Чтобы перейти дальше, отмечу, что часто говорят о необычайной религиозности крестьянина, но современники этого не подтверждали. Тот же М.Горький на этот момент также указывал, заметив, что если бы она (религиозность) была особой у крестьянства, то как же она вдруг испарилась без остатку. При массовом вскрытии в 1919-1920-х годах и осквернении усыпальниц святых по всей России и глумлению над святынями, - этот особливо религиозный народ, вообще ничего в защиту этих святынь не сделал. Пальцем не пошевелил! А ведь буквально за два-три года до этого многотысячные толпы ходили крестными ходами, миллионами припадали к святыням. И тут, на тебе, НИКТО не вышел! Никто. Дальше, уже сам народ ринулся святыни грабить и крушить не только в городах, но и в оплоте русского православия - в крестьянской деревне. Рыпнулись в защиту из многомиллионого богоизбранного народа, е-ди-ни-цы, да и то разнонаправленно, когда уже в дверь постучали. Да, на заре христианства, мученников-защитников, ревнителей веры было и то больше! Во, дела-а! Может это всё время были имитация веры, обрядность, мода?
"Нас пьяных много видится,
А больше трезвых нас.
По деревням ты хаживал?
Возьмем ведерко с водкою,
Пойдем-ка по избам:
В одной, в другой навалятся,
А в третьей не притронутся -
У нас на семью пьющую
Непьющая семья!"
Тепереча, окунёмся в питейный мир крестьян. Ибо "питие на Руси, есть веселие". Хотя наоборот тоже можно. Может вы подумали, я сейчас буду рассказывать, что мол русские крестьяне жрали водку аки свиньи. Нет, не буду. Вообще в истории отношений крестьянина и алкоголя есть много интересного, но если сказать, что крестьянство приобщилось к питию, без посредничества самого государства и тех "расторопных" благодетелей и содержателей разных питейных заведений - это будет большим грехом. Почему? Да потому, что наши мужики-крестьяне подсели на зелёного змия, самые распоследние из всех сословий и всячески этому делу сопротивляясь. Если бы государство не вмешивалось, то я уверен, что община все кабаки вымела бы поганой метлой в города. Крестьянство окончательно спилось, уже после революции и благодаря советской власти (т.е. снова государству). Кстати, крестьянство к 1917 году это чуть более 70% от всего населения. (информация к размышлению).
Праздник с выпивкой. Владимирс.губ. 1914 г.
Даже духовенство, задолго до революции хлестало так, что крестьянину до попов было как раком до Китая, образно говоря. Фиг кто поспорит! Подтверждений этому несть числа. Ещё протопоп Аввакум обличал: "...и сами в домех и гостят и обнощевают, упивающиеся и объядающиеся, бесом вожделенным пьянством с женами пирующее..."
И если сейчас предъявить всё то, что касается взаимоотношений русских и вина, то не хватит никакого объёма. Также, как если бы сейчас рассказывать вообще о истории кабачества на Руси. Сразу можно всех недалёких судей, в области крестьянского пития, отправить к замечательной книге И.Прыжова о истории кабаков, изданную в 1868 году.
Надо сразу учесть главные моменты. Во-первых на вино крестьян подсадили насильно, и крестьяне всеми силами, и как могли этому сопротивлялись. Во-вторых, практически никогда сами крестьяне в своей общине, а равно как и в своей местности сами не организовывали никаких питейных заведениий. Это был большой грех, да и сама бы община исторгнула из себя таких "благодетелей". Как пишут знатоки-исследователи этого явления, в большинстве своём на селе питейные заведения держали выходцы из других регионов, чужаки. Коренной народ, как чёрт ладана шарахался от такого предпринимательства.
Жаль, конечно, что не уточнили что в штофах. Водка, вино, пиво?
