Пятница, 15.11.2024, 13:17



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (67)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 
Главная » 2014 » Август » 27 » Время собирать камни. О Панах и не только...
15:45
Время собирать камни. О Панах и не только...

  Мне в личку ещё весной написали о том, что у нас дескать не такая уж и древняя история, - "а вот у других..." и "там т.н. места силы" и "камни-валуны ползучие" с "аномальными зонами", и т.д. Вот всё в такой волне. Что ж, наверное придётся восполнить пробел в пристрастиях к чему бы такому-этакому. Ну, про аномальные места, я думаю, говорить не будем. Это к товарищу Черноброву и иже с ним.
    Впрочем, некоторые дают подтверждения и даже готовы показать "чертовы" места где, мол, у нас крутит-мутит и заводит, что даже впору всю одежонку вкупе с исподним выворачивать на леву сторону, чтобы найти дорогу домой. Так вот, - этот сказ не об этом, хотя если будет необходимость, можно и места с обитанием нечистой силы описать.
  Сказ будет о местах доисторических. Да, конечно, и у нас такие есть и даже немного обследованы. Полномасштабных раскопок, конечно не было, но кое-что эти исследования могут рассказать. Вот, возьмём к примеру АК Ярославской области (2005), в разделе Даниловский район есть данные о пяти точках археологических обследованиях, проведённых за последние 35 лет и четыре из которых находятся на землях описываемых на сайте. И, знаменитый Волосово-Даниловский могильник, открытый более 50 лет назад Крайновым Д.А. тоже находится на землях Середского сельского поселения.



   "Верстах в 30 от Данилова, в приходе села Бабина (близ деревни Старовой), находится ряд холмиков, покрытых большими, обросшими травою камнями; это могилы, в которых по местному преданию, похоронены какие-то "паны"; вероятней всего, происхождение их относится к Смутному времени, когда многочисленные шайки польских панов бродили в этом крае".
 

(П. Критский. Наш край. Опыт родиноведения. Ярославль. 1907 г.)

 

  Да, дорогие читатели, эти строчки ярославского учителя П.А.Критского, в его известном труде о Ярославском крае, где он упомянул это местечко как местную достопримечательность в Даниловском уезде Середской волости.

  К сожалению, время потихоньку делает своё дело, и хорошо известная среди старожилов легенда о польских панах, якобы упокоеных на этом поле, начала уходить в небытие.
   Те, кто постарше и ещё застал на этом свете стариков конца 19-го и начала 20-го веков рождения, хорошо были осведомлены об этой легенде. Нам же, поколению которому за сорок, и ставшему глубоко интересоваться историей своих родных мест, отголоски панской легенды переданы в основном людьми, которые родились в 30-х годах прошлого века. Давайте попытаемся разобраться в этой древней истории.
 

Паны из космоса (с первого взгляда ничего примечательного)

  Сначала о местоположении объекта. Этот участок находится южнее деревни Старово, с севера, чуть подалече, лежит деревня Сидорово. Немного юго-западнее деревня Фоминское. С юга, у самой низменной границы Панов протекает ручей, называемый пересошиной и весной текущий в сторону  речки Старосёлки. Если от ручья смотреть в сторону севера (д.Сидорово), то мы увидим возвышение. Это и есть центр Панова поля. В ещё не такую далёкую бытность с Панов хорошо просматривались все близлежащие деревни. Самая ближняя, которая почти вплотную стояла у Панов, была канувшая в небытиё д.Троверхово.Теперь с Панов видно только деревню Старово, которая вошла в историю благодаря Критскому.

Вид на Паны из д. Старово. На заднем плане д. Фоминское. 1988 г. Фото предоставлено  Алекс

   Из текста, в эпиграфе видно, что Критскому, видимо, удалось пообщаться с местным населением, которое ему и поведало легенду о польских панах. Интересно, как эта легенда прикрепилась к этим местам, причём довольно стойко. Ну, во-первых  поляки в Смутное время здесь достоверно бывали. И даже не единожды. Я здесь об этом писал неоднократно и подкреплял историческими фактами. Дело в том, что как раз Паны лежали в те времена на древнем пути от Костромы в село Даниловское, проходившем в глухих лесах и выходившем на Баском плёсе через реку Вопша. От Басовского плёса до Панов три версты. К топонимике и гидронимам мы ещё вернёмся.

  Так вот, этот путь отряды Лисовского несомненно использовали и проходили этот участок. По стариковским преданиям на Панах прошёл бой местных с поляками. По одной из версий (слышал от Красильникова А.В.[1937-2010] и Волкова А., которые в свою очередь услышали это от стариков конца 19 века рождения) на выходе из лесов была, мол засада в которою и угодили поляки. Короче, им (полякам) на поле этом накостыляли рогатинами и здесь же и захоронили. Вот и назвали место Панами, ибо лежат здесь польские паны. Другая версия, которую я слышал от Уханова В.А., Семёнова В.Г., которые так же сослались  на  стариков, такова. Дескать, шло войско поляков (куда, откуда неясно) с огромной добычей награбленного добра. В отряде, само собой, было много раненых, которые не выдержали перехода и скончались в пути. Многих здесь же, на поле и похоронили вместе с сундуками ценностей, которые были, мол так велики, что сил тащить их больше не было. То бишь взяли не по ноше. Т.е. снова топоним приводит нас к польской теме.

   Надо подчеркнуть, что последняя версия была, вероятно, настолько правдоподобна среди местного населения, что как рассказывали вышеназванные старожилы, что ещё деды их рассказывали, что это место часто, на предмет поиска этих самых польских сундуков копали. Например, Уханов В.А. со слов своего отца Александра Ивановича [1906-1983] (а ему поведал дед Петр),  рассказывал, что Паны тогда усиленно перекапывали нашенские мужики, свято верившие в предание о польских панах и их агромадных сундуках с несметными сокровищами. Перекопали тогда чуть ли не всё поле со смещением в сторону бывшей деревни Троверхово.Судя по всему, кладов они там не нашли. А вот кости человеческие встречали. Их-то и посчитали за могилы поляков. Хотя, некоторых разбогатевших крестьян всё-таки подозревали в находке оных сокровищ. 

