Суббота, 27.04.2024, 15:32



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (65)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Главная » Доска объявлений (188)

--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]
Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]
Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]
На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]
Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]
Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]
Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]

ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ | Просмотров: 138 | Дата: 11.09.2021 | Комментарии (0)

Поплик, Вьюгин и Херовский. Друзья моего дикого отца.

 Советское колхозники в лаптях. 1961 год. Гагарин уже слетал в космос. После расстрела демонстрации в Тбилиси прошло уже 5 лет. После расстрела рабочего восстания в Темиртау прошло два года. До расстрела демонстрации голодных робочих в Новочеркасске еще год.
Когда умер дядя моего отца, ему было 96 лет. Родился он еще до революции, в эпоху трехлинейных винтовок, лошадиной пахоты и солдатских обмоток. А умер в эпоху постиндустриализма, генной инженерии и нанотехнологий... У меня в роду вообще много долгожителей. Прапрадед моего отца умер, когда ему далеко перевалило за 100 лет. Звали его Федор Парфеньевич. Родился Парфеньевич в 1807 году, а умер после Первой мировой. То есть этот Парфеньевич, как и Лев Толстой, родился в эпоху кремневых ружей, киверов и ботфортов, а умер в эпоху электричества, подводных лодок и теории относительности.
Все принципиально изменилось в мире всего за две долгие человеческие жизни! Прогресс шагнул дальше, чем позволяли ему рамки архаичной, патриархальной, деревенской психологии. Я с предельной ясностью увидел это как раз на поминках, когда собравшиеся родственники вспоминали свои деревенские жизни... Демографический переход случился не пятью поколениями раньше и не тремя позже. Демографический переход в России вынесло на своем хребте аккурат это поколение, перенесшее свой патриархальный менталитет в эру компьютеров…
Мы читаем в учебниках, что когда-то в крестьянских семьях вымирало до половины детей. Но ведь это было не «когда-то». Это было вчера. Это было с поколением моих родителей. Это было в крестьянских семьях до середины ХХ века…
Родственники мои сидели за столом, качали седыми головами, пили за помин души и перечисляли, сколько было рождено их родителями братьев и сестер, и сколько дожило во взрослого возраста. Выходило, что выжила аккурат половина.
Тетя Люся вспоминала, как мылись в русской деревне первой половины ХХ века, когда уже было известно про электрон и протон, когда строилась атомная бомба, и Королев изобретал свои ракеты. Мылись в печке. Бань не было. То есть бани были, но почему-то только три штуки на всю деревню. А основная масса крестьян мылась в печке.
- Мы с бабушкой залезли в нагретую печь, сели на солому, она начала из шайки плескать на горячие стенки, мне стало плохо. И когда меня выволакивали, я спиной задела за низкий свод, и у меня на спине осталась черная полоса сажи. Она так въелась в кожу, что тетя Маня потом полчаса меня драила, стараясь отмыть черный след…
- А меня больше всего удивляет такая дикость, - вдруг вспомнила тетя Лида, - ну почему в русской деревне не было туалетов? Что за дикость! Или, может быть, это только в Тверской области не было?
- Нет! И у нас в Тамбовской не было туалетов, - говорит моя мама.
- А где ж вы срали, дикие русские туземцы? – интересуюсь я.
- Да кто где… На скотном дворе.
Даже удивительно, что избы у этих дикарей были не курные, а топились по-белому!.. Крестьянский быт и, соответственно, менталитет принципиально не отличался от менталитета крестьян 16-го, 13-го, 5-го веков… Менталитет – производное от технологий. А технологии аграрного выживания принципиально не изменились с эпохи позднего неолита. Дикая жизнь – дикий менталитет. Поэтому в любой аграрной стране, по сути, жило два народа, два «подвида» симбиотически существовавших людей – черные крестьяне, немногим превосходившие по уму первобытного дикаря, и немногочисленная, образованная городская аристократическая верхушка. Город и Деревня. Цивилизация и Дикость. Они даже говорили на разных языках.
Наполеон, который вынашивал идею отменить крепостное право в России, посмотрев на этакую дремучую дичь, спешно отказался от этой идеи, поняв, что отмена крепостничества освободит такую темную силу, с которой не справится даже он.
- Когда к нам приехали городские из Москвы, бабушка накрыла на стол, все поставила. А они не едят, - вспоминала мама. – Бабушка забеспокоилась: «А чаво ж они не ядять-то?» Те отвечают: «Извините, а чем есть?» - «Как чем? Руками…» Даже вилок у крестьян не было до середины ХХ века. Были только ложки деревянные – шти хлебать.
Я, сидя за столом в постиндустриальной Москве, слушал рассказы этих мастодонтов, хвост которых торчал в наполеоновских временах и курных избах. А может быть даже и в бронзовом веке… Они пришли в наш мир оттуда, из времен тьмы. Причем, случилось это вдруг, резко. Я уже писал в одной из своих книг, что мой отец впервые в жизни увидел «живой» паровоз в 16 лет. Мой дед после войны пешком гнал корову из Тамбовской области в Москву, когда переселялся туда.
- На такое только крестьянин способен, - смеясь и плача рассказывала мать… То есть она уже понимала разницу между современным горожанином, для которого сей поступок - нечто непредставимое, дикое, и тем человеком, который смог осуществить подобный проект – в эпоху грузовиков пешком прогнать корову от Тамбова до Подмосковья.

Только крестьянин с просто устроенным мозгом способен на тупой, однообразный ежедневный труд. Избыточное образование для крестьянина вредно. Оно мешает производству…
Кстати, о прогоне скота… Умерший, которого мы сегодня поминали, в послевоенные время купил на Птичьем рынке козу и прогнал от Таганки через Красную площадь (!) в Лужники, к баракам, где обитали метростроевцы. Урбанизированные жители России, приехавшие поднимать индустрию и укладывать тюбинги в метро, все еще по привычке держали скотину - точно так же, как жители Средневековых городов, утоляя свою тягу к ковырянию в земле (в отсутствии самой земли) – привешивали к окнам ящики с землей и сеяли там рассаду. Именно от этого удовлетворения инстинктивной потребности земледельца в ковырянии и пошла мода на оконные цветы, а дома городов Европы теперь украшены милыми красными цветочками под окнами…
- У нас в деревне даже фамилий толком не было, - говорит отец. - То есть они, вроде, были, но все звали друг друга по кличкам – Поплик, Вьюгин, Херовский… А потом эти клички так в паспортвх и записали как фамилии. Вьюгина, между прочим, так прозвали за лихой характер. Он взрывался легко. Однажды телегу с попом перевернул…
- Раньше люди были добрее, - вдруг не к месту говорит моя мама.
Я не соглашаюсь. Не добрее, а эмоционально распущеннее. То есть слабы на эмоцию. Они были добры, как добры дикари – их эмоции не поддаются самоконтролю, словно у пьяных. Вот крестьянин пускает слюни умиления и готов последнюю рубаху отдать, а через пять минут хватается за топор или бежит с дрыном бить мужиков с соседней улицы, реализуя первобытную племенную агрессивность. Тесный город, конечно, попридавил эмоции, окультурил людей…
- Мой отец только к старости научился более-менее вести себя по-городскому, то есть контролировать себя, - подтверждает мою мысль тетя Лиза. – Вспыльчив был. Чуть что – за топор.
И вдруг перескакивает на другую тему:
- Помню, сколько я мучилась, когда лет семь назад нас стали учить компьютеру, тогда еще 286-е были. (Указанные поминки случились где-то в начале нулевых. - А.Н.)
Нет, вы можете себе это представить?!. Компьютер! Людям, которые мылись в печке и не имели представления о столовых приборах и туалете, которые, будучи детьми, бегали грязными и босоногими по улице, размазывая сопли… им пришлось в конце жизни осваивать компьютер! Всего одно поколение… От первобытности – до компьютера.

Канал Никонова А.П.

РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ | Просмотров: 257 | Дата: 10.09.2021 | Комментарии (0)

«А что, в городе за 15 тысяч горбатиться?»:

Как живет село, где осталось всего 4 жителя

Анатолий Лузгин посвятил Михайловке больше 30 лет жизни

Анатолий Лузгин посвятил Михайловке больше 30 лет жизни Фото: Анастасия ЕРШОВА

...Экспедицию в Михайловку, где на все село осталось четыре человека, мы снаряжали неделю. «Последние из могикан, попробуй до них добраться! - пытались отговорить в районе. – Богом забытый край». Меж тем до «богом забытого края» от федеральной трассы всего 46 километров. Но – «без-до-ро-жье!». Народ застревал наглухо. Только танк пройдет. «Есть у вас танк?» На редакционной Mark II добраться нереально. Не телепортироваться же… Танка не было, одно желание.

Что зацепило? На канале «Интересные цифры» сервиса «Яндекс.Дзен» опубликовали рейтинг регионов по количеству заброшенных деревень. Вот первая пятерка: Тверская (здесь 2234 поселения без людей), Вологодская, Псковская, Ярославская, Костромская области. Замыкают список две столицы и Чукотка – там по нулям. Красноярский край на 28-й позиции. Тут пустуют 92 деревни и села. Так почему же люди уезжают и надо ли спасать пустующие села всеми силами? Чтобы понять это, мы и отправились в Михайловку. Выбрали ее не случайно. Когда умирают деревни на отшибе, в сотнях тысяч километров от районных центров, это хоть как-то объяснимо. Но Михайловка – Емельяновский район Красноярского края, элитный. Рядом добротные коттеджи, международный аэропорт. От нее до Красноярска всего 100 километров. Но осталось от большого когда-то села всего четыре жителя. И впрямь последние из могикан. Живут – ни водопровода, ни магазина, ни дороги… В 21-м-то веке.

Читать далее... 

РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ | Просмотров: 368 | Дата: 26.10.2018 | Комментарии (0)

Добавлены новые статьи в раздел МЕРЯНЕ - НАШИ ПРЕДКИ

ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ | Просмотров: 301 | Дата: 17.10.2018

17 августа 2018 года исполнилось 70 лет ведущему научному сотруднику отдела средневековой археологии ИА РАН, доктору исторических наук Андрею Евгеньевичу Леонтьеву

Основная часть научной жизни Андрея Евгеньевича связана с Институтом археологии, где он стал работать сразу после окончания аспирантуры Исторического факультета МГУ (1974 г.). В стенах Института он защитил кандидатскую («Сарское городище в истории Ростовской земли (VIII–XI вв.)» в 1974 г.) и докторскую («Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси» в 1991 г.) диссертации. Главные научные интересы юбиляра всегда сосредотачивались на археологии Ростовской земли – начиная от ее мерянского прошлого и ранних этапах становления города Ростова и заканчивая поздним средневековьем. Фактически именно А.Е. Леонтьев совершил «археологическое открытие» Ростова, одного из немногих городов Северо-Восточной Руси, сохраняющего средневековый культурный слой на больших площадях. Материалы его самоотверженных раскопок, проводившихся в самые трудные годы современной России, стали основой объемного представления о Ростове, столь важного для общей панорамы древнерусских городов. На протяжении 10 лет (1999–2009 гг.) Андрей Евгеньевич совмещал научную работу в Институте археологии с руководящей работой на посту директора Музея-заповедника "Ростовский Кремль" и за это время сумел наладить бесперебойное археологическое изучение как этого выдающегося памятника русской старины, так и округи Ростова. Много сделано было им для развития и модернизации музея, для расширения в музее научной работы и формирования археологических коллекций и экспозиций.

А.Е. Леонтьев - крупнейший исследователь древностей Волго-Окского междуречья железного века и средневековья, создатель современной концепции славяно-финского взаимодействия в центре Волго-Клязьминского края. Особенное внимание юбиляр уделял изучению Сарского городища – ключевого памятника мерянской культуры.

Научное наследие юбиляра включает три монографии и более 100 научных статей. Ученое сообщество высоко ценит заслуги Андрея Евгеньевича, свидетельством чему служит присуждение ему в 2000 г. премии Президиума РАН им. И.Е. Забелина.

А.Е. Леонтьев проявил себя как умелый организатор полевых работ – начиная с 1977 г. он руководил различными экспедициями Института археологии РАН (Волго-Окской, Смоленской и др.), достигая прекрасных научных результатов.

Научную и административную работу Андрей Евгеньевич успешно сочетает с преподавательской деятельностью и руководством аспирантами, воспитывает кадры молодых археологов.

Критический ум, тактичная ирония, огромные профессиональные знания, доброжелательность и уважение к коллегам, т.е. все то, что называют истинной интеллигентностью, – эти черты определяют обаяние Андрея Евгеньевича в повседневном общении.

http://www.archaeolog.ru

МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ | Просмотров: 582 | Дата: 09.10.2018 | Комментарии (0)

Мерянский язык не вымер?

Есть легенды, что "владимирские черемисы" были направлены по велению Московского царя для охраны восточных границ на Урал. Также вспоминается средневековый "Казанский летописец" где написано, что «ростовская чернь (наиболее непримиримая ее часть) — черемиса ушла в пределы Булгарского царства». Вероятно, "владимирские и ростовские черемисы" это и есть "летописная меря".

Теперь подумаем, куда могли отправить прибывающих черемис булгарские или татарские ханы? Где были свободные земли? Конечно, их поселили на окраинах ханства: и земли выделены, и пограничную службу будут нести.

В 16 веке после "Черемисских войн" луговые черемисы в большом количестве бежали на Урал. И ранее прибывшие ростовские меряне постепенно растворились в родственном народе. Поэтому языки восточных и луговых марийцев одинаковы.

Но одна группа мерян осталась в стороне. Луговые бежали на восток, а эта группа была севернее. И теперь эту группу считают наиболее архаичной среди уральских мари. Говорят они на особом диалекте. Это — сылвенские и суксунские марийцы Пермского края. Осталось их всего несколько деревень.

Принято считать, что основная часть летописной мери в центральной России обрусела, и мерянский язык исчез. А, может, не исчез еще? И язык сылвенских и суксунских марийцев и есть живая веточка мерянского языка?

Необходимо отправиться этнографам, лингвистам, ученым — мерянистам в этот уголок проживания древнего народа. Необходимо сохранить язык сылвенских и суксунских марийцев. Может, Московский царь, отправивший "владимирских черемис" далеко на окраину своего государства, был прозорлив? Этим он сохранил кусочек удивительного древнего мира для потомков меря — современных русских Костромской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областей? И теперь каждый из них, считающий себя потомком меря, может взглянуть на этот живой мир его предков. Пока еще может.

Автор: Вен Гакс
Фото: © 2018 Fyodor Telkov Фотографии уральских мари
Источник: MariUver

МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ | Просмотров: 585 | Дата: 09.10.2018 | Комментарии (0)

Этническая история Волго-Камья, VII-VIII вв.
Карта очень интересная, но вызывающая вопросы. Например, первое замечание по ней, меря и рязано-окцы существовали параллельно. Считается, что рязано-окская культура исчезает в VII веке, а первые,собственно мерянские памятники, возникают в районе ивановско-ярославского Поволжья в том же VII веке.

Те.е татары и чуваши это в большей части ассимилированные местные ф/у племена и народы.

Источник: Атлас "Великий Болгар"  Открыть карту

Этническая история болгар в VI-XIII вв. // Атлас Великий Болгар. М.-Казань, 2013. C. 310-311

МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ | Просмотров: 629 | Дата: 06.10.2018 | Комментарии (0)

 
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ | Просмотров: 356 | Дата: 29.09.2018 | Комментарии (0)

 
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ | Просмотров: 364 | Дата: 29.09.2018 | Комментарии (0)

Помните советский фильм-сказку "Морозко"? Там у старика со старухой были свои дочери. У старика была добрая, красивая и кроткая Настенька, а у старухи грубая и глупая "королевна" Марфушка. Что бы представить Марфушку в более выгодном свете старуха мать делает из неё хохломскую роспись, а красоту нелюбимой падчерицы Настеньки прячет за грязным тряпьём, предварительно основательно зачумазив её светлый и ясный лик. Но разве можно надолго спрятать красоту?

