О Егорьевской церкви, построенной Григорием Хвастом в XIV веке на реке Конше
В Даниловском крае, на бывших Костромских землях, есть очень интересное место, имеющую документальную историю, как минимум почти в 700 лет! Подчёркиваю, - документальную! Насколько я знаю, - ни один населённый пункт этих земель не отметился столь глубоко в историческом плане. Да, есть объекты более древние, но они лежат в археологическом «поле», без имён, действий… Т.е. они как бы обезличены, и находятся в статическом положении. Другое дело – документальность! Тут присутствует динамика.
Помните Зализняка с его новгородскими грамотами? Люди, оставившие эти письмена, давно сошли с исторической сцены, но благодаря археологии и лингвистам далёкие предки, -«заговорили» с маленьких кусочков берестяных сообщений друг другу. И ожил древний мир! Случилось это - сравнительно недавно, - в середине 20-го века.
Так вот, есть документы (судебные акты) по одному очень интересному месту в Даниловском крае, которые позволяют нам заглянуть в более, чем за 700-летний горизонт истории. Пока, как я полагаю, древнее (в документальном плане) в наших местах ничего нет!
Итак, интрига посеяна, начнём же погружение в глубины истории. Мы, интересующиеся краеведением и родоведением своей малой родины часто обозреваем достаточно недалёкий пласт прошлого. Ну там XIX век, ну ещё куда ни шло XVIII – й. А тут бац! И нате вам, конец XV-го! И не просто тебе географическая локализованная выпись, но и с всамделишными персонажами, которые реально действуют и глаголют,т.е. живут. Пусть и посредством древних документов.
Частенько изучая книги маститых историков советской поры, на предмет выискивания материалов, связанных с Костромскими землями, к которым, как известно, относилось подавляющее большинство территории современного Даниловского района Ярославской области, всегда думаешь, - а ведь должно же быть что-нибудь люто древее в актах, архивах той поры связанное с нашими краями. И вот читая "Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков" издания 1951г, которые подготовлены историком-медиевистом Черепниным Л.В., я натолкнулся на документ (акт) датированный от 1473-1489г.г.:
Тем, кому тяжело понять смысл документа, попытаюсь объяснить современным языком.
Игумен митрополичьего (т.е. в ведении митрополита) Пречистенского монастыря на р.Соти Василий написал челобитную жалобу в Москву Великому князю Ивану III на боярских детей, братьев Дмитрия Рожнова, Остафия и Крюка. Дескать эти боярские люди перепахали и окосили земли лежащие на берегах р.Конши (Кончи) и по мнению игумена Василия сделали это незаконно, т.к эти земли исстари были митрополичьими. То бишь принадлежали близстоящему Пречистенскому монастырю. Документов (грамот) свидетельствующих в пользу игумена не обнаружилось. Тогда был проведен суд Иваном Сухим с привлечением противных сторон: Рожновы с одной стороны, и игумена Василия с другой стороны. Плюс свидетели. Суд произведен, судя по тексту акта, прямо на месте раздора.
Рожнова и компанию (Крюка с Остафием) поставили перед Сухим и на «лугу у реки у Конши под горою под Георгием святым». Игумен свидетельствовал, что эта земля исстари была митрополичья, а не их. Братья же Рожновы на это утверждение игумена возразили. И в свою очередь привели такие доказательства, что мол эту церковь св.Георгия, стоящая на спорной земле, строил их прадед Григорий Хваст.
Как видно далее из акта, довод этот суду показался малоубедительным. И Иван Сухой потребовал от Рожновых купчую, духовную или иную грамоту на эту землю. Грамот никаких также не оказалось, и боярские дети подтянули свидетелей Прокофия Шипулина и Легчана Кондратова. Эти персонажи повторили, - да, эту церковь строил прадед Рожновых Григорий Хваст. Но этого мало было для доказательств, и Сухой решительно спросил, - ну, мол, ладно, верю, что церковный объект ваше строенье, а земля то чья? Тут Прокофий и Легчан и сдулись, - не ведаем, значит, чья земля.
Запахло самовольно-незаконной постройкой))).
