Суббота, 19.08.2017, 12:07



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [60]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯНЕ - НАШИ ПРЕДКИ [13]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меряне никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [20]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [25]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [15]
 
ЛЕНТА
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (3)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
[03.05.2017]
"Шить баско и Пригласить пожаловать священника к обуху" (29)
[24.02.2017]
Знаменательные вехи в истории Новополевского прихода (21)
[15.01.2017]
Хроники Даниловского уезда. (9)
[05.11.2016]
"Слабо?" из прошлого (24)
[28.07.2016]
Сухов день в деревне Лупачево (7)
[08.07.2016]
Несъезжий праздник или, а чё гуляем? (20)
[02.06.2016]
"Радостию друг друга обымем" (11)
[25.05.2016]
Погосты забвения. Рождественский в Шахово (11)
[14.04.2016]
Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский Дворец строил крепостной крестьянин д.Слободищ Николо-Корзлинского прихода... (19)
[07.02.2016]
Пути человеческие (2)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
Яндекс.Деньги:
41001217280963
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
старообрядческие храмы корзла бабин погост баусова прошлое касть успенская церковь бабуринская игрушка пропавшие деревни банда бахарька гречухин борносово басовкий вопша сказ сказ о крошиле вдоль горячего асфальта школа вилькен беспоповцы сидорово молельня выгарь бухаловская летопись бухаловская церковь мамоновы грамота салтыковы бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов былое песни фото крошило образование богородский имена пономарь бухаловская волость полевшина колхоз богородица борьба старобрядцы австрийцы озерки поздеевы витушкин домонгольский крест елохино крест встречи каландырец паны старово слободищи городищи археология грибы никольское даниловцы николай I крестьяне Наличники пути человеческие ветераны война никольское в корзле филиппов ушаков благотворители меценаты традиции ягв середа артюхов николо-корзлинский некрополь выставка бреднево вода дороги лупачево новополево богородская церковь даниловский уезд говоры бухалово бабино апраксино адрианова обитель староверы погост меряне меря крошиха баскаково закобякино старообрядцы
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 

 Пешком за историей
                     Содержание страницы:  Заречье.  Пропавшая деревня  Борносово.   Вопша.Лесная отшельница

 

 

ЗАРЕЧЬЕ

   Места, которые мы посетили, находятся за рекой Касть, по левому берегу. В простонародье это Заречье. Видимо такое наименование получилось по отношению к Середе, не только как в нынешние годы – центра поселения, но и в более отдалённые времена. Тогда Середа была и центром одноименной волости, куда частично входила Зарецкая сторона и центром почтового сообщения т.к. в Середе была почтовая станция. 

   Местность эта довольно примечательная и за один, два раза ей не налюбуешься. Спросите – чем же она так примечательна? Ну, во-первых, холмистым ландшафтом. На больших и не очень возвышенностях приютились перелески лиственных и хвойных пород деревьев. Много деревень стоит на косогорах. Издали, кажется, что серые домики то ли скатываются с горок, то ли пытаются подняться дальше на высокое место. Поросли кустарников, которые сплошь и рядом заполонили Бухаловщину с Полевшиной, да и Казару с Середскими приделами, обошли Заречье стороной, произрастая только по берегам рек и оврагов. Леса здесь в большей степени чистые и проходимые. Касть витиевато петляет, иной раз её пересекаешь по три-четыре раза. Мой сын, когда мы в очередной раз переходили брод, спрашивал – как называется эта река, и в ответ,  в который раз слышал слово Касть, был немного озадачен.  Касть в этих местах питается основными своими притоками – Удисной, Киченкой, Вздоришкой.  Была ещё Бахарька.

