Часто спрашивают об имени героя Середского предания, от которого согласно легенде и пошёл праздник Крошиха. Дескать, что за имя такое Крошило и что оно обозначает?
Давайте вместе разберемся в имени легендарного героя. Ну, сначала скажем, что это вероятно всего прозвище. Обозначает ли оно, что герой что-то там крошил, - капусту, лапшу и т.д. или кого-то, - например врагов, в лице отрядов пана Лисовского, которые не единожды топтали Федоровские земли. Причём крошил явно лучше других («одним махом семерых побивахом»), из-за чего и удостоился такого прозвища.
Мифичен ли данный персонаж или реален, сейчас доподлинно узнать не представляется возможным, ибо это было четыре сотни лет назад. А попытаться заглянуть в сохранившиеся источники и посмотреть какие имена носили люди того времени как в целом на Руси, так и в частности на наших землях, как говорится сам Бог велел.
Реальность Крошилы поднималась здесь, на странице Крошиха и Середа. Выводы сделанные на основе исторического материала в принципе не противоречат основным документам о Смутном времени.
Так вот, чтобы представить вероятность существования Крошилы, поговорим об именах, которыми были наречены крестьяне того времени. А именно XVI-начала XVII веков. Все, конечно, привыкли к Петрам, Василиям, да Иванам с Марьями. Ну, о женских именах сейчас придётся умолчать, т.к. история того времени довольно мало оставила сведений об именах прекрасного пола. Ну, а мы, сильная половина представителей потомков русского крестьянства средней полосы России можем похвастаться именами-прозвищами наших предков. Конечно женские имена встречаются, но в большей части у "холопих девок", да у боярско-дворянского сословия. В нашем же случае все документы глаголют о душах мужескаго пола.
Эта интересная тема ещё с конца XIX века заинтересовала исследователей ономастики. Одними из первых были Соколов А., Морошкин М.Я., Чечулин Н.Д. В 1903 году свет увидел труд Тупикова Н.М. "Словарь древне-русских собственных имен", где этой теме посвящены свыше 800 страниц издания. В середине XX века большой вклад в ономастику сделал академик С.Б.Веселовский.
В этих трудах собраны многие имена-прозвища крестьянства средневековой Руси. Естественно это не абсолютно все имена, - многие имена-прозвища были настолько локальны, что были известны узкому кругу лиц, проживающих на данной территории. Если взять данные, допустим XIII-XIV века, то количество имен-прозвищ составляет весьма внушительную часть среди простого народа (крестьян), более того, прозвища ещё просматриваются и у высоких социальных групп: Нестерко Мямля, белозерский землевладелец 1427г., Мясоед Шумов, послух в Московском уезде, 1526, Нарафт Островской, сын боярский 1615, Невер Бармин московский митрополичий боярин 1377 г.,(Тупиков).
В XVI веке в одних местах таких имен становится меньше, где-то в среднем около трети. В других же несколько больше, - около половины. Причем подавляющая часть имен гибридна, т.е. состояла как из древне-славянского прозвища-имени, так из имени христианского. Например Крыло Иванов, владимирский крестьянин 1526 г.; Парфений Кроха, дорогобужский священник; Губа Микифоров, сын Кривыя Щеки (Тупиков); Пыск Иван, ростовский дьяк; Пятя Гридин 1502г. Кострома; Нечай Васильев, Некрас Петров, Позняк Макаров, Коняха Семенов, Лисица Ондреев, Красило Феофанов, Жданко Орефин, Кот Давыдов, Михалка Пендюрин (Сотницы). Вопрос: о чём это говорит?
А о том, что христинизация затянулась не на то что годы, а на столетия! Причём происходило это далеко не равномерно и не стремительно. Мы-то по школьной истории помним - Владимир Красное Солнышко - раз, и окрестил в Киеве Русь. Всю! Ан нет. На долгих семь (!) веков христинизация растянулась. Не хотел народ расставаться со своими многовековыми традициями и обычаями, сопротивлялся. Старое, испокон веков древнее языческое миропонимание, было не отринуто, как того требовала новая вера, а ушло внутрь сущности и ментальности нашего народа, и сидит о сию пору. (Масленица не даёт нам усомнится в обратном). Да, что простой народ, первые князья земли русской не спешили расставаться со славянским именем! Носили по два имени, как например наш основатель города князь Ярослав, был при крещении наречен Георгием (на русский лад Юрий). А некоторые и три имели, одно из которых было тайным. Таких фактов - пруд пруди.
