На 2018 год выпали две юбилейные даты в археологическом сообществе, которые прямо относятся к нашим краям. Даты между собой связаны, как тематически, так и территориально.
Итак, - 55 лет назад проводились археологические раскопки Крайновым Д. около д.Волосово, которая находится в Даниловском районе и на территории современного Середского сельского поселения. Археологическому миру был явлен один из крупнейших могильников фатьяновской культуры бронзового века. Если мне не изменяет память, то он по количеству захоронений входит в первую тройку фатьяна. Но история открытия т.н. фатьяновской культуры произошла ещё раньше, в 1873 году графом Уваровым,- и значит тут вторая дата – 145 лет.
Могильник находится в 15 верстах от Волосо-Даниловского, недалеко от с.Толбухино (бывш. Давыдково), у д.Фатьяново. Нетрудно догадаться, что эта археологическая культура получила наименование от этой деревни. Это такая своеобразная традиция у археологов.
Красным цв. выделена могила вождя
В свою очередь фатьяновская культура относится к культуре боевых топоров и шнуровой керамики (на ранних этапах). Именно по этому главному признаку в могильниках – боевому сверленому топору и обобщили археологи этих представителей эпохи бронзового века. Продолжалась эта культура со второй половины III тысячелетия до н.э., и до почти 1300 г. до н.э. Т.е. это приблизительно 1500 лет. Фатьяновцы были современниками египетской цивилизации и времен фараона Хуфу (Хеопса), при котором строили самую знаменитую пирамиду.
Как впоследствии стало известно, и этот вывод принят у большинства археологов, фатьяновцы являлись европеоидами балтского типа. Проще говоря – это протобалты, которые начали своё продвижение на восток («дранг нах остен») более 5000 лет назад и достигли наших краёв около 4000 лет назад, постепенно сменив волосовскую культуру. Долгое время эти две культуры параллельно существовали по-соседски. Как у множества соседей отношения были разнонаправленными, - от «любви и до ненависти».
Сами же волосовцы, вероятнее всего были представителями уральской группы. Около 1200 – 1000 лет до н.э. фатьяновцев постепенно сменили представители дьковской культуры, к которой относились угро-финские племена - протомеря. Восток взял реванш. Как говорят археологи, смена культур проходила далеко не мирно. Где-то фатьяновцев попросту перебили, где-то жестко ассимилировали.
Можно ли круглые даты пропустить и не отметиться в такой всемирно известной достопримечательности? И тем более практически в мобильной доступности...
Таким это место увидел археолог Крайнов Д.А. Вид с восточной стороны.
...С погодой тоже шикарно повезло. Спросите – и что же там такого интересного? Но позвольте, - побывать в историческом месте, - это того стоит. Возможность посмотреть ландшафт, который видели таким же наши далекие предки. Менялось многое – леса, русла рек, но основной вид остался идентичным, как и 4000 лет назад.
Итак, сворачиваем с любимской дороги на Манжаково и едем далее до Телицино, а там полторы версты по песочной ухабистой путятинской дороге, на которой местами плещутся лужи. От дороги пёхом метров 200-300.
И вот она, в народе называемая Барская гора, обезображенная заброшенным карьером и… Помойкой, куды ж без неё…
Ну, вы знаете, что такое в наших местах «гора»? Так, небольшой вытянутый холм, сильно не выдающийся, но в целом, после отчета КрайноваД.А. в журнале «Советская археология» я это место себе так и представлял:
«Этот могильник является самым большим после Балановского. Он интересен не только большим числом погребений, но и своими уникальными металлическими предметами, разнообразием глиняных сосудов и их орнаментики. Загадочна разрушенность погребений.
Расположен могильник в 250 м к северо-востоку от дер.Волосово, по дороге на дер. Баглаево, на большом живописном холме, называемом "Барская гора". Длина холма около 100 м, а ширина 70 м. От деревни с юго-запада он отделяется полем, а к северу круто спускается к пересыхающей речке, впадающей в р.Левашевку. Последняя, протекая у восточного подножия крутого склона холма, связана с Волгой через речки Саводранку, Вопшу и Костромку.
От поколения к поколению передается предание о том, что на вершине некогда стоял деревянный идол "Волосу", по имени которого и деревня носит название Волосово. С глубокой древности на Барской горе происходили народные "гульбища". Весьма вероятно, что предания о боге Волосе и "гульбищах" тянутся с фатьяновских времен, и возможно сами фатьяновцы поклонялись богу Волосу (Велесу) - покровителю скота. О вероятности данного предположения свидетельствуют многочисленные факты, связанные с существованием у фатьяновцев культа медведя, прослеживаемом в Верхнем Поволжье с глубокой древности до позднего исторического времени. Культ Волоса - Велеса - Власия - покровителя скота в Ярославском Поволжье тесно связан с почитанием медведя. На некоторых фатьяновских могильниках прослежены остатки толстых деревянных столбов, как например: в Тимофеевском, Княгининском, возможно это остатки идолов».