     Ну и ещё, эти места были в своё время насыщены барскими усадьбами. Ни от одной  из них ничего не осталось. Смотря на План Генерального Межевания Даниловского уезда от 1792 года, замечаешь: «сельцо Козлово», «сельцо Остров», «сельцо Илькино», «сельцо Коровино» и т.д. Так в те времена обозначались населённые пункты с усадьбой. По количеству помещичьих дач-усадеб Заречье было своеобразным лидером в округе! Думаю, что это не случайно – всё тот же холмистый ландшафт, да высокие и крутые берега Касти были несравненно веселее и живописнее равнинного пейзажа и притягивали помещиков-дворян. Вот и мы решили, что называется, своими глазами убедиться в вышесказанном.

   В Заречье можно попасть многими способами. Ну, хотя бы взять и перейти Касть за Середой – и всё, ты уже в Заречье! Но мы выбрали хоть и длинный, но более удобный путь – автомобилем до деревни Козлово, ну а там погулять по косогорам. Итак, после моста лента Даниловской дороги взбирается на холм, проходит мимо деревни Дякино, бывшей когда-то сельцом. С высоты автодороги направо открывается хороший вид на большую ныне деревню Федурино, разросшуюся в советский период.

 

 
 
В конце 80-х деревня насчитывала более трёхсот жителей. А за полтораста лет до этого в ней было чуть   более двадцати дворов, с населением около 150 человек и числилась она тогда центром Федуринской волости, в которую входили такие известные села как Федоровское в Подвязье (Стратилат), Глазово (Ванютово) и Покров (Поливановка). Федуринское волостное правление, как и Бухаловское располагалось в Середе (1903). Деревня  относилась к приходу Покровской церкви в Бунькове. В 1885 году в Федурино, взамен деревянной часовни, была поставлена каменная.

  Проезжая мимо Федурино, один из нас вспомнил, что почти четверть века назад, окончив пединститут, он получил распределение в Федуринскую школу, но судьба распорядилась иначе - пришлось уйти в армию. А то, как знать, может и остался бы он в этих краях.

В наши дни из-за известных демографических проблем многие сельские школы сократили. Эта же участь постигла и Федуринскую школу. Теперь школьники ездят на специальном автобусе в Семлово.

  Слева от дороги недалеко от деревни Баловино находиться песчаный карьер, где в советский период здесь добывали песок. Далее у деревни Бедниково поворот налево в сторону Козлова. Дорога пустынна. В эту сторону нет автобусного сообщения. Местное население полагается на свой транспорт или ноги. Не доезжая до Козлова, по левой стороне дороги приютилась маленькая деревенька Абрамово, за которой в свою очередь в лесном массиве виднеется Ясина гора – самая высокая точка прилегающих к Середе мест (156 м). В народе есть легенда, что в монгольское нашествие тут якобы был лагерь хана Ясина. Коротко и без затей.

       Едем дальше. Вот и Козлово. Вернее Козлово новое и Козлово старое – центр СПК «Заречье». В этот раз, что бы поговорить со старожилами, мы заранее созвонились с председателем СПК Николаем Константиновичем Титовым. И он предложил для беседы свою 83-летнюю матушку Анну Дмитриевну. Так как она много лет прожила в Озерках и знает не мало интересного из истории этой утраченной барской усадьбы, мы воспользовались предложением председателя и поговорили с ней около часа.

 
От Козлова мы решили дойти до села Озёрки и ещё раз посетить Успенскую церковь. Николай Константинович, что бы облегчить нам путь (хотя это всего-то 2 км), быстро выделил нам бортовой уазик - «головастик», с малоразговорчивым водителем Николаем. В момент оседлав уазик, мы тронулись через обширное поле, спускавшееся в низину. По левой стороне тянулся овраг, поросший кустарником. Это всё, что осталось от речки Бахарьки, воспетой в романе «Вдоль горячего асфальта» советского поэта Н. Н. Ушакова – чьё детство прошло в усадьбе с. Успенское-Озёрки. Правда Бахарькой в романе поэт именует реку Касть, куда первая до некоторых пор и впадала. В настоящее время Бахарька перекрыта плотиной за Козловым и превращена в пруд. Так Касть лишилась притока с таким весёлым названием. Речки нет, но вот овраг от ручья некогда впадавшего в Бахарьку остался, туда и угодил наш «головастик». Он урчал, напрягался, а не с места. Николай посетовал, что передний мост давно уже не подключается. Мы покинули застрявший автомобиль, предложив толкнуть его. Николай отказался, вытащив мобильный телефон, сказал, чтоб мы не волновались и шли дальше сами, и вызвал на помощь трактор из Козлова.



