Есть у меня два близких знакомых. Назовём их условно: Старый и Малый. Со Старым мы не раз "дискутировали" по поводу ориентации наших окрестных храмов. Этот диспут потихоньку, в течении N-го времени перешёл в спор. История, такова.
Как-то находясь возле одной из церквей, у нас завязался разговор об ориентировке храма. Старый рассказал, что храмы алтарём точно смотрят на восток. И эта точность у строителей была поставлена во главу угла (извиняюсь за тафтологию), да и деревни ставили, как бы исходя и "танцуя" от храма. Ну, я на тот момент даже и не спорил со Старым (оспаривая лишь его убеждение про деревни, ибо это вообще уж байка!), тем более он это говорил, ссылаясь на рассказы пращуров. Ведь слово дедов, прадедов нерушимо и ему надо верить. Вообщем даже не стал заморачиваться.
Так поговорили и забыли. Вспомнил об этой теме не так давно. Часто проезжая мимо Яковлевской церкви, я обратил внимание на поклонный крест недавно установленный рядом с храмом на клумбе внутри кругового движения.
Мать честная, а крест-то стоит неправильно, - осенило меня! Это выясняется очень быстро и легко, на глаз. Храм-то рядом. Все подножия крестов (это косая поперечина), какие только есть на храме, поднятым концом смотрят в одну сторону. По правилам получается, что это северная сторона. Да, и в армии, помню учили, что своеобразным ориентиром на север служит поднятый конец подножий крестов храмов. Конечно это теория, и на практике такого испытать не удалось, т.к. это были степи Южного Урала. Так вот, поклонный крест в Яковлевском, своей ориентировкой, мягко говоря, не точен. Я ещё могу понять, если рядом нет храма, по которому можно согласоваться, а тут он рядом.
В голову пришла крамольная мысль, проверить на азимутальную ориентировку наши храмы, а их семь, да плюс молельня в Сидорово, которая несмотря на отсутствие алтаря (по понятным причинам), тоже должна придерживаться восточной ориентировки. Не взирая на то, что храм в погосте Бабино полностью утрачен, по оставшейся кирпичной кладке его тоже можно достаточно легко вычислить.
Взял я тогда компас и посмотрел на показания стрелки навскидку у двух храмов: Бабуринского и Середского. Они очень даже не совпадали! И я решил выбрать самую, на сегодняшний день, точную технологию GPS для таких дел, и посвятить несколько дней (за один присест не было времени) для замеров всех окрестных храмов.
Честно скажу я, конечно, предполагал тогда, что не будет математической точности, но чтоб на столько! Если взглянуть на составленные воедино диаграммы ориентировки храмов, то сразу вспомнилась на ум поговорка: кто в лес, кто по дрова. Особенно это заметно по церквям в Бухалово и Новополево. Между осями храмов почти 90 градусов!!! А из всех храмов только один Глазовский, смотрит идеально на восток.
Вспоминая железную убеждённость Старого о высокой точности ориентации храмов на восток, это вызвало у меня удивление. Выходит его убеждённость, выстроенная на преданиях - миф. Доверяй, но проверяй, - учит жизненный опыт - "сын ошибок трудных" :)
Далее я ознакомил с замерами Малого, т.к. на мои данные Старый махнул рукой:
- Врёт твоя, как её, жепеэсина, быть такого не может! Ну, если и есть неточность, то пусть самая малая, а тут храмы-то соседние и чтоб на столько они ошиблись, не верю...
Ладно, думаю я, с дремучестью спорить бесполезно, верит свято человек и пусть верит, хотя подозреваю, что и он озаботился. С Малым тоже оказалось не так просто. Ну, он не так чтоб молодой, но по сравнению со Старым, всё же Малый. Вот он мне и говорит:
- А ты, не знал, что церкви в разные стороны смотрят, и из-за чего так?
- Даже и не задумывался по поводу ориентировки, в голову никогда не приходило ранее. Стоят храмы и стоят, не заморачивался, - отвечаю.
И Малый сказал, - не слушай Старого, слушай меня. И поведал свою версию, в верности которой, он был также убеждён. Дескать, где-то он читал, или слышал, что такой разнобой в ориентации идёт от того, что храмы ориентировали при закладке. Т.е. весной солнце всходит в одном месте, осенью в другом, именно поэтому такая свистопляска, и исходя из этого можно высчитать дату закладки, посвящения. Становилось интересно.
Источников, подтверждающих версию Малого я так и не обнаружил (вероятно это просто домыслы, ни чем и ни кем не обоснованные), но зато обнаружил в Интернете научную статью С.В.Заграевского
"О научной обоснованности «азимутального метода» (метода определения дат и посвящений древнерусских храмов по азимуту их алтарей)". Кстати, Сергей Заграевский сын В.Кавельмахера, который написал статью про
плиту на Новополевском кладбище. Так вот статья Заграевского даёт исчерпывающие ответы на вышестоящие вопросы. Вот основные, цитаты.
"...статистика не подтверждает то, что древнерусские строители каким-либо образом связывали посвящение храма, дату его заложения и азимут его алтарей".
"Во многих случаях строители каменных храмов ориентировались по предшествующим деревянным, и в этом случае какие-либо выводы вообще сделать невозможно, как и определить, в каких случаях ориентировались, а в каких – нет".
"Даже в отсутствие компаса не существует никаких проблем точного определения направления на восток: для этого достаточно вбить в землю шест, в любой солнечный день отметить направление наиболее короткой тени (север), а затем отложить от этого направления прямой угол на восток. Это еще раз подтверждает то, что вопросы мало-мальски точной ориентации алтарей на восток строителей не заботили".
"Из всех вышеперечисленных причин следует, что никакой связи между азимутом алтарей древнерусских храмов, с одной стороны, и датами их заложения или начала строительства и посвящениями их престолов, с другой стороны, не усматривается. Ни строительная практика, ни церковные правила не предусматривали мало-мальски точной ориентации на восход в тот или иной день, и азимут алтарей должен был лишь примерно выдерживать восточное направление".
Т.е. вопрос закрыт, остальное от лукавого.
P.S. Ориентировку означенных храмов можно проверить не вставая с любимого дивана, через Google Earth или другие аналогичные ресурсы .
Обращаюсь к Н.: "Платон мне друг, но истина дороже".