Воскресенье, 22.12.2024, 10:51



ФОТОАЛЬБОМЫ
ГЛАВНАЯМой профильРегистрацияВыходВход
О САЙТЕ                ВИДЕО                 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS

 
МЕНЮ


 
--> ОБЪЯВЛЕНИЯ [23]

Общая информация, заслуживающая внимания любителей старины.
ОБНОВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ [69]

Информация об изменениях на сайте.
МЕРЯ - НАШИ ПРЕДКИ [19]

На территории описываемых мест в далёком прошлом жило финно-угорское племя меря, известное по летописям с VI века н.э. Меря никуда не пропали, а находятся внутри нас. Почувствовать в себе потаённую сущность, и узнать подлинную историю своих истоков - тема этого раздела.
ИЗБА ЧИТАЛЬНЯ [9]

Здесь находятся ссылки на книги исторической тематики, которые заслуживают внимание.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ [22]

Статьи и материалы о жизни в царской России.
РОССИЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ [28]

Небольшой экскурс в историю и современные реалии.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ [18]
 
ЛЕНТА
[10.10.2021]
Бомбилы прошлого. Гужевой транспорт г.Ярославля в конце XIX века (1)
[07.09.2021]
Прощай, Деревня! (4)
[03.05.2020]
Старожилы не припомнят... (5)
[27.12.2019]
Погосты забвения. Торчищево (25)
[15.11.2018]
4000 лет назад. Бронзовый фатьян в Даниловском крае (1)
[22.09.2018]
Бухалово. 2000 яиц и 7 пудов масла (6)
[10.09.2018]
Когда говорят надгробия. 170 лет Полевскому артефакту (4)
[14.10.2017]
Ухорский ям на Волчьих горах (67)
[01.09.2017]
Бухалово. История продолжается... (14)
[27.08.2017]
Древние рубежи (4)
[07.07.2017]
Побратимы. Закобякино-Апраксино (8)
[01.06.2017]
Деревянные предтечи (10)
 
НАВИГАЦИЯ
 
ПОМОГИ ПРОЕКТУ
 
СОЦЗАКЛАДКИ
 
 
КАЛЕНДАРЬ
«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
ОБЛАКО ТЕГОВ
пропавшие деревни старообрядческие храмы бабино терехино бабин погост плита баусова фото бухаловская волость середа старово баскаково бабурино бабуринская игрушка банда озерки бахарька сидорово борносово басовкий сказ сказ о крошиле ушаков вдоль горячего асфальта вилькен староверы песни фоминское беспоповцы бухаловская церковь крошило колхоз молельня бухалово бухаловская летопись грамота новополево образование салтыковы пономарь бухаловский приход новая крошиха ориентировка храмов традиции мамоновы прошлое школа былое богородский имена богородица борьба крошиха старобрядцы австрийцы касть витушкин встречи домонгольский крест елохино крест слободищи городищи каландырец поздеевы грибы паны никольское в корзле никольское даниловцы николай I крестьяне пути человеческие ветераны артюхов корзла бреднево дороги лупачево благотворители меценаты даниловский уезд ягв богородская церковь апраксино погост старообрядцы полевшина успенская церковь археология Наличники деревня адрианова обитель закобякино филиппов николо-корзлинский некрополь goblin меря меряне вода
 
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Главная » 2015 » Май » 18 » Село воспетое поэтом. Крошихе посвящается...
07:38
Село воспетое поэтом. Крошихе посвящается...

Крошихе посвящается...       (анонс Крошихи-2015 здесь)

Много ли в нашей огромной России-матушке сёл, подобных Середе?

- Да, бесчисленное множество, несть числа – скажите вы, и будете совершенно правы!

   А много ли селений, которые запечатлены в поэзии и прозе? Единицы!  Возьмём для близкого примера наш Ярославский край, и сразу приходит на ум наш поэт-земляк Николай Некрасов, оставивший на века свою знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо?».

   В поэтическом селе Кузьминское – вятские краеведы склонны видеть своё село Вятское, великосельцы – село Великое. И о селе Путятино говорилось, и даже Мстёра упоминалась (во куда занесло)!  Как в известной песне поётся – «Спорит Вологда и спорит Кострома».

     Иди теперь, выясняй, какому селу слава досталась, у всех свои аргументы и контраргументы.  Неоднократно приходилось слышать доводы и вятских и великосельских краеведов.

    А ведь не зря же Некрасов хитро намекнул в начале поэмы: «В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай» - то есть явно видно, что все селения, которые описаны в поэме – образ собирательный. Немного взято от одного, немного от другого. Вот и гадайте теперь и рассчитывайте до скончания века, а вопрос будет открытым. И живёт село Кузьминское своей собственной жизнью.

