Среда, 20.09.2017, 13:57



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [61]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯНЕ - НАШИ ПРЕДКИ [13]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меряне никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [20]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [26]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [16]
 
ЛЕНТА
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (6)
[27.08.2017]
Древние рубежи (0)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (3)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
[03.05.2017]
"Шить баско и Пригласить пожаловать священника к обуху" (29)
[24.02.2017]
Знаменательные вехи в истории Новополевского прихода (21)
[15.01.2017]
Хроники Даниловского уезда. (9)
[05.11.2016]
"Слабо?" из прошлого (24)
[28.07.2016]
Сухов день в деревне Лупачево (7)
[08.07.2016]
Несъезжий праздник или, а чё гуляем? (20)
[02.06.2016]
"Радостию друг друга обымем" (11)
[25.05.2016]
Погосты забвения. Рождественский в Шахово (11)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
Яндекс.Деньги:
41001217280963
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
староверы молельня старобрядцы старообрядческие храмы полевшина погост корзла бабин погост баусова фото дороги баскаково сказ о крошиле салтыковы бабуринская игрушка пропавшие деревни банда озерки бахарька гречухин борносово басовкий вопша вдоль горячего асфальта вилькен песни беспоповцы выгарь бухаловская летопись бухаловская церковь ориентировка храмов сказ сидорово бухалово успенская церковь образование новополево бухаловский приход новая крошиха традиции мамоновы школа былое крошило грамота богородский пономарь бухаловская волость колхоз богородица борьба имена елохино австрийцы касть витушкин встречи каландырец паны поздеевы домонгольский крест крест слободищи городищи археология никольское в корзле грибы никольское даниловцы николай I крестьяне прошлое ветераны война середа ушаков благотворители меценаты даниловский уезд пути человеческие артюхов выставка бреднево вода ягв богородская церковь говоры бабино апраксино Наличники старово адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь меря меряне крошиха лупачево старообрядцы
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 
Главная » Доска объявлений » РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Кадка, Сить и Молога… или Ярославские рассказы
24.02.2017, 11:43

20.03.2015

_DSC3732
М.Чухряева, Е.Павлова

Именно с названием этих рек и связаны названия   изучаемых нами групп населения: кацкарей, сицкарей и мологжан. Все они проживают в Ярославской области и каждая группа обладает культурными особенностями и своей историей формирования. Сицкарей и кацкарей кое-кто даже выделяет в отдельные субсубэтносы в пределах русского народа, обе эти группы обладают и лингвистическими особенностями, особыми говорами.

Надо сказать, что в самой Ярославской области вопросы происхождения, культуры сицкарей и кацкарей вызывают самый живой интерес: местные краеведы издают газеты «Ситский край» и «Кацкая летопись», все большую популярность обретает «Этнографический музей кацкарей». Собственно, благодаря активности местных краеведов и стало возможным данное исследование. Сбором образцов в сотрудничестве с коллективом нашей лаборатории занялись Эдуард Витальевич Гарин, к.б.н., н.с. Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина, житель поселка Борок Ярославской области и просто большой энтузиаст и патриот своей малой Родины, главный хранитель «Этнографического музея кацкарей» Сергей Николаевич Темняткин и команда сотрудников этого музея, директор музея Мологи Анатолий Клопов, а также студентка 5 курса исторического факультета Ярославского государственного университета им. Демидова Елена Павлова, н.с. лаборатории популяционной генетики человека ФГБНУ «МГНЦ» Марина Чухряева и все-все неравнодушные.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Таким образом, на протяжении нескольких лет проводился сбор образцов сицкарей, кацкарей, и коренного русского населения Ярославской области, не относящего себя к этим субсубэтносам, в том числе и мологжан. Сразу следует отметить, что ни одна из этих групп ранее не изучалась генетиками. Были выбраны конкретные села и поселки, в которых проживают указанные группы. В эти села и отправилась наша экспедиционная группа за сбором слюны (из неё выделяется ДНК) неродственных между собой мужчин, которые являются коренными жителями минимум на глубину трех поколений. Именно строгое соблюдение этих условий сбора образцов и позволяет получить достоверную картину генофонда интересующих нас групп.

