Суббота, 27.04.2024, 08:58



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (65)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Главная » 2014 » Май » 10 » Навстречу Крошихе. Как возвращали традицию
11:36
Навстречу Крошихе. Как возвращали традицию

Тем, кто не понимает аллегорий и иносказательных образов, это лучше не читать. (автор)

Посвящается истории "КРОШИЛОВА ДВОРА"

 

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.


   Вы все, наверное, вспомнили строки Корнея, нашего Чуковского из далёкого детства о Краденном Солнце. Многие, конечно напряглись... Другие, напротив, заинтригованы... Третьи, готовы сразу ставить вопрос ребром: кто таков этот, понимаешь, крокодил, и как он вообще посмел? Оно и понятно. Выражение "краденое" вызывает довольно определённые ассоциации. Как сказал небезызвестный персонаж из "Карнавальной ночи" товарищ Огурцов по поводу басенных аллегорий:
 - В следующий раз будешь читать басню, давай без всякого, этого - просто называй фамилию и место работы.  
  Но спешу и первых и вторых, да и третьих разочаровать. Обойдёмся без имён и фамилий. Каждый, кто вносил свою лепту, узнает себя в этой были. В данном случае аллегория более глубинна и в тоже время широка. И в предверии очередной (уже четвёртой по счёту), новой Крошихи, хочу поведать быль о том, как возрождали древнюю традицию. Хотя и приключилось всё это сравнительно недавно, но тем не менее уже история. Итак, ребятки...

 НОВЫЙ СКАЗ НА СТАРЫЙ ЛАД

  В Ярославском уезде,

                         в Сотском стану,

                                               на крутом берегу,

                                                                    в селе Середе,

                                                                                   а более нигде -

Крошиха сияла на середском небосклоне больше трёхсот  лет. Грела и ласкала. Любила и радовала.


  Ух, и радовался наш народ Крошихе, яко красну солнышку! И казалось так будет всегда. Но ничто не вечно. Пришли такие времена и посчитали люди, что всё былое надо забыть и "разрушить до основания, а затем..."

  А затем потускнело наше Солнце-Крошиха, скрылось в сизой дымке лихолетья, а зараз и вовсе всходить перестало. Стало так темно, что "ни зги не видать". Пытались люди замену найти былому солнышку. Но куда там. Не та яркость! Пшик, да и только. Хотя надо признать, что некоторые светила-праздники вспыхивали мощно. Даже обжигали, как костёр в стужу лютую. Но как-то однобоко. Один бок дымится, другой стынет. А так, как была мгла, так и продолжалась. Вспышки в ночи, одним словом. С былым светом ничего в сравнении и близко не было.
  Так и жили круглогодично в потёмках. По домам правда, тлели маленькие искорки-осколки от того былого Крошихинского Солнца, которое люди не уберегли и дали поглотить Мраку Забвения. Большинство искорок Крошихи и вовсе погасли, превратившись в тусклые и тёмно-зелёные медяки, с едва различимой надписью. Так они и лежали, медяки эти, по чуланам да по углам. Иногда про них вспоминали в начале лета, чистили силясь прочитать надпись. Но, тщетно. Знали только одно, что эти медные гроши остались от какого-то большого, сияющего состояния-достояния. Ага, подумали люди, - как-то так наш Солнечный Праздник назывался, от него эти медяки-осколки остались  и хлопая себя по голове, одни восклицали:  
  -Гроши, гроши... Грошиха! О, точно! Как есть Грошиха!
  -Да, не, - Горшиха! От горшков, их же вот бабуринцы недалече и делали, - спорили вторые.
 - Тю! От грошей точно, вот же они, чуть ли не у всех. Грошиха стало быть! - подытожили первые.