Вся эта катавасия с кабаками начинается с того, что всё это дело было отдано на откуп. Государство решало сколько надо расместить точек расспространения зелья (т.е. источника дохода) на губернию. И отдавалось это на откуп за заранее определённую мзду тем, кто возьмётся за это грязное дело. Причём откупщик (радетель, блин) имел мощную власть при себе. Эта же власть даже на жалованье у откупщиков состояла. Откупщику многое дозволялось, лишь бы платил установленную ренту. И бадяжить, и недоливать, и проделывать самые, что ни есть хитроумные трюки, лишь бы втереть, продать, упоить и получить вожделённый барыш. Да, а вы что думали, что в этой сфере ангелы порхали. Ага, щаз-з! А, знаете что такое "ярославская мадера"?
Даже в самых небольших сёлах в питейных вопрошали проезжавших господ, - "Вам какого? С орлом или с вороной?" Сам по себе вопрос значил - "вам хорошего дерьма или дерьма плохого?" Торговцы отлично знали психологию господ, которым так хотелось подстать потреблению элиты. Так вот, самая отстойная бадяга для господ, которым хотелось себя показать, делалась на большинстве предприятий Ярославской губернии из кавказского чихиря - недобродившего, низкосортного виноградного вина. Добавляли туда разную гадость - картофельный спирт, забродившие ягоды, патоку, немного спитого чая, шлёпали этикетку "Мадера" и вуаля, португальское вино готово! В питейные заведения, -господам на радость! Прославились наши винокуры! Ну, к слову сказать, ещё в сельских и недорогих городских питейных спросом пользовался "хлебный ром". Практически это тоже самое, только с жжёным сахаром и махоркой! И это не скрывали даже приказчики ренсковых погребов. В этом отношении сивушная водка для крестьян выглядела даже безопасней.
Русский трактир
Надо сказать, что в Малороссии качество алкоголя было выше чем в самых центральных губерниях Великороссии, из-за того, что там были шинки не одного хозяина, а нескольких и поэтому в условиях конкуренции продавать дрянь себе дороже. В конце XVIII века из-за сильной и жесткой конкуренции со стороны винокуров и владельцев питейного дела из польской шляхты, у которой возможностей было больше, и чрезвычайной нехваткой лесов (сырья) для перегонки, множество малоросов снялось со своих мест и направилось в лесные районы России. Благо и сырья в виде дров поболее, и земель, где можно начать своё дело, после секурялизации было выставлено на продажу немало. Конкуренции никакой, в России чётко устанавливались места, где размещались питейные одного откупщика. Северный народ больше привержен крепким напиткам. Идеальные условия! Инкубатор!
Думаете, местному крестьянскому сословию не предлагалось заняться питейным делом? Отнюдь, да только желающих не нашлось. Причём, ситуация была практически везде такая. Оказывается сознательности и чутья нашему крестьянству не занимать! Ну, если государственная машина хочет, то она своего добьётся. В каждом уезде, на три года устанавливались места питейных заведений, о чём и сообщалось в ЯГВ. Например в Даниловском уезде это были сёла Вятское и Федоровское (Середа тож), а в Любимском уезде Пречистое и Коза. Вот и вся кабацкая сеть в наших местах. Кстати, к слову сказать, что дескать название Закобякино произошло от того, что это село располагалось "за кабаками", ("закабакино" то бишь), то это не так. Кабака, а тем более кабаков там, как видим не было.
Так дела обстояли до питейной реформы 1863 года, когда начали открывать питейные чуть ли не в каждой деревне, а в сёлах так и не по одному. Дело пошло на поток! А вот в первой половине XIX века (да и в последующем времени), как уже выше сказано, на селе крестьяне зело сопротивлялись государственному важному делу. Даже бунты были, кабаки поджигали. Это крестьянское движение известно в истории как "трезвенные бунты". Как у всякого бунта есть начальная точка, так и здесь.
