Суббота, 27.04.2024, 16:16



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (24)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (65)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Главная » 2013 » Октябрь » 6 » Дело о распространении раскола в Бухаловской волости
12:45
Дело о распространении раскола в Бухаловской волости

 
В Ярославскую Духовную Консисторию
«Имею честь представить при сём на усмотрение ДК протокол дознания моего от 5 августа о распространении раскола в Бухаловской волости, вверенного мне стана и об имеющейся в д.Сидорова старообрядческой молельни
                                                    Пристав 1 стана Скульский

                                
                ПРОТОКОЛ ДОЗНАНИЯ В ОЗНАЧЕННОЙ МОЛЕЛЬНЕ
от 5 августа 1896 года, в доме крестьянина Сергея Иванова Красильникова.
  Заведует этой молельной в качестве начетчика, уже судившийся за крещение детей и отбывший наказание в тюрьме, кр-н д.Сидорова Василий Иванов Волков и сторож кр-н д.Слонова Иван Ерофеев Тупин. Разрешение на открытие молельны не имеется, хотя со слов Волкова,. таковое было, но в один из пожаров сгорело. Молельня находится на краю деревни Сидорова в доме или при доме Красильникова, имеет отдельный вход с помещенным над входом литым металлическим крестом. По коридору налево дверь во внутренность молельни. При входе слева и справа каморки и прямо в ширину комната для моления. Размеры её 15 аршин ширины и 12 аршин длины. По ширине на стене имеются образа в числе 80 писанных по дереву и 54 медных металлических литых. Под ними устроена полка с помещающимися на ней лампадами. Перед образами поставлены 5 налоев, укрытыми шелковыми и иными одеждами, за тем 2 стоячих выносных подсвечника, 4 таких же висячих и одно паникадило. Внутренность молельни разделена деревянной перегородкой на две части. Перегородка стены с образами не касается. Оставляя узкий проход, служащий той и другой части сообщением. В среднем проходе помещается шкафчик с двумя отделениями верхним и нижним запирается двумя замками. В верхнем ящике находятся восковые самодельные свечи и в нижнем с дверками книги в числе до 15 штук. Там же кружка запертая замком, в которой находились деньги. На одном из налоев находилось Евангелие накрытое полотенцем. Кроме того один налой имел ящики. В них 3 парчевые одежды для налоев, масса подручников, каковые имелись раскиданными  и по лавкам молельни. Много бутылок с деревянным маслом, кадильница и в коробке ладан. Всё это помещалось на полке перед образами. С краю образной полки стоял укрытый белой тряпкой новый образ Николая Чудотворца, принадлежащий крестьянину деревни Владычнева Борису Степанову Костерину, принесенный с его слов для освящения..В одном из отделений налоя найдено 9 поминальников. Денным освещением служат 4 окна, из коих одно заставлено образами.
  Замечено тоже, что как в стоячих, так и висячих подсвечниках имелись вставленные местные свечи. В виду прописанного постановления……………(далее Скульский переписывает закон о постройках)  далее по тексту:

