Судьба-злодейка, каким-то непостижимым для меня образом столкнула со старинным знакомцем, которого я не видел воочию лет, поди, так тридцать пять. Этот неожиданный реверанс от планиды выпал отчего-то в кафе одного небольшого костромского уездного городка, в котором мы, не сговариваясь, оказались на майские праздники, - прогуливая и загибая День Согбенного Шашлычника, и с целью покататься, проветрится от долгой зимушки. На волю вообщем...
Опуская подробности встречи, типа «как сюда занесло» и всё такое (хотя надо признать загадочную вещь, что живя в одном городе и не видясь очно много-много лет, ты вдруг сталкиваешься нос к носу со знакомцем абсолютно в другом городе, за многие версты от дома - поразительно, но факт!), наш разговор, блуждая по длинным и витиеватым коридорам прошлого, бог знает как вышел к теме разных слов и оборотов нашенских мест. И пошло:
- Я когда жене, на вопрос много ли налить - первый раз сказал наскленым налей, - она была в отпаде, - это по-каковски? К слову сказать, евонная (приятеля) жена из питерских будет.
И начали мы вспоминать несуразные на вид чужака словечки: потрафить, напальён, булгачить (с)крозо всю ночь, наимать, электро, радиво, там-ади, этта, баско, управляться и прочие другие, которые если надо, то из словесных амбаров фиг вытащишь, но иногда сами собой могут и вылететь, как черт из табакерки, что и неоднократно бывало. Весело нам было, - ой, не то слово!
Ну, и вот, - перепечатывая ЯГВ для Даниловских хроник, я натыкаюсь на заметку, которую решил сделать отдельным постом. Видно, что автор заметки, тоже обратил внимание на особенность даниловского (костромичей в прошлом) говора. А дальше репортаж со свадьбы из деревень даниловского уезда, которая случилась почти 170 лет назад.
ИДИОТИЗМЫ И СКОРОГОВОРКИ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ В ДАНИЛОВСКОМ УЕЗДЕ.
1. Идиотизмы
Что бы яснее видеть соответствие между идиотизмами и обыкновенными выражениями, представляем параллель тех и других, означая первые курсивными буквами.
- Ну, ну! пошел, пошла! (говоря человеку)
"Ну, ну! ксы, ксы!"
- Как этот пирог вкусен!
"Как этот пирог скушен!"
- Как ты ласкова, ласков!
"Как ты советляна, советлян!"
- Как хорошо это платье сшито!
"Как это платье сшито баско!"
- Он станет говорить!
"Он имет говорить!"
- Я возьму его с собой.
"Я пойму его с собой".
- Я его накормила.
"Я его насосила"
2.Скороговорки
- Из-под печки, коток, бывен лобок.
- Через три избы, пусты избушки, летели пикушки.
- Этого панамаря не выпанамаришь.
- Била меня матушка красною покромью, и про красную про покром.
- На улице-то деготник, а мне не до деготника и не до деготниковой жены.
- Поставлю я кринку молока перед белобородова мужика.
- Пришел шитпиткрюк, принес шиту низу узду, навесил на шитпиткрюк: вот тебе жена, шита шита узда.
Петр Виноградов.
НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ В ДАНИЛОВСКОМ УЕЗДЕ.
В низших селениях, но смотря на быстрое развитие промышленности, которая с каждым днм теснее и теснее знакомит поселян с новыми понятиями, с новыми правами городов столичных и губернских, - все еще не перестает ощущительно веять дух поэзии древней Руси, так тщательно изведываемый, но <...> еще изведанный изыскателями старины. Если бы подглядеть и подслушать все, что поют, говорят под соломенной кровлей простолюдина, пред нами раскрылась бы полная и верная история древнего домашнего быта народного в живых современных сценах.
К сожалению, постоянные свидетели сельской жизни, от которых мы в праве ожидать просвещенного наблюдения, или вовсе не внимательны к ней или не хотите поделиться с обществом результатами своих наблюдений, а кто горячо любя все родное, желал бы проследить эту жизнь во всех местных оттенках и видоизменениях, тот осужден оставаться при одном желании, довольствуясь исполными, отрывочными сведениями.
Но они, за недостатком полных, заслуживают внимание. Сообщаем именно такого рода мзаметки о свадебных обрядах и похоронных причетах, подслушанных в одном из уездов Ярославской губернии. Ручаемся за верность их с натурой, но повторяем - это отрывки, не доведенные до конца в самых занимательных местах предмета наблюдения.
Свадебные обычаи.
Наш рассказ начинается первым утром после сговоров. Мысль о неизвестном будущем и о близкой разлуке с золотым временем беззаботной, игривой юности наполняет сердце невесты тяжелой тоской и грустью.
Эта мысль составляет основу, господствующую идею песен и причетов, которые раздаются в стенах невестиной комнаты со дня сговоров до самой свадьбы.