   Теперь, мы подбираемся к сути, и как говорится уже теплее. Ясное дело, копали как-то тайно, иначе было бы какое-нибудь дознание. Человеческие останки вещь нешуточная. Хотя, судя по рассказам, все давно поняли, что останки весьма древние, т.к. в обозримой давности здесь никто из местных захоронений не проводил. Вот и отождествляли эти костяки с поляками, ведь поле пановым испокон веков нарекли. Эти местные легенды в конце 1950-х годов заинтересовали учительницу истории Сидоровской школы Александру Дерябину. Она пообщалась со старожилом деревни Старово Яковом Ивановичем Коробовым [1887-1974]. Он-то и поведал ей местную легенду о панах-поляках, и о кладах. И показазал на то место, которое и называется у нас Паны
 

  Александра Дерябина, решила организовать раскопки с учениками Сидоровской школы, для того что бы найти какие-нибудь доказательства польской легенды, стойко державшейся среди местных жителей. И поступила она (дай, бог ей многие лета) очень правильно, как никак историк. Лето 196... года (точно не помнит который год был) было очень жарким. Она с учениками, среди которых были Алексей Уханов [1951-2002] и Татьяна Сысоева, приступили к раскопам на Панах, в верхней их точке. Там был организован небольшой лагерь с навесом из брезента от нещадно палящего солнца.
 

  В первый день особого ничего не нашли, дети очень устали от зноя и паутов. В раскопах только попадался древесный уголь. Копать было не так-то и легко, - на глубине полметра много камней. Уголёк это уже кое-что. На второй день, решили начать копать пораньше, дабы избежать жары. И в первом же раскопе (копали так же на верху), на глубине чуть больше метра (или около того) сначала снова пошли угли, а потом нашли каменный блин, который после водяных процедур оказался каменным сверленным топором (как точнее потом выяснилось).  Александру Дерябину это насторожило. Она была человеком образованным и кое-что из археологических практик понимала.  Самое главное, что она заметила, это то что в земле было обилие углей. Откуда это могло взяться в польских могилах? В XVII веке поляки всяко не использовали каменные топоры и не практиковали трупосожжение. Немного погодя были выкопаны и человеческие кости, череп и ещё один топор. Я спросил при разговоре Александру Константиновну, делала ли она какие записи, зарисовки на раскопках. Записывала, что-то в тетрадочку, сказала, а где она и куда подевалась не помнит, - больше полувека прошло.

  Во втором раскопе так же обнаружились человеческие останки. Были какие-то металлические предметы, снова угольки. Она сразу отмела бытовавшую среди местных легенду о польских захоронениях. Это были очень и очень древние захоронения. И в том, что это именно захоронения она была уверена. Причем, она предположила, что вероятно умерших предавали огню. Обилие углей и следы огня на костях она сразу приметила. Глубина залегания примерно метр. Кто эти люди, жившие здесь более 1000 лет назад, ещё до крещения Руси, - вопрос оставался открытым. Судя по всему с работами графа Уварова она знакома не была.

  Каменные топоры и металлические предметы были отвезены в Данилов (при этом про Данилов А.К. сказала как-то не уверенно). Как я ни старался разузнать, что эти железки из себя представляли, - она так и не могла вспомнить. Вот и все воспоминания о тех днях. Эх, а ведь буквально в это же время (1963), и совсем, можно сказать рядом (18 км) прогремел на весь археологический мир Волосово-Даниловский могильник, принадлежавший к фатьяновской культуре.

Вот такие люди жили за 3000-4000 лет до нас в наших краях, и может даже приходились нам дальней роднёй). Реконструкция по черепу из Волосово-Даниловского могильника, захоронение №12 (II-I тыс. до н.э.  Фатьяновская культура)

  Теперь почти на 100% можно сказать, что это не польские паны. Откуда тогда эта широко известная легенда о т.н. панах? Ну, во-первых -поляки здесь проходили в Смуту с очень большой долей вероятности. Был ли бой здесь, да ещё с нашей победой - маловероятно. В первый проход, их (поляков и др.) насчитывалось от 3000 до 5000 человек, а в 1615 г. 1200-1300. Во-вторых, - вряд ли наши малочисленные деревеньки, измотанные страшным голодом 1601 и 1602 г.г. и когда из-за практическии зимнего лета (оба года), Русь обезлюдела,  смогли бы выставить даже сотню защитников. Деревни о ту пору насчитывали не более 5-6 дворов. Да и не все деревни, какие мы знаем, существовали тогда. А, вот преградить или затруднить движение захватчиков это вполне. Вспомните у Карамзина написано, что жители сопротивлялись - в лесу делали засеки. Костромской путь как раз и выходил на Паны. Вот спустя сотни лет одно на другое наложилось.

  Кстати, уже во второй половине XIX века в просвещённом мире топоним "паны" уже не отождествляли с поляками. У простого же люда всё было с точностью до наоборот. Ещё до масштабных раскопок графа Уварова, на I Археологическом съезде было замечено, что курганы известны были в народе под названиями: паны, панки, пановы могилы и практически везде народ видел в этом "опустошение литовское".
  Кельсиев А.И., проводивший раскопки в 1878 году близ Ростова писал насчёт панов: "Меня давно занимало широко распространенное название курганов: паны, панки, панские или пановы могилы, равно и обилие деревень с такими названиями в местностях, где встречаются курганные кладбища. Употребление для курганов того же названия даже в Олонецкой и Архангельской губерниях, где поляки никогда не были, заставило меня предполагать в звуке "пан" нечто иное".

