Есть такое выражение «незримая нить», когда хотят сказать о каких-либо, незримо связанных между собой объектах. В данном случае в роли объектов выступают два обычных среднерусских села, в разных административных образованиях. На одном конце нити ярославское Закобякино, на другом костромское село Апраксино. Но в далёкие исторические эпохи оба селения были костромские и даже владелец у них был общим. Но, обо всём по порядку.
Открылась эта связь при изучении истории села Закобякино, о котором здесь было написано полтора года назад. Начинается изучение, как обычно бывает, с поверхности. Сперва начинают попадаться наивно-школьные (не в обиду сказано) сочинения о истории села, церкви, основанные на преданиях-сказках старожилов-аборигенов. Мысль народная практически не знает горизонтов полета.
Закобякино этим-то и насторожило! Стойкая, как хлорный обрызг на темной ткани истории, легенда о кабаках этого почтенного села в народных байках, всегда повергала меня в уныние. А между тем ответы на основные вопросы есть, - только руку протяни.
В XVI веке Закобякино числилось в вотчине Костромского Богоявленского монастыря. В тогдашних актах писалось сельцом, что указывает на то, что в те стародавние времена, церкви в этом селении ещё не существовало. Там находился монастырский вотчинный двор (управа этого владения) и несколько других монастырских жилых и хозяйственных построек и плюсом около десятка деревушек, которые тянули к монастырскому сельцу, в которых проживало всего около сорока(!) душ.
На 7083 (1575)г. "В Осецком стане сельцо Закобякино да 8 деревень да починок да 3 пустоши. А селе двор монастыский; а в селе и в деревнях и в починке крестьянских живущих 32 двора, а людей в них 35 человек да 2 человека бобылей, да бобыльских 7 дворов, а людей в них тож, да 2 двора крестьянских пусты. Пашни ср.з. 190 ч., да перелогом 14 ч., да поросли по пашне 42 ч. с осьминою, да пашни худых земель 64 ч. ... в поле, а в дву по тому же. Сена под д-ми и отхожево.... 731 копна. Лесу пашенного 28 десятин да не пашенного 10 десятин. А по выписи с книг Федора Ласкирева с товарищи 7086 году было пашни ср. и хд. з. и перелогу и поросли 292 ч. с осьминою, сена было 692 к. И перед выписью с книг прибыло пашни 18 ч. с осьминою, сена прибыло 35 к. И в то число отписано на государя царя.... д. Глебово".
А уже спустя, более ста лет во всех деревнях, починках, относящихся к сельцу (монастырской вотчине), имелось 17 крестьянских дворов и 3 бобыльских и 2 поповских. Как видим число дворов снизилось вдвое, - почти запустение! Это следствие катастрофических событий затяжных Смутных времён. Справедливо возникает вопрос: прихожанами какой церкви они являлись?
Какие были причины для образования прихода в небольшой вотчине, сказать трудно. Но в 1694 году по распоряжению патриарха Адриана и по челобитной настоятеля Богоявленского монастыря Корнилия, в Закобякино решено основать приходскую церковь, что и видно из документа:
202 г. марта 27 по указу патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, а по челобитной архимандрита Корнилия с братией велено им из монастырской своей вотчины Костромского уезда из села Опраксина старую деревянную церковь Рождества Пр.Богородицы разобрав перевезти в Костромской же уезд в монастырскую вотчину их в сельцо Закобякино и построить на угодном к церковному строению месте во имя Рождества Пресв. Богородицы и той церкви на попа с причетчиками положено дани по указной статье с церковные земли с пашни и сенных покосов по памяти из поместного приказу за приписью дьяка Леонтия Уланова, а с приходских дворов по сказке Богоявленского монастыря стряпчего Стефана Киселева с дворов: с попова 4 деньги, с дьячкова дв. деньга, с 17 дв. крестьянских молотчих по 2 деньги с двора, с 3 дворов бобыльских по деньге с двора, с церковные земли с пашни с 10 четвертей по 3 деньги с четверти, с сенных покосов с 10 копен по 2 деньги с копны, итого 20 алтын 2 деньги заезда гривна и те данные деньги велено имать с 203 года. Выписка о том в очисном столпу у меня Гришки Коверина. (2р.26 алт или 2р.78коп.- прим. А.К.)
Отступая от главного, скажу, что анализируя всё это, кабацкий вопрос естественным образом испаряется как утренний туман. Кабаки в монастырской вотчине с 3-5 дворами, - это полная белеберда!
Всё ближе и ближе, как ни крути, а к закобякинской истории подбирается пресловутый Кобяк. Не всегда же это селение было в монастырщине. Вполне вероятно, эти земли до владения Богоявленским монастырём, были даны (дача) заслуженному человеку на кормление за какую-либо службу в виде поощрения при ц.Михаиле Романове или ещё раньше. Тогда это было весьма распространённой практикой.