Мы быстро спускались в лесную пойму Касти, услышали звук мотора трактора оперативно приехавшего вытаскивать «головастика». Средь хоровода берёзок сделали привал, а позже подошли к броду через Касть, где воды было по колено. Миновав брод, пришли к остаткам лавы.



Брод. вид на правый берег

 
Четыре могучих, спутавшихся троса – молчаливое напоминание о бурной колхозной жизни советской поры. Анна Дмитриевна рассказывала, что когда она была бригадиром, то на лошади верхом скакала через эту лаву к своей бригаде в Лупачево и Севастьяново. Тропинки и дороги были наезженными, травы все скошены. В районе Озерков у водяной мельницы сразу после войны построена маломощная гидроэлектростанция. Анна Дмитриевна 17 –летней девчонкой была на торжественном открытии станции, и помнит большое скопление радостного народа. Вот что об этом памятном событии писала Середская районная газета "Голос колхозника" от 29 июля 1945 года: «на реке Касть вступила в строй вторая ГЭС на 25 кВт около села Озёрки выше по течению реки от села Середа.

   Строительство развернулось на существующей плотине Озерковской мельницы и продолжалось 25 дней. В честь успешного окончания строительства и пуска ГЭС состоялся митинг, на котором присутствовало около 300 человек. Приехало районное и областное руководство. Радостные и воодушевленные, все прошли к станции. Ровно в 10 часов вечера был дан первый ток. Зажглась "лампочка Ильича"!

   Слово взяла председатель Озерковского сельсовета тов. Солодяшкина, затем председатель колхоза "Путь Ленина" тов. Лабошин. Выступали шефы от завода, выпускавшего оборудование для станции. Молодежь играла на гармони и плясала. Да и как было не радоваться за свой колхоз, за родное село - ведь теперь и для сельских жителей появлялась возможность жить по городским меркам со светом и теплом в домах и на производстве - в колхозных ремонтных мастерских и животноводческих комплексах». Вдумаемся, и это сразу после войны! 300 человек! Впечатляет!                                         

       Сегодняшняя картина вызывает уныние – трава по брови, ни тропок, ни дорожек, ни души.… Но нет, чу, вдалеке в заросшем барском парке послышался лай собаки. Одна душа всё-таки есть – это единственный житель Озёрков Владимир Иванович Каландырец. Замечу, это не дачник, а именно живущий здесь ОДИН постоянно. Верным помощником и сторожем ему служит пёс Дик.

Знакомтесь: Дик. Просто Дик.
Это он, почуяв нас, дал сигнал хозяину. Как человек, живущий один в глухомани,  Владимир всегда настораживается к лаю Дика. Разных людей в наши времена ходит не мало. То собиратели металлолома нагрянут, то чёрные археологи придут. Но мы позвонили Владимиру Ивановичу на его мобильный и предупредили о нашем приходе, так что бы он не волновался и не «прятался».

     Владимир Иванович среди местных имеет прозвище Белая Ворона. Побросала его судьба по многим местам. Родился в Саратове, жил на Украине, затем в Беларуссии в Витебске. В Озерки приехал в 1991 году. Тогда двадцать лет назад в селе жили ещё 10-15 человек. Но постепенно к нашим дням селение обезлюдело. Последней переехала в Козлово Анна Дмитриевна Титова. Так и остался Владимир один. А податься некуда. Где-то на Питере живёт сын, с которым одна телефонная связь, в Мурманской обл. дочь.

