Пятница, 15.11.2024, 13:19



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (67)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 
Главная » 2015 » Июль » 22 » Середской сыр-бор
04:51
Середской сыр-бор

В Середе случился очередной "сыр-бор", волны которого выплеснулись на страницы районной газеты "Северянка". Столкнулись позиции из-за земли в историческом центре этого старинного села. Для ознакомления с сутью проблемы пришлось вспомнить давно забытое словечко "достать". Достал я не дефицит, а газету "Северянка" ибо эти номера, где находились сыр-борные статьи, пока только в бумажном варианте. (Пришлось их переснять. Вот они, без первой статьи, - ознакомьтесь здесь)

Изучил, прочитал. Задумался глубоко. Крепко. Думаю, куда переметнуться). Так вот, начали созревать некоторые мысли...

 

Да, господа присяжные заседатели, когда-то в Середе производился сыр, но теперь чаще появляется добавка к былому продукту "-бор". Вот тут некоторые спрашивают про слово "очередной". Нет, ну я понимаю, что допустим, крупный населённый пункт типа города, способен генерировать множество новостин. Как позитивных, так и не очень. Но что бы небольшое село...

Невольно вспоминается поговорка - мал клоп, да вонюч. Тут и передряги с пропажей церковного имущества в 90-х, и рыловский лес и пресловутая мегасвалка.
Теперь вот любуюсь набором статей в "районке". ("Северянка" от 3.06.15, 2.07.15, 9.07.15, 16.07.15) И как их окрестили местные - резонансные! Как прям в мегаполисе. Даже глава середского сельского поселения целый разворот газетного пространства наговорил.
Вас ист лос, - как выражаются наши исторические товарищи, которые нам товарищам совсем не товарищи или те, которым смерть, а нам хорошо. К чему это я немцев упомянул? А про практичность и прагматизм и другие евроругательства не слыхали? Не? Ладно, к сему мы ещё вернёмся, а сейчас погрузимся в гущу сути или в суть гущи - кому как нравится.

Если очень кратко, то обрисую для тех, кому нафинг не нужно погружаться в эту самую гущу, но всё-таки любопытствуют, запасаясь попкорном. Камнем преткновения послужил небольшой участочек земли, обоюдно примыкающий к частному домовладению и к территории за памятником сельчанам погибшим в ВОВ. ссылка на кадастровый план

Администрация склонилась, вернее переключила тумблер сделки в положение "одобрено". Вроде рутинная работа, и всего-то.  Ан, нет! Возмутилась некоторая часть общественности. Причём, та её часть, которая ну, никак не хочет попадать в категорию "иванов не помнящих родства". Некоторые из них мне знакомы. И пошла писать губерния! И это даже зер гут. Так в чём же сыр-бор?

Дело в том, что этот вожделённый кусочек землицы, вполне может таить в себе историческое наследие. В чём заключается это пресловутое наследие? Во-первых вполне вероятно, что площадь этого куска может заползать на периметр старого (читай древнего) кладбища. Таращите глаза? Удивляетесь? Тогда вы как раз и есть те самые "ваньки" с короткой памятью.

Ах, мы не знаем, ах нам надо доказательства точных границ старинного погоста. Да, никто вам это точно не скажет. Ни в одном архиве, включая РГАДА, куда с большой степенью вероятности попали сведения о с. Фёдоровском (будущей Середе) до XVI века, точных границ прицерковного кладбища нет и быть не может.

До XV века эти земли, и аж само село Даниловское (г.Данилов) состояли в Костромском уезде. Зачем вообще надо знать границы старинного кладбища подле Смоленской церкви? Вернее в них даже поначалу вопрос не стоял, чиновники-руководители вообще засомневались в вероятности прицерковного кладбища.

Ну, я тогда не знаю откуда берутся такие "знатоки-чиновники" если не ведают, что абсолютно любое сельское кладбище имеет и имело кладбищенский погост. К термину "погост" я ещё вернусь. Логически выходит, что некоторые руководители либо вообще оторваны от русской истории, либо пришельцы с других неведомых планид.

