Воскресенье, 22.12.2024, 17:20



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (25)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (67)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 Бухаловская летопись. продолжение


Предыдущая часть
  Проще говоря, жители Бухалова справляют "днюху" барина. Причем и по сей день, только уже не ведают откуда "растут ноги". Забавно!  

Теперь мы подошли к рассказу о каменном храме в Бухалово, и вернёмся к дате его постройки. Как сказано выше, источники говорят о 1796 годе. Впрочем источник пока один: "Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской губернии". Конечно, термины "построена" и "освящена" могут отстоять по времени друг от друга. В летнем храме, по левую руку сохранились остатки храмоздатной надписи, которая указывает на 1797 год. В ней, ещё можно прочитать небольшой фрагмент текста следующего содержания: "Сия Церковь, <...> Его Императорского Величества и Архиепископа Ярославского и Ростовского, построена и освящена 17<неразб.><неразб.> года Марта 2<неразб.>< ....ризы <...>".
Ну, с третьей цифрой гадать не приходится, это девять т.к. видно слева часть хвостика. Теперь обратим внимание на последнюю цифру, а вернее на сохранившуюся верхнюю часть цифры. С цифрой "6" это определённо никак не коррелируется, Либо это "7", либо "3". Но сравнивая эту часть со второй цифрой, невольно кажется, что это цифра "3". И тут в противоречие вступает "Его Иператорское Величество". Ибо на смену "Ея Императорскому Величеству" Екатерине II в ноябре 1796 года на престол взошёл Павел I, т.е. ни о каком "его величестве" в марте 1796 г. (а уж т.б. в 1793 г.) не могло быть и речи. Итак, храмоздатная надпись гласит, бухаловская церковь построена и освящена в 20-х числах марта по ст.ст. 1797 года.

 


Храмоздатная надпись Успенского храма в с.Бухалово
 
  Первоначально напрашивается мысль: церковь построена ранее, но освящение затянули до следующего года, по причине смены монарха.  И заметим, что коронация нового Императора Павла I прошла буквально в одно время с освящением - 5 апреля 1797 года (по ст.ст.). Такое впечатление, что освящение храма приурочили к коронации нового царя. Но думаю эта догадка маловероятна и вот по какой причине. В Чинопоследовании Православной Церкви при освящении новопостроенного храма говорится, что построение и освящение храмов в честь Пресвятой Богородицы позволяется только с наименованием Богородичных двунадесятых праздников и икон Пресвятой Богородицы. Этот строгий устав в таком важном деле как освящение храма, неукоснительно соблюдался и мы не сможем им пренебречь.

  Давайте заглянем в календарь конца марта - начала апреля 1797 года, естественно придерживаясь старого летоисчисления, учтя при этом разницу между Юлианским и Григорианским календарями не в 13 дней, как сейчас, а в 11. Как говорилось выше, коронация нового монарха Павла I прошла в Пасху 5-го апреля. Это само собой воскресенье. Чинопоследование освящения храмов чётко говорит, что храмы в честь Божьей Матери освящаются только в праздники посвященные Богородице. Датой постройки считается дата освящения храма. В нашем случае с бухаловской церковью это 25-е марта (по ст. ст.) 1797 г. - праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы. Теперь всё встаёт на свои места.
 Итак, можно абсолютно точно сказать: ц.Успения Пресвятой Богородицы в селе Бухалове, Даниловского у., Ярославской губ. построена и освящена в среду 25 марта, в Благовещенье Пр. Богородицы,  на Вербной неделе 1797 года. Эту дату и надо принять как официальную, и она полностью согласуется с храмоздатной надписью бухаловского храма.
    Возможно, храмоздатная надпись появилась позже, вместе с росписью храма. Книга "Монастыри и храмы земли Ярославской" говорит о росписи храма в 1887 г. и времени  закрытия церкви в 1965 году. Но, закрытие храма призошло совершенно точно, в 1939 году, в праздник Рождества Богородицы, одновременно с закрытием храма в Новополеве. Об этом рассказывали многие старожилы и их свидетельства во многом сходятся. Напрашивается, сам собой вывод: если вторая дата не верна, то вызывает сомнение и первая. Пока первоисточник, сообщающий о подлинной дате росписи не будет найден, доверять дате (1887г.) нельзя.  Но определенно, храмоздатную надпись взяли не с "потолка", а с какого-то документа, содержание которого точно укладывается в канву как истории, так и традиций и строгих правил построения и освящения Православных храмов. Очень жаль, что эта надпись практически утрачена, но существует надежда, что где-то в пыли архивов (возможно ГАКО) лежит документ тех лет, на основе которого она писалась. Так что вопрос с датой постройки и освящения Успенской церкви можно считать закрытым.
   Обратим внимание, что Успенская церковь не похожа на соседние храмы, которые своими трапезными вытянуты по оси и в плане симметричны. Это: и не сохранившийся Троицкий храм в Бабине, Николо-Вознесенская церковь в с.Никольском, что в Корзле, храм в Полеве, в Середе, Бабурине и в Глазове и т.д. И только Бухаловская церковь имеет Г-образную трапезную. Основной храм бестолпный, пятиглавый, с четырехскатной кровлей и с пятигранным алтарём. Г-образная трапезная располагается одной частью (притвором) между колокольней и основным, зимним храмом, а другая часть выступает с северной (северозападной) стороны основной постройки, и поворачивая алтарем на восток (северо-восток). Над алтарем придела в честь иконы Казанской Божией Матери высится небольшая главка. В отличии от основного алтаря, эта часть алтаря плавно закруглена. И пожалуй, это единственная часть храма (за исключением барабанов), имеющая округлые формы, на фоне кубическо-квадратно-гранёных форм всей постройки. Колокольня трехярусная, восьмерик на четверике. В этой звоннице находится вход в храм, а налево узкий каменный проход на колокольню. В самой колокольне сохранился один пролёт деревянной массивной лестницы.

