На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
«Имею честь представить при сём на усмотрение ДК протокол дознания моего от 5 августа о распространении раскола в Бухаловской волости, вверенного мне стана и об имеющейся в д.Сидорова старообрядческой молельни
Пристав 1 стана Скульский
ПРОТОКОЛ ДОЗНАНИЯ В ОЗНАЧЕННОЙ МОЛЕЛЬНЕ
от 5 августа 1896 года, в доме крестьянина Сергея Иванова Красильникова.
Заведует этой молельной в качестве начетчика, уже судившийся за крещение детей и отбывший наказание в тюрьме, кр-н д.Сидорова Василий Иванов Волков и сторож кр-н д.Слонова Иван Ерофеев Тупин. Разрешение на открытие молельны не имеется, хотя со слов Волкова,. таковое было, но в один из пожаров сгорело. Молельня находится на краю деревни Сидорова в доме или при доме Красильникова, имеет отдельный вход с помещенным над входом литым металлическим крестом. По коридору налево дверь во внутренность молельни. При входе слева и справа каморки и прямо в ширину комната для моления. Размеры её 15 аршин ширины и 12 аршин длины. По ширине на стене имеются образа в числе 80 писанных по дереву и 54 медных металлических литых. Под ними устроена полка с помещающимися на ней лампадами. Перед образами поставлены 5 налоев, укрытыми шелковыми и иными одеждами, за тем 2 стоячих выносных подсвечника, 4 таких же висячих и одно паникадило. Внутренность молельни разделена деревянной перегородкой на две части. Перегородка стены с образами не касается. Оставляя узкий проход, служащий той и другой части сообщением. В среднем проходе помещается шкафчик с двумя отделениями верхним и нижним запирается двумя замками. В верхнем ящике находятся восковые самодельные свечи и в нижнем с дверками книги в числе до 15 штук. Там же кружка запертая замком, в которой находились деньги. На одном из налоев находилось Евангелие накрытое полотенцем. Кроме того один налой имел ящики. В них 3 парчевые одежды для налоев, масса подручников, каковые имелись раскиданными и по лавкам молельни. Много бутылок с деревянным маслом, кадильница и в коробке ладан. Всё это помещалось на полке перед образами. С краю образной полки стоял укрытый белой тряпкой новый образ Николая Чудотворца, принадлежащий крестьянину деревни Владычнева Борису Степанову Костерину, принесенный с его слов для освящения..В одном из отделений налоя найдено 9 поминальников. Денным освещением служат 4 окна, из коих одно заставлено образами.
Замечено тоже, что как в стоячих, так и висячих подсвечниках имелись вставленные местные свечи. В виду прописанного постановления……………(далее Скульский переписывает закон о постройках) далее по тексту:
Построенное же новое строение также как все устроенное без надлежащего разрешения, или не согласно с оным, подвергается сломке или исправлению на счет виновных. В виду прописанного в акте дознания станового пристава 1-го стана Даниловского уезда г.Скульского о распространении в Бухаловской волости сего стана раскола и находящейся в сей волости раскольнической молельной в деревне Сидорова в доме или при доме Сергея Иванова Красильникова, как главной тому причине, консистория полагает: возбудить против оказавшихся в сем деле виновными: 1)крестьянина д. Сидорова Сергея Иванова Красильникова в содержании при доме своем раскольнической молельни устроенной без разрешения правительства, 2) против крестьянина д.Сидорова Василия Иванова Волкова и сторожа, крестьянина д.Слонова Ивана Ерофеева Тупина за поддержание и распространении ими раскола. /И далее по каким статьям ход делу… /
О сем сообщить прокурору
Ответ прокурора 6 ноября 1896 года
В следствии сообщения от 30 сентября текущего года об устройстве в д.Сидорове, Даниловского у-да раскольнической молельни в доме кр-на Сергея Иванова Красильникова и о распространении раскола в Бухаловской волости, того же уезда крестьянами Василием Ивановым Волковым и Иваном Ерофеевым Тупиным, имею честь уведомить ДК, что я не нахожу достаточных оснований возбуждения уголовного преследования против названных лиц по следующим соображениям.
По наведенной мною в делах Ярославского Губернского правления справке оказалось, что раскольническая молельня существует в деревне Сидорова с давних пор и что журнальным постановлением от 16 ноября 1885 года Губернским правлением признано было подлежащим удовлетворению ходатайство доверенного раскольников крестьянина Василия Иванова Волкова о разрешении произвести некоторые исправления в означенной молельне. Приведенное постановление состоялось на основании Высочайше утвержденного 3 мая 1883 года мнения Государственного Совета о даровании раскольникам некоторых прав по отправлению духовных треб, согласно которому раскольникам дозволяется творить общественную молитву и совершать богослужение по их обрядам, как в частных домах, так и равно в особо предназначенных для сего зданиях, при условии соблюдения благочиния и общественного порядка. Относительно же молитвенных зданий тем же законом установлены правила, по которым ставить наддверные кресты над входом в молельную не возбраняется, а исправление молелен производиться с надлежащего разрешения, что –как указано выше – в данном случае и имело место.