  Кельсиев, не будучи языковедом обратился за помощью к питерскому фенологу Майнову В.Н., попросив объяснить значение слова "пан" в угорских и урало-алтайских наречиях России. Ответ был чрезвычайно любопытен и содержал в себе следующее: "по-весьски или по-чудски, "паннен"' значит класть, полагать, а пангед - могила; по-карельски, панап - хоронить. Исходя из этого, названия курганов "паны" и "панки" можно было объяснить корнями финно-угорских языков и предположить, что оставлены они народом, обитавшим до прихода славян. А именно мерей. Это предположение было на правильном пути. Спустя много лет, уже в советский период, эта же мысль была высказана и Горюновой Е.И. специалистом по финно-угорской археологии и этнографии.

  Тем временем мерянские изыскания набирали силу. Большой вклад на этом поприще сделал Леонтьев А.Е. А уже в 1980-е годы языковед Ткаченко О.Б. подошёл к изучению мерянского языка довольно плотно и в 1985 году вышел его труд "Мерянский язык". В 2007 г. в Костроме издана книга  "Исследования по мерянскому языку", где он пришёл к тем же выводам о панах, что исследователи до него.
   Итак, в этом можно подвести черту: "паны" и "панки" - мерянские названия кладбищ. Т.е. у нас, недалеко от деревни Старово, вероятно, находится некий могильник. К какой культуре он относится, фатьяновской, волосовской или ещё какой, - без проведения профессиональных раскопок сказать практически невозможно.

Карта археологических памятников Даниловского уезда. 2005. 1. Беклюшки. 2,3 Городище (Баскаково). 4. Слободищи. 5. Бабино.
  

   В тоже время нельзя сказать, что археология обошла нас стороной. Я позволю себе некоторое отступление от Панов. Так, вот. Вышеуказанный археолог Леонтьев А.Е (Сарское городище), в 1976 году проводил археологические исследования в Бабино (совсем рядом с Панами), в Баскаково (ур. Городище нач. XI века) и Слободище (2-я пол. I тыс. н.э.). Обращает на себя внимание ур. Городище (небольшой лесной массив у д.Баскаково). Во-первых датировкой, а это ведь самое начало I тысячелетия н.э.! Время, первых городов в Северо-Восточной Руси, время массового заселения мерянских территорий. И, во-вторых самое интересное, - это обозначение урочища "Городищи". Любой археолог скажет, что это жу-жу  -ище, -ищи не спроста. У археологов понятие "городище" - это тип археологического памятника, укрепленное поселение, городок. Часто его ставили на высоких мысах рек, на их излучинах. Это и подтвердили раскопки (а вернее обследование) Леонтьева: лепная керамика, множество очажных камней и самое главное - усатый серебрянный перстень, найденный в культурном слое толщиной 0,3 м, и датированный началом XI в.!  Самые поздние находки (в 200 м от предыдущих) в Городищах отнесены к XIV веку. Вероятно тогда этот древний городок и прекратил своё существование.


  

   Кто жил в этом городке, - мерянское ли население, смешанное ли, покамест ответа ясного нет. Вообще культуру городищ относили к дьяковской культуре. Можно только сказать, обращая внимание на перстень, что далеко не землепашцы здесь жили. Ведь кто населял такие древнейшие городки? Ремесленники, торговцы, т.е. свободный люд. Так вот топоним Слободище на это тоже указывает. Как правило подле городков образовывались слободки (в отличие от городков слободки не укреплялись) торговых и ремесленных людей, освобождённых от какой-нибудь повинности или это поселение на вновь осваиваемых землях вблизи населённых пунктов коренного населения. Первые упоминания о таких слободках относятся к 9-10 векам ! Пишу эти циферки не латынью, а арабскими знаками, чтоб вы поняли о какой древности идёт речь! Т.е. например, таких городов как Ярославль (в современном понятии), Кострома, Москва и др. не существовало. Да, практически все наши древнерусские города и сами выросли из таких древнейших селищ. Ну, и Леонтьев в своём обследовании не ошибся, датировав культурный слой в Слободищах концом I тыс. н.э., т.е. это примерно 9-10 век и есть. Подытожим: около д. Баскаково на месте ур. Городищи (памятник природы кстати, плакат стоит) располагался укреплённый городок, близ которого, чуть выше по течению Касти было ещё одно поселение в виде слободки. Впрочем можно и предположить, что изначально в Городищах жило коренное мерянское (финно-угорское) население, а в слободке новгородско-ильменское (словене). Всё это и отразилось в названиях и дошло сквозь толщу времени до наших дней. Замечено, что топонимы довольно живучи во времени.

  Вы представьте себе, что тысяча и более лет назад в наших краях, был совсем другой топонимистический ландшафт, другие деревни вокруг этого городка. Другой язык, и так как это было до Крещения, другие верования, а значит вообще другая ментальность населения, уклад, иной взгляд на мир и т.д. Новые поселенцы наверное, ещё не так хорошо "мерекают" по-мерянски, а коренное население ещё не "трындит" по-словенски. Но, замес нового народа начался, или как говаривал один меченный политик "процесс пошёл". И называется он ассимиляция. Как и подтвердили и летописи и архелоги, всё проходило достаточно мирно. Без рывков, медленно, но верно и растянулось на 600 лет. Летописями зафиксирован чуть ли не единственный случай волнений мерянского населения, да и то это было на религиозной почве, в Ростове на земле летописной мери в конце XI века. Тогда же зарождался и новый язык. Хотя он был полностью скроен на основе словенского, но всё же не избежал влияния мерянского языка.

   Произошло это и потому, что вся административная верхушка Руси говорила и имела письменность на славянском языке. О мерянской письменности мы вообще ничего не знаем, была ли вооще такая? Но, в обыденной речи ещё встречается мерянский субстрат. Кока, кокуй (тётя, дядя), вёдро, падог, котомка, околеть (колема - смерть, мер.) и многие другие. Многие деревни, которые от наших мест совсем рядышком: Шачебол, Искробол, Яхробол, Цицерма и др. имеют чисто финские топонимы. Окончание - бол, переводится как деревня. Яхре - озеро, - вот вам и Озёрская деревня. Окончание - ма (в мерянском яз. продолжительное - ма-а) это земля, место. Например, мерямаа -  переводится как земля мери. А вот теперь мы и вернёмся, как я обещал к наименованиям известных у нас мест.

