Предыдущая часть
Проще говоря, жители Бухалова справляют "днюху" барина. Причем и по сей день, только уже не ведают откуда "растут ноги". Забавно!
Теперь мы подошли к рассказу о каменном храме в Бухалово, и вернёмся к дате его постройки. Как сказано выше, источники говорят о 1796 годе. Впрочем источник пока один: "Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской губернии". Конечно, термины "построена" и "освящена" могут отстоять по времени друг от друга. В летнем храме, по левую руку сохранились остатки храмоздатной надписи, которая указывает на 1797 год. В ней, ещё можно прочитать небольшой фрагмент текста следующего содержания: "Сия Церковь, <...> Его Императорского Величества и Архиепископа Ярославского и Ростовского, построена и освящена 17<неразб.><неразб.> года Марта 2<неразб.>< ....ризы <...>".
Ну, с третьей цифрой гадать не приходится, это девять т.к. видно слева часть хвостика. Теперь обратим внимание на последнюю цифру, а вернее на сохранившуюся верхнюю часть цифры. С цифрой "6" это определённо никак не коррелируется, Либо это "7", либо "3". Но сравнивая эту часть со второй цифрой, невольно кажется, что это цифра "3". И тут в противоречие вступает "Его Иператорское Величество". Ибо на смену "Ея Императорскому Величеству" Екатерине II в ноябре 1796 года на престол взошёл Павел I, т.е. ни о каком "его величестве" в марте 1796 г. (а уж т.б. в 1793 г.) не могло быть и речи. Итак, храмоздатная надпись гласит, бухаловская церковь построена и освящена в 20-х числах марта по ст.ст. 1797 года.
Храмоздатная надпись Успенского храма в с.Бухалово
Давайте заглянем в календарь конца марта - начала апреля 1797 года, естественно придерживаясь старого летоисчисления, учтя при этом разницу между Юлианским и Григорианским календарями не в 13 дней, как сейчас, а в 11. Как говорилось выше, коронация нового монарха Павла I прошла в Пасху 5-го апреля. Это само собой воскресенье. Чинопоследование освящения храмов чётко говорит, что храмы в честь Божьей Матери освящаются только в праздники посвященные Богородице. Датой постройки считается дата освящения храма. В нашем случае с бухаловской церковью это 25-е марта (по ст. ст.) 1797 г. - праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы. Теперь всё встаёт на свои места.
Итак, можно абсолютно точно сказать: ц.Успения Пресвятой Богородицы в селе Бухалове, Даниловского у., Ярославской губ. построена и освящена в среду 25 марта, в Благовещенье Пр. Богородицы, на Вербной неделе 1797 года. Эту дату и надо принять как официальную, и она полностью согласуется с храмоздатной надписью бухаловского храма.
Возможно, храмоздатная надпись появилась позже, вместе с росписью храма. Книга "Монастыри и храмы земли Ярославской" говорит о росписи храма в 1887 г. и времени закрытия церкви в 1965 году. Но, закрытие храма призошло совершенно точно, в 1939 году, в праздник Рождества Богородицы, одновременно с закрытием храма в Новополеве. Об этом рассказывали многие старожилы и их свидетельства во многом сходятся. Напрашивается, сам собой вывод: если вторая дата не верна, то вызывает сомнение и первая. Пока первоисточник, сообщающий о подлинной дате росписи не будет найден, доверять дате (1887г.) нельзя. Но определенно, храмоздатную надпись взяли не с "потолка", а с какого-то документа, содержание которого точно укладывается в канву как истории, так и традиций и строгих правил построения и освящения Православных храмов. Очень жаль, что эта надпись практически утрачена, но существует надежда, что где-то в пыли архивов (возможно ГАКО) лежит документ тех лет, на основе которого она писалась. Так что вопрос с датой постройки и освящения Успенской церкви можно считать закрытым.
Обратим внимание, что Успенская церковь не похожа на соседние храмы, которые своими трапезными вытянуты по оси и в плане симметричны. Это: и не сохранившийся Троицкий храм в Бабине, Николо-Вознесенская церковь в с.Никольском, что в Корзле, храм в Полеве, в Середе, Бабурине и в Глазове и т.д. И только Бухаловская церковь имеет Г-образную трапезную. Основной храм бестолпный, пятиглавый, с четырехскатной кровлей и с пятигранным алтарём. Г-образная трапезная располагается одной частью (притвором) между колокольней и основным, зимним храмом, а другая часть выступает с северной (северозападной) стороны основной постройки, и поворачивая алтарем на восток (северо-восток). Над алтарем придела в честь иконы Казанской Божией Матери высится небольшая главка. В отличии от основного алтаря, эта часть алтаря плавно закруглена. И пожалуй, это единственная часть храма (за исключением барабанов), имеющая округлые формы, на фоне кубическо-квадратно-гранёных форм всей постройки. Колокольня трехярусная, восьмерик на четверике. В этой звоннице находится вход в храм, а налево узкий каменный проход на колокольню. В самой колокольне сохранился один пролёт деревянной массивной лестницы.
Алтарная часть трапезной.