 


Алтарная часть трапезной.


Сохранившаяся лестница на звонницу


Ступени на первый ярус колокольни


Внутреннее пространство колокольни
 
Примерно в середине XIX века обнаружился крен колокольни, ввиду чего пришлось её укреплять четырьмя мощными контрфорсами - специальными упорами из кирпича. Но если сейчас посмотреть немного на отдалении с северной стороны, то виден крен колокольни в западную сторону, причем два контрфорса "отползли" от звонницы в том же направлении. Вероятно, это из-за особенности грунта в этом месте, причем похоже на то, что западная часть фундамента, "поплыла". На это указывает разлом стен трапезной по линии север-юг: на северной стене трапезной двойная трещина проходит  между окон, полностью пронизывая снизу вверх массив кирпичной кладки. С южной стороны разлом более внушителен, и трещины здесь три: между окон две и одна у угла, к которому примыкает колокольня.

Контрфорсы при колокольне
 

  В 1872 году на колокольне, после удара молнии, поменяли большой колокол, о чем сообщали ЯЕВ в официальной части.
В интерьере главного храма сохранился пятиярусный резной, деревянный иконостас. Некоторые фрески достаточно ярки и выразительны, например "Тайная вечеря" и "Святой князь Александр Невский" и "Мария Магдалина".

 


 

 




Фреска на тему библейских сюжетов
 
Полы были покрыты чугунной плиткой, в настоящее время утрачены.Вообще вся композиция храма и детали фасадов выполнены в традициях XVII века. Это и пилястры на углах, простые карнизы, кокошники и "слухи" у шатра колокольни.Оконные же наличники с треугольными, лучковыми фронтонами выполнены в барочном стиле XVIII века. Храм был построен на средства прихожан.
 

Пустой иконостас


Интерьер летнего храма

Успенская церковь. Вид с р. Касти. 2013 г.

  Возле храма, за исключением заалтарной части, расположилось кладбище, существующее наверное со времен первого храма. Вокруг (если можно так выразится) кладбища сохранилась кладка каменной ограды, с оставшейся местами кованой решетки, которая еще могла радовать взор до 2003 года, когда в июне злоумышленники-вандалы срезали практически всю кованную ограду.
 


Решётка ограды


Арка главных ворот
 

Над главными вратами ограды сохранилась арка, увенчаная небольшой главкой. Как и у храма, ворот в ограждении было трое: западные (главные для въезда), северные (для прохода) не сохранились, и южные, тоже для прохода, сохранились только столбы, но на снимках 1960-х годов заметна арка.

  

1964 г. Ещё цела ограда и арка южных ворот
 
 Периметр ограды имеет замысловатые очертания и состоит из пяти внешних углов и одного внутреннего. Откуда взялась такая форма, неизвестно, вероятно строители руководствовались какими-то своими соображениями, и не пошли легким путём: ведь при таком варианте и кирпича больше расходовалось, да и строить сложнее. Кстати, как оградой, так и планировкой Успенский храм сильно отличается от соседних церквей (6 храмов). План некрополя
 Стоит немного сказать об азимутальной ориентировке храма. Конечно, точно сказать, что "южные" ворота южные, а "западные" западные нельзя, т.к. весь храм ориентирован по оси на северо, северо-восток. Поэтому и "западные" ворота это чистые условности, ведь мы все привыкли, что алтарь всегда смотрит на восток. Бухаловская церковь подтверждает, что это не всегда так.
   По немногочисленным документам, мы можем узнать имена причта. Например в 1747 году, в деревянной церкви служил поп Никита Алексеев; 1781 год св.Иван Алексеев; 1794г. св.Иван Григорьев, Илларион Александров, д. Никита Иванов, пон. Григорий Алексеев; 1846-1848 Александр Алексеев; 1857 г. Александр Данилович Красносельский; с 1858 Василий Андреевич Милков (местный уроженец), ; 1877 г. Александр Меркурьевич Стратилатов (похоронен у церкви + 7.11.1905 г.), псаломщик Николай Милков 1885-1887; 1916 г. св.Николай Воскресенский (уроженец с.Бухалова), св.Николай Иванович Казаринов (1856-1933 похоронен у церкви). Священнослужители с.Бухалово