Что касается распространения раскола В Бухаловской волости крестьянами Волковым и Тупиным, то в сообщениях об этом ДК не приводит тех фактов в которых именно выразилось приписываемое упомянутыми крестьянами преступление. Прося в возбуждении против их уголовного дела, ДК указывает на то, что крестьянин Волков заведует существующей в деревне Сидорова раскольнической молельне в качестве начетчика, судился уже за крещение детей и отбыл наказание в тюрьме, а кр-н Тупин состоит сторожем при той же молельне. Но эти обстоятельства не могут служить достаточным основанием для преследования Волкова и Тупина по 196 ст.Улож.о наказании. Судимость Волкова указывает на преступление его в прошлом за которым им отбыто уже наказание. Факт же исполнения Волковым обязанностей начетчика при молельне, а Тупиным обязанностей сторожа не заключает в себе преступления…
Прокурор (неразб.) и.д. секретарь Митрович
Л.7 Не следует ли просить пристава собрать и представить необходимые по признанию прокурора факты распростанения раскола Волковым и Тупиным. Тогда видно будет как поступать в сем деле: без последствий ли его оставить или снова возбудить.
Л.8 1896 ГОДА ДЕКАБРЯ 9 ДНЯ ДК заключено: «В исполнение Архимандрита резолюции Его Преосвященства Иоаникия Епископа Угличского Викария Ярославской Епархии. Скульскому – не было ли случаев совращения сими крестьянами кого-либо из православных в раскол. О том же потребовать сведения от местного благочинного протоиерея церкви села Середы Василия Добротина, и от притча церкви села Бухалова.
В ЯДК Пристав 1-го стана Даниловского у. мая 3 дня 1897 почт.ст. Вятское.
На отношение от 13 декабря 1896 года имею честь уведомить ЯДК, что как оказалось по дознании начетчик кр-н дер. Сидорова Бухаловской волости вверенного мне стана Василий Иванов Волков в 1887 году крестил 2-х дочерей крестьянки Даниловского уезда Середской волости деревни Кузнецова Анну и Аграфену, за что Ярославским Окружным судом в том же 1887 году был приговорен к ссылке на житье в Закавказский Край, но по кассационной жалобе его Правительственным Сенатом ССЫЛКА эта заменена ему 6-ти месячным тюремном заключении, каковое наказание он и отбыл в Даниловском тюремном замке. Других же случаев совращения из православия в раскол Волковым дознанием не обнаружено.
Л.11 В ЯДК Даниловского уезда Успенской церкви с. Бухалова священнослужителей сведения.
В прошлом 1896 году в марте месяце была совращена в раскол деревни Поплевина крестьянская девица Анна Дмитриевна Несмелова 26 лет. При сем честь имеем присоединить ДК, что моленная при деревне Сидорове многих совращает в раскол из православных тем, что в ней каждую неделю, принадлежащие ей раскольники оделяются деньгами, что многих и привлекает к расколу. 1897 января 15. св-к с.Бухалова Александр Стратилатов, дьякон Иоанн Василевский.
Л.14 их же рапорт
Имеем честь объяснить, что означенная девица по показаниям её введена в раскол стариком Середской волости дер. Выгари Иваном Ивановым, принадлежащем Сидоровской молельне. Родилась Анна 11 сент. 1871г. в исп.росписях за 1892, 93,94,95 годы значится бывшей у исповеди и Святого причастия. 1897 года Марта 2-го дня.
Л.15 справка:
д. Поплевина. 1892 Г. Отец её Дмитрий Иларионов, мать Параскева Иванова. Оба православного вероисповедания.
Вдова Александра Борисова 70 лет
Дети Иларионовы: Иустина 55 лет
Пелагея 50 лет
____________________ у исповеди не были по расколу
Дмитрий 42 лет
Параскева Антонова 48 лет жена ево у исповеди не были по нерачению
Дети её от 1 брака Васильевы: Анна 20 лет
Иван 19 лет
Парфений 12 лет
Дети его от 1 брака: Анна 22 лет
Иван 20 лет
Арсений 12 лет
_____________________все на исповеди были.
Дети их 2 брака: Александр 11 лет
Михаил 9 лет
Андрей 7 лет
Евгения 6 лет
Татьяна 5 лет
_____________________ не были по малолетству
Л. 22. Пристав 1 стана провел дополнительные допросы.
1897 года июля 10 дня
Анна Несмелова дала показания в присутствии крестьянина той же деревни Ивана Борисова. Была по старой вере в минувшем году от начала Великого поста и до Петрова дня - 26 июня 1896 г. т.е. во время последней беременности и до рождения, незаконно прижитого ей ребенка, один раз ходила в моленную в д.Сидорова так и только потому, что чувствуя приближение родов, говорила всем, что больна. И под этим скрывая беременность, назвала себя староверкою и по рождению сына от того отказалась <…>
Лист 22 об. …совершил обряд примирения, т.е. прочел молитвы: 1) Божией милостию, буди меня грешным; 2) Достойно есть; 3) Молитва ради Пречистыя Матери, силою Честнаго и Животрворящаго Креста в деревне Выгори костромской мещанин Иван Иванов Мальгин, 76 лет, исповедующий веру по старому обряду поморской секты, её (Анну – А.К.) знает в числе молящихся. <…>
Л.24 Определили из дознания приставом Скульским , выяснилось, что означенная девица Анна Дмитриева Несмелова была в расколе только от 1-й недели Великого поста
Л.25. До 19 июня 1896 года и то для того, что бы скрыть свою беременность в которой она находилась в то время и в молельной в деревне Сидорова лишь один раз была, о совращении её в раскол крестьянином деревни Выгорь никому не говорила, и он её не совращал, а совершил обряд примирения, прочитав молитвы, когда она пришла в моленную и попросила его о принятии её к той секте, по какой там молятся, и какая там секта она не знает. По разрешении от беременности, родившегося от неё младенца крестил священник села Бухалова Александр Стратилатов, на дому у неё с наименованием Сергием. Ребенка пожелала окрестить сама Несмелова и со времени сего события молиться стала как и прежде со всеми истинно православными.
Консистория признала недоказанным совращение в раскол."