Вот подишь ты, так и разменяли былое великое состояние-достояние на гроши. Ну, и как, скажите мне на милость, такое может возсияти яко солнце посреди звезд? Да никак! А ведь ещё достопамятный и честной капитан Врунгель напутствовал:
 - Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.
Как ни заклинали люди, чтоб воссияло былое Светило, не получалось и всё тут, хоть тресни. Видать не так заклинали! Дело-то грошёвое, и выгореть никак не могло. Но быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

РЕАНИМАЦИЯ ПО-РУССКИ

<...Будет то не смерть, а сон,
Триста лет продлится он,
Срок назначенный пройдёт,
И царевна оживёт...>

<...На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнём
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал.
Вмиг проснулася она;
И за нею вмиг от сна
Поднялося все кругом:
Царь, царица, царский дом...>
"Спящая Царевна" В.Жуковский

   Да, действительно уснула наша Царевна Краса - Крошиха на долгие годы. Сама бы она точно не проснулась. Тут пошаманить-поколдовать надо бы, сделать что-нибудь этакое, волшебное.
  Каков инструментарий? Меч-кладенец, Аленький цветочек, волосы из бороды Хоттабыча, скатерть-самобранка, волшебное блюдце, шапка-невидимка иль живая водица?
  Нет, в XXI веке эти причиндалы чё-то не помогают, или по-другому зовутся (наприм. Visa иль MasterCard :)) Хотя надо признать волшебники существуют. И подсказал один Мудрец, что де, надо бы заговор какой составить, заклинание волшебное промолвить. "Глаголом жги сердца людей" - помните? То-то же. Сказано - сделано.
  В качестве носителя волшебных заклинаний и труб иерехонских была взята Книга Братства Золотого Кольца, в настоящее время ушедшая в мир Нави.
  Заклинательные фразы подбирались со всей тщательностью. А то не ровен час, всё дело запороть можно. Вы наверное, сами знаете из сказок, что если не то слово скажешь в заклинании  и всё, чары не рухнут, Царевна будет продолжать дрыхнуть, да ещё и ослиные уши могут невзначай вырасти! А красава и  бровью не поведёт! Такой расклад, ребятки.
  Да, а ещё приходилось совершать ритуальное паломничество в Великий Мнемонический Храм, известный в узких кругах под китайской  аббревиатурой Гаяо-цзы, выискивая там древние манускрипты и скрижали. Ну, и ещё встречаться на исторической родине Уснувшей Царевны с разными сказочными персонажами, называемых в реальной жизни Старожилами, которые ещё помнили тех Пра-Старожилов, которые в свою очередь якшались с Прото-Старожилами, видевших нашу Красу-Царевну в здравии и во всей силе, ещё задолго до прихода Тёмного Старца - Военного Коммунизма и его супружницы Старухи Коллективизации. Да, это та самая сладкая горькая парочка, нагрянувшая в наши места в красных сутанах с серпом и молотом наперевес, после которых и померкло Солнце.

   И вот заклинание готово. Было это году  в 7518-м от Сотворения Мира, то бишь в 2010-м от Рождества Христова. А зачем вообще нужно заклинание спросите вы?  А смысл его, ребятки такой: донести свет знания и надежды, растопить лёд равнодушия и чёрствости людской, снять Волшебной Метлой пыльное тенето забвения и поднять шоры с глаз человеческих! Не слабо, да! Вообщем, идёт Великий Мганга, который как известно, разгонит тучи...

  Но Тёмные Силы постоянно вмешивались, и угнетали нас, не давали вложить заклинание в Книгу Братства Золотого Кольца. А именно так через Книгу оно и должно было сработать. Противостояние несколько затянулось. Братство Золотого Кольца резонно попросило укоротить заклинание. Ну, что ж, краткость - сестра таланта. Получилось. И вот на Берёзозол, в третий день, на Овсянки то бишь, в год 7519-й (3 марта 2011г.) заклинание было внесено в Книгу Братства Золотого Кольца.

И...

И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине
                                                                                     Лк. 23, 45

Всё в мире затихло. Все напряглись в ожидании. Чары пали. Царевна заворочалась и открыла глаза. Даже целовать не пришлось...


ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО...