  Первым делом мы поинтересовались о трудности бытия  в покинутом людьми селе. Лицо Владимира тотчас становится каким-то серьёзно-отрешенным, вопрос, что называется задел за живое. Конечно, говорит он, самое трудное – перезимовать. Дров очень мало, электрообогревателем греться слишком накладно получается, а дом ветхий - тепло почти не держит. Снежная и холодная зима 2011 года ему надолго запомнилась…. Привыкшим к комфорту, всем нам довольно трудно объяснить это. Поверьте, это весьма сурово! А уж если говорить о весеннем паводке, то Владимир на месяц вообще отрезан от цивилизации. Из Озёрок не выбраться. Остатки лавы, которой ещё он пользуется, карабкаясь по канатам, заливают вешние бурные воды Касти. В последние половодья, вода поднималась  на три метра! Обращался он в администрацию о починке лавы, но вместо этого ему предлагают… лодку!

    -И чего это я буду с ней делать? Сплавляться вниз? На кой она мне, если поперёк ни за что не переплыть, а летом Касть по колено перейти можно – сетует Владимир.

Конечно, из-за одного человека лаву не будут восстанавливать.

     А ведь в былые времена уровень Касти в паводок был ниже. Вода стала подниматься из-за завалов леса, да братья наши меньшие бобры плотин настроили. Владимир нам показал две такие преграды, которые делают весенний сток воды весьма затруднительным. Мы сами убедились в уровне весеннего половодья – на верхнем тросе лавы (это почти метра 2,5-3 от воды) остатки сухой травы и сучьев, застрявших в паводок.

    Хорошо, что хоть электричество есть. С его помощью Владимир пашет электролебёдкой с плугом, который, по его выражению сам «скулибил» в сарае. Была и пасека, но заниматься пчёлами здоровья уже не хватает. Зимой раньше в магазин ездил на старом «Буране», но он окончательно сломался, и приходиться вставать на лыжи.
Как то по весне недалеко от избы на снегу Владимир заметил медвежьи следы, и сразу вспомнил, что как раз не задолго до этого, когда он ходил к реке за дровами, Дик заливался лаем. Вот теперь понятно почему. Но, по словам  Владимира всё это не так страшно.…

    -Очень одиноко и тоскливо, а это сильно гнетёт и хочется с кем-нибудь поговорить. Так ведь и одичать можно – грустно произносит Владимир. Как стало понятно – человек не просто живёт, а выживает.

О судьбе отшельника по неволе, в миру знают. Вот например один из сюжетов в СМИ, который появился после этого рассказа: http://yaroslavl.rfn.ru/rnews.html?id=529561803&cid=7

    Осенью 2005 года в Озерки приезжала группа  кинематографистов «Леннаучфильма» для съёмок эпизодов  документальной картины «Сибирский сказочник» о творчестве Петра Ершова, который был связан с хозяевами усадьбы. (подробно об этом дворянском роде здесь: http://sidorovskyi.narod.ru/dvoryanskie_usadbi/ ) Режиссёром был не кто иной, как потомок этого дворянского рода Константин Валентинович Артюхов. Так имя Владимира Каландырца попало в титры известного фильма, показанного в 2006 году на канале ВГТРК «Культура». Позже, Владимиру прислали кассету с готовым фильмом, и памятной надписью режиссёра. Фильм, снимали, когда ещё цела была часть барского дома. Но, весной 2006 года случилась беда, всё это наследие полностью сгорело…. Константин Артюхов, узнав о случившемся, очень сожалел.

Барин приехал!


