Пятница, 15.12.2017, 03:20



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [63]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯНЕ - НАШИ ПРЕДКИ [13]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меряне никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [26]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [16]
 
ЛЕНТА
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (33)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (11)
[27.08.2017]
Древние рубежи (3)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (7)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
[03.05.2017]
"Шить баско и Пригласить пожаловать священника к обуху" (29)
[24.02.2017]
Знаменательные вехи в истории Новополевского прихода (21)
[15.01.2017]
Хроники Даниловского уезда. (9)
[05.11.2016]
"Слабо?" из прошлого (24)
[28.07.2016]
Сухов день в деревне Лупачево (7)
[08.07.2016]
Несъезжий праздник или, а чё гуляем? (20)
[02.06.2016]
"Радостию друг друга обымем" (11)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
Яндекс.Деньги:
41001217280963
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни староверы старообрядческие храмы полевшина бабино бабин погост баусова бухаловская волость дороги баскаково салтыковы бабурино бабуринская игрушка бухалово банда ориентировка храмов бахарька старово борносово басовкий вопша крошило сказ сказ о крошиле вдоль горячего асфальта поздеевы школа вилькен песни фоминское беспоповцы сидорово терехино бухаловская церковь молельня бреднево бухаловская летопись богородский новополево пономарь бухаловский приход новая крошиха мамоновы прошлое былое фото грамота образование колхоз богородица борьба традиции имена старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи елохино озерки слободищи каландырец паны домонгольский крест крест меря городищи археология грибы никольское корзла даниловцы николай I крестьяне ветераны война никольское в корзле ушаков середа благотворители меценаты ягв пути человеческие артюхов филиппов николо-корзлинский некрополь погост крошиха вода богородская церковь закобякино апраксино успенская церковь волчьи горы Наличники адрианова обитель старообрядцы меряне лупачево даниловский уезд
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 
Главная » 2016 » Май » 25 » Погосты забвения. Рождественский в Шахово
06:00
Погосты забвения. Рождественский в Шахово

Если ехать по любимской дороге из Ярославля, то примерно на 25-й версте от пос. Яковлевского, сразу слева у дороги, путник увидит разрушенные краснокирпичные колокольню и храм с действующим и поныне кладбищем. Это известный среди историков и краеведов погост Рождественский, что в Шахове или просто - урочище Шахово.

Подумаешь, скажут многие, ну церковь и церковь, да ещё сильно разрушенная, которых на Руси-матушке тьма-тьмущая. Мелькнула за окном авто обезглавленная и обесколоколеная звонница, -  ну и что? Их, этих колоколен, покамест мчишься в суетной гонке к дачно-шашлычной вотчине, предвкушая парной дух и внутриутробный жар сосудорасширяющих жидкостей, мелькает не мало.

А уж если гоняешь по одной и той же дороге лет так этак тридцать туда-сюда, то эти древние развалины уже и не церкви вроде, а безликие маяки – вешки.

  - О, уже эту проехал, половина дороги и скоро финиш.

А что это за храм, какая история связана с ним –  «некогда нам обернуться назад». Так и я гонял, - мильён раз туда, мильён обратно и богатую историю, буквально «выползающую» из-под сени вековых деревьев на дорогу упорно не замечал.

Она (история) сердечная, будто молила, - ну, взгляните последний раз на меня, ухожу в вечное забвение и больше не вернусь, и поминай дескать, как знаешь…

 Услышал я исторические позывы. Тут же вспомнил тютчевскую потребность связывать прошлое с настоящим и наконец, - торкнуло!

Думаю, дай заверну, начну связывать прошлое, проходя по остаткам древностей, затем наведу справки и выйду к настоящему.                 

Если думаете, что я завернул, походил, пофоткал, навёл справки и всё, - то сильно заблуждаетесь. Заезжать, наводить справки пришлось в течение некоторого времени, не единожды. Объект оказался дюже интересным! Сказать, что я удивлён, - значит, ничего не сказать. Не надо никуда ломиться через чепыжи, обливаясь седьмым потом. Всё буквально в легчайшей доступности. Музей под открытым небом. Только экскурсоводы все в Сети.