Свидетелями игумена предстали старец чернец Геронтий и чернец Карп – монахи Пречистенского монастыря, что на р.Соти. Геронтий в частности решительно свидетельствовал Сухому:
- Я за восемьдесят лет помню, что те луга и земля были тогда митрополичьими. А жили на этих землях отцы игумен Семенчак с братом попом Алексеем. И пели (служили) они в ц.Св.Георгия. А в Попадьинском жил поп Григорий и служил в монастыре Пречистом. И эти все три попа промеж собой все братья. Все межи между этими землями и другими никому не принадлежали, а главной границей (рубежом) было река Конша.
Сухой после этого порешил всем явиться пред грозны очи великого князя, за неделю до Рождества Христова и выслушать окончательный вердикт Ивана III.
Иван III выслушал и постановил игумена Василия оправдать, а Дмитрия с Остафием и Крюком осудить. Землю впредь считать митрополичьей.
Так вот, что же в этом документе вызвало огромный интерес? Ну, всё! Если не всё, то многое.
Здесь и локализация, - реки Конша, Соть и Костромской уезд и седая древность. Ведь таких древних документальных свидетельств по Даниловским землям нет! Вернее может и есть, но они пока ещё не известны широким массам. Взять хотя бы дату дела – 1473-1489 (это годы освобождения от монгольского ига) – из акта ясно – в этом месте о котором был суд, стояла церковь во имя св. Георгия, к тем годам уже имеющую более чем 100 летнюю историю.
Из судебного документа видно, что истцы Рожновы (и не только они) показали, что эту церковь строил ещё их прадед Григорий Хваст. Т.е. от даты суда спокойно вычитаем временной период равный 4-м поколениям. Примерно 100-120 лет. В сухом остатке получаем официально подтверждающий документ на объект, который был построен приблизительно в 1380-е годы! В суровые и лютые времена, во времена Дмитрия Донского и Сергия Радонежского и Куликовских событий!
Примерная локализация известна, но к.г. это не точно). Зацепкой были: р.Конша (совр. Конча) и д.Попадьинское, и само-собой храм св.Георгия. С первыми двумя маяками проблем не возникло. Деревня Попадьинская отыскалась, и представьте себе, она ещё жива и там ещё теплится жизнь! Правда сейчас она именуется Попадьино. Но, та ли это деревня, о которой было упомянуто в документе более полутысячи лет назад? Необходимо было найти в документах храм Георгия. И тогда всё срастётся! Только его точное местонахождение покажет на землю, где происходили события более 500-летней давности.
В более поздних (спустя около 300 лет после описываемых событий) источниках церкви Георгия на всём протяжении течения р.Конча уже не было. Обычно и довольно нередко название древней (старой) церкви, при постройке новой, переходило на обозначение одного из престолов. Но этого почему то не произошло. Хотя догадка о местоположении уже была, нужно просто найти этого Георгия для окончательной идентификации места.
И догадка подтвердилась «Материалами для сёл, церквей и владельцев Костромской губернии XV-XVIII в.в». В пятом выпуске издания от 1912г. Георгий обнаружился в предполагаемом месте. Перепись от 1629г. указывала на то, что село Богородское на р.Конше было дано в 1619 г. Василию Григорьевичу Лехчанову за «Московское осадное сиденье» при польско-литовской оккупации в годы Смуты.
Из документа выходило, что местность была поделена на поместно-вотчинные и церковные земли. В селе Богородском тогда были две церкви: «Успенье Преч. Богородицы да придел Николая чуд., да другая тёплая ц-вь Егорья страстотерпца, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье вотчинниково и приходных людей, а у церкви живут дв. Пономарь Ивашко Борисов, во дв. просвирница Марьица, да 6 келей нищих…». В конце пояснение, что, мол вот попы и дьячёк живут не у церкви, а отдельно – в церковной деревне, которая записана в погосте (читай на церковной земле), села Богородицкого, которое в свою очередь «бывало» в поместье у Гр. Лехчанова, «а теперь в вотчине за сыном его Василием». Деревня, которая хоть и была в окружении земель Лехчановых, но принадлежала церковному ведомству и называлась по имени главной церкви – Егорьевская. Здесь и жили попы Родивон Ильин и Данила Яковлев с дячьком Петрунькой Кузьминым. Плюс, естественно с ними обитали и члены их семей – жены дети и т.д. Вот и вся деревня. Это и есть погост, в том самом древнем понимании.
Изначально, в седую древность, погост - административный, податный центр округа, позже центр сельского прихода с домами преимущественно духовенства. В современном языке погостом называется в просторечие сельское кладбище.