Началось с того, что откупщики стали повышать цены на водку с 3-х рублей до 8 за ведро, плюс начали добавлять в водку дурь, вроде табака. С этого момента и полыхнуло... Во многих губерниях крестьянские общины постановили "не пить откупного вина и не ходить в питейные дома". На это они пошли даже под угрозой порки и штрафов! Да, дорогие любители старины, за непосещение этого прЭлЭстного заведения полагались такие вот, экзекуции. Мило, не правда ли? Почитай нашему мужику-крестьянину пойло насильно в рот вливали! А весной 1859 года десятки тысяч крестьян более 30 (!) российских губерний отказались от кабацкой сивухи и начали массовый погром кабаков. Сожжено и разгромлено в сёлах свыше 200 питейных заведений. Это был неэпический шухер, скажу я вам.
Третье отделение царской канцелярии докладывало Александру II : «Возвышение новым откупом цен на вино, весьма дурное eгo качество и увеличение дороговизны на все вообще предметы привели крестьян к решимости отказаться от употребления вина, если не навсеrда, то, по крайней мере, временно. Это началось в Саратовской, и вслед затем зароки повторились в Рязанской, Тульской и Калужской ryберниях... Этим примерам последовали в скором времени жители разных местностей Самарской, Орловской, Владимирской, Московской, Костромской, Ярославской, Тверской, Новrородской, а также Воронежской, Курской, Харьковской и дрyrих гyберний. Содержатели откупов всемерно старались отклонить крестьян от трезвости: yгрожали взысканием правительства за уменьшение питейных доходов, понижали цены на вино, даже предлагали оное в некоторых местах безвозмездно. Но креcтьяне твердо хранили свои обеты..."
Во как! Правительство от этого просто было в осадке. Вдумайтесь, читатели, мужики самостоятельно отказались от бесплатного вина! Правительству ничего другого не оставалось делать, как подавить "трезвеннические бунты" военной силой. Оно же (правительство) обратилось... (внимание, барабанная дробь!!!) к Русской православной церкви, что бы священники донесли до крестьянина "разумное, доброе, вечное", де мол "не должно быть допускаемо как противное не только общему понятию о пользе умepeннoгo употребления вина, но и тем постановлениям, на основании коих правительство отдало питейные сборы в откупное содержание". И пошла писать губерния - пошли циркуляры местным властям о пользе вина и ссылками на это в Священном писании (sic!). Но и откупщикам не поздоровилось, винные откупа решено отменить. Вернее видоизменить.
Что тут началось, такой поднялся вопль винных мухрыжников, что они готовы были чуть ли не построить за свой счет 2800 верст железных дорог. Виноспаиватели крестьянства полезли в церковные старосты, в разные благотворительные общества, то там рублишко кинут, то сям, - надо же показать как они пекутся на всеобщее благо. А, то как же, сеять, пахать они не умели (забыли за прилавком, да за счётами), батрачили на их наделах другие, и надо было как-то спасаться. Но я их понимаю - жить захочешь не так раскорячишься. Крупные воротилы, вроде Кокорева, у которого к тому времени был капитал 20 миллионов рублей (это пятая часть всего бюджета России того времени!) перевложили свои капиталы в другие бизнесы и успешно ушли с винного рынка навсегда. А, вот мелкие сельские винные хватцы скупали хлебец (свободный капиталец-то имелся), зная, что у крестьян землицы маловато, - хлеб уж и к Рождеству у некоторых приканчивался. Да и не только хлеб, мало ли ещё чего.
Так у сельских винников появились неслабые закрома, и хлебушек саккумулировался в одном месте, а местные крестьяне, почти поголовно, попали в долговую и работную зависимость к "крепким хозяевам". У зарождающегося кулака появился сильный рычаг влияния на сельскую общину. Чуть что (дом сгорел, припасы кончились и т.д.) и мужик куды пойдёт? Правильно! К кулаку. Наши старые отечественные фильмы ("Вечный зов", "Тени...", "Строговы" и подобные) отличным образом показали эту крестьянскую трагедию. Такие Кафтановы, да Штычковы и были олицетворением русских сёл, на ком якобы держался мир. Только вот первоначальный капиталец-то был с душком. Так или иначе после 1863-го года, при новых условиях его величество кабак никуда не пропал, можно ли было распрощаться с таким золотым дном? Поменялись вывески, да и только. Теперь это "буфеты" "чайные", "постоялые дворы", магазейны, лавочки, пивные и т.д. Опаивание крестьянства вышло на новый уровень. И не смотря на такой расклад, русский крестьянин во многом уступал по потреблению алкоголя своим западным коллегам, помещикам, купцам, мещанам и городским рабочим, но выпить мог довольно. Вот что пишет знаток крестьянского быта А.Энгельгардт в 1880-х годах.
