Мне в личку ещё весной написали о том, что у нас дескать не такая уж и древняя история, - "а вот у других..." и "там т.н. места силы" и "камни-валуны ползучие" с "аномальными зонами", и т.д. Вот всё в такой волне. Что ж, наверное придётся восполнить пробел в пристрастиях к чему бы такому-этакому. Ну, про аномальные места, я думаю, говорить не будем. Это к товарищу Черноброву и иже с ним.
Впрочем, некоторые дают подтверждения и даже готовы показать "чертовы" места где, мол, у нас крутит-мутит и заводит, что даже впору всю одежонку вкупе с исподним выворачивать на леву сторону, чтобы найти дорогу домой. Так вот, - этот сказ не об этом, хотя если будет необходимость, можно и места с обитанием нечистой силы описать.
Сказ будет о местах доисторических. Да, конечно, и у нас такие есть и даже немного обследованы. Полномасштабных раскопок, конечно не было, но кое-что эти исследования могут рассказать. Вот, возьмём к примеру АК Ярославской области (2005), в разделе Даниловский район есть данные о пяти точках археологических обследованиях, проведённых за последние 35 лет и четыре из которых находятся на землях описываемых на сайте. И, знаменитый Волосово-Даниловский могильник, открытый более 50 лет назад Крайновым Д.А. тоже находится на землях Середского сельского поселения.
"Верстах в 30 от Данилова, в приходе села Бабина (близ деревни Старовой), находится ряд холмиков, покрытых большими, обросшими травою камнями; это могилы, в которых по местному преданию, похоронены какие-то "паны"; вероятней всего, происхождение их относится к Смутному времени, когда многочисленные шайки польских панов бродили в этом крае".
(П. Критский. Наш край. Опыт родиноведения. Ярославль. 1907 г.)
Да, дорогие читатели, эти строчки ярославского учителя П.А.Критского, в его известном труде о Ярославском крае, где он упомянул это местечко как местную достопримечательность в Даниловском уезде Середской волости.
К сожалению, время потихоньку делает своё дело, и хорошо известная среди старожилов легенда о польских панах, якобы упокоеных на этом поле, начала уходить в небытие.
Те, кто постарше и ещё застал на этом свете стариков конца 19-го и начала 20-го веков рождения, хорошо были осведомлены об этой легенде. Нам же, поколению которому за сорок, и ставшему глубоко интересоваться историей своих родных мест, отголоски панской легенды переданы в основном людьми, которые родились в 30-х годах прошлого века. Давайте попытаемся разобраться в этой древней истории.
Паны из космоса (с первого взгляда ничего примечательного)
Сначала о местоположении объекта. Этот участок находится южнее деревни Старово, с севера, чуть подалече, лежит деревня Сидорово. Немного юго-западнее деревня Фоминское. С юга, у самой низменной границы Панов протекает ручей, называемый пересошиной и весной текущий в сторону речки Старосёлки. Если от ручья смотреть в сторону севера (д.Сидорово), то мы увидим возвышение. Это и есть центр Панова поля. В ещё не такую далёкую бытность с Панов хорошо просматривались все близлежащие деревни. Самая ближняя, которая почти вплотную стояла у Панов, была канувшая в небытиё д.Троверхово.Теперь с Панов видно только деревню Старово, которая вошла в историю благодаря Критскому.
Вид на Паны из д. Старово. На заднем плане д. Фоминское. 1988 г. Фото предоставлено Алекс
Из текста, в эпиграфе видно, что Критскому, видимо, удалось пообщаться с местным населением, которое ему и поведало легенду о польских панах. Интересно, как эта легенда прикрепилась к этим местам, причём довольно стойко. Ну, во-первых поляки в Смутное время здесь достоверно бывали. И даже не единожды. Я здесь об этом писал неоднократно и подкреплял историческими фактами. Дело в том, что как раз Паны лежали в те времена на древнем пути от Костромы в село Даниловское, проходившем в глухих лесах и выходившем на Баском плёсе через реку Вопша. От Басовского плёса до Панов три версты. К топонимике и гидронимам мы ещё вернёмся.