Сделаю небольшую оговорку. Я не буду описывать здесь архитектурные формы храма: четверик на восьмерике, всякие там пилястры с рустами и бла-бла-бла. Есть интернет, совершите хотя бы виртуальное путешествие сюда и сюда. А если хотите о причте и семьях их узнать, то вам сюда Вот и всё, это не бумага! Это брат, высокие технологии, - понимашь.

Ну, если по-порядку, то вначале мне несколько лет тому назад попалась статья в ЗК "Сысой для патриаха". Там рассказывалось о некогда «большом селе» при церкви, и ещё про другие байки и легенды старожилов. Ну, думаю пора вносить ясность. Хотя бы для себя. Гоняем тут, а буквально у обочины на тракте большое село примерло, да и припогостилось. Как так?

Начнём с «большого села». Детальный осмотр документалки прошлого и позапрошлого веков дал понять: большого села здесь никогда не было! В силу того, что этот населённый пункт в дореволюционные времена считался погостом. Я уже рассказывал про Бабино и всё что связано с термином погост.

 Теперь считается, что погост это сельское кладбище, или просто кладбище, но в былые времена это означало место, где стоит приходская церковь (естественно с кладбищем) с дворами (домами) церковных служащих и членов их семей. И только! Вообще это тип населённого пункта в стародавние времена. В глубокой древности погост - административный центр податного округа, который стоял посреди деревень, починков, пустошей. Погост- предок будущих торговых сёл, и простых сёл - центров волостей вроде Середы и Вятского, которые появились значительно позже.

На погостах в седую древность зарождались первые торжища. Купцы, которых в те времена называли гостями, путешествовали по всей ойкумене. Не зря в многочисленных языках слово гость практически одинаково. А поскольку подати в те времена были натурпродуктом, то и сносилась вся снедь, собираемая и пойманная в центральный округ, который и тянул административно к себе первые деревеньки.

Централизация!  Вот гости и слетались туда, как пчёлы на мёд. Там гости и совершали товарно-денежные операции – привозили гостинцы из заморских, дальних стран - гостили, выменивали стеклянные бусы  у аборигенов на их товар. Поторговать означало погостить.

Археологи, кстати очень любят копаться на погостах, и не интерес к кладбищам они удовлетворяют, а именно седая древность. Погост это древнейшее торжище (хоть и малюсенькое) и там оказываются весьма любопытные вещицы, чуждые данному региону. Попали они сюда именно от гостей, из вне.

Находят зачастую в таких местах новгородские, булгарские и др. монеты, «чешуйки», побрякушки разные (вспомните погост Бабино). Всё это свидетельствует об обменно-торговых процессах в погостах. Те люди гостили-торговали не на кладбищах, и они были бы здорово удивлены современным понятием погоста как кладбища.

Ну, жизнь за многие сотни лет не стояла на месте. Возникало другое административно-территориальное деление. Население становилось многочисленнее. Возникали торговые центры в более удобных и доступных и заселённых местах на торных дорогах.  Погосты практически все обезлюдели, почив в бозе. Оставалась по наследству церковь, на протяжении веков сменяемая по ветхости предыдущую. Название древнейших храмов часто переходило на приделы-престолы. Деревни в округе были приписаны к этой церкви. Ну, понятное дело и хоронились в приходе (на погосте). Кладбище-то уже ни посадам, ни торгам не мешало. Ибо не было их там давным-давно.

То есть домов и жителей там кот наплакал. Обычно это три, пять, ну семь дворов и душ 10-30 обоего пола. Реже бывало и немногим и поболее. Например, в Даниловском уезде из 21 погоста, три были с числом жителей 40-60 ч. И из этих трёх погостов Рождественский был самым населенным – как раз 60 душ там и проживало. А несколько высокая цифра для населения погоста обуславливается тем, что в этом селе располагалась церковно-приходская школа. Сюда плюсуем дома учителей и сторожей с домочадцами. Вот и всё «большое село» в 60 душ! В советские времена минусуем служителей культа, работников ЦПШ. Новое село на кладбище с ненавистной в те годы церковью ставить не будут. Церковь под склад, а старожилы пущай доживают.

