Среда, 20.09.2017, 13:54



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [61]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯНЕ - НАШИ ПРЕДКИ [13]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меряне никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [20]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [26]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [16]
 
ЛЕНТА
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (6)
[27.08.2017]
Древние рубежи (0)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (3)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
[03.05.2017]
"Шить баско и Пригласить пожаловать священника к обуху" (29)
[24.02.2017]
Знаменательные вехи в истории Новополевского прихода (21)
[15.01.2017]
Хроники Даниловского уезда. (9)
[05.11.2016]
"Слабо?" из прошлого (24)
[28.07.2016]
Сухов день в деревне Лупачево (7)
[08.07.2016]
Несъезжий праздник или, а чё гуляем? (20)
[02.06.2016]
"Радостию друг друга обымем" (11)
[25.05.2016]
Погосты забвения. Рождественский в Шахово (11)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
Яндекс.Деньги:
41001217280963
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
староверы молельня старобрядцы старообрядческие храмы полевшина погост корзла бабин погост баусова фото дороги баскаково сказ о крошиле салтыковы бабуринская игрушка пропавшие деревни банда озерки бахарька гречухин борносово басовкий вопша вдоль горячего асфальта вилькен песни беспоповцы выгарь бухаловская летопись бухаловская церковь ориентировка храмов сказ сидорово бухалово успенская церковь образование новополево бухаловский приход новая крошиха традиции мамоновы школа былое крошило грамота богородский пономарь бухаловская волость колхоз богородица борьба имена елохино австрийцы касть витушкин встречи каландырец паны поздеевы домонгольский крест крест слободищи городищи археология никольское в корзле грибы никольское даниловцы николай I крестьяне прошлое ветераны война середа ушаков благотворители меценаты даниловский уезд пути человеческие артюхов выставка бреднево вода ягв богородская церковь говоры бабино апраксино Наличники старово адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь меря меряне крошиха лупачево старообрядцы
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 
Главная » 2017 » Май » 3 » "Шить баско и Пригласить пожаловать священника к обуху"
14:41
"Шить баско и Пригласить пожаловать священника к обуху"

Судьба-злодейка, каким-то непостижимым для меня образом столкнула со старинным знакомцем, которого я не видел воочию лет так тридцать пять, поди. Этот неожиданный реверанс от планиды выпал отчего-то в кафе одного небольшого уездного городка, в котором мы, не сговариваясь, оказались на майские праздники, - прогуливая-загибая День Согбенного Шашлычника, и с целью покататься, проветрится от долгой зимушки. На волю вообщем...

 Опуская подробности встречи, типа «как сюда занесло» и всё такое (хотя надо признать загадочную вещь, что живя в одном городе и не видясь очно много-много лет, ты вдруг сталкиваешься нос к носу со знакомцем абсолютно в другом городе, за многие версты от дома - поразительно, но факт!), наш разговор, блуждая по длинным и витиеватым коридорам прошлого, бог знает как вышел к теме разных слов и оборотов нашенских мест. И пошло:

- Я когда жене, на вопрос много ли налить - первый раз сказал наскленым налей, - она была в отпаде, - это по-каковски? К слову сказать, евонная (приятеля) жена из питерских будет.

И начали мы вспоминать несуразные на вид чужака словечки: потрафить, напальён, булгачить (с)крозо всю ночь, наимать, электро, радиво, там-ади, этта, баско, управляться и прочие другие, которые если надо, то из словесных амбаров фиг вытащишь, но иногда сами собой могут и вылететь, как черт из табакерки, что и неоднократно бывало. Весело нам было, - ой, не то слово!

Ну, и вот, - перепечатывая ЯГВ для Даниловских хроник, я натыкаюсь на заметку, которую решил сделать отдельным постом. Видно, что автор заметки, тоже обратил внимание на особенность даниловского (костромичей в прошлом) говора. А дальше репортаж со свадьбы из деревень даниловского уезда, которая случилась почти 170 лет назад.

ИДИОТИЗМЫ И СКОРОГОВОРКИ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ В ДАНИЛОВСКОМ УЕЗДЕ.

1. Идиотизмы

Что бы яснее видеть соответствие между идиотизмами и обыкновенными выражениями, представляем параллель тех и других, означая первые курсивными буквами.

- Ну, ну! пошел, пошла! (говоря человеку)

"Ну, ну! ксы, ксы!"

