Не так давно, осматривая в одной из деревень Середского сельского поселения (ох, как не люблю, это современное обозначение) старый дом с целью покупки, я увидел среди старого хлама, в беспорядке валявшегося в избе, несколько газетных обрывков. Время, в этом доме как будто застыло, пахло специфическим избяным запахом. Кстати, так пахнут практически все старые избы. Это что-то похоже на смесь старого кирпича и старой древесины, плюс ещё что-то. Если завязать глаза, и дать понюхать этот воздух, то его безошибочно узнаёшь. При его вдохе, происходит нечто странное, ощущение родного духа что-ли, некое волшебство перемещения во времени. Сейчас это модно называть генетической памятью. Вполне может и так.
Большая жизнь, давно покинула стены этого дома. В чулане за дверью, стоят, как будто только что снятые, стоптанные, юфтевые на высоком подбое сапоги. На подоконнике лежат спички, родом из 1970-х. Россыпь старых открыток, по которым безошибочно встают перед глазами те же семидесятые. Поздравляют с Первомаем, с "октяпской" (как тогда говорили), с Новым годом... На стене запыленное зеркало. Протираю его. Боже, как смотрелись в него! Зеркало сильно искажало отражение и временами оно вызывало улыбку. Впрочем, неча на зерцало пенять...
Вспомните, многие зеркала в старых крестьянских избах "показывают" изображение как из комнаты смеха. В рамах вставлены стекла с таким же "эффектом"! Вспоминается картинка из далёкого детства. Сидя на лавке у окон, в избе бабушки, и смотря через "весёлые" стёклышки на возвращавшееся с выпаса стадо, мне было смешно на странно искаженных коров. Они, то превращались в загадочных драконов, то переливались в движении разными неописуемыми формами, вызывая приступ детского смеха. В заключении всей этой процессии, появлялся, то вытянутый как жердь, то сплюснутый как груша пастух. Временами ноги пастуха шли отдельно от туловища. На короткий миг, такие же метаморфозы происходили и с головой, которая, то отставала, то возвращалась на плечи пастуха. Странное дело, но он об этом даже не подозревал!
После прохода "потешного стада" я, меняя своё положение у окна, забавлялся с соседним домом, изменяя его формы. Что говорить, чудесные окна! Но, вернусь в старый дом...
Вот скрипучая лестница на чердак. Её перила очень гладки и отшлифованы тысячами прикосновениями натруженных, крестьянских рук. Подняв голову, видно как через рассохшиеся доски бьют солнечные лучи, в которых колышется, наверно, никогда не знающая покоя пыль. В детстве мне наивно казалось, что пыль бывает только днём, а ночью воздух становится чище.
Вот я почти на чердаке, перешагиваю снова через какие-то вещи, сундуки. Глаза пока не привыкли к мраку. Включаю налобный фонарик... В дальнем конце чердачного космоса вспыхнули две зеленых звезды - кошка! Я точнее навёл луч фонаря и серое существо метнулось к своим потайным ходам, ускользая от света. Немного отдышавшись начинаю квадрат за квадратом обследовать чердак. Вдруг в поле зрения, озаренное светом "въезжает" совсем уже знакомый объект, от которого становится не по себе. Глаза не врут, но сознание напрочь не хочет осознать увиденное. Да, это был гроб, домовина, и домовина неплохо сделанная. Даже с претензией на искусство.
Это потом хозяйка скажет, что это её дед в 50-х годах прошлого века, готовился к встрече с вечностью. Был у нашего крестьянства такой бзик - припасать загодя не только телеги с санями, но и гробы...
Но, дедушка оказался крепок и дожил до 92 годов пережив своё произведение на 18 лет. Только не понадобилось оно ему. Увезли дедушку в Ленинград, где он и ждал своего конца семь лет, а "футляр" в родной деревне на чердаке пылился и пугал случайного посетителя подкрышного мрака. Не судьба...