   Построенное же новое строение также как все устроенное без надлежащего разрешения, или не согласно с оным, подвергается сломке или исправлению на счет виновных. В виду прописанного в акте дознания станового пристава 1-го стана Даниловского уезда г.Скульского о распространении в Бухаловской волости сего стана раскола и находящейся в сей волости раскольнической молельной в деревне Сидорова в доме или при доме Сергея Иванова Красильникова, как главной тому причине, консистория полагает: возбудить против оказавшихся в сем деле виновными: 1)крестьянина д. Сидорова Сергея Иванова Красильникова в содержании при доме своем раскольнической молельни устроенной без разрешения правительства, 2) против крестьянина д.Сидорова Василия Иванова Волкова и сторожа, крестьянина д.Слонова Ивана Ерофеева Тупина за поддержание и распространении ими раскола. /И далее по каким статьям ход делу… /
 О сем сообщить прокурору
Ответ прокурора 6 ноября 1896 года
В следствии сообщения от 30 сентября текущего года об устройстве в д.Сидорове, Даниловского у-да раскольнической молельни в доме кр-на Сергея Иванова Красильникова и о распространении раскола в Бухаловской волости, того же уезда крестьянами Василием Ивановым Волковым и Иваном Ерофеевым Тупиным, имею честь уведомить ДК, что я не нахожу достаточных оснований возбуждения уголовного преследования против названных лиц по следующим соображениям.
  По наведенной мною в делах Ярославского Губернского правления справке оказалось, что раскольническая молельня существует в деревне Сидорова с давних пор и что журнальным постановлением от 16 ноября 1885 года Губернским правлением признано было подлежащим удовлетворению ходатайство доверенного раскольников крестьянина Василия Иванова Волкова о разрешении произвести некоторые исправления в означенной молельне. Приведенное постановление состоялось на основании Высочайше утвержденного 3 мая 1883 года мнения Государственного Совета о даровании раскольникам некоторых прав по отправлению духовных треб, согласно которому раскольникам дозволяется творить общественную молитву и совершать богослужение по их обрядам, как в частных домах, так и равно в особо предназначенных  для сего зданиях, при условии соблюдения благочиния и общественного порядка. Относительно же молитвенных зданий тем же законом установлены правила, по которым ставить наддверные кресты над входом в молельную не возбраняется, а исправление молелен производиться с надлежащего разрешения, что –как указано выше – в данном случае и имело место.
  Что касается распространения раскола В Бухаловской волости крестьянами Волковым и Тупиным, то в сообщениях об этом ДК не приводит тех фактов в которых именно выразилось приписываемое упомянутыми крестьянами преступление. Прося в возбуждении против их уголовного дела, ДК указывает на то, что крестьянин Волков заведует существующей в деревне Сидорова раскольнической молельне в качестве начетчика, судился уже за крещение детей и отбыл наказание в тюрьме, а кр-н Тупин состоит сторожем при той же молельне. Но эти обстоятельства не могут служить достаточным основанием для преследования Волкова и Тупина по 196 ст.Улож.о наказании. Судимость Волкова  указывает на преступление его в прошлом за которым им отбыто уже наказание. Факт же исполнения Волковым обязанностей начетчика при молельне, а Тупиным обязанностей сторожа не заключает в себе преступления…

Прокурор (неразб.)       и.д. секретарь Митрович

Л.7 Не следует ли просить пристава собрать и представить необходимые по признанию прокурора факты распростанения раскола Волковым и Тупиным. Тогда видно будет как поступать в сем деле: без последствий ли его оставить или снова возбудить.

Л.8 1896 ГОДА ДЕКАБРЯ 9 ДНЯ ДК заключено: «В исполнение Архимандрита резолюции Его Преосвященства   Иоаникия Епископа Угличского Викария Ярославской Епархии. Скульскому – не было ли случаев совращения сими крестьянами  кого-либо из православных в раскол.  О том же потребовать сведения от местного благочинного протоиерея церкви села Середы Василия Добротина, и от притча церкви села Бухалова.                       

В ЯДК Пристав 1-го стана Даниловского у. мая 3 дня 1897 почт.ст. Вятское.
На отношение от 13 декабря 1896 года имею честь уведомить ЯДК, что как оказалось по дознании начетчик кр-н дер. Сидорова Бухаловской волости вверенного мне стана Василий Иванов Волков в 1887 году крестил 2-х дочерей крестьянки Даниловского уезда Середской волости деревни Кузнецова Анну и Аграфену, за что Ярославским Окружным судом в том же 1887 году был приговорен к ссылке на житье в Закавказский Край, но по кассационной жалобе его Правительственным Сенатом ССЫЛКА эта заменена ему 6-ти месячным тюремном заключении, каковое наказание он и отбыл в Даниловском тюремном замке. Других же случаев совращения из православия в раскол Волковым дознанием не обнаружено.

