Если ехать по любимской дороге из Ярославля, то примерно на 25-й версте от пос. Яковлевского, сразу слева у дороги, путник увидит разрушенные краснокирпичные колокольню и храм с действующим и поныне кладбищем. Это известный среди историков и краеведов погост Рождественский, что в Шахове или просто - урочище Шахово.
Подумаешь, скажут многие, ну церковь и церковь, да ещё сильно разрушенная, которых на Руси-матушке тьма-тьмущая. Мелькнула за окном авто обезглавленная и обесколоколеная звонница, - ну и что? Их, этих колоколен, покамест мчишься в суетной гонке к дачно-шашлычной вотчине, предвкушая парной дух и внутриутробный жар сосудорасширяющих жидкостей, мелькает не мало.
А уж если гоняешь по одной и той же дороге лет так этак тридцать туда-сюда, то эти древние развалины уже и не церкви вроде, а безликие маяки – вешки.
- О, уже эту проехал, половина дороги и скоро финиш.
А что это за храм, какая история связана с ним – «некогда нам обернуться назад». Так и я гонял, - мильён раз туда, мильён обратно и богатую историю, буквально «выползающую» из-под сени вековых деревьев на дорогу упорно не замечал.
Она (история) сердечная, будто молила, - ну, взгляните последний раз на меня, ухожу в вечное забвение и больше не вернусь, и поминай дескать, как знаешь…
Услышал я исторические позывы. Тут же вспомнил тютчевскую потребность связывать прошлое с настоящим и наконец, - торкнуло!
Думаю, дай заверну, начну связывать прошлое, проходя по остаткам древностей, затем наведу справки и выйду к настоящему.
Если думаете, что я завернул, походил, пофоткал, навёл справки и всё, - то сильно заблуждаетесь. Заезжать, наводить справки пришлось в течение некоторого времени, не единожды. Объект оказался дюже интересным! Сказать, что я удивлён, - значит, ничего не сказать. Не надо никуда ломиться через чепыжи, обливаясь седьмым потом. Всё буквально в легчайшей доступности. Музей под открытым небом. Только экскурсоводы все в Сети.
Сделаю небольшую оговорку. Я не буду описывать здесь архитектурные формы храма: четверик на восьмерике, всякие там пилястры с рустами и бла-бла-бла. Есть интернет, совершите хотя бы виртуальное путешествие сюда и сюда. А если хотите о причте и семьях их узнать, то вам сюда Вот и всё, это не бумага! Это брат, высокие технологии, - понимашь.
Ну, если по-порядку, то вначале мне несколько лет тому назад попалась статья в ЗК "Сысой для патриаха". Там рассказывалось о некогда «большом селе» при церкви, и ещё про другие байки и легенды старожилов. Ну, думаю пора вносить ясность. Хотя бы для себя. Гоняем тут, а буквально у обочины на тракте большое село примерло, да и припогостилось. Как так?
Начнём с «большого села». Детальный осмотр документалки прошлого и позапрошлого веков дал понять: большого села здесь никогда не было! В силу того, что этот населённый пункт в дореволюционные времена считался погостом. Я уже рассказывал про Бабино и всё что связано с термином погост.
Теперь считается, что погост это сельское кладбище, или просто кладбище, но в былые времена это означало место, где стоит приходская церковь (естественно с кладбищем) с дворами (домами) церковных служащих и членов их семей. И только! Вообще это тип населённого пункта в стародавние времена. В глубокой древности погост - административный центр податного округа, который стоял посреди деревень, починков, пустошей. Погост- предок будущих торговых сёл, и простых сёл - центров волостей вроде Середы и Вятского, которые появились значительно позже.
На погостах в седую древность зарождались первые торжища. Купцы, которых в те времена называли гостями, путешествовали по всей ойкумене. Не зря в многочисленных языках слово гость практически одинаково. А поскольку подати в те времена были натурпродуктом, то и сносилась вся снедь, собираемая и пойманная в центральный округ, который и тянул административно к себе первые деревеньки.
