Пятница, 15.11.2024, 13:18



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (67)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Сентябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 
Главная » 2021 » Сентябрь » 7 » Прощай, Деревня!
11:44
Прощай, Деревня!

  Познакомились мы, как часто это бывает в сей век, на просторах интернета. Интересы наши сошлись на жизни русской деревни. Прошлой и нынешней, - если таковое понятие в классическом представлении вообще существует. Да, деревня как географическая точка, конечно же, ещё есть. На почтовом отправлении так и будет стоять: деревня такая то. И не более того. И на этом всё... Прощай, Деревня! Никогда ты уже не будешь такой, какой была сравнительно недавно - 35-40 лет назад. Сегодняшняя деревня с утратой многовекового уклада - представляет собой "жизнь после смерти" если хотите... Это уже не тоже самое. Загробная жизнь, фигурально выражаясь. Посткрестьянское житьё-бытьё. Может позже и окрестят это состояние как-нибудь... Вроде "фазового демографического перехода"?

  Как раз об мы и решили поговорить воочию, на древней переславской земле, ровно посередине от наших постоянных мест обитания. Выбор неслучаен, - у моего визави недалече дача, в стороне владений знаменитого академика Велихова. И я из уважения к его возрасту, назвал место встречи в Переславле, в Харитоновском дендропарке. Это чудное место устраивало нас обоих. Было это в доковидную эпоху, в конце благоухающего мая.

 Забились мы в глубь парка на укромную скамеечку под цветущие кущи, с птичьими райскими бэквокалами при чудесной погоде. Ну, да бог с погодой то. Знакомого моего зовут  Сергей Валерьевич, - он столичный учитель истории, разменявший 8-й десяток.  И вот, значит уже многое переговорили и разговор вытек как раз к тому, о чём и пойдёт речь. Началось со словосочетания «агония деревни».
  - Сергей Валерьевич, как раз сейчас часто стали говорить об агонии деревни…
Собеседник сверкнув очами, и сняв очки:
  - Да нет никакой уже т.н. агонии. Деревня сейчас абсолютный труп, в том простом и классическом, крестьянском понимании. Я про его величество Уклад. Именно он главный и основополагающий признак отличия деревни от города.
Агония, если уж быть объективным, давно кончилась. Это что угодно, но уже не деревня с тем крестьянским укладом. Вот городской уклад на том же месте (с учетом развития комфорта). Здесь так же все спешат, торопяться в массе дел невзирая ни какие коллизии. Великие делапуты!

Назовите нынешнюю деревню хотя бы пост-деревней, загородом, дачей и ещё чем то другим. В классическом же представлении деревню населяют крестьяне, имеющие доход с земли на которой живут и с которой кормятся и имеют прибавочный продукт в массе своей. Конечно, кто бы спорил, что есть ещё такие, у кого уклад, с поправкой конечно, на современность чисто крестьянский. И такие феномены, поверьте есть! Но их ничтожно мало.

Остальные, а это свыше 90% (если не больше), копошащихся по нынешним деревенькам, это обычные дачные хозяйства с практически полностью городским укладом. Из них ничтожная часть живущая там почти постоянно, лишь в месяц три-четыре раза выезжающих в город, проверить квартиры, помыться там, пенсии снять-получить. Остальная часть этих дачников-деревеньщиков представляют из себя «маятник». В пятницу туда. В воскресенье обратно… Т.е. они как бы вроде временно мимикрируют под крестьянский быт, но в тоже время насквозь горожане.
  - Маются, сердешные, - вставляю я.
 - Да, можно и так скаламбурить, разумеется. Так вот, эти деревенские дачники, которые мнят себя сельскими жителями, -  имеют огороды-грядки, плюс необузную живность, типа курочек там..., но давайте  будем честны! Это совсем не атрибут сельской, а уж тем паче крестьянской жизни! Это чистое хобби, поветрие, мода если угодно, и не более того. Вот что б водрузить зимой из закромов на стол и заявить - "Без нитратов, своё!", "немагазинное" и т.д. И это великолепно!

Ну тут то и вся любовь, как говорится. Ну и ещё есть часть, категория, ну до трети, по моим наблюдениям. Это, как я их называю «развлекаторы». Огородов они не имеют, ну разве там лучок-укропчик, "жена, балуется", для "выпить-закусить". И для этого, у них есть, такая прям «крестьянская» техника: снегоходы, квадроциклы, тяжелые вездеходы. У некоторых уже и вертолёты имеются. Ну и кто теперь в деревнях хозяева жизни? И я не говорю, что это плохо.

