Понедельник, 30.12.2024, 20:02



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (25)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (67)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 Коробов С.И.

<<<на предыдущую страницу...

_______________________________________________________________________________________________________________

КОРОБОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

Эти записи, сделанные моим отцом, Коробовым Сергеем Ивановичем,
я нашел летом 2007 года, то есть спустя 9 лет после его кончины. До этого о существовании этих воспоминаний не знал. Труд явно незакончен, возможно, этому помешала болезнь или непростое время 90-х годов.
Может быть, отец остановился по другой причине, например, личной. Ведь он почти вплотную подошел в повествовании к тем людям, кто  хорошо известен и ныне живущим. У всех  разные  взгляды на события, предков и современников. Деревня же всегда была очень живым, но непростым организмом с особыми отношениями между людьми, особенно во времена, когда чего-то не хватало: земли, свободы, средств производства, денег или товаров (думается, что в России почему-то всегда чего-то недостает).
Сегодня время и эпоха заставляют нас оценивать одни поступки и события с одной точки зрения, вчера все виделось иначе. Учитывая перипетии российской истории 20 века, от которых и у историков, не говоря уже о журналистах, пухнет мозг из-за желания  привязать к объективной оценке  и свое мнение, отец, вероятно, сомневался в каком контексте продолжать свой рассказ. Но во всем написанном мне видится боль от той несправедливости, что пришлось пережить простому  человеку, что те  жертвы, на которые шел, идет и, вероятно, будет идти наш народ, вероятно, это наш рок, наша плата за то, что нет достойных среди нас, чтобы управлять нами.
Я не стал их дополнять или редактировать записи – пусть будут в том виде, в каком оставил их автор, в последний раз закрыв эту тетрадь.

Коробов Алексей Сергеевич
Март 2015 г.


Биография Коробова Сергея Ивановича

 Коробов Сергей (Александр) Иванович, родился 6 октября 1929 года в д. Старово Даниловского (тогда Середского) района Ярославской области в крестьянской семье. Был крещен как Александр и в деревне многим известен под этим именем, однако в дальнейшем, когда получал документы, стал Сергеем (причины, почему это случилось, никто толком объяснить не мог). В дальнейшем, на вопросы старших в деревне: «Чей ты сын?» - я говорил «Сергея, сына Ивана Петровича», встречал непонимание, а добавляя «Александра»,  видел, что собеседник понял о ком идет речь. Еще в 50-ые годы отец писал на фотографиях, которые посылал домой: «Родным от Александра».
Отец: Коробов Иван Петрович, 1898 – 1983, из крестьянской семьи, по нынешним временам, наверное, был бы муниципальным служащим, практически всю жизнь – лесник.
Мать: Коробова (Морозова) Анна Ивановна, 1900 – 1997, крестьянка.
Иван Петрович и Анна Ивановна поженились  12 января 1923 года, когда дед вернулся со службы в РККА.
Третий ребенок в семье: старшие сестры – Екатерина (1924), Лидия (1926), младшая – Любовь (1935), братья – Валентин (1937) и Юрий (1940, не точно). В семье была еще одна сестра, Алевтина, которая скончалась от голода и болезней во время Великой Отечественной Войны. Деда призвали в армию в июле (августе) 1941 года, он прошел всю войну.

 

Самое раннее фото (1930-е). На обороте запечатлено первоначальное имя Саша


Отец учился в Сидоровской школе, но какое образование получил в ней, не могу сказать, ибо потом учился и в вечерней сменной школе.
Да и какой ценой давалось это образование во время войны, когда семье приходилось очень тяжело, было голодно, а труд, тяжелейший труд на полевых работах, совсем не оставляли сил в молодом, еще не очень окрепшем, организме. Отец много пахал, то есть в буквальном смысле занимался пахотой земель вокруг Старова. В 1946 году был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»


В апреле 1950 году был призван в ряды Вооруженных Сил СССР, первоначально служил в Таманской дивизии, в минометном дивизионе, но во время полевого выхода у отца украли (именно украли, а не потерял) комсомольский билет, после чего он был переведен в стройбат.

C сослуживцами. Верхний ряд крайний справа.