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и
Дух Божий носился над водою

   У каждого есть дом. У человека - квартира. У собаки - конура. У медведя - берлога. У пчел - улей. У птиц - гнёзда. У улитки - раковина. У старых ненужных (на первый взгляд) вещей - либо гараж, либо балкон. У очень старых и хороших вещей - музей, либо уголок антиквара. Мать честная, даже у битов, - мельчайших цифровых частиц информации, которых хлебом не корми, а дай размножиться и превратиться не токмо в байты, но и в гига- и даже терабайты,  - и то есть свой угол: либо жесткий диск, или ну, на худой конец флешка.
Интересно, а где живут... праздники? Никогда не задумывались? Скажите, - в сердцах и мыслях людей? Может и так. Но вот история показала, что сердца могут охладеть, а мысли-думы могут витать в далях заоблачных. Одно поколение. Второе. Третье... Ой, а как меня зовут? Где я? И нету праздника!
Почему бы тогда не подыскать дом для Праздника? Совершить акт (извиняюсь) регистрации-прописки?
 
  В последние дни снежной зимы 7518 от С.М. (2010 г. от Р.Х.) года место для обитания Крошихи было найдено! Да, какое место, на открытой и возвышенной площадке с которой открывался потрясающий вид на костромские дали, ближние и дальние деревеньки. Вот он, русский простор! Крошихе самое место.

 

ЗА ИЗЮМОМ...

Но вернёмся в хронологический ряд. Не прошло и трёх недель со дня оглашения заклинания в Книге Братства Золотого Кольца, растаял лёд и пали путы и шоры у обитателей былой обители Царевны-Крошихи. То есть случился Резонанс Великий. И пошёл, значит энтот Резонанс по округе гулять. Да, среди далеко не последних представителей середского бомонда.
  - А, что, чем хуже других? Вон в соседнем Селе Которое Хотело Стать Городом, гляньте, что творится! Слава о нём распространилась далеко. А вот съездить бы туда, да посмотреть что, да как.


  Ну оказия подвернулась. Случился в Селе Которое Хотело Стать Городом семинар, наречённый так, что ишшо и не упомнишь. Что-то вроде: "Есть ли у вас изюм и где его найти?" Управляла всем знаменитая далеко за пределами Села, Которое Хотело Стать Городом - Елена свет Премудрая, бывшая хозяйка Палат Заповедных в Тысячелетнем Городе.

   Съехались туда из многих мест, где изюмина есть. Сейчас, знаете ли, почти все населённые пункты делиться стали на "с изюминой" и "без изюмины". Так вот, там показывали свои успехи, делились опытом, хвалились. Хорошо когда есть чем! Хорошо когда изюма много!  А когда изюма вообще нет, то о, горе вам! Посыл такой: скорее, где угодно ищите сей необходимый сухофрукт. Кстати, в Селе, Которое Хотело Стать Городом изюма просто завались. Это даже не кекс с изюмом, а изюм с кексом.

  Подошло и наше время рассказать о том, что в Середе сухофрукты водятся. Выташшили мы, значит, из закромов свою "изюмину", закатившуюся так далеко, что еле достали и сдунули с неё пыль и соринки. И предъявили сие чудо дивное и славное. Как прям, самовар старый, престарый из чулана достали - пылишшы-то, жуть! Правда всё великолепие чуда было в далёком прошлом! Сразу видно раритетом да-а-вно не пользовались.

И спрашивают у нас, обладатели изюмов, собравшиеся в палатах чудных и светлых, среди множества книг - а, что у вас вообще было раньше-то, чем славна была ваша земля? Во дожились, осьнадцать вёрст наша Середа от Села, Которе Хотело Стать Городом и не знают о Славном Празднике. Поведали, значит, мы древнюю историю о Крошихе. Потрясли, видавшим виды, а вернее карманы, листочком с планом, где будет обитать праздник Крошиха. Лист с калякой-малякой обители Крошихи, был замечен и охарактеризован как "именно с таких незатейливых рисунков и начинались многие великие дела".

