Пятница, 15.11.2024, 13:18



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (67)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 
Главная » 2014 » Июль » 15 » Летние встречи. Елохино. Михаил Витушкин
13:27
Летние встречи. Елохино. Михаил Витушкин

   В аккурат после жаркого дня Петра и Павла, после долгих согласований о встрече (ибо все заняты по самое немогу), мы наконец добрались до села Елохино, что недалече от известного всем простым смертным и не очень, села Вятского. Да, это то самое Елохино, которое видно цепкому взгляду, проезжаещему по дуге огибающей Вятское дороги. Среди заброшенных, некошеных полей, недалеко от автодороги хорошо видится небольшая церквушка с поблескивающими на солнце куполами и новенькой кровлей.

Елохино. Успенская церковь. фото нач. ХХ века


  Чем же привлекла эта церковь в добрых пятнадцати верстах от наших окрестностей? Ну, начну с того, что она старообрядческая, - это раз. И два, - это то, что она в наших краях была своеобразным форпостом, маяком староправославной веры, у старообрядцев принадлежащих к поповскому согласию. И наконец три, - некоторые наши родственники, земляки являлись прихожанами храма сего.

  Но для начала вкратце, объясню тем, кто  как говорится не "копенгаген". В наших палестинах  старообрядчество было представлено двумя толками - беспоповство и поповство. Беспоповцы это те, у которых не было священников и соответственно это отразилось в архитектуре Поморских храмов. Яркий пример Сидоровская церковь Старо-Поморского согласия, которая не имела алтаря, и сохранилась лишь частично. Конечно, толков в нашей благословенной сторонке было намного больше чем два. Просто остальные были весьма экзотическими и малочисленными: бегуны, дырники и прочие и поэтому, что-либо написать о них не представляется возможным.
  Следующее, за беспоповцами, другое многочисленное крыло староправославия - поповцы. Т.е. как видно из названия священники официально рукоположенные у них существовали. Началось это с Боснийского митрополита Амвросия, после перехода которого в старобрядчество и в городе Белая Криница, входящем тогда в состав Австро-Венгрии, в 1846 г. возникла Белокриницкая иерархия. В наших местах этот толк называли по доброте народной "австрийцами". Улавливаете, почему?
  Я, будучи, ещё в молодом и незамутнённом возрасте - "когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли", - бывало, слышал при разговоре старожилов про "австрийцев" в наших местах. Спросил, однажды у тётки, помню (слово-то резало и настораживало), но услышав - "ну, австрийцы и австрийцы", типа отвяжись, - сама не знаю. Потом правда, добавила, что самым главным "австрийцем" в Сидорово в её бытность был Петро Григорьевич Красильников. Ну, тогда ограничившись таким примерным объяснением, и ещё более сильной путанице в голове, я с мыслью, что "ой, как всё здесь запущено" поскакал дальше по жизни, так и выяснив откуда у нас австрийцы.

П.Г.Красильников. Сидорово. 1977г.


  Далее, я не буду углубляться в историю как самого старообрядчества и раскола в целом, так и в детали этих двух течений. При желании каждый, чтоб не случилось такого как со мной 25 лет назад (при дефиците всего, в т.ч. и информации), может теперь пошелестеть клавиатуркой, либо потереть лампу планшет на предмет просвещения в данном вопросе. Позволю присоветовать токмо одну (хотя их великое множество) душеполезную книгу о истории старообрядства на Руси: Мельников Ф.Е. "Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви". По моему разумению она должна быть одной из настольных книг по изучению этого явления.
 

  Итак, возвращаясь к сути повествования, ибо преамбула немного затянулась, и очевидно, оно того стоит. Подле деревни Бреднево до сих пор существует кладбище. Так вот, это кладбище возникло одновременно с постройкой в этом же месте старообрядческой церкви Белокриницкого согласия или попросту церкви поповцев. Ну, а как иначе? Все толки начали обзаводиться своими храмами: рядом в Сидорове - поморцы, чуть подальше в Рудлево - единоверцы. Как сказывали, вначале строить хотели кирпичную, но что-то не так пошло и сотворили деревянную, как и в Рудлево. Но на кирпичном, прочном основании. Храм был дощатым, ибо был он воплощен из досок. Стоит только гадать, чем было обусловлено такое решение, может это был временный вариант. А далее, развиться в более капитальную постройку помешали известные события.