Централизация! Вот гости и слетались туда, как пчёлы на мёд. Там гости и совершали товарно-денежные операции – привозили гостинцы из заморских, дальних стран - гостили, выменивали стеклянные бусы у аборигенов на их товар. Поторговать означало погостить.
Археологи, кстати очень любят копаться на погостах, и не интерес к кладбищам они удовлетворяют, а именно седая древность. Погост это древнейшее торжище (хоть и малюсенькое) и там оказываются весьма любопытные вещицы, чуждые данному региону. Попали они сюда именно от гостей, из вне.
Находят зачастую в таких местах новгородские, булгарские и др. монеты, «чешуйки», побрякушки разные (вспомните погост Бабино). Всё это свидетельствует об обменно-торговых процессах в погостах. Те люди гостили-торговали не на кладбищах, и они были бы здорово удивлены современным понятием погоста как кладбища.
Ну, жизнь за многие сотни лет не стояла на месте. Возникало другое административно-территориальное деление. Население становилось многочисленнее. Возникали торговые центры в более удобных и доступных и заселённых местах на торных дорогах. Погосты практически все обезлюдели, почив в бозе. Оставалась по наследству церковь, на протяжении веков сменяемая по ветхости предыдущую. Название древнейших храмов часто переходило на приделы-престолы. Деревни в округе были приписаны к этой церкви. Ну, понятное дело и хоронились в приходе (на погосте). Кладбище-то уже ни посадам, ни торгам не мешало. Ибо не было их там давным-давно.
То есть домов и жителей там кот наплакал. Обычно это три, пять, ну семь дворов и душ 10-30 обоего пола. Реже бывало и немногим и поболее. Например, в Даниловском уезде из 21 погоста, три были с числом жителей 40-60 ч. И из этих трёх погостов Рождественский был самым населенным – как раз 60 душ там и проживало. А несколько высокая цифра для населения погоста обуславливается тем, что в этом селе располагалась церковно-приходская школа. Сюда плюсуем дома учителей и сторожей с домочадцами. Вот и всё «большое село» в 60 душ! В советские времена минусуем служителей культа, работников ЦПШ. Новое село на кладбище с ненавистной в те годы церковью ставить не будут. Церковь под склад, а старожилы пущай доживают.
На те, царские времена 60 душ - мизер, даже для малонаселённого Даниловского уезда. Торговое село Вятское, к слову сказать, на тот момент имело около 800 жителей, а деревня Бор свыше 500 человек, д. Федяево (шаховского прихода) около 500.
Кстати сказать, всегда озадачивался вопросом – почему наш родной Даниловский уезд был таким малолюдным медвежьим углом. И только его Приволжская часть (которая сейчас в Некрасовском МО) хоть как-то меняла картину. Как сейчас говорят, - основная движуха была именно в этом районе. Драйвер роста. И ещё худо-бедно жизнь предпринимательская теплилась вдоль оживлённого Московско-Архангельского тракта. Остальное отхожими "горожанами" добиралось.
И только пресловутый кулик, славящий своё болото этого не заметит, т.к. на чужие болота не летает. Но вернёмся к погосту.
Обратите внимание на решетку. Она умело спилена "болгарочкой". С генератором, значит приехали и заранее спланировали...
Рождественский погост находился на самой границе Даниловского и Ярославского уезда. Судя по обрывочным сведениям, относился к древнему стану Корзла. На картах 1792 и 1857 годов писался как Погост Рождественский. Им вторит и Список населенных мест Ярославской губернии за 1859 г. Там кстати, и сказано о 12 дворах и 59-ти жителях.
Карта Стрельбицкого – таже история. В 1908 году губернская карта отметила «Рождественский в Шахове», впервые упомянув местность, где находится погост и при этом «забыла» само слово погост. Заметим, топоним ещё употребим в прилагательной форме.
Следующая карта примерно этого же времени, ну чуть позднее. На ней интересуемый объект обозначен вообще безлико «Рождеств.» В 30-е годы непонятное название закрепилось, но в колхозной хронике начало мелькать с. Шахово и всё, дальше так и осталось и к середине 80-х (а может и раньше, просто не смотрел) «большое село» превратилось в ур.Шахово.