 

А сама история не впечатлила, признаюсь вам, ребятки, хозяев семинара. Посмотрели, покрутили эту штуковину, а за "изюмину" никак не хотели принимать. Будто бы это не изюмина, а козюля какая-то. Почему же, спросите вы? А вот почему.
  Как донести до постороннего народа эту мысль - вот в чём закавыка. Ведь праздник гостями красен и праздновать надо то, что осознаёшь. Необходимо историю зарождения праздника увековечить в текстах и создать единое чтение предания. Заставить звучать слово Крошиха. Как?

А просто-напросто "раскрутить" и попытаться представить те седые, смутные годы. Попытаться увидеть, то с чего и началось восхождение славного праздника Крошихи в древнем селе Федоровском. Перелопатить кучу исторического материала посвященному Смуте.
  Pourquoi pas, - говорят французы. Почему бы и нет, - говорим мы...
 Так родился "Сказ о Крошиле", - художественное произведение-быль подкреплённое историческими документами и основаннное на местном предании. Теперь у Крошихи есть легенда. И заметьте, легенда никак не противоречащая историческим событиям.
Инструкция по применению, что-ли. Вроде сопроводительного документа и аннотации. Промоушен с ребрендингом, да и только! Это, что б разные там дяди и тёти не выспрашивали:
  - What is Крошиха? И с чем её едят?

КСТАТИ О ПТИЧКАХ...

Крошиху ни с чем не едят. А вот во время Крошихи едят. Да ещё как! Очень даже! Чревоуготствуют! Вернее чревоуготствовали. И "копейку ребром ставили" и "тельца упитанного" в жертву приносили. Пиво варили. Студни, драчены, кулебяки... Ух, объедение! Да и закуска первостатейная! Но больше всего любили лапшу "заготавливать". Не вешать, как сейчас принято, а заготавливать лапшицу разных видов и сортов на Крошиху столько, что всю середскую окрестность тогда прозвали "лапшовой стороной". Официальное блюдо, панимашь!
  Но в современнных реалиях, пока трудно возродить лапшовую забаву. Главному Санитарному Лекарю это бы точно не понравилось. Да и стынет она быстро, и на жаре плохо себя чувствует. Но, на заметку лапшицу всё-таки возьмём, возьмём. Грех от такого исторического наследия отказываться.


 А без угощения в праздник оставаться, - себя не уважать. И человеческий (середской) гений придумал... окрошку! И слово перекликается с праздником, и летом оно самое то! А, вот чуть не забыл. В том же году (2011), было юридически засвидетельствовано появление НП "Крошилов Двор". Теперь у Крошихи были не только "усы, лапы и хвост", но и печать! Ну, и логотип конечно. Вот, теперь всё по полочкам.

 

КРОШИХА 2.0 НОВАЯ НАДЕЖДА

   Солнце вывалилось,
   В небо выкатилось!
   Побежало по кустам,
   По берёзовым листам
   Здравствуй, солнце золотое!
   Здравствуй, небо голубое!
  

   Крошиха окончательно пробудилась. Хотя, с долгого сна несколько помята и вяла, но она вновь с нами! Её вспомнили, её узнали! И пускай она не та, что прежде, но история её будет продолжаться, а сам праздник будет набираться сил и энергии в 21-м веке и втягивать в свой весёлый хоровод всё новые и новые начинания. А над древней Середской стороной пусть всходит Солнце Новой Надежды.

В мае 2013 года Крошиха засветилась в Москве, где получила сертификат за участие в ярмарке событийного туризма.

Ещё каких-то четыре года назад при вводе слова <крошиха> в Гугл и Яндекс, эти поисковики вообще не знали о таком слове и значении. Постоянно вычисляя, что при вводе якобы допущена ошибка, и взамен потчевали то крошкой, то окрошкой. Т.е. даже не "подозревали" о наличии такого явления. А теперь Крошиха знакома сообществу Рунета:
 

 


До встречи в СЕРЕДЕ на КРОШИХЕ-2014!

НОВАЯ КРОШИХА.
Как это было. В фото и видео.

