20.03.2015
М.Чухряева, Е.Павлова
Именно с названием этих рек и связаны названия изучаемых нами групп населения: кацкарей, сицкарей и мологжан. Все они проживают в Ярославской области и каждая группа обладает культурными особенностями и своей историей формирования. Сицкарей и кацкарей кое-кто даже выделяет в отдельные субсубэтносы в пределах русского народа, обе эти группы обладают и лингвистическими особенностями, особыми говорами.
Надо сказать, что в самой Ярославской области вопросы происхождения, культуры сицкарей и кацкарей вызывают самый живой интерес: местные краеведы издают газеты «Ситский край» и «Кацкая летопись», все большую популярность обретает «Этнографический музей кацкарей». Собственно, благодаря активности местных краеведов и стало возможным данное исследование. Сбором образцов в сотрудничестве с коллективом нашей лаборатории занялись Эдуард Витальевич Гарин, к.б.н., н.с. Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина, житель поселка Борок Ярославской области и просто большой энтузиаст и патриот своей малой Родины, главный хранитель «Этнографического музея кацкарей» Сергей Николаевич Темняткин и команда сотрудников этого музея, директор музея Мологи Анатолий Клопов, а также студентка 5 курса исторического факультета Ярославского государственного университета им. Демидова Елена Павлова, н.с. лаборатории популяционной генетики человека ФГБНУ «МГНЦ» Марина Чухряева и все-все неравнодушные.
Таким образом, на протяжении нескольких лет проводился сбор образцов сицкарей, кацкарей, и коренного русского населения Ярославской области, не относящего себя к этим субсубэтносам, в том числе и мологжан. Сразу следует отметить, что ни одна из этих групп ранее не изучалась генетиками. Были выбраны конкретные села и поселки, в которых проживают указанные группы. В эти села и отправилась наша экспедиционная группа за сбором слюны (из неё выделяется ДНК) неродственных между собой мужчин, которые являются коренными жителями минимум на глубину трех поколений. Именно строгое соблюдение этих условий сбора образцов и позволяет получить достоверную картину генофонда интересующих нас групп.
Сицкарь без топора, что казак без коня
До сих пор остаётся неизвестным происхождение сицкарей, которые резко отличались от коренного ярославского населения и говором, и характером, и обрядами, и промыслами – они известны как превосходные плотники. По дошедшим до нас письменным данным и археологическим источникам, исследователи выдвигают гипотезу, что формирование сицкарей происходило в результате слияния местного финно-угорского населения и славян, двигавшихся двумя потоками — на восток из Новгорода и на север из ростово-суздальских земель. Также было отмечено, что среди остального русского населения сицкари несколько отличаются и антропологически — меньшим ростом и более светлой пигментацией глаз и волос. А вот сами сицкари относят свое происхождение к татаро-монголам, предположительно оставшихся в этих местах после Ситской битвы 1238 года. Следует отметить, что эта версия в народе очень популярна, и однажды участник исследования нам сказал: «Так что меня исследовать? Я татарин, и поглядите — борода-то татарская». Но ученые на слово местным жителями не поверили, а собрали образцы их слюны, чтобы уже научно либо подтвердить, либо опровергнуть эту версию.
Сицкари никогда не были многочисленной группой, в XIX-XX вв. по разным данным их численность оценивалась примерно в 500-2500 человек, сейчас же их существенно меньше. Фактически сицкари являются стремительно исчезающей этнографической группой.
Собрать неродственных между собой мужчин сицкарей, действительно, оказалось непростой задачей. Многие деревни сицкарей заброшены и необитаемы. В целом зрелище удручающее: с одной стороны улицы много красивых, аккуратных домов с резными старинными сицкарскими наличниками, с другой – заброшенные избы с печально зияющими голыми окнами. Конечно, некоторые такие избы покупаются дачниками из Питера и Москвы и приводятся ими в порядок, но после строительных переделок, традиционные сицкарские дома теряют свою уникальность и культурную значимость. Молодежи среди сицкарей крайне мало – все стремятся уехать в город, их понять можно — работы на селе им нет.
В итоге нами было собрано 23 образца сицкарей. И мы считаем, что это много – мы и не надеялись найти так много сицкарей-мужчин с сицкарской родословной на три поколения. Собирая образцы, мы объехали все пожарные части и лесопильни, пообщались с сицкарями и поняли, что шутки про их суровый нрав имеют под собой реальную основу. Но удивительно иное — сицкари несмотря на обилие мошенников в наше время, «черных» кладоискателей и воров старинных икон в районе, в основном не держат собак, открыты, гостеприимны и готовы участвовать в исследовании генофонда своего народа.
Кацкари и заволосные
Кацкари – несомненно, русское население, но остальных русских они называют «заволосными». Подобное обособление и является одним из признаков образования этнографической группы. Кацкари также обладают собственными особенностями говора, своими «кацкими» словечками, коллектив музея даже составил «Кацкий словарь».
Есть гипотеза, что кацкари – прямые потомки летописного народа меря. Однако это лишь предположение, и прямых подтверждений ему нет. Именно поэтому исследование генофонда сицкарей и кацкарей, сравнение этих двух групп между собой, а также с остальным населением Ярославской области, с русскими Тверской, Новгородской областей могло бы пролить свет на вопросы происхождения этих групп.
Формирование выборки и сбор биологических образцов от коренных кацкарей проводился Сергеем Николаевичем Темняткиным, человеком, много сил посвятившим изучению кацкарей, поэтому его участие в экспедиции, конечно, оказалось неоценимым. Всего собрано более 40 образцов кацкарей.
Поэтому, в качестве контрольной группы мы собрали образцы ДНК коренных жителей области, не причисляющих себя к той или иной субэтнической группе.
Совместное изучение кацкарей, сицкарей, мологжан и русских, не относящихся к этим субэтническим группам, позволит нам выяснить, действительно ли какие-то из этих групп обладают выраженным генетическим своеобразием, либо кто-то из них несет больший след финно-угорского влияния. Мы надеемся, что их генетическая история поможет краеведам и этнологам, станет еще одним историческим источником происхождения населения центральной и северной групп русского народа.
ИСТОЧНИК |