Про термин урочище в интернете лучше не смотреть, - окончательно запутаетесь. Проще уяснить, что картографы чаще всего используют это слово для обозначения заброшенных населённых пунктов, хотя географы с ними не согласны, но не суть.
В более стародавние времена урочищем обозначались приметные места - ориентиры, о которых заранее «уреклись» («урок» кстати, того же корня), то бишь договорились, условились, чтобы не плутать. В тему отмечу, что как раз на начало XX века и начали вымываться и переименовываться топонимы, коммунисты лишь завершили начатое.
Вот так и забылось, стёрлось и видоизменилось древнее обозначение типа населённого пункта. Сейчас под погостом подразумевают кладбище. То ли дело современные типы: ПГТ, муниципальный округ, поселение, префектура, район, область – вот жеж песня!
Теперь погуляем по погосту и по развалинам храма. Погост штука интересная! Давненько приметил, что эти пункты стоят на взбугренном ландшафте. Либо это полугора с оврагом, либо стрелка небольших речек с валом, или обрыв террасы, круча высокого берега. Явно выбиралось место неслучайно, и не пейзажами любоваться. Подъезжая к погосту, открывается живописная картина костромских далей и «заволжских высот». Древний стан Корзла как на ладони.
Вид на Корзлу с юга, с границы бывш. Даниловского уезда
Первым делом нас встречает действующее кладбище, давно выплеснувшееся за еле читаемую старую ограду, которую с северной стороны практически невозможно отыскать. В самом начале висит объява-ругалка от местных властей, что де надо бы соблюдать чистоту и порядок и захоранивать не на дорожках, а строго прямолинейно и с кем-то там-то согласовывать.
Походив по кладбищу, я отдал должное ругалке. Действительно, плохость с порядком и с захоронениями налицо, а ещё одна особенность, так вообще поразила, но об этом позже.
На старых, древних и с храмами кладбищах всегда есть, что посмотреть. Конечно это дореволюционные памятники небедных, достойных людей, купцов, дворян и, конечно же церковных служащих. Но здесь меня ждало разочарование! Еле-еле я отыскал с пяток таких захоронений. А ведь они были. Были, да и не мало! В подтверждение тому развороченные склепы, надгробные камни с надписями, кем-то умело обтесанными (остатки букв еле просматриваются). Старинные решетки выпилены даже на некоторых окнах храма.
Могила псаломщика Михаила Смирнова
Ни одной могилы священника я не нашёл. Вернее они там точно есть, но абсолютно утрачены. На ум стали напрашиваться некоторые выводы о целенаправленном уничтожении. Бывал я часто на таких кладбищах, но всё же чаще я находил хоть и покошенные, но читабельные эпитафии. Новое здесь, абсолютно втоптало древнее. Буквально. Чей-то чугунный крест теперь лежит под новой оградой, выступая в роли фундамента. Чудом сохранились восточные арки ворот.
Да-да, это сделали злобные пришельцы, разворотив и разграбив красивый храм. Спрашивается, а почему к примеру в соседнем Бор-Голышкине сохранили и церковь (хоть вторую и порушили) и массу старых надгробий и священников и купцов. Это как? В голову приходят мысли о человеческих качествах люда, той или иной местности. Разгул ненависти к прошлому в некоторых местах наглядно заявляет о себе. Прям целенаправленно и со всей пролетарской ненавистью укокошили всё. Угар! И ведь потомки нынешние не отстают. Констатация факта.
Теперь об удивлении. Ходил, я значит ходил, углубляясь за ограду и оборачиваясь на храм и тут начал замечать в новых захоронениях нечто нетрадиционное. Многие знают, как должна обустраиваться православная могила. Ориентировка – храм. Голова покойного на запад (лицо обращается на распятие), соответственно ноги на восток. В ногах ставится крест (распятие). Т.е. все могилы ориентированы по оси храма запад (паперть)-восток (алтарь). Так вот, самые поздние захоронения стали склоняться к хороводу вокруг храма! Направление поменялось, чуть ли не наоборот! Ну, дела-а. Уже начали забывать о традиции захоронения. Стёрли память о прошлом настолько, что и хоронить уж толком не умеем.
