Суббота, 27.04.2024, 12:59



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (65)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Главная » 2014 » Март » 27 » Пономарь Михаил Богородский. У истоков народного образования в Бухаловской и Богородской волостях
16:16
Пономарь Михаил Богородский. У истоков народного образования в Бухаловской и Богородской волостях

   

   В бывшем когда-то селе Новом, что в Полево, являвшимся центром небольшой земельной территории, в просторечье наречённой Полевшиной по имени первого её хозяина в XVII веке Алексея Ивановича Полева, - стоит, как и положено, церковь (или то, что от неё осталось) во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да единственный сохранившийся домик, на некотором удалении от церковных развалин, ну и само собой - прицерковное кладбище, на котором нашло упокоение, практически большинство населения Полевшины. Кладбище, пока действующее, древнее.


Село Новое, что в Полеве. 1959 г. Ещё кипела жизнь...

Как и заведенено у нас на Руси, в момент прощания с усопшим, произносятся чуть ли не клятвенные речи о вечной памяти, которая останется в наших сердцах. Всё это не вяжется с реальной картиной. Множество кладбищенских памятников просто, не то что преданы забвению, а и превращены в помойку. А того хуже, металл с памятника пошёл в своё время, в пункты сдачи металлолома или ещё на какие нужды. Не исключение и новополевский некрополь, где утрачены многие, заслуживающие внимания, надгробные памятники. Взять хоть бы исполинский дубовый крест терехинскому купцу Ивану Кузьмичу Сухову, сожжённый местными вандалами. Крест переживший все лихолетия, но не выдержавший наших окаянных дней.
 
    В одно из посещений кладбища, меня привлёк чугунный, сломанный крест, с характерным литьём XIX века. Затерянная в сильнозаросшем, густом кустарнике, замусоренным пластиковыми бутылками и прочим мусором, проглядывала покорёженная кованая ограда. На небольшом расстоянии от входа в церковь, похоронили кого-либо из притча храма, или кого-нибудь из знатных прихожан. Судя по всему могила давным-давно заброшена и всеми забыта. А ведь, наверное, погребённый под этим крестом был многим известен. Стало любопытно...
    Мы, желая добраться до надписи, не так долго орудуем ножом, срезая мешающий подлезть кустарник, буквально продираемся к заросшему слоем мха, и прелой листвы чугунному надгробию. Убираем мусор. Очищаем основание. Далее поливаем водичкой из местного пруда, протирая ветошью. Ветерок быстро просушил представшее перед нами, надгробное чугунное литьё основания креста, на подножие которого виднеется изображение черепа и костей Адама - непременный атрибут захоронений тех времён. А вот и эпитафия:                                                    

                                         "Здесь покоится прах пономаря
                                                       Михаила Филипповича Богородского.
                                                       Умершего 1885 года июня 9-го дня.
                                                        Родился 1810 года июля 8 дня.
                                                       Жития его было 74 года 11 месяцев.
                                                        Служил при сей церкви 61 год.
                                                        Господи прими душу его
"

  Сразу обращает на себя внимание почтенный срок службы усопшего в Новополевском храме - 61 год! С 1824 года, получается, нёс, не побоюсь этого слова, огонь веры местным прихожанам. Почитай, вся жизнь отдана этому небольшому и скромному храму, от которого впоследствии "благодарные" потомки оставят руины, и здесь же он нашёл последний приют...

   Руководствуясь т.н. наследственным принципом получения должности при церкви, просуществовавшем до 60-х годов XIX века, и отменённого властями, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что Михаил Богородский - уроженец с.Нового.  Здесь же, при Богородской церки и обретались (служили) его предки. Т.е. должность пономаря он получил по наследству. И от церкви, собственно говоря, происходит и династическая фамилия. И надо сказать, что впоследствии это подтвердилось.

Наверное, учитывая огромный срок службы пономаря М.Богородского, он был почитаем и любим прихожанами. И вероятно (да так оно и есть) его в округе уважали, да и известен он был далеко за пределами своего прихода. За такой срок, наверняка, сделал для прихода немало полезного. Простой, скромный пономарь... Такие, вот, думы приходили над забытой всеми могилой.
 