Закончив службу в ноябре 1953, в 1954 году отец завербовался и уехал  на Шпицберген, где трест «Арктикуголь» строил поселок шахтеров «Пирамида». Был землекопом, грузчиком, плотником, бригадиром строительной бригады.  Через некоторое время сюда же, на Шпицберген, приехала и его младшая сестра Любовь.

На острове Шпицберген


На Шпицбергене отец пробыл около 3 лет. В 1957 году приехал в Ярославль, устроился работать на Ярославский шинный завод. Закончил вечернюю сменную среднюю  школу в 1963 году, поступил на заочное отделение факультета русского языка и литературы Ярославского педагогического института. Одновременно, вступив в члены ЖСК, строил квартиру – именно строил, ибо тогда члены ЖСК сами активно участвовали в строительстве, а не только сдавали деньги.

В 1963 году заключил брак с Коробовой (Титовой) Татьяной Николаевной, 1931 г.р.  Мама закончила Середскую школу и после войны поступила в Ярославский Педагогический Институт, закончив его, уехала по распределению в Забайкалье, в Читинскую область. Работала учителем химии и биологии. К началу 60-х гг. вернулась в Ярославскую область.
С 1969 (1970) гг. по 2001 г.работала учителем химии в  средней школе №20 г.Ярославля.

Отец Татьяны Николаевны, - Титов Николай Александрович (1909-1970), был в 30-ые и послевоенные годы председателем одного из полевшинских колхозов, а позже с 1959 г. возглавил укрупнённый колхоз «Борьба». Получил за развитие льноводства орден Трудового Красного знамени. После войны вступил в конфликт с руководством Даниловского райкома, не приняв аграрную линию партии, и ушел в лесники. Был знаком по работе с Коробовым Иваном Петровичем, который способствовал ему в сенокосе на или за рекой Вопшей, путь, куда лежал через Старово. Так Сергей Иванович  и познакомился с Татьяной Николаевной.
В 1965 году в семье родился сын Александр, в 1970, младший, Алексей.

 

 

Титов Николай Александрович

В 1968 году отец закончил вуз, получив специальность «преподаватель русского языка и литературы», и через некоторое время устроился работать по специальности в вечернюю сменную школу №15. Об этой школе следует сказать особо.
Школа эта находилась в Ярославской исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних в Толгском монастыре. В 1979 году отец стал заведующим учебной частью школы. В 1986 году школу закрыли, а монастырские постройки вернули РПЦ. В свои 58 лет отцу снова пришлось искать работу – он стал учителем в вечерней сменной школе №3 на Перекопе, где и работал до 1996 года, когда тяжелая болезнь не позволила дальше трудиться.

Среди коллег шк.№15 (третий слева)

Он очень любил деревню, деревенскую природу, родной край. С удовольствием занимался сельхозработами, именно благодаря ему (и еще, конечно, его сестре, Лидии)  бабушка,  Анна Ивановна, смогла держать корову до 1995 года (в 95 лет!), обеспечивая семью натуральными молочными продуктами  и мясом.

Анна Ивановна, Сергей Иванович и Лидия Ивановна Коробовы. (нач. 1990-х)

В отпуске в Старове. 1980-е

Отца, как педагога, учителя отличали отношения с воспитанниками и учениками. Со многими он вел переписку и после их освобождения, некоторые приезжали в гости, присылали сувениры и подарки, в том числе и после его смерти.
Отец скончался в 1998 году и похоронен на Леонтьевском кладбище в Ярославле.


18 ноября 1992 г.  Коробов Сергей Иванович

<Довольно-таки поздно явилась мысль составить родословную, но уже не осталось тех, кто мог бы подсказать. Все, что будет написано здесь, из моей памяти. Родился я 6 октября 1929 г. в деревне Старово Никольского сельского совета Даниловского района Ярославской области.
Родители мои – Коробов Иван Петрович, Коробова Анна Ивановна.

Коробов С. И., Коробов И. П. Сын и отец. 1960-е

Отец родился в д. Старово в 1898 году, мать – в деревне Старово в 1900г.
Родители отца – Петр Иванович и Татьяна Ивановна, годы рождения их мне не известны, прадед Петр Фомич, прапрадед Фома, прабабушка Соломанида родом из Быкуш, что находятся за рекой Кастью.
Родители матери – Иван Федорович Морозов и Прасковья Ивановна в девичестве Травина.
Прадед Федор Максимович, прабабушка Анна Кузьминична, в девичестве Корчилова из д. Язово.

