«Начало письма моего идёт прямо
не по «каноническому» образцу! Потому что я живу под впечатлением Вашей
прекрасной публикации в «Северном крае» о старообрядцах. Материал
великолепный, как в плане содержания, так и в характере изложения.
Завершение текста литературно, красиво и сильно, оно звучит на печально
высокой и красивой ноте. Я всегда понимал, что
старообрядцы – это самая крепкая «кость» русского народа и самая
героическая его порода. На их крестный путь всегда смотрел и с
изумленным уважением и почтительной завистью. Завистью к поразительной
жизнестойкости, несокрушимой духовной твёрдости, к неколебимой верности
наследию предков.
Обращаясь к началам Великого
Разлома, я не усматриваю в нем главной вины ревнителей «старой веры»… Да
и в целом, если её и усматривать, то она оказывается либо совсем малой
или даже… неоспоримым достоинством! Главная вина и главная беда была
принесена в русскую жизнь «церковными реформаторами» далекого XVII века.
Господи, как же они похожи на реформаторов нынешних, и тут и там
подлинные расколотворители.
Нынешней зимой случилось мне
заниматься непривычной для меня литературной работой. Я помогал писать
книжечку, а скорей фотоальбом, посвященной одной семье.
Старообрядческой! Недавно я эту работу закончил и тут на свежие
впечатления – Ваша чудесная публикация…
Семья, о которой я писал, корнями
не здешняя. Это забайкальские семейские. И чтобы ясней представить их
как особое явление русской жизни, мне пришлось немало пообщаться с
разнообразной информацией о семейских. Нерадостное это занятие…
Окунаешься в мир жизни серьезной и достойной, но прошедшей путь великих
страданий, главные из которых пришлись на века XVII, XVII и, конечно
двадцатый… Боже мой, снова подумаешь о том, как чудовищно нелепа эта
односторонняя многовековая «гражданская война»… Вот и Ваша публикация
вновь пробудила у меня схожие мысли.
И сидоровская церковь (молельня)
это некий трагический символ. Это горестный Знак наших русских Веры и
Безверия, Разума и Безумия, Чести и Бесчестия. Это несомненный сильный и
горестно яркий памятник истории, и если бы государство наше подлинно
гражданским и широкосмыслящим, то такие памятники надлежало бы спасти и
сохранить.
Увы… Что есть наша власть и
какова она, мы хорошо знаем и не питаем иллюзий. В прошлом году нам
пришлось один из таких памятников спасать почти из полной погибели.
Равзвалины кельи местночтимой старицы Ксении (остаток сруба) мы взяли в
наш музей и здесь восстановили. А зимой ездили в угличскую деревню
Андреевка консервировать тамошнюю погибающую часовню. Ой… Не хватает уже
ни сил ни средств.
Но так печально завершать письмо
свое не могу. И внесу в него некую благую содержательность. В последние
годы мы в своих краеведческих конференциях проводим новое для нас
направление – этнографическое. У нас уже состоялись две конеренции по
такой тематике и сейчас мы готовимся к третьей. Ей быть во второй
половине нынешнего лета. И заранее приглашаем Вас принять в ней участие.
Всё, что Вы пожелаете рассказать о старообрядческом укладе своей малой
родины – все будет уместно и интересно.
Сборники трудов таких
конференций мы обязательно выпускаем. Если это Вам будет любопытно, то
вышлю первый сборник (второй еще в издательстве). Вот такой (даже и
конструктивный!) получился у меня краешек письма к Вам, моего
читательского отклика.
С искренним уважением к Вам известный Вам Гречухин Владимир Александрович. г. Мышкин ».
март 2012 года