  И вот, XXI век. Второе десятилетие которого, недалеко шумит автодорогой от сего скорбного места...
Никто (а мы в последствии спрашивали) из старожилов не помнит этого служителя культа. Лишь Афанасия Волкова (Грушникова) из Самсонова, - которой далеко за 80, вскользь упомянула, что когда она была маленькой ей сказывали, что давно при церкви был "звонарь хороший".

 А ведь в обязанностях пономаря было не только пение на клиросе, как многие себе представляют, но и ответственность за имущество храма, разжигание и тушение свечей в храме, поднесение к алтарю просфор, вина, ладана и т.д., уборка храма и алтаря. Также пономарю вменялся в обязанности призыв прихожан к богослужению колокольным звоном. В богатых и больших храмах обязанности пономаря делились между звонарями, певчими, алтарниками и псаломщиками. Но в таких маленьких, сельских церквушках, как Богородская церковь в Полеве, службу пономаря "тащил" один человек - Михаил Богородский. Вероятно, он и был тем "хорошим звонарём", о котором упомянула бабушка Афоня...
  Вот и вся наша "вечная" память...

  Ну, а мы в свою очередь, взяли себе на заметку имя верного служителя Новополевского храма, для того, чтобы при случае навести какие-нибудь мосты к деяниям этого человека.  Не может же быть, чтобы за более, чем шесть десятков лет службы в храме, за ним не осталось никакого исторического шлейфа. Забегая вперёд, скажу, что интуиция нас не обманула... 

  * * * * * *


 Пономарь Михаил Богородский не только пел, читал, звонил, убирал, подносил в храме..., но и учил грамоте местных детишек и крестьян ещё задолго до официального распространения образования, начавшегося с 60-х годов XIX века.
 Согласно документу (Ф.230.О.1778 Л.151-151 об) от 1870 года, пономарь Михаил Богородский занимался обучением грамоте местного люда аж с 1838 года! Очевидно, это была его личная инициатива. Обучение скорее всего было платным (как монетизированным, так и натуральным способом).

У пономарей жалованье было весьма скромным, что называется, - еле сводили концы с концами, в особенности в малонаселённой сельской глуши, каковым и был Полевской приход. А ведь и семья была... Да, у нас есть возможность "подглядеть" и на притч церкви и на состав семьи Михаила Богородского. Информации мало, но немного прольют свет на этот вопрос некоторые источники.

 Например А. Титов сообщает в "Именной росписьи начальствующих и служебных лиц Ярославской епархии. Ярославль. 1861 г" о составе притча Новополевской церкви: "Священник Екзакустодиан Астров. По окончании семинарского курса, 1841 года рукоположен во священника. Имеет крест в пам. 1853-56 г.г.
Диакон Семен Сотин. Обучался до низшего отделения семинарии; в 1822 г. рукоположен во диакона.
Пономарь Михаил Богородский. Обучался в низших школах; на службе с 1824 года".

Михаил Богородский был сыном протоирея Филиппа Григорьева Богородского (1784-1841), который был священником Новополевской церкви с 1804 по 1832 г.г. и Марии Ивановой (1789 - ум.до 1833). В 1832 году Филиппа Григорьева перевели в с. Вятское в Успенскую церковь. Дядя Михаила Богородского - Митрофан Григорьев Успенский (1788 г.р.) служил диаконом в Ярославской Богоявленской церкви до 1840 года и после увольнения со службы по "немощи" проживал вместе с ним.
 Кроме сына Михаила у Филиппа Григорьева были дочери: Анфиса (1809), Анна (1816) и Матрона (1821).

Документ из ГАЯО сообщает: "Исповедная ведомость Ярославской епархии Даниловского уезда Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, села Нового, что в Полеве Священника Константина Рождественского" за 1867 год. В ней перечисляются все духовные лица "обретающиеся при оной церкви" и члены их семей. И под порядковым номером 3 записаны:

Пономарь Михаил Филипов Богородский   55 лет
Жена его Наталья Михайлова  55 лет
Дети их  Евлампия  20 лет
              Павел 17 лет
              Неофит 13 лет

Исходя из этих данных, можно утверждать, что Михаил Богородский начал обучать грамоте ещё будучи холостым, задолго до своего брака с Натальей Михайловой. Что подтолкнуло пономаря на этот шаг? Сложное материальное положение, позыв сердца или что-то иное, но одно точно - пономарю нельзя отказать в находчивости.