    А вот середчанам гадать не приходиться, да и рассчитывать резона нет. А всё потому, что Середа с её обитателями описана в романе «Вдоль горячего асфальта» настолько ярко и убедительно, что сомневаться не приходиться! Хотя её название и скрыто под другим днём недели – пятницей. (Что иной раз доказывает, что топоним Середа происходит от дня недели). Но, давайте обо всём по порядку.

Середа. Начало XX века (фото из арх. Колобениной Г.)

    Впервые о Середе Даниловского уезда упоминает наш поэт-земляк Николай Некрасов в раннем своём фельетоне с длиннющим названием (многие его не то, что не читали - даже и не слышали) -  «Письмо ***ского помещика о пользе чтения книг, о вредоносности бараньих бурдюков с кашей и о русской литературе» впервые опубликованным в 1844 году. Там есть такие строки: «...в соседнем селе кабак «Не проезжаем» зовут, в Бетегинском - «Верёвочный», у Середы просто надпись «Питейный дом», вот в Муханове точно все говорят «Под ёлку...». Всем, кто сомневается, о той ли, нашей ли Середе идёт речь в фельетоне -  скажу:

   — Да, о ней, Даниловского уезда! О селе Середе, а Фёдоровском тож! На это указывают упомянутые населённые пункты — Бетегинское (рядом с Диевым-Городищем), Муханово недалече от Глебовского.  Да и фельетон Некрасов подписал псевдонимом Александр Бухалов,  наверное, не случайно – Бухалово соседнее с Середой село. Заметим, селения названы своими собственными именами, и автор, безусловно, был знаком с ними. Даже по тексту это чувствуется. Обратим внимание на маленький нюанс – Некрасов пишет «у Середы», а не «в Середе». Это говорит о том, что он знал местное произношение. Всегда раньше говорили – ГДЕ? У СЕРЕДЫ! А не в Середе. КУДА? К СЕРЕДЕ! А не в Середу, как начали говорить в настоящее время.

    Ну, а позднее Середа узнаётся в автобиографическом романе (как автор назвал) другого Николая, Ушакова - «Вдоль горячего асфальта», вышедшего в издательстве «Молодая гвардия» в 1965 году.    

   Николай Ушаков наш земляк, детство которого прошло в родовом имении села Успенское-Озёрки, что в пяти верстах от Середы. (С биографией Н.Н.Ушакова можно ознакомиться здесь:  http://sidorovskyi.narod.ru/dvoryanskie_usadbi/ и здесь: http://sidorovskyi.narod.ru/index/nikolaj_nikolaevich_ushakov/0-55

       Николай Николаевич поэтически, красивым русским языком описал эпизоды из жизни  мальчика Павлика, жившего в селе Пятницком. В этом литературном селе без труда узнаётся Середа начала XX века. 

     Именно в Середе и в Озёрках начал зарождаться будущий гений поэта, и это хорошо видно из повествования.

   В романе немало лиц, реально живших в то время. Например, в Михаиле Васильевиче ясно видится врач Середской больницы Иван Васильевич Спасокукоцкий — отец известного хирурга Сергея Ивановича Спасокукоцкого.

  Цецилия Ивановна — персонаж довольно интересный, собирательный. Известно, что мать Николая Ушакова, умерла, когда маленькому Коле не исполнилось и четырёх лет. В тоже время, вторая жена  Ивана Васильевича Спасокукоцкого — Стефания Ивановна умирает (по злому року, как и первая — Ольга Абрамовна) от чахотки (туберкулёза), скорее всего она и была прототипом для Цецилии Ивановны.

   Семён Семёнович... Здесь вопросов практически нет. Это заведующий Середской низшей ремесленной школы С.С. Сафронов, наделённый в романе такими свойствами как «колючий человек» и «известный зануда» - чертами свойственным многим «технарям», любящим точность, практичность и если хотите - въедливость. По большому счёту это так называемый «новый» человек начала XX века — века машин и технологий. Именно в пользу этого говорит и биография этого человека, которому явно скучно в таком обществе, где практически ничего не меняется.

    В середине романа мы видим его в гуще событий  начавшейся индустриализации — на Днепрострое. По данным Середской школы Сафронов С.С. был  директором до 1926 года, а по другим сведениям в 1922 году, когда он умер после болезни. А по книге — с 1927 года «Семён Семёнович» в числе строителей Днепрогэса, ведь он мечтал об электростанции на Бахарке-Касти.