Полностью население на Руси распрощалось со своими родовыми именами-прозвищами на рубеже XVII-XVIII столетий. Надо думать, что не по своей воле, а под давлением церкви, иначе бы у нас до сих пор в ходу были бы такие имена, например как сейчас в Сербии. Там масса нехристианских (изначально) имён известных с древности: Драган, Душан, Радован, Радмило, Милош, Слободан, Снежана, Деян, Добрило, Предраг и др. И ничего, как-то живут. И это даже красиво - народ не потерял свою идентичность за тысячелетия. Сразу видно славян, и иной раз хочется изречь: скажи как тебя зовут и я скажу кто ты! У нас же получилось, что мы утратили подавляющую часть славянских имён, а мерянские абсолютно забыты. Они легли в основания фамилий, но кто помнит о их корнях?
Процесс христинизации на Руси, как говорилось, шел не везде одинаково быстро. Там, где недалеко были такие форпосты христианства как Киев, да Новгород воцерковление шло несколько быстрее. Ну, а в глубине Северо-Восточной Руси, в далёком и дремучем Залесье и Заволжье довольно долгое время сохранялось двоеверие. Исторические документы на примере имён это хорошо показывают. К середине XVII столетия практически все нехристианские имена-прозвища были практически полностью вытравлены из употребления без исключения. Уже в переписи 1646 г., т.е. к началу царствования Алексея Михайловича, использование славянских имен-прозвищ в официальных документах практически сведено на нет.
Заглянем в словарь Н.А. Петровского:
«…Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, где осуществлялся обряд крещения. Таким образом, крещения не миновал ни один ребенок, даже если его родители были неверующими. Какие же имена давались тогда? В русской православной церкви были(да и теперь есть) особые книги – месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Этим обычно дело и кончалось…
Во всяком случае, ребенку можно было дать только такое имя, которое имелось в святцах. Никакого вольнодумства тут не допускалось…».
К примеру я могу сказать, что у нас в роду (7 колен назад) в середине XVIII века у крестьянина Василия Григорьева д. Сидорово Бухаловской волости родился мальчик, нареченный по святцам Хрисанфом. Для простоты и по слуху народ окрестил обладателей такого имени Крысанами, реже Кирсанами. В такой же народной интерпретации Крысан Васильев был зафиксирован в ревизских сказках и в исповедных росписях. Видно, что вся народная сущность сопротивлялась иноземным именам и запросто переделывала на свой славяно-русский манер.
В местах исторического проживания финно-угорского племени меря, некоторые имена-прозвища исследователи принимали сначала как за старославянские, позже как за тюркские (татарские). Но в последнее время со значительными исследованиями в области мерянистики выяснилось, что эти имена мерянской ономастики. Один из первых, кто это выявил был О.Б.Ткаченко. Например имя Шомарь (Никита Шомарь, 1500 г.), которое неоднократно фиксировалось в XVII веке, на поверку оказалось мерянским. Тоже самое со многими другими, например Курга (журавль), Шадра (рябой), Ушан (умный), Кувара (мост), Бурмос, Борнос, Балмас это всё мерянские имена с большой долей вероятности. Многие имена впоследствии стали основой для фамилий: Кургановы, Шадрины, Ушановы, Кувардины, Борносовы, Балмасовы.
А деда Мазая с зайцами кто не знает? (Зайцы, конечно, тут ни причём)). А ведь этот некрасовский дедушка, спаситель длинноухих, вполне реальный человек - Иван Саввич Мазайхин, житель деревни Вежи, что была в 14 верстах от Бухалово, в старом Мерском стане и скрылась после 1950-х годов по водами Костромских разливов. Так вот, это мерянское имя-прозвище Мазай обозначает "красивый"(А.Малышев "Мерянский язык").
