«А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен»
Правда Ярославичей
Задумывался ли, кто-либо из нас, проезжая в родные пенаты, на землю своих предков над тем, сколько и каких мы границ пересекаем? С большой долей вероятности полагаю, что таковых, скорее всего и нет. А размышлял ли кто-нибудь о том, к какому коренному этнохорониму себя относит? Думаю, и таких тоже будет ноль целых, шиш десятых. А ведь, тем не менее, это довольно занятные мысли, развёртывание которых приведёт к ещё более интересным познаниям.
Возьмем, к примеру, жителя славного города Костромы и Костромской области – с этнохоронимом костромич. Ему, чтобы стать ярославцем надо, по крайней мере, переехать в не менее славный город Ярославль или область. Либо иметь родовые ярославские корни. Неслучайно москвичи часто говорят о себе – коренной москвич. Тем самым подчёркивая о наличии в его родословии не менее трёх поколений (лучше, конечно больше) московских предков.
В этом плане ни костромичи, ни ярославцы ничем не хуже москвичей.
На нашем примере вырисовывается интересная загогулина с хитросплетением. Для уточнения скажу – мы, это большая часть коренного населения нынешнего Даниловского района и частично новообразованного Некрасовского.
Да, многие из нас (либо родители) уехали из деревень ярославской области в областной центр. Получается, что от этого переезда, мы как были ярославцами так и остались. Но в тоже время мы автохтонно костромичи. Нас, в принципе, с этой точки зрения можно называть, как и ярославцами, так и костромичами.
К чему и куда я клоню, спрашивается? Нет, здесь не будет философского компота, рассказ будет держаться в краеведческо-историческом фарватере. Тем самым, мы подошли к сути – определения исконных рубежей Костромского уезда в наших даниловских краях. Без решения этого вопроса нельзя разделить два сильно и давно сросшихся географических тела в этих землях.
Для демаркации нам предстоит выяснить максимально точно древний рубеж Ярославского уезда с Костромским, и вследствие чего отделить «нас» от «их». То бишь, костромичей от ярославцев.
Как уже понятно из текста повествование идёт, образно выражаясь, с точки зрения «костромской колокольни». При таком раскладе выходит, что наших предков и нас, их потомков, живших и живущих на исторических костромских землях, оярославили. Теперь посмотрим, кто был костромичём, а кто ярославцем по своим историческим корням.
ЛЁГКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНА УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ
Ярославское княжество выделилось из Ростовского в 1218 году путем деления земель между княжескими сыновьями. Как известно ещё со времён школьного курса, этот путь наследия не приводил к укрупнению земель, а наоборот вёл в политический тупик посредством бесконечного деления из-за разрастания наследников.
Итогом такой княжеской самостийности и вольности будет закономерный конец, - сожрут соседи, которые пошли путём укрупнений и слияний. Соседи, как вы понимаете, Великие князья Владимирские, а позднее, после перенесения великокняжеского стола (столицы) из Владимира в Москву, князья Московские.
Так оно и произошло. Процесс распада (дробления) продолжился и от, и так небольшого княжества в виде сардельки нанизанной на шампур – реку Волгу, был отрезан ещё кусок, - Мологское княжество. Далее в 1463 году, последний удельный ярославский князь Александр Брюхатый был поставлен в такие безвыходные условия, что был вынужден просто продать права на княжество Ивану III.
В Ярославль был тут же поставлен московский великокняжеский наместник, а Брюхатый ещё восемь лет оставался не у дел до самой смерти в 1471 году, оставленным по милости Великого князя, "почётным президентом".
Кстати здесь необходимо сказать, что первым ярославским удельным князем был Всеволод Константинович, внук Всеволода Большое Гнездо. Да-да, того самого! А его внучка Анастасия была выдана замуж за смоленского князя Федора Черного, который и получил Ярославское княжество за ней в приданое. С этого, неоднозначного в поступках, смоленского князя (читай «варяга», который с помощью монголо-татар сжигал окрестные города) и пошла новая, обширная ветвь смоленских ярославских князей.
Межевой камень смоленского князя Ростислава
Так Ярославль потерял независимость и был присоединён к Москве, став обычным уездом Московского государства.
Кострома же в отличие от Ярославля почти всегда была в ведении великих князей Владимирских, а затем и Московских и лишь на короткий срок, номинально будучи в уделе (1247-1303), и после наследственных передач вернулось (уже насовсем) под великокняжеское управление.
Из всего этого следует, что древний рубеж Костромского княжества по отношению к Ярославскому был более незыблем. Ведь за этими рубежами стояла набирающая силу власть Московских князей.
О том, как строго каралось нарушение внутренних межевых рубежей видно из сборника законов Руси, известной под «Правдой Ярославичей» от 1068-1072 г.г., где за распашку и нарушение полевой межи взималось 12 гривен. Столько же, к примеру, взималось за убийство княжеского сельского старосты.