К чему это я? Довольно часто проезжая мимо Яковлевского храма, что в конце проспекта Авиаторов, я негодовал от уродства раздутого до огромных размеров жилого сарая, обшитого сайдингом, напрочь закрывшего красоту храма с главной улицы Заволжья. Постройка настолько нелепа, груба и ужасна, что абсолютно испоганила прекрасный вид изящного храма. У кого-то явно наплевательское отношение к городу и уродливый вкус. Мало того, что несколько лет назад рядом на клумбе поставили задом наперёд поклонный крест, хотя можно бы взглянуть на кресты церкви. Ну, а теперь вот этот сайдинговый ужас красуется в храмовой ограде...

И вот известный в России блогер-урбанист И.Варламов рассказал в своём блоге про этот культурный беспредел, хлёстко озаглавив свой пост:

 Самый уродливый храм России , где эту постройку обозвал придорожным кафе для дальнобойщиков. Именно такой тип сараюг эта культурная безвкусица и напоминает!

Кстати, на главной дорожной артерии Ярославля - Московском проспекте у Крестовоздвиженского храма "живописует" похожая картина. Вид испохаблен, ну просто до отторжения.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ | Просмотров: 460 | Дата: 29.09.2018 | Комментарии (0)

yar.kp.ru

Имя на бересте: профессор Зализняк ушел в вечность

Евгения КОРОБКОВА | Сайт «Комсомольской правды»

Зализняк мертве. Так написали бы стилом на бересте. Руководствуясь главным правилом новгородской грамоты. Самое главное вперед. Остальное позже

Блестящий ученый, он давал разделить радость открытия всем желающим
Блестящий ученый, он давал разделить радость открытия всем желающим Фото: ТАСС

Профессор, лауреат Госпремии, выдающийся лингвист, бросивший вызов невежеству и доказавший, что настоящая наука может быть интереснее любого детектива.

- Я всегда называла его "Светлый гений России", - говорит профессор Мариэтта Чудакова. - В годы нашего студенчества он так возвышался над всеми, что власть дрогнула и отправила его... В Сорбонну. Неслыханное тогда дело...

Лучшее хранилище памяти - Новгородское болото. Канувшее туда обретает бессмертие. Особая бескислородная среда хранит первозданными предметы, одежду, кусочки бересты. Свернутые в трубочку с продавленными буквознаками, они пролежали тысячу лет. И будучи извлеченными на свет, вернули к жизни своих авторов. Благодаря профессору Зализняку, конечно.

В древнем Новгороде у него было много знакомцев. И мальчик-растеряха Онфим, и шустрая Янока, с мужем Селятой, женившие сына. И новгородец Аким, оставивший 37 записок на бересте. (Его записки Зализняк узнавал по почерку). И погубленный у Сычевичей смерд с необычным именем Жизнобуд... И Гостята, которую бросил и выгнал из дома муж... Больше тысячи грамот из Новгорода, Старой Русы, Москвы удалось расшифровать профессору.

Блестящий ученый, он давал разделить радость открытия всем желающим. Тридцать один год подряд Зализняк проводил открытые лекции по итогам раскопок каждого сезона. Свои выступления строил как целый лингводетектив, позволяя присутствующим проникнуться азартом ученого в момент озарения. Раз! И слушателей осеняет, что необычное имя Гостята принадлежит женщине, а не мужчине. (А ведь двадцать лет как лингвисты полагали иначе). Два! и вдруг удается соединить два кусочка разрезанной грамоты, догадавшись, что остатки слова "Жиз" означают вовсе не "жизнь" (это слово звучало бы как "живот"), а имя "Жизнобуд".

Все, что он говорил - казалось крайне просто. Первое - никого нельзя недооценивать. Второе. Если вы встретили несколько неправильностей в одном месте - будьте уверены, что вы ошиблись... До него исследователи берестяных грамот были уверены: древние авторы безграмотны. И только Зализняк разглядел за хаосом строгую систему орфографии, которую теперь называют бытовой. Подобно тому, как современные авторы путают написание е и ё, новгородский диалект допускал подобное смешение еще нескольких букв.

Помню, как на лекции в Политехе аудитория ломала головы над загадкой бессмысленной берестяной фразы "А замок кельи и двери кельи".

- Где сказуемое? В предложении должно быть сказуемое, - осторожно наводил Андрей Анатольевич.

И вот - что-то щелкает. Вместо "келий" следует читать "целый". Какое счастье испытываешь в этот момент. И над шумящим от восторга залом - радостный голос Зализняка:

- А теперь мы сделали важнейшее открытие! Новгород был тем уголком мира, где не произошла вторая палатализация!

Вряд ли все первооткрывателями точно помнили, что такое палатализация и какие выводы следует делать из этого важного открытия. Но эту радость от обладания чудом уже не забудешь.

Он верил, что открытия могут совершаться разными людьми. Необязательно учеными. В 1963 году даже опубликовал статью "О самодостаточных лингвистических задачах", где приводил примеры задач из разных языков, для решения которых не требовалось специальных знаний.

Но при всей своей толерантности к людям не слишком образованным, Зализняк не терпел дилетантизма. Чуть ли не единственный из всего ученого сообщества бросился на борьбу с лженаукой. Проводил лекции, объяснял, почему "крокодил" вовсе не означает "к ра ходил" и почему новая хронология от Фоменко и других ученых несостоятельна. Братья по цеху предпочитали не заморачиваться. Мол, наносное, как пришло, так и пройдет. Зачем тебе, видному ученому, тратить время, чтобы бороться с какой-то ерундой.

Но он делал это. Наверное, в этом тоже было проявление веры в человека. "А кто будет заполнять вакуум в головах?" - возражал на многочисленные "зачем".

В октябре этого года ученый провел свою 31 открытую лекцию, посвященную итогам раскопок.

Такой же стремительный, остро мыслящий, живой... Аудитория встретила его аплодисментами. А Зализняк признался, что этот сезон был удивительным.

То ли в шутку, то ли всерьез, но соратники Зализняка говорили: люди, оставившие след бересте, ищут способ прорваться к профессору. Тянут руку из Новгородской топи, словно бы прося: меня, меня. Не раз сообщения древних новгородцев удивительно подходили под текущую повестку: то они поздравляли профессора с праздниками, то жаловались. В прошлом году грамота из Зарядья рассказала ученому о страданиях несчастного москвича, трижды обобранного Юрием с матерью.

Иногда из прошлого поступали шутки: Так 26 июля, в день находки первой грамоты и традиционный праздник по этому поводу, экспедиция, рассаживаясь за праздничные столы, обнаружила берестяное послание из Старой Русы "Я послал тебе шесть бочек вина".

По всем статьям выходило, что эта лекция 2017 года не состоится. Раскопки не приносили ничего. И вдруг. В последние дни августа новгородцы словно опомнились. Тринадцать грамот в Новгороде, две в Старой Русе... Причем, целых - небывалый случай для находок, поступающих, по большей части, в виде обрывков.

- Удивительный сезон! - радовался Зализняк.

Еще больше удивился профессор, когда приступил к чтению грамот. Одна из них представляла собой список. Имена. Просто перечисление имен, взглянув на которые, Зализняк улыбнулся. Конечно, он знал их. Все эти люди, как старые друзья, встречались ему и раньше как авторы, как упоминаемые в тысяче расшифрованных грамот.

Новгородское болото, как крепкая память, сохранило их имена.