Так вот, этот путь отряды Лисовского несомненно использовали и проходили этот участок. По стариковским преданиям на Панах прошёл бой местных с поляками. По одной из версий (слышал от Красильникова А.В.[1937-2010] и Волкова А., которые в свою очередь услышали это от стариков конца 19 века рождения) на выходе из лесов была, мол засада в которою и угодили поляки. Короче, им (полякам) на поле этом накостыляли рогатинами и здесь же и захоронили. Вот и назвали место Панами, ибо лежат здесь польские паны. Другая версия, которую я слышал от Уханова В.А., Семёнова В.Г., которые так же сослались на стариков, такова. Дескать, шло войско поляков (куда, откуда неясно) с огромной добычей награбленного добра. В отряде, само собой, было много раненых, которые не выдержали перехода и скончались в пути. Многих здесь же, на поле и похоронили вместе с сундуками ценностей, которые были, мол так велики, что сил тащить их больше не было. То бишь взяли не по ноше. Т.е. снова топоним приводит нас к польской теме.
Надо подчеркнуть, что последняя версия была, вероятно, настолько правдоподобна среди местного населения, что как рассказывали вышеназванные старожилы, что ещё деды их рассказывали, что это место часто, на предмет поиска этих самых польских сундуков копали. Например, Уханов В.А. со слов своего отца Александра Ивановича [1906-1983] (а ему поведал дед Петр), рассказывал, что Паны тогда усиленно перекапывали нашенские мужики, свято верившие в предание о польских панах и их агромадных сундуках с несметными сокровищами. Перекопали тогда чуть ли не всё поле со смещением в сторону бывшей деревни Троверхово.Судя по всему, кладов они там не нашли. А вот кости человеческие встречали. Их-то и посчитали за могилы поляков. Хотя, некоторых разбогатевших крестьян всё-таки подозревали в находке оных сокровищ.
Теперь, мы подбираемся к сути, и как говорится уже теплее. Ясное дело, копали как-то тайно, иначе было бы какое-нибудь дознание. Человеческие останки вещь нешуточная. Хотя, судя по рассказам, все давно поняли, что останки весьма древние, т.к. в обозримой давности здесь никто из местных захоронений не проводил. Вот и отождествляли эти костяки с поляками, ведь поле пановым испокон веков нарекли. Эти местные легенды в конце 1950-х годов заинтересовали учительницу истории Сидоровской школы Александру Дерябину. Она пообщалась со старожилом деревни Старово Яковом Ивановичем Коробовым [1887-1974]. Он-то и поведал ей местную легенду о панах-поляках, и о кладах. И показазал на то место, которое и называется у нас Паны
Александра Дерябина, решила организовать раскопки с учениками Сидоровской школы, для того что бы найти какие-нибудь доказательства польской легенды, стойко державшейся среди местных жителей. И поступила она (дай, бог ей многие лета) очень правильно, как никак историк. Лето 196... года (точно не помнит который год был) было очень жарким. Она с учениками, среди которых были Алексей Уханов [1951-2002] и Татьяна Сысоева, приступили к раскопам на Панах, в верхней их точке. Там был организован небольшой лагерь с навесом из брезента от нещадно палящего солнца.
В первый день особого ничего не нашли, дети очень устали от зноя и паутов. В раскопах только попадался древесный уголь. Копать было не так-то и легко, - на глубине полметра много камней. Уголёк это уже кое-что. На второй день, решили начать копать пораньше, дабы избежать жары. И в первом же раскопе (копали так же на верху), на глубине чуть больше метра (или около того) сначала снова пошли угли, а потом нашли каменный блин, который после водяных процедур оказался каменным сверленным топором (как точнее потом выяснилось). Александру Дерябину это насторожило. Она была человеком образованным и кое-что из археологических практик понимала. Самое главное, что она заметила, это то что в земле было обилие углей. Откуда это могло взяться в польских могилах? В XVII веке поляки всяко не использовали каменные топоры и не практиковали трупосожжение. Немного погодя были выкопаны и человеческие кости, череп и ещё один топор. Я спросил при разговоре Александру Константиновну, делала ли она какие записи, зарисовки на раскопках. Записывала, что-то в тетрадочку, сказала, а где она и куда подевалась не помнит, - больше полувека прошло.