Остатки барского дома. Правое крыло. Фото 1980-е


    На старом кладбище сохранились могилы в основном советского периода.  Небольшая груда кирпича указывает на место родового склепа Шишковых, Жилиных, фон Вилькенов и Ушаковых. А ведь это кладбище, вернее его захоронения описаны в таком солидном труде как "Русский провинциальный некрополь" 1914 г., соствленный Великим князем Николаем Михайловичем. По всей видимости это кладбище единственное из нашей округи, которое попало в этот фолиант. Справа от алтаря виднеется надгробие с трудночитаемой надписью: «Под сим камнем погребена Алевтина Никитична Смурова сконч. В 18[59](неразб.) .27. ноября  житея ея было 27  от искреннолюбящих мужа и детей». Smurova.JPG

  Со слов Анны Дмитриевны Титовой, перед тем как была закрыта церковь, в 1936 году приехали рабочие из города с ушатами и неделю смывали позолоту с внутренних росписей храма. Священников она не помнит, одно сказала, что это были «дряхлые старички». Хорошо помнит звонаря Костю Белку. Запомнился ей так же эпизод, как во время службы на вербное воскресенье у неё загорелся позади платок от свечи другого прихожанина. Перед войной церковь окончательно закрыли и использовали как склад. Кирпич от разобранной колокольни пошёл на строительство фермы в д.Исаево, а от ограды на льнозавод в Середу. 

     Вернулись мы к Козлову тем же путём, утолили жажду в местном, некогда большом магазине и поехали по направлению на Починок – тупиковая точка асфальтовой дороги.  Через два километра мост через Касть, а ещё немного и поворот направо – дорога в Шахонино. В Шахонино находится полуразрушенная Воскресенская церковь, «что в Блудове». Ещё это место называли погост Воскресенский в Жарах, там находилась старинная волость Жары, Ярославского уезда. Ещё несколько сот метров и направо местечко Остров, бывшая барская усадьба, от которой ничего не осталось кроме кустов. А слева заброшенный карьер, с обрыва которого открывается потрясающий по красоте вид. Жаль, фотография не может передать всё великолепие картины. С высоты, что называется, захватывает дух. Мы долго стояли на верхушке карьера, молчаливо обозревая Заречье.  Налюбовавшись видом сверху, решили спуститься в жерло карьера и обозреть его изнутри. Как же быстро сменилась картина, а вместе с ней и настроение. Внутри карьера нас настигло какое-то гнетущее чувство безысходности. Пейзаж, конечно, тоже завораживал, но с отрицательным знаком, нежели с высот карьера. Всё как-то напоминало фильмы о Гражданской войне, где в таких же похожих местах происходили расстрелы. Всем захотелось побыстрее выбраться из этого мрачного места, что мы и сделали.  Доехали до маленькой речки Киченки, развернулись и поехали по той же дороге назад до Козлова и, свернув в сторону деревни Стройково – посмотреть на Касть.  Ведь она такая разная, где она похожа на горную речушку, с крутыми и высокими берегами с россыпью камней, где на маленький журчащий ручей, а где на широкую, степенную, луговую реку...

Ещё больше фоток Заречья здесь: http://fotki.yandex.ru/users/sidorovskyi/album/190203/     и здесь: http://fotki.yandex.ru/users/sidorovskyi/album/164550/

 

 

ПРОПАВШАЯ ДЕРЕВНЯ БОРНОСОВО

  В мае 2011 года мы (Григорий и Алексей Красильниковы) решили посетить вновь Полево, или как в народе говорят – Полевшину. Хотя здесь мы бывали неоднократно, но в бывшую деревню Борносово мы в силу различных причин так и не попадали. Спросите, почему именно эта деревня заинтересовала нас? Ответ прост: предки по линии бабушки у Григория жили в этой деревеньке. И фамилия им Баусовы. Вполне понятно желание побывать на этом месте. Вот как выглядело это место в конце 1970-х годов: 
 