 

 

 

 

 

А ещё больше фоток здесь:

Крошиха I 2011

Крошиха II 2012

Крошиха III 2013 (Крошихе 400 лет)

Крошиха IV 2014

Просмотров: 5505 | Добавил: sidorovskyi | Теги: крошиха, традиции, середа, новая крошиха | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 33
avatar
1 bazaltdanila • 10:28, 12.05.2014
Филигранно. Тонко. Мастерски. Особенно про изюм. Рукоплещу hands . Вставлю к себе стало быть. Молодцы земляки.
avatar
3 Pan76rus • 14:37, 12.05.2014
тонко, да, но для понятия глубины глубин мысли, сложно для не окрепших умов, начало читается тяжело.
avatar
2 bazaltdanila • 10:36, 12.05.2014
я там в личку предложение кинул в нашем северо-западном издании напечатать что-нибудь про наши земли. посмотрите
avatar
5 sidorovskyi • 16:45, 12.05.2014
ок
avatar
4 Pan76rus • 14:39, 12.05.2014
дык главным достоянием праздника, как я мыслю должна быть не окрошка с лапшой а русский кулачный бой, стенка на стенку, причем с желающими я так мыслю проблем не будет.
avatar
6 sidorovskyi • 16:53, 12.05.2014
Крошиха заявляется как уникальный праздник "более нигде", а в кулачном бою что уникального? Повсеместное развлечение! Т.б. это всё-таки масленичная забава)
За предлож. спасибы, ищи этих самых желающих (среди земляков) и вставай во главе их (типа тренера), а костромичи приедут с булавами, да с копьями (реставрация побоища) тады и посмотрим кто кого. Как раз ведь за Крошилу сойдешь... Бороду отрастишь... Тебе кста она шла. Всё карочи я тибя записаль)))
avatar
7 Pan76rus • 09:17, 13.05.2014
Да, но ведь крошиха как раз и стала после боя отмечатся, а накрошить у нас и ржавыми отвентками могут, но если люди с булавами будут, то наши так и быть вилы возьмут и длинные и короткие, а у меня топор в машине есть вместо биты на длинной ручке, его могу взять, я его уже 2 раза доставал, эфект потрясающий.
avatar
8 sidorovskyi • 09:28, 13.05.2014
одичал сердешный )
avatar
9 gako • 11:31, 13.05.2014
В этот праздник раньше никогда не было драк - так пишет очевидец того времени  мой дед. Объясняю  почему. Праздник был посвящён победе православия над захватчиками - сохранили святые дары церкви. Люди были духовно богаты - понимали суть праздника. В этот день нельзя драться и спорить, можно только взяться за руки и, в конце праздника ТИХО пройти по селу с одного конца до другого.
avatar
12 sidorovskyi • 14:28, 13.05.2014
да, не.
чот сумлеваюсь я однако.
дрались если не всегда и не официально.

или я не знаю, у нас чё другие люди жили. наверняка за столько лет поразвлекались где-нить в овинах... да хоть бы из-за баб smile .

или девки тоже запрещены были...

не с той подручку прошёлси, не так посмотрел и пАнЯслось biggrin
avatar
10 gako • 11:32, 13.05.2014
В этот праздник раньше никогда не было драк - так пишет очевидец того времени мой дед. Объясняю почему. Праздник был посвящён победе православия над захватчиками - сохранили святые дары церкви. Люди были духовно богаты - понимали суть праздника. В этот день нельзя драться и спорить, можно только взяться за руки и, в конце праздника ТИХО пройти по селу с одного конца до другого.
avatar
11 gako • 11:35, 13.05.2014
Если есть предложения по проведению праздника в этом году - пожалуйста присылайте и участвуйте.
Хорошо, если найдутся спонсоры.
avatar
13 Pan76rus • 15:25, 13.05.2014
дак вроде в этом годе не эпический бюджет выделяется
avatar
14 gako • 15:49, 13.05.2014
В этом году всё о-о-очень интересно в смысле финансовых дел!
Фольклорная группа Майи Капшуковой из Данилова подала проект на проведение фольклорного праздника на НАШЕМ празднике "Крошиха". А мы - хозяева Крошилова двора, были , как говорится, ни сном, ни духом. Майя получила гранд, готовятся, шьют платья.