   Позже церковь окрестили елохинской. Вероятно, то ли по подчинению, или по старшинству общины. Построена она была в те же времена, что и соседние церкви по вере, - в районе 1910 г. С этого же времени существует и кладбище и никак не раньше. До войны, как удалось узнать, в Бредневском храме священником был о.Иоан (Иван Николаевич Прусаков), житель д.Фоминское. До него, службы служил о.Павел. К сожалению его мирской фамилии узнать не удалось. А буквально перед войной этот храм сгорел и больше не восстанавливался по понятным причинам.  Прихожане сей церкви частью перешли в беспоповство, а частью стали прихожанами храма в Елохине. Об этом же говорится и в главе о истории елохинского храма (см. ссылку ниже). И топтали стало быть, наши "австрийцы" неблизкие 16 верст туда и столько же обратно. А ведь ещё на службе стоять необходимо, да и не молоды они уж были. Если это не маленький христианский подвиг, то что?


  Давно, давно планировалась в Елохино поездка. С настоятелем Успенского храма, что в Елохине о. Михаилом Витушкиным сговаривались о встрече аж года два назад, да вот жизнь наша ошалелая постоянно вносит свои отметины. Но, вот мы и в Елохине. О. Михаил ведет нас в Храм.

  При входе как и положено осеняем себя крестным знамением правильным двоеперстием. К слову сказать, что уж давно так. О. Михаил рассказывает о истории храма, кстати он сам продолжая династию, принадлежит к славному роду Витушкиных, которые были на протяжении многих лет связаны с елохинской церковью.

  Думаю, рассказ о истории сей церкви я здесь приводить не буду, т.к. лучше меня это сделают авторы главы 3 "История Старообрядческого Храма во имя Успения Пресвятой Богородицы села Елохино" в книге "Старообрядцы Верхневолжья" М. и К. Витушкины на стр. 163.
   А теперь о впечатлениях. Впечатлили ухоженность и порядок в храме. Он довольно уютен. Фрески ярки, недавно очищены от многолетней копоти (храм никогда не закрывался). Поразили реликвии. Ведь далеко (у нас так и нет) не в каждом храме встретишь такое. В церкви по правую и левую руку расположены два склепа с мощами двух радетелей веры связанных с Елохиным: о.Иринарха (Лапшина) и первого настоятеля Василия Витушкина. Сразу же интересуюсь - были ли чудесные исцеления. Да, случалось, - подтверждает о. Михаил. По утрам, добавляет он, часто чувствуется благоухание у склепа с мощами Иринарха.
   Еще некоторое время беседуем с о.Михаилом. Узнаем, что он часто встречал в местных поминальниках фамилию Красильниковых. Далее посетили прицерковное кладбище, которое находится метрах в трёхстах от храма. Обходим старые захоронения старообрядцев. Незаметно за беседой подошло время отъезда. Договариваемся, здесь же, с о. Михаилом о посещении в августе этого года д. Сидорово и места бывшей церкви близ д. Бреднево (кладбище), а так же навестить потомков прихожан елохинского храма.  На прощание о. Михаил одаривает нас книгой "Старобрядцы Верхневолжья" и оставляет памятную надпись.
 Что ж, этот день прожит не зря и войдет в копилку приятных воспоминаний и надеемся, что это будет не последняя поезка в Елохино.

Ещё раз низкий поклон о. Михаилу за рассказ, беседу и экскурсию!