   Всегда ранее мы при переходе от Новополева до Самсонова видели слева небольшой хоровод вязов на чуть заметной возвышенности  среди полей. Вязы практически безошибочно указывают местоположение деревень. 10.VID_BORNOSOVSKIH_VYAZOV.jpg
Борносово от просёлочной дороги совсем рядом, что называется рукой подать. Но как же мы ошибались, решившись подойти к этому месту. Летом, это не составило бы труда, а весну мы выбрали по причине малорослости травы и отсутствию, сильно досаждающих насекомых. У весеннего периода один минус – высокие воды. Пройдя как обычно через Поташево к Новополево по восстановленному мосту, мы посетили могилы родных и близких на кладбище. 1.NOVOPOLEVO.jpg
2.NOVOPOLEVO.jpg  3.NOVOPOLEVO.jpg
Походили и поснимали (в который раз) Богородскую церковь и вышли по направлению к Борносову. 4.NA_FONE_BORNOSOVO.jpg
Это совсем рядом – верста, полторы. Шли полем, старая трава была прижата к земле сошедшим снежным покровом и немного мешала продвижению. Ещё она скрывала ямы, наполненные водой, которых здесь великое множество. Практически всё поле мы без проблем миновали, но буквально за 80-100 метров до заветной цели перед нами возникла канава, где нас не спасали резиновые сапоги. Причем, канавка эта была довольно хитра. У Борносова она была однорукавная, но глубокая, а в сторону Терехино она раздваивалась. Делать такой крюк через Самсоново, никак не входило в наши планы, тем более, что объект наших интересов был рядом. Видит око, да зуб неймёт. Слева обходить абсолютно безнадежно – эти канавы затекают в сильно заболоченные кусты и впадают в Поташевку. Делать было нечего, мы решили пробираться напрямик через весенние хляби. Я выстругал в кустарнике палку и начал обследование глубины канавы. Там, где мы первоначально хотели перескочить – воды было везде почти по... Но с помощью шеста мы потихоньку нащупывали кочки на дне и уже были буквально в 30 метрах от цели. Осталась не большая протока, и казалось, что там мелко. Шест снова показывал, что лезть в холодную воду не стоит. Пришлось двигаться вдоль середины канавы, чуть не зачерпывая сапоги. Вышли на поросший и хлюпающий островок. С него на заветный бережок всего прыжок! Но разогнаться места совсем мизер. Наш глубиномерный прибор – дубина, показывал, что надо прыгать. Короче всё обошлось. Палочка-выручалочка ох как помогла! Вот мы и в деревне Борносово или то, что от неё осталось. Надо сказать, практически ничего. Сразу удивило то, что до нас, судя по следам, буквально неделю назад кто-то прошёлся с модным нынче металлоискателем. Весь деревенский бугор был изрыт. 6.RASKOPY.jpg
Наша задача была иной. Опуская сакральность нашего путешествия, мы решили восстановить расположение дворов сего бывшего селения. Благо у нас была карта Менде это раз. Рассказ Афанасии Волковой (Грушниковой) – два. И метрические и исповедные росписи – три. Вполне достаточно, что бы представить общую картину. Ну и остатки каменных фундаментов тоже были нам в помощь.

   Деревня Борносово была всегда немноголюдна – в разное время количество дворов колебалось от 6 до 8. Название вероятно, обязано некоему Борносу, или по-христиански Борису. У крестьян ещё в XVII веке встречались два имени: одно христианское по крещению, другое либо славянское, либо мерянское. Сейчас доподлинно это не установить, кто такой этот Борнос.