  - Ну, хорошо, я согласен! А вот те, которые почти постоянно живут…
 

 - А, что они? Ну, так же городские жители. Многие из них сдают для дохода городские квартиры. У нас в близлежащем Подмосковье таких в деревнях пруд-пруди. У вас аналогии тоже есть. Но опять же, - если деревня в стороне от цивилизации, с отоплением проблема, эти дачники-круглогоды вовсю будут приворовывать электронергию. Городского комфорта то хочется. И это ты знаешь! Полностью висят, на шее у города, ну или зависят от городского продукта! Кому как удобно. Поэтому это блажь так увлекательна – жить в деревне, но с городским закидоном. Ибо дешево это. Это тебе не СНТ, где за всё про всё рупь давай. Так, что агония была, да вся вышла.
 - А вот коренные в немалых сёлах, это настоящие крестьяне?
 - Да упаси бог! Да, несомненно, такие есть, но это математика малых чисел, которыми, как известно можно пренебречь. В основном это типичный городской люд по укладу жизни. Работающие на город тем же «маятником». Другие доход имеют, работая в местных муниципалитетах – больничках, детсадах, школах, котельных и пр. Их уклад жизни аналогичен городскому, если не считать досуга большого города – кино, театров, музеев и другого счастья. Именно поэтому молодёжь бежит в мегаполисы. Ну, конечно из-за высоких з/п. Пост-деревня выбор 50+ летних, в большинстве своём… Кому суета как кость в горле.

Здесь я перевожу стрелки немного в основную плоскоть:
  - Так когда же по-вашему началась эта самая агония?
  - Ну, по моим наблюдениям настоящая агония началась в 60е-90е годы прошлого века. Да и то этот период можно разделить на части. Но начало ИСХОДА, стартует не с 60-х, как многие думают, а гораздо раньше. С дореволюционных лет! И началось всё с отходников. Эти люди нюхнувшие городской жизни, ещё «маячили» сезонно туда-сюда. В большинстве случаев показывая односельчанам контраст жизни в пользу городского. Многие зарабатывая городские деньги ставили поначалу добротные, по моде тогдашней, дома в родных пенатах. Множество отходников так или иначе к старости возвращались в деревню, - доживать век на сохраненные средства. По римскому принципу «лучше быть первым в деревне, чем вторым (третьим, четвертым и т.д.) в городе. Далее ситуация стала меняться. Все как сорвались.

 ...И понеслось… Мой дед, по рассказам своего отца (прадеда моего значит), поведал мне, что в их тверской деревне, в 40 дворов, почти все парни отходили сезонно, - большинство в Питер, поменьше в Москву. В Питере естественно доход был выше, т.к. столица. Но и требования выше к специальности. Много молодёжи стремилось попасть на Путиловские заводы. Хотя тогда и условия труда с позиций нашего времени считались запредельными, но тогда деревенские парни этого не считали. Работали по 14ч и говорили, что я лучше гнуться буду в городе, на заводе, чем в деревне. Там и баня-душ после смены, развлечений и соблазнов много. Отработал и на съёмную квартиру. Денег месячного заработка с лихвой хватало на хорошие харчи и съём комнаты квадратов 9-10, иногда с паровым отоплением.

Половину дохода, как велось отправляли в деревню. Короче, 5-7 лет так продолжалось, пока прадед свою семью не выдернул из «деревенскогого рая», о котором сейчас столько мифов понавыдумывали. Мог бы и дом поставить на родине, но говорил, что дом то будет стоять в деревне белым зубом во всём гнилом рту. Не видел своим уже намётанным глазом перспектив. Рубил концы...

Жену уговаривал три года! А старики так и остались там. Мой дед впоследствии вспоминал, что очень благодарен своему отцу за "эвакуацию" из деревни.
Уж не знаю, откуда это все сейчас взяли – мифологизацию жизни в дореволюционной деревне. От хорошей жизни не бегут. Ну представь, до революции более 80%  населения России было первородное крестьянство. Уже давно наука причину всего этого видела в "лишнем" сельском населении.

Ну, так же не бывает, что из рая бегут, что аж волосы назад. Из рая как мы знаем изгоняют. А сейчас многие сидят в теплых уютных городских хатах и вещают – о, деревня, любовь моя! Как там хорошо было-о-о-о! Так вот, в коллективизацию, при коммунистах заслон оттоку искусственный поставили, еле-еле помогало. А потом всё, прорвало – смылись 90%  крестьян за 20 с не большим, лет!