Ещё больше я удивился словам Андрея Евгеньевича (для тех, кто в танке - глава ССП), дескать танцплощадка, да на костях это для него жуть какая-то! Тю! А шо, это Вас  так удивило что-ли?

- Добро пожаловать в Россию, Андрей Евгеньевич! Вы, удивлены танцплощадкам на костях? Да, легко! Первое, что пришло на ум - Питер! Почитайте хоть Википедию о кладбищах Москвы, например. 

А про ресторан "Медведь", вкупе с расположенным рядом общественным туалетом в Ярославле, село Великое в Гаврилов-Ямском районе, ярославскую Октябрьскую площадь слышали?  А катание с горы в гробах, из вскрытого и разграбленного склепа дворян Некрасовых в Аббакумцеве, выбрасывание мощей святых - классические примеры-аналогии с "танцплощадкой на костях", которая Вас так шокировала, ознакомлены? По тексту в "Северянке" это не похоже.

А упоминание про ничтожность суммы и скорость сделки напоминает новозаветные 30 сребренников. Кстати, знаете как их потратили? А вот в Середе наоборот выходит: кладбищенская земля приобретается под домовладение.

За памятником те самые берёзы, стоящие либо на месте кладбища, либо на месте старого торга. Так или иначе это место исторического истока села и в этом культурном слое можно обнаружить многие артефакты при археологических раскопках.

Апеллирование к неухоженности территории, замусоренности и месту сбора на "бух-учёт" маргиналов весьма и весьма притянуто за уши. Ведь где только не мусорят и распивают - на Волжской набережной например, - и что? Волжскую набережную кто-то из-за этого вознамерился продать? А Богоявленскую площадь?

А-а, примеры всё крупные. Понимаю. Середа ж село. ДерЁвня. И не может быть никакого исторического центра - древнего ядра, с чего собственно и началось Фёдоровское. Ну уж, если свыше полтысячи лет не история для кого-то, то остаётся только руками разводить.
Подписи видим, стоят "совета старейшин", которые "мынижеподписавшиеся". Они-то знают историю своего села?

Думаю, далее чем на 50-70 лет назад горизонт их компетентности исчерпывается. 70 лет, согласитесь не полтыщщи. Так что целая страница слова главы поселения - слабое оправдание, мягко говоря. А по-другому ещё говорят - фиговый листок.

Теперь о деревьях. Или о доводах и об охах и ахах противоположной, патриотически настроенной стороны - типа "баба Яга против". Вот тут один товарисч дописался до того, что мол берёза символ Победы! Это хорошо, что я при чтении сего откровения не производил приёма пищи.

О, русская берёза (именно русская, потому как она есть во многих других высокоширотных странах) за что тебе это досталось? И мэйлы новгородцы на бересте писали, и на уголь-то переводили, что аж целый город назвали, и афедроны ей хлестали, и эмигранты взасос стволы ейные лобызали. Про ещё одну пикантную вещицу деревенских матрон умолчу. Всего и не счесть!

А, да - ещё сжигали символы Победы в топках печей. Сейчас же жарим шашлык-машлык на углях из того же символа Победы! Самим-то не смешно? Что-то много "скреп" развелось, куда ни плюнь - оба-на и в скрепу попадёшь, статью пришьют за оскорбление чувств верущих. Кстати о берёзках.

Вот всё про осину твердят, мол нечистое деревце, но попрубуйте в берёзовом срубе выжить. Крестьяне некоторые пробовали, но часто впадали в немочь и бывало умирали. Читайте, господа Андрея Болотова и Балова, которые эту "особинку" берёзки подметили. Вот таков он символ - палка о двух концах. Так, что оставьте в покое белые берёзы, равно как и красные, синие и прочие. Да и князя Владимира тоже.