Тетушки и дяди по отцу:  
Анна Петровна
Была выдана за Волкова в д. Самсоново, в браке жила недолго, вернулась к родителям, жила с ними, а затем с семьей брата Владимира, детей у нее не было.
Скончалась 30 января 1989 г., похоронена на кладбище д. Бреднево.

Справа Коробова (Морозова) Анна Ивановна, конец 80-х г.г.

Федор Петрович был женат на Евстолии Собениковой из Старова, жили они здесь же. Первая дочь Зина умерла,  вторая тоже Зина - уехала вместе с матерью, которая вышла замуж, в город Рыбинск.
Федор Петрович не вернулся с войны 1941-1945 гг

Александр Петрович женат на Полине Сергеевне Сердцевой из с. Никольского. Прожили в браке долгую жизнь, дети:
Валентина
Галина
Татьяна
Служил в МВД, в войне участия не принимал, скончался в д. Старово, похоронен на Бредневском кладбище в 1990 г. 1 мая.

Владимир Петрович привел жену из д. Высоково Зименковского с/с Александру Петровну
их дети:
Роман умер от белой горячки, покоится у д. Бреднево
Людмила живет в г. Омске, семьи нет, была замужем в Орле, развелась
Владимир Петрович не вернулся с войны 1941-1945 гг.

У матери, Анны Ивановны, выжил один брат – Александр Иванович Морозов.
Жена Надежда
дети: Нина, мальчик, который родился в Магнитогорске.
Надежда похоронена в Магнитогорске, дед вернулся из ссылки, больную Нину привезли в Старово, здесь она и умерла, судьба мальчика неизвестна.
Александр Иванович сошелся с Екатериной из д. Ломовской Некрасовского района.
дети: неродная дочь Зоя;
умерла в Новгородской области.
Таисья выдана в д. Коровино
Александр Иванович скончался от ран в войне 1941-1945 гг.

О тех, кого лично знал
Коробов Петр Иванович, дед, год рождения не знаю, одной ноги не было, ходил на костыле, все Коробовы – охотники, рыболовы, пчеловоды, такие наклонности имел и дед. Помню его братьев – Якова и Федора и их жен Наталью и Александру
Относился дед к нам хорошо, когда были голодные годы, в его доме нам давали хлеба, а когда качали мед, собирались все дети деревни, он выносил нам большое блюдо с медом.
Память не сохранила, когда он скончался, покоится на кладбище Бабино около Бухалова. Раньше здесь была удивительная церковь, ухоженное кладбище. Церковь закрыли, а затем разобрали по кирпичу...>. <...> .
<...Морозов Иван Федорович, дед по матери, родился в 1869 г. С семьей уехал в Петербург, где занимался грузовым извозом, в его распоряжении были извозчики.
Мать моя вспоминала: «Жили мы около Путиловского завода, в 1905 г. видела, как везли раненых рабочих, было наводнение, залило дом, где мы жили».
Позднее отец деда прислал письмо сыну, в котором писал, что если ему нужна земля, пусть приезжает,  так как он не в силах ее обрабатывать. Дед с семьей вернулся в деревню. При разделе имущества прадед получил в наследство ветряную мельницу – лесопилку. До настоящего времени не могу не удивляться таланту тех, кто строил эту мельницу.
В роду деда были умные, деловые, предприимчивые, я бы сказал, талантливые мужчины. Мельницы: мукомольная, маслобойная, лесопильная, был кирпичный завод. Дом, в котором мы жили, был полукаменный, но уже перестроенный, большой, два этажа, потолки оштукатурены, причем оформлены с большим вкусом, в одной половине потолок был расписан художником, во второй половине геометрическими фигурами.
После революции, когда создавались колхозы, деда, как зажиточного крестьянина, сослали на Урал, на строительство Магнитогорска с семьей сына, дом перешел в колхозную собственность. Перешел в колхозную собственность и прекрасный сад. Яблоки из сада выдавали на трудодни. Позднее, когда половину дома купил в с/с мой отец, сад стал нашим. Таких чудесных яблок больше уже не было в Старове. Яблони в 1941 г. погибли от сильных морозов.
Дед вернулся с Урала, а жена дяди и ее маленький, только что родившийся сын – умерли. Дочь Нину привезли в Старово, жизнь сохранить не смогли.
В первое время, когда вели борьбу с зажиточным крестьянством, деда буквально грабили. Была в деревне семья <...> которая не очень-то  утруждала себя работой. Вот они-то приходили в дом деда и брали все, что им нужно было, беззастенчиво, нагло.
Приезжала жена председателя Никольского с/с и брала вещи, которые нужны ей.
Затем обложили налогом, дед ездил и покупал хлеб, чтобы сдать, но позднее покупать уже было не на что.
Вот тогда-то и сослали. Привезли на ст. Пучковский,  погрузили в товарные вагоны без крыши, в смолу. Дождь, холод, плачь детей – все это пришлось вынести семье деда, за то, что работала с сыном ночами, не считаясь со временем.
Когда был создан колхоз, деда попросили работать на лесопилке, так как никто не мог это делать. Помню сложную машину, изготовленную в основном из дерева, было две рамы. Часто ветровые лопасти разносил ветер, а лопастей было шесть, приходилось вести работы на большой высоте.
Наша семья с дедом и бабушкой до того времени, когда отец выкупил половину дома деда. Они остались одни.
В каком году умерла бабушка, Прасковья Ивановна, умнейшая женщина, не помню, но приблизительно – 1938,  1939 гг.
Дед остался один, вскоре из Ломовской приехал сын деда с семьей.
Жил дед отдельно от семьи. Конечно, жизнь нелегкой была, хотя рядом были семьи сына и дочери, у них были дети, какое внимание старику. Так в горьком одиночестве доживал последние дни мой дед по матери.
Скончался Иван Федорович в 1952 г. 14 мая.
Похоронен на Бредневском кладбище.