Итак, точное место, где упоминался спор 1473 года определённо локализовано, и находиться эта точка здесь:
Да, читатель, хочется написать – «время не пощадило…», и что-то в том же духе, но церковь – памятник тем временам, всё-таки уничтожило не время, а люди. И утерян этот летописный и древнейший на Даниловских землях объект уже в советские годы. Но, есть утешение, - у него есть продолжение!
Некоторые из нас сталкивались с земельными спорами. Правозащитники часто сетуют, что земельное законодательство одно из самых запутанных. Изучая всю эту историю, приходишь к выводу, что запутанность в земельном праве и тогда была под стать нынешнему, если вообще не больше. Хотя, можно заметить, что тогдашние владельцы земли стремились размежеваться, сделать ситуацию с правообладанием на землю более понятной.
На расстоянии около версты от Егорьевской горы, на вотчинных землях Лехчановых и также на горе возникает абсолютный клон Богородского, - ещё одно Богородское! Когда оно отпочковалось (возникло) неизвестно, но в 1640г. там уже стояла церковь. Стоит она (правда уже другая) и поныне, правда заброшенная и здорово обветшавшая, окруженная, как и полагается сельским погостом. Дата её постройки 1789г.
Не знаю как тем жителям, но нам невероятно тяжело разобраться в хитросплетении этих тонкостей. Для начала надо разобраться с топонимикой. Оба села Богородских на Конче, на горах, оба имеют церкви в честь Успения Богородицы, но одно село престольное (т.е. на церковных землях), а другое на вотчинных. Поди разберись!
Вся эта местность с незапамятных времён называлась Торчищевым, или Торшищевым (где как). Откуда происходит сие наименование неведомо. В описи от 7189г (1681г.) известно о двух церквях на вотчинной и престольной землях.
ВОТЧИННАЯ ЗЕМЛЯ включала в себя: с.Б.Богородское с Успенской церковью, с.Торшищево, д.д Чираково, Офимцево, сц. Попадьино 2 помещ. двора, д.д Яковлевская, Чернцы, Орлово, Медведево, Положиново, Крутое, Демьяново, Игошино, Чернышево, Борисовское, Попово, Горки дв. помещ., Васильевцево, Чернятино, Тимонино, Крюково, Чащино, Збейбатково, Дедилово, Кобылино, сц. Левинское дв. помещ. Земли эти были на правах поместья у Лехчановых, но в 1699г. были отданы стольнику Ивану Карамышеву.
ПРЕСТОЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ. деревня Егорьевская Торчищев погост, Горки тож, с ц.Успения Пр.Богородицы и ц. Фрола и Лавра.
сц. Русиново дв. прикащ., д.д. Климцово, Косково, Щипаково, Починок, сц. Ивашково дв.помещ. дв.прикащ., д.д. Калитино. Иваниково,Новая, Савкино, Кукольцево, Слипягино, сц. Починок дв. прикащ., д.д. Починок, другая тож Починок, сц Гридинское дв.помещ. дв. прикащ., д.д. Синюшино, Тупарево, Бузловка, Чащовки, Семково, Калитино, Высокое, Марьино, Подлесное, Алексино, сц Ивашково дв. помещ.
Вот эта «престольная земля» и ведет свою историю как «митропочья» земля от того спора 1473 г. Судя по более последним, доступным документам, спор этот так и не был до конца урегулирован. Либо духовенство продало лоскуты земли частным владельцам, после упразднения загадочного Пречистенского монастыря на р.Соти, упомянутого в грамоте, которому собственно говоря и принадлежали эти земли по берегу р.Кончи. Местоположение этого монастыря выяснить пока так и не удалось. Возможное его нахождение район четырёхугольника д. д. Качаево, Летнево, Ченцы и Чернятино.
Весьма недвусмысленно указывают на некогда существовавшую здесь обитель, находящиеся рядом топонимы: Ченцы, Чернцы, Чернятино. В таких селениях раньше проживало, принадлежащее монастырю черносошенное крестьянство или оставшиеся после ликвидации обители чернецы (ченцы, чернцы - монахи), как их тогда называли, что и отразилось в топонимике.
