Суббота, 19.08.2017, 12:07



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [60]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯНЕ - НАШИ ПРЕДКИ [13]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меряне никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [20]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [25]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [15]
 
ЛЕНТА
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (3)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
[03.05.2017]
"Шить баско и Пригласить пожаловать священника к обуху" (29)
[24.02.2017]
Знаменательные вехи в истории Новополевского прихода (21)
[15.01.2017]
Хроники Даниловского уезда. (9)
[05.11.2016]
"Слабо?" из прошлого (24)
[28.07.2016]
Сухов день в деревне Лупачево (7)
[08.07.2016]
Несъезжий праздник или, а чё гуляем? (20)
[02.06.2016]
"Радостию друг друга обымем" (11)
[25.05.2016]
Погосты забвения. Рождественский в Шахово (11)
[14.04.2016]
Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский Дворец строил крепостной крестьянин д.Слободищ Николо-Корзлинского прихода... (19)
[07.02.2016]
Пути человеческие (2)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
Яндекс.Деньги:
41001217280963
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
старообрядческие храмы корзла бабин погост баусова прошлое касть успенская церковь бабуринская игрушка пропавшие деревни банда бахарька гречухин борносово басовкий вопша сказ сказ о крошиле вдоль горячего асфальта школа вилькен беспоповцы сидорово молельня выгарь бухаловская летопись бухаловская церковь мамоновы грамота салтыковы бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов былое песни фото крошило образование богородский имена пономарь бухаловская волость полевшина колхоз богородица борьба старобрядцы австрийцы озерки поздеевы витушкин домонгольский крест елохино крест встречи каландырец паны старово слободищи городищи археология грибы никольское даниловцы николай I крестьяне Наличники пути человеческие ветераны война никольское в корзле филиппов ушаков благотворители меценаты традиции ягв середа артюхов николо-корзлинский некрополь выставка бреднево вода дороги лупачево новополево богородская церковь даниловский уезд говоры бухалово бабино апраксино адрианова обитель староверы погост меряне меря крошиха баскаково закобякино старообрядцы
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 
Главная » 2015 » Март » 22 » "И всё прошло, всё минуло. Чу, похоронный звон..."
17:22
"И всё прошло, всё минуло. Чу, похоронный звон..."

   Намедни, ехавши куда-то и по что-то, решив сменить бряцанье музыкального ФМ радио на простой разговорный жанр старого диапазона УКВ, я наткнулся на некие рассуждениям о том, да о сём. Судя по фразам, разговор был за Родину. Ну конечно, не в смысле - "тостируемый пьёт до дна", а именно о любви к Родине. Да, серьёзно так, и с большой буквы. Далее канва радиопередачи риторически витала по теме. Глубоко не вникал, - так фонит и ладно. Я родом из СССР и многое из патриотической тематики знакомо. Передача, судя по всему, не для таких динозавров была  расчитана, а адресована к "племю младому и незнакомому".

Сейчас если кто-то подумает, что рассказ будет о сути передачи, то зря. Так вот, оживился я, когда мой слух подсознательно уловил давно забытые звуковые колебания. Это было стихотворение Лермонтова "Родина". Кто учился в советской школе точно припомнит, что этот стих заставляли учить наизусть. Приведу его с тех строчек, где я, что называется "включился":

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Великолепные стихи, не правда ли? Ладно, короче объясняю почему я "включился".

Вообще этот стих осверкнул (именно "осверкнул"!) меня два раза в жизни. Первый осверк поизошел как раз в школе. В каком классе его (стих) учили не помню, наверное в классе 7-8-9 (?). То есть где-то тридцать лет назад. Выучил я его довольно легко, т.к. в те годы или к тем годам (кому как угодно), я уже практически полностью прекратил ездить в деревню и эти деревенские лета потихоньку начали скрываться в дымке воспоминаний.

Почему-то в детстве, то что происходило на взрослый взгляд недавно, - например, в прошлое лето, казалось весьма давнишним. А уж события позапрошлого лета, так и вовсе воспринимались доисторическими. И при вникании в слова Лермонтова я, как бы осознал невосполнимую потерю чего-то важного. Осверк понимания, что деревенского кусочка жизни не вернёшь, - потряс меня.

Всё! Гудбай май лав, гудбай. Многое ускальзывало безвозвратно. Тут и детство уходило и бабушка уже не жила в деревне, т.к. была вельми немочна и находилась на пороге жизни вечной. Т.е.рвались последние исторические нити. Ну, вот значит, прихожу я на урок литры (как называли предмет по сокращению дневника), и начался поголовный зачётный опрос стиха Михаила Юрьича. Я нисколько не мандражировал, ибо знал материал не тупо зазубренный, а пропущенный через свои воспоминания. Точно помню, - к доске не вызывали, - вставали из-за парты и с места в карьер. Дошла очередь и до меня.

Начал читать с "чувством, с толком, с расстановкой". Снова я, как бы прочувствовался, распереживался. Классный мир притуманился и пошли мимолётные картинки деревенских эпизодов счастливого детства. Было ощущение отстранённости, - как в трансе. И вот, вернулся я в реальность под громовой хохот класса. Суровая учитка литры Людмила Александровна, никогда прежде не замеченная не то что в смешках, но даже и в улыбках, - почему-то теперь вздрагивала от смеха. Что же такое, - думаю я? Класс немного успокоился с помощью учительницы, и я попытался продолжить с вопроса: а где  мол я остановился, - никак не подозревая о причинах веселья. Сзади послышались подсказки:
 - Да на навозе, на навозе! - и класс снова выпал в шумный хохот...

Так и не дочитав, я сел по просьбе учителя, заслужив пятерку. В полном недоумении шепчу соседу по парте Юрке Белянину (ныне о.Георгий настоятель храма в с.Аббакумцево, где похоронены предки Некрасова):

- Что не так, и какой нафиг, такой навоз???

Он прыснув сказал, что в моей версии чтения знаменитого стихотворения Лермонтова, - в степи ночевал не обоз, а навоз! ))). Ну, нифига себе меня занесло, - удивился я и волей-неволей тоже засмеялся.

 Потом, возвращаясь домой из школы, мне самому было до слёз смешно от фразы, прогремевшей в тиши класса: "В степи ночующуй навоз". Немного поразмыслив над досадным промахом, я оправдывал себя тем, что в мою бытность в степях, да в лугах обозы не ночевали, а навоз запросто! Ушёл в образ, что делать... Думаю, Михал Юрьич на меня не обиделся бы и даже тоже посмеялся, а может и внёс изменения под моей редакцией))).

По прошествии энного количества лет, я как-то с одним товарисчем по работе, - коллегой то бишь, поделился своей историей. Он нимало не удивившись, но дежурно хохотнув, раскрыл свою олд стори:
 - Ладно, фигня, - ты вот навоз в степи спать уложил, а я ведь "с отрадой, многим незнакомой" увидел полное говно! )))
Тут уж моя очередь настала ржать! Эх, "школьные годы чудесные"...

Вот такой случай имел место быть, поэтому не случайно что я и "включился" при прочтении его на радио. )
 Второй осверк произошёл не так уж давно не по детским меркам: лет может 5-6 назад.
Как-то в одной из деревень, где была предана забвению школа, и посетив её через настежь открытую дверь и ужаснувшись "чернобылю" местного розлива, где всё было вверх тормашками: и книги, и экспонаты, и тетради детей. Такое впечатление, что была внезапно объявлена ядерная тревога и весь люд, наполнявший школу рванулся сломя голову кто в дверь, кто в окно. И судя по всему никто не вернулся к этим предметам никогда! А чё? Ведь всё правильно - зона отчуждения! Radioactivity, однако. Дейнджирос!!! Ахтуг и другой варнинг с алертом.

Да не-е, этих предупреждающих кислотных надписей конечно не было, но обстановка показывала, что здесь произошло что-то неэпически вероломное. На глаза попадается томик издательства Детская Литература М.Ю.Лермонтов "Стихи". Беру книжку в руки и открывается она... по невероятному стечению обстоятельств на "Родине"... (вот ведь, блин)

Побежали строчки: "...Люблю отчизну я, но странною любовью не победит ее рассудок мой... но я люблю - за что, не знаю сам -ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье...избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно..." и т.д.
Оторвав взгляд от страниц книги и обозрев "мерзость запустения" былого храма знаний, меня посетил вновь осверк, но иного качества. Передо мной, буквально вырисовывалась картина как из евангельского откровения: и узрел я, как Тамерлан брал камни и разговаривал с ними прошлое песком времени, сквозь пальцы утекает в небытие безвозвратно. Настоящее в реале вытесняло прошлое, брезгливо бросив в кучу хлама ещё не так давно бережно чтимые книги. И что-то мне подсказывает, вспоминая рассуждения о разрухе булгаковского профессора Преображенского, что у этого деяния есть и имена и фамилии.

Бродя по остаткам вещей, складывалось впечатление, что это громадный лепрозорий, где всё прокажено и мерзостно. Всё старое решительно отринуто и брошено прочь.
А впервой нам что-ли, разрушать старые миры и строить с нуля новые, которые в свою очередь превратятся тоже со временем не в свидетелей былого, а в ненужный хлам.

Ну, что ж, говорят, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих. На наших глазах происходят удивительные вещи! Пользуйтесь, товарищи теперь уж господа, моментом и зафиксируйте исторические эпизоды умирания или, кому как угодно, реинкарнацию Русской Деревни.