Кстати, у нас есть уникальная возможность узнать кто населял наши деревни в XVI веке и вполне вероятно, что эти реальные люди были чьими-то предками. С них начались позже известные в нашей округе фамилии, происходящие из д.д. Старово и Бреднево (Коробовы, Морозовы, Трусовы, Вороновы, Назаровы, Лебедевы, Трубицыны и др.). Итак, смотрим д.Старово (Старое) в 1565 году, в пяти дворах которой тогда проживали с семьями: Федко Степанов, Максимко Офонасьев, Ортемко Степанов, Сухаря Огафонов, Прокуня Панфилов. Два человека имеют гибридные (нехристианско-христианские) имена-отцовства (Сухаря, сын Агафона и Прокуня, сын Панфила). А ведь ещё были жены и дети, о которых история умолчала. Ещё добавлю, что у некоторых было и дедовство, т.е.вместо отчества, либо как добавка: Митка Фефилов сын Шилов (Шило тоже имя). Встречались иногда и матчества (матронимы), наприм. Сенко Марфин - т.е сын Марфы.
Далее смотрим деревню Бреднево (Бриднево) в том же мохнатом 1565 году: Торопко Шеварев, Нечайко Басаргин, Оран Олферов, Лева Приходец. С точки зрения современной мерянистики Оран Олферов (Оран, сын Алфёра) имел мерянское имя, а Торопко Шеварев (Тороп, сын Шеваря) не имел даже ни христианского имени ни отцовства. Хотя может быть эти люди имели второе христианское имя, данное при крещении, но в обыденной жизни употребляли традиционные, привычные слуху имена.
Интересен и Нечайко (Нечай, сын Басарги) Басаргин. Нечай древнейшее славянское имя. Позже перешло в известную и распространенную в Россию фамилию Нечаевы. Басарга имя-прозвище, известное с древнейших времен. Означало тогда ловкого и проворного человека. С незапамятных времен известна сказка о киевском купце "Слово о купце Басарге". Но так же известно, что имя Басарга было распространено и у тюркских народов.
Вот так, заглядывая в далекое прошлое (почти на 500 лет!), мы можем услышать и понять, что нам хотят сообщить имена. А сообщают они нам о том, что наши предки в XVI веке ещё чтили и помнили свои традиции. И обычаи новгородских словен, которые на рубеже I и II тысячелетий стали заселять наши места, и ещё более древние мерянские обычаи, которые, как мы видим на примере имен, становились всё тише и тише, пока совсем не ушли в мир сказок и легенд. А лица, которые запечатлены в документах это и есть потомки новгородских словен и местных мерян, которые к тому времени смешались и стали русскими. Некоторые старые имена-прозвища отпечатались в фамилиях, и продолжают жить своей жизнью, которая началась из далекого дохристианского прошлого. Все эти Пятуновы, Шеваревы, Тороповы, Некрасовы, Тарховы, Первухины, Бессоновы, Бармины, Кувардины, - отголоски ушедшего мира имен-прозвищ.
Как и было сказано выше, к середине-концу XVII века последние остатки двойной, а кое-где и тройной этноидентичности стерлись почти бесследно. В переписи села Федоровского, а Нового тож с деревнями от 1628 года мы уже видим подавляющее количество христианских имен. Крестьян с нехристианскими именами единицы: Пятун Михайлов, Первушка Клементьев, Окат Павлов, Любим Евсеев, Безсон Терентьев, Пятун Архипов, Тархей Леонтьев, Дружин Богданов, Тарх Минин. Так что наш легендарный Устим Крошило (или Крошило Устимов) вполне может статься реальной личностью, и мы видим что его имя с прозвищем (или отцовством) не выбивается из общего фона и ряда имен-прозвищ крестьянского люда тех времен. А это ещё одно доказательство реальности древнего середского предания.
Приложение: Лицо русской национальности скачать и читать.
Лицо русской национальности читать из браузера.
В заставке-коллаже использованы рисунки-эскизы "Ярославские крестьяне" из альбома "Одежды русского государства" (1869) русского художника, архитектора и историка Федора Григорьевича Солнцева, уроженца Мологского у. Ярославской губ.
SIDOROVSKYI
|