Сохранившаяся лестница на звонницу
Ступени на первый ярус колокольни
Внутреннее пространство колокольни
Примерно в середине XIX века обнаружился крен колокольни, ввиду чего пришлось её укреплять четырьмя мощными контрфорсами - специальными упорами из кирпича. Но если сейчас посмотреть немного на отдалении с северной стороны, то виден крен колокольни в западную сторону, причем два контрфорса "отползли" от звонницы в том же направлении. Вероятно, это из-за особенности грунта в этом месте, причем похоже на то, что западная часть фундамента, "поплыла". На это указывает разлом стен трапезной по линии север-юг: на северной стене трапезной двойная трещина проходит между окон, полностью пронизывая снизу вверх массив кирпичной кладки. С южной стороны разлом более внушителен, и трещины здесь три: между окон две и одна у угла, к которому примыкает колокольня.
Контрфорсы при колокольне
В 1872 году на колокольне, после удара молнии, поменяли большой колокол, о чем сообщали ЯЕВ в официальной части.
В интерьере главного храма сохранился пятиярусный резной, деревянный иконостас. Некоторые фрески достаточно ярки и выразительны, например "Тайная вечеря" и "Святой князь Александр Невский" и "Мария Магдалина".
Фреска на тему библейских сюжетов
Пустой иконостас
Интерьер летнего храма
Успенская церковь. Вид с р. Касти. 2013 г.
Возле храма, за исключением заалтарной части, расположилось кладбище, существующее наверное со времен первого храма. Вокруг (если можно так выразится) кладбища сохранилась кладка каменной ограды, с оставшейся местами кованой решетки, которая еще могла радовать взор до 2003 года, когда в июне злоумышленники-вандалы срезали практически всю кованную ограду.
Решётка ограды
Арка главных ворот
Над главными вратами ограды сохранилась арка, увенчаная небольшой главкой. Как и у храма, ворот в ограждении было трое: западные (главные для въезда), северные (для прохода) не сохранились, и южные, тоже для прохода, сохранились только столбы, но на снимках 1960-х годов заметна арка.
1964 г. Ещё цела ограда и арка южных ворот
Стоит немного сказать об азимутальной ориентировке храма. Конечно, точно сказать, что "южные" ворота южные, а "западные" западные нельзя, т.к. весь храм ориентирован по оси на северо, северо-восток. Поэтому и "западные" ворота это чистые условности, ведь мы все привыкли, что алтарь всегда смотрит на восток. Бухаловская церковь подтверждает, что это не всегда так.
По немногочисленным документам, мы можем узнать имена причта. Например в 1747 году, в деревянной церкви служил поп Никита Алексеев; 1781 год св.Иван Алексеев; 1794г. св.Иван Григорьев, Илларион Александров, д. Никита Иванов, пон. Григорий Алексеев; 1846-1848 Александр Алексеев; 1857 г. Александр Данилович Красносельский; с 1858 Василий Андреевич Милков (местный уроженец), ; 1877 г. Александр Меркурьевич Стратилатов (похоронен у церкви + 7.11.1905 г.), псаломщик Николай Милков 1885-1887; 1916 г. св.Николай Воскресенский (уроженец с.Бухалова), св.Николай Иванович Казаринов (1856-1933 похоронен у церкви). Священнослужители с.Бухалово
Могила А.М.Стратилатова и его жены
Как уже было сказано, Успенская была церковь закрыта советскими властями осенью 1939 года, а вот колокола сняли летом 1935 г. Съём колоколов начался 21 марта 1935 г. с Середской церкви, далее со Стратилатовской, Новополевской, Бабуринской и дальше по всем другим соседним церквям, где раньше, где позже.
До войны были закрыты все храмы кроме Бабуринского, Глазовского и Стратилатовского. Последним закрыли Бабинский храм, это произошло в конце 1940 г. После войны в 1945г. в СССР началась кампания реставрации Православной церкви и были открыты некоторые храмы и в нашей округе, например для верующих 26 декабря 1945 г. была открыта Смоленская церковь в Середе, но не надолго. В 1951 году её вновь закрыли. Так в наших краях остались "в строю" лишь три церкви. В начале 1960-х годов началось повсеместное устройство в церквях подсобных помещений для хозяйственных нужд. В 1961 году Смоленскую церковь отдали Середскому сельпо, а Успенскую превратили в колхозный склад, а до этого, в 1954 году была полностью разрушена Бабинская церковь, от которой долгие годы оставался свод входа колокольни, где иногда "поминали" родственников покоящихся на некогда немалом, церковном кладбище, которое в наши времена заброшено и практически в полном забвении, за исключением 3-4 могил, оставшихся от самого большого Троицкого прихода.(А ведь ещё, сравнительно недавно, в 1976 году, археолог А.Е.Леонтьев фиксировал здесь надгробия XVII - XVIII веков).
Пронеслись годы. Минуло советское лихолетье. Во втором десятилетии XXI века у Успенской церкви начала зарождаться новая жизнь. Почин этому положил настоятель Середского храма Смоленской Божией Матери отец Евгений. Расчищена прилегающая территория, убран мусор и проведены службы. После отъезда о.Евгения в Пошехонский край, настоятелем в Середу был назначен о.Алексей, который продолжает дело начатое о.Евгением. Давайте же и мы, потомки тех, кто строил эту церковь, поддержим это начинание. Кто как может и как в старину говорили всем миром!
ФОТОАЛЬБОМ "БУХАЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПУСТЯ МНОГИЕ ДЕСЯТКИ ЛЕТ В УСПЕНСКОМ ХРАМЕ СОСТОЯЛАСЬ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ (ссылка)
А.Красильников /июнь - ноябрь 2013/
Наверх страницы На страницу: История трех забытых храмов