Темой этого небольшого рассказа будет… напольная плитка одной очень знаменитой немецкой фирмы.
Не спешите, удивляться и ухмыляться. Автор, не вступал ни в какой рекламный сговор со строительными компаниями. И никакие гешефты мне не обломятся.
А речь пойдет о метлахской плитке наизнаменитейшей фирмы Villeroy & Boch, продукция которой сейчас очень высоко котируется на строительных рынках мира. По существу это эталон качества. И качества европейского. Германского значит.
А вы знаете, что она популярна в России не только последние 15-20 лет, но и более 100 лет назад. Вообщем, этот материал не барахло какое-то и далеко не пустяк. В настоящее время многие, кто не понаслышке знаком со строительством, знают и уважают эту немецкую марку. И если у вас, где-нибудь в хозяйстве найдётся предмет с этим клеймом, то вы явно не колхозник. А если у вас этих надписей уж совсем много, то, выражаясь современным языком, ваша жизнь удалась!
Но поверьте это «жу-жу-жу не спроста»! Это только присказка.
Для начала немного истории о Виллеруа и Бох, именно так звучит название фирмы. Villeroy & Boch — одна из крупнейших фирм европейских производителей керамики — была основана 1 января 1841 года членами двух семей — Виллеруа и Бох, которые, породнившись, создали товарищество на вере с правлением в городе Меттлахе (отсюда собственно говоря и название плитки). И хотя на логотипе бренда стоит 1748 год, так как эти, по началу конкурирующие, семьи работали сами по себе, но всё же за начало объединенного предприятия принято считать именно 1841 год.
В 1852 году построен цех по производству напольной облицовочной плитки с низким процентом износа. Продукция очень скоро завоевала популярность в Европе, что привело к организации уже целого завода по её изготовлению. Даже выражение «метлахская плитка» стало нарицательным и распространилось на всю аналогичную продукцию других фирм. Это сейчас как ксероксом называю любой копировальный аппарат.
Количество заводов Villeroy & Boch неуклонно растёт. Открываются новые производства в Кёльне, Дрездене
В 1879-м — покупается фабрика в Мерциге, которая основана в 1856 году фирмой «Фелленберг и К°». Здесь изготовляются плитка и терракота.
В 1883 году к ним добавился завод каменной утвари в Шрамберге (Вюртемберг, основан в 1820 году «Ухтриц и Файст»), где налаживается выпуск декоративной майолики.
С 1882 года Villeroy & Boch освоили производство предметов для умывания, а с 1899-го — сантехники из огнеупорной глины и плитка для бассейнов. К концу XIX века заводы фирмы изготовляют почти все виды керамических изделий. На производствах к 1899 году занято шесть тысяч человек, к 1904 — их уже 6500!
В России, начиная с третьей четверти XIX века, начинается строительный бум. И было бы странно, если бы заказчики и подрядчики не заметили этот качественный и популярный заморский продукт. Хотя надо признать, что эта плитка начала проникать в Россию уже с начала второй половины XIX века. Продукция фирмы была высоко оценена членами Императорского дома, давшего «Виллеруа и Бох» звание поставщика императорского двора.
Известность в России подогревалась и участием в выставках, таких как Международная керамическая выставка в Петербурге (1901), выставку керамики при Северо-Богемском ремесленном музее в Рейхенберге (1902–1903) и выставку изделий «Виллеруа и Бох» в Дрезденском королевском художественно-ремесленном музее (1903).
Основной продукцией, поставлявшейся фирмой «Виллеруа и Бох» в Россию, была различная метлахская плитка — квадратная, прямоугольная, шестигранная, с рисунком или однотонная, имитирующая мозаику. Всё разнообразие плитки довольно широко представлено в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Как уже говорилось выше, необычайному распространению метлахской плитки способствовал строительный бум. Особенно активное строительство развернулось в Санкт-Петербурге, где в начале XX века был открыт специализированный магазин на Невском проспекте под вывеской «Метлахская плитка. Виллеруа и Бохъ».
Многие здания нашей Северной Пальмиры были украшены этой плиткой. В меньших объемах применялась метлахская плитка и в других регионах страны.