- Как этот пирог вкусен!

"Как этот пирог скушен!"

- Как ты ласкова, ласков!

"Как ты советляна, советлян!"

- Как хорошо это платье сшито!

"Как это платье сшито баско!"

- Он станет говорить!

"Он имет говорить!"

- Я возьму его с собой.

"Я пойму его с собой".

- Я его накормила.

"Я его насосила"

 

2.Скороговорки

- Из-под печки, коток, бывен лобок.

- Через три избы, пусты избушки, летели пикушки.

- Этого панамаря не выпанамаришь.

- Била меня матушка красною покромью, и про красную про покром.

- На улице-то деготник, а мне не до деготника и не до деготниковой жены.

- Поставлю я кринку молока перед белобородова мужика.

- Пришел шитпиткрюк, принес шиту низу узду, навесил на шитпиткрюк: вот тебе жена, шита шита узда.

Петр Виноградов.

 

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ В ДАНИЛОВСКОМ УЕЗДЕ.

В низших селениях, но смотря на быстрое развитие промышленности, которая с каждым днм теснее и теснее знакомит поселян с новыми понятиями, с новыми правами городов столичных и губернских, - все еще не перестает ощущительно веять дух поэзии древней Руси, так тщательно изведываемый, но <...> еще изведанный изыскателями старины. Если бы подглядеть и подслушать все, что поют, говорят под соломенной кровлей простолюдина, пред нами раскрылась бы полная и верная история древнего домашнего быта народного в живых современных сценах.

К сожалению, постоянные свидетели сельской жизни, от которых мы в праве ожидать просвещенного наблюдения, или вовсе не внимательны к ней или не хотите поделиться с обществом результатами своих наблюдений, а кто горячо любя все родное, желал бы проследить эту жизнь во всех местных оттенках и видоизменениях, тот осужден оставаться при одном желании, довольствуясь исполными, отрывочными сведениями.

Но они, за недостатком полных, заслуживают внимание. Сообщаем именно такого рода мзаметки о свадебных обрядах и похоронных причетах, подслушанных в одном из уездов Ярославской губернии. Ручаемся за верность их с натурой, но повторяем - это отрывки, не доведенные до конца в самых занимательных местах предмета наблюдения.

Свадебные обычаи.

Наш рассказ начинается первым утром после сговоров. Мысль о неизвестном будущем и о близкой разлуке с золотым временем беззаботной, игривой юности наполняет сердце невесты тяжелой тоской и грустью.

Эта мысль составляет основу, господствующую идею песен и причетов, которые раздаются в стенах невестиной комнаты со дня сговоров до самой свадьбы.

В первое утро после вечеонего собрания, на котором решена участь суженой общим пиршествомстарых и новых родных, сговоренка встает с девичьего ложа, когда все в доме покоится, - садится под образницу и плачевным поэтическим причетом начинает выражать свою тоску по счастливой доле девичьей.

Благослови - ко мне, Господи,

Пресвятая Богородица,

Что во место садитися,

Что во место опальное

Человеку печальному!...

Что спите, высыпаетесь,

На великой, на радости,

Меня забываете?...

Уж как мне молодешеньки

Не спалася темна ночь;

На зоре-то приуснулося,

Много сну-то навиделось.

Что приведелась-то моя дивья (девичья) красота:

У окошечка постукалась,

У калитки побрякала,

Частой лесенкой протопала;

Подходила-то дивья красота

К моей ко постелюшке,

Буйну голову погладила,

Русу косу пооправила;

Что пошла то дивья красота,

На меня молодешеньку;

Пошла осердилася,

Опять не сулилася,

Что пошла-то дивья красота

Во поля-то во чистые,

Во луга во зеленые,

Во леса-то во темные,

Как садилась моя дивья красота

На подсохлое дерево.

Уж как этому-то дереву

Не бывать два-раз зеляну, -

А мне молодешеньке

Не бывать красной девицей!

Вскоре после этой уединенной беседы, которую сговоренка ведет с самой собою, к ней собираются девушки-подружки, которых она не выходя за порог своей комнаты, встречает новым причетом, исполненой той же поэтической грусти.

Что не свет разсветается,

Не заря занимается;

Что не красное солнышко

Из-за гор выкатается:

Что идет ко мне, жалует

Любезная подруженька.