Во втором раскопе так же обнаружились человеческие останки. Были какие-то металлические предметы, снова угольки. Она сразу отмела бытовавшую среди местных легенду о польских захоронениях. Это были очень и очень древние захоронения. И в том, что это именно захоронения она была уверена. Причем, она предположила, что вероятно умерших предавали огню. Обилие углей и следы огня на костях она сразу приметила. Глубина залегания примерно метр. Кто эти люди, жившие здесь более 1000 лет назад, ещё до крещения Руси, - вопрос оставался открытым. Судя по всему с работами графа Уварова она знакома не была.
Каменные топоры и металлические предметы были отвезены в Данилов (при этом про Данилов А.К. сказала как-то не уверенно). Как я ни старался разузнать, что эти железки из себя представляли, - она так и не могла вспомнить. Вот и все воспоминания о тех днях. Эх, а ведь буквально в это же время (1963), и совсем, можно сказать рядом (18 км) прогремел на весь археологический мир Волосово-Даниловский могильник, принадлежавший к фатьяновской культуре.
Вот такие люди жили за 3000-4000 лет до нас в наших краях, и может даже приходились нам дальней роднёй). Реконструкция по черепу из Волосово-Даниловского могильника, захоронение №12 (II-I тыс. до н.э. Фатьяновская культура)
Теперь почти на 100% можно сказать, что это не польские паны. Откуда тогда эта широко известная легенда о т.н. панах? Ну, во-первых -поляки здесь проходили в Смуту с очень большой долей вероятности. Был ли бой здесь, да ещё с нашей победой - маловероятно. В первый проход, их (поляков и др.) насчитывалось от 3000 до 5000 человек, а в 1615 г. 1200-1300. Во-вторых, - вряд ли наши малочисленные деревеньки, измотанные страшным голодом 1601 и 1602 г.г. и когда из-за практическии зимнего лета (оба года), Русь обезлюдела, смогли бы выставить даже сотню защитников. Деревни о ту пору насчитывали не более 5-6 дворов. Да и не все деревни, какие мы знаем, существовали тогда. А, вот преградить или затруднить движение захватчиков это вполне. Вспомните у Карамзина написано, что жители сопротивлялись - в лесу делали засеки. Костромской путь как раз и выходил на Паны. Вот спустя сотни лет одно на другое наложилось.
Кстати, уже во второй половине XIX века в просвещённом мире топоним "паны" уже не отождествляли с поляками. У простого же люда всё было с точностью до наоборот. Ещё до масштабных раскопок графа Уварова, на I Археологическом съезде было замечено, что курганы известны были в народе под названиями: паны, панки, пановы могилы и практически везде народ видел в этом "опустошение литовское".
Кельсиев А.И., проводивший раскопки в 1878 году близ Ростова писал насчёт панов: "Меня давно занимало широко распространенное название курганов: паны, панки, панские или пановы могилы, равно и обилие деревень с такими названиями в местностях, где встречаются курганные кладбища. Употребление для курганов того же названия даже в Олонецкой и Архангельской губерниях, где поляки никогда не были, заставило меня предполагать в звуке "пан" нечто иное".
Кельсиев, не будучи языковедом обратился за помощью к питерскому фенологу Майнову В.Н., попросив объяснить значение слова "пан" в угорских и урало-алтайских наречиях России. Ответ был чрезвычайно любопытен и содержал в себе следующее: "по-весьски или по-чудски, "паннен"' значит класть, полагать, а пангед - могила; по-карельски, панап - хоронить. Исходя из этого, названия курганов "паны" и "панки" можно было объяснить корнями финно-угорских языков и предположить, что оставлены они народом, обитавшим до прихода славян. А именно мерей. Это предположение было на правильном пути. Спустя много лет, уже в советский период, эта же мысль была высказана и Горюновой Е.И. специалистом по финно-угорской археологии и этнографии.
