Когда-то давным-давно, вся Русь-матушка была сплошь деревянной. Предок наш рождался, крестился, мылся, грелся и уходил в мир иной в тесном содружестве с деревом. Оно повсюду окружало крестьянина. Легче перечислить то, где бы древесина не использовалась.
Это был во истину Мир Дерева! Избы, бани, телеги, инструмент, колодцы, мебель, предметы искусства, лодки, дороги-мостовые и наконец, погребальные колоды. Да, что там, - колокола даже иногда деревянные были. Это даже не мир, а целая вселенная!
Странно подумать, но почему-то в кирпично-каменной Италии появился на свет деревянный человечек Пиноккио, известный всем нам, как Буратино Карлович. По логике, такие "буратинки" должны зарождаться только в деревянных мирах. Но как-то такого не случилось, и в древесном царстве обитали обычные люди, и только некоторых из нас кликали (и до сих пор) «дубами», и вовсе не потому, что тело таких индивидуумов состоит из особо ценных пород дерева. Ну, разве какая-то часть тела... , которая как известно "предмет тёмный и исследованию не подлежит".
Такие забавные и весёлые мысли осенили меня при посещении очередного музея деревянного зодчества. Как-то само собой произошло, когда я влюбился в деревянные строения седых времен. Что-то необъяснимое тянуло к этим серо-бурым исполинам.
Те самые "домики на высоких столбах" из Вежей. Костромская слобода.
Это была другая история церкви, ещё до каменной эпохи. Но где-то, по какой-то неведомой причине, камень так и не сменил древесину. Но всё же, тем не менее, большинство деревянных храмов были предтечами каменных. Они ушли, практически не сохранив после себя никаких следов.
Костромская слобода
А ведь история деревянных церквей-предтеч гораздо более долгая, чем каменных храмов, например тех, которые мы наблюдаем. В большинстве своём их возраст не превышает 200-230 лет. Какие-то из этих храмов были первенцами, но другая часть, особенно погостские церкви, приняли многовековую эстафету от деревянных предшественников.
Не так давно я познакомился с храмовым комплексом на Кижском погосте, известном во всём мире как образец деревянного зодчества. Боже мой, - думал я, - какая древность для дерева - начало ХVIII века! На рассекающей водную гладь, стремительной «ракете» (погост Кижи на острове) случайный попутчик рассказал мне, что такие древние строения сохранились только в России, и поэтому так много иностранцев посещает Кижи (а их действительно много), дабы своими глазами увидеть, как могли на Руси виртуозно обращаться с деревом и сохранять до наших дней сооружения из такого недолговечного материала как древесина.
Да, Кижи конечно впечатляют архитектурой и мастерством! Но как оказывается, по возрасту они далеко не лидеры, что меня некогда удивило. Если брать возраст, то на просторах Русского Севера есть более древние деревянные церкви, которые еще проглядывают через сень деревьев, ожидая участи, - возможно и печальной.
Церковь в Красной Ляге. Арх. обл. Она же на заставке.
В одном опросе, некогда проведенным, о том где находятся самые древние деревянные храмы и в большинстве своём люди утвердительно называли Кижи. Основным аргументом было, что деревянный сруб не может сохраниться более 300 лет. Как мы заблуждались!
На сей момент хорошо известно, что самый древний и точно датированный храм России это церковь Ризположения из села Бородавы, что в Вологодском крае. Построена и освящена 1 октября 1485 года. Сейчас она находится в г. Кириллове.
В 2002 году сгорела уникальная на дубовых сваях, Спасская церковь (1628 г.) в Ипатьевском монастыре перевезенная из погоста Спас-Вежи с родины деда Мазая, которая находилась всего в 12 верстах от Бухаловщины.
Дошла до нас 1552 (потрясающе, но факт!!!) года постройки церковь Собора Пресвятой Богородицы из галичского села Холм, также перевезенная в Кострому в Музей деревянного зодчества. Правда, находится она не на территории музея, а за Ипатьевским монастырем (от автостоянки её видно). Там я был в 2012 и 2017 г.г. и скажу, что место не совсем удачное. Снимать её неудобно, кустарники, деревья, заборы частного сектора. Создаётся такое впечатление, что храм спрятали.