  На те, царские времена 60 душ - мизер, даже для малонаселённого Даниловского уезда. Торговое село Вятское, к слову сказать, на тот момент имело около 800 жителей, а деревня Бор свыше 500 человек, д. Федяево (шаховского прихода) около 500.

Кстати сказать, всегда озадачивался вопросом – почему наш родной Даниловский уезд был таким малолюдным медвежьим углом. И только его Приволжская часть (которая сейчас в Некрасовском МО) хоть как-то меняла картину. Как сейчас говорят, - основная движуха была именно в этом районе. Драйвер роста. И ещё худо-бедно жизнь предпринимательская теплилась вдоль оживлённого Московско-Архангельского тракта. Остальное отхожими "горожанами" добиралось.

 И только пресловутый  кулик, славящий своё болото этого не заметит, т.к. на чужие болота не летает. Но вернёмся к погосту.

Обратите внимание на решетку. Она умело спилена "болгарочкой". С генератором, значит приехали и заранее спланировали...

Рождественский погост находился на самой границе Даниловского и Ярославского уезда. Судя по обрывочным сведениям, относился к древнему стану Корзла. На картах 1792 и 1857 годов писался как Погост Рождественский. Им вторит и Список населенных мест Ярославской губернии за 1859 г. Там кстати, и сказано о 12 дворах и 59-ти жителях.

Карта Стрельбицкого – таже история. В 1908 году губернская карта отметила «Рождественский в Шахове», впервые упомянув местность, где находится погост и при этом «забыла» само слово погост. Заметим, топоним ещё употребим в прилагательной форме.

Следующая карта примерно этого же времени, ну чуть позднее. На ней интересуемый объект обозначен вообще безлико «Рождеств.» В 30-е годы непонятное название закрепилось, но в колхозной хронике начало мелькать с. Шахово и всё, дальше так и осталось и к середине 80-х (а может и раньше, просто не смотрел) «большое село» превратилось в ур.Шахово.

Про термин урочище в интернете лучше не смотреть, - окончательно запутаетесь. Проще уяснить, что картографы чаще всего используют это слово для обозначения заброшенных населённых пунктов, хотя географы с ними не согласны, но не суть.

В более стародавние времена урочищем обозначались приметные места - ориентиры, о которых заранее «уреклись» («урок» кстати, того же корня), то бишь договорились, условились, чтобы не плутать. В тему отмечу, что как раз на начало XX века и начали вымываться и переименовываться топонимы, коммунисты лишь завершили начатое.

Вот так и забылось, стёрлось и видоизменилось древнее обозначение типа населённого пункта. Сейчас под погостом подразумевают кладбище. То ли дело современные типы: ПГТ, муниципальный округ, поселение, префектура, район, область – вот жеж песня!

Теперь погуляем по погосту и по развалинам храма. Погост штука интересная! Давненько приметил, что эти пункты стоят на взбугренном ландшафте. Либо это полугора с оврагом, либо стрелка небольших речек с валом, или обрыв террасы, круча высокого берега. Явно выбиралось место неслучайно, и не пейзажами любоваться. Подъезжая к погосту, открывается живописная картина костромских далей и «заволжских высот». Древний стан Корзла как на ладони.

Вид на Корзлу с юга, с границы бывш. Даниловского уезда

Первым делом нас встречает действующее кладбище, давно выплеснувшееся за еле читаемую старую ограду, которую с северной стороны практически невозможно отыскать. В самом начале висит объява-ругалка от местных властей, что де надо бы соблюдать чистоту и порядок и захоранивать не на дорожках, а строго прямолинейно и с кем-то там-то согласовывать.

Походив по кладбищу, я отдал должное ругалке. Действительно, плохость с порядком и с захоронениями налицо, а ещё одна особенность, так вообще поразила, но об этом позже.