Тем временем мерянские изыскания набирали силу. Большой вклад на этом поприще сделал Леонтьев А.Е. А уже в 1980-е годы языковед Ткаченко О.Б. подошёл к изучению мерянского языка довольно плотно и в 1985 году вышел его труд "Мерянский язык". В 2007 г. в Костроме издана книга "Исследования по мерянскому языку", где он пришёл к тем же выводам о панах, что исследователи до него.
Итак, в этом можно подвести черту: "паны" и "панки" - мерянские названия кладбищ. Т.е. у нас, недалеко от деревни Старово, вероятно, находится некий могильник. К какой культуре он относится, фатьяновской, волосовской или ещё какой, - без проведения профессиональных раскопок сказать практически невозможно.
Карта археологических памятников Даниловского уезда. 2005. 1. Беклюшки. 2,3 Городище (Баскаково). 4. Слободищи. 5. Бабино.
В тоже время нельзя сказать, что археология обошла нас стороной. Я позволю себе некоторое отступление от Панов. Так, вот. Вышеуказанный археолог Леонтьев А.Е (Сарское городище), в 1976 году проводил археологические исследования в Бабино (совсем рядом с Панами), в Баскаково (ур. Городище нач. XI века) и Слободище (2-я пол. I тыс. н.э.). Обращает на себя внимание ур. Городище (небольшой лесной массив у д.Баскаково). Во-первых датировкой, а это ведь самое начало I тысячелетия н.э.! Время, первых городов в Северо-Восточной Руси, время массового заселения мерянских территорий. И, во-вторых самое интересное, - это обозначение урочища "Городищи". Любой археолог скажет, что это жу-жу -ище, -ищи не спроста. У археологов понятие "городище" - это тип археологического памятника, укрепленное поселение, городок. Часто его ставили на высоких мысах рек, на их излучинах. Это и подтвердили раскопки (а вернее обследование) Леонтьева: лепная керамика, множество очажных камней и самое главное - усатый серебрянный перстень, найденный в культурном слое толщиной 0,3 м, и датированный началом XI в.! Самые поздние находки (в 200 м от предыдущих) в Городищах отнесены к XIV веку. Вероятно тогда этот древний городок и прекратил своё существование.
Кто жил в этом городке, - мерянское ли население, смешанное ли, покамест ответа ясного нет. Вообще культуру городищ относили к дьяковской культуре. Можно только сказать, обращая внимание на перстень, что далеко не землепашцы здесь жили. Ведь кто населял такие древнейшие городки? Ремесленники, торговцы, т.е. свободный люд. Так вот топоним Слободище на это тоже указывает. Как правило подле городков образовывались слободки (в отличие от городков слободки не укреплялись) торговых и ремесленных людей, освобождённых от какой-нибудь повинности или это поселение на вновь осваиваемых землях вблизи населённых пунктов коренного населения. Первые упоминания о таких слободках относятся к 9-10 векам ! Пишу эти циферки не латынью, а арабскими знаками, чтоб вы поняли о какой древности идёт речь! Т.е. например, таких городов как Ярославль (в современном понятии), Кострома, Москва и др. не существовало. Да, практически все наши древнерусские города и сами выросли из таких древнейших селищ. Ну, и Леонтьев в своём обследовании не ошибся, датировав культурный слой в Слободищах концом I тыс. н.э., т.е. это примерно 9-10 век и есть. Подытожим: около д. Баскаково на месте ур. Городищи (памятник природы кстати, плакат стоит) располагался укреплённый городок, близ которого, чуть выше по течению Касти было ещё одно поселение в виде слободки. Впрочем можно и предположить, что изначально в Городищах жило коренное мерянское (финно-угорское) население, а в слободке новгородско-ильменское (словене). Всё это и отразилось в названиях и дошло сквозь толщу времени до наших дней. Замечено, что топонимы довольно живучи во времени.