  Стоит напомнить, что низшему классу священства, было вменено в обязанности с 1860 года бесплатно обучать грамоте приходских детей. Но инициатива заглохла. Надо думать, что взвалить на себя неоплачиваемую работу, желающих не оказалось. Началось, это после того как Императору Александру II, один из губернаторов (Воронежский, вроде) доложил, что у него бесплатно учит грамоте один дьячёк. Ну, и Александр заинтересовался почином и наложил резолюцию "распространить повсеместно".
    Ну, и началось, - пошла писать губерния! За неимением желающих "пахать" даром, пошли из губерний приписки и пустые рапорты о продвижении новшества. И когда вышел указ в 1864 году об образовании земских школ, то выяснилось, что значительная часть школ до этого времени числилась виртуально, только лишь на бумаге. А ведь наш герой рассказа начал  заниматься образованием, как видим задолго до этих дат. И поэтому сей факт, изложенный в документе, является довольно редким случаем.
 
   Ценным и полезным этот документ, будет я думаю, в первую очередь, для потомков тех лиц, имена которых для нас сохранила история. Проследить за цепочкой родства  до наших дней для уроженцев наших мест, и тех кто составляет родословные графики и интересуется своим родом, не составит большого труда. Большая часть и "исповедок", и ревизских сказок, метрик по этому приходу есть в архиве области.
  Конечно, дети тут не все. Потребность в образовании была у наиболее "продвинутой" (выражаясь современным языком) части крестьянства, и не только самого зажиточного. В источнике мы выдим намалую часть вдов, которых к зажиточным вряд ли можно отнести.
   Многие отходили на отход, и образованному отроку, юноше отдавалось большее предпочтение, нежели неграмотному, т.е. наиболее дальновидные крестьяне видели в грамоте свет, нежели тьму. Да и стремились к тому, чтоб их чадо в столице не "козу" с кирпичами таскало, где грамотность нафиг была не нужна, а имели шанс получить место потеплее, - куда-нибудь в трактир, или домовую прислугу, где выполнять работу и поручения, грамота ой как нужна.  По этому поводу вспоминается рассказ моей бабушки, о том как её отец Константин Иларионов в 14 лет попал в Петербург на стройку, - тяжеленная работа была, мрак. Но как только приказчик узнал, что Костя разумеет грамоту и счёт знает, да плюс к тому писать умеет, взял его на снабжение материалами и продуктами, и по другим поручениям, где работа была хоть и ответственная, но размотная, но всё же не такая ломовая как у всех каменщиков и грузчиков. Представляю, как на него смотрели бывшие "коллеги".)))
   
  Поэтому-то мы, вполне можем высветить "прогрессивные" и "продвинутые" семьи того времени. Обратим внимание на такой момент: в числе обучающихся видны не только дети, но великовозрастные "девицы" и "дяди". Т.е. тягу к грамоте испытывают и стар и млад. И ни какой дискриминации по половому признаку.
   Но не надо думать, что тяга к грамоте была повсеместной. Большинство крестьянства искоса и с неприязнью поглядывало на жаждующих изучить "бесовские книги". Таков взгляд был не только у низшего сословия, но и у представителей высших слоёв общества.   Например наш знаменитый учёный и лексикограф, высокопросвещённый Владимир Иванович Даль (тот который составил словарь) был против образования низших классов российского общества, и который писал про "перо, которое легче сохи",  и если крестьянин вкусит плоды грамоты, то бросит все свои труды. Т.е. видел в этом угрозу государству, читай своему классу. Правильно, а кто ж тогда их просвещённых-то кормить будет? Забеспокоились, понимаешь! "Грамотей - не пахарь" - вот весь смысл того мракобесия позапрошлого века в этой поговорке. По этому поводу сохранилась полемика тех лет. Будучи явным противником стороны Даля и выступая за всеообщее, народное образование, и много сделавший на этом поприще наш поэт и земляк Николай Алексеевич Некрасов, в 1860-м году написал стихотворение "Что поделывает наша внутренняя гласность?", - где есть такие строки, в которых отражено противостояние точек зрения на доступность народного образования:

                                              Друзья мои! мы много жили,
                                              Но мало думали о том:
                                              В какое время мы живем,
                                              Чему свидетелями были?
                                              Припомним, что не без искусства
                                              На грамотность ударил Даль —
                                              И обнаружил много чувства,
                                              И остроумье, и мораль;
                                              Но отразил его Карнович,
                                              И против грамоты один
                                              Теперь остался Беллюстин!