Вслед за ними в вечность ушёл Андрей Зализняк.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ | Просмотров: 434 | Дата: 26.12.2017 | Комментарии (0)

Из "Дневника поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю Московскому Петру Первому..." 1700г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ | Просмотров: 529 | Дата: 26.10.2017 | Комментарии (0)

"Заболѣевъ пріобрѣлъ граммофонъ и желѣзную на пружинахъ кровать для своей попадьи".

ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ | Просмотров: 473 | Дата: 06.10.2017 | Комментарии (0)

Еду я в электричке. Входит бомж. Синяк синяком. Морда опухшая. На вид лет 70.

Оглядевшись, начинает:
Граждане господа, три дня не ел. Честно. Воровать боюсь, потому что сил нет убежать. А есть очень хочется. Подайте, кто сколько сможет. На лицо не смотрите, пью я. И то, что дадите, наверное, тоже пропью! — и пошел по вагону.
Народ у нас добрый — быстро накидали бомжу рублей пятьсот.
В конце вагона бомж остановился, повернулся к пассажирам лицом, поклонился в ноги.
Спасибо, граждане-господа. Дай Вам всем Бог!
И тут вдруг сидящий у последнего окна злобного вида мужик, чем-то похожий на селекционера Лысенко, только в очках, вдруг как заорет на бомжа.
— Мразь, гнида, побираешься, сука. Денег просишь. А мне, может, семью нечем кормить. А меня, может, уволили третьего дня. Но я, вот, не прошу, как ты, мразь.
Бомж вдруг достает из всех своих карманов всё, что у него есть, тысячи две, наверное, разными бумажками с мелочью, и протягивает мужику.
— На, возьми. Тебе надо.
— Что? — фонареет мужик.
— Возьми! Тебе нужнее! А мне еще дадут. Люди же добрые! — сует деньги мужику в руки, отворачивается, распахивает двери и уходит в тамбур.
— Эй, стой! — вскакивает мужик и с деньгами в руках выбегает за бомжом в тамбур.
Весь вагон, не сговариваясь, замолчал. Минут пять мы все внимательно слушали диалог в тамбуре. Мужик кричал, что люди — дерьмо. Бомж уверял, что люди добры и прекрасны. Мужик пытался вернуть деньги бомжу, но тот обратно денег не брал. Кончилось всё тем, что бомж пошел дальше, а мужик остался один. Возвращаться он не спешил. Закурил сигарету.
Поезд остановился на очередной станции. Вышли и вошли пассажиры.
Мужик, докурив сигарету, тоже вошел обратно в вагон и присел на свое место у окна.
На него никто особо не обращал внимания. Вагон уже жил своей обычной жизнью.
Поезд иногда останавливался. Кто-то выходил, кто-то входил.
Проехали остановок пять. Вот уже и моя станция. Я встал и пошел на выход.
Проходя мимо мужика, я бросил на него беглый взгляд. Мужик сидел, отвернувшись к окну, и плакал…
P. S . А ведь люди встречаются не случайно. Душа у второго мужика проснулась,
теперь ему жить будет легче, ведь люди добры и прекрасны.

ЖЖ САДАЛЬСКОГО

РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ | Просмотров: 429 | Дата: 29.08.2017 | Комментарии (0)

 Павел Травкин, историк, археолог, кандидат наук, автор четырёх книг и более 70 научных статей и учебных пособий, размышляет о том, что когда-то в центральной полосе России обитал..., да-да, северный олень. Причем он пропал совсем недавно...

 

<...> мы чуть-чуть опоздали с таким чудом: всего на какие-то полторы сотни лет. Ведь ещё в XIX веке, как свидетельствуют исторические источники, в наших верхневолжских лесах встречались северные олени. И никто не вправе утверждать, что Плёс и северный олень – «две вещи несовместные»!

Включите телевизор, и на канале «Евроньюс» вам заботливо объявят в тысячный раз, что климат меняется, что идёт потепление, что скоро наступит катастрофа… А в результате в наших краях, например, в ноябре ещё будет тёплая осень, а в марте уже тёплая весна. Ну просто ужас какой-то!

Так вот, климат на земле менялся всегда! Теплело. Холодало. Только всё это происходит так медленно, что никто из вас, уважаемые читатели, за свой короткий век, увы, не доживёт до болгарской весны. Даже до французской. Хотите узнать, как всё было и будет в природе, обратитесь к людям редких профессий – палеонтологам, палеозоологам, палеоботаникам и археологам. Относясь к последним из списка, ваш покорный слуга имел счастливую возможность забираться в глубины давно ушедших эпох.

Если повезёт археологу – откопает стоянку охотников на мамонта тех времён, когда на месте будущего Плёса не было ни Соборной горы, ни даже Волги, а только простиралось царство вечной мерзлоты с бродившими по тундре мамонтами. Но не повезло пока в Ивановской области никому с таким открытием. Ледник, отступая, завалил древние стоянки многометровыми грунтовыми пластами. Так что, если захотите убедиться, как полезно в жизни бывает добыть на охоте мамонта, поезжайте во Владимир. В местном музее вы увидите и остатки украшений, и, например, орудия охоты на мамонтов – копья, сделанные из бивней волосатого гиганта. Правда, как наши очень далёкие предки умудрялись изготавливать вполне себе прямые копья из совсем не прямых бивней мамонта, остаётся только догадываться. У нас с вами вряд ли получится. Хай-тек тридцатитысячелетней давности: высокие технологии эпохи последнего оледенения.

Но есть в Ивановской же области места стоянок первобытных рыболовов и охотников возрастом в добрый десяток тысяч лет, что, согласитесь, тоже немало. За многие годы исканий в родном крае мне довелось найти таких древнейших поселений не менее десятка. В том числе – на Соборной горе в городе Плёсе. А на кого охотились пра-плесяне, когда ледник растаял? Что необычного можно было наблюдать в те времена «в мире животных», когда, собственно, и пришли на смену всякого рода шерстистым носорогам более привычные нам звери и птицы? Полноводные реки и обширные озёра хорошо прогревались летним солнцем и изобиловали планктоном и рыбой. Тепло: климат современной Украины. Берега недавно появившейся (только с таянием ледника!) Волги представляли собой настоящие птичьи базары. Так что хорошим орудием охоты на птицу в подобной ситуации служил самый обыкновенный… бумеранг.

Сегодня, за ненадобностью, у плёсских охотников бумеранг вышел из употребления, а в эпоху мезолита применялся вообще по всей Европе. Незатейливый, даже не всегда изогнутый. Главное, чтобы концы были заострены. Подкрался, спугнул стаю – и кидай бумеранги в гущу птиц. Мимо не пролетит. Верная охотничья собака (та же лайка, что и сегодня) соберёт добычу, принесёт хозяину подбитых бумерангами, ну, скажем… гагар. Или лебедей. Непривычная современному плёсскому охотнику добыча? Ну так ведь и бумеранг тоже непривычен. Мало ли что водилось у нас в разные эпохи…

А с какой снастью, например, пошёл бы охотиться житель нашего края на степную дичь? Нет, до первого апреля ещё далеко, и я не шучу. Перелистнём страничку среднего каменного века, потом позднего, с его похолоданием климата, и обратимся к бронзовому веку... Как-то однажды, лет тридцать назад, довелось мне подержать в руках свежевыкопанное боевое оружие: клевец, с просверленным отверстием для деревянной рукояти. Найден он был, если не ошибаюсь, где-то в районе Анькова. А необычно то, что изготовлен был клевец… из рога сайгака. Животное наше, местное. Просто в упомянутую эпоху бронзы так потеплело, что половину территории Ивановской области занимала степь. И уж что водилось, на то и охотились. Как там у Ильфа и Петрова: «мексиканский тушкан»? И гаврилово-посадский тоже.

Вскоре снова в наши места пришло похолодание (ранний железный век), а затем некоторое потепление эпохи мерянской цивилизации и Древней Руси…

Ну вот, добрались мы и до местного северного оленя. Причём вполне конкретного, плёсского, «данного нам в ощущениях». То есть буквально: его останки участники раскопок в Плёсе извлекли из земли, помыли и предъявили специалисту-зоологу. Он-то и определил, что это за экзотика такая.

