый кедр, да туя и чуть заметные аллеи, - это всё, что осталось от владельцев усадьбы Поздеевых, Шишковых, Жилиных, Вилькенов, Ушаковых. Какое чудное место, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Не зря в былые времена большинство помещиков обосновывалось в этих землях. Если посмотреть на старые карты, то тут, то там мы видим "сельца", - так раньше писались населённые пункты с барской усадьбой. А ведь ландшафт штука весьма полезная. Вспомним Некрасова, ведь как точно передал:
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Располагаемся в небольшом домике Владимира Ивановича, откуда издалека слышится музыка из радиоприёмника, который хозяин оставляет в своё отсутствие намеренно. После небольшого перекуса, немного хозяйничаем - кто косит, кто колет дрова, кто копается с опасно нагревающейся розеткой. Владимир Иванович, говорит, что не так давно упал спутниковый ресивер и вот, беда, - единственное окно в мир, маленький 37-дюймовый телевизор не показывает. Как хорошо, что небольшой тестер всегда со мной. Центральная жила входа гнезда сигнала не звонится. Некритично. Ур-ра, заработало! Оставляю это для сюрприза. Забегая вперёд, уже вечером когда мы вернулись, позвонит Владимир и скажет, что после нас приёмник чудесным образом ожил.
Надо сказать, что мы в Озёрках совместили приятное с полезным. Сходили к Успенской церкви, вернее продрались к ней еле-еле сквозь чащи крапивы. И впереди идущий два раза оказывался падшим в жгучее адское крапивье из-за хлама под ногами. Отмечаем, что одна титаническая липа упала на храм. Но к останкам склепа хозяев усадьбы уже не подойти. Возвращаемся к избе Каландырца. Он тем временем готовит головля на уху, недавно пойманного в Касти. Голавль весь как на подбор 20-сантиметровый. Десятка рыбин с избытком хватит.
Тем временем решаем обойти, а вернее облазать близлежащую территорию. Решаем отдалится от дома метров на 400! Да, по таким зарослям-чепыжам это довольно много. Ищем старую барскую дорогу, которую строил Я.А.Ушаков в нач.XX века от Озёрок и до Путятинской дороги через д.Починок. Конечно, июль месяц для таких изысканий не сезон. Но, коли уж притащились...
Стрелки указывают на бывшую барскую дорогу. Круг - с/х постройки.
На спутниковых снимках эта дорога еще просматривается, и казалось, что и на местности будет приблизительно также. Но на деле вообще всё вышло далеко не так. Поля, которые якобы окошены, в действительности не видали сенокоса лет ...дцать - трава по брови. На "спутнике" хорошо читалась некая постройка. Беру её за ориентир, т.к. она стоит на барской дороге. Первые же метры дались нам непросто. Крапива, чепыжи, гнус. Никакого намёка на дорогу, которая была отсыпана речной щебёнкой. Достаю навигатор, он мне показывает, что мы находимся на "дороге" и где-то под носом эта самая постройка. Крутимся в кустах, натыкаясь на кабаньи тропы с лежанками в умятой траве и кое-где избороненной ими же земли. Прибор показывает конечную точку, а объекта не видно. Привал, отряхиваемся от паутины и травяного сора. Вдруг в щелях кустарников при их колыхании мелькнуло что-то светлое. Рвёмся туда и видим этот объект. Останки коровника с подсобным отдельностоящим зданием. Рядом заваленный колодец и высохший большой пруд. Подсобка из силикатного кирпича, оштукатурена. Вполне добротно сделана. Судя по деревьям, которые внутри её проросли, - жизнь отсюда ушла примерно четверть века назад. Смотря на это, испытываешь очень грустные чувства. Когда-то эти остатки электрощитов управления, гудели и мигали лампочками, щёлкали и заставляли работать насосы, освещали в жутко тёмные и длинные осенние ночи помещения, которые чуть ли не круглосуточно светились своими окнами...
А теперь вот результат.
Возвращаемся по проторенной тропе к дому Владимира Каландырца. Проходя крайний заброшенный дом, замечаем что немного левее от него была некогда школа, остатки кирпичного фундамента которой можно увидеть только весной. Здесь же, на базе начальной школы размещался Озерковский пионерлагерь, который начал работать с лета 1957 года.