Далее о серьёзном и без, как говорится, эмоций. Из всех статей наиболее убедительная у Колобениной Г.И. Кладбище с северной стороны Смоленской церкви было и это однозначно. Какие у него были границы - Бог весть. Но кое-где периметр прослеживается и без всяких архивов. Ниже я подробно этот момент попытаюсь разобрать. Имеющиеся под рукой документы позволяют пролить свет на этот вопрос.

Я же пойду дальше и скажу, что даже кладбище не главное. Как я уже говорил выше, у каждого старинного населённого пункта есть историческое ядро. Что же это такое? Вся начинка этого ядра скрыта в культурном слое. Напластований там может быть - вагон и маленькая тележка! Именно эти культурные слои "рассказывают" археологам о далёком прошлом. Толщина слоя говорит о древности и о начале заселения этого холма-суходола. По моим прикидкам Фёдоровское (теперешнее), возникло не ранее XV века. Т.е. на большую древность оно не претендует.

По соседству находятся два погоста: Подвязье и Бабино. Вот они есть первые форпосты новгородско-ильменской экпансии в коренные мерянские земли. Им (погостам) свыше 1000 лет! Середа, если заметите не имеет естественных укреплений, ничем не защищена в отличии от более древних селищ. Стоит на суходоле-холме. В глубокой древности на холмах коренное население не селилось. Но холмы, возвышения, суходолы использовались как места языческих поклонений. Позднее на их месте ставились христианские храмы. К чему я клоню?

К тому, что под 600-летним культурным слоем вполне может оказаться над материком ещё что-нибудь, относящееся к дохристианским и доновгородским временам. Или нас это уже не интересует? К месту говоря, в середине 1970-х годов археолог Леонтьев А.Е. производил изыскания на погосте Бабино (см. Арх.карту Яр.обл.) и в урочище Городищи (у Баскаково). Все датировки предметов тысячелетние. А у Слободищ вообще середина I-го тыс. н.э.! И это только первоначальные исследования. Вообще, как замечают учёные, ярославское заволжье в археологическом плане мало исследовано, а искать есть что.

Вспомним как открыли Волосовский могильник (недалеко от Середы), который дал много нового в плане находок, представляющих научную ценность. А как нашли Аркаим и другие артефакты, принесшие широкую известность разным селениям помните? Костёнки, Сунгирь...
В Середе же историческое ядро мало-помалу ползучим образом кусочками распродаётся. Везде принято не вести никакую застройку в таких местах, если что-то хотят построить, то обязательно проводят раскопки. Или Середы это культурное европейское правило не касается? К чему необычайная поспешность в таком решении? Знаете на что часто сетуют археологи, - на нарушение культурного слоя. А тут вообще исторический лоскутик попадает в частную собственность.

В начале я упомянул про немцев, славящихся практичностью, т.е. эта черта присуща многим европейцам. У нас в России живут сиюминутным порывом не думая и не загадывая в будущее.

Представим гипотетически, что лет так этак через дцать молодой учёный Василий Пупкин выдвинет научное обоснование теории о далёких предках, обитавших на середском суходоле. Другой молодой археолог Пётр Тыркин начнёт проводить раскопки в районе церковного места и обнаружит подтверждение теории Пупкина в виде клинописи или древнейших предметов культа (да мало-ли чего, может там стоянка древнего чела была). Запросит на расширение, а никак-с! Заборчик частный. И вспомнится теперешняя история, у которой есть и имена и фамилии "мынижеподписавшихся" (кэш Гугла всё помнит)). И попомнятся все "добрым" словом. Почему? Да потому, что не по-европейски, непрактично и недальновидно поступили. Да, не все могут смотреть в завтрашний день.

А теперь попробуем вычислить это самое историческое ядро Середы подручными документиками. Т.е. ударимся в фактологию. Отставим в сторону князя Владимира в обнимку с берёзами и с танцплощадкой. Что имеем: фотки, карты, планы, тексты, спутниковую съёмку, свидетельства очевидцев. Поверьте этого набора немало. Это уже кое-что! Фото тех лет не запечатлило кладбище. Но, я уверен где-то наверное, у кого-то такие снимки лежат, пылятся и ждут своего часа.

