На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
В этом (2016) году Крошиха выдалась поздней. Кто в теме, тот знает почему. Организовывала праздник в Середе совсем другая группа лиц, в истории села, судя по всему, определённо не сведущая. Дальнейшее повествование, тому доказательство. «Ну-ка все вместе уши развесьте, лучше по-хорошему хлопайте в ладоши вы…» - эти слова из известной песенки, вполне могли бы стать девизом этих гуляний. Вот только в этот раз хлопать особо было некому…
Справедливый вопрос – куда делись основные застрельщики предыдущих пяти Кроших? То бишь мы. Конечно мы живы, не скажу что все здоровы…
Весной тяжело приболела наш предводитель НП «Крошилов Двор», драйвер всего и вся, «человек и пароход» и пр. и пр. Колобенина Галина Ивановна. В виду чрезвычайной занятости, обстоятельства поглотили ещё несколько человек. Дело житейское, работать надо - с кем не бывает.
Середа, да и всё даниловское поселение довольно обширны, и кто-нибудь эту брешь прикроет подумали мы. Есть же массовики-затейники в округе, - работников культуры и разных коллективов, несущих культурку в массы и работающих на этом поприще немало. Глава середского поселения в доску расшибётся, но всё сделает и влипнет попадёт в историю и не уронит чести своей родины, на которой веками жили его предки.
- Мы в него верим! И избиратели ему верят, коли выбирают второй раз подряд.
Посовещались между собой о полезности взять т.с. творческий тайм-аут и оглянуться, подвести некоторые итоги прошлых пяти лет нашей деятельности. Туда ли мы движемся? А проверяется всё это дело просто – его величеством господином ЗРИТЕЛЕМ!
Да, чего скрывать - сейчас время рейтингов-шмейдингов. Именно массовость мероприятия и есть самый лучший судья выявления успеха того или иного шоу. Низкий рейтинг, нет зрителя, всё, - пиши пропало. Вся деятельность «фтопку». УГ – так говорят сейчас. Но по-порядку.
Когда начала приближаться Крошиха, мне в личку повалились вопросы об анонсе нынешнего праздника. Я объяснил, что в этом году другие организаторы праздника в лице директора МУК РКДЦ В.Тарасовой. Так что следите за новостями из альтернативных источников.
Если НП «Крошилов Двор» взяло творческий отпуск, то и не обязано выставлять анонсы другого организатора, о чём и было сообщено.
Новоявленный организатор (кстати, муниципальная структура), не удосужился широко разрекламировать Крошиху и это их первый и далеко не единственный ляп. Я сам с трудом нашёл распорядок праздника на одном из угличcких (sic!) сайтов. Да и то информация была далека от реальности. Звонок в Середу «кому надо», ещё больше запутал ситуацию. То ли три дня гулять будут, то ли два – шут его знает? Через два дня – точно узнаю, что всё-таки в выходной – субботу (как это было последние пять лет) ничего не состоится - уже «кони стоят пьяные, хлопцы запряжёные…».
Тут-то собака и порылась! Сразу вспомнилось ильф-петровское:
- «Все было ясно. Дом был обречен. Он не мог не сгореть». Что в данном контексте значило, что зрителя не будет! К гадалке не ходи!
И вот, спустя неделю после вселенского середского гульбища лицезрею на ютубовском ДИА-ТВ трёхминутный ролик о прошедшем «Съезжем празднике Крошиха в Середе». Название новоиспеченных организаторов прямо такое выёжистое, такое оригинально-креативное, что ожидаешь массовость съезда.
Что же мы видим? Праздник-то оказался несъезжим! Или вообще отъезжим. В смысле «едва раскроем рот как все от счастья плачут», - а все отъехали! А как не отъехать, ведь на работу надо!
- Кака-така гулянка на буднях? Мы, зрители – народ работящий. Чтобы погулять-таки, копейка нужна, лучше конечно рублишко. Щас времена такие – крутись! Или не слыхали? Не-а, они не слыхали, ибо сами на работе. Чёс у них по району. Только если бы за чёс зритель платил, то они бы конечно мозги бы (если есть) включили. Но тут чёс оплачивает государство. Налогоплательщики читай. То чё бы самим-то не гульнуть. А? Всё уплочено! Вот они и гульнули, якобы вспоминая историю возникновения Крошихи и "возрождая древние традиции" села гуливонить посреди недели.