"При случае мужики, бабы, девки, даже дети пьют, шпарко пьют, даже пьяные напиваются (я говорю «даже», потому что мужику много нужно, чтобы напиться пьяным, — два стакана водки бабе нипочем), но это не пьяница. Ведь и мы тоже пьем — посмотрите на Елисеева, Эрбера, Дюссо и т. п. — но ведь это еще не отпетое пьянство. Начитавшись в газетах о необыкновенном развитии у нас пьянства, я был удивлен тою трезвостью, которую увидал в наших деревнях. Конечно, пьют при случае — Святая, никольщина, покровщина, свадьбы, крестины, похороны, но не больше, чем пьем при случае и мы. Мне случилось бывать и на крестьянских сходках, и на съездах избирателей-землевладельцев — право, не могу сказать, где больше пьют. Числом полуштофов крестьяне, пожалуй, больше выпьют, но необходимо принять в расчет, что мужику выпить полштоф нипочем — галдеть только начнет и больше ничего. Проспится и опять за соху."<...> "Все, что пишется в газетах о непомерном пьянстве, пишется корреспондентами, преимущественно чиновниками, из городов. Повторяю, мужик, даже и отпетый пьяница — что весьма редко — пьющий иногда по нескольку дней без просыпу, не имеет того ужасного вида пьяниц, ведущих праздную и сидячую комнатную жизнь, пьяниц, с отекшим лицом, дрожащими руками, блуждающими глазами, помраченным рассудком. Такие пьяницы, которых встречаем между фабричными, дворовыми, отставными солдатами, писарями, чиновниками, помещиками, спившимися и опустившимися до последней степени, между крестьянами — людьми, находящимися в работе и движении на воздухе, — весьма редки, и я еще ни одного здесь такого не видал, хотя, не отрицаю, при случае крестьяне пьют шпарко."
А женщины "... выпьют по два стакана подряд (чтобы скорее в голову ударило), закусят, запоют песни и веселые разойдутся по деревням, пошумят, конечно, полюбезнее будут с своими парнями (а у Эрбера разве не так), а на завтра опять, как роса обсохнет, на работу, как ни в чем не бывало".
Кустодиев. Купец.
Глядя на этот образ, созданный Кустодиевым, то невольно соглашаешься с Ф.Энгельсом, который сказал, что "после русского купца трём евреям делать нечего".
Короче, подведём черту. Уж кто-кто, но только никак не русские крестьяне были выпивохами, а стали ими гораздо позднее, самыми что ни на есть последними из всех сословий. Сопротивлялись до последнего, и в прямом и переносном смысле. И даже ни кабатчики с трактирщиками не смогли повалить в массовое пьянство деревенского мужика, но доля вины (немалая) лежит именно на них. Именно они были при покровительстве государства, пионерами спаивания деревни. Когда мужик (или баба), начал из-под неусыпного ока домашних забиваться во мрак кабаков, и др.питейных заведений и тащить из семьи последнее, питейных дел мастера потирали руки. И апофеоз этой дьявольской винной гонки - уже к концу XX века русская деревня на всех винных парах пришла к полной деградации и катастрофе. Сколько на церковных и деревенских погостах холмиков, под которыми жертвы зелёного змия - счёта нет! Сколько паев земель прихватизировано "за пузырь"? Кто это знает?
"В лесу не рог охотничий,
Звучит — топор разбойничий,
Шалят!.. а что поделаешь?
Кем лес убережешь?.."