Очевидцы. У меня есть два рассказа от двух очевидцев (ныне здравствующих и живущих в Середе) про стройку магазина в 1981 (или 1982 прим.) году, который с северной стороны церкви. Некоторые его называют "на костях". Так вот, при подготовке фундамента обнаружилась масса человеческих костей, черепов. Всё это добро вывозилось на тракторе в сторону Данилова. Т.е. сами середские рабочие к 1980-м не знали о былом кладбище, хотя в Середе ещё жили старожилы под сто лет, которые родились  в 80-х, 90-х годах позапрошлого века, и наверняка посещавших кладбище. Но теперь поезд ушёл.

Нынешние старожилы, к которым отсылают некоторые, это родившиеся в конце 20-х и 30-х годах, в массе своей ничего, что что-то пролило бы свет на этот вопрос, сказать не могут. Снос кладбища должен отобразиться в документах советской эпохи. Наверняка есть какие-то сохранившиеся формуляры, дела и т.д.

Далее переходим к картинкам, что бы очертить старинное ядро села. Само село обосновалось на холме-суходоле, в центре территории с небольшими деревеньками. Вероятнее всего оно возникло как некий торговый хаб. Старые погосты уже не удовлетворяли по своему низинному и неудобному расположению торговым отношениям, ввиду увеличения как населения так товарооборота. Середа типичное торговое село. Слово погост стало подразумевать сельское кладбище где-то ближе к XX веку.

Первоначально - погост это центр податного округа. Читай административный центр. Слово погост восходит ещё ко временам княгини Ольги, которой и приписывают создание этой системы сбора податей с вассального населения. В погосты свозилась вся дань с близлежащей округи.

Если взять карту Менде, и выделить в Ярославской губернии только погосты, то мы увидим равномерную сеть этих первых на Руси административных центров. Погост, а вокруг него деревни да починки. Не зря в погосты часто заглядывали "гости" - купцы, дабы купить из первых рук какой-либо товар у аборигенов. И гостям хорошо и автохтонцам. Отсель пошло слово погостить.

Интересная вещь - у многих народов и в разных языках слово гость имеет схожесть. Гость это торговый человек издалека. Как я уже сказал, в нашей округе настоящих погоста было два: Бабино и Подвязье. С них-то всё и началось. Из них выделилось два сельца. От Подвязья - Федоровское, а от Бабино пошло сельцо Бухалово. Вообщем с термином погост более-менее разобрались. Т.е. изначально это не кладбище.

Теперь о сельце как о понятии. Сельцо это населённый пункт (в старину) имеющий либо часовню, либо барскую усадьбу (вотчинный двор), что чаще. И Федоровское и Бухалово первоначально писались сельцами. Стало быть полноценными приходами не являлись. Выстраивалась церковь и сельцо переходило в ранг села. Что побудило владельца федоровской вотчины перенести центр из Подвязья на суходол, этого мы не узнаем, но вероятнее всего это удобность расположения. Может на этом месте и до возникновения селения уже были какие-то зачатки товарных отношений. Вот князюшко и перебрался поближе (сел на денежный поток) к "трубе", стал т.с. тамговать. Вот для выяснения всего этого и проводятся раскопки.

1. 1792 год. Обратите внимание на северный и восточный посады. Между ними и церковью (она тогда была деревянной) имется отступ. И не спроста!

2. От середины дома Косовского и левее сплошь стоят лошади. Значит кладбища тогда (на тот момент) там не было. (фото Колобениной Г.И.)

3. Другой ракурс. Здесь мы видим ограду церкви с востока. Она примыкает к торговым рядам. (фрагмент фото Колобениной Г.И.)

3а. Этот же снимок при увеличении показывает наличие надгробий с крестами с южной стороны храма. Далее памятники просматриваются и за оградой с днревьями. Теперь это закатано под ровный грунт.