Вы, самое главное, совет даю -  не убивайтесь так сильно – мол, нарушили всё, бросили... Это общемировая тенденция. Просто объективно надо себе признаться - да, там было и есть хуже, чем в городе (по крайней мере молодому, активному населению), вот и опустела русская деревня. Об этом ещё больше ста лет назад говорили и писали. Возьмите дореволюционную периодику за те года и почитайте.

   - А как же сейчас есть масса книг и статей хвалебных посвященных деревенской жизни, читаешь и думаешь, - как из таких райских кущ свалил весь народ?

  - Ну, да есть много сейчас тенденций. По тому же принципу маятника. Сейчас и кулаки-то по книгам стали ангелами-кормителями. И практически везде красной нитью эта тема проходит. А началось это с Говорухина – какую, дескать мы Россию потеряли. Сигнал т.с. пошёл! И пошла писать губерния. Кто во что горазд! И вот наше время – чистый апофеоз елейности. А возьмёшь данные тех лет о крестьянской доле и в голове когнитивный диссонанс. Я даже нашёл ма-а-а-ленький  кусочек хорошей жизни, о которой чаще всего пишут эти старатели. Примерно это самое начало 20-го века (плюс-минус) и до Первой мировой. И всё! Говорю же – просвещайтесь. Все данные есть. Взять того же вашего ярославца Балова. Корреспондент высоклассный! С высоким доверием. И что же? У него свидетельства одни, а у теперешних современных мемуаристов другие. Да, если бы он один про это писал. Так нет же! Этих текстов от очевидцев, заметьте, - вагон и маленькая тележка. Ну, вот к примеру…

Тут мой визави шарит у себя во внутреннем кармане и надевая небрежно очки цитирует одно из таких свидетельств из дореволюционного журнала Русская мысль. Я его вставляю сюда ниже, как и исследование нашего земляка Балова.

 - И вот, что – продолжает Сергей Валерьевич, - да, были воспоминания крестьянства и с благоговейным тоном. Выглядит это, так как верная жена в старости рассказывает про пьяницу-драчуна мужа. Мол, бил, - да! Значит любил. И по такому же принципу выставлена любовь крестьянская к деревне, в виде "Града Сиющего На Холме". Постельного белья ведь даже у подавляющей массы крестьянства не было, и это данные из 30-х годов 20-го века! Но мило душе как…
  - Но вот современные сказители сказывают, что…
 - Понял о чём речь, - схватывая на лету мысль, отвечает мой собеседник, - тут выступает на первое место мшаное, давно забытое «местничество». «А вот у нас…!», "а вот мы..." и т.д.

В пресловутые 90-е в школе, где я учительствовал, коллега показала сочинение ученика на тему описания жизни (или что-то вроде того) его семьи. Думаю, не стоит проводить экскурс в то время, оно свежо в памяти. Так вот, продолжу, - так там (в сочинении) такая жирная жизнь описана была, полная чаша, как говорится. Кисельные берега, молочные реки. Большинство же таких сочинений ребят, были по окрасу далеко не такие радужные.

И что, по такому рассказу сына «новых русских» вывод прямо-таки напрашивается "объективный": в 90-е годы в России было всё красно(чёрно)икорно и распрекрасно! ЕДали так, что писк за ушами стоял... Так что не надо шоры на глаза опускать, когда для этого есть все источники того времени и не преподносить как истину в последней инстанции. Знаете ли и в блокадном Ленинграде жили-с! Да ещё как! Некоторые-с...

После, мы обменялись мнениями на разные темы и распрощались.
А мне, позже,  пришла идея ознакомить читателя с немногой толикой источников тех времён «золотой поры» русской деревни, откуда мы все (ну или почти все) дали дёру))).

___________________________________________________________

Из истории одной деревни
Записки волоколамского крестьянина
(отрывок)