 


Могила А.М.Стратилатова и его жены
 
  Бухаловская церковь также связана с такой известной в России фамилией как Спасокукоцкие. Наибольшую известность среди них получил, конечно Сергей Иванович Спасокукоцкий (1870—1943) — русский и советский учёный, хирург, создатель советской клинической школы. В 1908 году Успенская церковь была выбрана для венчания его брата Владимира Спасокукоцкого. Где в поручителях (свидетелях) по жениху записан Сергей Иванович Спасокукоцкий. О чём в метрической книге Успенской церкви с.Бухалова сделана запись от 25 июля 1908 г.: "Сын чиновника Ярославской губернии Владимир Иванов Спасокукоцкий 36 л.первым браком, учительница Костромского уезда, Шаховского нач.училища Анна Алексеева Веселова 43 л. первым браком. По женихе: доктор медицины Сергей Иванов Спасокукоцкий владетель имения Смыслова Даниловского уезда. По невесте: Смоленской губ. Крастинского уезда Каблуковской волости с.Стегримова Александр Прохоренков и студент Горного института Александр Иванов Спасокукоцкий". Чем же им приглянулась Успенская церковь среди других ближайших храмов, - сел Никольского (где у братьев Спасокукоцких похоронен отец), Бабино и Середы история умалчивает...

 

 
 
   В дореволюционные годы Успенский Бухаловский приход числился в составе Середского благочиния, куда кроме него входили такие приходы как: Федоровско-Стратилатовский, Озерковский, Воскресенско-Жаровский, Николо-Корзлинский, Бабуринский, Новополевский, Глазовский, Троицко-Бабинский, Богородский, Покровский.
  Как уже было сказано, Успенская была церковь закрыта советскими властями осенью 1939 года, а вот колокола сняли летом 1935 г. Съём колоколов начался 21 марта 1935 г. с Середской церкви, далее со Стратилатовской, Новополевской, Бабуринской и дальше по всем другим соседним церквям, где раньше, где позже.
  До войны были закрыты все храмы кроме Бабуринского, Глазовского и Стратилатовского. Последним закрыли Бабинский храм, это произошло в конце 1940 г. После войны в 1945г. в СССР началась кампания реставрации Православной церкви и были открыты некоторые храмы и в нашей округе, например для верующих 26 декабря 1945 г. была открыта Смоленская церковь в Середе, но не надолго. В 1951 году её вновь закрыли. Так в наших краях остались "в строю" лишь три церкви. В начале 1960-х годов началось повсеместное устройство в церквях подсобных помещений для хозяйственных нужд. В 1961 году Смоленскую церковь отдали Середскому сельпо, а Успенскую превратили в колхозный склад, а до этого, в 1954 году была полностью разрушена Бабинская церковь, от которой долгие годы оставался свод входа колокольни, где иногда "поминали" родственников покоящихся на некогда немалом, церковном кладбище, которое в наши времена заброшено и практически в полном забвении, за исключением 3-4 могил, оставшихся от самого большого Троицкого прихода.(А ведь ещё, сравнительно недавно, в 1976 году, археолог А.Е.Леонтьев фиксировал здесь надгробия XVII - XVIII веков).

 Пронеслись годы. Минуло советское лихолетье. Во втором десятилетии XXI века у Успенской церкви начала зарождаться новая жизнь. Почин этому положил настоятель Середского храма Смоленской Божией Матери отец Евгений. Расчищена прилегающая территория, убран мусор и проведены службы. После отъезда о.Евгения в Пошехонский край, настоятелем в Середу был назначен о.Алексей, который продолжает дело начатое о.Евгением. Давайте же и мы, потомки тех, кто строил эту церковь, поддержим это начинание. Кто как может и как в старину говорили всем миром!


ФОТОАЛЬБОМ "БУХАЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ"

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПУСТЯ МНОГИЕ ДЕСЯТКИ ЛЕТ В УСПЕНСКОМ ХРАМЕ СОСТОЯЛАСЬ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ (ссылка)

А.Красильников /июнь - ноябрь 2013/

Наверх страницы                                                                        На страницу: История трех забытых храмов

Copyright SIDOROVSKYI © 2024