Просмотров: 3637 | Добавил: sidorovskyi | Теги: витушкин, австрийцы, старобрядцы, елохино, поповство | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 19
avatar
1 rinda2010 • 19:13, 17.07.2014
при просмотре темы рекомендую поставить Дивну Любоевич, ангельский голос.
avatar
2 rinda2010 • 21:35, 17.07.2014
biggrin .  хотел спросить. цвет куполов действительно что то значит или нет, пишут если храм в честь богородицы - купола синие, а тут серые.
avatar
0
3 sidorovskyi • 21:47, 17.07.2014
впервые слышу.
они не серые. это оцинковка.
кстати. троице-сергиева лавра... были там? помните какие купола? а кострома... ипатий? дивеево? толга? стрелка? данилов (на горушке)?

в закобякино, это как близкий пример, - так все главы (5+колокольня) зеленые (изначально). храм успенский. архитектор достоевский - родной брат писателя, кстати.

весьма интересно, какой цвет был куполов в бухалове. церковь точно белая была.(как многие храмы). в никольском нежно-розовая. в полеве бело-охровая. в середе белая. вся штукатурка утрачена у большинства.
avatar
4 Pan76rus • 10:40, 18.07.2014
в Новополеве вроде штукатурка на месте?
avatar
0
6 sidorovskyi • 13:29, 18.07.2014
немного шкуры на осн.храме осталось. колокольня ободрана. замечу чё-то так с закрытыми храмами поступали. глазово, подвязье, бабурино, середа остались со штукатурой. не пойму марксистов-ленинистов чё они хотели задумать. может разобрать полностью хотели. разбор ведь с обивания начинаетси. сие заХадка!
avatar
5 apn • 11:12, 18.07.2014
частично
avatar
7 галина • 23:25, 19.07.2014
Привожу цитату ( не помню откуда скопировала):

Символика куполов

Купольная традиция пришла на Русь из Византии, и за тысячу лет автономного развития она обрела богатое символическое значение.
Так, цвет купола способен поведать весьма о многом. Яркая, даже разноцветная раскраска передает представления архитекторов о красоте Царства Небесного. Золоченые купола говорят о том, что храм посвящен Иисусу Христу либо одному из двунадесяти праздников. Звезды на синем фоне указывают на то, что церковь воздвигнута в честь Богородицы, зеленый же цвет символизирует Троицу. Зеленым же (или серебряным) обозначаются и купола храмов, посвященные кому-либо из святых.

Луковичная форма купола, в свою очередь, говорит о пламени евангельской свечи, а полукруглая – о борьбе церкви со злом.

Не менее информативно и количество глав. Так, один купол говорит о посвящении храма единому Господу. Два завершения напоминают о двойственности природы Иисуса: божественной и человеческой. Три – символизируют единство Пресвятой Троицы. Четырехкупольные храмы могут олицетворять собой как четыре основных Евангелия, так и четыре стороны света. Пятиглавые соборы, обыкновенно, имеют целью выразить вечный союз Христа и апостолов-евангелистов, а также – показать превосходство Христа: один из куполов, центральный, непременно выше прочих. Семикупольные конструкции говорят о семи основных добродетелях, Вселенских Соборах или Таинствах, а девятикупольные символизируют небесный порядок, включающий в себя по девять чинов ангелов и праведников. Тринадцатиглавые соборы прославляют Иисуса Христа и двенадцать апостолов, в то время как двадцать пять глав указывают либо на двадцать пять видевших Апокалипсис пророков, либо на восхваление Богородицы. Наконец, храм, имеющий тридцать три купола, символизирует собой продолжительность земной жизни Спасителя.

Из купола органично вырастает венчающий его крест, который является образом распятого Христа.
Купол и крест необходимо рассматривать как единое целое, связанное как символически, так и пропорционально. При выборе формы главы необходимо соблюдать чистоту стиля, то есть соответствие стилистического решения купола и венчающего его креста основным архитектурно-стилевым характеристикам самого храма. Исторически последовательно сложились следующие типы куполов: византийский шлемовидный; русский луковичный; решённый в стиле барокко — гранённый обычно на восемь граней; и созданный в стиле классицизма — римский купол с фонарём и навершием в виде потира, со шпилем или без него. Каждому типу соответствует свой крест: шлемовидной главе - так называемый корсунский; луковичной - восьмиконечный или сложный крест; гранёной главе — барочный крест.
avatar
8 apn • 03:37, 20.07.2014
№8 галине

<( не помню откуда скопировала)> а надо бы куда-то ссылаться.