- «Середа гуляла два дня, приезжали целыми семьями…» - не унимается репортёр, на фоне безлюдья. В конце ролика, всё-таки грустно заметив (видать увидела, что зрителя-то нет, а бродят одни участники турслёта), мол «народу могло быть и больше».
Окрошка, дескать «удачная находка организаторов уже четвёртый год» - глазом не моргнув, брякнула комментатор, видать сразу – не подготовлена и не в теме, что крошиловской окрошке уж шестой год пошёл и выдумка других организаторов.
И ведь что не предложение, то перл! Спрашивают разгорячённую праздником матрону, о том, что пели?
- А да пели целый день одну песню!
- А напойте, - вспомнить не может, «трык-чпок», и мотивом «хорошо живёт на свете Вини-Пух…» пытается вспомнить, что же они пели-то.
И это работник культуры! Алло, это прачечная? Х……я, - министерство культуры!
В конце речь директора мук МУК РКДЦ В.Тарасовой явно оторванная от реальности. Для галочки. Для отчёту. Досуговый центр, ведь! (Кстати, никто не задавался вопросом, а что такое досуг?)
Провели!
Смогли!
Сделали!
Всё что планировали!
«Скорей любите нас!» Мы няшки!
А где народ-то? Как там с историей-то дела и во имя чего вы тут тусовались двое суток не смыкая очей у костра? Поляков что-ли ждали? Или сами отжигали прикрываясь благими целями?
«Когда играешь при пустом зале, это совершенно другое состояние души. Зритель, – участник спектакля.» - сказал как-то М.Боярский.
Вот, души состояние у них другое, а-га! Короче, это называется провалом! На двухсуточный балаганный марафон смотреть в будний день желающих не нашлось. Все два дня продолжался турслёт бродильни-ходильни одного и того же представления. А чего бы, взять и праздношататься ещё дней пять! Так бы может наскребли бы человек 200 за неделю. Балахонфест – марафон для особо необременённых работой! А приезжайте на следующий год и оставайтесь на два дня! Это кому посыл-то? Туристам с палаткой или гостям-зрителям? Про "краткость - мать таланта" слыхали, не?
Ну ладно, когда такой номер в голосисто-сарафанном стиле во всём празднике от силы минут на 20-30. Но на двое суток,- пардоньте! Это цыганщина, а не история.
Мне на память приходит детство, когда ещё вокруг Середы при близлежащих деревнях, в 70-е годы летом останавливались на два-три дня цыганские таборы. В ночи пылал огонь костра, цыганские юбки, босоногие чумазые цыганята и т.д.
Те же изможденные «командировкой» запылённые детки, засыпающие на руках. Ну, турслёт же это, а не праздник по возрождению традиций, которого "нигде такого нет" ё-моё! Вы чё-то берега попутали господа, исторические туристы. Не было в истории Середы такого!
- Здесь «рука об руку идут история и современность», - снова выдала репортёр. Надо было только слова «история» и «современность» заменить чем-нибудь другим… Чем?
Не, ну много у нас чего идёт «рука об руку». Душевные состояния например, когда домочадцы не все в наличии и т.д. Вот министра Лаврова на вас нет. Он бы лучше сказал! Естественно это всё к организаторам, а не к исполнителям, ясен пень.
Да, эта Крошиха - «игра при пустых трибунах», и не пойми в честь чего гульбище, контрастирует с предыдущими Крошихами явно.
О празднике знали в Ярославле, только афиш из своего кармана печаталось до тучи. Гости, - были многие известные люди. Это повышало статус праздника. На праздниках бывали представители и сотрудники ВОПиК, ГЛМЗ им. Некрасова «Карабиха», ИКК «Вятское», и действительно приезжали целыми семьями, - все! Некоторые друзья детства после 30-летней разлуки встречались на Крошиловом Дворе.