Так выглядел Собор Пр. Богородицы на своем историческом месте
Никто не будет спорить, что на своём родном месте, храм будет смотреться в сто раз лучше, чем на территориях музеев, где хороводы аналогичных построек просто «топят» одиночное изящество. Но, такова реальность, по-иному не сохранить шедевры, как уверяют музейщики.
Ну, а как же сказочно хорош, прекрасен и божественен пейзаж с деревянной церквушкой. До мурашек! Взгляните на картину Левитана «Над вечным покоем».
Этюд Левитана с плёсской натуры.
Для своего шедевра он выбрал плесскую деревянную церковь Петра и Павла и художественно перенес её на берега озера Удомля, что под Вышним Волочком. Сама же церковь сгорела в 1903 году. Сейчас же на том месте установили довольно похожую церковь Воскресения Христова в 1982 г. из села Билюково, Ильинского района Ивановской области 1699 года постройки. И таки здорово получилось!
Плёс. Гора Левитана.
А Левитан всё творит...
Да, время оказалось совсем немилостиво к деревянным церквям Ярославского края. Всё утрачено, почти всё. Хотя удивительно, но в соседних областях деревянные храмы ещё есть десятками. Почему так?
Остался один, как непокорный мраку светлячок в темном лесу, - шедевр Богословской церкви, что на Ишне. Это единственный деревянный храм в Ярославии (хотелось бы ошибиться), да ещё на своём месте!
Спешите видеть чудо 1687 года постройки! Теперь церковь в составе федерального музея "Ростовский Кремль". Попасть в неё вполне можно, если ехать подготовленным, предварительно позвонив смотрителю. Она живет рядом с храмом в домике с резными фигурками, что справа. В Троицын день мы и нагрянули…
Билеты стоили сущие пустяки, даже и не помню. Узнали из рассказа, что материал храма – карельская сосна, причем бревна для долговечности держали в соляном растворе. Благо неподалёку были соляные варницы, кстати из этих мест вышел самый известный святой Руси - Сергий Радонежский.
Некоторые могут подумать, - мол, из Карелии везли бревна. Но это не так. Это местная сосна. Вероятно, для красного словца говорят, либо так эта порода называется.
Для убедительности применения тогдашних соляных технологий сохранности древесины предлагается всем посетителям лизнуть бревно. Действительно, - соленоватое!
Древесина выглядит как новая, видны белесые выступы соли. Венцы от рук, постоянно прикасасающихся к ним - как полированные. Внутри конечно всё скромно, но в этом очарование деревянного храма. Легкий воздух, дышится легко, не сравнить с сыроватой атмосферой каменного строения. Такая аура в любом деревянном храме чувствуется. Неизгладимое впечатление (и в прямом и переносном) произвел наборный в ёлочку потолок, который, даже с близкого расстояния вызывал объёмный эффект 3D волн. На самом деле он гладкий.
Ишневский храм неоднократно взламывали. Запирается церковь огромным ключом, при попытке его сфоткать смотрительница мгновенно убрала его за спину – «низя-я-я»!
В 1901 году там побывал Великий Князь Константин Константинович, а в 1913-м храм в Ишне посетила вся царская семья. Об этом гласят памятные доски на входе.
Смотрительница сказала, что их (доски) кто-то в эпоху «красного угара» спрятал в подклеть церкви, а спустя много лет её отец их там практически невредимыми и нашёл. Внутри находится копия Царских Врат мастера Исайи (1562г.), оригинал же в Ростовском Кремле.
Можно ещё много рассказать об этом интересном храме, но цели такой у меня нет, информации в Сети много.
А если уж говорить про то, действительно ли у нас в России древнейшие деревянные церкви и прочие аналогичные объекты? Спешу разочаровать. Увы, надо признать, за морями-лесами западными есть ещё более древнейшие шедевры!
Вот немного (а их множество) выборочных примеров, куда кстати вошли несколько российских образцов. Обратите внимание, что в Скандинавии даже могильные памятники 11-12 веков сохранились:
25 самых древних деревянных зданий мира
А ведь были и у нас такие же древности. Вечные пожары, нашествия и самое главное - наш «насризм», не оставляли шанса деревянным шедеврам.
Вот что сообщают ЯГВ от 1848 г. «Известны исторические примеры долговечности церквей из русскаго дуба: первая Соборная церковь в Ростове, построенная при Св. Владимире в 992 году, стояла около 170 лет, и между тем кончила своё существование насильственным образом: сгорела».
Вот бы если она дожила до наших времён!