4. Теперь узреваем восточные ворота, ныне утраченные. Народ стоит значительно правее их. Это место торга. (фото Колобениной Г.И.)

5. Вот она северная сторона церкви. Снимок сделан с колокольни 100%. Видим прилегающую улицу с двухэтажным домом. Отсюда начинался северный посад. А через дорогу наблюдаем железную крышу торговых рядов (ограду), в наст. время здесь (ближе к месту съёмки) магазин "на костях". (фото Колобениной Г.И.)

6. Проекции. №1 тот самый дом - начало северного посада (теперь его нет). 2 - восточные ворота. 3 - точка, где стояли люди на снимке №4. 4 - торговые ряды, крыша которых видна на снимке №5. 5 - кладбище, которое могло распространяться немного правее. 6 - дом Косовского. Жёлтым выделено место торга. (фото из книги "Монастыри и церкви земли Ярославской)

6а. Линия прежних торговых лавок и ограды Середского храма внутри которых и располагалось старое кладбище. Заходя в магазин по дорожке, мы невольно топчемся на бывших могилах, в которых вполне может быть покоятся наши предки. Если бы знали, кто именно, то многие ахнули. Страшно, но таков факт!

7. Теперь план. Вырисовывается трапеция исторического ядра Середы. Красным показаны утраченные торговые ряды и место первоначального торга. Магазин "на костях" под №20. Между двумя этими точками и находилось старое кладбище. Т.е. оно точно было ограничено торговыми рядами с запада и севера, с юга самим храмом и приблизительно оно простиралось до посадского проезда (криволинейная линия).

8. Спутник. линия 1 улица северного посада в начале которого стоял двухэтажный дом. Линия 2 восточная граница исторического ядра. 3 - западная. 4 - южная. 6 - место старинных торгов. 5 - кладбище. Как раз магазин попадает на самое кладбище, и рассказы очевидцев тому подтверждение.

9. Этот дом стоит на месте двухэтажного дома, который виден на фото № 5 и 6. Справа дорога и магазин "на костях".

10. Справа от дороги были ряды, далее кипичная ограда, за которыми находилось старое  кладбище

11. Идём дальше... коротенькая дорога вывела к задворкам дома Косовских. Справа так же была ограда церкви. Но ограда не примыкала вплотную к дому. Её линия пересекалась с линией восточных ворот (см. фото № 6) ныне утраченных. Между оградой и домом был торг. Эта дорога являлась подъездом к торгу с северной стороны и одновременно границей между посадом и церковной землёй.

Вот теперь отчётливо можно увидеть историческое место откуда и пошло Фёдоровское, ставшее впоследствии Середой. Всё то, что переходит эти линии в сторону церкви вторгается в историческое ядро села, где культурный слой таит в себе многие тайны, которые может быть будут небезразличны потомкам. Эти границы и должны быть под охраной, а не нынешний забор церкви.

Несколько лет назад едва отстояли Теряеву горку - любимое место Некрасова, что близ с. Аббакумцева. Вот статья: Пришельцы на Теряевой горке  А в Середе получается тоже пришельцы виноваты? Иногда слышишь от середчан, что им мол виднее и это их дело. Ошибаетесь, Середа это Россия. А значит это дело общее.

В ТЕМУ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ:

А вот так ярославцы обсуждают возможность застройки у храма Николы Мокрого и решают вопросы о земле: http://www.yar.kp.ru/online/news/2123402/

