Пятница, 26.04.2024, 23:51



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (65)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Главная » 2018 » Ноябрь » 15 » 4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае
14:38
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае

 На 2018 год выпали две юбилейные даты в археологическом сообществе, которые прямо относятся к нашим краям. Даты между собой связаны, как тематически, так и территориально.

Итак, - 55 лет назад проводились археологические раскопки Крайновым Д. около д.Волосово, которая находится в Даниловском районе и на территории современного Середского сельского поселения. Археологическому миру был явлен один из крупнейших могильников фатьяновской культуры бронзового века. Если мне не изменяет память, то он по количеству захоронений входит в первую тройку фатьяна. Но история открытия т.н. фатьяновской культуры произошла ещё раньше, в 1873 году графом Уваровым,- и значит тут вторая дата – 145 лет.

Могильник находится в 15 верстах от Волосо-Даниловского, недалеко от с.Толбухино (бывш. Давыдково), у д.Фатьяново. Нетрудно догадаться, что эта археологическая культура получила наименование от этой деревни. Это такая своеобразная традиция у археологов.

Красным цв. выделена могила вождя

В свою очередь фатьяновская культура относится к культуре боевых топоров и шнуровой керамики (на ранних этапах). Именно по этому главному признаку в могильниках – боевому сверленому топору и обобщили археологи этих представителей эпохи бронзового века. Продолжалась эта культура со второй половины III тысячелетия до н.э., и до почти 1300 г. до н.э. Т.е. это приблизительно 1500 лет. Фатьяновцы были современниками египетской цивилизации и времен фараона Хуфу (Хеопса), при котором строили самую знаменитую пирамиду.

Как впоследствии стало известно, и этот вывод принят у большинства археологов, фатьяновцы являлись европеоидами балтского типа. Проще говоря – это протобалты, которые начали своё продвижение на восток («дранг нах остен») более 5000 лет назад и достигли наших краёв около 4000 лет назад, постепенно сменив волосовскую культуру. Долгое время эти две культуры параллельно существовали по-соседски. Как у множества соседей отношения были разнонаправленными, - от «любви и до ненависти».

Сами же волосовцы, вероятнее всего были представителями уральской группы. Около 1200 – 1000 лет до н.э. фатьяновцев постепенно сменили представители дьковской культуры, к которой относились угро-финские племена - протомеря. Восток взял реванш. Как говорят археологи, смена культур проходила далеко не мирно. Где-то фатьяновцев попросту перебили, где-то жестко ассимилировали.

Можно ли круглые даты пропустить и не отметиться в такой всемирно известной достопримечательности? И тем более практически в мобильной доступности...

Таким это место увидел археолог Крайнов Д.А. Вид с восточной стороны.

 ...С погодой тоже шикарно повезло. Спросите – и что же там такого интересного? Но позвольте, - побывать в историческом месте, - это того стоит. Возможность посмотреть ландшафт, который видели таким же наши далекие предки. Менялось многое – леса, русла рек, но основной вид остался идентичным, как и 4000 лет назад.

Итак, сворачиваем с любимской дороги на Манжаково и едем далее до Телицино, а там полторы версты по песочной ухабистой путятинской дороге, на которой местами плещутся лужи. От дороги пёхом метров 200-300.

И вот она, в народе называемая Барская гора, обезображенная заброшенным карьером и… Помойкой, куды ж без неё…

Ну, вы знаете, что такое в наших местах «гора»? Так, небольшой вытянутый холм, сильно не выдающийся, но в целом, после отчета КрайноваД.А. в журнале «Советская археология» я это место себе так и представлял:

«Этот могильник является самым большим после Балановского. Он интересен не только большим числом погребений, но и своими уникальными металлическими предметами, разнообразием глиняных сосудов и их орнаментики. Загадочна разрушенность погребений.

Расположен могильник в 250 м к северо-востоку от дер.Волосово, по дороге на дер. Баглаево, на большом живописном холме, называемом "Барская гора". Длина холма около 100 м, а ширина 70 м. От деревни с юго-запада он отделяется полем, а к северу круто спускается к пересыхающей речке, впадающей в р.Левашевку. Последняя, протекая у восточного подножия крутого склона холма, связана с Волгой через речки Саводранку, Вопшу и Костромку.

От поколения к поколению передается предание о том, что на вершине некогда стоял деревянный идол "Волосу", по имени которого и деревня носит название Волосово. С глубокой древности на Барской горе происходили народные "гульбища". Весьма вероятно, что предания о боге Волосе и "гульбищах" тянутся с фатьяновских времен, и возможно сами фатьяновцы поклонялись богу Волосу (Велесу) - покровителю скота. О вероятности данного предположения свидетельствуют многочисленные факты, связанные с существованием у фатьяновцев культа медведя, прослеживаемом в Верхнем Поволжье с глубокой древности до позднего исторического времени. Культ Волоса - Велеса - Власия - покровителя скота в Ярославском Поволжье тесно связан с почитанием медведя. На некоторых фатьяновских могильниках прослежены остатки толстых деревянных столбов, как например: в Тимофеевском, Княгининском, возможно это остатки идолов».