Вы представьте себе, что тысяча и более лет назад в наших краях, был совсем другой топонимистический ландшафт, другие деревни вокруг этого городка. Другой язык, и так как это было до Крещения, другие верования, а значит вообще другая ментальность населения, уклад, иной взгляд на мир и т.д. Новые поселенцы наверное, ещё не так хорошо "мерекают" по-мерянски, а коренное население ещё не "трындит" по-словенски. Но, замес нового народа начался, или как говаривал один меченный политик "процесс пошёл". И называется он ассимиляция. Как и подтвердили и летописи и архелоги, всё проходило достаточно мирно. Без рывков, медленно, но верно и растянулось на 600 лет. Летописями зафиксирован чуть ли не единственный случай волнений мерянского населения, да и то это было на религиозной почве, в Ростове на земле летописной мери в конце XI века. Тогда же зарождался и новый язык. Хотя он был полностью скроен на основе словенского, но всё же не избежал влияния мерянского языка.
Произошло это и потому, что вся административная верхушка Руси говорила и имела письменность на славянском языке. О мерянской письменности мы вообще ничего не знаем, была ли вооще такая? Но, в обыденной речи ещё встречается мерянский субстрат. Кока, кокуй (тётя, дядя), вёдро, падог, котомка, околеть (колема - смерть, мер.) и многие другие. Многие деревни, которые от наших мест совсем рядышком: Шачебол, Искробол, Яхробол, Цицерма и др. имеют чисто финские топонимы. Окончание - бол, переводится как деревня. Яхре - озеро, - вот вам и Озёрская деревня. Окончание - ма (в мерянском яз. продолжительное - ма-а) это земля, место. Например, мерямаа - переводится как земля мери. А вот теперь мы и вернёмся, как я обещал к наименованиям известных у нас мест.
Начнём с Басовского плёса, на который и выходила Озёрская дорога ведущая в ехрёмскую и костромскую стороны находящихся в старом Мерском стане. Вот, кто такой Басов и как он владел этим плёсом, - именно так многие старожилы отождествляют название местечка. Разочарую. Не было тут никакого Басова и рядом. Объясняю, - слово баса, басый это краса, красивый. Многие исследователи относят это слово к мерянскому субстрату, да и встречалось оно на территориях исторического расселения мери.
Т.е. плёс на р. Вопше это Красивый плёс. В таком документе, как "Материалы для истории сёл и деревень Костромской губ..." в записи от 7108 (1600) года говорится, что "у речки вопчей на красном плесе 20 копен" (сена). Поскольку те, кто межевал и писал (Осип Плещеев и др.), были государственными мужами, читай чиновниками, то в официальной бумаге они использовали, ясный день, государственный язык. Поэтому и написали в переводе "красный плёс", то бишь красивый, который среди нашенских предков меряно-словен (русских) был известен как Баской (Басовский) плёс. Всё, как говорится, на своих местах.
Тепереча о гидрониме Вопша. Изначально я полагал, что название этой лесной речушки имеет аналогичную природу. Но, эту речку во всех описях, и на некоторых картах вплоть до XX века величают "вопчей" и "объщей", что так оно и было. Река эта не входила ни в чьи владения и действительно являлась общей, и как в давность говорили - вопчей. Но письменный язык не отражал особенности местных говоров, так и дошло до нас через "ч". А особенности наших говоров заменять звук "щ" на "ш" наверное многие подмечали: пришемить, уташить, шебетать, шипать, шавель и т.д. Иногда слышится даже как двойная "ш" - "ташшить", "ташши" "ишши". Даже щи у нас шти. У меня бабушка, судя по всему буквы "щ" не знала. В старом письме недавно прочёл: "шшедрый".
Андрей Малышев. Мерянский язык. Merja Press. Москва 2013. Фото 2013, р.Касть, Которово.
Иногда, звук "щ" заменялся "ч": напр."вопчем" (вообщем). Так и с Вопшей получилось, была по-старому "вопчей", потом стали говорить "объщая" (что и зафиксировано на старых картах), а учитывая местный говор, в устной речи слышалось -"опшая" ("б" как "п"), либо симбиоз из старого и нового - "вопшая". Вот тебе, бабушка, и Юрьев день Вопша. Так как же она изначально называлась, при мери?