В заключение вспомним об экологии или об отношении крестьянства к природе и начале исхода из деревни. Тут тоже вспоминаются мифы о том в какой любви и божественной гармонии жил крестьянин и окружающая его природная среда. Куда только не пойму делись 60% лесов, многие вкуснющие рыбёхи, разная пернатая дичь, ходячая, крупная лесная дичь? Олени ведь были! А уж какие рыбины были, киты целые!!! И чё думаете, это всё при советах пропало? Пушной зверь где? Тоже при советах? Да, ну!
Товарищи, это всё начало пропадать ещё ДО революции. Нечего валить всё в кучу. Это результат экстенсивного развития сельского хозяйства, безудержной охоты и массового вылова рыбы. Про рыбу, вернее об оскудении уловов и ценных пород рыб начали говорить уже к 1880-м годам, когда никаких плотин и гидроэлектростанций и водохранилищ ещё не было. Тогда-то и появились первые догадки о неправильной хозяйственной деятельности.
А началась эта история с вырубки лесов для не только строительства, но для возделывания пашень. Выжгут крестьяне массив леса и года три-четыре получали отличные, высокие урожаи. Кончилось изобилие, крестьянская саранча дальше пошла. Все наши реки были затеряны в густых чащах хвойных и лиственных лесов. Если мы всмотримся в берега Касти, то обнаружим, что её русло было шире и соответственно полноводнее, как минимум раза в два. Существуют предания, что небольшие струги с грузами доходили аж до Подвязья! Разрез береговой линии подтверждает это! Известно, что лес сам по себе подтягивал и аккумулировал воды, ввиду чего реки были более полноводными.
Выжигание леса под пашню. 1893 г.
Вот стоит деревенька Выгарь, - а ведь в незапамятные времена здесь стоял лес стеной. Название прямо об этом говорит, что здесь использовали подсечно-огневой метод. А, представьте, когда сжигают лес в таких количествах, ведь никто зверушек не отлавливал и не расселял в новых чащах. Не, всё это шло на удобрения, подумаешь, невидаль какая! До хрена же всего! А ведь целая волость Жары была, представляете сколько спалили!
Леса при сплавах сколько тонуло? Специалисты говорят, что терялось от 25 и до 60% лесняка, который откладывался в донных отложениях целыми мостовыми, наружая тем самым шаткую и хрупкую экосистему водоёмов. Днища судоходных рек были покрыты многослойно гниющей и отравляющей воды, древесиной. Вылавливались лишь немногие ценные породы. Это была одна из основных причин убыли ценных пород рыб (осетровых) в Верхневолжье. Прекратили эту вакханалию, длившуюся столетиями, сравнительно недавно - лет тридцать пять назад.
А пустошей откуда так много было в древности не задумывались? Причин, конечно было много, но основная это обычное бытовое загрязнение. Крестьяне усрут (пардоньте) всё вокруг и айда, на новое место. Часто по этой причине вспыхивали эпидемии холеры, а она и есть следствие грязи. Гибли в этом многие деревни, например деревня Вертягино, - яркий тому пример.
В далёком прошлом на месте Косовской рощи было озеро. Весь этот "новый", который мы сейчас видим, пейзаж это и есть результат "дружбы" и "любви" крестьянина к природе. Одним из последних ударов по нашим лесам пришёлся на конец XIX, начало XX века. Тогда появились расторопные и предпримчивые люди, скупавшие/продававшие целые великолепные массивы как хвойных, так и лиственных лесов. Эту лесную лихорадку начали потерявшие всякое хозяйство и способность вести его, разоряющиеся помещики. Дальше больше, в начале прошлого века на лесе сколачивались если не огромные, то неплохие состояния, то тут, то там рыскали лесные купцы, торговцы скупавшие под топор целые острова лесов, где ещё недавно собирались грибы, ягоды, пели птицы... Но, практически эти места после порубок не засаживались для потомков хорошим лесом. На этих вырубках вставал сорный кустарник, заваленый сучьями. Только при советской власти, о лесном хозяйстве вспомнили и начали высадку лесополос. Например известный Рыловский лес, это результат посадок 1940-х годов.