  Начнём с Басовского плёса, на который и выходила Озёрская дорога ведущая в ехрёмскую и костромскую стороны находящихся в старом Мерском стане. Вот, кто такой Басов и как он владел этим плёсом, - именно так многие старожилы отождествляют название местечка. Разочарую. Не было тут никакого Басова и рядом. Объясняю, - слово баса, басый это краса, красивый. Многие исследователи относят это слово к мерянскому субстрату, да и встречалось оно на территориях исторического расселения мери. 

  Т.е. плёс на р. Вопше это Красивый плёс. В таком документе, как "Материалы для истории сёл и деревень Костромской губ..." в записи от 7108 (1600) года говорится, что "у речки вопчей на красном плесе 20 копен" (сена).  Поскольку те, кто межевал и писал (Осип Плещеев и др.), были государственными мужами, читай чиновниками, то в официальной бумаге они использовали, ясный день, государственный язык. Поэтому и написали в переводе "красный плёс", то бишь красивый, который среди нашенских предков меряно-словен (русских) был известен как Баской (Басовский) плёс. Всё, как говорится, на своих местах.

  Тепереча о гидрониме Вопша. Изначально я полагал, что название этой лесной речушки имеет аналогичную природу. Но, эту речку во всех описях, и на некоторых картах вплоть до XX века величают "вопчей" и "объщей", что так оно и было. Река эта не входила ни в чьи владения и действительно являлась общей, и как в давность говорили - вопчей. Но письменный язык не отражал особенности местных говоров, так и дошло до нас через "ч". А особенности наших говоров заменять звук "щ" на "ш" наверное многие подмечали: пришемить, уташить, шебетать, шипать, шавель и т.д. Иногда слышится даже как двойная "ш" - "ташшить", "ташши" "ишши". Даже щи у нас шти. У меня бабушка, судя по всему буквы "щ" не знала. В старом письме недавно прочёл: "шшедрый".

Андрей Малышев. Мерянский язык. Merja Press. Москва 2013. Фото 2013, р.Касть, Которово. 

  Иногда, звук "щ" заменялся "ч": напр."вопчем" (вообщем). Так и с Вопшей получилось, была по-старому "вопчей", потом стали говорить "объщая" (что и зафиксировано на старых картах), а учитывая местный говор, в устной речи слышалось -"опшая" ("б" как "п"), либо симбиоз из старого и нового - "вопшая". Вот тебе, бабушка, и Юрьев день Вопша. Так как же она изначально называлась, при мери?

  Начну с того, что гидрологи как-то не выделяют Вопшу в отдельную реку. Водный реестр в этой речке видит продолжение русла Ухтанки уже содержащей в себе речки Саводранку, Поташевку и ниже Старосёлку. Где-то я читал, что не Саводранка впадает в Ухтанку, а наоборот. Тогда выходит Вопша это Саводранка. Абсолютно точно Саводранка это славянский гидроним. В тех же описях и переписных книгах ещё можно встретить "что на р.цицелме" или "чичелме" (местный говор тоже норовил "ч" на "ц" подменить). Правда так описывали участок русла в нижнем течении (после д.Высоково). Саводранка вероятно это речка Цицелма и есть. А Ухтанка? Чувствуется в названии и своё и что-то незнакомое! Да, правильно, в стародавних источниках она известна как Вохтома: "Да в том же селе (Вятское - А.К.) слободка за речкою Вахтомою, а в ней живут люди торговые, непашенные..."(1562 г.). Вот оно, ославянивание на лицо. Вохтома превратилась (русифицировалась) в Ухтанку, Цицелма в Саводранку, Корзла - Корзловка в Козловку. Наверняка и Старосёлка и Поташевка и др. малые реки носили финно-угорские гидронимы.

    Ну, в заключении, вернусь к Панам, т.к. образно говоря время собирать камни. Критский описывает Паны как место с холмиками с камнями. Был ли он непосредственно на нём, - вряд ли. Наверное с аборигенами пообщался, вот они-то про камни и сказали. То, что холмики с камнями на поле были, многие рассказывали.   До революции это место принадлежало Бабинским землям, и практически не вспахивалось, как раз из-за камней. А вот в кохозные времена его обрабатывали плугом неоднократно. В конце 70-х снова при земляных работах кости нашли. Тогда-то, как говорят и растащили камни. Но два камня внушительных размеров всё-таки сохранились. Один ближе к лесу, а второй у ручья пересошины. Вот о нём скажу немного слов.
 

Сидорово.

   Когда я бывал на Панах, ранее не обращал на него внимания. В 2010 году были там втроём и один из нас заметил, что камушек-то необычен и углубление в нём неприродного характера. Сняли его, выложили в Сеть... Через некоторое время на фото с камушком обратил внимание этнофутурист финно-угорской тематики, художник и создатель сайта merjamaa.ru Андрей Малышев.

 

А.Малышев на пути к Панам

Предложил совершить вояж к камню. Так нас собралось семь человек. Осмотр камня дал понять, что он действительно искусственно обработан. Кроме чаши, значительно ниже задерновки снова были видны следы работы каменотёсов. Камню хотели явно придать нужную форму. Причём обтёс внизу довольно симметричный, сколы явно выражены. При подкопе обнаружены отщепы и ещё какие-то артефакты указывающие на древность. Кто эти люди, которые здесь обитали, - высказали предположение, что похоже на т.н. культуру Каменных сверленых топоров (наприм.фатьяновцы). А это тысячи полторы до н.э.! Носители этой культуры довольно хорошо обрабатывали природный камень.


 

  Каково изначальное предназначение этого камня? Вполне может быть он служил для каких-то сакральных целей (наприм.жертвенник) и использовался носителями разных культур, которые в этих местах сменяли друг друга на протяжении нескольких тысячелетий. Неслучайно наверное здесь и могильник. В нашу историю этот камень выполнял межевую роль. На картах видно, что подле его сходятся пять, разного назначения, межей.


  

Владимир Шамов (на верхнем снимке третий справа). Камлание на вологодском камне.