На старых, древних и с храмами кладбищах всегда есть, что посмотреть. Конечно это дореволюционные памятники небедных, достойных людей, купцов, дворян и, конечно же церковных служащих. Но здесь меня ждало разочарование! Еле-еле я отыскал с пяток таких захоронений. А ведь они были. Были, да и не мало! В подтверждение тому развороченные склепы, надгробные камни с надписями, кем-то умело обтесанными (остатки букв еле просматриваются). Старинные решетки выпилены даже на некоторых окнах храма.

Могила псаломщика Михаила Смирнова

Ни одной могилы священника я не нашёл. Вернее они там точно есть, но абсолютно утрачены. На ум стали напрашиваться некоторые выводы о целенаправленном уничтожении. Бывал я часто на таких кладбищах, но всё же чаще я находил хоть и покошенные, но читабельные эпитафии. Новое здесь, абсолютно втоптало древнее. Буквально. Чей-то чугунный крест теперь лежит под новой оградой, выступая в роли фундамента. Чудом сохранились восточные арки ворот.

Да-да, это сделали злобные пришельцы, разворотив и разграбив красивый храм. Спрашивается, а почему к примеру в соседнем Бор-Голышкине сохранили и церковь (хоть вторую и порушили) и массу старых надгробий и священников и купцов. Это как? В голову приходят мысли о человеческих качествах люда, той или иной местности. Разгул ненависти к прошлому в некоторых местах наглядно заявляет о себе. Прям целенаправленно и со всей пролетарской ненавистью укокошили всё. Угар! И ведь потомки нынешние не отстают. Констатация факта.

Теперь об удивлении. Ходил, я значит ходил, углубляясь за ограду и оборачиваясь на храм и тут начал замечать в новых захоронениях нечто нетрадиционное. Многие знают, как должна обустраиваться православная могила. Ориентировка – храм. Голова покойного на запад (лицо обращается на распятие), соответственно ноги на восток. В ногах ставится крест (распятие). Т.е. все могилы ориентированы по оси храма запад (паперть)-восток (алтарь). Так вот, самые поздние захоронения стали склоняться к хороводу вокруг храма! Направление поменялось, чуть ли не наоборот! Ну, дела-а. Уже начали забывать о традиции захоронения. Стёрли память о прошлом настолько, что и хоронить уж толком не умеем.

Здесь у «чудных» могил как раз начинается обрыв, внизу которого течёт ручей Уча. Отсюда открывается красивый вид. Вот она, особенность древних погостов – гористо-обрывистый ландшафт.

Вернулся к храму.

Сведения 1908 года говорят о двух объединённых храмах зимнем и летнем. На карте ПГМ 1792 отчётливо видно две отдельно стоящие церкви. Но известно, что в 1784 году одна деревянная церква сгорела по неизвестной причине и взамен которой построили нынешнюю (1786).

Крылов Аполлинарий, «любивший динарий», и наделавший массу ошибок в своём труде 1861 г. ещё больше запутал ситуацию, написав о церкви построенной госпожой Шишкиной, но "Список...1859" говорит, "церковь православная - 1". Сведения 1908 года об этой церкви уже не упоминают и являют другой храм, но в ином месте. Но куда делась церковь 1809 г. устроенная Шишкиной, если Крылов не напутал? Зато он насчитал аж двоих жителей «села Шахова».

В 1908 году же насчитано три дома духовных и один дом церковного сторожа и церковно-приходская школа и упоминание о деревянной церкви на кирпичном фундаменте во имя Сергия Радонежского, построенной в 1877 г. на средства питерского купца (наверное отсюда родом) Володина в д.Шилове. Ещё в приходе имелась пара часовен.

Теперь о таком фантоме как «село Шахово». Вообще речь идет об одном и том же месте. Правильно было бы так погост Рождественский, что в Шахове. Картографы народ военный, скрупулезный и поэтому их данные наиболее точны, поэтому всегда отмечали эту точку погостом. А вот в обычных, церковных и пр. документах, будь то МК или ИР про «погост» и не вспоминают. И уже в XX веке под напором действительности "пог. Рождественский" явился селом Шаховым...