Ну, как видим об экологии не задумывались, брали от природы по полной программе. Вот такое милое и чудное отношение было у просвещённого класса (и не только) к природе. На этом фоне вспоминается фильм "Гараж", где герой Буркова говорит, что он ради машины/гаража родину продал. Так и они, начали продавать малую родину за понюшку табака. Ну, вот скажите, где здесь гармоничное существование дворянина/крестьянина/купца (нужное подчеркнуть) с природой? Нету, и не надо выдумывать! Значит миф? Как есть миф!
«И все прошло! все минуло!..
Чу! похоронный звон!..»
Ну, вот мы совершили в прошлое небольшой экскурс. Да, да, я не ошибся именно небольшой, т.к. если совершать полное погружение в поисках крестьянского эльдорадо, то не хватит никаког места. Если хотите побольше пошарить по тёмным закоулкам прошлого, то пожалуйста, я оставляю вам список (небольшой))) исследовательской литературы, где во всей красе представлено это мифическое, сказочное, крестьянское эльдорадо. Но вряд ли вы его там сыщите, не к тому сословию заглянули, не к тому...
С верхотуры истории более понятны становится и картина полного раскрестьянивания. Иногда этот процесс называют катастрофой крестьянства. Катастрофа, волны которой распространились вплоть до наших дней. Этот космический процесс мы можем даже наблюдать. Да что наблюдать, мы сами частицы этой огромной закваски, этого бурлящего котла общемирового процесса. Наслаждайтесь! Правда в России это уже случилось, т.е. точку бифуркации (невозврата) мы уже миновали. Сейчас в горнило топки цивилизации влезла крестьянская Юго-Восточная Азия во главе с Поднебесной. И горит он этот костёр довольно ярко. Тамошние процессы перетока из деревень в города, точь-в-точь повторяют путь стран, которые уже урбанизировались. Так, вот посмотрим, обозрим, как наше крестьянство прошло этот тернистый путь, на который его подтолкнули обстоятельства.
Обстоятельства для исхода крестьянства из деревни сложились постепенно. Сначала это выглядело как промежуточный вариант - отходничество. Отходники это ещё не горожане, но уже и не крестьяне в полном понимнии этого слова. Отходничество, а про него писано-переписано появилось не абы так просто. Оно и зародилось в наших обделенных солнечной лаской, суровости природы, тощих почв и нехватки земель. Просто в таком котле от внутреннего давления, если не сорвало крышку, то свищ появился не слабый! Этого хватило лет на 150, и только всё начиналось! Такие же события происходили и на Западе, но несколько ранее.
Питерская конка
Многие крестьяне стали не только на сезон (время) отлучатся из деревни, но уже оседать в столицах. Посмотрите, как в это время растут и Москва и Питер. К 1900-му году Питер обогнал Москву по населению. Это, рождаемость? Нет, это внутренняя миграция, крестьяне! Это первая волна исхода из деревни и шла она вплоть до Гражданской войны. А почему, это крестьяне навострили лыжи в города из расчудесного деревенского рая? Правильно, рыба ищет, где глубже, а человек где лучше! Лучше было быть рабочим в городе - это же новый зарождающийся класс. При всех отвратительных условиях жизни в городских трущобах, там было жирнее. Многие крестьяне уже перестали навещать жён в деревне, сами жёны приезжали в гости к своим мужьям, которые уже начали терять связь с родной деревней. Был такой известный русский художник В.Маковский, у которого есть известная картина "На бульваре". На ней запечатлен момент встречи городского мужа и его деревенской жены. Посмотрите, они совсем разные люди, совсем. В этом читается вся трагедия момента - жена приехала и видит совсем другого человека, человека с которым когда-то ходила на сенокос, возила сено, занималась другими крестьянскими делами. А теперь - между ними пропасть! Что может быть ужаснее в этом эпизоде? Эта картина отразила всю действительность тогдашней России. Вот оно, начало конца деревни.
Маковский. "На бульваре".