Начну с того, что гидрологи как-то не выделяют Вопшу в отдельную реку. Водный реестр в этой речке видит продолжение русла Ухтанки уже содержащей в себе речки Саводранку, Поташевку и ниже Старосёлку. Где-то я читал, что не Саводранка впадает в Ухтанку, а наоборот. Тогда выходит Вопша это Саводранка. Абсолютно точно Саводранка это славянский гидроним. В тех же описях и переписных книгах ещё можно встретить "что на р.цицелме" или "чичелме" (местный говор тоже норовил "ч" на "ц" подменить). Правда так описывали участок русла в нижнем течении (после д.Высоково). Саводранка вероятно это речка Цицелма и есть. А Ухтанка? Чувствуется в названии и своё и что-то незнакомое! Да, правильно, в стародавних источниках она известна как Вохтома: "Да в том же селе (Вятское - А.К.) слободка за речкою Вахтомою, а в ней живут люди торговые, непашенные..."(1562 г.). Вот оно, ославянивание на лицо. Вохтома превратилась (русифицировалась) в Ухтанку, Цицелма в Саводранку, Корзла - Корзловка в Козловку. Наверняка и Старосёлка и Поташевка и др. малые реки носили финно-угорские гидронимы.
Ну, в заключении, вернусь к Панам, т.к. образно говоря время собирать камни. Критский описывает Паны как место с холмиками с камнями. Был ли он непосредственно на нём, - вряд ли. Наверное с аборигенами пообщался, вот они-то про камни и сказали. То, что холмики с камнями на поле были, многие рассказывали. До революции это место принадлежало Бабинским землям, и практически не вспахивалось, как раз из-за камней. А вот в кохозные времена его обрабатывали плугом неоднократно. В конце 70-х снова при земляных работах кости нашли. Тогда-то, как говорят и растащили камни. Но два камня внушительных размеров всё-таки сохранились. Один ближе к лесу, а второй у ручья пересошины. Вот о нём скажу немного слов.
Сидорово.
Когда я бывал на Панах, ранее не обращал на него внимания. В 2010 году были там втроём и один из нас заметил, что камушек-то необычен и углубление в нём неприродного характера. Сняли его, выложили в Сеть... Через некоторое время на фото с камушком обратил внимание этнофутурист финно-угорской тематики, художник и создатель сайта merjamaa.ru Андрей Малышев.
А.Малышев на пути к Панам
Предложил совершить вояж к камню. Так нас собралось семь человек. Осмотр камня дал понять, что он действительно искусственно обработан. Кроме чаши, значительно ниже задерновки снова были видны следы работы каменотёсов. Камню хотели явно придать нужную форму. Причём обтёс внизу довольно симметричный, сколы явно выражены. При подкопе обнаружены отщепы и ещё какие-то артефакты указывающие на древность. Кто эти люди, которые здесь обитали, - высказали предположение, что похоже на т.н. культуру Каменных сверленых топоров (наприм.фатьяновцы). А это тысячи полторы до н.э.! Носители этой культуры довольно хорошо обрабатывали природный камень.
Каково изначальное предназначение этого камня? Вполне может быть он служил для каких-то сакральных целей (наприм.жертвенник) и использовался носителями разных культур, которые в этих местах сменяли друг друга на протяжении нескольких тысячелетий. Неслучайно наверное здесь и могильник. В нашу историю этот камень выполнял межевую роль. На картах видно, что подле его сходятся пять, разного назначения, межей.
Владимир Шамов (на верхнем снимке третий справа). Камлание на вологодском камне.
Много ещё хранит в себе Паново поле загадок, и определённо заслуживает (и не только оно) настоящих полномасштабных археологических раскопок. Вот и историк А.Ю. Данилов (ЯрГУ) пишет, что "археологами практически не исследовано ярославское Заволжье". Не пора ли начать, как говорят, собирать камни?
В заключении предлагаю посмотреть небольшой документальный фильм из серии "Письма из провинции. Среднерусская Атлантида ", вышедший на канале ВГТРК "Культура" этой весной и в котором принимал участие Андрей Малышев.
Вот ещё новость по теме: http://merjamaa.ru/news/arkheologi_nashli_merjanskie_sokrovishha_pri_raskopkakh_pod_kostromoj/2014-08-19-921
А вот интересное мнение: http://rufabula.com/author/ilya-lazarenko/36
|