В трёх частях
Предисловие.
Размышления у парадного подъезда музея...
"А не выдумать ли, новый жанр
Попопсовей мотив и стихи
И всю жизнь получать гонорар"
Вот, скажите, почему у нас прошлое всё время норовит видоизмениться. Р-раз, смотришь, и уже усё по-другому! Что было белым, стало чёрным, а чёрное - белым и т.д. На моём веку уже не единожды. По всем фронтам истории практически так. Возьмём к примеру жизнь крестьянства. Канонически (в советское время) считалось, что крестьянам жилось очень и очень хреново. Немного погодя, в самом конце угара 80-х, нач. 90-х - вроде как и сладостно (помните "Огоньки" да док.фильмы), но в 90-е годы Л.Милов подверг этот заказной поворот глубокой ревизии, результаты которой зафиксировал в своём труде "Великорусский пахарь" вышедшем в 1998 году и переиздававшимся в 2001 г., и за который автор получил Государственную премию. Результаты исследований Милова не только подтверждали советские оценки, но были ещё гораздо горше.
Ну, вроде бы всё, тема понятна и закрыта. Но проходит некоторое время, и снова за своё - опять потекли крестьянские молочные реки среди кисельных берегов, и как феникс из пепла забрезжила мифическая страна Эльдорадо, которую мы дескать, потеряли, опять из тумана начали появляться очертания крестьянского рая.
Теперь у нас эти мифы перекочевали в разнообразнейшие музеи, коих развелось-расплодилось на самый разновкус, полным-полно. Тут тебе и музей сапога, и музей утюга, самовара, смекалки, хитрости, предприимчивости, кота, мыши и т.д. и т.п. Короче, всяко-разно. Ну, что ж это не плохо. Всё на потребу публике. Замечательно!
Сейчас, даже приехав в малюсенький городишко (они очень милы, особенно костромские) в российской глубинке, где развивается шахматная туристическая "...мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения" (ибо выжить больше и не чем). Бывает что и дня не хватает, чтобы все их музейчики, задворчики, закутки осмотреть. В основном, конечно всё везде одинаковое, но с разным подходом и смекалкой. Везде свои темы и изюмины.
А что же там подают публике?. А подают они нам, откровенно говоря, сказки о молочных реках с кисельными берегами, которые с выводами Милова и др. историков никак не клеятся. Сразу оговорюсь, что это не касается настоящих, муниципальных, читай казённых музеев. Я про новоявленные. Вот эти музеи представляют картину крестьянской жизни лубочно-сусальной, сырно-икорно-масленной. Да, ведь и не только музеи, сейчас видно пошло время такое, задание что-ли сверху, тренд такой по созданию очередной сказки по изменению прошлого. Возникает некий Китеж-град из "России, которую мы потеряли", - радужный, мифический михалковский рай.
Наверное, было бы не плохо писать в аннотации таких музеев мелким шрифтом (как на некоторых специфических продуктах), что мол Минкульт РФ перду предупреждает: "... это частное мнение, которое вполне может расходиться с реальной историей, на истинность которой означенные музеи не претендуют, и действуют согласно коммерческим интересам). Употребление в больших количествах чревато для...))). Но, тем не менее, способствует развитию экономики страны (т.е. они создают рабочие места и как бы вопиют: "поймите нас правильно") и согласно того-то и того-то, допускается некоторое искажение фактов" - типа лёгкой фоменковщины. Мелко, мелко так... С улыбочкой... И всё! Никаких вопросов, как в банковском кредитном договоре).
Как-то в одной из поездок по музеям, на одной из музейных площадок две преклонных лет, дамы, в прошлом родом из деревни, всё причитали: "батюшки, да батюшки, вот как тогда, оказывается, жили расчудесно, вот сказывают что от пуза ели, икру на ветчины домашние толстым слоем намазывали, а матери, да баушки другое сказывали, что де белого хлеба-то не видывали по полгода" (это они не про совок). Ну, известное дело, у народа, у которого ещё не совсем память отшибло происходил когнитивный диссонанс и разрыв шаблона. Бедные люди. Некоторые, прям готовы были броситься (при наличии машины времени, разумеется) в омут этот рай из нашего поганого века 21-го, в век 19-й, или ещё куда поглубже, в это Эльдорадо, где наши крестьянские предки икру ели, да валялись разодетые в шелка, как сыры в масле в огромных своих теремах-домищах по полгода на печи.
Но, знаете ли, многие были спасены. Уговорил не делать скоропалительных поступков по части веры в светлое прошлое. Да, представте себе, у нас в России прошлое не застыло ледяной глыбой на веки вечные, не законсервировано обществом согласия, но аки жидко-ртутный Терминатор (тьфу, нечистое, сгинь)), всё норовит принять новые облики. Какое уж тут монолитное общество согласия! Снова возрождаются страты сословий, когда в мире эта вся средневековая лабуда давно забыта. Хотя, я признаюсь, надо бы любителей сказки отправить в эти глубины рая крестьянского, в самые простые массы, а не в 10%-ую тонюсенькую жировую прослойку над разными этажами того, крестьянского бытия, да боюсь не выжили бы.
Так или иначе скребётся, как жужелица за картонной стеной вывод, что современные, новоявленные музеи это есть подобие некой "исторической попсы" - лишь бы "пипл хавал". "Новый жанр" в угоду массовости. Что ж, источников жития-бытия крестьянства дополна, - давайте посетим это Эльдорадо (вернее поищем), где "жилось вольготно-весело на всей святой Руси".
Ну, так что? Это была присказка - сказка будет впереди. Если кому ещё интересно, то могут >>>перейти далее к первой части >>>
ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ПЕРВОЙ ЧАСТИ КЛИКНИ КАРТИНКУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|