   Много ещё хранит в себе Паново поле загадок, и определённо заслуживает (и не только оно) настоящих полномасштабных археологических раскопок. Вот и историк А.Ю. Данилов (ЯрГУ) пишет, что "археологами практически не исследовано ярославское Заволжье". Не пора ли начать, как говорят, собирать камни?

   В заключении предлагаю посмотреть небольшой документальный фильм из серии "Письма из провинции. Среднерусская Атлантида ", вышедший на канале ВГТРК "Культура" этой весной и в котором принимал участие Андрей Малышев.

 

Вот ещё новость по теме: http://merjamaa.ru/news/arkheologi_nashli_merjanskie_sokrovishha_pri_raskopkakh_pod_kostromoj/2014-08-19-921

А вот интересное мнение: http://rufabula.com/author/ilya-lazarenko/36

 

Просмотров: 5964 | Добавил: sidorovskyi | Теги: слободищи, паны, городищи | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 61
avatar
1 Pan76rus • 13:48, 28.08.2014
ну, вот как у нас говорят и баско
avatar
0
2 sidorovskyi • 17:36, 28.08.2014
значит померекаем
avatar
3 bazaltdanila • 10:14, 29.08.2014
Вот, жаль, мог бы из тебя выйти хороший историк.

А есть список литературы по этой теме?
avatar
0
4 sidorovskyi • 10:18, 29.08.2014
Он сейчас выходит)

А чё не с аккаунта?

Список, естественно есть. Да кто читать-то будет, не дэтиктиф и не блокъпастар чай ))).
avatar
5 bazaltdanila • 10:29, 29.08.2014
Да в чужой сети, с чужого компа. Да и забыл пароли. А тут смотрю гостям можно.

Да,"не все могут смотреть в завтрашний день" (с) )))

А вот как та учительница самостоятельно копала?
avatar
0
6 sidorovskyi • 10:36, 29.08.2014
Эх, а ещё модератор)  Я периодически карантин устраиваю (спам одолел), тебе повезло прорваться).

Да, не читая, многие в кличко могут превратиться))) и не смогут смотреть в з.д. lol . Ладно приклею...

Как она мне говорила, это её собственная инициатива, никто сверху не указывал. Так что в те времена этот случай "не из ряда вон".
avatar
38 rinda2010 • 21:59, 31.08.2014
учительнице можно копать, а мне ?
avatar
0
40 sidorovskyi • 22:18, 31.08.2014
Возвратитесь на машине времени на 50 лет назад и вам будет можно. С колхозом токмо договоритесь (что раз плюнуть) и вперёд и с песнями.
avatar
7 bazaltdanila • 10:46, 29.08.2014
Да, были времена...
А Городище это ведь у Баскаково? Всё правильно, это в большей степени дьяковская культура. Если гладкая лепная керамика, то очень похоже на мерян. 10-11 века в Заволжье только-только колонизация началась, а городище судя по всему уже было. Слой культурный 30 см это уже что-то! Леонтьев ведь тоже не полномасштабные раскопки вёл.
avatar
0
8 sidorovskyi • 10:52, 29.08.2014
Да, там. Это единственное у нас место, с городищем. Поэтому Леонтьев не ошибся. Да, в АК так и написано "обследовано". Ясно дело это не полноценные раскопки. Были бы они так я думаю много интересного ещё нашли. Можно увидеть остатки строений (срубы) и т.д. границы городка, где-нить и кладбище должно быть. Хоронили же где-то.
avatar
11 Pan76rus • 12:48, 29.08.2014
а простите серого, мы вот про этих людишек говорим?
"Предполагается, что «волосовцы» пришли с Урала, и ассимилировали местное население. На рубеже 3-2 тысячелетий до РХ сюда с юга или с востока прибыла культура принципиально нового облика, фатьяновская, с появлением которой в регионе наконец-то начался бронзовый век. Это были индоевропейцы, и даже, как думают некоторые лингвисты, балто-славяне (на этапе совместного, неразделенного существования этих этносов). Впоследствии фатьяновцы были полностью ассимилированы другими племенами эпохи поздней бронзы, как то абашевцами и поздняковцами. Абашевцы оставили такой яркий памятник, как Галичский клад, состоящий из хорошей выделки бронзовых предметов, произведенных на Урале в начале 2-го тысячелетия до РХ (рисунок 3). Почему-то финно-угорский компонент в результате этих миграций и ассимиляций только усилился, поскольку культуры раннего железного века (с 8 в до РХ по 5 в по РХ) с их развитым искусством выплавки металла из болотных руд носят уже явно финно-угорский характер. Поначалу люди здесь не строили городищ, но потом стали это делать, возводя валы, несшие на себе деревянные стены, и достигли в этом большого искусства. Может быть, эти крепости – след слияния, далеко не всегда мирного, господствовавших здесь в раннее время ананьинской и пьяноборской культур с пришлой дьяковской, в результате чего в том числе на территории будущей Костромской губернии стала складываться марийская народность."
avatar
0
12 sidorovskyi • 16:55, 29.08.2014
Так ты там, откуда приташшил и спроси. Твой аккаунт подходит для их сайта.