Кто такие эти фатьяновцы, откуда взялись, как жили, чем занимались и какие имели мировоззрения, - с помощью археологии в принципе ответить в общих чертах можно. Ведь, несомненно, они являлись нашими предками и земляками и, разумеется, интересно составить для себя некоторую картину житья-бытья этих «бронзовых» людей.
Пришли эти люди, как говорит археология с запада, и они принадлежали к распространенной тогда культуре боевых сверленых топоров. Именно этот предмет наиболее часто встречался в качестве инвентаря их могильников. Это, так сказать, фамильная черта фатьяновцев. По архетипу люди этой культуры принадлежат к индоевропейцам. Часто их называют протобалтами. Их внешность имеет много схожего с нашим обликом.
Восстановленные портреты фатьяновцев, по известной методике Герасимова сообщают нам о сходстве среднестатистического жителя центральной полосы России. Насколько мне известно, - ДНК анализ фатьяновцев до сих пор не исследован и сказать что-то конкретное пока по этой теме сложно. Хотя странно, но уже ДНК неандертальцев получен и выявлен у современных людей. А вот до фатьяновцев пока не добрались.
Пришли они в наши края не в пустующие земли. До фатьяновцев, примерно в течении 2000 лет, здесь обитали представители Волосовской культуры. Это примерно еще более 5000-6000 т. л. назад. Некоторые ученые говорят, что волосовцы принадлежали к уральской группе, т.е. пришли на эти земли с востока. Но пока этот вопрос остаётся открытым, опять же по причине неисследованности ДНК.
Археологические данные говорят о полном вытеснении фатьяновцами волосовцев. Короче говоря, произошла довольно банальная ассимиляция. Разумеется, этот процесс был не сиюминутен, и растянут чуть-ли не на целое тысячелетие. Так или иначе, волосовцы были «съедены» более продвинутыми фатьяновцами. И естественным образом генофонд протобалтов пополнился генофондом уральцев. Этот тип поздних фатьяновцев просуществовал ещё около полутора тысяч лет (а может и по-боле) и его судьбу постигнет та же участь, - они будут ассимилированы (вытеснены и поглощены) представителями дьяковской культуры, потомки которой станут мерей. Ну а уж далее маятник истории качнется в другую сторону – и на современную историческую арену, меняя (поглощая) мерю, придут славяне. И назовётся впоследствии весь этот человекоматериал – русскими. А что будет дальше – науке неизвестно. Но давайте вернемся к «нашим» фатьяновцам…
Кем они были по роду деятельности?
Фатьяновцы слыли в основном охотниками-собирателями. Скорее всего, были неплохими рыболовами. До продвинутого земледелия им было ещё далековато. Вообще земледелие не их конёк. Разводили в немалом количестве свиней, коз, - именно костей хавроний в их захоронениях очень много. Короче свининку обожали. Кроме свиней уплетали дичь: барсуки, лоси, косули, заи и далее по списку лесных обитателей. Особо почитаем был медведь.
Археологи даже прослеживают культ этого лесного хозяина у фатьяновцев. Вполне себе тотемное животное. Также вызывала уважение и корова. Охотились эти люди с помощью собак. В одной из могил, которая, как полагают археологи принадлежала вождю, обнаружились останки собаки. Причём песика похоронная фатьяновская бригада, разместила так, как будто собачка была в движении.
Имелась в их хозяйстве и кухонная утварь. Гончарного круга фатьян ещё не знал, но лепная керамика была вполне сносной. Многочисленные горшки и кувшины имеют незамысловатый орнамент, который называют солярным. Некоторые решились утверждать, что это вполне смахивает на письменность, но об этом попозже. Фатьяновскую культуру ещё называют культурой шнуровой керамики. И знаете ли, это точно подмечено. На большинстве керамических изделий виден отпечаток материи, шнура, что и дало название культуре, которая взяла на вооружении этот простой приём орнаментировки гончарной керамики.
Кстати о вооружении… Фатьян в первую очередь культура боевых топоров. Сверлёных. Это классика бронзового века! Визитная карточка суровых фатьяновских мужчин. Придите в любой музей, посвященный этой культуре – топоры эти всегда на виду. Они и на охоту с топорами ходили и вражеские черепа крушили за милую душу. А потом, после смерти топоры сопровождали своих героических хозяев в загробный мир. Топоры этого типа находили ещё некоторых местах современного Середкого поселения. Например, в с. Никольском в Корзле, в бывшей деревне Первенино при рытье погребов.