Ты поди, моя матушка,

Ты поди не прогневайся

На меня молодешеньку,

Что не вышла, не встретила

За калиткой на улице

Середь мосту тесоваго,

Середь лестницы брусчатыя;

Не бралась рукой за-скобу,

Не отворяла двери на-пяту;

Не называла тебя, матушка,

Дорогой тебя гостейкой.

Что не спесь на меня пришла

И не гордость великая:

Одолело, овеяло

Печаль-горе великое;

Подогнулись скоры ноженьки

Не с дороги со дальния;

Опустились белы рученьки

Не с работы напольныя;

Подлились реки быстрыя

Под мои-то ясны очи,

Подкатился бел-горюч камень

Под мое-то ретиво сердце.

Такой порядок повторяется каждый день до самой свадьбы.

День брака начинается так называемым поездом. Порядок начальных действий в этом случае почти обыкновенный, но принимает особенный характер в дальшейшем. Священник с причтом приглашается сперва к жениху. По приезде его к месту назначения, на встречу ему выходит за ворота дома приворотник (должностное лицо на свадьбе, на обязанности которого лежит наблюдение за состояним лошадей, сбруи и проч.), который берет его лошадь на свою ответственность.

В гостиной комнате стоит совсем уже накрытый стол. За столом сидит жених на войлоке, окруженный толпою, своих друзей-приятелей. Душу общества составляет дружка, в странном наряде, со всеми приемами простонародного молодечества.

При входе священника в дом, гости учтиво приветствуют его и вскоре за тем садятся за обед, - по правую сторону жениха сват, за ним выше тысяцкой (тот, который во время стола режет пирог, ветчину и вообще всем распоряжается), далее священник с причтом, потом прочие по чинам и летам.

Главная распорядительность во время стола лежит на дружке и тысяцком, которые помогая один другому в исполнении возложенной на них обязанности, стараются к общему удовольствию собеседников, перещеголять друг друга народными прибаутками. Начинает дружка обращением к кухарке:

- Эй поварухонька! Встань-ко к печке задком, а к нам передком! Подавай-ко сюда поворачивайся!

Вслед за тем является на стол пирог, тысяцкой разрезает его, но в тоже время даст дружке заметить нераспорядительность с его стороны:

- Друженька любезный! Нельзя ли пригласить сюда приворотника, гвоздаря (ответственный за винный погреб) и поваруху!

Это приглашение передается немедленно по принадлежности, и требуемые лица являются один за другим на короткое время перед тысяцким, заключая предложенное им легое угощение благодарными поклонами: "покорно благодарим на поискании!"

При перемене кушаньев, когда не достает на лицо чистой посуды, тысяцкой опять за дружку:

- Порожняку, слышышь ли дружка! Подай порожняку!

В подобных взаимностях проходит весь обед. К концу стола все зашумело и завеселилось. Но дружка водворяет данным знаком глубокую тишину и обращается потом к родителям жениха:

БАтюшко прибеседной

И матушка прибеседная!

Благословляйте князя молодого

Из-за места встать,

Из-за стола дубового,

Из-за скатерти браныя,

Из-за яствы сахарныя,

Из-за питей медяных,

Из-за ковшика пивнаго,

Из-за штофика виннаго,

Из-за пирожка блиннаго, -

Господу Богу помолиться,

Отцу-матери в ноги поклониться,

По-полу итти по тесовому,

По-мосту по калиновому,

По лестнице по дубовой

По широкой дворе;

Коня погладить,

Ковер поправить,

Плеткой махнуть,

Путем-дорогой ехать

К Божией церкви

Златой венец принять!

- Бог благословит! - отвечают отец и мать с заплаканными глазами.

Потом дружка обращается к должностным лицам поезда, и за ними - к прочим собеседникам:

- Повары и помясы!

Гвоздари и приворотники!

Благословляйте князя молодого

Из места встать, и проч.

 

- Бог бласловит! - отвечают и они.

 

Добры молодцы

Веселые головы,

Широкия бороды!

 

Блогословляйте князя мололдого и проч.

 

- Бог благословит!

 

Наконец обращается дружка к девицам:

 

Из кути по лавооль по скамейке,

Дочери отецки,

Женки молодецки,

Красныя девицы,

Криношны блудницы,

Горшечныя пагубницы!