Деревня стояла, как уже было сказано на небольшом возвышении, с трех сторон окруженная канавами. Одна из них называлась… Правильно – Борносовка! Как же ещё?! С северной стороны протекала речка Поташевка, при которой находились бани. Дома были расположены в один посад. Окна по фасаду у всех изб смотрели на Богородскую церковь (фото). 7._VID_NA_CERKOV_IZ_BORNOSOVO.jpg
Позади дворов находятся д. Язово и Тесы. Чуть правее по ходу солнца д.Терехино. Вот как стояли дома начиная от края со стороны д.Самсоново. Первый дом был Крутовых, второй дом большой двухэтажный Смирновых (впоследствии из этого дома сделали три маленьких дома). Смирновы в Борносове считались зажиточной семьёй. Им у Вопши принадлежала одна из пожень.Один из переделанных домов увезли Бугрецовы. Третий дом, в деревне на то время (нач. 30-х годов) был новый – Баусовых. Четвертый  был дом Афонии Крутовой (семья уехала в Буй). Четвертый дом – дом Храмовых (Александра Храмова) в четыре окна. Пятый – Ивана Храмова, шестой у реки Галины Храмовой, а напротив стоял дом очень старого, со слов бабушки Афони, деда с большой бородой по прозвищу Погода. Так мол, и звали его по округе Погода, да Погода. Прозвище ему дали за практически безошибочное предсказание погоды. Особенно дед Погода был полезен в сенокос. Люди в долгу не оставались и несли дары – молочные продукты и разную снедь. А еще он предсказал сильный разлив на Волге в 1920-х годах, когда разлившаяся вода доходила до села Бухалова и Полевшины. Вместе с дедом Погодой жила бабка Паша по прозвищу Колча. По рассказу бабушки Афони в 1930-е годы деду Погоде и бабке Колче было уже по 80 лет. Было бы любопытно узнать об этих стариках подробности. К сожалению, мы пока не знаем их полных имен. Ещё, говорят были в Борносове Савины.

  Побродив по «деревне» мы нашли остатки кирпича на месте дома Баусовых и осколки различной керамики и простенького фарфора. Кирпич оказался нам довольно знакомым, вернее сказать его клеймо – «ММ». 8.KIRPICH.jpg   5.KIRPICH_I_PALKA-VYRUCHALKA.jpg

Такое же клеймо имеется на кирпичах Сидоровской молельни. sidorovskii_kirpich.JPG
Некоторые данные говорят, что это инициалы Максима Морозова из близлежащей д. Старово. Морозовы к слову сказать, в Старове были и они занимались как раз изготовлением кирпича. Но одно знаем, практически весь кирпич (процентов 80) делали в д.Окунево. Недостающий кирпич делали в других местах, в т.ч. и в Старове. Одно понятно, и борносовский и сидоровский кирпичи одного времени изготовления - нач. 20-го века.

  Выйдя из виртуальной деревни, мы подошли к Поташевке и обнаружили через русло полуразрушенный мост, построенный в колхозные времена. 18._MOST_U_BORNOSOVO.jpg
Перешли по нему на правый берег речки, и тревожа гревшихся на солнышке ужей, DSC05086.JPG
быстро соскальзывающих в воду, мы прошли до поворота русла метров 100. 19._POTASHEVKA_PRAVYI_BEREG.jpg
Вода была прозрачна и тиха. Вокруг росла купальница, было ясно и вольготно на душе. 24.KUPALNICA.jpg 22.TIHIE_VODY.jpg
21.POTASHEVKA_PRAVYI_BEREG.jpg 26.NA_MESTE_BAN.jpg
   Погода стояла солнечная и тёплая. Вёдро одним словом! Сделав несколько снимков, мы возвратились в Борносово под сень вязов. 9.RODNOI_KIRPICH.jpg
Посидев в теньке некоторое время, мы решили вернуться в Новополево через Терехино и Самсоново, тем самым описав круг. Попрощавшись с Борносовым, мы двинулись по намеченному маршруту. Первое с чем мы столкнулись, это снова канавы наполненные водой, хитро извиваясь они напоминали лабиринт. Такое впечатление, что Борносово стоит на острове.  Но эти препятствия были не столь глубоки и преодолевались запросто. Хотя палка-выручалка осталась стоять воткнутой в Борносово.