Ну, как бы мысленно возвращаемся к нашим палестинам. Не открывая Америки, скажу, что и у нас до кирпичных храмов стояли (некоторые веками) деревянные церкви. Но, вот таже ситуация – они выгорали по недосмотру и по стихийности (что реже) или разбирались по ветхости, иной раз, служа топливом для обжига кирпича вновь возводимой церкви.
Но бывали случаи, когда прихожане не спешили расставаться с реликвией, и строили кирпичный храм рядом с деревянной церквой.
Никольская ц. в с. Дмитриевском. Череповецкий р-н.
Сравнительно недалеко от нас такие примеры есть: это Никольский храм (1673) в с. Дмитриево Вологодской обл. и Вознесенская церковь (1760) в с.Ширяево Островского района Костромской обл., что не так далеко от усадьбы Островского в Щелыково.
Ширяево
В Брейтовском районе в с.Черкасово такой ансамбль до недавнего прошлого ещё существовал.
И вот уже совсем рядом от наших краёв, в сельцо (на ту пору, т.к. церкви не было) Закобякино, самая первая деревянная церковь была привезена в 1694 г. из с. Апраксина (Костр. у, которая там ещё сколько-то лет стояла), и была сломана в 1763 году по ветхости. Итого б/у церковь в Закобякино простояла около 70-лет. Потом на этом месте в том же году поставили (а может перебрали) снова деревянную, но уже на каменном фундаменте, которая практически дожила до конца 19 века, и… сгорела в 1873 году. Что интересно, в Закобякино с 1846 года была и каменная, так что до пожара в этом селе на протяжении почти 30 лет существовал церковный деревянно-каменный ансамбль!
До 1804 года в с.Середе тоже, наравне с каменным новым храмом, сохранялась деревянная церковь. И её, по всей видимости не спешили сносить. Но, увы, она также была уничтожена огнём.
Очень интересно как выглядел бы пейзаж нашей местности, доживи до нас деревянные храмы. А как бы скрашивали ландшафт исполины полей – ветряные мельницы, дух захватывает! Но, увы...
Суздальский музей деревянного зодчества
Суздальский музей деревянного зодчества
И вот теперь, подбираемся к нашим родным землям. Доподлинно известно, что в Середе до каменного храма было несколько деревянных, в Подвязье - аналогично, в Никольском тоже несколько, в Бабино пять как минимум, причем одновременно стояло два, и последний деревянный дожил до 1828 года, а по преданиям и дольше. В Новополево один, может два – с 1657 по 1810 (, и в Бухалово с 1724-1725г.г. по 1797 г. По другим церкям пока сведений, нет
Ну, а теперь, я попросил бы тебя, читатель, включить своё богатое воображение и совершить небольшую экскурсию в деревянный храм древнейшего Бабинского погоста ибо, как выразился один пользователь сайта, что если объект запечатлен в памяти хоть у одного человека, то значит он существует. Что ж, быть посему! Отправляемся на Бабинский погост, где нас дожидаются деревянные храмы: Троицкий и древний Спасо-Преображенский…
В 1703 году 15 июня в с. Бабино новопостроенная (1699) приходская деревянная церковь (холодная) Троицкая о пяти главах. В церкви Божия милосердия святые иконы, царские двери и столпцы сеней писаны на золоте и на красках. На них венцы, цаты, оклады, приклады. Над ними и перед ними лампады на цепях, подсвечники на деревянных столбах, расписанных красками. По правую сторону царских дверей местные образа:
Преображенье Господне, Пресвятой Троицы, на аналое Воскресение Христово, на горних дверях Ангела Хранителя. По стороне горних дверей образ Николая Чудотворца, образ Успения Пресвятой Богородицы, а над ним образ Вседержителя Господа Исуса Христа, образа святых благоверных князей Бориса и Глеба и св. мученика Кирика и Улиты матери его. На правом клиросе херувимов писан образ Богоявления Господня, а на другой стороне Вседержителя Спаса Христа. По левой стороне цар. дверей образа местные: Знамение Пресвятой Богородицы, Иверской Пресвятой Богородицы, на северной двери образ св. мученика архидьякона Стефана. По сторонам образа Отечество (Троица Новозаветная) в силах (т.е. в центре), образа св. мучеников Флора и Лавра, на левом клиросе херувим, и на нем образ Нерукотворного Спаса. На другой же стороне Распятие Христа, и позади левого клироса образ Покрова Пресвятой Богородицы.