Программа была разнообразной, лаконичной и неутомительной для гостей. Любой праздник продвигал именно историю Крошихи, связанную со временами освобождения от Смуты, а также другие не менее интересные исторические события и знаменитых на всю страну земляков. Зритель не просто праздновал, но праздновал со смыслом познания минувшего.
Посмотрите ролики от 2011, 2013 года – это были самые массовые Крошихи. В постановках участвовал простой народ. Эти постановки отражали именно историческую подоплёку праздника, и зрителю была понятна логика праздничного гуляния – «откуда есть и пошла Крошиха»
На первых трёх праздниках насчитывалось 200-400 человек. И это в один день! Большинство сцен делали вообще люди далёкие от культуры, как говорится на голом энтузиазме. Вся креатура была своя! Один Крошило Сушкин чего стоил! Всё чётко шло в соответствии с исторической канвой. Тут тебе праздник и познание местной, богатой истории Середы. И ответ на вопрос Кто такой Крошило?
Сегодняшняя Крошиха – спектакль одного актера при пустом зале, и без «царя в голове». Сделано на «отстань». Халтура, как раньше говорили, - работа на стороне и спустя рукава. Этот «несъезжий праздник» даже в соцсетях следов практически не оставил! Отрубили своей отсебятиной массового зрителя, выдавая пляски за историю и сохранение традиций. Плясать конечно пляшите, но не пытайтесь переименовывать, перекраивать то, в чём вы вообще ни "бум-бум". Будьте хотя бы в своей вотчине профессионалами, а не уподобляйтесь домашней животинке, нечаянно запущеной по неосмотрительности на небольшую территорию с растущими там с/х культурами.
Помнится более пяти лет назад в Вятском перед всеми нашими начинаниями, я выступал на семинаре. Елена Андреевна Анкудинова (царствие небесное), тогдашний директор ИКК «Вятское» вставила шпильку про изюминку, которую подавай искушенному ныне зрителю, на одну и ту же размазню, мол он не поедет.
И действительно, на якобы уникальную историко-суррогатную размазню «ниочём» зритель не съехался! Вечёрки, блин! Удивили Москву селёдкой, а деревню яйцами. Вот и весь «трык-чпок» - прыг-скок. Культурные традиции они сохраняли. От оно значит чё!
Вывод: когда образуется пустота не факт, что там появится лучшее. Могут и подделку подсунуть... И спросить, главное не с кого за косяки. Все при деле, все в работе, а на выходе как у паровоза - вся мощь в гудок ушла.
А.Красильников, член НП "Крошилов Двор"
Не могу молчать
«Себя чувствовать надо не затерявшимся в мире, пустом и холодном, не быть бесприютным, безродным; надо иметь точки опоры, знать своё место в мире… Надо чувствовать за собою прошлое, культуру, род, родину. У кого нет рода. у того нет и Родины и народа.
Пусть вся история рода будет закреплена в нашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мёртвого, неодухотворённого…Чтобы вы и дети ваши и внуки ваши долго-долго имели крепость и твёрдую веру»
П.Флоренский
-А чё гуляем-то?
-Съезжий праздник «Крошиха»!
Своим знакомым журналистам я всегда желаю лёгких строчек.
К сожалению, лично не знакома с Мариной Борбат, так вот так легко составила репортаж о местном старинном празднике «Крошиха», что просто диву даёшься!
И уже не первый год всплывает не серьёзный подход к репортажу.
Это моё мнение.
Дело в том, что шесть последних лет мы, краеведы старались для местных жителей напомнить о глубоком смысле этого праздника.
А он действительно уникален для селений подобного рода. В нём есть глубокий нравственный стержень, но на последнем празднике не услышано ни одного слова о том, а почему собственно гуляем, празднуем?
Майя Капшукова в 2014 году от себя придумала и назвала праздник «съезжим», как я тогда не боролась с этим, не помогло. Да, хорошо, приезжают коллективы, помогают местному ДК, так праздник должен быть для местных людей, с приёмом и встречей гостей конечно, а не сугубо для фольклора.