 Шахово, - это название целой местности идущей от древнейшей Шаховской волости, вотчины князей Шаховских. Так погост и подобрал ни кому не нужный и неиспользуемый топоним и стал величаться село Шахово.

А вот сейчас о главной «изюмине» погоста, вернее его храма. О Сысое! Это, кстати не человек!

Да, так назывался главный колокол на Рождественской колокольне. В СМИ о колоколе пишут так, что дескать несколько колоколов были возвращены из США РПЦ в Патриаршую резиденцию Данилова монастырь в Москве, среди которых был и шаховский колокол. В статье же «Сысой для патриарха» говорится, что колокол сняли в 1988 году на празднование Крещения Русии на то есть свидетели. Но, так или иначе, он не затерялся. А в 2010 году его из Москвы вручили г. Ярославлю во вновь восстановленный Успенский собор на Стрелке по случаю 1000-летия города. Во, как!

9 мая 2016 года, я узрел его воочию. Висит колокол-путешественник в центре клети-звонницы (колокольни-то покамест нет у собора) со всеми полагающимися надписями, что он де из с. Шахова, Даниловского уезда 221 пуд и 22 фунта весом, лит в январе 1886 года заводом Оловянишникова и сыновья. И даже стан Корзла увековечен в фамилии местного священника благочинного  Димитрия Корзлинского. К слову священническая фамилия Корзлинских берёт своё начало от церкви с.Никольского что в Корзле.

  Теперь в многоголосие звонов Успенского кафедрального собора есть и голос нашего даниловского колокола-путешественника Сысоя, с Рождественского погоста, что в Шахове.

Совсем рядышком от дороги и от погоста, всего в 300 метрах, в поле справа когда-то стояла малюсенькая деревенька Высокая, состоявшая из семи дворов. Здесь в 1832 году родился Иван Игнатьевич Лапшин - будущий епископ Иринарх, святые мощи которого пребывают в старообрядческом Успенском храме с. Елохино, куда открыт доступ для поклонения им.

 
Просмотров: 654 | Добавил: sidorovskyi | Теги: корзла, шахово, погост | Рейтинг: 4.9/7
Всего комментариев: 11
avatar
0
1
Лавров.

Тоже езжу постоянно мимо, использую как маяк полтево, шахово, вятское - своего рода "стадии"
avatar
2
Алексей, очень благодарен тебе за твои труды! Ты воскрешаешь то, что в памяти уже забыто. Помоги тебе Господи!
avatar
0
3
apn

что имеем не храним ну и т.д.
вандалы, надо признать
avatar
4
и в 19 веке путешественники похоже заезжали сюда, на поле , что у вас на фотке, аглицкую монету нашел
avatar
0
5
ну торгов то в этом месте к тому времени давным-давно не было. тракта не было. промеж проселков погост стоял. но вот  Кипренское, что на Виталях - это село типа Середы. но я им не интересовался (торги, базары). как раз дорога к нему. версты поди две-три. а так пути господни неиповедимы...
avatar
0
6
Лёш, ты замечал, что погосты наползали с  северо-запада. В московских пределах этот тип нас. п. сходит к минимуму. Почему? Ещё - описать все погосты дан.у. Было б интересно.
avatar
0
10
Пропускаешь. Я это приметил ещё ранее. До Переславля примерно киевская колонизация (по топонимам и гидронимам видно), а выше к северу новгородская. А так как новгородцы этнически были ближе к автохонцам, то ростовско-клещинская меря мигрировала в верхневолжье и далее. С первичными новгородцами у них вероятно сложились более ровные отношения, чем с колонизаторами с киевщины.
avatar
0
7
можете описать находку. или фоту
avatar
9
smile нужно поискать, где она. по моему пол пенни год примерно 1810
avatar
8
Погосты понятие домонгольское, однозначно. Если в вашей местности есть погосты в научном понимании, то вам повезло - у вас есть нас.пункт с более чем 700 летней историей.
avatar
0
11
В НАШЕМ УЕЗДЕ их 21 штюк!
avatar
Copyright MyCorp © 2017