Вот некоторые снимки из архива Середской школы тех далеких дней. Может кто себя и вспомнит, но надо признать, что многим уже в районе 70-ти лет. Поражает сногсшибательный контраст многолюдности той эпохи с нынешней реальностью. Эх, где сейчас те люди, знамёна, барабаны и трубы? Это же был целый мир!
Пионерский лагерь в Озерках (на базе школы нач.школы). Это первый пионерский лагерь в Середском районе на те года. Начальник Марасаева Н.В., воспитатель Бузакина В.М. Также в лагере работали: пионервожатый Киселёв В.Ф., завхоз Веткин Н.А., повар Горюнов Ф.И.
Проходя мимо лип Григорий замечает, что в усадьбе Карабиха, работали дендрологи и изучали деревья в тамошнем парке, с целью занесения карабихских лип в какой-то там реестр. При этом вынесли заключение, что липы в том парке посажены не позднее 1810 года.
И надо признать, что озерковские липы карабихским вряд-ли уступают, а может и превосходят. По высоте так точно. Тут Григорий рассказывает откуда у бар стала возникать такая тяга к паркам. Началось это с указа о вольности дворян от 1762 года. Дворянство получило поблажки от многих госповинностей, и махнуло "в глушь, в Саратов, к тётке", т.е. в свои дворянские гнёзда, где от нечего делать занималось кто во что горазд. И в т.ч. с этого времени начали появляться парковые ансамбли. У кого попроще, у кого более навороченней. Ездили друг к дружке, хвалились, гордились. Дамы, будучи у кого нибудь на выезде, прогуливались в сени уже подросших лип по выверенным, мощеным аллеям и по возвращению к себе, непременно ели плешь своим благоверным. Мол, была у Апухтиных (к примеру) и там видела то-то и то-то. Хочу такого и не хуже соседского, и чтоб сама рыбка золотая служила мне на посылках. Ну, делать нечего, велит позвать барин золотую рыбку дворовых и давай парк разбивать, укладывать кирпичём аллеи, дело-то не такое уж и накладное.
Помните? "И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом..." - может это было именно здесь ;) Кот, кстати, с обратной стороны )))
Только, конечно таких красавиц - лип могучих им не суждено было увидеть. Для потомков старались, а потомки махнули на всё, да и съехали до городу Парижу. Наигрались... Забавы-то у человека скоротечны. А другие, последующие поколения ещё больше разрушили всё. Так и здесь в Озёрках. Сначала дом разорили, библиотеку, потом церковь с кладбищем и с родовым склепом. Потом школу барскую. Ну, а далее всё само-собой в бездне разрухи сгинуло: мельница водяная, пруды с карпом, маслобойки, электростанция, а потом и вовсе люди ушли, сгорели в 2006-м остатки барского дома - один Каландырец с липами остался. Липы падают - Каландырец держится.
А в усадьбе меж тем время обеденное. Часы пробили два пополудню - джентельмены должны пить и закусывать. На обед всенепременно подадут ушицу из свежевыловленных головлей.
Купаемся перед обедом на Касти, спускаясь по барским аллеям, натаскиваем в дом с реки несколько вёдер воды, - вообщем делаем променаж. Вода чиста и искрится, освежает и тонизирует. Поспевает уха на костре, распространяя такой аромат, что у всех текут слюньки. О, mon plaisir! Ну, что ж, велим подавать!
Вот такие нынче баре!
По усадьбе раздаётся забытое - кушать подано! Рассаживаемся вальяжно, по-барски. Ну, вот, право первой брачной ночи, то бишь первому отведать ухи, так сказать снять пробу получает хозяин усадьбы Владимир Иванович и его поднятый вверх большой палец служит сигналом к трапезе!
Уха чудесна, как и положено хорошо идёт под охлажденную в ключе водочку и настойку на можжевеловых ягодах собственного изготовления.
Внутри всё воспылало огнём, усталость мгновенно отступила, а вернее растворилась и по телам нашим бренным растеклась благодать.
Завязалась неспешная русская беседа, под сенью двухсотлетних лип. Тянет немного дымком. Лёгкий ветерок. В голове пронеслось - "Как упоительны в Ро..." Стоп! Где-то уже я это слышал... А меж тем, в барской усадьбе у стола со снедью слышалось:
- А не передадите-ли, любезнейший Григорий Владимирович соли?