Со стороны было заметно, что девушки местного ДК, т.е. Середы, с хорошим настроением включились в праздник. А приезжий коллектив из Ярославской области, где солистка с балалайкой вышла на сцену, то ли на праздник, то ли на поминки – не понять.
Вот вам и «съезжий». «За державу обидно».
Марина Борбат ведёт репортаж (ролик на Ютубе) : «Крошиха и окрошка – какая связь? Не понятно!»
А знаете ли вы, что раньше в Середе было принято на праздник угощать хороших друзей, знакомых и родных. В Пасху весь причт после обедни ходил по гостям, почти в каждый дом и угощался. Вместе с ним ходили сироты дети. Богатые крестьяне привозили из столиц угощения для стариков и старух – пряники, конфеты. Вот и окрошка – как старая традиция угощения гостей праздника.
Есть такая русская пословица. «В одной избе разными вениками не мети, разойдётся богатство».
А богатство в данном случае это наша история. История уникальная тем, что каждый год четыре столетия люди помнят победу своих предков и в одно и то же время собираются, чтобы почтить память их, и возрадоваться победе и единой силе православного народа.
В 2011 году на поляне "Крошилова Двора" был установлен камень в память борьбы и подвига русского народа с польско-литовскими захватчиками, где один из знаменитых эпизодов Российской истории произошёл именно здесь в Середе, которая как известно была в то время Федоровским.
Давайте об этом помнить.
Особенно опасно слепое соглашательство с навязываемым новым пустым названием местного праздника перед непризнанными авторитетами, перед мнениями которых можно, конечно, снять шляпу, но не вместе с головой. Прежде, чем сделать интервью необходим критический анализ любых источников событий – основа деятельности журналиста.
Подавая публике ложные, перевёрнутые, ни чем не проверенные сведения, своими действиями вы искажаете историю, не обращая внимания на труды краеведов.
Мы не пытаемся приукрасить историю села, но то что веками сохранялось нельзя топтать и делать из этого балаган, утверждая при этом, что это и есть сохранение традиций.
Так и хочется вспомнить стихи Александра Бевза, моего одноклассника:
«Люди русские, вставайте!
Рогатины доставайте!
Топоры свои точите,
В ополчение идите!
Супостатов надо гнать.
Вотчину освобождать.
За отчизну в бой пойдём,
Осенённые крестом».
Вот, с чего надо праздник начинать и так каждый год, чтобы помнили ВЕКАМИ.
Представьте себе, четыре столетия назад люди победили своих заклятых врагов. Радость их была неописуема. Вот как вспоминает о «Крошихе» Чиров Л.А. очевидец праздника начала XX века.
«Праздник продолжался три дня… и заканчивался хороводом. Хоровод этот начинался с восточной части села в деревне Перемилово и шёл тихо на западную часть по центральной улице. В хороводе рука за руку люди шли всех возрастов от ребятишек до почтенного возраста».
Почему шли тихо? Потому что чувство гордости за свою победу, переполняло их сердца, когда и говорить ничего не надо. И вместе с тем в их душе была скорбь за погибших товарищей в этом не равном бою.
Так почему нам, взрослым и цивилизованным людям, становится не понятен дух героев того времени?
Мой внук пять лет участвовал в нашем празднике. В этом году ему 12 лет, он приехал на каникулы из суворовского училища и попросился участвовать на открытии праздника. Мальчик понимает глубокий смысл сего мероприятия, он так воспитан родителями и преподавателями. Он уже поставил себе в жизни цель – защищать Родину. И это не громкие слова, а вот его понимание праздника «Крошиха».
Почему же взрослые не понимают?
В администрации сельского поселения должны были как-то взять на контроль этот момент. Чтобы не было таких ошибок, как, например, с новым памятником, погибшим землякам в ВОВ, на котором некоторые имена попросту «забыли».
