Среда, 20.09.2017, 14:01



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [61]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯНЕ - НАШИ ПРЕДКИ [13]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меряне никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [20]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [26]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [16]
 
ЛЕНТА
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (6)
[27.08.2017]
Древние рубежи (0)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (3)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
[03.05.2017]
"Шить баско и Пригласить пожаловать священника к обуху" (29)
[24.02.2017]
Знаменательные вехи в истории Новополевского прихода (21)
[15.01.2017]
Хроники Даниловского уезда. (9)
[05.11.2016]
"Слабо?" из прошлого (24)
[28.07.2016]
Сухов день в деревне Лупачево (7)
[08.07.2016]
Несъезжий праздник или, а чё гуляем? (20)
[02.06.2016]
"Радостию друг друга обымем" (11)
[25.05.2016]
Погосты забвения. Рождественский в Шахово (11)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
Яндекс.Деньги:
41001217280963
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
староверы молельня старобрядцы старообрядческие храмы полевшина погост корзла бабин погост баусова фото дороги баскаково сказ о крошиле салтыковы бабуринская игрушка пропавшие деревни банда озерки бахарька гречухин борносово басовкий вопша вдоль горячего асфальта вилькен песни беспоповцы выгарь бухаловская летопись бухаловская церковь ориентировка храмов сказ сидорово бухалово успенская церковь образование новополево бухаловский приход новая крошиха традиции мамоновы школа былое крошило грамота богородский пономарь бухаловская волость колхоз богородица борьба имена елохино австрийцы касть витушкин встречи каландырец паны поздеевы домонгольский крест крест слободищи городищи археология никольское в корзле грибы никольское даниловцы николай I крестьяне прошлое ветераны война середа ушаков благотворители меценаты даниловский уезд пути человеческие артюхов выставка бреднево вода ягв богородская церковь говоры бабино апраксино Наличники старово адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь меря меряне крошиха лупачево старообрядцы
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 

 Крестьянское Эльдорадо или Бегство из рая. часть 1

    <<< НАЗАД...

  Как же жилось-былось крестьянину? Да уж, несладко, и даже хреново! Давайте начнём "подсматривать" мы за крестьянской жизнью с XVIII века.  А как иначе-то? Что бы понять откуда была такая бескормица на Руси, надо смотреть на основную массу крестьянства, а не как ела и в это время слышала "хруст французкой булки" маленькая часть захребетников. Причём, большая масса дворянства с голодом, как и крестьянство была знакома не по наслышке.
   Надо сказать, голод в России был достаточно частым гостем. Даже в урожайные годы редко у кого из крестьян оставался хлеб до Благовещенья (25 марта ст.ст.). А так уже на Васильев день (Новый год) все крестьянские закрома были пусты. Ладно во второй половине 19-го века, уже спасались картофелем, который надо сказать очень трудно входил в сильноконсервативную крестьянскую среду. Ну, никак его крестьяне не желали принимать.

  Основную причину перманентного голода исследователи русского крестьянства видели в малоземельности и сильнейшей эксплуатаци русского мужика. Ещё задолго до дремучего крепостного права крестьянам было несколько вольнее. Давно это было, ещё до Ивана Грозного, во времена Василия III вновь прибывшим поселенцам давали 10-15 летние освободительные льготы от всяких податей. Земли хватало. Поэтому то тут то там возникали новые деревни - починки. Любой феодал был чрезвычайно заинтересован в заселении своих земель землепашцами. Любые вам льготы и послабления - только селитесь, рубите новые деревни, делайте росчисти, сейте, пашите. Сманивали у других феодалов народ. Тогда крестьянству вольно было. Не понравилось - ушёл на другую землю к другому владельцу и вся недолга. Если мы возьмём архивные источники, то немало будем удивлены от того, что в описях, в писцовых документах той поры ( сер. XVI в.) встречаются истинные хозяева, земледельцы - крестьяне.

Пукирев.Сбор недоимок.