В писцовых материалах и феодальных актах XVI века встречаются служилые дворяне Кобяковы (Григорий, Дмитрий – пронский воевода см. Акты московского государства, Акты феодального землевладения. Т.1), а в Москве были дьяки (государственные служащие) Кобяки и Кобяковы*. Это служивые люди вышедшие из касимовских татар, занимали высокие должности при московском царском дворе. Вот здесь-то и надо поискать документы. Как говорится, уже уши торчат.
Почему же владец Закобякино – Богоявленский монастырь решил воспользоваться «бэушной» церковью, на тот момент почти столетней, т.к. этот храм известен в Апраксино уже с 1628 года.
Рождество Пресвятыя Богородицыв вотчине Богоявленского монастыряв селе Опраксине дани 28 алтын, десятильничих 8 д.заееда алтын, на выезде 10 алтын марта в 21 день на нынешний 136 год (1628 прим. – А.К.) деньги те взяты
Из документов логично вытекает, что в Апраксино уже давно решено поставить каменный храм, и это довольно круто по тем временам. Каменная церковь строится далеко не так быстро, два-три года надо, как минимум. А к 1695 г. (многочисленные источники указывают именно эту дату) в Апраксино готов каменный храм, рядом с которым стоит пока и старый, деревянный. Скорее всего, он ещё достаточно крепок, и его решили разобрать и отправить в неблизкий путь для продолжения исполнения своих функций, которые он будет исправно выполнять в Закобякино вплоть до его разбора в 1763-м году.
Вероятно, эти действия проистекают из чисто экономических побуждений. Новая церковь это дань (сбор) в патриаршую казну, так зачем же рубить новый, когда старый храм может сыграть пробную роль. Во многих починах наш менталитет так бы себя и проявил, - сэкономил.
И уже восемь лет спустя, как видим храм прижился. Он переименован и освящён в честь Успения Пр.Богородицы и к нему причислен церковный штат (причт).
По переписной книге 1703 года июня 5 в селе Закобякине церковь деревянная клинчатая во имя Успения Пр.Богородицы на ней главы на малых боченках обиты чешуею, крест деревянный обит белым железом. С паперти вход на колокольню, шестистенная шатровую глава и крест деревянные, а на колокольне 2 колокола, в первом 3 п. 25 ф., в другом 25 ф. У той церкви в дворах поп Яков Иосипов, да у него ж во дворе в его дому пономарь Микита Прокопьев, во дв. дьячек Иван Осипов, а церковные пашенные монастырские земли за ними 5 десятин в поле, а в дву по тому ж, да сенных монастырских покосов на р.Костроме в разных местах 3 десятины, пожня Погорелка на берегу, пожня в Ивановском наволоке на Ивановском враге на берегу, да пожня Деревушка на озере на берегу промеж Костромою рекою, а окроме того никаких угодий за церковью и за ними попами нет. (Монастырский приказ переписные книги 42. 266-270 перепищика Семена Мельницкаго).
Закобякино с этого момента именуется только селом, и у него началась новая веха – приходская, а впоследствии после секуляризации монастырских земель и торговая.
На данный момент приход ещё существует, но выражение «торговое село» по понятным причинам вышло из употребления.
Апраксино. нач. XX века
Иная история у Апраксино. Являясь близким пригородом Костромы, на сию пору оно сильно разрослось, и больше смахивает на коттеджный посёлок. Сейчас это административный центр одноименного сельского поселения, насчитывающем около полутора тысяч жителей. Но вот древнейший каменный храм на территории современного Костромского района, который сменил деревянную церковь, ставшую первой в Закобякино, не уберегли. Он дошёл до нас в сильно изменённом виде и в ином качестве.
Апраксино. Школа, бывш.храм Рождества Пр. Богородицы (1695). Северная сторона. (трапезная, справа где вход примыкала колокольня
В конце 1930-х годов, древний храм Рождества Пр. Богородицы перестроили в школу. Сейчас, ещё как-то усматривается четверик трапезной (теплый храм), а главный холодный храм к которому трапеза примыкала, перестроен до неузнаваемости. Так же снесли колокольню, на месте которой теперь вход в школу. Бесследно утрачено церковное кладбище с кирпичной оградой.
Южная сторона (трапезная). Справа примыкал основной холодный храм.
Когда-то давно Апраксино и Закобякино связывала дорога, ведущая от старинного Мисковского тракта через переправу на р.Костроме у Исад. Сейчас этих путей, увы, нет. Осталась только эта, незримая и забытая нить памяти.
*Прим. из ЭСБЕ: Кобяковы — русский дворянский род, происходящий из великого княжества Рязанского. Пpeдок их Дмитрий К. жил в конце XV в. Один из сыновей его, Михаил, был боярином и наместником ростиславским (1518). Игнатий Васильевич К., по прозванию Ширяй, был 2-м воеводой в Пронске (1557), Александр Михайлович — 2-м воеводой большого полка в Ливонии (1577), Григорий Дмитриевич К. — воеводой в Валуйках (1681). Род К. внесен в VI часть родословной книги Рязанской губернии (Гербовник, VII, 24).
Литература:
- 1.Материалы для истории Костромской епархии.
- 2. Акты Московского государства
- 3. Акты феодального землевладения.
- 4.Обзор грамот коллегии экономии.Вып.4
|