Несколько слов о понятиях вотчинная и поместная земли. Вотчина – это земля, которая передавалась по наследственному принципу. А поместье – земля могла принадлежать только тому лицу, которому она была пожалована за какие-либо заслуги (напр. служба государю), и не могла передаваться по наследству. По истечению сроков опале, или смерти владельца, подавалась (чаще вдовой) нарочная челобитная царю, чтоб земля могла быть отказана кому-либо из родственников прежнего владельца, на усмотрение царя. Либо пожалована совсем другому лицу, за определённые заслуги перед монархом. А уж в исключительных случаях земли получали и в вотчину.
Приходы Костромской десятины в XVIIв. на Даниловских и Любимских землях, входящих на тот момент в Костромской уезд. Интерактивная карта находится http://old-churches.ru/gkp_all_i.htm Прим.- А.К. карта условна, но она показывает насколько был обширен Костромской уезд, и да, не ищите середской приход, он - ярославский!
В 2017 году, летом я попытался пройти с дороги на Торчищевский погост, но то дождливое лето (а я был без соответствующей обуви) помешало это сделать. Надо признать, что эта местность и так в силу исторической специфики довольно путанная. Тут тебе и Конша-Конча, и приходы-близнецы (вплоть до гор!), с практически одинаковыми названиями и даже главные престолы одинаковые! Что в свою очередь заставляло местный люд городить длиннющие уточнения: Торчищево, Торчищево, что погост, а ну тот, Егорьевский который, деревня Егорьевская, он же Горки тож! Как же тяжело было разобраться пришлому человеку.
Красота! А так да, оба Богородских! И то на горе, и это! То, которое слева это поздний клон - село Б.Богородское на горе, что в Торчищево. Оно сохранилось и вполне обитаемо. А справа от дороги прячется другая гора – это и есть искомый объект, обозначенный в древнем споре – Погост М.Богородское. Вот от его-то практически ничего не осталось, кроме остатков кладбища. Примечательно, что на карте Генштаба СССР (1989г.) место окрестили ур. М.Борисово. В настоящее время в Яндекс.Картах всё отмечено правильно, а на данном ресурсе http://old-churches.ru/index.htm даже обнаружилось несколько фоток.
Каменную церковь в погосте Торчищеве построили в 1804 г. До неё была деревянная, поновляемая. В 1731 году на челобитную попа Симиона Никифорова, о постройке нового храма, было велено перебрать старый, с новыми подрубами и с теми же престолами – Успения Богородицы, Николая Чудотворца и иконы Знамения Божия. Построена эта деревянная церковь согласно «Материалам… в.4» в 1681 году. Т.е. сроку храму было 50 лет, не такой уж и ветхий. Поэтому постройку новой церкви решили заменить на ремонт. Вот, этому храму и пришёл на смену кирпичный в 1804г. Итого с ремонтом простоял почти 125 лет.
Ещё один документ из 1880г., из Епархиальных Ведомостей. В Синод поступило прошение крестьян д.Овинцево с тем, чтобы их перевести из Богородского прихода села Торчищево в соседний Наумовский приход, по причине препятствия в виде речки Терчанки между их деревней и приходом. Но, высокое духовное начальство речку Терчанку признало небольшим ручьём, не представляющем никаких затруднений, да ещё с постоянным мостом. Прошение было отклонено. Тут обращает на себя внимание именно речка. Ну, хорошо пусть ручей! Терчанка! Занятно! И уж не от её ли происходит название сего места - Торчищево? Ну если поиграть лингвистически...
В 1792 на ПГМ, речка, протекающая между д. Овинцево и погостом - «Тинголъ» (написано в двух местах, лист 27).
1858 г. Река «Тильганка», но можно прочитать и «Тилъчанка» и «Тильчанка».
1859г. «Список мест…» …» в упор не «видит» речку Тилгонку (или как её там). Все населённые пункты при ней описаны как «при колодцах», хотя аналогичные (даже меньших размеров) речки и ручьи с обозначениями. Например д.д.Гридино и Сенюшино отмечены при ручье Карачарке, который не идет ни в какое сравнение по величине с Тилгонкой – Терчанкой – Тильчанкой - Тинголем.
Загадок и непоняток здесь пруд пруди. И врядли они будут разгаданы…
Д.Попадьино, она же Попадьинская
Река Конша (Конча)
Поворот на село Б.Богородское в Торчищево. Далее направо напраление на погост М.Богородское (Егорьевский погост, д.Егорьевская, Горки тож)
Свод храма села Б.Богородского в Торчищево
Дорога к Егорьевскому погосту, что в Торчищево
А.Красильников.2019г.
|