Местом находки стала нынешняя Соборная гора, где в один из многих полевых сезонов в раскопе был обнаружен очередной средневековый погреб. Кроме многочисленных предметов быта конца XV – начала XVI веков (глиняная посуда, ножи, ключи и прочее) выбраны были из ямы и кости животных, домашних и диких. Полученная коллекция, на наше счастье, оказалась в руках сотрудницы Палеонтологического института Академии наук И. В. Кирилловой. И, опираясь на заключение специалиста, мы можем теперь не сомневаться: скушали древние плесяне северного оленя, как мы изредка балуемся сегодня охотничьими трофеями. Причём они-то за обеденным столом не удивились бы такой дичи. Как и в средневековом Ярославле (там тоже есть подобные археологические находки), Костроме или Юрьевце.

Те времена входили в так называемый «малый ледниковый период» центральной России. Пик его пришёлся на начало XVII века. Три неурожайных года подряд стали, так сказать, экономической основой Смутного времени. Но если для успокоения переполненной всякого рода мелкими и крупными служаками столицы (не менее «вертикально-властной» и чиновной, чем сегодня) цари раздавали запасы из государственных резервов, то провинциалов спасали дары дикой природы. Рыбу и водоплавающую дичь, травы и коренья, грибы, ягоды, яйца птиц, дикий мёд и, конечно, мясо всевозможного лесного зверя несли плесяне в дом, кто ликуя, а кто таясь (браконьерство браконьерством, а родных и близких надо накормить).

Хотите сегодня увидеть плёсские леса того времени? Поезжайте в Архангельскую область или в Карелию. Сплошное «раменье», как сказала бы моя бабушка. Царицей и полноправной хозяйкой нашего леса пять веков назад была ель. С её ветвей свисали лишайники, лишайники её и окружали. Они-то и являлись кормовой базой для северного оленя. Причём еды было настолько много, что лесные олени были и есть крупнее своих тундровых сородичей. По размерам они сопоставимы с благородным оленем. На радость древним плесянам: мяса больше! К тому же и верхом на них ездили, как сегодня иные народы обширной тайги.

Наш, выходит, зверь, местный.

Последних северных оленей в наших обширных северо-восточных лесах Восточной Европы повыбили относительно недавно: во времена Левитана и Чехова. Справедливости ради, не стоит во всём винить охотников. Ведь с начавшимся за пару веков до этого новым потеплением зверь стал отходить на север, куда отдалилась и еловая тайга.

источник

РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ | Просмотров: 609 | Дата: 26.06.2017 | Комментарии (0)

Данные для поборников сумасшедшего Стерлигова: Хорошо жили предки! Пахали, сеяли, в церковь ходили, горюшка не ведали. Люди были сильные и красивые - чай, никакой химии в хлебушке. На медведя с рогатиной ходили, ночь напролет при лучине пряли, в поле рожали. Красота!

Данные раскопок Исуповского могильника (16-17 века) в Костромской области (Васильев С.В., Боруцкая С.Б.):

"Для женщин характерна ранняя смертность, т.е. около 36% взрослой части популяции умерло в возрасте от 15 до 30 лет. Детская смертность - 20,7%. Средняя продолжительность жизни мужчин 42,3 г., женщин - 37,1 лет.

У всех в деревне остеопороз, в том числе поражающий кости черепа. Причина, скорее всего, в питании (недостаток кальция). Нередки признаки воспаления надкостницы, связанной в основном с переохлаждением, недоеданием, недостатком витаминов в пище. Из-за этого же плохо заживают раны и повреждения опорно-двигательного аппарата".


Наконец, несколько слов о красоте.

Мужчины длиннорукие, узкоплечие, широкобедрые. Лица довольно плоские, массивные челюсти. Средний рост - 168,7 см. Благодаря пахоте и хождению пешком развиты мышцы, отвечающие за работу плеча и бедер. Женщины: несколько коротконогие, длиннорукие, довольно плечистые (а вы потаскайте коромысла - поймете). Рост - около 155 см.

Еды постоянно мало. Вечно холодно. Тяжелый труд изо дня в день. Невыносимо долго заживающие травмы. Зато естественно.

 

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ | Просмотров: 458 | Дата: 26.06.2017 | Комментарии (0)

...почти готово. на первомай можно читать

ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ | Просмотров: 576 | Дата: 28.04.2017 | Комментарии (0)

Попался на глаза такой листочек о численном составе населения славного города Киева, аж от 1917 года. Забавно, не правдали? Украинцев меньше евреев!

Для наглядности сделал диаграмму:

ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ | Просмотров: 587 | Дата: 08.03.2017 | Комментарии (0)

Результаты опроса оказались ошеломляющими!

Соблюдаете ли вы Великий пост? С таким вопросом 76.ru обратился к своим читателям на портале и в группе «ВКонтакте». Самым популярным ответом стал «Не вижу в этом смысла» (49,1% опрошенных). 26,4% признались, что соблюдать пост слишком тяжело для них. Частично ограничивают себя 18,3% респондентов. И лишь 6,2% опрошенных пост соблюдают.

Всего в опросе приняли участие более тысячи ярославцев.
Оригинал материала: http://76.ru/text/newsline/273015279738880.html?full=3

 

Половина опрошенных не понимает, зачем нужен пост

Результаты опроса оказались ошеломляющими!

Соблюдаете ли вы Великий пост? С таким вопросом 76.ru обратился к своим читателям на портале и в группе «ВКонтакте». Самым популярным ответом стал «Не вижу в этом смысла» (49,1% опрошенных). 26,4% признались, что соблюдать пост слишком тяжело для них. Частично ограничивают себя 18,3% респондентов. И лишь 6,2% опрошенных пост соблюдают.

Всего в опросе приняли участие более тысячи ярославцев.



Оригинал материала: http://76.ru/text/newsline/273015279738880.html?full=3

 

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ | Просмотров: 419 | Дата: 05.03.2017 | Комментарии (0)

20.03.2015

_DSC3732
М.Чухряева, Е.Павлова

Именно с названием этих рек и связаны названия   изучаемых нами групп населения: кацкарей, сицкарей и мологжан. Все они проживают в Ярославской области и каждая группа обладает культурными особенностями и своей историей формирования. Сицкарей и кацкарей кое-кто даже выделяет в отдельные субсубэтносы в пределах русского народа, обе эти группы обладают и лингвистическими особенностями, особыми говорами.

Надо сказать, что в самой Ярославской области вопросы происхождения, культуры сицкарей и кацкарей вызывают самый живой интерес: местные краеведы издают газеты «Ситский край» и «Кацкая летопись», все большую популярность обретает «Этнографический музей кацкарей». Собственно, благодаря активности местных краеведов и стало возможным данное исследование. Сбором образцов в сотрудничестве с коллективом нашей лаборатории занялись Эдуард Витальевич Гарин, к.б.н., н.с. Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина, житель поселка Борок Ярославской области и просто большой энтузиаст и патриот своей малой Родины, главный хранитель «Этнографического музея кацкарей» Сергей Николаевич Темняткин и команда сотрудников этого музея, директор музея Мологи Анатолий Клопов, а также студентка 5 курса исторического факультета Ярославского государственного университета им. Демидова Елена Павлова, н.с. лаборатории популяционной генетики человека ФГБНУ «МГНЦ» Марина Чухряева и все-все неравнодушные.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Таким образом, на протяжении нескольких лет проводился сбор образцов сицкарей, кацкарей, и коренного русского населения Ярославской области, не относящего себя к этим субсубэтносам, в том числе и мологжан. Сразу следует отметить, что ни одна из этих групп ранее не изучалась генетиками. Были выбраны конкретные села и поселки, в которых проживают указанные группы. В эти села и отправилась наша экспедиционная группа за сбором слюны (из неё выделяется ДНК) неродственных между собой мужчин, которые являются коренными жителями минимум на глубину трех поколений. Именно строгое соблюдение этих условий сбора образцов и позволяет получить достоверную картину генофонда интересующих нас групп.