Я не так давно про все культуры книгу прочитал и там есть схема упрощенная какая от какой пошла. Могу в камент вставить.
avatar
0
15 sidorovskyi • 19:19, 29.08.2014
Вот вставляю. Хотя здесь тоже без сугреву не разберешь. Я так понял как к славянам идёт. А фино-угры это гаплогруппа N. Здесь R.

avatar
0
16 sidorovskyi • 07:10, 30.08.2014
"Волосовцы пришли с Урала" тут некоторая путаница, заложником которой я тоже был. Дело в том, что волосово-даниловский могильник относится к фатьяновской а.к., а не к волосовской. волосовская а.к. это с. Волосово, около Мурома. Вот они с Урала, да. Их то и сменили фатьяновцы (названы по д.Фатьяново, что в Яр. районе, - протобалты, из европы). Причем не просто сменили, а произошли серьезные стычки (археология доказало что это было кровавое противостояние), и наверное частично они их ассимилировали. Т.е. это были фатьяновцы на конечной стадии с примесью волосовцев, с протофинской кровью. Далее этих метисных уже фатьяновцев начали менять абашевцы (это поднепровцы, арийская группа), но выше москвы они вроде бы не замечены (у нас так точно), и дьяковцы. Вот дьяковцы с VII в. до н.э. (т.е. 2700 лет назад) в наших местах и ассимилировали остатки фатьяно-волосовцев. Дьяковцы это и есть меря и весь - типичные финно-угры.
То-бишь в ярославском заволжье (у нас) абашевцы (протоукры? tongue ) не просачивались. Т.е. поздние фатьяновцы это евро-угорцы, и потом стали финно-уграми (меря). А в 10-11 веках к нам завалились новгородские словене (их родословную см. в ком.№15) с бАльшой примесью скандинавской крови и подружились с веселыми мирными и пышногрудыми мерянками, которые "кровь с молоком" живущими в Городищах, Слободищах и вокруг и появились впоследствии такие "русские" чуваки как Pan76rus и sidorovskyi smile .

зы: кста поганки пошли. мы вчера как раз в городищах и лколо после обеда два ведра набрали. щас вот снова едем (везде куча тачек у лесополос). гнилья мало. основа пупсовики-красноголовики, падбики и б.груздь. коровка один штюк. море бабьих ушей (матрицы), но я их не беру.

городище из буланова (вчерась) баскаково из буланова
avatar
9 bazaltdanila • 10:56, 29.08.2014
Наверняка рядом могильник есть! А есть ли данные о находках костяков в этом районе?
avatar
0
10 sidorovskyi • 10:59, 29.08.2014
Есть, но на другом берегу близ бывшей д.Первенино в 71 году находили два скелета. Говорят "черные" были. Это значит очень древние. Но это в расстоянии 1-1,5 км. Не далековато ли?
avatar
13 bazaltdanila • 17:00, 29.08.2014
Аексей, а на конференцию в окт. собираешься?

а по-поводу далековато.... м-м может и не далеко. а зачем им за реку переправлять умерших. хотя...

а фильм ВГТРК чёткий сняли, ребята (меряне) молодцы
avatar
0
14 sidorovskyi • 17:55, 29.08.2014
Так то можно бы съездить. Тема вольная. Как со временем будет. Там ведь одним днём не обернешься, далековато, ночью возвращаться - так я к таким подвигам что-то уже не торт.

по фильму. А.Малышева заметили на ЦТВ, а ведь года четыре ПРО МЕРЯН ДАЖЕ И НЕ ЗАИКАЛИСЬ. А теперь и сайт, фильмы. Кстати советую Овсянок посмотреть. А тыж видел...

Вот многие говорят когда, мол это было, зачем. Так это тож самое если прадеда не знать (забыть).
avatar
17 Тимченко С. • 12:29, 30.08.2014
Я вот тоже такими вопросами интересуюсь, и где-то поднаторел. Я вашу картинку дополнил  посидел и сверил с источниками. Вообщем совпадает цепочка. Ну, тут не ошибка, а нет пока точной определённости среди археологами. Тут уже начало новой науки ДНК-генеалогии. Она то и позволяет уже локализовать истоки той или иной культуры.
Как гость не могу вставить сюда. Послал на почту. Вставьте пож-та.
avatar
0
18 sidorovskyi • 12:33, 30.08.2014
хорошо, вставляю
avatar
19 Тимченко С. • 15:28, 30.08.2014
Ещё с позволения добавлю, НАСЧЕТ ЗАХОРОНЕНИЙ.
Дьяковцы не делали рядом с городищами захоронений. Поэтому их долго не могли обнаружить. Их могильники были на значительном расстоянии от селища. Часто на другом берегу реки. Так что про те скелеты про которые здесь упомянули можно сказать что они из этого городища. Очень жаль мало арх.данных.
avatar
20 Светка • 23:36, 30.08.2014
Люди. добрые скажите. А куда эти волосовцы с фатьянцами ушли. Кто Середу построил. А у городищ написана деревня Баскаково. Может это татарский город.
avatar
0
21 sidorovskyi • 10:54, 31.08.2014
Светка, м-м как бы покороче мне ответить...
Волосовцы с фатьянцами в массе своей никуда не уходили. Первых вторые частично перебили, и частично ассимилировали. Ф. тоже также. Только их подмяли уже дьяковцы (финно-угры). Т.е. поздние меряне это ф.-у. + примесь предыдущих культур (их носителей). А потом (в 9-10 в.) подтянулись (спустились) новгородские словене и и разбавили мерян. Вот вам и русские.

Кто строил Середу... Так и хочется сказать СМУ-5 (строители).
Как селение Середа появилась, полагаю в послемонгольский период - это 15 век. Сначала появились погосты (наверно 11-12 века). У нас это Бабино и Подвязье. До этого периода были городища и селища. Меряне никогда бы не построили селение в отдалении от реки. Середа это типично торговое селение (вынос из погоста в более удобное место часто встречающийся факт). А именно в 15 в. были долгосрочные льготы от множества повинностей в заселении на новых местах. ссылка  ссылкаТогда то и появляется множество починков (новая деревня). Население росло и ему необходимо было где-то в своём районе совершать обмен, торг. Не по всем же деревням гонять.
Старые погосты для этих целей уже были неудобны (не отражали новых реалий) и поэтому эти новые сельца стали возникать в центре этих починков-деревень. И не случайно, примерно в 15-16 веке эти сельца, сёла начали попадать в описи и переписи. Так что многие деревни гораздо будут древнее Середы.