Проект мы в глаза не видели, но ясно, что за основу взяли нашу идею. Например, в проект включили наш "выставочный зал" в здании бывшей начальной школы. Но для его оформления и обновления у них денег нет.
Не хотела я пока поднимать эту тему, да уж, коли есть вопрос, надо дать ответ...
avatar
16 sidorovskyi • 17:24, 13.05.2014
...ладно, делаем своё дело. и продолжаем искать инвестора. все бумаги есть. мы -то не на праздник тратить хотели, а на материальную базу. и единственный, кто на это даёт это М.Д.
avatar
15 sidorovskyi • 17:20, 13.05.2014
неэпический бюджет это по усам текло, а в рот не попало.
avatar
17 Pan76rus • 17:57, 14.05.2014
пральна сказать по ушам .....
avatar
18 sidorovskyi • 18:35, 14.05.2014
представляю такого упа - уши надо ртом. свят
                                                                         свят facepalm
avatar
19 Pan76rus • 09:40, 15.05.2014
а чо оне под чоле?  surprised
avatar
20 sidorovskyi • 11:48, 15.05.2014
вот усы-то как раз надо ртом.
                                               подставляем на место усов ухи (т.е. делаем перефраз)
                                                                                              ...и опа, получился упырь shock
avatar
21 Pan76rus • 13:12, 15.05.2014
если правильно перефразировать то получится, что лапша по ушам текла а в рот не попала
avatar
23 sidorovskyi • 09:24, 16.05.2014
вот сканы-то глянь (ком.№22). вишь строчку "драк не было", а ты кулачный бой предлагаешь. нии-и-зя-а!
avatar
22 gako • 22:39, 15.05.2014
sidorovskyi, выложите пожалуйста мои сканы три страницы по Крошихе.
  




avatar
24 bazaltdanila • 12:00, 16.05.2014
Я от своих предков слышал, что Крошиха это не только середкой праздник. Наши корни наприм. глядковско-верховинские. Уехали ещё до войны в Ленинград. Так вот мои предки рассказывали, что после Троицы ходили из Верховин на Крошиху не в Середу, а в Глядково, это их деревенский праздник был. В Троицу ходили в д.Старово, а в среду в Глядкове собирались. В Середу ходили лишь если на торг надо было, туда много товару привозили. В Глядкове только угощались и гуляли, но праздник тоже своим считали. Гулянка-беседы там были у дома Приказчиковых. Дом большой был, его ещё до революции разобрали. Вообще деревня была в три посада домов на 20-25.
avatar
25 sidorovskyi • 12:57, 16.05.2014
Так, да мы все стали забывать, что Крошиха это ведь ещё 15 селений. Они ни связаны приходом, на разных вотчинных землях. А Дякино с Глядковым вообще из разных станов. Да что там станов. В 17-НАЧ.18 века это даже уезды разные были. Офигеть, да! Общее что-то было, несмотря на территориально-приходское деление. А что могло тогда общее быть? Ответ прям просится - погром возле центра был, с юго-восточной угрозой. Направление от Костромы. А чё у нас со стороны Костромы-то двигалось? Какая напасть?

Хотя большая часть селений расположена южнее Середы. А разница какая например Глядково и Хохлово с Дякиным? Я вот давно составил карту, и напрашивается как бы то, что это похоже на некий путь разорения с охватом центра (Середа) и выходом на Даниловскую дорогу (Дякино, Хохлово). Загадка да и только. Непохоже на древний языческий праздник - уж больно избирательная география. Чем-то они (селения) здорово связаны? Чем и почему их объединял праздник Крошихи - здесь ключик!