Сицкарь без топора, что казак без коня

_DSC3713

До сих пор остаётся неизвестным происхождение сицкарей, которые резко отличались от коренного ярославского населения и говором, и характером, и обрядами, и промыслами – они известны как превосходные плотники. По дошедшим до нас письменным данным и археологическим источникам, исследователи выдвигают гипотезу, что формирование сицкарей происходило в результате слияния местного финно-угорского населения и славян, двигавшихся двумя потоками — на восток из Новгорода и на север из ростово-суздальских земель. Также было отмечено, что среди остального русского населения сицкари несколько отличаются и антропологически — меньшим ростом и более светлой пигментацией глаз и волос. А вот сами сицкари относят свое происхождение к татаро-монголам, предположительно оставшихся в этих местах после Ситской битвы 1238 года. Следует отметить, что эта версия в народе очень популярна, и однажды участник исследования нам сказал: «Так что меня исследовать? Я татарин, и поглядите — борода-то татарская». Но ученые на слово местным жителями не поверили, а собрали образцы их слюны, чтобы уже научно либо подтвердить, либо опровергнуть эту версию.

Сицкари никогда не были многочисленной группой, в XIX-XX вв. по разным данным их численность оценивалась примерно в 500-2500 человек, сейчас же их существенно меньше. Фактически сицкари являются стремительно исчезающей этнографической группой.

_DSC3696

Собрать неродственных между собой мужчин сицкарей, действительно, оказалось непростой задачей. Многие деревни сицкарей заброшены и необитаемы. В целом зрелище удручающее: с одной стороны улицы много красивых, аккуратных домов с резными старинными сицкарскими наличниками, с другой – заброшенные избы с печально зияющими голыми окнами. Конечно, некоторые такие избы покупаются дачниками из Питера и Москвы и приводятся ими в порядок, но после строительных переделок, традиционные сицкарские дома теряют свою уникальность и культурную значимость. Молодежи среди сицкарей крайне мало – все стремятся уехать в город, их понять можно — работы на селе им нет.

_DSC3707

В итоге нами было собрано 23 образца сицкарей. И мы считаем, что это много – мы и не надеялись найти так много сицкарей-мужчин с сицкарской родословной на три поколения. Собирая образцы, мы объехали все пожарные части и лесопильни, пообщались с сицкарями и поняли, что шутки про их суровый нрав имеют под собой реальную основу. Но удивительно иное — сицкари несмотря на обилие мошенников в наше время, «черных» кладоискателей и воров старинных икон в районе, в основном не держат собак, открыты, гостеприимны и готовы участвовать в исследовании генофонда своего народа.

Кацкари и заволосные

Кацкари – несомненно, русское население, но остальных русских они называют «заволосными». Подобное обособление и является одним из признаков образования этнографической группы. Кацкари также обладают собственными особенностями говора, своими «кацкими» словечками, коллектив музея даже составил «Кацкий словарь».

_DSC3682

Есть гипотеза, что кацкари – прямые потомки летописного народа меря. Однако это лишь предположение, и прямых подтверждений ему нет. Именно поэтому исследование генофонда сицкарей и кацкарей, сравнение этих двух групп между собой, а также с остальным населением Ярославской области, с русскими Тверской, Новгородской областей могло бы пролить свет на вопросы происхождения этих групп.

Формирование выборки и сбор биологических образцов от коренных кацкарей проводился Сергеем Николаевичем Темняткиным, человеком, много сил посвятившим изучению кацкарей, поэтому его участие в экспедиции, конечно, оказалось неоценимым. Всего собрано более 40 образцов кацкарей.

_DSC3666

Поэтому, в качестве контрольной группы мы собрали образцы ДНК коренных жителей области, не причисляющих себя к той или иной субэтнической группе.

Совместное изучение кацкарей, сицкарей, мологжан и русских, не относящихся к этим субэтническим группам, позволит нам выяснить, действительно ли какие-то из этих групп обладают выраженным генетическим своеобразием, либо кто-то из них несет больший след финно-угорского влияния. Мы надеемся, что их генетическая история поможет краеведам и этнологам, станет еще одним историческим источником происхождения населения центральной и северной групп русского народа.

ИСТОЧНИК

РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ | Просмотров: 850 | Дата: 24.02.2017 | Комментарии (0)

Маленький Данилов на севере Ярославской области не спивается и не вымирает. Он играет в хоккей. Четыре взрослые, две детские команды и собственный чемпионат. Для российского города с населением 15 тысяч человек это, мягко говоря, необычно

 Двухэтажные купеческие дома XIX века, белые каменные торговые ряды, белый же компактный храм с колокольней. И много пушистого снега повсюду — реагенты тут не используют. С наступлением темноты на улицах исчезают люди и машины, только фонари яркими светодиодами освещают пустые заснеженные улицы. Данилов лег спать пораньше, чтобы на утро проснуться бодрым к своему главному событию.

«Автобилист сильнее всех! Дави Медведя!
Автобилист лучший, Медведь худший!
Автобилист сильней, Медведь слабей!»

Розовощекий трехлетка субботним днем на 15-градусном морозе кричит что есть силы. Он еще толком не научился выговаривать слова и не совсем понимает, что происходит на льду. Но радостно подпрыгивает, сжимая в руках маленькую клюшку, он счастлив, и ему совсем не холодно. В команде «Автомобилист» играет его папа. Малыш кричит свои кричалки на протяжении всех трех периодов игры.

Фото: Василий Колотилов для ТД

Это открытие 11 хоккейного сезона в Данилове. Событие важное не только потому, что хоккеем живет весь город, дети и взрослые. Но и потому, что, наконец, чемпионат будет проходить на новом хоккейном корте. Еще год назад это казалось мечтой. Раньше, когда команды из других городов приезжали в Данилов, то всегда удивлялись двум вещам: как много собирается болельщиков, и какая убогая деревянная хоккейная коробка. Но сначала не было и ее.

Коробка для рабочих

В советское время главным предприятием города был завод деревообрабатывающих станков, при нем в 1970 году построили хоккейную коробку для рабочих. Через 20 лет Советский Союз развалился, завод закрылся, а коробка заросла кустами и мусором. За 15 лет кусты выросли и почти превратились в рощу, но тут пришли мужики.

«Нас было человек шесть, и мы хотели играть в хоккей, — вспоминает Александр Поцелуев, капитан команды «Локомотив». — Сначала мы пришли в администрацию города и попросили восстановить коробку, но нам сказали «приходите завтра». Мы поняли, что никто коробку восстанавливать не собирается, и начали все делать сами». Все расчистили, кусты выкорчевали, мусор вывезли, построили деревянные бортики, залили лед.

Потом позвали друзей, разбились на две команды и стали играть. Играли хаотично, менялись игроками, но постепенно так втянулись, что захотелось делать все по-настоящему. Зима пролетела незаметно.

Фото: Василий Колотилов для ТД

К следующему сезону задумали расширить корт, снова пришли в администрацию, снова услышали «приходите завтра». Денег не было, поэтому опять стали все делать сами. Среди игроков нашлись сварщики, плотники, жестянщики. Заброшенную «стекляшку» — бывший магазин напротив коробки — переделали в раздевалку. Желающих играть становилось больше, создали уже три постоянные команды — «Автомобилист», «Викинг» и «Медведь». Провели первый чемпионат с судейством, календарем и кубками. На открытие пришли сотни людей. Трибун не было, вокруг коробки были просто сугробы, в них и стояли зрители. Формы тоже не было, игроки были одеты кто во что горазд, иногда было сложно отличить, кто за кого играет.

На следующий год добавилась четвертая команда — «Ястребы», а «Викинг» переименовался в «Локомотив», так как большинство игроков были железнодорожниками. Стали покупать форму.