В первое утро после вечеонего собрания, на котором решена участь суженой общим пиршествомстарых и новых родных, сговоренка встает с девичьего ложа, когда все в доме покоится, - садится под образницу и плачевным поэтическим причетом начинает выражать свою тоску по счастливой доле девичьей.
Благослови - ко мне, Господи,
Пресвятая Богородица,
Что во место садитися,
Что во место опальное
Человеку печальному!...
Что спите, высыпаетесь,
На великой, на радости,
Меня забываете?...
Уж как мне молодешеньки
Не спалася темна ночь;
На зоре-то приуснулося,
Много сну-то навиделось.
Что приведелась-то моя дивья (девичья) красота:
У окошечка постукалась,
У калитки побрякала,
Частой лесенкой протопала;
Подходила-то дивья красота
К моей ко постелюшке,
Буйну голову погладила,
Русу косу пооправила;
Что пошла то дивья красота,
На меня молодешеньку;
Пошла осердилася,
Опять не сулилася,
Что пошла-то дивья красота
Во поля-то во чистые,
Во луга во зеленые,
Во леса-то во темные,
Как садилась моя дивья красота
На подсохлое дерево.
Уж как этому-то дереву
Не бывать два-раз зеляну, -
А мне молодешеньке
Не бывать красной девицей!
Вскоре после этой уединенной беседы, которую сговоренка ведет с самой собою, к ней собираются девушки-подружки, которых она не выходя за порог своей комнаты, встречает новым причетом, исполненой той же поэтической грусти.
Что не свет разсветается,
Не заря занимается;
Что не красное солнышко
Из-за гор выкатается:
Что идет ко мне, жалует
Любезная подруженька.
Ты поди, моя матушка,
Ты поди не прогневайся
На меня молодешеньку,
Что не вышла, не встретила
За калиткой на улице
Середь мосту тесоваго,
Середь лестницы брусчатыя;
Не бралась рукой за-скобу,
Не отворяла двери на-пяту;
Не называла тебя, матушка,
Дорогой тебя гостейкой.
Что не спесь на меня пришла
И не гордость великая:
Одолело, овеяло
Печаль-горе великое;
Подогнулись скоры ноженьки
Не с дороги со дальния;
Опустились белы рученьки
Не с работы напольныя;
Подлились реки быстрыя
Под мои-то ясны очи,
Подкатился бел-горюч камень
Под мое-то ретиво сердце.
Такой порядок повторяется каждый день до самой свадьбы.
День брака начинается так называемым поездом. Порядок начальных действий в этом случае почти обыкновенный, но принимает особенный характер в дальшейшем. Священник с причтом приглашается сперва к жениху. По приезде его к месту назначения, на встречу ему выходит за ворота дома приворотник (должностное лицо на свадьбе, на обязанности которого лежит наблюдение за состояним лошадей, сбруи и проч.), который берет его лошадь на свою ответственность.
В гостиной комнате стоит совсем уже накрытый стол. За столом сидит жених на войлоке, окруженный толпою, своих друзей-приятелей. Душу общества составляет дружка, в странном наряде, со всеми приемами простонародного молодечества.
При входе священника в дом, гости учтиво приветствуют его и вскоре за тем садятся за обед, - по правую сторону жениха сват, за ним выше тысяцкой (тот, который во время стола режет пирог, ветчину и вообще всем распоряжается), далее священник с причтом, потом прочие по чинам и летам.
Главная распорядительность во время стола лежит на дружке и тысяцком, которые помогая один другому в исполнении возложенной на них обязанности, стараются к общему удовольствию собеседников, перещеголять друг друга народными прибаутками. Начинает дружка обращением к кухарке:
- Эй поварухонька! Встань-ко к печке задком, а к нам передком! Подавай-ко сюда поворачивайся!
Вслед за тем является на стол пирог, тысяцкой разрезает его, но в тоже время даст дружке заметить нераспорядительность с его стороны:
- Друженька любезный! Нельзя ли пригласить сюда приворотника, гвоздаря (ответственный за винный погреб) и поваруху!
Это приглашение передается немедленно по принадлежности, и требуемые лица являются один за другим на короткое время перед тысяцким, заключая предложенное им легое угощение благодарными поклонами: "покорно благодарим на поискании!"
При перемене кушаньев, когда не достает на лицо чистой посуды, тысяцкой опять за дружку:
- Порожняку, слышышь ли дружка! Подай порожняку!
В подобных взаимностях проходит весь обед. К концу стола все зашумело и завеселилось. Но дружка водворяет данным знаком глубокую тишину и обращается потом к родителям жениха:
БАтюшко прибеседной
И матушка прибеседная!