А что же происходило в деревне? А маховик неизбежной развязки на селе, набирал обороты. 25% хозяйств уже не справлялись с нуждой, земля никак не могла прокормить. Доходность с десятины упала до 4-х рублей. На хозяйство в среднем приходилось около 2-х десятин. Вот и считайте. Резко росло количество безлошадных хозяйств, и цифра в отдельных уездах Ярославской губ. дошла до 41%. Безземельных было 10% хозяйств, вообще не сеяли хлеб 7%. Большинству хозяйств хлеба хватало на семь месяцев. Всего 10% хозяйств обходились без покупного хлеба. А это и есть те самые "крепкие хозяева" - кулаки. Ну, чё рассмотрим этого жука под лупой. Своим ли трудом они сеяли, пахали? Не затак они своих лошадей безлошадным давали, не затак отдавали наделы. Не затак ссужали хлебом. А ведь больше половины крестьян покупало хлеб не за деньги, а за свой труд. Вывод - на "крепкого хозяина" батрачило полдеревни.
Брат русского писателя А.П.Чехова Михаил Чехов являлся инспекторм Ярославской казенной палаты в течение 6 лет сообщал: за десятину земли крестьянин уплачивал налог 1 рубль 97 копеек и это притом что доходность десятины была в 4 рубля. Выходит даже у тех у кого был и надел с лошадко не справлялись с бремем налогов. Половина урожая шла в казну. И к кому пойдёт крестьянин? Снова к кулаку. Так, что про семь шкур не выдумка. А знаете сколь с того же объёма земли платили дворяне? С десятины (1,09га кстати) они платили 2 копейки. Две копейки!!! Хозяйств, у которых были излишки хлеба, т.е. имелся товарный хлеб было чуть больше 3%. - ничтожная часть. Но на этих хозяев батрачила чуть ли не вся деревня.За арендованную десятину, за лошадку на пашню, за лошадку на уборку урожая, на перевозку дров, за хлеб от Пасхи до сентября, за ссуду на выплату податей, за сгоревший дом и т.д. Крестьянам, ещё недавно освободишимся от крепостного права, на шею запрыгнули новые хозяева жизни. А в дверь уже стучался 1917 год, когда у упомянутого образного котла уже действительно сорвало не только крышку, но и разворотило весь котёл - произошёл взыв! А лозунги помните? Вот, вот всё закономерно. Властям надо было стравливать избыточное социальное давление. Оно же регулятор! Должна быть эволюция, а не революция.
ПРОЦЕСС ПОШЁЛ...
Дальше, кто не вырвался с села, попали в новое крепостное право - колхозы - на 30 лет, без паспортов, без отлучек, без зарплаты, без отпусков. В принципе, создание колхозов правильно решение, особенно в наших краях. Испокон веков всё держалось на общине или на многолюдной семье. Дво-трое-четверо еле протянут. А.Энгельгардт точно подметил всю иерархию устойчивого хозяйства. Во главе его стоит старик-отец (большак), деспот, он абсолютная власть в доме, его опыт в суровом климате бесценен. Как он загадает, так и будет. Чем крупнее семья, тем лучше. Печь топится одна, общая крыша общий двор, стол.
Хозяйки по очереди встают на хозяйство, - другие делают полевые или иные работы; скотина в одном месте, корм ей даётся сообща, много мужчин, которые большая сила в общем деле - такие семьи и жили в большем достатке, чем маленькие. И вот А.Энгельгардт подметил, что если старик-деспот умирал, то бабы (жены сыновей) в таких семьях начинали мутить воду. Капать мужьям на мозги с целью разделиться. И как только они разделяться, считай деревня получит два-три нищих хозяйства. Печей теперь топить надо две-три, на хозяйстве всегда заняты все две-три бабы, скот разделен и поэтому надо за кормом ездить больше и чаще в два-три раза. Одежды, обуви тоже надо больше. Семейная община в те времена это сила! В ней хоть и тесно, но сытно. А сельская община ещё мощнее.
