Да, часовщиков частенько называют повелителями времени. И наверное в этом что-то есть, - эта профессия, конечно, имеет некий магический ореол. А, уж когда с помощью чутких рук, а ещё больше зорких глаз и хорошего слуха, старинный столетний механизм, молчавший более полувека, издаёт звук из другой эпохи, - это разве не волшебство?
Человек, о котором я сейчас раскажу, часовщик не по профессии, а по призванию. И дошёл он до секретов этого ремесла сам, постигая мир часовых механизмов через лупу, прислушиваясь к однообразному, как кажется нам, такту этих удивительных приборов. Делал он всё по чистому наитию и благодаря деревенской смекалке и характерному природному упорству, где-то даже граничащего с упрямством. За своё более чем сорокалетнее увлечение им было "оживлено" более 100 часовых механизмов. Да, это наш земляк Василий Александрович Уханов, уроженец д.Фоминское, Даниловского района Ярославской области. Биография Василия Александровна обычна для людей его возраста. Родился он в большой крестьянской семье в предвоенное время. К слову сказать, все пятеро детей Ухановых были братьями.
Отца своего увидел только после войны. Работал в колхозе, ушёл в армию, где служил танкистом. Два года отработал на Алтае, после чего вернулся на родную землю. В 1960-х годах переехал в Ярославль, и как многие деревенские парни трудился на заводе. В самом начале 1970-х участвовал в строительстве нового тогда производства - ЯЗДА на пр. Машиностроителей, и проработал на этом заводе до самой пенсии, и сверх того, заслужив тем самым почёт и уважение.
Первым увлечением Василия Александровича была охота. Первое ружьё у него появилось в 12 лет, которое ему подарил отец. И практически всё детство и юность прошла с ружьишком в пеших походах по лесам и перелескам. Да и впоследствии он долгое время не расставался с этой страстью. Буквально несколько лет назад он полностью оставил это увлечение. И вовсе не по возрастным характеристикам, ведь не смотря на свой восьмой десяток лет Василий ещё может дать фору молодёжи. Это его свои собственные морально-нравственные убеждения. Мужик сказал - мужик сделал, - и всё, его ружьё больше не стреляет. А вот часовое увлечение живет в его квартире и поныне.
Это увлечение пришло не сразу. Познакомившись с различного рода механизмами на ярославских производствах, он буквально влюбился в механику. По словам Василия Александровича, к разного рода железкам его тянуло всю жизнь. Началось всё тогда с обычных и очень тогда распространённых советских будильников, без которых трудящиеся Советского Союза не смогли бы вовремя придти на работу. Как и у каждого мастера есть и предмет гордости, superbia, так сказать. И сейчас о том, как была возвращена жизнь старинным часам, и как они стали супербией Василия Александровича стоит рассказать.
Более сорока лет назад, недалеко от Фоминского, у одного из приятелей в д. Тайбузино у Мерзликиных, в старом сарае он нашел часы дореволюционной работы. Но часами они были раньше. Остался от былой роскоши один неработоспособный механизм в сильно разбитом, и загрязнёном корпусе. Привёз домой, почистил и увидел, что часы надо восстанавливать полностью. Самое главное,- в них отсутствовали важнейшие детали. Не было маятника, гирь с цепями, нескольких шестерней и пружин с разными втулками. Ну корпус, циферблат, стрелки это были мелочи. Здесь не надо никаких производить вычислений, на ход часов это не повлияет. Детали корпуса (они были симметричны) выпилил лобзиком, сохраняя при этом первоначальный замысел мастера. Стрелки пришлось полностью делать с помощью надфиля. Их внешний вид подбирал по фотографиям из разных журналов.
При изготовлении циферблата Василий нашел изящное решение. Был у них на заводе в то время один инженер, приятель, который очень неплохо рисовал, и по просьбе изобразил циферблат, а Василий его сфотографировал. Так как у него было ещё (!) одно увлечение - фотография, он подобрал увеличение снимка точно под часы, напечатал, и вырезал новый циферблат. Получилась подлинность полная. Теперь, когда внешний вид часов пришёл к первозданному виду, осталось самое сложное, - запустить механизм. Забегая вперёд, скажу, что Василий Александрович потратил более года, до того момента, когда часы ожили, и стали показывать время.
Так вот, т.к. механизм часов был на деревянной плате (шасси), а она практически была разрушена гнилью и плесенью, то пришлось полностью разбирать его остатки, вытачивать втулки, шестеренки. Всё это монтировать, подгонять и снова разбирать, добиваясь правильности хода деталей. Согласитесь, ну просто титаническая выдержка должна быть у человека! А зрение? А твердость рук? А какая целеустремлённость!