Так и играли каждый год между собой, а в 2009 году собрали сборную и помимо своих чемпионатов стали выезжать в другие города. Через два года приняли участие в открытом чемпионате Костромской области среди ветеранов. Еще через год начали играть в ночной лиге 40+ в Ярославле, отыграли два сезона.

с главами города все время не везло — один охотник, другой рыбак, и никому не было дела до хоккея

Чем больше ездили, тем очевиднее становилось — чтобы продуктивно тренироваться и не проигрывать соперникам, нужно строить настоящий полноразмерный хоккейный корт. «Так мы и ходили каждый год и выпрашивали администрацию, но с главами города все время не везло — один охотник, другой рыбак, и никому не было дела до хоккея, — вспоминает Александр. — Иногда собирались с районными депутатами, но все ограничивалось предвыборными обещаниями».

Фото: Василий Колотилов для ТД

Вечерняя тренировка детских хоккейных команд в городе Данилове

После таких встреч у игроков опускались руки. Годы шли, чиновники сменяли один другого, все что-то обещали, но ничего не менялось. Пока не появилась женщина.

Императрица

Она бодро идет по улицам города и со всеми здоровается. Буквально со всеми. Ее знают продавцы, таксисты и прохожие. С работы до дома она ходит пешком, и иногда дорога занимает два часа, хотя идти десять минут. Часто приходится останавливаться и слушать, что у одного сломался забор, у второго проблема с водопроводом, у третьего перед домом асфальт треснул.

Наталье Косихиной 44 года, два года назад ее выбрали мэром Данилова. «Вообще, я всегда была учителем младших классов и ни о какой другой карьере, тем более во власти, никогда не думала», — говорит Наталья. Но после того как она выиграла конкурс «Учитель года», глава Даниловского района позвал ее в администрацию возглавить департамент по делам молодежи.

Наталья Косихина Фото: Василий Колотилов для ТД

Это был апрель 1995 года, Наталья выпускала четвертый класс и недавно вышла замуж. Планировала заводить детей, а не идти во власть. К тому же в семье все были против, мол, не женское дело. Но, выпустив детей и подумав летом, решилась и в августе пошла в департамент. Работала сначала там, потом в администрации Данилова. Пока ее не уволили за то, что она публично защитила начальника местного ЖЭКа, которого осудили за разворовывание денег на строительство канализации. Наталья знала, что его подставили чиновники свыше, и выступила в местной газете. После этого ее уволили.

Поработав наемным чиновником в мэрии, она поняла, как много нужно городу, и как мало делается, и что можно по-другому. Кандидатура молодой, энергичной женщины приятно отличалась от того, к чему привыкли местные жители, и она победила на выборах.

«Еще когда я работала в районной администрации, я помню, как приходили ребята и просили помочь с хоккейным кортом, а их разворачивали назад, — говорит Наталья. — Поэтому первым делом я вступила в программу по обустройству спортивных сооружений, которая была приурочена к 80-летней годовщине Ярославской области. Годовщина как раз в 2016 году».

Пока решался вопрос с кортом, женщина-мэр починила протекающую крышу в «стекляшке», восстановила из-под асфальта столетнюю булыжную мостовую в центре города, соорудила уличные библиотеки, расчистила историческую Конную площадь. И поменяла во всем городе лампы в фонарях на светодиодные. «Освещение — основная статья расходов, а у этих ламп шесть лет гарантии и срок службы — 25 лет. Да, сначала пришлось потратиться, но уже сейчас у меня 60% экономии в бюджете», — говорит Наталья. Сэкономленные деньги можно тратить на что-то другое. Например, на бесплатную хоккейную форму для детских команд.

источник...

РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ | Просмотров: 629 | Дата: 15.02.2017 | Комментарии (0)

В связи с новыми данными, относящихся к истории Успенской церкви, которая ведет историю не ранее как с 1694 года, произведено дополнение в материал Есть такое село Закобякино 

ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ | Просмотров: 475 | Дата: 28.01.2017

Самый старый жилой дом России стоит в Выборге

Фактически семь человек живут в персональной крепости
Фактически семь человек живут в персональной крепости
Фото: Александр ГЛУЗ

В двухэтажном здании помещаются всего две квартиры

Зимнему дворцу до него далеко, а Московский и Новгородский кремли опережают его всего на век. Неприметному крошечному домику в Выборге миновало 430 лет. Он считается самой старой сохранившейся жилой постройкой в России. И, что еще удивительнее, до сих пор в нем живут люди.

МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ

Дом №13 литера А по Крепостной улице стоит на пригорке внутри двора: в сетку улиц, появившихся позднее, не вписался. Под осыпавшейся местами штукатуркой виднеются не привычные кирпичи, а гранитные валуны. В оконных проемах стоят стеклопакеты, за ними – горшки с цветами. Из одного окошка с любопытством выглядывает кот.

Двухэтажный домик башенного типа, с подвалом, чердаком и толстыми стенами, появился здесь в шестнадцатом веке, ориентировочно – в 1583 году. Тогда в Выборге владычествовали шведы. Похожие средневековые бюргерские дома, напоминающие мини-крепости, сохранились на территории России лишь в Выборге, и пересчитать их можно по пальцам одной руки.

ИСТОЧНИК: http://www.yar.kp.ru/daily/26609.7/3625639/

РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ | Просмотров: 754 | Дата: 29.11.2016 | Комментарии (0)

Примеряем на себя костюм благотворителя XIX века ЧИТАТЬ...

ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ | Просмотров: 499 | Дата: 07.11.2016

 

Костромские археологи, ведущие раскопки в Макарьевском районе Костромской области, обнаружили торговую площадь эпохи раннего средневековья, где среди богатых находок оказались редкие военные артефакты и серебряная монета с родовой печатью Рюриковичей, предположительно относящаяся к эпохе князя Ярослава Мудрого.

Как рассказал "Российской газете" руководитель экспедиции, заведующий отделом археологии Костромского музея-заповедника Виталий Щербаков, местом для раскопок этого лета ученые выбрали находящееся под государственной охраной городище Унжа. В нем сохранились фрагменты древней крепости и средневековых фортификационных сооружений, окруженных валами и рвами. Крепость находилась на границе древнего мерянского ареала и марийскими землями, обитатели которых периодически воевали друг с другом.

Раскопки в Унже подарили археологам богатейший материал. Он кардинальным образом отличается от всего, что они находили до этого. Ценнейшей оказалась половина серебряной монеты эпохи Ярослава Мудрого.

- Этот серебренник с большой долей вероятности можно датировать в пределах 11 столетия. Монета была разрублена в древности: свежих сколов нет, - рассказал руководитель экспедиции.

Он уточнил, что раз монета разрублена, она явно не служила украшением, как это нередко происходило с арабскими дирхемами.

Дирхемы могли на протяжении 50-100 лет после выхода из обращения использоваться в качестве украшения, для этого в монете пробивалось отверстие.

- Здесь мы имеем дело совсем с другим материалом. Монета была использована в качестве средства платежа - разменной монеты. Это повышает ее ценность в качестве датирующего материала. Если эта монета была в обращении и выпала в культурный слой в момент хождения этих денег, то слой, в котором она найдена, датируется временем, близким к периоду бытования этих монет. В данном случае, это 11 столетие, - пояснил Виталий Щербаков.

Московский студент Иван Дроздов стал волонтером-археологом случайно. Приехав в гости к родным в Кострому, будущий инженер увидел по телевизору репортаж об экспедиции и решил в ней поучаствовать.

- Я позвонил в музей, мне дали номер Виталия Леонидовича (Щербакова), и 8 августа мы отправились в экспедицию. Мы накапывам землю, а затем разбираем ее на более мелкие фрагменты, где обнаруживаются находки: бусы, стеклянные браслеты, иранская керамика. Моя самая интересная находка - бусина из сердолика. Сначала я думал, что это что-то современное. Но оказалось, что она очень старая. Если бы она была целой, то считалась бы вообще очень интересной находкой, - рассказал Иван Дроздов.