Л.11 В ЯДК Даниловского уезда Успенской церкви с. Бухалова священнослужителей сведения.
В прошлом 1896 году в марте месяце была совращена в раскол деревни Поплевина крестьянская девица Анна Дмитриевна Несмелова 26 лет. При сем честь имеем присоединить ДК, что моленная при деревне Сидорове многих совращает в раскол из православных тем, что в ней каждую неделю, принадлежащие ей раскольники оделяются деньгами, что многих и привлекает к расколу. 1897 января 15. св-к с.Бухалова Александр Стратилатов, дьякон Иоанн Василевский.

Л.14 их же рапорт
Имеем честь объяснить, что означенная девица по показаниям её введена в раскол стариком Середской волости дер. Выгари Иваном Ивановым, принадлежащем Сидоровской молельне. Родилась Анна 11 сент. 1871г. в исп.росписях за 1892, 93,94,95 годы значится бывшей у исповеди и Святого причастия.  1897 года Марта 2-го дня.

Л.15 справка:
д. Поплевина. 1892 Г. Отец её Дмитрий Иларионов, мать Параскева Иванова. Оба православного вероисповедания.
Вдова                                Александра Борисова 70 лет 
Дети Иларионовы:                                Иустина 55 лет  
                                                                Пелагея  50 лет
                                               ____________________ у исповеди не были по расколу
Дмитрий 42 лет
Параскева Антонова 48 лет жена ево  у исповеди не были по нерачению
Дети её от 1 брака Васильевы: Анна 20 лет
                                                     Иван 19 лет
                                                     Парфений 12 лет
Дети его от 1 брака:                   Анна 22 лет
                                                     Иван 20 лет
                                                     Арсений 12 лет 
                                               _____________________все на исповеди были.
Дети их 2 брака:                       Александр 11 лет
                                                  Михаил 9 лет
                                                  Андрей 7 лет
                                                  Евгения 6 лет
                                                  Татьяна 5 лет
                                               _____________________ не были по малолетству
Л. 22. Пристав 1 стана провел дополнительные допросы.
1897 года июля 10 дня
Анна Несмелова дала показания в присутствии крестьянина той же деревни Ивана Борисова. Была по старой вере в минувшем году от начала Великого поста и до Петрова дня  - 26 июня 1896 г. т.е. во время последней беременности и до рождения, незаконно прижитого ей ребенка, один раз ходила в моленную в д.Сидорова так и только потому, что чувствуя приближение родов, говорила всем, что больна. И под этим скрывая беременность, назвала себя староверкою и по рождению сына от того отказалась <…>
Лист 22 об. …совершил обряд примирения, т.е. прочел молитвы:  1) Божией милостию, буди меня грешным; 2) Достойно есть; 3) Молитва ради Пречистыя Матери, силою  Честнаго и Животрворящаго Креста  в деревне Выгори костромской мещанин Иван Иванов Мальгин, 76 лет, исповедующий веру по старому обряду поморской секты, её (Анну – А.К.) знает в числе молящихся. <…>      

Л.24 Определили из дознания приставом Скульским , выяснилось, что означенная девица Анна Дмитриева Несмелова была в расколе только от 1-й недели Великого поста

Л.25. До 19 июня 1896 года и то для того, что бы скрыть свою беременность в которой она находилась в то время и в молельной в деревне Сидорова лишь один раз была, о совращении её в раскол крестьянином деревни Выгорь никому не говорила, и он её не совращал, а совершил обряд примирения, прочитав молитвы, когда она пришла в моленную и попросила его о принятии её к той секте, по какой там молятся, и какая там секта она не знает. По разрешении от беременности, родившегося от неё младенца крестил священник села Бухалова Александр Стратилатов, на дому у неё с наименованием Сергием. Ребенка пожелала окрестить сама Несмелова и со времени сего события молиться стала как и прежде со всеми истинно православными.
 Консистория признала недоказанным совращение в раскол."

подготовил:  sidorovskyi (А.К.)

 
Просмотров: 1936 | Добавил: sidorovskyi | Теги: молельня, раскол, бухалово, старобрядцы, выгарь, сидорово, скульский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 domoart • 16:35, 31.05.2016
мельников хорошая книга о староверах
avatar
Copyright MyCorp © 2024