http://www.yar.kp.ru/daily/26413.4/3287569/

Просмотров: 2917 | Добавил: sidorovskyi | Теги: середской сыр-бор, середа | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 33
avatar
1 apn • 18:54, 23.07.2015
а чего очередной? я где-то, что-то пропустил?
avatar
0
2 sidorovskyi • 05:34, 24.07.2015
Ну, как же! Если кто помнит и следит за середскими  событиями последних лет, то уже четвертый, получается сыр-бор.
avatar
0
10 bazaltdanila • 17:47, 26.07.2015
Если всмотреться, то снос кладбища как такового это факт из ряда вон. Я ещё понимаю, мегаполисы вроде Москвы и Питера, но село?! Довольно редкий (если не единичный) факт.
avatar
0
11 sidorovskyi • 19:13, 26.07.2015
Редко, но метко. Такая же история случилась в селе Великом.
Вот такой мы забавный народ)
avatar
0
12 bazaltdanila • 19:24, 26.07.2015
А как же "любовь к отеческим гробам"? Получается, что её и нет?
avatar
0
13 sidorovskyi • 19:36, 26.07.2015
А ты за всех можешь ответить? Я нет. Ведь не марсиане кладбище уничтожили. Свои, посконные, которые может и Пушкина в школе читали.
Я вот всё удивляюсь, когда надо Пушкина, то цитируют, когда не надо молчат. Сандро Пушкин был довольно разный: "черт меня дёрнул родиться в России с умом и талантом", "поп - толоконный лоб". Много ещё можно найти у "нашевсё".
avatar
0
3 bazaltdanila • 18:53, 25.07.2015
Вот ведь угораздило так себя подставить
avatar
4 Тимченко С. • 21:01, 25.07.2015
где бы статьи прочитать? они там часом в каком столетии застряли, если их в сети нет
avatar
0
6 sidorovskyi • 22:09, 25.07.2015
Три газетины (из четырех) я привёз, перефоткаю зафтре и выложу. Покуда занят
avatar
5 Мария Романова • 21:05, 25.07.2015
Про берёзы КОНЕЧНО ДОСТАВИЛО) одну из статей читала полное косноязычие, такой совковый язык не сразу и поймёшь кто чего хочет.
avatar
7 seredOK • 12:37, 26.07.2015
вот наши чинуши постоянно твердят о сохранении культурного наследия, а получается что они так наследили, что никакая уборщица не сможет отмыть. вот чё у на в середе мало места?. отступили от забора три метра (маменко сказал) - этому импровизированному забору чё можно верить? скоро от исторического центра ничего не останется всё расколошматят. вон страсти по чапаю и то поехали в закобыкино снимать. там хоть и неухожено, но исторических зданий СОХРАНЕНО больше. Середа в этом деле явный аутсайдер.
avatar
0
8 sidorovskyi • 12:53, 26.07.2015
Да Закобякино сохранилось лучше, именно поэтому и снимались эпизоды про Чапая там.
avatar
9 REX • 17:37, 26.07.2015
вот ведь ватники, такие ватники. в каждом решении ватанизм. середа - запущен медленный механизм самоликвидации. проклят этот холм. полный упадок. как моральный, так и физический. уж сносите весь центр тогда уж.

смотришь на сегогдняшнюю ситуацию и веришь в проклятия. вся середская история переехала из середы в город. у вас остались одни березы. и всё?? праздник огурца - тоска смертная.
avatar
14 Тимченко С. • 20:04, 26.07.2015
Газеты скачал. Наслаждаюсь словом чиновника! "Любите свою родину..." Спасибо за напутствие)))
avatar
15 Rdoro • 20:11, 27.07.2015
Лучше бы сгодился заголловок СЕРЕДА ПРОКЛЯТАЯ
avatar
0
17 sidorovskyi • 19:23, 30.07.2015
Не понял? Наверно прОклятая?
avatar
16 rel64 • 19:03, 29.07.2015
извините, что встрял. но мне кажется как середскому дачнику, что народ местный довольно холоден и рне питает какой-либо любви к нашему брату. хотя я готов идти на любые компромисы. изучаю вот историю здешнюю, а местные её как оказалось и не знают. понял что вряд ли кто раскажет из коренных о истории села. вот городские рекомендовали сюда.
avatar
18 virsh • 18:42, 02.08.2015
Варвары!
avatar
19 Pan76rus • 10:57, 03.08.2015
Эх, батя мне рассказывал, как после войны забор церковный на кирпичи разобрали для хоз нужд, а они мальчишками в этих траншеях от забора копались, находили там серпы еще что то непомню уже, кстати жили тогда как раз в том доме которого теперь нет
avatar
0
20 sidorovskyi • 18:54, 03.08.2015
вот уже общими усилиями мы выяснили, что церковную ограду утратили после войны. спс
avatar
29 Pan76rus • 13:26, 14.08.2015
Дедушко пояснил, что ограду разбирали по лицу с лева от входа где теперь железный магаз, и вдоль с тогоже краю, а вот когда разобрали ограду с западной стороны он не помнит.
avatar
0
31 sidorovskyi • 10:01, 15.08.2015
Может фотки пошукаешь? Должно ченить остаться