Соединяя точки в линию, становится похоже на классический военный маневр "охват-окружение" взятие в "клещи". Середа (Федоровское), - как центр этого окружения. Видно и направление исхождения угрозы. Как накинутое лассо...
avatar
26 bazaltdanila • 14:28, 16.05.2014
Что-то в этом есть. Теперь видно, что "язычеством" здесь не пахнет. Вот как карту составили, стало более наглядней что-ли.  
P.S.Снимки обещанные на почту скинул.
avatar
28 Pan76rus • 10:15, 19.05.2014
неочень понятен маневр, если они через Бабино шли, тем более если выходили с рассека, и потом общим фронтом чтоли шли от нынечного Язова до Бабина? Чото тут не узывается однако, хотя могу предположить что празновали в тех селах бывшие ополченци, оттеда и пошло.
avatar
29 sidorovskyi • 11:01, 19.05.2014
ну доподлинно мы точно не узнаем. до сих пор точно не могут сказать когда Повалишка была в 1608 или 1609 году. то что они (даниловцы) утверверждают про 1608 как-то не убедительно. вообще я перелопатил кучу документальных источников и вот что я вывел: первая часть смуты (1605-1613) вообще киш-миш в данных. польские источники говорят одни даты, наши другие. общее у всех одно - это было точно.
Как они двигались, тоже сказать можно весьма условно. Ясно что такая куча народу (а это тыщ 5 сабель в первом погроме) немогла как-то двигаться как-то прямолинейно. Допустим костяк отряда шел в одном направлении, одно крыло в другом, плюс должны быть и разведотряды (передовые). Лисовский насколько я помню был полковником, т.е. военное дело он знал в совершенствии. Т.е. это была не шобла, а реально боевой отряд.
Леса меж Костромой и нашими они точно переходили ядром, ну наверное впереди рекогносцировка была (хотя может и небыло, т.к. в первую часть смуты поляки действовали открыто - сопротивления масштабного еще не было). После выхода на жилые территории военщина должна расделяться на части. Это и для грабежа лучше и для безопастности. Не дать местному населению выслать гонцов о помощи. Так что ты не думай что они шли "затылок в затылок", после леса они фронтом пошли, т.е. широкой полосой. эТО видно и из дозорных книг, там заметно направление погрома шириной в 5-10 верст.
Ну а про ополченцев примерно и я думал. Но ведь какие ополченцы из этих деревень, если в Середе-то тогда жило дай бог человек 70. А обычная деревня тогда 6 дворов (максимум) это человек 25-30. Вот и считай. Баб и малолетних со стариками выкидывай. Что остается - с гулькин нос. Этого хватит на пять минут боя. Покрошили бы как капусту. Может отсюдАва и название. В дАНИЛОВЕ Повалишка (типа много народу повалили), а у нас покрошили ))). Хотя косвенно-условные доказательства СУЩЕСТВОВАНИЯ Устима Крошилы есть, как и основателя торга Савки.
avatar
31 Pan76rus • 12:02, 19.05.2014
на самом деле, я все силюсь понять где они вышли из лесу, на рассеке или в том месте где теперь Фоминское, вот что меня больше терзает, и все больше прихожу к выводу что на Фоминское они вышли, правда наших деревень тогда не было еще конечно
avatar
32 sidorovskyi • 12:16, 19.05.2014
извини, видео того похода на ютюбе ещё не выложили smile .
я вообще не пойму зафиг тебе такая точность спустя четыре сотни лет. то что они красным плёсом пользовались так и этого достаточно. вон не знаем даже где куликовская битва проходила, где то поле и ничё как-то живем с этим. главное что это было.

может и шемякинским направлением воспользовались, но оно вроде позже появилось. может и двумя рукавами вышли, а под Федоровским объединились...
судя по дозорным книгам (жаль по нашим местам нет) соседей это было трындец что не щадили младенцев даже.
avatar
30 sidorovskyi • 11:19, 19.05.2014
Вчера с дядькой разговаривал и спросил про Глядково. И вот что он сказал. Глядково "вокурат после войны" имело 22 дома (добавил вроде). Только сказал про два посада, а за третий наверное считали два крайних на отшибе дома. Левиных или Колиных вроде. Через деревню вела прямая дорога из Вробьёва в Тесы. А вот после этих домов (двух) был поворот на Матвейцево с наезженой дорогой по которой ездили на обувную мастерскую. Около Матвейцева через Староселку (Сидоровку) был широкий мост "две телеги без сена разъезжались". Мост был даже с резными перилами. Впоследствии из старого дома Виноградовых принесены несколько балясин и вставлены. Красивый мост был. Достоял до семидесятых, сломан когда гребаную мелиорацию затеяли. По нему из Сидорова и окрестных деревень ходили в Глядково на Крошиху.
avatar
27 gako • 23:52, 16.05.2014
Л.А. Чиров не пишет, что Крошиха  языческий праздник, а пишет  -" во времена язычества".
Автор очевидец праздника начала xx века. Крошиха зарождалась 300 лет назад, по предствалению автора, это очень давно. Кроме того,  язычество можно определить как этнос. Это группа людей, обладающая общими элементами культуры, названиями, имеющие общую историческую память, ассоциируют себя с определенной территорией, имеют чувство групповой солидарности. Вот они имели такой неповторимый праздник.