В деисусах над царскими дверьми образа Вседержителя Господа Исуса Христа на престоле херувимском, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи и архангелелов Михаила и Гавриила и 12 -ти апостолов, - всех 17 икон.
Во втором поясе праздничных 16 икон, в третьем поясе Пресвятой Богородицы и пророческих 19 икон. Перед деисусом паникадило медное малое, ветхое, о 75 подсвечниках. В небе (подкупольное пространство) образ Вседержителя Спаса Христа.
Подкупольное пространство ц.Ильи Пророка из с.Верхний Березовец. XVI-XVIII в.в. Костромская слобода.
Во святом алтаре на престоле индития (престольное покрывало) выбочатая (складки по углам) бумажная пестрая, евангелие печатное в десть (24 листа писчей бумаги), два креста благословляющих, за престолом крест выносной и образ Пресвятой Богородицы Федоровской. Позади этого образа писан образ Николая Чудотворца и образ Казанской Пресвятой Богородицы по другую сторону креста за престолом. По другую сторону образ Николая Чудотворца за престолом.
На святом жертвеннике сосуды: потир и дискос и 3 блюдца оловянных, звезда и лжица (ложка с длинной ручкой для причащения) медные. Копье железное, покров и 2 покровца объяринные (струистые, волнистые) алые, за жертвенником образ Христовых страстей и Пр. Богородицы Живоносного Источника и Всех Скорбящих Радости и св.мучеников Георгия и Дмитрия. Посреди церкви крестное Распятие с мощами в киоте, над царскими дверями образ Пресвятой Богородицы Федоровской. У царских дверей завеса бумажная. Теперь переходим осматривать приделы, их в Троицкой церкви было два. Идем в Ильинский придел и наблюдаем царские двери, сень и гладкие столбцы расписанные красками, местные образа по правую сторону: Живоначальной Троицы, св. пр.Илии. По левой стороне: Благовещенье Пресвятой Богородицы. Над царскими дверями в деисусах 4 иконы старого письма, ветхие.
Вот у них остановимся. "Старого письма" - это значит, что они писались до раскола. Но если бы, они были сотворены непосредственно перед расколом, то церковные описи наверняка назвали бы образы, изображенные на иконах, т.к. за 100-150-летний возраст они были как новые. Но источники не упомянули чьи образы писаны на их. Однозначно, что эти иконы настолько древние, что письмо на них неразличимо от времени.
"Ветхие" это ведь не только древние, слово также говорит о плохой сохранности от времени. Они сильно закопчены церковными обрядовыми дымами, возможно перенесли не один пожар бедствий и нашествий, когда в огневой суматохе их немедля выносили из под жара огненной стихии и прятали как придется.
И только, наверное, современной технике подваластно было бы заглянуть в лики святых. Сколь ко бы они могли рассказать и поведать... Но, снова увы!
Да, уверенно можно сказать, что эти иконы из еще более древнего храма. В 1560-м году здесь уже стояла деревянная церковь Николы Чудотворца. Вполне возможно, что иконы помнили этот храм, а может быть и ещё более древний. Погосты - это первые очаги колонизации и церковное место в Бабине имеет свое начало в домонгольском периоде и даже, беру смелость сказать, что из времен основания града Костромы!
Итак, осматриваем далее…
В алтаре на престоле индития, евангелие письменное в полдесть, крест благословящий. За престолом крест выносной и образ Пресвятой Богородицы Федоровской. На жертвеннике расположены сосуды и блюдо оловянные, звезда и лжица медные. Копье серебрянное белое, завеса крашенинная черная, а перед престолом подсвечник деревянный точеный писаный, на нем подсвечник жестяной.
Теперь переходим на левую (северную) сторону Троицкого храма. Она, как известно, со стороны села Никольского. Здесь у нас придел св. Николая Чудотворца - наследовавшийся от более древней церкви. Тут мы видим царские двери и сень, и столбцы гладкие расписаные золотом...
Вот, так мы перенеслись с помощью нашей фантазии в 1703 год, - время деяний Петра Великого, но погодим уходить с погоста. Рядом ведь ещё одна и более древняя церковь - Преображения Господня. Обойдем её. Как видим: она мшеная, о 3-х главах ветхая. Предположительно она поставлена в конце XVI века. Материалы Костромской и Плесской десятины в 1600 г. сообщают о двух церквях, - одна как раз и есть Преображение Спасово.