Из ученых книг по истории мы можем узреть визуально территорию Ярославского княжества, где эти границы легли в основу будущих уездов Русского государства: Костромского и Ярославского.
Обращает на себя внимание на северо-востоке Ярославского удела острый, как клин выступ, вдающийся в подбрюшье Костромского княжества. Это и есть будущие федоровские (середские) земли, которые никогда не были в составе Костромских земель.
Хорошо вычисляются древние границы с помощью погостов и приходов. В сущности, погост и является предтечей прихода. Погосты, как известно, это первые центры сельских общин и податных округов. Зачастую на погостах появлялись и первые храмы на северо-востоке Руси.
В них и приходили крестьяне податного сельского округа, который тянул к своему погосту. По мере роста населения и разрастания (дробления) вотчинных земель, от погостов постепенно отпочковывались «филиалы» вновь построенных вотчинниками церквей с новообразованными приходами. Так возникали внутренние, новые межи.
Внешние границы, которые соприкасались, допустим, с другим уездом, оставались незыблемыми. Этот факт легко прослеживается с помощью епархиальной принадлежности той или иной церкви. Границы прихода (деревень) граничили либо с внутренними приходами, либо с внешними границами абсолютно другой епархии.
В частности, на нашей изучаемой территории без проблем выясняется древний рубеж межи Ярославских и Костромских земель. Книг, содержащих акты и грамоты по принадлежности церквей Луговой стороны Костромского уезда немало. Перед выписью погодовой дани, церковь описывалась по наименованию, по местности и по принадлежности к тому или иному уезду. Ну, а далее очерчивается приход…
Карта Генштаба в районе Середы с нанесением границ Костромского и Ярославского уездов до cер. XVIII в
Карта Генштаба. Вятское. с нанесением границы Костромского и Ярославского уездов до сер. XVIIIв.
РАЗДЕЛЯЕМ «СИАМСКИХ БЛИЗНЕЦОВ»
За полутысячелетнюю историю на небольшом удалении от реки Касть, в виду исторического движения, «срослись» в народном сознании, как «сиамские близнецы» два села. Близнецы эти, как вы понимаете - сёла Фёдоровские. Причём «срослись» они так, что пришлось их переименовывать и сейчас они носят разные названия.
В последнее время некоторые краеведы поспешили с печатным словом, до конца не разобравшись, ещё сильнее «пришили» одно село к другому, полностью отождествляя их историю. Пришёл час отделить мух от котлет.
Для начала небольшое расследование, - как же эти два населенных пункта обзавелись одинаковыми топонимами.
Итак, испокон веков стоящий на Костромских землях погост Подвязной (Подвязье) имел на своём месте около полутысячи лет церковь во имя Федора Стратилата. Об этом святом подробно рассказывать не буду, но замечу, что он высоко почитался в Костромских землях.
Известно, что первая летописная церковь в граде Костроме была именно Федоровской. Так же известно, что главная костромская святыня - икона Федоровской Божией матери, сейчас находящаяся в Богоявленско-Анастасьевском монастыре, и её чудесное обретение Костромским князем Василием Квашнёй в Запрудне в 1263 г., также связано с Федором Стратилатом.
Следует заметить, что из Костромской земли вышли царские династии, - сначала Годуновых, а потом и Романовых. Последние были ветвью Кошкиных-Захарьевых, которые по некоторым данным так же имели вотчинные земли в Костромском уезде. (А. В. Кузьмин).
Напомню, о том, что Подвязье это погост. Древнейшая административно-территориальная единица, центр сбора дани и сельской общины, а не просто, как некоторые считают, сельское кладбище. Первые погосты на Руси берут своё начало из века X-го, как центры податных округов. И уж потом на погосты стали подтягиваться христианские миссионеры – ставили первые церкви в податных округах.
Первые приходы вне городов берут своё начало с погостов. Спустя многие десятки, а то и сотни лет в виду разрастания населения, эти округа стали дробиться, что послужило толчком к возникновению других приходов. Всего в наших землях, (территория Даниловского района) Костромской стороны в те далекие времена (к началу XVI века), насчитывалось всего 10-12 погостов.
Нередко бывало, что село заимствовало название от главного храма. Не исключение и Подвязье, которое стало именоваться Федоровским. И всё бы ничего, но за рекой Касть, уже на Ярославской земле, зрел интересный сюрприз…
…На правом берегу Касти, в отдалении около 2-х вёрст от костромского Подвязья располагалось сельцо… Федоровское. Тогда, а это приблизительно середина века XVI-го, в этом Федоровском пока ещё церкви, по всей видимости, не было. На это косвенно указывает обозначение населённого пункта «сельцо». Там располагался вотчинный двор, где находился приказчик, который управлял всей вотчиной.
Как известно, вотчина эта принадлежала ярославскому князю, воеводе Федору Троекурову, который состоял на службе в Москве и вряд ли обитал здесь (вполне может быть и не был никогда). В этом случае история с топонимом достаточно ясная. Название селения явно указывает на имя владельца.