Благословляйте князя молодого!

 

- Бог благословит!

 

В заключение всего дружка обращается к священнику:

- Батюшко священник! За кресты!

При этом все гости встают и, помолясь Богу, выходят из-дому, берут от приворотника каждый свою лошадь и отправляются в поезд к невесте!

Во время поезда к невесте, дружка на верховой лошади носится то вокруг свиты жениха, как бы указывая соезжанам путь и наблюдая за порядком путешествия. Не доезжая до дому невесты, он останавливает поезд, берет у жениха несколько денег, - и из-виду вон: уезжает к невесте для выкупа места новым гостям; - потом, минут через 15, возвращается к ожидающим поезжанам и приглашает их путь к месту назначения. Поезд трогается. Приблизившись к дому невесты, всякой привязывает сам свою лошадь, но жених не трогается с места, между тем как его лошадь пятят задом на двор.

Подруги невесты, услышав о приезде жениха, начинают общим хором в ея комнате поэтический причет, выражая в нем сперва весть о приезде новых гостей:

Не рои-то роилися,

Не торги становилися,

Не гуси-то лебеди

На дворе заговорили:

Что заговорили чужи добры люди

С чужой дальней стороны.

Потом обращаются оне к отцу и матери невесты, с советом о предосторожности против неприязни:

Вы послушайте, сударь дядюшка

И голубушка тетушка,

Мы об чем будем говорить,

Вашей милости сказывать:

Вы поставте-ка у ворот приворотничка,

У калитки прикалитничка,

У дверей придверничка, -

Чтобы чужих-то людей

С чужой дальней стороны

Не пускал на двор...

Наконец с шутливой насмешкой нападают девицы на свата, как главного всему делу виновника:

Уж ты сват - ты наш сват!

Уж ты сват - ты наш сватушко!

Ты ходил по частехоньку,

Говорил поглядехоньку,

Уговаривал подруженьку!

......................

Мы возьмем те-ка борону,

Да расчешем свату бороду!

Новоприехавшие гости, после обычных приветствий, садятся с родными невесты за стол, и в след затем начинается обед, в котором однакоже будущие супруги участвуют как простые зрители, не прикасаясь к кушаньям. Во все продолжение стола невеста бывает закрыта платком. В конце обеда, так же как и за жениховым столом, дружка подает гостям знак к молчанию и пеотом делает торжественное обращение к родителям невесты:

Батюшко прибеседной!

Матушка прибеседна!

Благословляйте князя молодого

С княгиней молодой

Из-за места встать,

Из-за стола дубоваго,

Из-за скатерти браные,

Из-за яства сахарныя,

Из-за питей меданных

Из-за ковшика пивнаго.

Из-за штофика виннаго,

Из-за пирожка блиннаго, -

Господу Богу помолиться,

Отцу-матери в ноги поклониться,

По-полу итти по тесовому

По-мосту по калиновому

По лестнице по дубовой,

На широкой двор,...

Путем-дорогой ехать

К Божией церкви,

Златой венец принять.

Было бы ваше благословение!

Отец и мать, с заплаканными глазами, отвечают:

- Бог благословит!

После этого невеста раздает гостям дары, которые они передают каждый своему соседу в виде уступки и, - утершись полученным подарком с выражением похвалы к его добротности - благодарят друг друга за эту уступку, приговаривая:

- Видно наша невеста не по-за-полю ходила!

Наконец по знаку дружки, все молятся Богу, выходят из-за стола и едут в церковь.

Другой день после свадьбы от общих обычаев тем, что после красного стола, когда дружка отведет молодую чету на покой, приглашают священника пожаловать к обуху. Это приглашение, странное по выражению, кончается самым простым последствием: в спальне только благодарят священника, чем богаты.

(в заставке использованы рисунки Ф.Г.Солнцева и иллюстрация "Русская деревенская красавица из Ярославской губернии". Из журнала  Illustrirte Zeitung  1882 год. Германия.)