Когда практически всё было готово, и Василию показалось, что всё позади, оказалось что это не так. С цепью приводов хода и завода часов ничего не получалось. Старая цепь была полностью утрачена, а на других цепях звенья в старый шаг не укладывались. Другой давно бросил бы, но Василий человек настойчивый и по деловому упрямый и въедливый. Он решает полностью сделать новую цепь! Конструирует специальное приспособление, помогающее ему подогнать все звенья один к другому. На это ушло, по его словам, ещё четыре месяца!
Вот вроде бы всё сделано и собрано. Часы ходят и бьют. Какова же была радость! Но уже на следующий день выяснилось, что механизм заданного ритма не выдерживает. Т.е. часы идут не правильно, и очень "спешат". Все способы обуздать ход времени этого прибора были исчерпаны. Эксперименты с длиной маятника и регулировкой ползунка ничего не дали. Оставались танцы с бубнами. Но это был не его путь.
Самое главное, что причина была ясна: тяжелый ползунок-якорь на маятнике.
- Откусывать по частичке это не красиво как-то, - вспоминает Василий Александрович. Решил высверливать по кругу симметрично отверстия, и постоянно привешивать маятник и проверять ход. Это продолжалось где-то месяца два-три. И вот результат: несколько дней часы идут точно! Радости не было конца! Да, что там дней, с 1970 года идут безотказно и погрешность у них минимальна. Часы действительно красивы, кроме времени показывают ещё и числа, что было не так расспространено среди "настенников".
Следующие часы были тоже дореволюционными. В те годы их по нашей округе было ещё много, но в основном они либо просто висели где-нибудь в горенках или валялись по чердакам, да по сараям. Вот и вторые часы Василию Уханову отдал Виктор Корчилов из Коровино. Часы тоже были "неходячими", и стояли не бог весть с каких времен и истории их никто не помнил. И спустя три месяца, благодаря Василию Александровичу, они уже глубокомысленно и басисто отбивали время. После этих первых побед над временем, слава о мастере разнеслась по округе, - люди понесли Василию и ходики и будильники, и настенные и настольные часы. Многие вообще их ему отдавали на совсем. Образовалась целая коллекция.
Где-то в середине 1970-х годов принесли интересный будильник на запчасти. Весь в грязи и с разбитым стеклом. После процедур очистки на циферблате выступили портреты Августейшей царской семьи Николая II и Александры Федоровны. Этот будильник немецкого производства был выпущен в связи с восшествием на престол нового Императора в 1894 году. Вскоре и этому предмету был возвращен первозданный вид и они весело затикали, и если надо могли разбудить и поднять даже мёртвого!
Потом пошла волна советских часов с кукушками. Их было несть числа. До сих пор из этих незатейливых и где-то немного поскрипывающих ходиков каждый час разносится "ку-ку", а им вторят глубоким боем старинные часы. Спрашиваю,- не мешают ли? Нет, - говорит Василий Александрович, - привык. Далее последовали т.н. "колхозные" часы. Каких только не было, но дизайн их был в основном похожим - полированное дерево, со всевозможными циферблатами. Но, одно было у них, - механизм, который был один и тот же. Качеством все эти "маяки" и "янтари" не отличались, как и точностью хода. Зато на них красовались дарственные надписи типа: "награждается доярка Марья Ивановна в честь N- го съезда партии", "в честь высоких надоев", "в честь перевыполнения чего-то".
Лет пять назад достались автору настенные часы с боем, "родом" из д.Поташево, сделанные в начале 50-х. Один середской "кулибин" их починкой настолько усугубил дело, что они приготовлены были на выброс. И только Василий Уханов, не моргнув глазом, повелел им идти. Уже более трёх лет они у меня безотказно идут, отчитывая час за часом, и уже вся семья не мыслит жизни без этих умиротворяющих звуков боя.
Так и занимается Василий до сих пор часами - т.е. повелевает временем, иногда ездит на свою малую родину. Увлекается садоводством на даче. Разносторонний человек, и интересный рассказчик, чего уж там. Так же водит дружбу со своим соседом, известным ярославским художником Олегом Отрошко. Они часто бывают друг у друга в гостях. Оно и понятно, интересным людям всегда есть о чём поговорить под звон часов.
В гостях у художника-анималиста (и соседа по совместительству) О.Отрошко.
P.S. Когда я уходил от дяди Васи (как я его называю), ему принесли пакет... Он его взял, заглядывая внутрь, со словами: - ну я посмотрю.
Догадайтесь, что там было внутри?
|