какой железный? магазин "на костях" бетонно-блоковый. может ты про павильон "ветерок" вспомнил? так его давненько нет. СМ. РИС. №6А (я добавил), а на №6 он зелёненькой ишшо виден)
avatar
32 Pan76rus • 11:54, 17.08.2015
ну да на костях который, башка у меня плохо понимать, ремонт долбаный дома
avatar
0
21 bazaltdanila • 21:21, 07.08.2015
Вообще хлёсткая статья. В духе фельетонов советского времени! Понятно за что "шпиняется" чиновник и как и чего (или к чему) надо стремиться. А то замшели со своими символами, понимаешь. Дальше надо смтреть.
Лексей. давай напишем дополнение?

ps спасибо за поездку и хорошо проведенное время
avatar
22 serko • 20:15, 10.08.2015
Бабино , как археологический памятник , можно вычеркивать из АКР, благодаря человеческой деятельности из лучших побуждений., а на спорном участке дабы прекратить споры, нужно сделать пробные шурфы .( хотя в связи с ужесточением  закона нарушать культурный слой старше 100 лет чревато боком)
avatar
0
23 sidorovskyi • 22:52, 10.08.2015
Как это вычеркнуть если:  это место находится под охраной и внесено в «СПИСОК объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) регионального значения, расположенных на территории
Ярославской области №7600605000  Селище, XIII - XVII вв.
с.Бухалово-урочище Бабино (р.Касть) 0,3 км к се­веру   РМС ЯОСНД от
29.04.93 № 99»


С ума сошли вычёркивать! Никто это не даст!, если это место в археологическом реестре. Я завтра же справки наведу!
avatar
24 serko • 22:58, 10.08.2015
вы же там были, что там осталось? сначала карьер, потом земли распродали , люди прудов и канав накопали и все огорожено не пройти. вот и вся охрана
avatar
0
25 sidorovskyi • 23:01, 10.08.2015
Культурный слой глубиной 0,3 метра о чём говорит? С Леонтьевым обязательно свяжусь И с МАРХИ тоже.
avatar
0
27 bazaltdanila • 21:21, 12.08.2015
Да, что уж. Пущай вычёркивает, разрешаю)
avatar
0
26 bazaltdanila • 21:19, 12.08.2015
Ладно, вычёркивайте.
avatar
28 gako • 22:52, 13.08.2015
Пожалуйста, фото 3 сделайте покрупнее фрагмент сразу за церковью, где ограда. Там ясно видны фамильные кресты и здесь похоронены священники.
avatar
0
30 sidorovskyi • 09:58, 15.08.2015
Сделали: рис. №3а
avatar
33 sokoloff&smirnoff • 09:26, 29.08.2015
"А слона-то я и не приметил" (с)
Это я к тому, что за берёзками и кладбищем, действительно может скрываться более главное и значимое. Согласен с автором полностью. Культурный слой надо беречь как зеницу ока. Нашему поколению (чиновников особливо) это фиолетово, а о последующих поколениях у нас думать не принято. Конечно, так не везде. Вот и весь сказ!
avatar
Copyright MyCorp © 2024