Городище это никакой не татарский город)))) Выбросьте это из головы. Баскаково названо по имени владельцев - Баскаковых, часто мелькавших среди владельцев земель по Касти. Наприм. Баскаковым в 17 веке принадлежали доли в Корзле и Бабино.
Татарский след идёт у нас от Казанских походов, а не от пресловутого ига 14 в. У нас куда ни плюнь везде татаро-монголами пахнет.
avatar
22 ЮАК • 12:43, 31.08.2014
Здравствуйте Алексей!Не могли бы Вы мне подробней раскрыть Вашу фразу"Татарский след идёт у нас от Казанских походов" или дать ссылку на какой источник.Спасибо.
avatar
0
24 sidorovskyi • 13:38, 31.08.2014
Я давно говорил на эту тему, вот немного наприм.здесь
avatar
23 ЮАК • 12:46, 31.08.2014
Я знаю одну историю,но она связана с Романовским уездом.
avatar
0
25 sidorovskyi • 13:41, 31.08.2014
...то что туда татар после взятия Казани заселили?
и под Костромой тоже. Закобякино наприм. в описях Успенское писали а с 17 ВЕКА вдруг Закобякиным стало. Тут или или.
avatar
26 Тимченко С. • 13:47, 31.08.2014
А татар (тех что крещены и перешли на моск. службу) на Корзле действительно немало было. Курдюки, Кафтыревы, Баскаковы, Кобяковы в периписях встречались. Не сравнишь конечно с Романовским уездом, там они кишели.
avatar
0
27 sidorovskyi • 13:51, 31.08.2014
Я ещё Казарина некого видел. (не оттуда ли Казара за Кастью). Кста Татарин и имя было.
avatar
0
28 sidorovskyi • 14:07, 31.08.2014
Баскаковы это не казанцы, а как раз обрусевшие те "татары" ведущие свой род от великого баскака владимирского Амирхана (13 в.). На Руси все кто с востока и с юга татарами обзывались. А это далеко не так. Впрочем этот пост не об этом... удалились мы.
avatar
32 rinda2010 • 21:25, 31.08.2014
татарами зачастую называли все тюркоязычные народы
avatar
0
34 sidorovskyi • 21:33, 31.08.2014
В Европе абсолютно всех кто был восточнее ВКЛ называли татарами. Существует польская миниатюра, где какой то (шляхтич) стоит на голове типичного славянина, облаченного в типично московитские одежды и подпись, что это поверженный татарин.
На руси и монголов татарами звали (татарове в летописях), но монголы не тюрки. Вообще татары это такой оксюморн и направо и налево... Надо взять Гумилева и перечитать.

вот нашёл, это оказалась не миниатюра: сопровождено такой надписью "«Фигура татарина под ногами Генриха II, герцога Силезии, Кракова и Польши, помещенная на
могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве с татарами при Лигнице
(Liegnitz), 9 апреля 1241 года»
. Ну, русская внешность, не правда ли?

avatar
42 rinda2010 • 19:47, 01.09.2014
так может монгол то и не было, только тюрки? а татарские отряды существовали и в первую мировую, компоновали в одно подразделение и татар и башкиров и азеров, и язык похож и вера и обычаи.
avatar
0
43 sidorovskyi • 19:56, 01.09.2014
ничё себе, вы оперируете параллельными линиями промеж которых добрых 700 лет.

а Бату кем кстати Чингизу приходился? это были реальные монголы. а уж какие они там народы увлекли в свой поток одному богу известно.

за 800-900 лет до монголов из сев.китая такая лава прокатилась, мама не горюй. монголам и не снилось. так вот эта лава и рим снесла. все народности перемешала.
avatar
46 rinda2010 • 21:04, 01.09.2014
кем Бату Темучину приходился и кто они были по национальности , точно не известно - паспорта утеряны, отделы ЗАГС " злые татаровя "сожгли biggrin
avatar
0
47 sidorovskyi • 21:16, 01.09.2014
ну, не знаю. не знаю про вашу реальность. в нашей реальности известно. да и племянник Батыев в Ростове похоронен.
avatar
51 rinda2010 • 20:36, 02.09.2014
да уж , наши ученые самые ученые ученые   biggrin , всё знают.только турки об этом не знают и считают бату хана турком и бюстик его слепили( говорят с натуры)
avatar
0
53 sidorovskyi • 21:13, 02.09.2014
...сказал учёный учёный
avatar
0
56 sidorovskyi • 10:23, 03.09.2014
Вот академический ответ кто и откуда татары:
"Во второй половине XII — начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя дало потом обобщенное имя всему монгольскому государству. Татары были другим здешним племенем, кочевавшим в районе озера Буир-Нур. Они враждовали с монголами, но позднее объединились под их началом. Но случилось так, что во внешнем мире и особенно на Руси именно это название — «татары» закрепилось за новым государством".
Это и в Казани преподают. А на турок нам фиолетово.

Вон и великие укры и колесо и комп придумали, черное море выкопали и первый космонвт в мире полетел в 1957 году - Мыкола Тимошенко))))
avatar
29 apn • 14:11, 31.08.2014
В Казани не татары, а булгары (волжские). Булгария там была.
avatar
0
39 sidorovskyi • 22:09, 31.08.2014
Согласен. Там бытует две точки зрения. Подлинная (большинство ученых и просвещенных людей) булгарская и татарская, якобы они потомки тех великих и  узасных "монголо-татар".
Булгары. они, булгары, правда бавленые. А кто не бавленый-то, разве макаки-резус.