Далее сельцо Федоровское, как известно, меняет собственника. Хозяином этих земель становится ярославский Спасский монастырь (последняя треть XVI в.). Топоним, как видим, остаётся прежним, и никаких предпосылок для этого пока нет. Из документов видно, что на рубеже XVI-XVII веков, там имелась церковь Ирины мученицы Христовой. А Федоровское по-прежнему часто пишется как «сельцо». Почему так?
Дело, вероятно в том, что эта церковь не функционировала как приходская, а была монастырской. Деревни (если таковые и существовали на тот момент) вокруг сельца тянули истари к федоровской вотчине, которые вероятно, были в приходе соседнего Захарьинского погоста, Ярославского уезда.
Церковь Ирины мученицы была построена, как мне думается, не ранее 1584 года. Логично предположить, - а с чего бы вдруг называть вновь построенную церковь в честь малопопулярной на Руси святой. Храмов в честь Ирины мученицы не то что мало, а чрезвычайно мало. Но тогда на престоле сидел царь Федор Иванович, супругой которого была Ирина Годунова.
У этой четы никак не ладилось с наследником, а это прямая угроза царской династии. Вот подданные и Русская церковь с монастырями, всеми силами молились о послании небесами наследника престола. Увы, небесная покровительница Ирины Годуновой не услышала молитв, либо это были козни братца Бориса? Династия пресеклась, и через некоторое время всё погрузилось в Смуту.
Ниже приведён фрагмент описания межей из книги Исторические акты Ярославского Спасского монастыря изд. Вхрамеева И.А. 1896г.
По прошествии смутных времен, жизнь не остановилась. На правом берегу Касти, возникает на пепелище село Новое, Федоровское тож. Новопостроенная церковь названа в честь Федора Стратилата, престол Ирины переносят в придел. Храм становится центром новообразованного прихода.
И ключевой момент, - на который необходимо обратить внимание, - в это время (ещё до Смуты) на Руси начинают образовываться торговые сёла. Движение это шло не по указанию сверху, а исходило с низов, из экономической целесообразности, и расторопности владельцев. Торжки возникают на новых местах, где наиболее удобно, где сходились просёлочные пути-дороги.
Такие торговые сёла объединяли не только поселения своего уезда, но и соседнего, при условии, что рубеж его был рядом. Торговля, знаете ли, не любит границ, - она любит прозрачность. И получилось так, что в торговой округе, причём рядом, оказались два села Фёдоровских!
Чтобы понять возникшую путаницу в этой ситуации, можем представить себе похожую картину, где, допустим в семье, в которой есть два одноименных человека (не дай бог, ещё с одной фамилией), – неразбериха обеспечена!
Стопроцентно, что выходом из этой курьёзной ситуации будет в «приклеивании» прозвищ этим людям по каким-либо признакам, известным всем.
Вы ведь знаете, как ругается оперативка в компьютере, когда обнаруживаются в одной области (напр. в папке) два одноименных и одинаковых объекта. Нам предложено будет переименовать их, в противном случае система это сделает сама. В иных вариантах, одноименные файлы могут существовать лишь в разных локализациях.
Так произошло и в истории. Пришлось уточнять – Федоровское, что в Подвязье! В ярославском Федоровском, к тем временам, уже вошло в традицию торговать по средам, отсюда Федоровское, середа тожЪ, где добавление к основному топониму являлось подчёркиванием исключительности, что в этом селе, середа была особым днём.
Как-то это исправляло ситуацию, но живой народный язык всегда стремился к краткости, и когда по экономическим причинам, и по предложению губернатора Мельгунова А.П., часть восточных земель Костромского уезда в конце XVIII века влилось в новообразованную Ярославскую губернию, постепенно, за ярославским Федоровским окончательно закреплялось название Середа. А затем, уже на заре XX века, бывшее село Федоровское в Подвязье без затей нарекли Стратилатом.
Таким образом, никакого - ни церковно-приходского, ни вотчинного родства у Середы со Стратилатом (Подвязье) не было до конца XVIII века, когда большинство приходов Луговой стороны Костромского уезда перешли в Ярославскую Епархию.
К слову, - село Даниловское (с 1777 г. город Данилов), издревле числилось на землях Костромского уезда как минимум с третьей четв. XV в. (см. Меновую грамоту на земли Ильинское и Ванютово Глазово, на реке Соти, в Костромском уезде выменянные, по приказу митрополита Филиппа, его дворецким Наумом Алферьевым у Ивана Руна на митрополичье село Даниловское Поленова 1473 г., и Духовную грамоту Ивана IV 1572г., где с. Даниловское Костромского у. завещалось среди прочих других земель сыну Ивану из которых предельно ясно, что Даниловское состояло в Костромском у.).
Но это уже другая история…
|