В аккурат после жаркого дня Петра и Павла, после долгих согласований о встрече (ибо все заняты по самое немогу), мы наконец добрались до села Елохино, что недалече от известного всем простым смертным и не очень, села Вятского. Да, это то самое Елохино, которое видно цепкому взгляду, проезжаещему по дуге огибающей Вятское дороги. Среди заброшенных, некошеных полей, недалеко от автодороги хорошо видится небольшая церквушка с поблескивающими на солнце куполами и новенькой кровлей.
Елохино. Успенская церковь. фото нач. ХХ века
Чем же привлекла эта церковь в добрых пятнадцати верстах от наших окрестностей? Ну, начну с того, что она старообрядческая, - это раз. И два, - это то, что она в наших краях была своеобразным форпостом, маяком староправославной веры, у старообрядцев принадлежащих к поповскому согласию. И наконец три, - некоторые наши родственники, земляки являлись прихожанами храма сего.
Но для начала вкратце, объясню тем, кто как говорится не "копенгаген". В наших палестинах старообрядчество было представлено двумя толками - беспоповство и поповство. Беспоповцы это те, у которых не было священников и соответственно это отразилось в архитектуре Поморских храмов. Яркий пример Сидоровская церковь Старо-Поморского согласия, которая не имела алтаря, и сохранилась лишь частично. Конечно, толков в нашей благословенной сторонке было намного больше чем два. Просто остальные были весьма экзотическими и малочисленными: бегуны, дырники и прочие и поэтому, что-либо написать о них не представляется возможным.
Следующее, за беспоповцами, другое многочисленное крыло староправославия - поповцы. Т.е. как видно из названия священники официально рукоположенные у них существовали. Началось это с Боснийского митрополита Амвросия, после перехода которого в старобрядчество и в городе Белая Криница, входящем тогда в состав Австро-Венгрии, в 1846 г. возникла Белокриницкая иерархия. В наших местах этот толк называли по доброте народной "австрийцами". Улавливаете, почему?
Я, будучи, ещё в молодом и незамутнённом возрасте - "когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли", - бывало, слышал при разговоре старожилов про "австрийцев" в наших местах. Спросил, однажды у тётки, помню (слово-то резало и настораживало), но услышав - "ну, австрийцы и австрийцы", типа отвяжись, - сама не знаю. Потом правда, добавила, что самым главным "австрийцем" в Сидорово в её бытность был Петро Григорьевич Красильников. Ну, тогда ограничившись таким примерным объяснением, и ещё более сильной путанице в голове, я с мыслью, что "ой, как всё здесь запущено" поскакал дальше по жизни, так и выяснив откуда у нас австрийцы.
П.Г.Красильников. Сидорово. 1977г.
Далее, я не буду углубляться в историю как самого старообрядчества и раскола в целом, так и в детали этих двух течений. При желании каждый, чтоб не случилось такого как со мной 25 лет назад (при дефиците всего, в т.ч. и информации), может теперь пошелестеть клавиатуркой, либо потереть лампу планшет на предмет просвещения в данном вопросе. Позволю присоветовать токмо одну (хотя их великое множество) душеполезную книгу о истории старообрядства на Руси: Мельников Ф.Е. "Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви". По моему разумению она должна быть одной из настольных книг по изучению этого явления.
Итак, возвращаясь к сути повествования, ибо преамбула немного затянулась, и очевидно, оно того стоит. Подле деревни Бреднево до сих пор существует кладбище. Так вот, это кладбище возникло одновременно с постройкой в этом же месте старообрядческой церкви Белокриницкого согласия или попросту церкви поповцев. Ну, а как иначе? Все толки начали обзаводиться своими храмами: рядом в Сидорове - поморцы, чуть подальше в Рудлево - единоверцы. Как сказывали, вначале строить хотели кирпичную, но что-то не так пошло и сотворили деревянную, как и в Рудлево. Но на кирпичном, прочном основании. Храм был дощатым, ибо был он воплощен из досок. Стоит только гадать, чем было обусловлено такое решение, может это был временный вариант. А далее, развиться в более капитальную постройку помешали известные события.
Позже церковь окрестили елохинской. Вероятно, то ли по подчинению, или по старшинству общины. Построена она была в те же времена, что и соседние церкви по вере, - в районе 1910 г. С этого же времени существует и кладбище и никак не раньше. До войны, как удалось узнать, в Бредневском храме священником был о.Иоан (Иван Николаевич Прусаков), житель д.Фоминское. До него, службы служил о.Павел. К сожалению его мирской фамилии узнать не удалось. А буквально перед войной этот храм сгорел и больше не восстанавливался по понятным причинам. Прихожане сей церкви частью перешли в беспоповство, а частью стали прихожанами храма в Елохине. Об этом же говорится и в главе о истории елохинского храма (см. ссылку ниже). И топтали стало быть, наши "австрийцы" неблизкие 16 верст туда и столько же обратно. А ведь ещё на службе стоять необходимо, да и не молоды они уж были. Если это не маленький христианский подвиг, то что?
Давно, давно планировалась в Елохино поездка. С настоятелем Успенского храма, что в Елохине о. Михаилом Витушкиным сговаривались о встрече аж года два назад, да вот жизнь наша ошалелая постоянно вносит свои отметины. Но, вот мы и в Елохине. О. Михаил ведет нас в Храм.
При входе как и положено осеняем себя крестным знамением правильным двоеперстием. К слову сказать, что уж давно так. О. Михаил рассказывает о истории храма, кстати он сам продолжая династию, принадлежит к славному роду Витушкиных, которые были на протяжении многих лет связаны с елохинской церковью.
Думаю, рассказ о истории сей церкви я здесь приводить не буду, т.к. лучше меня это сделают авторы главы 3 "История Старообрядческого Храма во имя Успения Пресвятой Богородицы села Елохино" в книге "Старообрядцы Верхневолжья" М. и К. Витушкины на стр. 163.
А теперь о впечатлениях. Впечатлили ухоженность и порядок в храме. Он довольно уютен. Фрески ярки, недавно очищены от многолетней копоти (храм никогда не закрывался). Поразили реликвии. Ведь далеко (у нас так и нет) не в каждом храме встретишь такое. В церкви по правую и левую руку расположены два склепа с мощами двух радетелей веры связанных с Елохиным: о.Иринарха (Лапшина) и первого настоятеля Василия Витушкина. Сразу же интересуюсь - были ли чудесные исцеления. Да, случалось, - подтверждает о. Михаил. По утрам, добавляет он, часто чувствуется благоухание у склепа с мощами Иринарха.
Еще некоторое время беседуем с о.Михаилом. Узнаем, что он часто встречал в местных поминальниках фамилию Красильниковых. Далее посетили прицерковное кладбище, которое находится метрах в трёхстах от храма. Обходим старые захоронения старообрядцев. Незаметно за беседой подошло время отъезда. Договариваемся, здесь же, с о. Михаилом о посещении в августе этого года д. Сидорово и места бывшей церкви близ д. Бреднево (кладбище), а так же навестить потомков прихожан елохинского храма. На прощание о. Михаил одаривает нас книгой "Старобрядцы Верхневолжья" и оставляет памятную надпись.
Что ж, этот день прожит не зря и войдет в копилку приятных воспоминаний и надеемся, что это будет не последняя поезка в Елохино.
Ещё раз низкий поклон о. Михаилу за рассказ, беседу и экскурсию!
|