    С южной окраины Терехино открывается на Полево весьма красивый вид. 28._VID_IZ_TEREHINO_NA_FOMINSKOE.jpg 29.VID_IZ_TEREHINO_NA_SAMSONOVO.jpg 30.VID_IZ_TEREHINO_NA_NOVOE.jpg  31.VID_IZ_TEREHINO_NA_LYKOSHINO.jpg
 Поснимав развалины (и то что от них осталось) хозпостроек былого колхоза «Борьба», 32.TEREHINO.jpg
33.TEREHINO.jpg 34.TEREHINO.jpg
мы вышли к Самсонову, повернули направо в сторону Богородской церкви. Немного передохнув там с пути, мы пошли на дорогу Ярославль-Любим, где нас встречала машина. Вот так исполнилась наша небольшая мечта – отдать дань памяти предкам – побывать в ныне несуществующей, пропавшей в 50-х годах деревеньке Борносово. Как знать, попадём ли мы сюда ещё когда-нибудь.35.BOGORODSKAYA__KOLOKOLNYA.jpg
36.PRIVAL.jpg
37.DOROGA.jpg 

 

 

 ВОПША. ЛЕСНАЯ ОТШЕЛЬНИЦА

     

    Вопша! Для всех, кто хоть раз побывал на этой лесной и тихой реке это слово заставляет оживиться. Течёт она, вернее вьётся, в глухом, заболоченном  лесу, подальше от обиталища людей. В общем Вопша как отшельница,  такой вот каламбур!

  Наша давняя мечта побывать на Вопше зрела два года. Но как часто бывает, постоянно что-нибудь да мешало. А рассказами уже мы были заинтригованы по самое, как говориться «не хочу». Вот и в этом году проходила осень, а мечта не становилась ближе. Дело ещё и в том, что на Вопшу лучше идти осенью. И в лесу посуше и гнус не допекает. Хотя расстояние не столь велико, это примерно 4 километра и в зависимости, по какой дороге идти. А дорог в лесном массиве в сторону Вопши порядка шести-семи. Все они уже сильно заросли, но ещё приметны среди чащи.  Сразу разочарую рыбаков – ездили мы не за рыбой, а чисто в познавательных целях. Потому как, имея здешние корни, интересуясь историей этих мест и не побывать на Вопше, это был бы существенный промах. Можно вполне и самим добраться, но без живого рассказа гида, согласимся, картина явно потускнеет. В роли гида выступил неутомимый Василий Александрович Уханов – уроженец д. Фоминское и знаток этих мест, относящийся к ним с пиететом и любовью. В.А.Уханов за любимым занятием Не смотря на свой восьмой десяток лет, дядя Вася даст фору и более молодым – только поспевай. Хоть и живёт он давно в городе, но связь с родиной не теряет, наведываясь в родные края, не забывая при этом фотокамеру. Как часто бывает, что когда долго планируешь поездку, то всегда что-то не срастается.… Но тут звонок дяди Васи  с предложением поехать в субботу на Вопшу.  Его племянник Алексей, до этого тоже не бывавший на этой реке, собрался на УАЗе до Фоминского. Все решилось в три дня. Погода выдалась расчудесная, собравшись ещё затемно, мы в 7 часов утра выехали из Ярославля. В машине нас было четверо – двое Красильниковых (Алексей и Григорий) и двое Ухановых . У села Бабурина свернули на наши грязи, и с тремя буксовками приехали в Фоминское. В двух случаях вытолкали «буханку», а в самом Фоминском сели плотно. На помощь пришёл, вернее приехал Паша Уханов (другой племянник дяди Васи) – выдернул машину своим УАЗом. Оставив технику в деревне, мы вышли к цели нашего похода. Перед выходом, дядя Вася с Пашей определились с дорогой, так как знают, как говорится, здесь каждый куст.

   Итак, мы двое Красильниковых и трое Ухановых шли по лесной дороге называемой  Березовой. К слову сказать, в прошлое засушливое лето на УАЗах говорят, доезжали прямо до Вопши. Но здесь территория заказника и въезд запрещен.

    Продолжение »

Наверх

Copyright SIDOROVSKYI © 2017