Ну и самое известное место, - это так называемые Паны – Паново поле, находящееся между д.д. Фоминское и Старово. Исследователь-краевед Критский в начале XX века относил эту достопримечательность, опираясь на рассказы-легенды местных жителей, к временам польского нашествия. Местная молва так их и представила, не особо мудрствуя - дескать, Паны – это захоронения польских панов. Но всё оказалось сложнее и глубже! В почти тоже самое время, когда проходили раскопки у д.Волосово, на Панах также (после очередной находки при распашки поля), силами школьников под руководством учителя Сидоровской школы Дерябиной А.К. провели исследования этого места. Да, раскопки эти не были ни официальными и профессиональными. Но сверленые топоры, керамика косвенно подтверждают о присутствии фатьяна на данном могильнике. Кроме того было обнаружено в могилах у скелетов множество углей. Вот, что по этому поводу писал Крайнов в «Древнейшей Истории Волго-Окского Междуречья»: «Костры вокруг могильников, костры над могилами вождей и богатыми погребениями, угли в засыпке могил, угли около черепа и ног, как бы ограждающего погребенного, красная краска и кремни (символ огня) указывают на сложные религиозные верования у фатьяновцев и особые магические обряды с применением огня как очистительной силы».
На позднем этапе, фатьяновцы во всю использовали в металлургии медь. Об этом говорит и захоронение металлурга. Медь фатьяновцы добывали из залежей медистых песчаников. «Частые находки металлических изделий в фатьяновских могильниках, особые формы топоров, орнаментика на металлических изделиях и, наконец, захоронения фатьяновских металлургов-литейщиков <…> убеждают нас в существовании металлургического производства и уже в значительно развитой форме (Крайнов)»
Фатьяновским женщинам были не чужды украшения.
Как уже говорилось выше, что в нашем Верхневолжье фатьяновцы долгое время сосуществовали с представителями волосовской культуры. Отношения между представителями этих культур были довольно натянутыми, но так или иначе фатьяновская культура взяла верх и на более позднем этапе их истории, жестко «уперлась» в носителей дьяковской культуры, представителями которой были финно-угорские племена. Вот здесь и была настоящая «заруба». На Волосово-Даниловском могильнике археологи зафиксировал сильное нарушение могил, и произошло это не в наше время. Это следы того самого «закуса» с дьковцами, как утверждают археологи: «На усиление столкновений между поздними фатьяновцами и какими-то племенами на Верхней Волге указывают разграбленные и разрушенные могилы таких могильников как Волосово-Даниловский, Фатьяновский, Мытищинский, Горицкий и др. В могилах этих памятников все кости перемешаны и побиты крупными камнями, а ценные вещи (каменные сверленные топоры, металлические изделии и пр.) разграблены. Такое надругательство над могилами предков не могли совершить ни сами фатьяновцы, ни существовавшие бок-о-бок с ними волосовцы, а только иноязычные предки финно-угорских племен (меря, веси, муромы, мещеры, мордвы, мари и пр.). Не исключено, что и фатьяновцы, похороненные на стоянке Николо-Перевоз, были убиты не волосовцами, а новыми пришельцами, тем более, что текстильная керамика также была найдена на стоянке. Фатьяновцы <…> не смогли долго противодействовать натиску прекрасно вооруженных металлическим оружием противников и были ими частично уничтожены, покорены и ассимилированы» (Крайнов). Вот такая их была печальная участь…
Теперь, как обещалось выше, к вопросу о том, была ли письменность у фатьяновцев. Официальная наука это никоим образом не подтверждает. Но пока... Впрочем, и категорически не отрицает.
Оказывается, что ещё в 1998 г. такие предположения высказывались, и даже что-то там расшифровали. Это было связано с известным «читателем» каменных письменов проф.Чудиновым. Я не буду подробно писать по этой теме, а просто в качестве ознакомления даю на сей счёт три ссылки: http://soznanie21vek.ru/iskazhenie-istorii/pismennost-nashih-predkov-epoha-bronzyi-fatyanovskaya-kultura http://tikhvin.spb.ru/11/28075/
Статья про открытие письменности у фатьяновцев
Далее, для тех, кто хочет в енто дело погрузиться, то советую посетить наш ГМЗ (там как раз молотки из наших мест) и новоявленный частный музей Столярова в с.Толбухино.
Для серьёзного изучения темы: Крайнов Д.А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья
|