Всюду разбросана домашняя утварь, чугуны, которые, несть числа сколько ртов накормили. Старые ухваты, какое-то тряпьё, обувь. Спускаюсь вниз. Под лестницей рассматриваю в ящике пустые бутылки. Тут и "четверть" и эпоха застоя, которая представлена "Солнцедаром", "Плодово-Яблочным" со знаменитой яблочной мишенью. Называлось оно тогда у народных масс плодово-выгодным. На подоконнике, затянутая в паутину, видавшая виды, ржавая керосиновая лампа. Вот на резном стуле, нэповских времён привет из 80-х - модный тогда пляжный пакет с ликом Боярского и надписью "Сочи".
Снова взгляд останавливается на старых газетах... Интересно, что пишут. Это местная районная газета "Знамя труда" (ныне Северянка). В даниловской газете помещена небольшая статья о первом комиссаре убитого в Середе И.И.Штале. Прямо скажу полезной информации кот наплакал, в основном махровый налёт идеологических мантр и заклинаний. Хотя уж, судя по дате (конец 1987 г.) - перестройка в самом разгаре. Да, и автор известный. Даниловский музей теперь носит его имя. Уже в то время в центральной прессе стали появляться статьи об ужасах сталинизма и перекосах в политике партии. Провинция, как оказалось, инерционно жила ещё старыми принципами, и не спешила менять свои идеологические устои. Руководствуясь тем, что "вдруг в верхах поиграются с перестройкой, да и гайки снова затянут, так что держи ухо востро".
Тем не менее для краеведения это история, не важно с каким знаком. Если вообще это применительно к истории.
Читая эти старые газеты, и оставляя пропагандизм в стороне, словно из небытия восстают тени прошлого - комиссары продразверстки, реввоенсоветы, чекисты, активисты коллективизации. Какой кровавый и бурлящий период! За двадцать с небольшим лет столько наворочали. Такие страсти бушевали!
А давайте, почитаем, что называется "без купюр", и перенесемся в прошлое не взирая на пропагандисткие штампы. Из песни слов не выкинешь.
"ВОЕННЫЙ КОМИССАР" (Знамя Труда 1987 г.)
<В первые годы Советской власти Середская волость была одним из беспокойных мест в Даниловском уезде. Влияние кулачества, купцов, помещиков и духовенства на местных жителей было велико. Угрозы, прямой саботаж, террор со стороны дезертиров мешали деятельности неокрепших местных огрганов Советской власти. (По воспоминаниям середского краеведа К.С. Лебедева).
В конце 1918 года в Середу прибыл молодой, стремительный и энергичный военный комиссар. Это был Иоганас Стефанович (в памяти народной Иван Иванович) Шталь. Родился И.С.Шталь в 1898 году в семье крестьянина в предместье Латвийской столицы - Риги. Он был из тех легендарных латышких стрелков, которые по зову сердца активно участвовали в свержении буржуазной власти в дни Октябрьского вооруженного восстания.
Первый военком повел мужественную, беспощадную борьбу с врагами Советской власти. При его активном участии волость успешно выполняла задания по снабжению городов и армии продовольствием, проводила мобилизацию людей, обеспечивала гужевым транспортом. В деревнях проходили собрания местного населения. Крестьяне всё больше доверяли Советам, новая жизнь в деревне налаживалась.
Но вот в Бухаловской и Богородской волостях стали появляться конные разъезды белобандитов. Они склоняли народ "сшибать Советы". Насильно понуждали население выступать против новой власти. Отбирали продовольствие и лошадей. Отъявленные бандиты, кулаки и офицеры старой армии подбирались к Середе. Общительному, веселому и смелому военкому друзья говорили о надвигающейся личной опасности. Советовали даже переодеться и скрыться. Но Иван Иванович таких рекомендаций не принял.