Так ее можно найти в ряде зданий Москвы, интерьерах Пушкинского театра во Владивостоке (ул. Пушкинская, 27; 1908, архитектор П. Вагнер) и т.д. Любопытные плитки фирмы «Виллеруа и Бох» были применены в отделке одной из построек конца XIX века в комплексе двора Батова в Пскове. Замечена она и в нашем Ярославле. Например, лет 15 назад, мне доводилось её видеть в здании на Московском пр-те 43/10 и на ул. Ушинского, в здании бывшего Заволжского суда.
Клеймо на плитках выполнялось как на русском языке: «Виллеруа и Бохъ метлахъ представители Косъ и Дюрръ С.-Петербург», но чаще всего на плитке стояло клеймо: «Villeroy&Boh Metllach Merzig». Особо нужно отметить работы «Виллеруа и Бох» для церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте (архитектор Л.Н. Бенуа; 1897–1899, отделка закончена в 1903-м). Именно эта плитка была использована для облицовки полов в здании Российской Национальной библиотеки (Невский пр., 37), построенном в 1796–1801 годах Е.Т. Соколовым и впоследствии неоднократно расширявшемся и перестраивавшемся. В многочисленных статьях о продукции этой фирмы говорится, что она в меньшем объеме применялась и в других регионах страны. Т.е. мы видим, что это был не простой ширпотреб, а действительно продукт высшего качества, который использовался на значимых строительных объектах в крупных городах.
Где ещё можно встретить старинную оригинальную метлахскую плитку? К примеру, в Кёльнском соборе, Большом театре, ее также использовали при строительстве метро в Гамбурге или Гудзонова тоннеля — первого в мире подводного тоннеля для автомобилей, связавшего остров Манхэттен с материковой частью Нью-Джерси.
В 1899 году Император Российского государства Николай II вместе со своей семьей и придворными совершил путешествие на царском поезде в Германию. Даже рогатый скот, который прихватили в дорогу для обеспечения королевской семьи лучшим российским молоком, был размещен в комфортабельном вагоне, оборудованном надежной метлахской сине-белой плиткой.
Популярная у представителей самых лучших кругов метлахская плитка ублажала аристократию и богатую знать на легендарном «Титанике». Фрагменты исторической шестигранной плитки, сопровождающей первый рейс роскошного лайнера, были подняты с глубины океана
Вот теперь мы узнали, что эта фирма была «крута» не только сейчас, но и до революции.
К чему это всё я рассказал? А к тому, что Середская средняя школа, удивительным образом сопричастна к рассказанной выше истории. Полы вестибюлей в ней выложены именно этой плиткой! И до сих пор она сохранилась, не смотря на почтенный возраст и жесткую эксплуатацию, в первозданном виде. Современный керамогранит в таких условиях истирается за десяток лет!
Напольное покрытие в вестибюле
Я бывал в этом здании неоднократно, но как-то не обращал внимания. Но не так давно моему взору предстало плиточное покрытие, после большого ремонта школы. Перед актовым залом, в некоторых местах отсутствовали несколько шестигранных плиток. Но на растворе, остался отпечаток знаменитого производителя. В зеркальном, конечно, отображении, в котором легко было узнать знаменитое немецкое клеймо!
Отпечаток плитки на растворе. (зеркальное отображение)
Когда видишь такое, и сопоставляешь с современностью, то ничего, кроме удивления это не вызывает. Как будь-то до революции, а не гораздо позже, был придуман лозунг: «Всё лучшее – детям». Может быть, тогда не было дешевых аналогов, и в глубокой провинции пришлось обходиться самыми лучшими материалами. Так в небольшом селе Середа, появилось первоклассное по тем временам здание с великолепной внутренней отделкой качественными материалами на столичном уровне. Может ли сейчас произойти такое?
Лестничный марш
А теперь в заключение ещё несколько интересных деталей из Середской школы.
Печь и дверца в кабинете директора.
Петля от старого окна А вот эта табличка довольно интересна. Что такое гравиметрический пукт? Ответ на это даёт старая и добрая Большая Советская Энциклопедиия:
Гравиметрический пункт, точка на земной поверхности, где измерено ускорение силы тяжести и определены геодезические координаты, в том числе высота. При производстве гравиметрической съёмки, помимо рядовых, создаётся сеть опорных ГП различных классов. На опорных Гравиметрических пунктах проводятся многократные измерения гравиметрическими приборами повышенной точности. Исходным опорным ГП для всей мировой гравиметрической съёмки является пункт в Потсдаме (ГДР). А загадочный ГУГК это Главное Управление Геодезии и Картографии.