цвета куполов не канонические правила. т.е. четко не прописаны в традиции строительства. (Архитектура Православных храмов. Возняк, Горюнов, Семенцев) и примеров тому масса. в Ярославле Успенский храм - золото. Успенский храм в селе Закобякино - зеленый (у автора сайта уже упоминалось). да и в Питере цвета куполов не сходятся с тем, что вы скопировали. и в честь Христа есть серебристые изначально.
Канонически, это где обязазательно прописано каким цветом, неканонически - это можно и не придерживаться строго.

да и по крестам и главам много несоответствий вашей копипасте. сейчас посмотрю.

вот нашел:женский журнал самарянка на украинском домене. текст один в один. гуляет по интернету везде без подписи и без выходных данных. одним словом копипаста.
avatar
9 rinda2010 • 21:17, 20.07.2014
я так понимаю это некая традиция , а не обязательный канон.
avatar
0
10 sidorovskyi • 21:58, 20.07.2014
Всероссийско известный архитектор А.М.Достоевский нарушил некую традицию?
В.А.Косяков, тоже кстати всероссийско известный, нарушил некую традицию?
Идем дальше. Барма и Постник, творившие в период супер ревностного к традициям царя, тоже некие традиции нарушили? Немного ли примеров? Если цвет не входил в канон (читай закон) то, есть ли смысл забуриваться в цветовую гамму куполов. Кроме того, в домонгольский период было две технологии: сусализация (позолота) и медь, а она то со временем и зеленела. (ну свойство у меди такое, что делать). Вот и весь расклад. Судя по всему цветовую символизацию придумали в очень позднее время, т.к. живые примеры не подтверждают эту "некую" традицию. (две ночи просидел с этим вопросом, ничё дельного по этой теме не нашел).
avatar
12 rinda2010 • 23:15, 20.07.2014
домонгольский период ? там и кресты другие носили , абсолютно на современные не похожи( на счет цвета не спорю , не видел и не слышал)
avatar
0
13 sidorovskyi • 05:00, 21.07.2014
...да, да я про кресты не говорил.
avatar
15 rinda2010 • 22:37, 21.07.2014
домонгольские крестики я в руках держал...
avatar
11 rinda2010 • 22:11, 20.07.2014
еще хотел спросить автора о современных староверах: слышал такую историю( люблю не проверенные истории и теории), будь то бы приверженцы старой веры( возможно какое то течение) написали письмо правительству, что бы им не присваивали ИНН , мотивируя что это число зверя       (  И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.)
avatar
0
14 sidorovskyi • 05:03, 21.07.2014
- Верно ли, что Рабинович выиграл «Волгу» в лотерею?
- Все верно. Только не Рабинович, а Иванов. И не «Волгу», а сто рублей. И не в лотерею, а в карты. И не выиграл, а проиграл.

ну, это что-то и было на заре нулевых... мало-ли у кого всяких позарубок дури в головушке. вон в думе, что ни месяц, то анекдот.
человеки, что с нас взять.
avatar
16 rinda2010 • 22:39, 21.07.2014
отец Михаил епископу Иоану кем приходился?
avatar
0
17 sidorovskyi • 22:50, 21.07.2014
какому Иоану?
avatar
18 rinda2010 • 18:48, 22.07.2014
Иоанн (Витушкин) (1926 - 2010), старообрядческий архиепископ Ярославский и Костромской
avatar
0
19 sidorovskyi • 19:01, 22.07.2014
Отвечаю со слов батюшки: О. Иоан это родной брат бабушки о.Михаила Трифены Викторовны (см. книгу). Был настоятелем церкви в селе Дворищи. Похоронен у Храма Спаса-Преображения ул. Волгарей г.Кострома.

А родился он в Елохино.
avatar
Copyright MyCorp © 2024