- Всемилостивейше прошу, Алексей Николаевич!
- Почтенейше вас благодарю-с, сударь.
- А не изволите-ли, не соблаговолите-ли, таксать, Владимир Иванович отведать чудеснейшей душе- и сосудорасширяющей настоечки "вырвиглаз"? Рекомендую-с!
- Мерси, гран мерси Григорий Владимирович, весьма недурно-с!
Ну, чем мы не баре, а? )))
Разговор идёт буквально обо всём. Но, нас сугубо городских жителей тянет в мистику. Интересуемся у Владимира, - не видали-ли что-нибудь этакое, запредельное. Типа призраков разных среди мрака аллей, или висящих на ветвях русалок с ещё какой-нибудь нечистью - церковь-то заброшенная.
- Нет, - спокойно отвечает Владимир Иванович, в церковь он не заходит, хотя оттуда раздаются душераздирающие звуки. Грешит на воронов, возятся в куполе как угорелые, говорит. В остальном, за четвертьвековое затворничество ничего такого не видел и не слышал. Даже несмотря на то, что в крыльце его дома, ещё до предыдущей хозяйки Нины, повесился местный мужик - и ничего, всё спокойно. Никто не мерещится.
Надо признать Владимир Иванович - реалист. Ранее, когда позволяло здоровье имел десяток ульев. Показывает на две соседние липы - видите в высоте досочный помост? Так вот, вижу как-то рой пчелиный роится. Большой! Сколотил длиннющую лестницу отсадил матку, тем самым перенес в улей весь рой. А там в дуплянке соты с диким мёдом. Такой вкусный был.
Вспоминаем пса Дика, - верного сторожа Каландырца. Пропал в лесу, говорит грустно Владимир Иванович. Эта фраза напомнила мне эпизод из "Собаки Баскервилей", где чумазый и взъерошенный доктор Мортимер (которого играл Е.Стеблов) объявляет, что "пропал Снупи, ушёл на болото и не вернулся". Да, жалко Дика. Что ж, помянем пёсика.
В июне Владимира посетил сын из Питера с женой и внуком. Пробыли пять дней. Поправили трос у лавы.
За беседой незаметно подошло время отъезда, вернее ухода. Владимир Иванович, конечно погрустнел, ведь хотели с ночёвкой, а никак - понедельник на носу...
Выходим из Озерков, Владимир вызвался нас проводить до Касти. Ноша легка, но тащим попеременно большой пакет мусора, который выкинем в городе. Решаем для разнообразия идти не по лаве, а через брод. Там по колено.
Переходим... На том берегу снова один остаётся Владимир Иванович и долго смотрит вслед, покуда мы не пропадаем в высокой прибрежной траве. До, свидания Озерки, когда ещё мы вернёмся сюда?
Через три часа мы были в городе. Как же приятно ощущать комфорт, и быстрый контраст с поездкой. Это наверное никто оспаривать не будет. Но как видим, не всем он доступен, комфорт-то. И думаю, людям надо как-то друг дружке помогать. Решили подарить Владимиру Ивановичу телевизор побольше. С его-то зрением 37-й смотреть туговато, а ведь это чуть ли не последняя радость в длинные и тёмные осенне-зимние сутки.
Фотоальбом Озерки 2011
P.S. Выражаю благодарность пользователям, которые оказали помощь: Pan76rus и geolog
P.P.S Здесь ещё будет, что добавить...
В качестве дополнения к вышесказанному я ознакомлю читателя с фрагментами документов (поделились даниловские краеведы) обследования озерковской усадьбы летом 1985 года специалистами Дальневосточного государственного технического института под руководством доцента кафедры архитектуры Обертаса В.А.
Группа проделала большую работу, но всё-таки в документах есть некоторые нестыковки, на которых я и заострю ваше внимание.
Странно, как они не заметили старинного кладбища. Даже в наше время сохранилось пара памятников середины XIX века.
Памятники истории и культуры отсутствуют? Дорога была не до Путятина, а от усадьбы и до путятинской дороги, а это около 4-х км. Путятинскую дорогу бутили булыжником пленные австрийцы с Первой мировой.