    Конечно, закабаление вольного русского крестьянства произошло не в один год, и даже не в одно десятилетие. Эта рабская махина, как удав, неторопливо сжимала свою жертву. Как домкрат, который медленно, но верно размыкал практические единое тело Руси. Доразмыкался до того, что уже в начале XIX века в одной стране по существу жили ДВА РАЗНЫХ народа! Это типа как в недавней ЮАР - белые и чёрные, которых большинство. Апофеоз не такого и уж далёкого времени: в первой половине XIX века люди продавались на ярмарках на равне со скотом! И не факт, что скот был дешевле. За примерами далеко бегать не надо, возьмите Ярославские губернские ведомости и осознайте реальность матушки Руси! Измученные, избитые, оборванные и безымянные крестьяне и крестьянки, от мала до велика, мерли как мухи, выбишись из сил на полях и дорогах, в овинах и на околицах деревень. В каждом своём номере, о таких страшных находках обыденно сообщали ЯГВ.

Богданов-Бельский. Крестьянин

"От начала своей истории и почти до времени Соборного Уложения 1649 года абсолютное большинство населения в России было лично свободным, могло выбирать род деятельности по своему усмотрению, но, конечно, исходя из тех или иных объективных возможностей. Существовали и несвободные люди, холопы. Холопство делилось на несколько видов, но, за редкими исключениями, вроде плена на войне, формировалось также за счет свободных граждан, добровольно дававших на себя кабалу за материальное вознаграждение со стороны будущего владельца, на определенных, договорных и взаимообязательных для господина и холопа условиях" - пишет Тарасов Б.Ю.

   «Прикрепление крестьян к земле,— писал профессор Московского университета И. Беляев,— последовало около 1591 г.: оно было принято как средство против излишнего отягощения крестьян казенными податями, но, в свою очередь, породило новую болезнь в русском обществе — крепостное состояние между крестьянами. Крестьяне, прикрепленные к земле, еще оставались самостоятельными членами русского общества, полноправными гражданскими лицами, и все различие их тогдашнего положения от прежнего состояло в том, что они потеряли право перехода с одной земли на другую и, как они сами выражались тогда, сделались бессменными жильцами и тяглецами раз занятой ими земли. Но это первоначальное, по-видимому, незначительное изменение в быте крестьян открыло путь к новым изменениям, которые и не замедлили развиться в продолжение XVII столетия к явному стеснению прежних крестьянских прав и распространению прав землевладельческих. Землевладельцы в течение этого времени мало-помалу приобрели сперва право переводить крестьян с одной своей земли на другую свою же землю, потом получили право переселять крестьян своей земли на земли других землевладельцев по договорам с ними, далее — право обращать крестьян в дворовые и, наконец, важнейшее право продавать крестьян без земли. Тем не менее закон еще резко отличал крестьян от холопов, и крестьяне, живя на владельческой земле, пользовались по закону правами личности и собственности».

Жатва. Яр.губ.1910 г.

  Окончательное и полное закабаление крестьян произошло в конце царствия блистательного нашего реформатора Петра I, во время первой переписи населения — первой ревизии 1718-1727 годов. Элита окончательно взгромоздилась на шею крестьянства, и пошёл стон великий по всей Руси. Именно на XVIII и первую половину XIX веков приходится самая неистовая эксплуатация крестьянства. Жилы, что назывется рвали.  Куда ни кинь всюду клин. Земли почти нет. Пахать необходимо и на себя и на барина, причем на барина - это он как сам решит сколько. На деле трёхдневное правило мало кто исполнял. Многочисленные свидетельства этой беспросветчины попали в разные исторические документы, изобразительное искусство и художественную литературу, а они как известно зеркало жизни.

Картина "Продажа крепостных"

"Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный.
Удар зубодробительный.
Удар скуловорррот!.."

 
  Бывало на себя работать у крестьянина оставались только праздники, да ночь. Помните у Радищева: "Все дни недели на барина, а ночи и праздники - себя". А, погодное время у нас ой как коротко, можно и не успеть на себя-то поработать. Это во франциях-англиях только декабрь с январём неполевые - зима . В ноябре там можно сеять озимую пшеницу, в феврале уже поля готовы для работ. Два полноценных сенокоса, это когда все травы вошли в силу и имеют полноценный для скота витаминный набор.  У нас семь месяцев стойловый и непашенный период. Нетрудно посчитать, что на пашенные работы русский крестьянин имел малюсенький временной зазор 100 дней и примерно 30 дней на сенокос. Причем косили в строго установленный период, неважно успела трава "сок взять" или нет, иначе можно вообще не успеть и на тебе сеногной. Итог это рвение жил, работа на износ и еле, еле однотягловый крестьянин успевал в этот период всё успеть на своих двух - двух с половиной десятинах.