Кто такие эти фатьяновцы, откуда взялись, как жили, чем занимались и какие имели мировоззрения, - с помощью археологии в принципе ответить в общих чертах можно. Ведь, несомненно, они являлись нашими предками и земляками и, разумеется, интересно составить для себя некоторую картину житья-бытья этих «бронзовых» людей.

Пришли эти люди, как говорит археология с запада, и они принадлежали к распространенной тогда культуре боевых сверленых топоров. Именно этот предмет наиболее часто встречался в качестве инвентаря их могильников. Это, так сказать, фамильная черта фатьяновцев. По архетипу люди этой культуры принадлежат к индоевропейцам. Часто их называют протобалтами. Их внешность имеет много схожего с нашим обликом.

 Восстановленные портреты фатьяновцев, по известной методике Герасимова сообщают нам о сходстве среднестатистического жителя центральной полосы России. Насколько мне известно, - ДНК анализ фатьяновцев до сих пор не исследован и сказать что-то конкретное пока по этой теме сложно. Хотя странно, но уже ДНК неандертальцев получен и выявлен у современных людей. А вот до фатьяновцев пока не добрались.

Пришли они в наши края не в пустующие земли. До фатьяновцев, примерно в течении 2000 лет, здесь обитали представители Волосовской культуры. Это примерно еще более 5000-6000 т. л. назад. Некоторые ученые говорят, что волосовцы принадлежали к уральской группе, т.е. пришли на эти земли с востока. Но пока этот вопрос остаётся открытым, опять же по причине неисследованности ДНК.

Археологические данные говорят о полном вытеснении фатьяновцами волосовцев. Короче говоря, произошла довольно банальная ассимиляция. Разумеется, этот процесс был не сиюминутен, и растянут чуть-ли не на целое тысячелетие. Так или иначе, волосовцы были «съедены» более продвинутыми фатьяновцами. И естественным образом генофонд протобалтов пополнился генофондом уральцев. Этот тип поздних фатьяновцев просуществовал ещё около полутора тысяч лет (а может и по-боле) и его судьбу постигнет та же участь, - они будут ассимилированы (вытеснены и поглощены) представителями дьяковской культуры, потомки которой станут мерей. Ну а уж далее маятник истории качнется в другую сторону – и на современную историческую арену, меняя (поглощая) мерю, придут славяне. И назовётся впоследствии весь этот человекоматериал – русскими. А что будет дальше – науке неизвестно. Но давайте вернемся к «нашим» фатьяновцам…

Кем они были по роду деятельности?

Фатьяновцы слыли в основном охотниками-собирателями. Скорее всего, были неплохими рыболовами. До продвинутого земледелия им было ещё далековато. Вообще земледелие не их конёк. Разводили в немалом количестве свиней, коз, - именно костей хавроний в их захоронениях очень много. Короче свининку обожали. Кроме свиней уплетали дичь: барсуки, лоси, косули, заи и далее по списку лесных обитателей. Особо почитаем был медведь.

Археологи даже прослеживают культ этого лесного хозяина у фатьяновцев. Вполне себе тотемное животное. Также вызывала уважение и корова. Охотились эти люди с помощью собак. В одной из могил, которая, как полагают археологи принадлежала вождю, обнаружились останки собаки. Причём песика похоронная фатьяновская бригада, разместила так, как будто собачка была в движении.

Имелась в их хозяйстве и кухонная утварь. Гончарного круга фатьян ещё не знал, но лепная керамика была вполне сносной. Многочисленные горшки и кувшины имеют незамысловатый орнамент, который называют солярным. Некоторые решились утверждать, что это вполне смахивает на письменность, но об этом попозже. Фатьяновскую культуру ещё называют культурой шнуровой керамики. И знаете ли, это точно подмечено. На большинстве керамических изделий виден отпечаток материи, шнура, что и дало название культуре, которая взяла на вооружении этот простой приём орнаментировки гончарной керамики.

Кстати о вооружении… Фатьян в первую очередь культура боевых топоров. Сверлёных. Это классика бронзового века! Визитная карточка суровых фатьяновских мужчин. Придите в любой музей, посвященный этой культуре – топоры эти всегда на виду. Они и на охоту с топорами ходили и вражеские черепа крушили за милую душу. А потом, после смерти топоры сопровождали своих героических хозяев в загробный мир. Топоры этого типа находили ещё некоторых местах современного Середкого поселения. Например, в с. Никольском в Корзле, в бывшей деревне Первенино при рытье погребов.