 
Просмотров: 208 | Добавил: sidorovskyi | Теги: даниловский уезд, говоры | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 29
avatar
1
ну.., не обухом по голове и то баско
avatar
2
если поп в спальне, - это баско????????????
avatar
0
4
Смотря в чьей? мОЖЕТ В СВОЕЙ?
avatar
0
5
из контекста видно что поп в чужую спальню приглашен. к "обуху" это к изголовью семейной постели. типа напутсвие давал, мол "плодитесь и размножаитесь, дети мои..." аминь.
avatar
0
3
Составить бы список чудных слов округи даниловской.
avatar
6
Начинаем список:

КОЁКТЫЧ - ребёнок не известных родителей;

КОЕКАКСТВО - работа , выполненная плохо, без прилежания;

ДОМОЖИЛ - молодой человек, зиму прожил дома, а весной должен отправиться  в отход:

ПОДТОРЖЬЕ - за неделю до ярмарки, базара, предварительный коллективный договор о цене на кр. рогатый скот и лошадей:

АРХАНГЕЛКИ - девушки из АРх. губернии нанимаются на работу в няньки, прачки и т.д;

БЕЛЕХРЕБЕТНИЦЫ - то же архангелки, пришедшие рядиться на работу с белыми мешками за спиной;

ЛИТКИ - проставиться в трактире за новую должность;

ШЁЛ СЕЛОМ - через центральную площадь, мимо церкви;

ЛАТУХА - бумажный змей с хвостом из мочала.

Вспомню ещё напишу)))
avatar
0
7
О вещь, ! только:
КОЁКТЫЧ (в владимирской Коектович)
КОЕКАКСТВО ДОМОЖИЛ ПОДТОРЖЬЕ АРХАНГЕЛКИ БЕЛЕХРЕБЕТНИЦЫ неоднократно встречаются в северных областях, костромской и частично на северо-востоке тверской. ЕЩЕ В ТИХВИНЕ есть.

а вот: ЛИТКИ и ЛАТУХА - НЕ ВСТРЕЧАЛ.

ВОТ ЕЩЁ КУЛЁМИТЬ - горевать.
надо именно даниловского уезда. собираем еще....
avatar
18
это селянизмы. а нужны идиотизмы))). либо геронтологизмы.
avatar
8
В Середе  люди любили давать прозвища.

БАБУШКИН КАШНИК - скромный ребёнок;

ОТРЕЗ - человек с длинным носом;

ПИСИГА - детское прозвище;

КОСТЕРЯ - тоже

ВЕНЕРА - женщина не пристойного поведения;
avatar
28
КОСТЕРЯ , может от глагола КОСТЕРИТЬ - ругать
avatar
0
9
ШЛАГИ - рукава
ПРОРАМКА (ПРОРАНКА) - прорез, петля для пуговицы
ОТДАЙСЯ - это не призыв к более тесным отношениям, а всего лишь "не мешай, отойди"
МЕРЕШИТЬ (МЕРЕЩИТЬ)- делать что-либо медленно, неуклюже, что-то вроде "мозги компосировать" по отношению к физическим действиям.
ОБУДЕНКОЙ - обернуться за один день. но это много у когго было.
БАШЛЫК - капюшон
СРЯДНЫЙ - нарядный
ЗАВОЛОКЛО - либо про тучи, либо про затечность конечности: "ой погоди, ногу заволокло!".
ПРИПАСТИ - приготовить
СЛЕГА - лага
МАТИЦА - основная поперечная балка потолка.
МОСТ - сени, пространство промеж теплой и холодной половиной дома, вообщем центральный переход. употребителен локально на северо-востоке яр.губ и костромс.
ОТВОДОК - калитка на огодах, гуменниках.
ЗАДВОРКИ - позадомами, наверно тоже не локально
ПРОГОН - ну, для скотины выходы за деревню. иногда перекрывались жердиной, на манер шлагбаума)
avatar
10
ну да, эти слова многие знакомы. А, может, они и не только даниловские?
avatar
11
У Ушакова надо ещё выцепить
avatar
12
ЗАКУКОРКИ - сзади над поясницей. , "я вез её на закукорках"
СТРАМИНА - ну, очень хреновый чел, во всех отношениях, также СТРАМИТЬ почём зря, - т.е ругать самыми последними словами.
Вот ещё слышал - ругались муж с женою, - слово за слово, а она ему: Ой, да не МЕРЗИ! Наверно это вроде "не п...ди".
Ещё момент. Повсеместно по Яр. обл. картошку "подсыпают" и "окучивают", а у нас "огребают". Где употреблю это словечко, везде поправят, типа огрести можно по-другому. Корзина, хоть для картофана, двурукая просто так и есть - корзина. А всего в 15 верстах, в Манжакове, абсолютно такая же корзина "БАРДЯНКОЙ" зовется.
avatar
13
Корзина, хоть для картофана, двурукая прот так и есть - правильно, мешкотара
avatar
14
а еще забыли все про КОКУ но это у многих есть, и про ПОДОГ