   Любопытную историю появления Сафронова в с.Середе и получения им звания личного почётного гражданина можно найти в книге «В потомственное дворянство возведён» (Ярославль, Издательский дом Н.П.Пастухова, 2008.) об истории Пастуховского училища:

«В августе 1900 года мастер-техник Петрозаводского ремесленного училища (Сафронов - прим. А.К.)  обратился к директору Ершову с просьбой о принятии его на работу в открываемое училище. С первого сентября 1900 года он уже числится руководителем слесарно-механического ремесла в должности мастера-техника основного отделения ремесленной школы. В дореволюционной России существовала устойчивая практика, при которой иногда даже вопросы сугубо личной жизни находились в компетенции руководителя учреждения. Например 3 января 1903 года, уже положительно зарекомендовавший себя на работе Сафронов, в ответ на свою просьбу директору получил свидетельство, что «нет препятствий для Сафронова для вступленияв первый брак с дочерью отставного капитана, девицей Марией Петровной Задориной». В 1904 году в ответ на просьбу об оказании материальной помощи на операцию и послеоперационное лечение он получил 200 рублей. В сентябре 1905 года по конкурсу он перешёл на другую работу — заведующим низшей ремесленной школой в селе Середа Даниловского уезда Ярославской губернии. В 1906 году он вновь обратился к теперь уже бывшему своему начальнику — директору училища Ершову с просьбой поддержать его в стремлении получить звание почётного личного гражданина. Дело в том, что подобное звание давалось, в том числе и за десятилетний «беспорочный труд» в своём ведомстве, в данном случае Министерстве народного образования. Оформив все необходимые документы, 6 декабря 1906 года Сафронов получил искомое звание личного почётного гражданина»

    Хорошо в романе поддаётся расшифровке география.

     Во-первых, Касть названа Бахаркой, не какой-то там выдуманной рекой, а вполне конкретной. Бахарка впадала в Касть с левого берега, чуть ниже Озёрок. За деревней Козлово есть большой вытянутый водоём — это и есть Бахарка, задушенная загрузой. В разные времена название звучало как Бахарь, Бахарька, Бахарка. По-поводу ручья Грохотка — вероятно, это ручей впадавший ранее чуть выше полоскалки с правого берега Касти. В романе говорится, что он начинал свой путь из-за моста на дороге, которая вела на «Станцию». А дорога эта идёт по правому берегу.

    Кстати о «Станции», у Николая Ушакова она с большой буквы! Да, вы догадались - (особенно те, кто постарше) это станция Путятино. Те самые восемнадцать вёрст не до конца  замощённой шоссейки — в те времена важная транспортная артерия Середа — Путятино.           

Первоначально станция на узкоколейке называлась Дмитриевская, т. к. рядом село Дмитриевское. Но возникла путаница на железной дороге по причине того, что станций с похожим названием было три или четыре и грузы постоянно путали. То в Орловскую губернию забросят, то в Московскую, а пассажиры по приезду безуспешно ищут свой багаж. Название решили поменять, и приблизительно в 1902 году станция стала именоваться Путятино. Вероятно из-за находящейся в семи верстах д. Путятино. (Не путать с селом Путятино, что в 26 км от станции). Таким образом, на железной дороге был восстановлен порядок. http://www.sevkray.ru/news/5/59671/

   От ст. Путятино до ст. Урочь - как раз 42 версты. Моста через Волгу тогда ещё не было и поэтому на Уроче выгружались и следовали на паром в Тверицы. Соответственно и Ярославль — губернский город сразу же узнаётся. 

    Довольно интересно описана сцена драки кадетов с гимназистами на американском мосту.

 И «чижовка», и перемиловский приют - он же Анастасьинский сиротский - это всё Середа. Правда приютом в реальной жизни в то время Иродиада Митрофановна не заведовала, это вымышленный персонаж. Реальным директором приюта многие годы был крестьянин Евдоким Григорьевич Смирнов (см. справочники-каленари 1905-1916). Хотя, с апреля 1905 года в попечителях числилась вдова статского советника Некрасова.


Анастасьинский детский приют в д. Перемилово (Середа). Взрослые сл. на право: Смирнов Евдоким Григорьевич - попечитель приюта; священник, настоятель Середского храма А. Разумов, воспитатель Шипова Е.И. Фото 1910 г.

   Итак, Николай Ушаков запечатлел Середу начала XX века, тем самым, оставив нам  прекрасный, литературный памятник. Далеко не каждое село удостоилось такой чести — войти в историю благодаря известному писателю. А то, что в романе несколько изменены топонимы, гидронимы, имена — так это право автора. Ведь это не документалистика, а художественное произведение. Да и само время вносило свои коррективы, и своё дворянское происхождение автору приходилось не афишировать.