Ещё немного, мы уже не увидим привычных деревенских ландшафтов, с серыми избёнками. Полное их изчезновение вопрос всего каких-то нескольких десятков лет. Добро пожаловать в мир безмолвной пластиково-сайдинговой однообразности! Ушёл целый мир, целая вселенная и представляете, - мы свидетели этого грандиозного процесса. Живых свидетелей уже почти нет, начали уходить их предметы и вещи. Просто подавляющая часть населения это никак не осознаёт. Да, музеи несомненно хорошо, но и редкого зверя, согласитесь, наблюдать лучше в естественных условиях, чем в зоопарке.

А сейчас я предлагаю почтить память усопшей крестьянской деревни вставанием просмотром кадров ушедшего сельского быта в естественных условиях.

Фото сделаны в разных местах, в разное время и разными людьми. Локализация местная.

Колесо истории. Сколько намотало верст это тележное колесо и сколько оно повидало?

Последний дом

Лестница в никуда

"Снова выплыли годы из мрака..." Безымянные лица.

Подзеркальник

Старая лампа, где твой свет?

Коромысло на пенсии)

Этот приемник сообщил владельцам о полёте Гагарина и не только...

Кумиры деревенских жителей из 70-х.

Живопись деревенского дома. Бумага. Акварель. Вторая пол. XX века.

Крестьянский винтаж

Детали: мерянский дракон с наличника и колхозный калькулятор.

Эта баня уже не услышит привычного: "А ну, поддай пару!"

...и уже никого не попарит.

"И всё прошло, всё минуло..."

Временной туннель. С этой стороны XIX век, а за дверью XXI -й

Гребешок. Наверное, им чесали когда-то гриву лошадки.

Без керосиновой лампы раньше никуда. До 1950-х годов она освещала избу в этой деревне. А в некоторый деревнях и до 1980-х.

Рыболовное глиняное грузило.

Снова лампа. На пенсии...

Русский чугунок, сколько ж ты ртов накормил, сколько животов порадовал, скольких червячков заморил!

Охотничий трофей

Тогда Сочи ассоциировались не с Олимпиадой, до которой ещё было больше 30-ти лет. Кстати, обратил ли кто на такое совпадение: летняя Олимпиада в Москве была XXII-я и зимняя сочинская 2014 г. тоже XXII-я.

35 лет назад Боярский, ещё мог обходится без шляпы )

Чудо советской электроники навсегда умолкло...

Радостное поздравление учеников на известковой стене с 1990-м годом. Ещё через год уйдёт в историю СССР, а спустя 15 лет не станет и школы...

Пока ещё можно прочитать напутствие... И ведь не поспоришь.

Когда-то эти пособия давали представление деревенским школьникам из чего "сделаны горы"

Книга - источник знаний! Такая истина была аксиомой в СССР. А мы пошли дальше...

Раскол мира

Будущих поповых, зворыкиных, резерфордов и эдисонов готовили в деревенской глуши.

Может такой будет будущая деревня? Частные дачные владения. Советская атрибутика в нынешние времена продолжает радовать глаза.

Советская лагерная скульптура - ещё один кандидат на арт-объект ландшафтного дизайна деревенского дома, теперь превратившегося в дачу.

Ильич зорко следит, что бы "племя младое, да незнакомое" заботилось о бабушках, уважало старших, не мусорило, не свинячило и любило свою родину. Красная Шапочка тому - наглядный пример)

СОВРМЕННОСТЬ: ЧТО ИДЁТ НА СМЕНУ...

Тележное колесо обрело новую жизнь. Теперь оно будет светильником.

Пеньковые верёвки неплохой предмет интерьера

Баня крестьянина горожанина, но в деревне

"Двор". Овин рига амбар гумно нет, беседная возлиятельная избушка)))

Просмотров: 585 | Добавил: sidorovskyi | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 18
avatar
1
я такие бани называю изба эбальня
avatar
0
2
какие?
avatar
3
Баня крестьянина горожанина, в которой есть зал отдыха парная, помывочная и все это в деревенской бане

ПыСы Алекс, что тебе текст задолжал хотел бы тебя в гостях видеть
avatar
0
4
баня: там ещё и кухня есть... и немалая, а наверху опочивальня о двух ложементах. а коитусы и в простых банях имелись, может даже и больше.

А ты у него секретарём, значит? )
avatar
5
Ничего вы, уважаемый, в банях-то и не понимаете. Вам бы сажа почернее, да дым поедчее, да курную избу исчо.
avatar
0
6
хороший пост, весёло-грустный. вроде и не про бани. но в деревню много городского идет. как хорошего так и плохого. свинства например.