  Беллюстин Ионн Стефанович был калязинским священником, который был против всенародного просвещения. А наш герой рассказа, -пономарь Михаил Богородский, не взирая на маститые имена противников народного просвещения, знай - тихой сапой делал своё светлое дело, и был судя по всему первым, кто стоял у истоков народного образования Бухаловской и Богородской волостях, поэтому заслуживает народной памяти.
    История, как лакмусовая бумажка, показала бессмысленность  заблуждений противников всеобщего, народного образования. История говорила и говорит - "ученье -свет"!

 [P.S. Материал будет дополняться по мере поступления информации]

     СВЕДЕНИЯ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦАМИ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ

ПО УЕЗДАМ ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ

1870 Г.
                                               

Удостоверение.
Бухаловское волостное правление сим удостоверяет, что пономарем села Нового, что в Полеве Михаилом Богородским между 1838 и 1870 годами обучены грамоте из Бухаловской волости следующие сорок пять человек
.

Села Нового.

Крестьянина Ефима Данилова дети: Василий, Иван, Екатерина.
Умершего крестьянина Ивана Федотова дети: Яков, Татьяна.
Крестьянина Прохора Иванова сын Андрей.
Крестьянина Никиты Карпова дети: Никандр, Семен, Иван.
Крестьянина Данилы Егорова дети: Константин, Ефим.
Крестьянина Якова Савельева сын Андрей.
Вдовы Настасьи Михайловны сын Павел Платонов.
Крестьянина Ивана Данилова дети: Екатерина, Александр.
Вдовы Епистимии Степановой дочь Домна Семёнова
Девица Ненила Карпова

Деревни Борносова

Крестьянина Павла Антонова дети: Андрей, Федор.
Крестьянина Григория Павлова сын Никита.
Девица Парасковья Семёнова

Деревни Язова

Крестьянина Косьмы Григорьева сын Данила.
Крестьянина Алексея Александрова сын Илья.
Крестьянина Илария Григорьева сын Василий.

Деревни Терехина

Вдовы Гликерии Васильевой дочь Елизавета Антонова.
Вдовы Ненилы Игнатьевой сын Евлампий Петров.
Девицы Анисьи Косьминой сын Даниил.

Деревни Самсонова

Вдовы Клавдии Григорьевой дети: Ольга, Иван Ерастовы.
Вдовы Екатерины Матвеевой дети: Анна, Пётр Андреевы.
Крестьянина Михаила Родионова сын Максим.
Крестьянина Бориса Алексеева сын Стефан.
Крестьянин Алексей Ерастов.

Деревни Фоминского

Крестьянина Захара Кзьмина дети: Николай, Марфа.
Крестьянина Николая Захарова дочь Феоктиста.
Крестьянина Андрея Никитина сын Максим.
Крестьянина Стефана Кирилова сын Ефим.
Вдовы Матрёны Лазаревой дети: Яков, Соломонида Ивановы.
Крестьянина Василья Михайлова сын Игнатий.
Крестьянина Абрама Иванова сын Дмитрий.
Крестьянин Михаил Андреев.

Бухаловский Волостной Старшина Курочкин. 1871 года месяца Августа 31 дня. Мировой посредник подп. нрзб

Удостоверение.
Правление Богородской волости сим удостоверяет, что пономарём села Нового, что в Полеве Михаилом Богородским с 1837 года обучены грамоте из оной волости следующие четырнадцать человек.

Деревни Поташева

Крестьянина Сергея Петрова сын Алексей.
Крестьянина Василья Терентьева дети: Александ, Прасковья.
Вдовы Анны Алексеевой сын Никифор Алексеев.
Крестьянин Павел Иванов.
Дочь Павла Иванова Анна.
Крестьянина Ивана Кононова сын Федор.
Крестьянина Сергея Тимофеева сын Василий.
Крестьянина Наума Клементьева дочь Фёкла.

Деревни Неклюдцева

Крестьянин Ефим Алексеев.
Крестьянин Григорий Иванов.

Богородской волости старшина Максимов (?). 1871 года месяца Августа 29 дня. Мировой посредник [П. ...манов] (нрзб)

 

 

Просмотров: 2277 | Добавил: sidorovskyi | Теги: грамота, образование, пономарь, богородский, полевшина, новополево | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024