   Думаю, что отрывок из книги «Вдоль горячего асфальта», где описана Середа будет любопытен тем, кто интересуется историей этого села, её жизнью, бытом и особенностями, которые ни с чем и ни с кем не спутаешь, и всем тем, для которых Середа не пустой звук.    Увидеть глазами автора жизнь её обитателей, ощутить дух старой патриархальной Середы в «затишье перед бурей», всё это можем благодаря нашему известному земляку-поэту Николаю Ушакову — большому мастеру русского языка.

Оригинал материала и отрывок из повести "ВДОЛЬ ГОРЯЧЕГО АСФАЛЬТА" здесь: http://sidorovskyi.narod.ru/index/0-20

А.Красильников

КРОШИХА-2015. ФОТОАЛЬБОМ

Просмотров: 1489 | Добавил: sidorovskyi | Теги: ушаков, крошиха, середа | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 5
avatar
0
1 bazaltdanila • 16:52, 04.06.2015
В который год собираюсь, но увы, дела. Простите земляки(
Воспоминания прабабушки тоже позже вышлю. Поздравляю с Крошихинской неделей!
avatar
2 Мария Романова • 15:56, 14.06.2015
Что-то в этом году не было массы люда, почему?
avatar
0
3 sidorovskyi • 16:49, 14.06.2015
Причин малой посещаемости я вижу несколько:

1. Главная - общий настрой общества, пресыщение. Даже дни города собирают теперь очень мало публики. Есть сравнение с концом 90-х нач нулевых - день с ночью. Развлечений сейчас масса, а что может предложить банальный праздник? Мы вот практически каждый выходной куда-то выезжаем (маршрут выходного дня) и везде народ, есть что посмотреть, кафе, музеи и т.д. Вот публика и ищет где по-цивильнее, да по-разнообразней. Готовы деньги тратить.
Но что-то уникальное предложить взыскательной публике на это надо огромные средства. А хороводы да пляски ряженых это повсеместно, даже репертуар во многом повторяется. Вот и идут массовые праздники на убыль. Тенденция-с. Пивной фестиваль "зарубили", а могли бы направить в цивилизованное русло.

2. В этом году спугнула погода. В 12 Ч. так вообще ливень был.

3. В прошлом году не смотря на финансовые вливания была не самая высокая "явка". По годам по убыванию - 2013 г (всех больше народу было)., 2014, 2011, 2012 и нынешний 2015-й.

4. В какие-то "мудрые наоборот" головы пришла заднеприводная мысль, что Крошиху надо праздновать аж четыре дня, да в будни. Вот и размазали маленький кусочек масла на 4 бутерброда - образно выражаясь. А чего вообще не на неделю?
Ну не поедет занятый по самые помидоры горожанин в "дыру" посреди рабочей недели, - надо же наконец понять. Если бы не целый автобус гостей, да автообладателей, то было бы совсем шаром покати. Самим середчанам как видно эти действа не нужны. Большинству фиолетово, молодёжи нет! Да и смотрят на нас если не как на чудаков, то как на гумманоидов)
А ведь я помню времена (нач. нулевых) это массы народа! От былой массовости не осталось и следа, правда пиво рекой текло))) Повторюсь - это повсеместно. Пора бы это признать. Чтоб народ ехал надо не на один раз, а круглогодично и понемногу. А на это надо огромные средства, инфраструктура. Это года и года! Даже Вятское, где было вложено более 15 млн. гринов за несколько лет и только сейчас еле-еле в ноль (безубыточность) выбилось. Так они бесплатные автобусы организовывают для массовости. Это внушительные средства! Там есть где "оставить рупь".
В Середе же кроме впечатляющих пейзажей (намного лучших чем в Вятском) нечего и предложить. Вообще надо признать, что весь проект задумывался как привлечение внимания инвесторов. Середа по-прежнему ждёт своих жаровых и орловых. В наших силах сделано больше чем в Вятском до прихода Жарова. Так что я думаю тому кто придет и подберет идею будет несколько легче. Это уже не пустое место! Как говорят буржуи: идея это уже полдела!!!
avatar
4 apn • 18:44, 14.06.2015
Анализ причин в точку! Народ по беседкам бухает да шашлы ест, другие домоседничают, третьи на колёса и в путешествие на день. Вот и всё. Народ на подъем стал тяжёл.
avatar
0
5 sidorovskyi • 19:04, 15.06.2015
нравится нам или не нравится - это право народа.
другого народа у нас нет.
не завезли ещё или не наделали)))
нам же всё блин, некогда)
avatar
Copyright MyCorp © 2024