Здесь у «чудных» могил как раз начинается обрыв, внизу которого течёт ручей Уча. Отсюда открывается красивый вид. Вот она, особенность древних погостов – гористо-обрывистый ландшафт.
Вернулся к храму.
Сведения 1908 года говорят о двух объединённых храмах зимнем и летнем. На карте ПГМ 1792 отчётливо видно две отдельно стоящие церкви. Но известно, что в 1784 году одна деревянная церква сгорела по неизвестной причине и взамен которой построили нынешнюю (1786).
Крылов Аполлинарий, «любивший динарий», и наделавший массу ошибок в своём труде 1861 г. ещё больше запутал ситуацию, написав о церкви построенной госпожой Шишкиной, но "Список...1859" говорит, "церковь православная - 1". Сведения 1908 года об этой церкви уже не упоминают и являют другой храм, но в ином месте. Но куда делась церковь 1809 г. устроенная Шишкиной, если Крылов не напутал? Зато он насчитал аж двоих жителей «села Шахова».
В 1908 году же насчитано три дома духовных и один дом церковного сторожа и церковно-приходская школа и упоминание о деревянной церкви на кирпичном фундаменте во имя Сергия Радонежского, построенной в 1877 г. на средства питерского купца (наверное отсюда родом) Володина в д.Шилове. Ещё в приходе имелась пара часовен.
Теперь о таком фантоме как «село Шахово». Вообще речь идет об одном и том же месте. Правильно было бы так погост Рождественский, что в Шахове. Картографы народ военный, скрупулезный и поэтому их данные наиболее точны, поэтому всегда отмечали эту точку погостом. А вот в обычных, церковных и пр. документах, будь то МК или ИР про «погост» и не вспоминают. И уже в XX веке под напором действительности "пог. Рождественский" явился селом Шаховым...
Шахово, - это название целой местности идущей от древнейшей Шаховской волости, вотчины князей Шаховских. Так погост и подобрал ни кому не нужный и неиспользуемый топоним и стал величаться село Шахово.
А вот сейчас о главной «изюмине» погоста, вернее его храма. О Сысое! Это, кстати не человек!
Да, так назывался главный колокол на Рождественской колокольне. В СМИ о колоколе пишут так, что дескать несколько колоколов были возвращены из США РПЦ в Патриаршую резиденцию Данилова монастырь в Москве, среди которых был и шаховский колокол. В статье же «Сысой для патриарха» говорится, что колокол сняли в 1988 году на празднование Крещения Русии на то есть свидетели. Но, так или иначе, он не затерялся. А в 2010 году его из Москвы вручили г. Ярославлю во вновь восстановленный Успенский собор на Стрелке по случаю 1000-летия города. Во, как!
9 мая 2016 года, я узрел его воочию. Висит колокол-путешественник в центре клети-звонницы (колокольни-то покамест нет у собора) со всеми полагающимися надписями, что он де из с. Шахова, Даниловского уезда 221 пуд и 22 фунта весом, лит в январе 1886 года заводом Оловянишникова и сыновья. И даже стан Корзла увековечен в фамилии местного священника благочинного Димитрия Корзлинского. К слову священническая фамилия Корзлинских берёт своё начало от церкви с.Никольского что в Корзле.
Теперь в многоголосие звонов Успенского кафедрального собора есть и голос нашего даниловского колокола-путешественника Сысоя, с Рождественского погоста, что в Шахове.
Совсем рядышком от дороги и от погоста, всего в 300 метрах, в поле справа когда-то стояла малюсенькая деревенька Высокая, состоявшая из семи дворов. Здесь в 1832 году родился Иван Игнатьевич Лапшин - будущий епископ Иринарх, святые мощи которого пребывают в старообрядческом Успенском храме с. Елохино, куда открыт доступ для поклонения им.
|