Далее спустя 30 лет, в 1630-м году из тогоже источника известно, что церкви Спасо-Преображенская и Никольская по-прежнему стоят в Бабино.
Вот эту Преображенскую церковь, "ветхую" "о трех главах" мы сейчас и осматриваем. Это ей в 1703 году стукнуло более ста лет, на момент нашей воображаемой экскурсии.
По правую сторону от царский дверей местные образа Преображенья Господня, св. муч. Конона Градара, а по левую Господа Саваофа и Апостолов со Спасителем 12 икон.
На северных дверях образ благоразумного разбойника. В святом алтаре на престоле индития и покров, за престолом крест выносной на жертвеннике одежда крашенинная. У царских дверей завеса полотняная.
У церкви шестистенная колокольня. Ветхая, шатровая, глава обита чешуёй (лемех или дранка), на главе крест деревянный, под которым 2 колокола. Весу в них: в первом 13 пудов и 10 фунтов, второй имеет 2 пуда 17 фунтов. Ограды нет. Святые ворота о 6 вереях (столбах), створни которых крыты тесом.
Вот такое деревянное изящество, с бесценным культурным наследием находилось в Бабино. Дальше известно, что обе эти церкви, в которых мы виртуально побывали, сгорят в 1722/23 году. Судьба тех древних предметов искусства, наполнявших Бабинский храмовый комплекс, неизвестна.
А вот родословную Бухаловской Успенской церкви, ответвившейся от Бабинской можно «поймать».
Уже 30-го марта 1723 года поставлена печать на указ о строении таких же церквей вместо «сгорелых» и на том же месте - Преображенской и Никольской. И как понятно из источников, вместо Преображенской хотят построить ц. Рождества Пр. Богородицы, но в это время появилась челобитная от владелицы сельца Бухалово с деревнями, Марфы Ивановны Салтыковой, вдовы боярина Петра Петровича Салтыкова, на то, что бы Богородскую церковь построить не в Бабино, а в её сельце Бухалово.
В подлиннике эту челобитную, к сожалению, видеть мне не удосужилось, но то, что она возымела действие видно из "Материалов Костромской епархии" (1908), где сообщается, что в августе 13-го 1723 г. был готов указ Архимандриту Иову, в котором велено было «против челобитной» бабинскому попу Андрею Евстафьеву послать бухаловского старосту салтыковской вотчины крестьянина Сергея Иванова «со товарищи» «к приходу», что бы выслать в Москву для допросу. Из этого понятно, что тогда крестьяне всех бухаловских салтыковских вотчинных деревень были приписаны к бабинскому приходу.
В ноябре 1724 года созрел-таки указ: «…с вышенаписанной Николаевской церкви, что в селе Бабино из оклада данных денег с приходских 213 дворов 3 р. 6 ал. выключить и положить в оклад на новостроящуюся церковь Рождества Пр. Богородицы, которую велено построить по челобитью боярыни вдовы г-жи Салтыковой в вотчине ея селе Бухалово…».
Что ж, подсуетилась Марфа Ивановна, и основала в своей Бухаловской вотчине новую церковь.
И срубили в Бухалово деревянную церковь, но не Богородскую, как задумали, а в честь Успенья Пр. Богородицы. Документ от февраля 1729 года, говорит о вычете тех денег из дани Никольской церкви в Бабино и включении всей суммы переплаты за 1725-1729 г.г. в дань новопостроенной Успенской церкви.
Вот так зародился, новый на тот момент, бухаловский приход, имевший прямую родословную от бабинской Спасо-Преображенской церкви конца XVI в. постройки, и сгоревшей в 1722/23 году.
Отсюда следует железобетонный вывод, что у тех, кто имеет коренную родословную в бухаловском приходе, все неведомые прямые предки (до 1724г.) покоятся на Бабинском погосте. И поэтому означенное место, несомненно, заслуживает хоть какого-то мемориального знака.
Источники, которые мне помогли в написании этой статьи:
Материалы для истории Костромской епархии. Вып.№4,
Материалы сел и церквей Костромской губернии.
Ополовников А.В. Русский Север, Русское деревянное зодчество,
а также собственные путешествия и изыскания
А вот эта книга пригодится тем, кто интересуется историей деревянного зодчества:
Дунаев Б.И. Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. Москва. 1915
|