Пластов. Жатва

   Он бы рад больше обработать, но землица у господ, либо монастырская, да и физически невозможно. Мало рук и времени не хватает. А две-две с половиной десятины на семью из 4-5 душ в наших местах это очень мало. Климат, тощие земли, от этого средний урожай был сам-3, ладно бы если бы так было всегда, так нет, через года три-четыре снова неурожай, шаром покати. Если держать больше чем одну-две лошади, то необходима земля под овёс. Лошадка без овса соху не потянет. А ведь ещё надо и на "дядю" сделать. А все дармоеды у крестьян в первоочередных. Вот и успей всё!
  А что могли дать эти две десятины? Еще тогда высчитали, что в нашем нечерноземье при тех орудиях труда усредненно урожай был на семью из 4-х человек с 2,5 десятин за вычетом семян - 60 пудов. А годовая норма потребления на эти четыре души с учетом того, что жена и детки едят меньше - 70 пудов! А ведь еще надо лошадке, да подсыпку скоту. И чего остаётся? Правильно, постоянно маячит голод, какие уж тут "молочные реки с кисельными берегами". Выходит по биологической норме в 3000 ккал в сутки, реальностью было всего 1500 ккал и это при максимальном физическом надрыве. Чем же добирали?
     Ну, картохи тогда ещё не было. Капусткой, репкой, свеклой и конечно дарами леса - грибами-ягодами. Мясо? Да, Христос с вами, какое мясо? Это только по великим праздникам, а чаще всего и не видели его вовсе. Ну так, барашка иногда прикончат. Скот в большей степени держали для навоза. Не будет навоза - нет и зерна. Крестьянин всегда говорил, что без мяса можно прожить, а без хлеба никогда. Некоторые парируют, мол у нас так не бывало. Ну, знаете ли, на единичных случаях статистику не построишь, да и "откуда дровишки-то" этих примеров? А у нас часто так, как в русской поговорке - "Не  плачут  в  Рязани  о  Псковском неурожае", - т.е. на остальных нам (пардон), грубо говоря, насрать.

Крестьянин с сыновьями. Конец XIX нач.XX в.в.

    Казалось бы столько земли: луга, перелески только коси, да сей, а земли нет, времени на нормальный цикл тоже нет. Всё по канону - 29 июня (по старому) надо начать и быстро закончить сенокосные работы до конца июля, потому что с августа надо было торопиться на жатву ржи, и уже не до сена. А и сена-то надо было заготовить минимум пудов 400! Ой, снова бар-помещиков-землевладельцев забыли, и их-то во-перву очередь надо уважить. Конечно, степень эксплуатации человека божьего не везде одинакова была. К середине XVIII века труднее всем жилось на барщине и монастырщине ("бог терпел и нам велел") и немного повольготней было на оброке. После секуляризации появляются т.н. экономические крестьяне, казённые. В сущности это такие же крепостные, только принадлежли они не физическому лицу, а юридическому - государству. Исследователи, историки разницы между такими формами собственности не видели, лишь определяют - формулой "помягче - пожестче". Свободы не было ни у кого, и без бумажки за 30 вёрст не сунешься - загребут!
   Оброк ещё не столь сильно входил в моду. Оброк это такая же форма подати, но с заранее установленной оплатой повинностей, без отработки на чисто барских нивах.  В основном такое практиковалось у богатых и знатных помещиков, вроде наших Тормасовых на Бухаловщине. Господа, чистым хозяйствованием на земле себя не обременяли, да и не по чину. Поэтому устанавливалось - раз в год собирать т.н. оброк со своих земель. Это было на выбор - либо натурой либо чаще всего денежкой. Ну, бывало и смешанно.

    Как эту денежку добудет крестьянин, владельцу начхать. Недоимка страшная вещь! Если землица позволяет, то выжимай с её, а нет то ищи в другом месте. Получай вольную от барина, справку от бурмистра, выправляй пачпорт и вперёд и с песнями покоряй столицы. Так, и появились первые отходники в поисках заработков на стороне, совмещая городской труд и отчасти сельский. К примеру можно привести нашу д. Сидорово (да и Бухаловщину в целом), где с покон века был оброк, и с владельцами "повезло" - они были птицами высшего полёта.  Это и Салтыковы, Гончаровы, Тормасовы - сливки общества, высшая аристократия, живущая в столицах и на банальную тиранию она была неохоча, либо брезговала в силу своей просвещенности, забирали просто своё. Сбор оброка лежал на старосте (бурмистре, управляющем в вотчине), который выбирался из наиболее ловких крестьян. Именно ловких, а не только грамотных, как иногда пишут.
   Буквально, чуть ли не в каждом доме даниловского уезда мужики  в нестрадное время отлучались по "пачпортам" в Питер, меньше в Москву. Но, так или иначе недоимки всё равно случались, практически никогда не хватало своего хлеба до "нови". Выкручивались как могли, в счет будущего урожая, в счет будущих заработков, в счёт будущей работы ну, да и простого везения - "Бог даст, выживем", "авось не помрем". Кроме того, помогала необычайная сплоченность крестьянской общины ибо без неё о каком-либо выживании не могло быть и речи. Таже община помогала выплатить недоимки и помочь в лихой час. Община это великая сила и опора не только в трудный час, но и повседневно.

Крестьяне у земского начальника. Обратите внимание на огромное различие облачения чиновника и крестьян. Он вышел словно к туземцам.

  Теперь обозрим "сказочные хоромы" крестьянские, о которых так любят рассказывать новоявленные гиды и прочие златоусты-сказители. Те "хоромы" про которые они талдычат, во-первых были единичны, и построены в самом конце века XIX-го, когда был экономический подъём, который в свою очередь был обусловлен многими факторами. Одним из факторов называют кредитные займы. Во-вторых это во многом не результат земледельческой деятельности (за исключением огородничества).


    К началу XX века крестьянство обросло займами и различными задолжностями. Николай II сам дважды погашал долги крестьян. Кроме царя у нас, видать, не нашлось желающих. Россия  вышла по внешним выплатам на первое место в мире!  Земля де-юре принадлежала помещикам, де-факто она практически вся уже была у банков в залоге. Дворянство попросту профукало свои земли.  Таких как А.Н. Энгельгардт было ноль целых, да шиш десятых. Так, что лозунг "землю крестьянам" появился не ради красного словца. Помните, кто постарше, такую картинку?

 Многие полагают, что эта карикатура плод советской пропаганды, но впервые она появилась в 1917 году.

   А ведь эта картинка чётко отражает весь ужас положения крестьянства! Вот то тут, то там слышишь: крестьянин то, крестьянин это, "Россия, которую, потеряли" и т.п. хвалы и причитания. А никто не задумывался, чем вообще должен был заниматься крестьянин? Правильно, хлебушко растить, хлебушком кормить, значит быть земледельцем, пахарем на землице-матушке! И вот, значит, показывают эти самые каменные крестьянские дворцы, забывая упомянуть, что по сути-то эти хозяева каменных хором уже никакие и не крестьяне, да и были ли они ими, исключая понятие сословия.


   А что, с хорошей что-ли жизни земледельческой-то крестьянство побросало бороны, косы и косули и давай торговать, ростовщичеством заниматься, брата-крестьянина спаивать, да по столицам носиться и "кушать подано" кричать? А тех, кто на земле остался записали в неудачники, да лодыри. Мол, не предприимчивые. Не расторопные. В 1902 году на отхожий промысел из Ярославской губ. ушли 202 (!) тыс. человек, и в основном мужики. Вдумайтесь в эту цифру. Это уже кто угодно, но не крестьяне! Вот, видите, когда народ-то побежал из деревенского-то рая. А как же пришли к таким показателям, давайте посмотрим. Начнём, с бытовухи, т.е. как жили и где.

"Жилья с локоток,
а житья с ноготок
В головы кулак,
а под боки — и так
"

 Итак, что же представлял крестьянский двор за 80-100 лет до вышеописанных событий. Почти до 40-х годов XIX века (и даже более того) у большинства крестьян преобладало жилище с земляным полом и печью по-чёрному. Окна были высотою в венец (половина в одном, половина в другом), и затянуты были бычьим пузырём, а в двери, которые были по метр-метр двадцать чуть-ли не вползали. В зимнее время скотина нередко находилась вместе с людьми в избе. Топка избы по-чёрному - это выражаясь современным языком - жесть. Такие избы ещё называли "курными". Думаете, что это при царе горохе было?  Не тут-то было.

Курная изба. XVII век

   В крестьянских избах до второй половины XIX века царил сущий ад. Вечером там была невозможная духота, а утром бороды примерзали к полатям. Например Болотов А.Т. сообщал (Болотов представитель дворянства): "потолок наш таков, что ежели б сметать всю ту крупную и чёрную дрянь, которая на постели и на все места навалится, то думаю с полный гарнец бы собралось". А это трёхлитровая банка! Ладно Болотов, сообщивший об этом в конце XVIII века, но вот пошехонец и корреспондент Бюро Этнографии кн. Тенишева А.Балов сообщает, что такие избы были и в конце XIX века в нашей Ярославской губернии.


  Спали на лавках и прилавках. Спали, конечно, и на печи, но главным образом старики и дети. Условия в избе были очень неблагоприятными для всех, особенно для детей. Наблюдатель по Тверской губернии отмечает: "Зимою все генерально страждут кашлем и простудою: неминуемым следствием их образа жизни в черных избах, в коих по утрам бывает очень холодно, а по вечерам и во всю ночь чрезвычайно жарко". Дети же спали, как правило, нагими (тот же автор подчеркивает "суровое детей в черных избах и почти без всякой одежды содержание") и, разумеется, часто простуживались. Взрослые простуживались еще и из-за того, что по ночам из "необычайного жара", выбегали "охолонуться" неодетыми. Потолки в крестьянских избах начали появляться только-только к концу XVIII века. Крыши,  практически все были соломенные вплоть до XX века. Железо на крыши стали применять к XX веку, да и то лишь немногие. Дранка ("деревянная черепица") появлялась только-только.

Кошелев. "Офеня-коробейник". Теленок в избе не выдумка художника, а распространённое явление.

    Многие источники говорят о дешевизме домов. А то, кто бы спорил!  Да и что там дорогого-то? Это в современном понимании - дом это такая мечта! Тогда дом ставился максимум за 40 дней. Это, даже на заре XX века, сооружение было довольно простое. Фундамента зачастую никакого. Внутри-то что? Да всё так же посконно и топорно. Это сейчас "фарш" - начинка дома сравнивается по стоимости с самим домом (и даже больше). Тогда же это было по-простецки - крыша есть и ладно. В домах-то токмо спали. Да, оставим начало 19 века, и обратимся к его концу - когда дома, да избы стали такими, какими мы их и застали. В которых жили наши дедушки, да бабушки, и у которых нам посчастливилось проводить лето в 60-70-х и частично 80-х годов. Тех золотых времён, когда ты на целое лето окунался в мир, почти XIX века. Тогда ещё, не то что женщин (30-х г.р.), а уж 1900 г.р. бабушек без платка на деревенской улице и не увидишь. Бесплаточность называлась - опростоволосится, и появление на миру без платка - моветон. Да, мы это ещё застали! Дама без платка на селе, - это была скорее всего горожанка. Многие горожанки, я хорошо помню, прилетевши на самолёте и при сходе в поле, доставали платок и повязывались, дабы не раздражать общественность. При возвращении в город у вокзального зеркала происходила обратная процедура.

  Так, вот, вернёмся к жилищам.  Да, сейчас часто любят говорить о том какие это были хоромы. Я и сам помню наш домище в д.Сидорове. Крыша высокая с небольшим мезонином, под дранкой. Высоченный (в подполье ходили в полный рост), две смежные, с разными крыльцами избы, шесть окон по фасаду, огромный мост (в нашей местности сени именно так и назывались), две горенки.  За горенками бревенчатый двор, в коем когда-то были и лошадь, корова, телёнок, бараны, сенник и отхожее место. Ворот на дворе было двое: одни напротив других, для удобства въезда-выезда лошади с возом. Долго мне такие дома представлялись хоромами. В основном, в деревнях они были широко распространены. Была стойкая убеждённость некоторой жилищной роскоши. Но вот вдарясь в конкретику, от этого мифа мало чего осталось.