Ну и самое известное место, - это так называемые Паны – Паново поле, находящееся между д.д. Фоминское и Старово. Исследователь-краевед Критский в начале XX века относил эту достопримечательность, опираясь на рассказы-легенды местных жителей, к временам польского нашествия. Местная молва так их и  представила, не особо мудрствуя - дескать, Паны – это захоронения польских панов. Но всё оказалось сложнее и глубже! В почти тоже самое время, когда проходили раскопки у д.Волосово, на Панах также (после очередной находки при распашки поля), силами школьников под руководством учителя Сидоровской школы Дерябиной А.К. провели исследования этого места. Да, раскопки эти не были ни официальными и профессиональными. Но сверленые топоры, керамика косвенно подтверждают о присутствии фатьяна на данном могильнике. Кроме того было обнаружено в могилах у скелетов множество углей. Вот, что по этому поводу писал Крайнов в «Древнейшей Истории Волго-Окского Междуречья»: «Костры вокруг могильников, костры над могилами вождей и богатыми погребениями, угли в засыпке могил, угли около черепа и ног, как бы ограждающего погребенного, красная краска и кремни (символ огня) указывают на сложные религиозные верования у фатьяновцев и особые магические обряды с применением огня как очистительной силы».

На позднем этапе, фатьяновцы во всю использовали в металлургии медь. Об этом говорит и захоронение металлурга. Медь фатьяновцы добывали из залежей медистых песчаников. «Частые находки металлических изделий в фатьяновских могильниках, особые формы топоров, орнаментика на металлических изделиях и, наконец, захоронения фатьяновских металлургов-литейщиков <…> убеждают нас в существовании металлургического производства и уже в значительно развитой форме (Крайнов)»

Фатьяновским женщинам были не чужды украшения.

Как уже говорилось выше, что в нашем Верхневолжье фатьяновцы долгое время сосуществовали с представителями волосовской культуры. Отношения между представителями этих культур были довольно натянутыми, но так или иначе фатьяновская культура взяла верх и на более позднем этапе их истории, жестко «уперлась» в носителей дьяковской культуры, представителями которой были финно-угорские племена. Вот здесь и была настоящая «заруба». На Волосово-Даниловском могильнике археологи зафиксировал сильное нарушение могил, и произошло это не в наше время. Это следы того самого «закуса» с дьковцами, как утверждают археологи: «На усиление столкновений между поздними фатьяновцами и какими-то племенами на Верхней Волге указывают разграбленные и разрушенные могилы таких могильников как Волосово-Даниловский, Фатьяновский, Мытищинский, Горицкий и др. В могилах этих памятников все кости перемешаны и побиты крупными камнями, а ценные вещи (каменные сверленные топоры, металлические изделии и пр.) разграблены. Такое надругательство над могилами предков не могли совершить ни сами фатьяновцы, ни существовавшие бок-о-бок с ними волосовцы, а только иноязычные предки финно-угорских племен (меря, веси, муромы, мещеры, мордвы, мари и пр.). Не исключено, что и фатьяновцы, похороненные на стоянке Николо-Перевоз, были убиты не волосовцами, а новыми пришельцами, тем более, что текстильная керамика также была найдена на стоянке. Фатьяновцы <…> не смогли долго противодействовать натиску прекрасно вооруженных металлическим оружием противников и были ими частично уничтожены, покорены и ассимилированы» (Крайнов). Вот такая их была печальная участь…

Теперь, как обещалось выше, к вопросу о том, была ли письменность у фатьяновцев. Официальная наука это никоим образом не подтверждает. Но пока... Впрочем, и категорически не отрицает.

Оказывается, что ещё в 1998 г. такие предположения высказывались, и даже что-то там расшифровали. Это было связано с известным «читателем» каменных письменов проф.Чудиновым. Я не буду подробно писать по этой теме, а просто в качестве ознакомления даю на сей счёт три ссылки: http://soznanie21vek.ru/iskazhenie-istorii/pismennost-nashih-predkov-epoha-bronzyi-fatyanovskaya-kultura    http://tikhvin.spb.ru/11/28075/

Статья про открытие письменности у фатьяновцев

Далее, для тех, кто хочет в енто дело погрузиться, то советую посетить наш ГМЗ (там как раз молотки из наших мест) и новоявленный частный музей Столярова в с.Толбухино.

Для серьёзного изучения темы: Крайнов Д.А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья

 

 
Просмотров: 3211 | Добавил: sidorovskyi | Теги: фатьяновцы, крайнов, археология, фатьяновская культура, волосово-даниловский могильник | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 1
avatar
1 olegmilitari • 12:19, 05.12.2018
тоже собираемся посетить эти музеи. хорошая статья
avatar
Copyright MyCorp © 2024