Вот дополняю: "Однако уже в VII—VIII вв. сюда (Поволжье) проникали и раннетюркские племена, в результате смешения которых с местными финскими и угрскими сложилась народность, именуемая, в отличие от булгар причерноморских и болгар балканских, волжскими булгарами. Их язык был близок хазарскому и, возможно, это были наречия одного языка. Булгарская лексика сохранилась в нескольких надписях, личных именах, а также в «Словаре тюркских наречий» ученого из Кашгара (современный Китай) XI в. Махмуда Кашгарского, написанном на арабском языке. Позже значительная часть волжских булгар попала под влияние кыпчаков (половцев) и переняла их язык — это современные поволжские татары. Другая часть булгар сохранила, хотя и в сильно измененном виде, свой язык — это чуваши".( Боханов А.Н. Горинов М.М.)
avatar
48 rinda2010 • 21:22, 01.09.2014
хороша была Булгария , да утонула
avatar
0
30 sidorovskyi • 14:28, 31.08.2014
Светка, тему свалила на татар)
avatar
31 Светка • 15:12, 31.08.2014
А чё я то
avatar
0
35 sidorovskyi • 21:37, 31.08.2014
№20 может это татарский город :lol:
avatar
33 rinda2010 • 21:28, 31.08.2014
урочище слободищи  от баскакова совсем рядом, практически их только река разделяет (если описание на карту переложить)
avatar
0
36 sidorovskyi • 21:40, 31.08.2014
Слободище не урочище, а жилая деревня. Просто в АК ЯР даётся место вблизи нас. пункта. Копали метров 200 (приб.) ниже моста на выступе на левом берегу. Там не километр как указано а метров 700-800 по прямой от Слободищ. Я списывался с одним из участников. Просил более подробный отчёт. Второй год жду...
avatar
41 rinda2010 • 19:34, 01.09.2014
где находится деревня я знаю  biggrin , а на счет местонахождения арх. памятника  они что не правильно указывают? кстати этот носырь у моста регулярно затапливает( как жилища строить?) , а вот следующий ( 1 км)нет , и в описании сказано , что его распахивают( у моста пахать нечего).(остальное в личку)
avatar
0
44 sidorovskyi • 20:13, 01.09.2014
это по-поводу карты что-ли в книжке? хех! это типа карта как на пачке беломора)))
avatar
45 rinda2010 • 20:58, 01.09.2014
да нет , smile , описание то точное должно быть, 1 км на Ю-В от деревни ,верхний слой испорчен распашкой. карта так , для колорита
avatar
0
37 sidorovskyi • 21:46, 31.08.2014
карта (спутниковый снимок) внутри текста
avatar
49 apn • 08:11, 02.09.2014
sidorovskyi, как вы думаете когда на середских, бухаловских землях стала пропадать мерянская идентичность. или до какого примерно времени она как-то сохранялась.
avatar
50 Pan76rus • 10:04, 02.09.2014
идентичность сохраняется до сих пор, в какой-то мере, это видно по говору
avatar
0
57 sidorovskyi • 10:39, 03.09.2014
А-а-а я понял, это у тебя не олпанскей исык, а чиста мерянскей!!! Мерян елма - вядря елма! Баса!
avatar
0
54 sidorovskyi • 21:32, 02.09.2014
Тут, Андрей немного не прав. Говор это не язык. Субстрат в языке конечно имеется. И он очень мал и стремится к нулю. Языка мерян мы не имеем в принципе.  Он утрачен. На данном этапе он реконструируется на базе марийского и др. языков финской группы, причём достаточно удачно.
Имен нет (вернее не используются). А это и есть утрата идентичности. Про письменность я вообще не говорю. Её не существовало. Вернее не обнаружено.
Исследователь мерянского языка Ткаченко О.Б. показал, что последние волны идентичности мерян в костромском заволжье пропали в начале-середине 18 века. Имена мерянские (предположительно) встречались у нас доподлинно в 16 веке (Оран, Бреднево; Шеварь 1565г. и др.). Поэтому мы имеем полную, (я подчёркиваю) потерю мерянской идентичности. Но...
Мы имеем полное право, согласно законам РФ, на самоидентификацию. Время собирать камни. Хотите чувствовать себя мерянами, - пожалуйста. Я свой выбор сделал. И немного могу вас научить говорить по-мерянски)

елусь поелусь
avatar
52 rinda2010 • 20:40, 02.09.2014
да уж , я когда служил , мне говорили , что у меня какой то акцент и некоторые слова приходилось объяснять. smile
avatar
0
55 sidorovskyi • 21:37, 02.09.2014
...от дебилы.
а ведь мы ядро Расеи
avatar
58 Тимченко С. • 11:01, 03.09.2014
Т.н. "татарский след" это как я понимаю топонимы баскаково, рахманово, татарское. Где-то помню в краеведческих изданиях даниловских видел, что это идёт от т-м нашествия. Это не выдерживает никакой критики.
И поэтому, я считаю, что это "след" казанских переустройств 16 века. Дело в том, что все эти описи, (чтоб уж на 100% быть уверенным) находились в ГАКО. Территориально описываемые земли - костромские с покон веков (до 1780-х). Там-то мы и смогли бы прочесть истинных владельцев-выходцев из казанской среды. Но есть проблема, что они (описи) сгорели в 1982 году во время большого пожара уничтожившего около трети фондов ГАКО.
avatar
59 ustenkosv • 14:29, 15.01.2022
Замечательный материал. Значит Саводранка это и есть речка Цыцелма? Прекрасный пример двойственного гидронима.
Нет только окончательного решения по поводу Вопши. Так как же она изначально называлась, при мерянах?
По татарскому вопросу пришел к тем же выводам.
avatar
0
60 sidorovskyi • 08:24, 16.01.2022
думаю, что (и даже уверен) саводранка это цицелма и есть. с вопшей труднее. но то что "вопша" - производное от "общая" это здесь тоже уверен. и конечно, что эта речка имела финно-угорский гидроним. нонешное название как бы имитация под финнугорский.  старосёлка и поташевка и др., - безусловно имели другие гидронимы. для сравнения р. каменка в суздале по мерянски кидекша. село со знаменитым храмом сохранило это название. дело в том, что небольшую речушку новым поселенцам (колонизаторам) проще переименовать, чем скажем реку протекающую через бльшие площади земель, разных племён, народов и т.д. иначе возникает путаница. и ещё добавлю - на мой взгляд некоторые гидронимы возникли даже и не при финно-угорцах. а берут своё начало аж ещё с более лютых))) времён. подозреваю, что касть из тех...
avatar
61 ustenkosv • 13:00, 16.01.2022
а мне понравилась новая ф/у версия этимологии Касти из русско-вепсского словаря. Там обнаружился интересный корень kast, от которого куча "мокрых" слов образуется. Одно из которых kaste - роса. Касть - росянка, очень красиво!
avatar
Copyright MyCorp © 2024