Сицкарь без топора, что казак без коня

_DSC3713

До сих пор остаётся неизвестным происхождение сицкарей, которые резко отличались от коренного ярославского населения и говором, и характером, и обрядами, и промыслами – они известны как превосходные плотники. По дошедшим до нас письменным данным и археологическим источникам, исследователи выдвигают гипотезу, что формирование сицкарей происходило в результате слияния местного финно-угорского населения и славян, двигавшихся двумя потоками — на восток из Новгорода и на север из ростово-суздальских земель. Также было отмечено, что среди остального русского населения сицкари несколько отличаются и антропологически — меньшим ростом и более светлой пигментацией глаз и волос. А вот сами сицкари относят свое происхождение к татаро-монголам, предположительно оставшихся в этих местах после Ситской битвы 1238 года. Следует отметить, что эта версия в народе очень популярна, и однажды участник исследования нам сказал: «Так что меня исследовать? Я татарин, и поглядите — борода-то татарская». Но ученые на слово местным жителями не поверили, а собрали образцы их слюны, чтобы уже научно либо подтвердить, либо опровергнуть эту версию.

Сицкари никогда не были многочисленной группой, в XIX-XX вв. по разным данным их численность оценивалась примерно в 500-2500 человек, сейчас же их существенно меньше. Фактически сицкари являются стремительно исчезающей этнографической группой.

_DSC3696

Собрать неродственных между собой мужчин сицкарей, действительно, оказалось непростой задачей. Многие деревни сицкарей заброшены и необитаемы. В целом зрелище удручающее: с одной стороны улицы много красивых, аккуратных домов с резными старинными сицкарскими наличниками, с другой – заброшенные избы с печально зияющими голыми окнами. Конечно, некоторые такие избы покупаются дачниками из Питера и Москвы и приводятся ими в порядок, но после строительных переделок, традиционные сицкарские дома теряют свою уникальность и культурную значимость. Молодежи среди сицкарей крайне мало – все стремятся уехать в город, их понять можно — работы на селе им нет.

_DSC3707

В итоге нами было собрано 23 образца сицкарей. И мы считаем, что это много – мы и не надеялись найти так много сицкарей-мужчин с сицкарской родословной на три поколения. Собирая образцы, мы объехали все пожарные части и лесопильни, пообщались с сицкарями и поняли, что шутки про их суровый нрав имеют под собой реальную основу. Но удивительно иное — сицкари несмотря на обилие мошенников в наше время, «черных» кладоискателей и воров старинных икон в районе, в основном не держат собак, открыты, гостеприимны и готовы участвовать в исследовании генофонда своего народа.

Кацкари и заволосные

Кацкари – несомненно, русское население, но остальных русских они называют «заволосными». Подобное обособление и является одним из признаков образования этнографической группы. Кацкари также обладают собственными особенностями говора, своими «кацкими» словечками, коллектив музея даже составил «Кацкий словарь».

_DSC3682

Есть гипотеза, что кацкари – прямые потомки летописного народа меря. Однако это лишь предположение, и прямых подтверждений ему нет. Именно поэтому исследование генофонда сицкарей и кацкарей, сравнение этих двух групп между собой, а также с остальным населением Ярославской области, с русскими Тверской, Новгородской областей могло бы пролить свет на вопросы происхождения этих групп.

Формирование выборки и сбор биологических образцов от коренных кацкарей проводился Сергеем Николаевичем Темняткиным, человеком, много сил посвятившим изучению кацкарей, поэтому его участие в экспедиции, конечно, оказалось неоценимым. Всего собрано более 40 образцов кацкарей.

_DSC3666

Поэтому, в качестве контрольной группы мы собрали образцы ДНК коренных жителей области, не причисляющих себя к той или иной субэтнической группе.

Совместное изучение кацкарей, сицкарей, мологжан и русских, не относящихся к этим субэтническим группам, позволит нам выяснить, действительно ли какие-то из этих групп обладают выраженным генетическим своеобразием, либо кто-то из них несет больший след финно-угорского влияния. Мы надеемся, что их генетическая история поможет краеведам и этнологам, станет еще одним историческим источником происхождения населения центральной и северной групп русского народа.

ИСТОЧНИК

Добавил: sidorovskyi |
Просмотров: 70 | Размещено до: 24.03.2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar