Теперь можно перейти непосредственно к крестьянскому быту: питание, одежда, экология (отношение к природе и т.д.). Здесь в журнале есть документ - грамота о торге в Федоровском от 1595 года. Так вот там идёт перечисление разных вкуснейших яств. Здешний завсегдатай как-то спросил, что неужели это всё ели. Все? Конечно же, нет. Это ведь перечень товаров на торгование. Ведь, допустим, в наших метрах-глобусах есть вкусняшки такие, что подавляющая масса народа не то что не пробовала, но даже и не слышала про них, а если бы и захотела, то раззорилась. Так что заявленный перечень, ещё ой, как далеко не показатель того, что продукт доступен.
"Эй, скатерть самобранная!
Попотчуй мужиков!"
Глядь - скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка,
И спрятались опять".
Многие златоусты сказывают, что икру крестьяне, дескать, лопали аки хлеб. Опять же где ели, кто, и какую икру? Не уточняют, а народ слюни пускает... Один процент что ли ели-то, от всего народа, три? В сёлах, да деревнях 99% крестьянства наверное, и не пробовали ту икру (черную, красную). Я, во всяком случае, ни в одном серьезном источнике не встречал таких данных. По воспоминаниям старожилов, о наличии этого мерила благополучия, - в трактирах, да в питейных домах с чайными есть такие упоминания.
- Вот, оно эльдорадо, всё-таки есть - воскликнем мы! Но, тут же разочарование, - это была икра частиковых рыб! Щучья, карповая и прочая окунёвая икра). Одно слово, а так меняет картину! Впору вообще о харчах крестьянских слово замолвить, а то глядишь рестораны с крестьянской кухней появляться начали. Наверно, у крестьян сконцентрировалась вся русская кухня и стол ломился как у Собакевича. А, вот подавать бы сейчас в ресторанах такое меню, истинное крестьянское). Изо дня в день).
Ерменев. Обед
Часто говорят, что не хорошо быть в чужой тарелке. А, вот у нас есть такая возможность позаглядывать в чужие тарелки и я даже не скажу, что это плохо. Это даже великолепно, заглянуть спустя более чем 100 лет в крестьянские горшки и чугунки и незримо поприсутствовать на обедах и ужинах в семьях с различным крестьянским доходом. Как? А вот так, - посредством Этнологического бюро кн. Тенешева.
Известнейший, знаменитейший труд этого бюро "Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы" с помощью корреспондента-инфрматора А. Балова позволяет зделать этот трюк! Причём именно в Ярославской губернии, в Пошехонском, Романово-Борисоглебском, Даниловском и Любимском уездах. Кстати, как сказывала мне одна старушка в Вологде, бывшая когда-то экскурсоводом по части крестьянского быта, то в приснопамятном Советском Союзе эту книгу положено было знать гидам на зубок, во избежании не наговорить глупостей. С маленьким блокнотиком с выписками из этого фолианта, она не мыслила свой рабочий день. А раздобыть источник тогда было ой как трудно. Это сейчас, некоторый шелест клавишами, и фолиант уже доступен. Что ж, сотворим чудо, и перенесёмся на 120 лет назад в сёла и деревни Ярославской губернии на "пока все дома" и посмотрим несколько примеров.
"1899 г.Крестьянин д. Степанково Алексей Афиногенов, 37 лет, жена его Феоктиста Иванова 30 лет. Дети их: Михаил 12 лет, Александра, 8 лет, Анна 10 лет, Мария 4 лет, Василий 1 год, нянька Ирина Алексеева, 18 лет. Семья среднего достатка. 8 ноября понедельник день скоромный. Поутру завтрак из черного хлеба с картофелем. Обед: щи из кислой капусты со сметаной, картофельный суп, картофель жареный в сале, разведенное молоко. Вечер: чай
9 ноября. день скоромный. Завтрак черный хлеб с картофелем. Обед: щи из кислой капусты, картофель с салом, пшенная каша. разведенное молоко. Вечером чай.
10 ноября, среда день постный. Поутру черный хлеб с солеными грибами. Обед: винегрет (картофель, сол.огурцы, грибы), картофельный суп, картофель жареный, пшенная каша, разведенное молоко. Ужин чай." Дальше до воскресенья то же самое. Воскресенье день праздничный. Поутру чай и пирог из белой муки с грибами. Обед щи, но уже с говядиной. с сальником и молоко цельное, небавленное. Ужин чай и тоже самое, что и в обед. Здесь корреспондент сделал оговорку, что дескать этот обильный стол объясняется заговеньем на Филиппов пост. И дальше дополняет, что таких семей большинство, и идет к богатой, по деревенским меркам семье Соколовых, Андрей Федоров 47 лет, жена его Матрена Лупова, сын Иван 17 лет, дочь Еликопида 15 лет
Понедельник: утром чай и закуска жареный картофель с маслом и луком. В обед щи с говядиной, картофель жареный. каша, молоко. Вечером чай и тоже самое что и в обед.
Вторник. Поутру чай и горячие сочни с творогом. Обед - щи с говядиной и пшенная каша, на ужин тоже самое и чай. Дальше по дням всё похоже, толь добавляются грибы. а в празничный день появляется пироги из белой муки, на обед щи говяжьи и картофель с мясом и небавленное молоко. Здесь корреспондент уточняет, что мясная пища довольно часто появляющаяся на столе означенной семьи явление ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, т.к. цены на скот стояли необычайно низкие (корова, стоящая 35 руб., продавалась за 17 руб.), то Соколов вместо того, чтобы продавать одного быка, зарезал его для себя. Таких как семья Соколовы в деревнях семей процентов около 9. Ещё автор приписал, что это период наиболее обильного питания. Оно и понятно - осень, только что забили закрома до краёв.
Крестьянская семья за обедом. Яр.губ. конец XIX в.
Переносимся в праздник Рождества, 25 декабря. До обедни понятное дело не ели, а после: чай с белым хлебом и творогом, студень с горчицей, щи с говядиной, лапша с говядиной, картофель жареный на сале, молоко. На следующий день, завтрака тоже не было, на обед чай, пирог, студень с квасом, молоко, картофель, лапша с говядиной. Дальше праздник кончился и всё по-старому: щи да каша.
Вот Новый год 1900-й. 1 января. Корреспондент говорит, что его крестьяне за праздник на считают. Утром чай (сравним с тем что мы утром этого дня потребляем), преснушки. Обед: щи, картофель в сметане, вечером чай и тоже самое.
3 января. завтрак чай и блины из овсяной крупы, обед - пустые щи, каша постная. Ужин тот же что и обед.
6 января- Крещенье, праздник. До обедни не ели. В обед - студень с квасом, щи с говядиной, похлебка картофельная, картофель с салом, каша, молоко. Вечером чай и тоже самое, что и за обедом, кроме картофеля. Как гворит автор эта семья принадлежит к числу богатых семейств, но таких семейств из 12 одно. Что ж не густо. Ни тебе жареных поросят, начинённых гречневой кашей, ни гусей на вертеле, как нам сказывали в одном из новоявленных музеев, на крестьянских столах нет.
Те же дни, только стол у бедных. Крестьянин Павел Петров Сорокин, 60 лет и жена его Матрена Ивановна, 56 лет. Вечер сочельника: ужин из жидкой пшенной каши. Рождество, 25 декабря: чай с пирогом из белой муки " с аминем" (т.е. с манной крупой), обед щи с говядиной, жареный картофель. Ужин тоже самое. В последующие дни тоже самое, только "пустое" т.е. без говядины. Вечернего чая нет.
Крещенье, праздник. Чай и белый пирог. За праздничным обедом похлебка картофельная с мясом, картофель жареный. Вечером чай. Таких семейств в означенной деревне из 12 дворов две. Тут так же всё ясно как божий день. Ну, а теперь Масленица! И самое обильное питание. Семья Афиногенова в д. Петровское. Иван Афиногенов, 48 лет, жена его Катерина Петрова 42 лет, мать Ивана, Марья Исаева, 60 лет, сестра Катерины Петровой, Марья Петрова 28 лет, дети Афиногеновы: Александра 22 лет, Петр 20 лет, Василиса 16 лет, Александр 14 лет, Павел 10 лет. Девять человек, семья богатая. 13 воскресенье. Масленица. Чай с белым пирогом, щи с говядиной, картофель с салом, каша пшенная со сливочным маслом, молоко. Вечер - чай с молоком, щи с говядиной, картофель с салом. Всю недели в питании молоко, творог, сметана. В среду появляются блины из гречневой муки с мелкоизрубленным луком со снетками. В обед щи с соленой рыбой севрюгой.(Ну наконец-то что-то деликатесное промелькнуло). Суп с рыбой, гречневая каша, пирог с яйцами. За ужином те же блюда. Суббота: чай с молоком, блины гречневые с чаем, картофельная похлебка, лапша на молоке, уха, жареная рыба (навага). Вечером к чаю рыбник. Воскресенье: чай с вчерашним рыбником, лапша, уха, жареная навага, вечером похлебка с рыбой, лапша на молоке, уха, жареная навага, молоко цельное. За масленичную неделю у этой семьи издержано продуктов: муки 1 пуд, муки гречневой 5 фунтов (прим. 2 кг 300г), мука второго сорта полпуда, севрюга соленая 5 ф. (2300 гр.), сомятина соленая 6,5 ф.(2900 гр.), свежий судак 6 ф.(2700 гр.), навага 5 ф.(2300 гр.) Вина выпито четверть ведра (прим. около 3-х литров). Тут надо учесть, что вино хлебное, читай водка. Корреспондет заметил, что за масленичную неделю у Афиногенова гости были 2 раза и что эта семья одна такая богатая из 18 дворов. В обычные дни у Афиногенова картофель, щи, каши, небавленое молоко, сметана, творог.
А вот семья Исаевых среднего достатка. Таких домов 15 из 18, семь человек. Масленица. Четверток: черный хлеб с картофелем, картофельная похлебка с забелой, картофель жареный в сметане, каша пшенная, молоко разведенное, чай. Ужин тоже ссамое. Пяток, завтрак из черного хлеба с вареным картофелем, вареные грибы, похлебка картофельная, каша. К обеду: холодное из кваса с рубленой капустой с соленой севрюжиной, чай.
Воскресенье. Заговенье масленичное. А это самый обжорный день в году. Чай с белыми пирогами, пряженцы (типа пресного печенья), картофельная похлебка с рыбой, щи с севрюжиной, блинник, молоко, жареная селедка. К вечеру чай, и теже самые блюда. К празднику было припасено: муки белой первого сорта - 1 пуд, муки гречневой 4 ф. (1800 гр.), севрюги соленой - 6 ф.(2700 гр.), судачина свежая - 3,5 ф.(1600 гр.), селедок - 4 ф.(1800 гр.), водки - четвертная (т.е. четверть ведра - где-то около 3-х литров, ведро 12 л., а точнее четверть это 3,075 л, по нашенски это 6 поллитровок). Вообщем картина понятна, - ничего особливо изысканного, ну а тем паче икорного на столах не было даже на масленицу.
Многие скажут про севрюгу, ну, и что, тогда почти кило севрюги (2 фунта - 900 гр) стоили чуть более 36 копеек, немногим дороже судака и сомятины. Это она (севрюга) сейчас в разряд деликатесов вошла по цене тышшу рябчиков за кило. А небольшая рыбеха (либо кусок) это и есть примерно 6 фунтов (2700 в граммах), и обойдется нам сейчас почти в 3 т.р. (т.е. на праздник вполне купить можно).
Смотрим масленичные расходы "богачей" Афиногеновых: мука 1 сорта - 2 р.30 коп., мука 2 сорта полпуда - 90 коп., мука гречневая 5 ф.- 40 коп., севрюга сол. 5 ф. - 90 коп., сомятина сол. 6,5 ф. - 91 коп., судак св. 6 ф.- 90 коп., навага 5 ф.- 40 коп., изюм 1 ф. - 12 коп., водка - четверть (3 л.) - 1р.50к. Всего Афиногеновым было потрачено 8 р.33 к. У Исаевых 5р.90 коп. При этом корреспондент заметил, что "справить прилично масленицу" крестьяне учитывают только покупные продукты, "своих в счет не кладут". Замечу, что в 1900 году средний крестьянский месячный доход примерно равнялся 10 - 15 руб. в месяц и довольно сильно колебался от сезонного фактора. Далее информатор Балов сообщает, что самым трудными месяцами в питании это весна. Стол скудел, и пили снятое молоко - сыворотку.
Обратите внимание на возраст
У многих, к этому времени, давно кончался хлеб. В мае уже было немного полегче. Появляется дикий лук, щавель, крапива, первые грибы - сморчки. Ребятня начинает качать березовицу (березовый сок). Отдельно можно сказать про грибы, которые конечно выручали в голодное время, но были опасной и коварной пищей. Вот что пишет тот же корреспондент: "В д. Плетнево Кулижской вол. Любимского у. был такой случай. Сноха крестьянина Лаврентия Нефедова Афанасья Алексеева и дочь его Устинья Лаврентьева набрали в лесу сморчков, принесли их домой, вычистили и зажарили в постном масле. Грибы эти ело всё семейство Нефедова. Утром все члены семьи, евшие грибы, почувствовали сильную тошноту, а к полудню появилась рвота и судороги. В тот же день для оказания медицинской помощи была приглашена фельдшерица, а на следующий день медицинскую помощь заболевшим оказывал любимский городовой врач, ездивший в Плетнево к Нефедовым. После визита врача больные почувствовали значительное облегчение. Тем не менее мальчик Иван Дмитриев шести лет умер ещё до прибытия врача, а затем на другой день после визита визита врача умерла и дочь Нефедова Устинья Лаврентьева."
Вот такой получился "суп с котом", - по "усам текло, да в рот не попало". Не голодно, и то слава Всевышнему! И это начало XX века. А лет за 50 до этого было и потуже, т.к. картоха ещё не была столь распространненым яством у крестьян. Они её попросту игнорировали, и даже устраивали картофельные бунты, и предавали анафеме. Чтоб уж больше к харчам не возвращаться, надыть про голод-то слово замолвить, а то как-то картина не цельная, откуда он взялся и кто повинен.
Голод постоянно висел дамокловым мечом над крестьянином. Даже работая на земле и являясь по факту производителем продуктов, крестьянское питание оставляло желать лучшего. Почему же мужик-пахарь не ест вдоволь хлеба. О причинах рассказывает Энгельгарт А.Н.
"И с чего такая мечта, что у нас будто бы такой избыток хлеба, что нужно только улучшить пути сообщения, чтобы конкурировать с американцем? Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом или папушником с патокой. Наш же мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб с костерем, сивцом, пушниной, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку — соси." Это строки А.Энгельгардта из знаменитых "Писем из деревни" 1870-80-х г.!
Голод 1891 г. Изба крестьянина Тулаева. Нижегород.губ.
Крестьянство всегда, в массе своей, сидело на голодном пайке, но бывали и вовсе бедственные годы. Например, в 1891/92 году в России масштабным голодом было охвачено свыше 27 млн. крестьян! Самое пародоксальное в этой трагедии, то что в этот период хлебец в стране имелся. Так, и куда же он девался? А за границу! Валюту элите надо? Надо! Вот и гнали хлебец за бугор, опустошая свой рынок и держа крестьянина на подножном корме. "Сами не доедим, но вывезем" - призывал министр Вышеградский, который стимулировал вывоз не только излишков хлеба, но необходимых для крестьянства запасов. Только вывозили одни, а голодали другие.
Голод 1891/92. Раздача еды.
Крестьянин страшно боялся высоких цен на хлеб, не только потому, что накладно будет покупать, а в том числе и потому, что при высоких ценах, хлеб подчистую вывезут на Запад, для получения ещё более высоких барышей. Так кто радовался высоким ценам? Купцы-торговцы с кулаками и все те, кто занимался товарным хлебом, - вся цепочка! Т.е. они скупали хлеб после урожая при низких расценках (оборотный капитал в отличии от крестьян у них всегда был), а потом при высоких ценах за границей, этот хлеб продавали государству. Государство, в свою очередь, гнало зерно за кордон, потирая руки.
А что, купцы-торговцы дураки или патриоты какие-нибудь на внутренний рынок (крестьянам) хлеб продавать, если на внешнем рынке прибыль намного выше и чихать им на крестьянский недостаток. Тем более они понимали, что при дефиците хлеба, в России будут держаться искусственно высокие цены. Хлеб из насущного продукта был превращён торгашами в предмет спекуляций. Вот, так и умирали голодной смертью крестьяне, даже при наличии хлеба у государства и в купецких кладовых. Вывод - государство со своими прихлебателями прямо повинно в голоде 1891/92 г.г. и др. Ну и спрашивается, какой зуб на чиновников, купцов и прочих "расторопных, да предприимчивых" должно иметь крестьянство после таких злодеяний к 1917-му году?
Рыбинск. Хлебный караван на Волге. 1894 г.
"Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися!"
"Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися"
"Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася"
"Не прели бы онученьки..."
Теперь всмотримся в ещё одну ипостась быта - в крестьянскую гигиену. Если вчитаться в исследования, сообщения и воспоминания очевидцев (а в таких недостатка нет, ищи да читай), то приятного мало. Приведу несколько примеров.
"В уборных вода разумеется, не употреблялась: отхожее место строилось или во дворе (в средней полосе и на юге), или, в северных деревнях, в хлеву, соединенном с избой одной крышей (предусмотрительно: не страшны бури и снегопады). "Строилось" - слишком громко сказано: обычно это была легкая отгородка от глаз домашних, а иногда и таковой не было. Отхожие продукты бросались лопатой в навоз (потом все шло на удобрения), и место освобождалось для следующих операций. Конечно, не было не только туалетной, но и вообще никакой бумаги: использовались сено, солома, травка, иногда даже палочки от плетня.
Мыло вообще было дорогим удовольствием, для стирки и мытья применялись различные заменители мыла, особенно часто использовали золу от дров (особенно дубовых) или крупных растений, например, стволов подсолнухов или кукурузы. Золу отмачивали ("отпаривали") в деревянных бочках, и этим раствором, называемым "щелок", стирали или мылись" (Б.Егоров "О материальной культуре...").
А как же банная культура, резонно спросите вы. Да, как оказывается, и тут не так всё радужно и гарно. То бишь не однозначно. "Я вам не скажу за всю Одессу...", но вот этнографические иследования в Ярославской губернии в 1890-х годах дали вот такую картину. Баня, то что мы сейчас понимаем, это отдельный сруб (строение) стоящий на берегу реки (пруда, протоки, и т.д.,за околицей деревни во изб. пожара), где принимают известные процедуры по субботам, распространены были более чем в других местах только в двух уездах, - в Ростовском и Даниловском, особенно в поволжской его части, граничащей с Костромской губернией. Да, это естественно были бани по-чёрному, обычной, как мы все знаем планировки с парной с волоковой трубой и холодным предбанником (или ещё вдобавок тёплым). Классический вариант.
Рисунок А.Балова из "Русские крестьяне. Жизнь.Быт.Нравы"
.
А, вот оказывается в других уездах, таких бань отчего-то не водилось! И, что самое удивительное, среди них - три уезда наши соседи: Любимский, Пошехонский уезды, и частично Романово-Борисоглебский. В этих местах баню заменяла печь или двор с постеленной под ноги соломой! О, как! А ведь ещё давно моя бабушка сказывала, что мол, за Осеком в печь мыться лазают, чудики. И нате, описано во всей красе! А, как же спросите, про то, что "кое-где, у нас порой" выдают свою местность в качестве родины русской бани? Например в с.Пречистом готовился такой проект. А Пречистое это бывший Любимский уезд и есть. Так это всё из той же оперы "а не выдумать ли, новый жанр". Чтобы закончить с банной темой привожу цитату из "Жизни. Быта..."
"Что касается до опрятности, то в данном случае счастливое исключение представляют из себя крестьяне поволгской части Даниловского у. Во всей данной местности крестьяне не имеют даже и понятия о курных (чёрных - А.К.) избах, встречающихся в Пошехонском и Любимском у. Избы везде белые и чистота в них образцовая. Бани, совершенно неизвестные почти крестьянам Пошехонского и Любимского у. в описываемой нами местности Даниловского у. составляют для крестьян предмет насущной необходимости. Каждый мало-мальский крестьянин, состоятельный крестьянин имеет свою собственную баню. Впрочем всё сказанное относится исключительно к поволжской части Даниловского у. В местностях Даниловского у. прилегающих к Пошехонскому у. царит в крестьянской жизни классическая грязь." Заметим, - про избы автор нам сообщил, что в Пошехонском уезде, к нач. XX века ещё встречались избы по-чёрному, о которых крестьяне Даниловского уезда давно забыли. Представляете, какое расслоение на столь небольшой территории!
"Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды..."
Старуха качает зыбку.
Коснёмся немного условий жизни крестьянских детей, но ничего радостного в этой картине не будет. В крестьянской иерархии это была самая уязвимая и бесправная часть населения. По существу у крестьянских детей детства не было. С шести лет начинали работать. Детская смертность в России была самая высокая в Европе. А до десятилетнего возраста из 10 детишек дотягивали двое-трое. Даже среди 11 народностей Российской империи в конце XIX века смертность русских детей была наибольшей. Выше чем у белорусов, украинцев, татар, башкир, молдаван и т.д. Врач С.Ершов видел в этом проблему плохого отношения к детям в целом у русских, отвратительные условия в которых находились крестьянские крохи. И это при том, что условия труда и жизни этих народностей мало чем отличались от русских:
"В самую опасную для детей пору — в летние месяцы — матери оставляют их на произвол судьбы. С грязным вонючим рожком, набитым жевкой, ребенок остается на весь долгий летний день под присмотром малолетних нянек-детей, слепых стариков и старух и других калек, вовсе неспособных к работе. Оставленные без призора дети валяются в жарко натопленной избе в заскорузлых, неменяющихся, немоющихся пеленках, покрытые зачастую с ног до головы калом, мочой и облепленные тысячами мух; но еще хуже участь детей, которых берут матери с собой в поле».
Крестьянские дети. Обратите внимание на круп лошадки.
Дело ещё в том, что в отличии от других этносов, у которых детская смертность была ниже, русские женщины в большинстве своём не полагались на себя, а отдавали всё в руки божьи. Как, мол, Богу угодно так и будет. Суждено будет ребёночку помереть, то оно так и будет и никакой уход за ним не поможет. В этом менталитете и крылась главная причина этого русского бедствия. Вот, что пишет историк Б.Миронов, посвятивший глубочайшие исследования российской действительности. " Большое влияние на уровень смертности оказывала также высокая рождаемость и связанный с ней плохой уход за детьми. Ни одно общество, ни одна самая развитая экономика не в состоянии прокормить то огромное число детей, которое рожали русские женщины в течение XVIII—начала XX в., если бы дети не умирали тоже в огромном количестве. Младенческая смертность до середины XIX в. превышала 300 на тысячу, к концу XIX в. понизилась до 260, к 1911 г.— до 237 на тысячу, а до 5 лет даже в 1897 г. доживало всего 57% новорожденных. Это была какая-то адская машина: дети рождались, чтобы умереть, и, чем больше рождалось детей, тем больше умирало, а чем больше умирало, тем больше рождалось. Высокая рождаемость провоцировала высокую смертность, и наоборот. Если бы детей рождалось меньше, они получали бы лучший уход и их несомненно меньше бы умирало. Не случайно, наверное, чем выше был порядковый номер рождения (начиная с третьего ребенка), тем меньше было у ребенка шансов выжить — верное свидетельство повышенной смертности в многодетных семьях."
Данные на конец XIX века.
Часто бытует такое мнение о мудрости русских пословиц и поговорок, мол в них сконцентрировалась вся ментальность народа. А откуда тогда эти: "пошли господь скотины с приплодцем, а детишек с приморцем", "хорошей ягоды с проборцем, а детей с проморцем". И как выяснили этнографы из сотен колыбельных, где-то в 80 песнях содержалось пожелание смерти своему ребёнку. Но, такое врядли со зла. Вероятно положение у крестян было настолько отчаяным, что только смерть могла облегчить участь младенца.
Картину детской смертности, ещё как-то улучшали старообрядцы, которые жили внутри этого же жизненного пространства, почти с таким же менталитетом, но смертность младенцев в их среде была ниже. Почему-то было распространено такое заблуждение, что у старообрядцев к детям относились строже и жестче. Да, и вообще не только к детям, но и женщинам. Т.е. то ли выработался, то ли кем-то был насажен (понятно кем) диаметрально противоположный стеоретип, клише о дремучести и дикости старообрядцев. А на деле оказалось, что и грамотность у них выше была, и уровень быта и всесторонней развитости, кругозора то бишь. С такой раскольнической узколобостью, которую хотели представить власти вкупе с титульным никониаским православием, вряд ли можно бы сконцентривать практически основную массу всего российского капитала, который водился у старобрядцев, да у евреев. Справедливости ради отметим, что это были, если уж не самые образованные, то самая креативная (как сейчас бы выразились) прослойка российского общества на то время.
Старообрядцы-поморцы
А вот вам, примеры дремучести и дикости из среды православных крестьян, у которых обнаруживалось сильное порицание рождение внебрачных детей. Родившую такого ребенка женщину могли избить или унизить. Например широко практиковалась такая экзекуция. "Женщин обнажают, мажут дегтем, осыпают куриными перьями и так водят по улице; в летнее время мажут патокой и привязывают к дереву на съедение насекомым", воротины на домах, где жили родственники таких женщин, мазались известными всей деревни веществами. Ясно, что взрослые не мазали - к высокой деревенской культуре приобщали детей!
Внебрачные же дети на протяжении всего времени подвергались насмешкам и унижениям. У старообрядцев такие дети никогда не подвергались дискриминации. Женщина в чисто православной среде с добрачными связями была полностью лишена какой-то ни было надежды на брак. Она становилась прокаженной. А, уж множество случаев прилюдного освидетельствования целомудрия невесты - это вообще из ряда вон. Такие мракобесные ритуалы были многократно описаны этнографами. Причём они фиксировались в местностях с меньшим числом отходников и большей части православных землепашцев, т.е. в самых отсталых слоях. Вот же, во истину, где была темнота и дремучесть!
Как известно, старообрядцы относились к таким делам более снисходительно. Порицание могло быть, но их это не бесило и не колбасило, ну оступилась баба, что с того. Как же так, - резонно зададимся вопросом. Так ведь мы, в большинстве своём, также были под властью этих устоявшихся шаблонов. Лояльность к этим грехам у старообрядцев была не на пустом месте, а прямо шла из заповедей христовых - "кто безгрешен, пусть бросит в меня камень". Помнили они и евангельскую притчу про Магдалину и в совершенствии применяли её в жизни. Т.е. жили по заповедям, а не иммитировали их.