Татьяна Ивановна Коробова, бабушка по отцу, в девичестве
Слегка сгорбленная, малословная, она вела хозяйство большой семьи, к нам была добра, но рассказать о ней более подробно не могу, так как детская память сохранила мало. Не помню, когда она умерла.
Знаю, что похоронена в Бабино.

Парасковья Ивановна Морозова, бабушка по матери, вероятно, ровесница или чуть младше деда, в девичестве Травина.
Помню ее ласковые глаза, добрые и нежные руки.
Когда я подрос, бабушка стала брать меня с собой. Хорошо помню, когда мы приходили с ней к кому-либо, она говорила о деле, а затем засыпала сидя, позднее эти симптомы появились и у меня, я никогда не ходил на последние сеансы, так как на них я засыпал.
Бабушка умела делать многое, была хорошая хозяйка, помню, как вкусно она готовила, лечила травами, которые постоянно собирала.
Когда-то держала мелочную лавку, торговала разной мелочью, товар можно было купить в долг, а можно было расплатиться куделей, к покупателю шла в любое время суток.
Ходили мы с ней молиться в Рудлево, ночевали, а утром пошли в церковь, которая была небольшой деревянной. К вечеру возвращались домой по теплым вечерним полям.
Побывали во многих окрестных деревнях, где у бабушки были какие-то дела. Часто были в нашей приходской церкви в Бабино, где дед Иван Федорович был старостой. Легко было мне, еще не знавшего, еще не задумывающегося над тем, что происходило в жизни.
Родители бабушки: Иван Михайлович Травин, Александра Михайловна, в девичестве Сысоева из Сидорова.

Даниловский лесхоз. Ветераны войны. Коробов И.П. третий справа в нижнем ряду. 1980 г.

Коробов Иван Петрович, родился в 1898 году, родители Петр Иванович и Татьяна Ивановна, первый ребенок в семье:
Иван
Анна
Федор
Александр
Владимир
В молодые годы отец оказался в числе зеленых, под сеном отца повезли в Данилов, чтобы его отправили в армию. Служил отец в Архангельске, было холодно и голодно. По окончании службы вернулся в Старово.>

                 

На этом записи в тетради отца заканчиваются.
В тексте сохранены оригинальные  орфография и  пунктуация (А.Коробов)
.                            Оставить отзыв/комментарий

НАВЕРХ

Copyright SIDOROVSKYI © 2024