В день нападения на село в неизменной комиссарской кожаной куртке, туго перетянутый ремнем, при нагане и сабле направился к зданию волисполкома (оно находилось в конце села, где начинается шоссейная дорога на Путятино. Здание в те дни сгорело. А две вековые березы стоят, как свидетели былых тревожных времен). Потом военком пошел тропинкой через рожь по направлению к деревне Зубцово.
Тут-то и подстерег его бандит, укрывшийся во ржи. Винтовочный выстрел в висок оказался смертельным. Жизнь верного солдата революции оборвалась. Но и он мертвый был страшен бандитам. Он стали глумиться над его телом.
В июльские дни 1919 года прах военкома И.И.Шталя вместе с телами борцов, отдавших свои жизни за Советскую власть в нашем уезде, был погребен в братской могиле на площади Карла Либкнехта в г. Данилове. Его имя навсегда останется в нашей памяти.
П.Шарапов
директор народного музея>
Вот ещё газетка, но уже более раннего срока. На краях газетной полосы остался только 1967 год. Что за газета неизвестно. Текста почти нет, зато остались фото и немного пояснений к ним, и можно предположить, что повествование идет о первых годах становления Советской власти на середской земле. Вероятно цикл был посвящён (исходя из даты) 50-летию октябрьской революции. Вот они первые активисты. Первые съезды и собрания. Мелькают знакомые фамилии: Жимарев, Киселев, Спасокукоцкий, Косовский, Чиров, Шталь, Решетников и др.
Фото 1926 года. Явно видно середскую школу.
На фото (без обозначения лиц): 1925 год. Состав пленума Середского Совета. Кириллов И.Я., Косовский М., Палкин И, Корытников Н., Лукьянов Ф., Голиков Е., Левашов М., Куличкин А.И., Королёв М., Чекин Е.И., Ремизов А.Г., Майоров А.И., Блинов А.Е, Марасаев А., Чиров Ф., Буйлов Н., Филиппов А., Дрязгов М.
Судя по всему пленум проходил в школе.
Председатели сельсоветов, комсомольцы: сл.на пр. Воскресенский В., Гагин С.И., Коновалов С., Зарубин Н. 1926 год.
Дальше в другом газетном обрывочке идёт речь о радиофикации в наших краях. Ещё нет электричества, а радиофикация идёт полным ходом. Это понятно. Надо ведь чем-то охмурять. Власть уже в руках, вот и нужен рупор, чтоб её удержать.
Это 1928 год. Счастливый крестьянин Чернышов из деревни Самсоново слушает радио. Интересно, что вещают Чернышову в ухо.
Внизу текст рассказывает о километрах радиолиний, количестве столбов и домов подключенных к зомбосковороде, предтече зомбоящика. О том как весело живется и слушается колхознику.
Жители с. Середа коллективно слушают радио.
А это Середская газета "Голос колхозника" от 1945 года. Была и такая.
В пустом и заросшем доме, перед глазами встают картины из далёкого прошлого. В нём соединились разные эпохи, ушедшие за горизонт истории в некую былинную легендарность. А сколько ещё старые крестьянские избы хранят тайн, врастая в землю и тоскуя по былой, насыщенной событиями жизни. Любой такой дом можно воспринимать как своего рода исторические консервы.
Я вышел из старого жилища, как из мира нави в явь, напоследок заглянув во двор. Среди разнообразнейшего кладбища вещей, взгляд выхватил зелено-бело-красный привет из начала 90-х - бутылку из-под спирта "Рояль" - апофеоз беспробудного пьянства, нахлынувшего после крушения Красной Империи, в начале основания которой стояли вышеперечисленные люди-легенды, смотрящие с пожелтевших газет.
Ожидал ли кто-нибудь из них, что получится такой печальный и трагический конец их героическо-эпическим (как им казалось) начинаниям, финал, которых увенчан этой заморской, зелёной бутылкой? Вот она - гримаса истории!
|