А здесь противоречие: колокольня стоит отдельно, а потом совмещена. Здесь вопрос закрыт - колокольня и церковь единая постройка. Подтверждается снимком нач.XX в.и свидетельством А.Д.Титовой, уроженкой с. Озёрок и жившую там вплоть до наших дней.
Ну, дата постройки основного здания 1764г, это самая старая кирпичная церковь в окрестности. А вот 19 век вероятно взялся из-за того что трапезная с колокольней появилась позднее и может даже в 1814 г. Престолов в церкви было три, а не один. Ну, с колокольней мы разобрались...
План усадьбы. Здесь всё вроде бы правильно, за исключением всё той же колокольни и не замеченного с южной стороны прицерковного кладбища. Может у них заранее установка была "не замечать"кладбища. Более точная ориентировка отмечена красной стрелкой. (А.К.)
Барский дом, а вернее его остатки. 1985 г. Это правое крыло, нет двухэтажного флигеля-мезонина и левого крыла. Они были удалены перед войной. Дворовой пристройки изначально тоже не было. Церковь едва просматривается на заднем плане. Вся постройка была уничтожена весенним пожаром 2006 г. Фото дома первоначального вида на сайте есть, просто пройдите по ссылкам. Домик в последнее время принадлежал Дундуковым.
Наличники
А это место барского дома. Вид со двора Каландырца. Церковь позади точки съёмки.
Теперь, как и просили, немного о надписях на сводах алтаря Успенской церкви, где изображена Богоматерь, которую в отчетных актах дальневосточные исследователи назвали Владимирской, но это не так. Откуда такая уверенность?
Для начала взглянем на фото и вглядимся в надписи:
Текст их таков: "БОГ ПОСРЕДЕ ЕЯ И НЕ ПОДВИЖЕТСЯ", "ПОМОЖЕТ ЕЙ БОГ ДЕНЬ И ДЕНЬ", а над ней ещё надпись, которую я не понимаю. По краю свода правее: "СТЕНО СОХРАН: НА АЛТАРЕ СВОДА: КИЕВСК-СОФИЙСКОГО СОБ: ОТ ЛЕТА СВ.КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА 1038Г. НЕРУШИМАЯ". Левее плохочитаемая надпись: "ИЗОБРАЖЕНИЕ МОЗАИЧНОЙ [нрзб] БОГОМАТЕРИ". Что из этого следует? Кто хорошо знает древнерусские храмы, сразу обратит внимание на последнюю надпись. А ведь она явно показывает связь Успенской церкви с Киевским Софийским собором. Так или иначе авторы росписей это хотели подчеркнуть.
Обратимся к справочным материалам. В те времена было известно, что Софийский собор в Киеве строил князь Ярослав Владимирович (Мудрый) в 1038 году. Эту дату мы и видим. Правда уже в нашу современность, новая дата с очень сильной доказательной базой была объявлена как 1011-1018г.г. Также известно, что Софийский собор был богат на мозаичные фрески и самая знаменитая мозаика была как раз в алтаре собора: Богоматерь Оранта, известная на Руси как "Нерушимая стена" (XI век).
Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками. По дуге полусвода алтаря чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται· βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ. - переводимая как: Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра.» Эту же надпись и фреску Богоматери Оранты мы и видим в озерковском Успенском храме в алтаре. Только при росписи сделали надпись-пояснение, что изначально фреска была мозаичной. Вполне вероятно, что строители храма Поздеевы при постройке, или может быть позже, привезли какие-нибудь реликвии из киевского Софийского собора и вместили в сей Успенский храм, который кстати самый старый (1764) из близстоящих храмов и один из старых в Даниловском районе. Старее его только церкви в Колясникове 1683г.(не сохран.), да в Бородине - 1756г. (сохранился или нет не знаю), в современных границах района. Если в Бородине храм не сохранился, тогда выходит, что храм в Озёрках самый старый.
Представьте себе, как гордились обитатели этого места - все постройки (жилые и культовые) в окрестностях были из дерева (т.е. ни одной из кирпича) и только в Озёрках была такая лепота! Первый храм в окрестности кирпичный! И ведь только, спустя почти 30 лет, началась подобная застройка.
|