да, по карте нагляднее. 
И всё же, люди могли справлять середские обычаи в своих деревнях, так он и распространялся в ближайшие деревни.
avatar
33 bazaltdanila • 13:35, 19.05.2014
Выскажу своё мнение, хотя пользователь gako вроде бы мне отвечал, но получилось как общий комментарий на всю статью.

Так вот, из текста следует, что не сказано в скане про "языческий праздник". Но, помилуйте, в тексте "якобы объясняли, что происходит со времен язычества".  Я и понимаю, что это намек на языческую природу.

А вот моя прабабушка рассказывала моему отцу так (он потом её слова записал, я сканы послал sidorovskому пусть каракули разбирает), что они с тятей ездили на лошади в Середу в Крошиху на обедню и на рынок к гостям, которые к обеду должны прийти что-то купить. Но как обедня связана - либо с торгом либо с праздником неясно. Вставали с петухами и действительно как у Ушакова написано поднимали подолы и босыми (башмаки в узле) шли к Середе. По дороге на телегу запрыгнуло трое мужиков в сапогах и фуражках.
Звонили в этот день не так как в Троицу. На службу в церковь почти никогда не попадали, не протолкнуться. После службы поп Василий выходил на торговые ряды и кропил их. Те кто давал пятачек, освящал дольше, а так проходил довольно споро. Прабабушка запомнила момент, мол когда о.Василий (середской поп) окроплял, то когда на одну лошадку (на круп) попала вода, то та хоть и была привязана, здорово взбрыкнула испугавшись. Посыпался весь товар, кринки, горшки и т.д. Брани не было а поднялся хохот. Но  как я понял, из рассказа многие торговали вовсю ещё до окончания обедни и окропления.
В лавке на углу ей тятя купил "конфекты". Постоянно прабабушкин отец отвлекался на знакомых. И постоянно доставал из-за голенища тряпку и чистил запылившиеся сапоги. Ибо пыль колыхалась над базаром. Народу тьма.
Далее они возвращались в деревню Верховины от Середы 2 с половиной версты. Потом шли в Глядково к родне уже пешком к часам двум. Ну вообщем там много описано. Sidorovskyi расшифрует и выложит здесь.
Теперь о происхождении праздника немного. Мой отец, ц.н. работал в этнографическом музее, и так размышлял о Крошихе, что языческих корней, вероятно и не было. Слишком мало "пятно" праздника. Плюс довольно выборочно. И самый большой довод - чудесным образом после Смуты торг в Середе (тогда Федоровское, а Новое тожъ), перенесен с пятницы на середу. Отсюда следует вывод: Что-то такое произошло в Федоровском в период с 1606 (когда царь указал по пятницам торговать) по 1628 год (когда в переписных книгах фигурировать в качестве торгов стала середа. Я намеренно так пишу середа, так этот день так и называли.
А какие события произошли в этот период объяснять не надо. Это-то и повлияло на смещение торгов.  Отец говорил, что торги это вещь сама в себе, довольно традиционна и следовательно консервативна, так просто дни не поменять. Здесь надо и причину искать. А за четыреста лет и не такие события забывали, так ведь и летописи были.
Да, прабабушка 1884-85 г.р. Воспоминания примерно около 1900 года, как она отцу сказала, ей тогда годов 12 было.
avatar
Copyright MyCorp © 2024