Благословляйте князя молодого
Из-за места встать,
Из-за стола дубового,
Из-за скатерти браныя,
Из-за яствы сахарныя,
Из-за питей медяных,
Из-за ковшика пивнаго,
Из-за штофика виннаго,
Из-за пирожка блиннаго, -
Господу Богу помолиться,
Отцу-матери в ноги поклониться,
По-полу итти по тесовому,
По-мосту по калиновому,
По лестнице по дубовой
По широкой дворе;
Коня погладить,
Ковер поправить,
Плеткой махнуть,
Путем-дорогой ехать
К Божией церкви
Златой венец принять!
- Бог благословит! - отвечают отец и мать с заплаканными глазами.
Потом дружка обращается к должностным лицам поезда, и за ними - к прочим собеседникам:
- Повары и помясы!
Гвоздари и приворотники!
Благословляйте князя молодого
Из места встать, и проч.
- Бог бласловит! - отвечают и они.
Добры молодцы
Веселые головы,
Широкия бороды!
Блогословляйте князя мололдого и проч.
- Бог благословит!
Наконец обращается дружка к девицам:
Из кути по лавооль по скамейке,
Дочери отецки,
Женки молодецки,
Красныя девицы,
Криношны блудницы,
Горшечныя пагубницы!
Благословляйте князя молодого!
- Бог благословит!
В заключение всего дружка обращается к священнику:
- Батюшко священник! За кресты!
При этом все гости встают и, помолясь Богу, выходят из-дому, берут от приворотника каждый свою лошадь и отправляются в поезд к невесте!
Во время поезда к невесте, дружка на верховой лошади носится то вокруг свиты жениха, как бы указывая соезжанам путь и наблюдая за порядком путешествия. Не доезжая до дому невесты, он останавливает поезд, берет у жениха несколько денег, - и из-виду вон: уезжает к невесте для выкупа места новым гостям; - потом, минут через 15, возвращается к ожидающим поезжанам и приглашает их путь к месту назначения. Поезд трогается. Приблизившись к дому невесты, всякой привязывает сам свою лошадь, но жених не трогается с места, между тем как его лошадь пятят задом на двор.
Подруги невесты, услышав о приезде жениха, начинают общим хором в ея комнате поэтический причет, выражая в нем сперва весть о приезде новых гостей:
Не рои-то роилися,
Не торги становилися,
Не гуси-то лебеди
На дворе заговорили:
Что заговорили чужи добры люди
С чужой дальней стороны.
Потом обращаются оне к отцу и матери невесты, с советом о предосторожности против неприязни:
Вы послушайте, сударь дядюшка
И голубушка тетушка,
Мы об чем будем говорить,
Вашей милости сказывать:
Вы поставте-ка у ворот приворотничка,
У калитки прикалитничка,
У дверей придверничка, -
Чтобы чужих-то людей
С чужой дальней стороны
Не пускал на двор...
Наконец с шутливой насмешкой нападают девицы на свата, как главного всему делу виновника:
Уж ты сват - ты наш сват!
Уж ты сват - ты наш сватушко!
Ты ходил по частехоньку,
Говорил поглядехоньку,
Уговаривал подруженьку!
......................
Мы возьмем те-ка борону,
Да расчешем свату бороду!
Новоприехавшие гости, после обычных приветствий, садятся с родными невесты за стол, и в след затем начинается обед, в котором однакоже будущие супруги участвуют как простые зрители, не прикасаясь к кушаньям. Во все продолжение стола невеста бывает закрыта платком. В конце обеда, так же как и за жениховым столом, дружка подает гостям знак к молчанию и пеотом делает торжественное обращение к родителям невесты:
Батюшко прибеседной!
Матушка прибеседна!
Благословляйте князя молодого
С княгиней молодой
Из-за места встать,
Из-за стола дубоваго,
Из-за скатерти браные,
Из-за яства сахарныя,
Из-за питей меданных
Из-за ковшика пивнаго.
Из-за штофика виннаго,
Из-за пирожка блиннаго, -
Господу Богу помолиться,
Отцу-матери в ноги поклониться,
По-полу итти по тесовому
По-мосту по калиновому
По лестнице по дубовой,
На широкой двор,...
Путем-дорогой ехать
К Божией церкви,
Златой венец принять.
Было бы ваше благословение!
Отец и мать, с заплаканными глазами, отвечают:
- Бог благословит!
После этого невеста раздает гостям дары, которые они передают каждый своему соседу в виде уступки и, - утершись полученным подарком с выражением похвалы к его добротности - благодарят друг друга за эту уступку, приговаривая:
- Видно наша невеста не по-за-полю ходила!
Наконец по знаку дружки, все молятся Богу, выходят из-за стола и едут в церковь.
Другой день после свадьбы от общих обычаев тем, что после красного стола, когда дружка отведет молодую чету на покой, приглашают священника пожаловать к обуху. Это приглашение, странное по выражению, кончается самым простым последствием: в спальне только благодарят священника, чем богаты.
(в заставке использованы рисунки Ф.Г.Солнцева и иллюстрация "Русская деревенская красавица из Ярославской губернии". Из журнала Illustrirte Zeitung 1882 год. Германия.)
|