    Во время моего детства, приблизительно лет двадцать назад, и у нас люди, занимавшиеся хлебным трудом, не нарабатывали для себя хлеба, а пополняли недостатки его привозом из Москвы. Во всей нашей деревне, может быть, в пяти-шести дворах обходились своим запасом, а у остальных его хватало: у кого до Михайлова дня, у кого до Рождества, у кого до масленицы; с этого же времени они должны были покупать. Причина этому заключается в том, что земля, нарезанная крестьянам при выпуске их на волю, была плохого качества, покосов было убавлено на половину, почему нельзя было держать в надлежащем количестве скота, а поэтому и земледельческий труд вознаграждался крайне скудно. Рожь и овёс обыкновенно приходили сам два; сам три считалось редким урожаем, ячмень хорошо родился только с удобрением; картофеля ещё садили мало. Других же хлебов не сеяли, да и трудно было сеять, так как по всей округе ничего такого не сеялось, не с кого было брать пример, а затевать что-нибудь ни у кого не хватало средств. Всех душили тяжёлые подати. Кроме выкупных, земских и государственных, тогда ещё собиралась подушная подать, а это очень отягчало крестьян. На каждую надельную душу ложилось около 15 рублей в год, а так как земельный надел был по 1 душе на каждую ревизскую душу,  то в среднем, на двор ложилось около 50 рублей (в нашем обществе 102 души, и в то время в нём было около 30 дворов). А где было взять такие деньги? От земли все открещивались, как от лихой напасти, и её приходилось навязывать «силом».
    При таких условиях и у нас  деревни в то время были далеко не приглядны и с внешней, и с внутренней стороны. Порядочные избы были только у тех хозяев, которые во время крепостничества успели как-нибудь «заправиться», у остальных же были кое-какие: из тонкого леса, с крышами «под  замых», характерные «коньки», обшитые тёсом и украшенные разными вырезками,  как это рисовалось на лубочных картинах, отходили в область преданий. Топились многие избы «по-чёрному», т.е. не имели труб, а во время топки печи отворялась дверь. Чистоты при этом, конечно нельзя было требовать, так как мыть такие избы было нельзя. Их иногда перед праздником скоблили скребнем, но этим не счищали грязи, а только делали пятна, свидетельствовавшие как будто бы, что постройки сооружены не из чёрного дерева, а из белого; но и то ненадолго: пятна опять вскоре подергивались чернотой. Освещались избы лучиной, для которой воровались в темные осенние ночи берёзки в барском соседнем лесу; иначе лучины взять было негде: на надельной земле у нас, кажется, не было ни одной берёзки.
  Не лучше изб были и прочие постройки  и дворы. Скота на дворах было немного, да и тот плохого качества. Лошадёнки низкорослые, косматые; коровёнки тоже невзрачные, маломолочные . У иной и вымя-то только в половине лета. Мёртвый инвентарь был  тоже самый незавидный: соха, борона, - плугов и в помине не было. Если же и случалось кому поднимать целину, то работали отрезом, что было и нескоро и кропотливо, а поэтому поля разделывали плохо; межники меж полос год от году делались шире, концы полос, с трудом поддававшиеся сохе, запускались; запускали нередко целые полосы. Внутренняя обстановка изб была довольно неказистая. Самоваров имелось всего два-три в деревне: у бывшего бурмистра, которому удалось при выпуске крестьян на волю оборудовать с управляющим выгодное  дельце – тайком продать из запасного магазина несколько сот четвертей ржи, и поэтому жившему тогда богатой рукой; у одного печника, занимавшегося, кроме кладки печей, портняжным ремеслом по зимам. В этих же домах имелись стенные часы с гирями. У бурмистра, кроме того, изба освещалась не лучиной, а лампой, которую старуха, жена его, называла «ланка», а керосин, горевший в ней, «финогентом».  Был ещё дом, в котором заводились и самовар и часы; но в этом доме всё это как-то не приживалось: самовар никогда не чистился, часы ходили не верно. Было это потому, что хозяева с этими вещами обращаться, так как обзавелись они ими не из прямой потребности в них, а из простого подражания зажиточным людям.
  Кроме этих дворов, да ещё двух-трёх, остальные жили, как говорится, «часом с квасом, порой с водой». Продовольствовались все кое-как, и на отсутствие, например мяса и каши в обиходе, говорили: «говядина наша в поле жир нагуливает, а кашный горшок в гостях гостит, как из гостей придет, так до каши черёд дойдёт».  На самом же деле это были одни шутки. Иногда действительно телёнок или ягнёнок гуляли в поле, но нагуливали жир для продажи, а горшок из-под каши загащивался постольку, что в иную избу по целому году не заглядывал.
  Заработков местных не имелось никаких; ни железной дороги, ни фабрик поблизости не было. Имения же помещичьи пустовали, так как наймом обрабатывать  их помещикам не было никакого расчёта, а дарового труда уже негде было взять. Поэтому помещики их покинули; если которые и жили в деревне, то так бедствовали, что и дорогостоящие угодья продавались за бесценок, да и на это мало находилось охотников. Были случаи, когда земля продавалась в собственность по 13-15 рублей за десятину, 18 же рублей считалось красная цена.
  Только и ценился один лес. Лес покупали всюду, рубили его беспощадно и сплавляли по реке в Москву. Некоторые деревни имели в таких лесах по зимам заработок, но наша деревня стояла от этого в стороне, и разве кто-нибудь в одиночку ходил гонять плоты и то очень редко.
   Жалоб на своё положение, конечно, слышалось очень много, особенно в малоурожайные годы или после какого-нибудь несчастья:  пожара, падежа скота… Жалели даже о крепостном праве. «Что ж это за жизнь, - говорили, - хуже барщины! При господах, бывало, плохо-плохо, а случится какая беда – идёшь к барину, и он тебе поможет, потому ты ему нужен. А теперь куда идти? Кому мы нужны?»
  Поэтому, конечно, всё сильное, здоровое, способное бежало из деревни в Москву, и поступали кто куда мог: кто на фабрику, кто в услуженье, кто от себя какое дельце заводил – извоз, разносную торговлю и т.п. Уходили мужики, уходили бабы, мальчишки. Правда, и в Москве не все хорошо устраивались: иным не выпадало счастья, а и иным и выпадало, да они не умели им пользоваться. Но несмотря и на это, домашние про них говорили: «Ну ладно! Дома хлеба не ест – и то слава тебе, Господи; а то здесь и совсем пришлось бы «по миру» ходить!»
    «По миру» тогда очень много, особенно зимою. Щелкали такие иногда молодцы, с которыми на дороге встретиться было опасно. Нередко случалось и воровство в особенности с наступлением тёмных ночей в осеннее время. Бывало то и дело слышишь: там в сарай забрались, тут лошадей увели, здесь амбар подломали. Случались и разбои. <…>
  Конечно, такая деревня казалась не особенно привлекательной даже нам, ребятишкам. Несмотря на то, что хозяйственные заботы нас ещё не касались, но бедствия старших отражались и на нас, и мы мечтали о Москве и возлагали на неё надежду, как израильтяне на землю обетованную, где и мы сами не будем испытывать  никаких бедствий, и и нашим домашним от нас будет теплей. Мы с нетерпением ждали той поры, когда мы подрастём настолько, что нам будет можно самим отправляться в Москву и подготовляться к роли стороннего добычника и кормильца старых и малых.