так просто нет ответственного за проведение. администр. призвала, "культсектор" ответил есть! кинули денег, те - нады на два дня. нате - сказали чиновники. всё - по графам "проведение праздника в ссп" все отсчитались. кто там будет всматриваться в смыслы? если одна и таже структура и деньги даёт и праздники заказывает - это как? в таком случае надо тендер проводить. выб вообще практически за копейки сделали
не, если не свинство, то что? в вятском всегда суббота или вск. частная инициатива супротив чиновников сила! может на будущий год вернете как было. не размазывайтек а в один день. вы же не для себя а для людей. тут же получилось как для себя. фигня на постном масле. куда ни едем везде выходной. от жизни оторвались
apn Я уж старый, но посещал с внуками и т.д. крошиху, а теперь отпугнули. я вот к бывшим организаторам обратился . вы бы отпуска бы больше не брали и делали всё сами т.к. ближе к истории. зачем козла пускать в огород
с анонсом праздника прокол вышел. не знал никто , кроме организаторов. я узнал , что БЫЛ праздник. и то только потому что он действительно оказался "съезжий"(те кто все таки знал, успели напраздноваться и съехать в кювет)
А может как хотят так и гуляют. В Середе всегда было не как у людей. Пускай доведут всё до абсурда. Со временем и музей абсурда откроют под открытым небом
Да всегда. С 18 лет уехала в город. И хорошо знаю, что в селе в последние лет 20-25 всё было через задницу. Одни метания. Сначала к одному приучают, потом к другому. Люди махнули на этот абсурд давно рукой, как на весенний дождик. Вот начали вроде привыкать к Крошихе и снова что-то не так. Ну, и правда не дурдом ли. Где гарантия, что ничего не поменяется? Даже на примере памятника видно, что новое с запашком дури.
А почему вы сами местные, пусть бывшие, ничего не делаете для своего села? Вот я в ноябре приехала из города и увидела на памятнике беспредел, шум подняла. К Победе исправили, слава Богу. Есть один человек в Середе - Г.П.Рождественская, у которой сердце болит за Середу, но ей уже трудно. Молодёжь надо воспитывать свою, чтобы любили село своих предков. Всё делается через любовь и уважение.
Анюта79 Поймите простую вещь. Есть производитель и потребитель. Производитель делает некий продукт. Возьмём к примеру театральный. А если он не нравится зрителю, то что тогда? Лезти зрителю (потребителю)на сцену и улучшать продукт? Лучший способ - не посещать постановку. Вот и всё. Зачем всем что-то делать? Есть сцена и есть зал. Будет как раньше, все с удовольствием приедут и включатся в праздник. А так как сейчас на буднях и длинно и одно и тоже - увольте. Сделайте в один установленный день в выходной. так и другие думают.
если ни чего не делать, ничего и не поменяется. легче всего стоять в стороне и говорить : " у нас всегда так было" , " такое только у нас возможно" и т.п. китайская стена сделана из маленьких кирпичей.
А ведь по большому счёту она права, как зритель и потребитель. Они что ли зрители-гости будут этим заниматься? Да ещё на буднях! В сЕРЕДЕ, япона мать, есть ДК, Максименка-чиновник и пр. пр. и никто из отвечающих за проведение отъезжего праздника не включил мозги. Сами взяли и сварганили, ни с кем не советовавшись, винигрет без смысла. На самом деле пять лет пытались дать Середе настоящий день села, с фактами, логикой - почему, как и когда. Люди в архивах сидели, статьи, брошюры, открытки, проекты, мультики делали. В Москве были. Из своего кармана немаленькие деньги тратили, не смотря на то, среди нас не то что Дерипасок нет, но даже заваляшшего биснисьмина. И взяли провели через жэ. Не посмотрев в канву праздника. Снова новые постулаты. Кручу верчу - запутать хочу. Балахня ето! А в креслах временщики-чужинщики и флюгера! Когда хоть смоленская-то вселенским праздником-то была? Она ж токмо 10 авг. и непереносная! Да только при Евтушенке, т.к. ему днюха в этот день была. В советску пору тоже х.з. Вот что за скачки в сторону? Даже хоть бы в субботу была эта непонять, то был бы зритель и поправить могли. Мне думается они спецом в будни провели. А мы и решили посмотреть что из этого будет. И вот - аж с подливой испустили!