ну а также только в Яр области БАЛОН это 3-х литровая банка
avatar
0
15
кока - это у многих, где были расслены... правильнее сказать по научке ИЗМ - Исторические Земли Мери. Это слово "тетка" изначально, после старшая сестра, а опосля кресна. кокуй - дядя. Вот ещё из мерянского наследия: околеть - от мерянского кОлема (смерть). И даже смешно выходит что КОКА КОЛА это дословно: "тётя померла (околела)"   хахахах))))
ПАДОГ это тоже мерянизм 100% ПЕРЕВОДИТСЯ ТОЧНО ПОСОХ, палка.
КОТОМКА - заплечная сума (мерянизм).
ВЕДРО - тоже мерянизм, - ВЯДРЯ - хорошая погода. Даже как не покажется странным, изба - исътба - изтътоба - истопа - истопить, также очень и очень древнее. А уж фамилий образованных от мерянских имен, могу накидать дохренища. Вот тут Г.И. слов подбросила, но дело в том, что Середа исторически не с нами в костромских землях была, она всегда была ярославская.
А мы всё-таки костромския, аж и Данилов.
Середа, Жары, Касткая волость (за Жарами) исторически ярославские. Так что разница, ежели покопаться - она существует. ВЕрнее сказать так, что ярославщина это кривичи-киевляне-московия-москали.
Я всегда сейчас ржу, когда хохлы стебаются над москалями, так ведь изначально москвичи и есть киевляне, бугага!
Доказательств куча-кучмая. даже гидронимы перетащили с киевщины аж до Галича!!!!
Мы же словене-ильменцы-новгородцы+меряне, и это прям сквозит через говор, топонимику и повадки!!!

хорошо ты накинул)))
avatar
16
да, я такоооой (с) х/ф Копейка
avatar
17
у-у-у меръскиий!
avatar
19
Во! А как матушек кликали от третьево лица в селениях? Матка!
avatar
0
20
К матери "матка" напрямую не обращались. Это выгляднло как например, болтаешся по деревне и кто-нить из взрослых деревенских скажет:
 "Когда матка приедет?" "Передай матке..."  "Скажи матке пусть за молоком идет".
Меня это тогда уже коребило. И как-то кто-то из наших городских привез в деревню ответку: "матка у телят".
Но это уже было перед приходом Большого Песеца в деревни.
Вот тогды связь и прервалась. Наше поколение последнее, кто еще прикасался к веку девятнадцатому. А щаз мосты сгорели. Алес и финита ля комедия.
avatar
21
ЧИЖОВКА - арестанское место в Середе, временное пребывание задержанных жуликов и воров;

МАГАЗЕЯ - общий склад-хранилище для запаса посевного материала на случай неурожая и зимней одежды от                          пожара.
Это, уж точно  СЕРЕДСКИЕ слова
avatar
22
ГРИВАЧИ - священники, попы.
avatar
0
23
священнники и есть попы. а изначально до сер. 18 века всегда их попами  кликали. от римскоко-греческоко papas (отец) или латинского pope (наставник), шо как бе намекает что первые ростки христианства были завезены из рима, нежели из византии.
avatar
24
народ называл их не священник, а, чаще просто поп, что поправлять, знаю я.
avatar
25
тогда в скобки и без запятой. вот и подумалось...
avatar
0
27
ПОП - это вполне официальное (документальное) наименование священников на протяжении 700 летней (на тот момент) истории христианства на Руси до конца 18(!) века.
Вот народ, как масса очень инертная, по "накату" их так и называл. Т.е. как власть преподнесла, так общество и запомнило. Короче это не народное обозначение, а вполне официальное!
avatar
26
когда играли в прятки, то старики говорили не прятки, а УБИРКИ.
"играют в УБИРКИ"
avatar
29
ПОДОНОК - остаток , не целый стог сена.Когда гости слышат фразу типа " съезди в гуменник  пока вёдро, подонок то привези", спрашивают  на каком это языке. biggrin
avatar
Copyright MyCorp © 2017