    Во-первых полезной (комната с кухней) и отапливаемой площади было метров 40 (на весь дом, на две семьи). Это не маленький по деревенским меркам дом. Её величество печь несколько съедала это пространство, но на ней спали. Ну мост это мост, вот горенка это штука летняя. Ну и самый главный фокус - а сколько там проживало-то? Вот! В этом вся и казуистика. И тут, даже не надо обращаться к семейным преданиям, всяк скажет, что тогда народу было много. В некоторых семьях даже на сундуках спали. Все закутки были заняты.
  В самом начале XX века в усреднённых цифрах деревенская семья это примерно 6,7 человека! У нас (по рассказам бабушки 1904 г.р.) тогда было восемь человек. Старые дед да бабка, их старая незамужняя сестра, и дети (муж и жена) - уже сами взрослые, и их трое деток (среди которых моя бабушка). К 20-м годам старики померли, но увеличилось количество детей, теперь их стало семеро. Итого уже было 10 человек. Потом умирает тётка и двое деток и уже к войне в доме 7 человек. Дом, повторюсь, ещё не старый, чуть больше 30 лет, таких домов в деревне была масса и ещё пара-тройка домов нэповских годов, но они разве только были лучше распланированы, но по площади были даже меньше.
  Ну, что, поделим количество на квадраты? Как будем делить, усреднённо или в конкретном случае? А давайте и так и так, всё равно арифметика будет грустной. Что-то в районе 5 квадратов на человека получается! У скотины, к слову сказать, было также.  Это цифры начала и почти середины XX века, дальше ВОВ и массовый побег в города ставят точку на статистике и в 70-х эти дома действительно уже хоромы, т.к. в них живут по 1-2 человека.
  Ни у одного человека не было своего угла, все постоянно на виду. Летом выручали горенки. А как спали? О это круто! На печи детки, старики, на узкой кровати родители. Помню я ту кровать металлическую с литыми вензелями и блестящими набалдажниками, которую прадед в Питере покупал, там спать вдвоём можно, если смертельно устанешь (а так и было). Те, кто постарше из деток на полатях. Все в тесноте, впритык! Нередки были и падения, когда благостную тишину дома нарушал грохот упавшего. У родни сохранилась старая швейная машина с дырявым кожухом. Дыра осталась от одного ночного падения, моего дяди. Тогда всё обошлось).

Цифры же середины XIX века выглядят ещё удручающе. Ну, средняя численность семей на двор была поменьше, но и избы были меньше, они-то как раз и были в основном, родом из 1-й и 2-й четветверти XIX века, и некоторые ещё топились по-чёрному. Пришлось повыуживать с наших окрестностей данные и свести в отдельную таблицу, где можно лицезреть среднее количество душ на двор в наших деревнях. Вот, что получилось.

Выбранные данные показали цифру в 5 человек на двор, что на 1 человека меньше, чем среднее число по центральным губ. России (Б.Миронов). Для сравнения внизу даны цифры торгового села и барских имений. В усадьбах резкое отличие цифр от крестьянских, говорит о крупных постройках, где жили как владельцы, так и дворовые, что ещё раз доказывает о большой плотности душ на жилых площадях того времени.

 

    "Строительный материал для жилища — это всегда дерево, ибо на кирпичный дом не было средств даже у богатых крестьян. Каменные дома в деревне появились в XIX — начале XX в., и строились они на доходы от промысловой деятельности и в крайне ограниченном количестве. Длина срубных бревен предопределяла крайнюю тесноту в "теплом жилье". А отсюда главное неудобство жизни — отсутствие условий для комфортного ночного отдыха. Не менее важный момент — температурный режим избы. Извечная занятость русского мужика ограничивала возможность заготовки дров. Ручные пилы стали изредка проникать в быт лишь где-то во второй половине века, и заготовка длинных поленьев секирным топором была делом хлопотным. Дрова экономили, и лучшим средством для этого была топка печи по-черному. Как мы видели, малейшие сдвиги в доходах крестьянина (а они в России той эпохи были связаны только с промыслами) тотчас вели к благоустройству его "деревянного жила": появлялись "белые избы, а в них — потолки, у богатых крестьян заводились кровати, подушки, одеяла и т.д." (Л.Милов "Великорусский пахарь")

Дом зажиточного крестьянина XIX века. Суздаль. Музей деревянного зодчества. Жило в этом доме девять человек. С виду вроде внушителен, но внутри две жилых избы (верх, низ), очень тесно для девяти человек. Сейчас для двоих самое то. Дворовые пристройки хозяйственного назначения занимают бóльшую площадь.