Ученые пояснили, что многие находки были ожидаемыми, однако новый раскоп преподнес немало сюрпризов и удивительных открытий.

Особой гордостью археологов стали неординарные военные артефакты: колчанный крючок, фрагмент ножен кинжала, кольчужные кольца и детали конской упряжи. Одно из ценных кольчужных колец участники экспедиции, вооруженные металлодетектором, обнаружили в раскопе прямо во время беседы с корреспондентом "РГ".

- Находки говорят о том, что здесь находились представители военизированного сословия, у которых был верховой конь, кольчуга, оружие. А значит, здесь находились далеко не рядовые члены местного общества. Мы ехали копать унженский посад, и на нем работаем. Менее ожидаемым было обнаружение хороших материалов 11 столетия. В прошлом году у нас было 82 находки - в основном, браслеты и бусы, а сейчас уже свыше 75, и работы продолжаются. Количество находок будет больше, и их качество более высокое, - рассказал Виталий Щербаков.

Как пояснил один из организаторов экспедиции, руководитель регионального отделения Русского географического общества Роман Рябинцев, исходя из находок, ученые сделали выводы, что люди, населявшие торгово-ремесленный посад, имели настолько обширные торговые связи с дальними странами, что это вызывает удивление даже у современного человека.

В раскопе на территории Костромской области нашли древнюю иранскую посуду и изделия из Волжской Булгарии, а также европейские торговые пломбы и азиатские бусы.

- Если ранее мы имели дело с простыми бытовыми вещами, то та территория, которую мы раскопали в этом году, характеризуется выраженной торговой направленностью. Мы находим предметы, которые являются неоспоримым свидетельством дальних торговых связей - фрагменты импортной керамики, фрагмент монеты, редкие и явно привозные из Азии и возможно из Европы бусы, - рассказали археологи.

Учитывая богатство находок этого года, ученые планируют продолжить раскопки в Унже в 2017 году. Они убеждены, что местные курганы и торговый посад позволят им сделать немало новых археологических открытий.

Текст: Анна Скудаева (Кострома) https://rg.ru
Фото: Анна Скудаева (Кострома) https://rg.ru

МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ | Просмотров: 685 | Дата: 22.08.2016 | Комментарии (0)

В Библиотеку, в раздел статистики и справочников помещён pdf-файл переписи 1897 г. д.Баскаково

ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ | Просмотров: 458 | Дата: 02.08.2016

Бездорожье и засуха. Деревня Лупачево отрезана от большого мира. Кроме того, в Лупачево нет колодцев и скважин. В этом месте дорога к деревне Лупачево фактически заканчивается. Дальше на легковушке не проехать. А значит, нужен автомобиль повышенной проходимости.

Валентин Волков родился в Лупачево. Говорит, раньше деревня была крепкая. Сейчас здесь в основном дачники. Но для большинства из них эти места родные, и люди живут здесь с ранней весны до поздней осени. Живут без дороги. Весной в деревне случился пожар и сгорело пять домов.

«Мы считаем, что, может быть, и меньше бы домов сгорело. Одна машина приехала из Середы, она ехала вот по этой дороге. А даниловские машины ехали от Козлово, а там не проехать»,— рассказывает Наталья Волкова.

Трудно добраться до деревни и врачам. Приходится оставлять машину и идти пешком.

«Доехала скорая, уже не проедут, пришел пешком. Я говорю, меня бы в больницу. А он: что, я на себе тебя потащу?» — говорит Галина Щебалева.

Галине Щебалевой 84 года, 60 из них она прожила в Лупачево. Сейчас Галина Сергеевна и ее муж — единственные, кто проводит в деревне не только лето, но и зиму. Справляться приходится и без дороги, и без воды. В Лупачево нет ни колодцев, ни скважин.

«Вот я зимой здесь остаюсь с дедушкой, я снег пью»,— рассказывает ГалинаСергеевна.

Те, у кого есть машины, привозят воду из города или соседнего села Середа. Но недавно в Середе на колонках установили замки. За помощью в решении двух главных деревенских проблем жители обращались в разные инстанции.

Недавно в Лупачево побывали активисты Общероссийского Народного фронта.

«Обратились в администрацию Даниловского района и обратились в местное сельхозпредприятие, по землям которого проходит вот эта полевая дорога. Согласились безвозмездно передать участок, земельный участок. Администрация Даниловского района также нас заверила, что незамедлительно начинает процедуру по оформлению данного участка»,— прокомментировал руководитель рабочей группы регионального отделения ОНФ Анатолий Упадышев.

Перспективы строительства дороги есть. Это подтверждают и в администрации Даниловского района.

«Будут внесены изменения в планы землепользования Середского СП. Ну, вот эти мы затраты берем на себя. За счет местного бюджета у нас нет средств такую дорогу построить. Будем просить в области помощи»,— сказала Елена Иовлева.

Что касается воды, пока чиновники предлагают только два варианта. Подвозить воду в бочке прямо в деревню или заключить договоры с коммунальщиками, получить ключи от колонки в Середе и брать воду там.

Анна Харитонова, оператор Николай Лебедев http://www.vesti-yaroslavl.ru

Вот такие хитрые замочки замкнули середские колонки: фото Г.Колобенина

РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ | Просмотров: 592 | Дата: 28.07.2016 | Комментарии (0)

"Оказывается, можно не любить страну и тем не менее приносить ей пользу. Генрих Афанасьевич Брокар терпеть не мог Россию и никогда этого не скрывал. «Выезжая из России за границу, – писал он жене, – переживаешь ощущение, будто снял с себя грязную сорочку и надел чистую». Жить в России было для него невозможно, но и работать в какой-нибудь другой стране он не мог…"

"Впечатления от первого свидания с Москвой были самыми неприятными. Француз увидел грязных мужиков в залатанных тулупах, самодовольных и тупых чиновников, пьяных купцов. Пахло перегаром и квашеной капустой. И эта вонь преследовала чуткого на запахи парфюмера везде".

Шарлотта и Генрих Брокар

"Многие россияне признавались, что «читать учились по Брокару». Вслед за «Детским» пошло прозрачное «Глицериновое», круглое «Шаром» и зеленое огурцевидное «Огурцовое». Но подлинным хитом фирмы стало мыло «Народное». Кусок вполне нормального по качеству «Народного» стоил 1 копейку. Мечта Брокара сбывалась: Россия начала мыться мылом, и «Народного» требовалось все больше".

В 1914 году компания с помпой отпраздновала свое пятидесятилетие, а еще спустя три года была национализирована и переименована в Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5. Под таким «неароматным» именем она прозябала вплоть до 1922 года, когда на фабрику вернулся (уже в качестве директора) некогда выписанный из Парижа самим Брокаром бывший главный парфюмер фабрики Август Мишель. Именно он придумал для фабрики красивое, поэтичное название «Новая заря», под которым мы знаем ее и сейчас.

 Кстати, вы можете познакомиться с одним из образцов брокаровской продукции. Зайдите в парфюмерный магазин, попросите духи «Красная Москва», откройте флакончик и вдохните нежный аромат «Любимого букета Императрицы»… (Из книги В.Чумакова "Русский капитал. От Демидовых до Нобелей")

ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ | Просмотров: 607 | Дата: 21.07.2016 | Комментарии (0)

ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ | Просмотров: 480 | Дата: 17.06.2016 | Комментарии (0)

Друзья праздника Крошиха!

В этом году Крошиха состоится не в субботу как это было в последнюю пятилетку, а на неделе 22 - 23 июня (среда-четверг). В субботу ничего не планируется. Так что не обессудьте.

Информацию ищите в даниловских СМИ и в самом селе...

--> ОБЪЯВЛЕНИЯ | Просмотров: 510 | Дата: 14.06.2016 | Комментарии (0)

Место будущей Москвы - Воробьёвы горы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ | Просмотров: 592 | Дата: 29.05.2016 | Комментарии (0)