По такому же пути решили пойти большевики. И... Потерпели неудачу. Почему? На мой взгляд, надо было колхозы сделать полностью самостоятельным, с самоокупаемостью. Без какого-то ни было плана. Т.е. прерогативу планирования отдать в их руки. Т.е. полностью скопировать с сельской общины XIX века, но на новом техническом оснащении и новых методах хозяйствования.
Но у нас всегда, власти боятся самостоятельности какого-то ни было субъекта хозяйствования. Чтобы сами крестьяне решали когда сеять, когда пахать и сколько всего надо. Но всё накрылось медным тазом. Не может такой недоделаный урод выжить, но в целом идея была жизнеспособной, как переходный период. Теперь это не возвратить. Хотя есть неплохие примеры. Но весь цикл, вплоть до переработки и реализации должен быть в хозяйстве. Иначе молоко, да мясо так и будет задарма уходить. Но я увлёкся...
Да, читатель деревня опустела, частью превратилась в имение-дачу, почти как у помещиков. Урбанизационный пылесос высосал всё подчистую. Всё! Бросило крестьянство своё Эльдорадо, чудную счастливую, как говорят златоусты, страну. Кстати, многие златоусты воспеватели крестьянского эльдорадо, живут в городах, в тёплых квартирах, "где есть свет, газ, телефон, горячая вода, радиоточка, пол — паркет, санузел раздельный, дом кирпичный..." и никакого отношения к сельскому хозяйству не имеют. Мало того, наши сёла стали не аграрными. Если бы такое сказать лет сорок назад, нас бы посчитали за дураков. Но реальность безжалостна.
Взгляните на Середу, Вятское. Это уже не сёла в классическом понимании. Ну, сколько жителей живут крестьянством? Молоко какое пьют? Сколько там КРС? А Вятское, так и вообще насильно выдавило и исторгло из себя по капле, абсолютно все признаки деревни. Плохо ли это? Не плохо и не хорошо. Это общемировой процесс. Стоило дать крестьянам свободу и население перетекло в город. В 30-е годы деревня опустела ещё на треть. После войны ещё столько же. И последний вал был в 60-70-е годы прошлого века. На наши времена от огромной массы сельских жителей осталось около 25% от всего населения страны. Эти люди уже никуда не уедут, они там останутся навечно. Рай опустел...
Всё! Окно возможностей практически закрыто, произошёл демографический фазовый переход. В России он случился немногим позже, чем в Европе. "Посмотрите на многие картины французских, голландских, немецких художников XVII — начала XX веков, где изображается деревня. Совершенно российские виды: деревенское стадо вброд переходит реку... Девушки собирают грибы у обочины проселочной дороги. Старуха ведет куда-то привязанную за рога корову". (А.Буровский). Эти идиллистические картинки ушли из Англии в 1940-х, из Франции в 1960-х, и теперь шагнуть в другое общество настал черёд и России. У нас будет точно также! Прощайтесь с деревней, последние песчинки этого бытия утекают безвозвратно сквозь пальцы прямо на наших глазах. Крестьянство России, как и ранее западное, сгорело хворостом в костре цивилизации видоизменившись. Теперь мы, потомки крепостных стали буржуа, в настоящем понимани этого слова и как оно дословно и переводится - горожанами. Нас тянет в деревню по вполне понятной причине. Банальная ностальгия! Мы уже в городе, но как бы ещё и в деревне.
А костёр цивилизации неумолимо требует нового хвороста. Теперь жаром в этих глобальных процессах выгорает крестьянство Китая, т.е. это доказывает, что волна процесса фазового перехода всей земной цивилизации в новое качественное состояние, которая была поднята на Западе два - два с небольшим века тому назад, покатилась далее по всему миру. К середине XXI века человечество перейдёт на новый качественный уровень. Что это будет - никто не знает. А тем временем, на Западе появились признаки перехода от постиндустриального общества к информационному. Если, кто-то говорит, что Россия идёт каким-то своим, особым путём, то это вряд ли. Она идёт туда же, но медленнее. Наверное лесом).
sidorovskyi 2013-2015