Журнал Русская Мысль

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Семья жила по- тогдашнему средне. Спали на самодельных кроватях, да и то не все. Зимой — только старшие. А кто помоложе да ребятня застилали пол домоткаными постельниками и укладывались на них.
А ложились-то не на спину, а на бок, чтобы занимать меньше места на полу. На ночь одни супруги отгораживались от другихребятами. В спальных постельниках и подушках хрустела соло­ма; укрывались холщовыми дерюгами. За зимнюю ночь воздухв избе становился смрадным, как дух в литейке старого завода, где даже к такому зловонному запаху люди привыкают. Спаль­ное одеяние с ночи на день убиралось из избы на мост, что был прямо перед ней. Постельники с подушками и дерюгами посто­янно большим штабелем возвышались за входной дверью избы.
Летом спать было легче. В избе, развалясь на соломенных по­стельниках, как господа, спали только три старика — Никанор с Анной и мой прадедушка Феоктист. Сыновья, снохи, внуки деда размещались на ночь кто в чулане, кто на мосту, кто на по­ветях над скотиньим двором."

ЗАЙЦЕВ П.И. ЗАПИСКИ ПОЙМЕННОГО ЖИТЕЛЯ


А теперь почитаем А.Балова о состоянии наших ярославских деревень I часть:

 

 

   Балов А. Часть 2                                                                                 
Просмотров: 755 | Добавил: sidorovskyi | Теги: деревня | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 4
avatar
0
1 sidorovskyi • 08:32, 12.09.2021
Полный текст очерка Балова А. "Санитарные недочеты нашей деревни" в Русской Мысли:

1.Часть 2
2.Часть 3

О Балове А.
avatar
2 Pan76rus • 11:38, 25.10.2021
прочел, ничего не меняется в русской деревне, разве что количество душ.
avatar
0
3 sidorovskyi • 19:11, 25.10.2021
нет её.кроме словосочетания.что-то другое. о том и речь
avatar
4 максимка • 09:30, 26.10.2021
кошмар, конечно, ужоzzz
спасибо предкам, которые смазали лыжи в город. По приколу можно кончно съездть, но жить там? Неа!
avatar
Copyright MyCorp © 2024