     Историки едины в том, что в середине и ближе к концу XIX века площадь крестьянского дома была 20 кв.метров. Тогда получайте в среднем 3-4 квадрата на душу! Шикарно, не правда ли? Нукась сейчас так, а? У многих городских сейчас, к примеру 70 кв.м. на трёх-четверых! Выходит по мин. 17 квадратов на душу. Почти на такой же площади (20 кв.м.) ютилась семья из 5-7 человек в середине XIX. Про оснащение дома и говорить нечего. Кстати сказать, нынешний 3D-домашний кинотеатр это целый крепостной театр, аудиосистема - крепостной оркестр! Теперь почти у всех есть небольшое имение за городом ). Про конюшни и средства связи умолчим. Ну, да больше ста - ста пятидесяти лет прошло, скажите вы, - но это так, для контраста. А как же к примеру жили "купчины толстопузые"? А вот как.
"Сейчас во многих городах России действуют музеи купеческого или мещанского быта. Чаще всего располагаются они в старых купеческих особняках. Так вот — здания эти чаще всего с тесными узкими лестницами и коридорами, с низкими потолками.
 — Зато 12 комнат — и на одного!
 — В том-то и дело, что вовсе не на одного. Громадный дом в 2 этажа, 12 жилых комнат... Но разве в нем жил один купец Иванов? Ничего подобного!
 Жил купец, его жена и двое взрослых сыновей с женами и детьми. У старшего сына — жена и пятеро, у второго — жена и трое детей. Еще жили две незамужние дочки, последние из выводка, старшие три уже замужем, живут не в этом громадном доме.
 — Н-да... Уже, получается, жили 16 человек... Но ведь все равно — 12 комнат!
 — Не торопитесь. В комнате жила еще прислуга. С каждой дочкой — по девушке для услуг, кухарка, кухонный мужик, два кучера, две горничных...
 — И все жили здесь же?!
 — Конечно. Все, кроме кучеров, — у тех были свои семьи и свои дома в сторонке. А вон та комнатка за кухней — это для кухарки и для горничных.
 — Комнатка? Она больше похожа на чулан!
— Так думали и устроители музея... Свалили в этой комнатке всякий хлам, словно она всегда была не жилой... А эта комнатушка с единственным окном у самого потолка была очень даже жилой, и жили в ней три человека. Как в современном общежитии.
 Так что комнат в доме, как выясняется, было даже не 12, а 13, но жили в нем даже не 16, а 22 человека. Кстати, в столовой, в гостиной и в кабинете хозяина никто не жил, и эти 22 человека обитали в 10 комнатах.
 — Как же они помещались?!
 — Вот так и помещались. Было тесновато, в каждой комнате жили по 2—3 человека, а все это комнаты небольшие... Кухонный мужик спал в коридоре, на сундуке. Во-он там, видите? В двух шагах от входной двери." - пишет историк Буровский. И дальше там же:
"Вот усадьба семьи Суриковых в Красноярске. Большущий двухэтажный дом богатого горожанина «из казаков». В этом доме вырос великий художник Василий Иванович Суриков. В доме — 11 комнат, а жили в нем от 20 до 22 человек.
 Крестьяне жили еще теснее. Традиционный крестьянский дом вообще не знает разделения на комнаты. В наше время крестьянские хоромы выставлены под Новгородом в музее под открытым небом Славица, в Суздале... Если интересно — всегда можно поехать посмотреть. Помещения от 20 кв. м (дом бедняка), до 50 кв. м (дом богатея)".
  Вот те и хоромы! Это даже не звенящая тишина  сегодняшних 200-300 метровых коттеджей на 3-4 х человек, где хозяева даже шкафы теряют и не могут найти в течении трёх лет))).
Ну, вообщем сказки с хоромами как-то не вырисовывается. Фигурально выражаясь, хоромы превратились в тыкву. Миф как бы есть - а факта нет!

НАВЕРХ СТРАНИЦЫ                                                                              ДАЛЕЕ... ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 2>>>

Copyright SIDOROVSKYI © 2017