беседка основательная если чо, дорогая
avatar
0
7
Да, ты прав - не про бани. Так был бы пост про бани, - обсуждали тогода что угодно но не бани))).
Так да, деревня ведь не изолированный район. Там калька городского. Сейчас ведь наезжают в деревню кто за чем. В основном это чисто потребительские отношения к природе - рыбалка! Это такая теперь забава - жуть! Ну, за волей едут большинство. С глаз долой, оторваться, отвязаться и т.д. Это до 90-х годов горожане наезжали своим старикам помочь, - огурцы, скотина, сено и т.д. Сейчас картина кардинально поменялась, мы едем не дать что-то деревне, а забрать (фигурально выражаясь). Для кого-то загород двор отхожий - посмотри сколько грязи! Если в городе и мусорят, то налоги все скопом там платят, а в деревне всё расчитано на местных (имею ввиду жкх), там ведь не просчитывают на то что по выходным к примеру население из-за городских вырастает многократно. Денежек-то мы городские никак не вносим в бюджет сельский. А мусора оставляем дохренища! 80% мусора оставляют не местные. Выходит, что сельский бюджет (и без того тощий) выделяется не для селян, а на въездных. Ты посмотри сколько говна после зимы рыбаки оставляют, в костромских разливах острова мусора по весне дрейфуют. На льду мангалы аж бросают. И это в заповедной зоне! Это местные чтоли свинячат?  Сбор какой-то надо установить.

Баня, да дорогая (120 КВ.М). всё выдержано в стиле а-ля Собакевич. а ты б видел хозяина! мировой парень, шило в заднице! +интересный собеседник
avatar
0
8
Да, я тоже согласен, что к чему ты ведешь. Чистота и борьба со свинством ДОСТИГАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ ДОНОСА. Я не верю в сознательность общества. Если это везде работает, то почему эту систему не внедрить у нас. Пример Сингапура тому пример. На ПДД это тоже должно распространится. В Питере это сильно бросается в глаза на границе с Финкой. Эта система (доноса, стукачества как угодно) там реально работает !
avatar
9
Говорить, а особенно писать, да без бумаги - мы все какие-никакие мастера. А взять, да и остановить машину, да и начать собирать бычки на обочине - это только чужестранцы в фильмах  могут. А у нас нет - везут мусор в город, да и сбросят за Бабуриным в кустах. Может и не было потому "крестьянского рая", что масса не только ленива, тяжела на подъем и бессовестна, так еще в добавок и нечистоплотна (в буквальном смысле этого слова). Так, мне кажется, было и ранее, а мы потомки, и возможно, не с лучшими качествами предков.
avatar
0
12
Наверное мы с женой и ещё с парой скромных людей какие-то ненормальные. Убираем ЧУЖОЙ мусор в нескольких местах у Касти. В прошлом году 16 мешков (за лето-осень) вывезли в город.
avatar
10
Да и современные технологии, конечно, помогают. Еще школьником с удовольствием собирал бутылки и сдавал их в магазин (не помню: 12 или 20 коп). Приедешь на Вопшу, на Красное - там стекло. Его соберешь, банки жестяные сами сгниют, не сразу - года за 2. Вот и было чисто. И помойки деревенские тоже помню - огромные были, да ведь нет их сейчас, чистый чернозем. Нет целлофана, пластиковых бутылок и прочей живучей химии.
avatar
0
13
Пластиковая бутылка из-под херши-кола (были такие в нач.90-х) преспокойно лежит, закопанная в 93-м году в Середе... и упаковки из под Рамы)))
почти четверть века!

При строительстве дома на въезде в середу, слева была разрыта помойка (судя по бутылкам нач. 70-х) полиэтиленовый мусор во всей красе.
avatar
11
Интерересный рассказ с необычной преамбулой.
Только я не понял, за здравие или за упокой?

Cнимки подобраны великолепно. Да, что-то действительно мы теряем. И всё под боком, а мы не замечаем, что расстворяется целый мир. Потрясли кадры школы.

Пионерские скульптуры прикольны! Вот наверно спасли от помойки?
avatar
0
14
Король умер. Да здраствует король!

скульптуры привезены в конце 90-х из пионер лагеря.
avatar
16
я давно уже сказал, что наша местность (полевшина)  по тихоньку возращается в состояние которое было до 1630
avatar
0
17
Зато наша рулит!!!
avatar
15
Стык старого и нового хорошо показан.

По мусору: дорога Бухалово-Середа (медведевка) обочины и направо и налево в мусоре, ужас! После съезда на Кузнецово две санкционированные помойки у мел.каналов. Каналы так или иначе связаны с рекой.
avatar
18
Были на выставке. Так посмотрели, походили. Ничего нового о Середе не узнали. На детей пойдёт. Высвечена снова одна сторона.
avatar
Copyright MyCorp © 2017