В категории материалов: 65 Показано материалов: 61-65 |
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Однажды моя
бабушка мне рассказала об одной старушке. Сидя у натопленной печи, а
дело было вечером под осень и была очень ненастная и холодная погода,
она промолвила, как наверно сейчас Паке одной плохо. Оказалось, что эта
Пака одна живет в покинутой деревне. Полностью |
Земли, которые находятся юго, юго-западнее Сидорово, издавна назывались
Полевшиной. В это место входят такие деревни как, д.д. Самсоново,
Фоминское, Терехино, Коровино, Тесы (большая половина деревни относилась
к Троицкому приходу), Язово. Из изчезнувших деревень это Троверхово,
Борносово, с.Новое. Конечно многие скажут, а где же в списке например
д.Малиновки или Колясенки, ведь это тоже считается Полевшиной. С точки
зрения современности это так, но я буду рассматривать в традиционном
варианте. А это принадлежность этих населенных пунктов к Богородскому
приходу, центром которого являлась ц. Рождества Богородицы в с. Новом. Статья полностью |
Стан это древняя территориально-административная единица древней Руси.
Обычно в уезд входило от 10 до 15 станов в зависимости от размеров
уезда. Уезд, это единица деления, которая предшествовала губерниям. Само
понятие стан определяют так: это место пребывания должностных
лиц администрации княжеского удела, где они взимали дань и осуществляли
суд над окрестным населением. Учреждение таких станов предание,
записанное в XI в., относит еще ко времени правления кн. Ольги (сер. X
в.). Центром стана по всей видимости являлся погост. Сейчас
считается, что это сельское кладбище с церквой, но первоначально это
понятие определялось далеко не так. Книга «История русской деревни
X-XIII в.в.» под редакцией члена-корреспондента АН СССР Б.А.Рыбакова
показывает, что погостом на Руси называли центры сельских
общин, также это слово употреблялось в значении особого вида дани.
Словарь древнерусских слов также подтверждает это: податный округ или
его центр, становище, где останавливались князья и княжеская
дружина, а также дань, взимавшаяся в их пользу с этой территории. Так
вот, можно утверждать, что в древности погост Бабин (село Бабино) и
являлся центром, вокруг которого позднее образовался стан Корзла. Статья полностью |
Немногим более ста лет назад, 17 апреля
1905 года вышел знаменитый Высочайший указ о веротерпимости. Вся
старообрядческая Россия с большими надеждами ждала этот законодательный
акт. Одним из пунктов указа было разрешение на постройку храмов и
молельных домов старообрядческим общинам. После выхода ряда
указов, вершиной которых был вышеупомянутый документ, в наших
окрестностях стали появляться культовые строения ставшие выразителями
духовных треб того или иного течения. Свидетелем тех событий, и
единственным сохранившимся, хоть и в плохом состоянии, объектом среди
аналогичных построек в окрестностях, являются остатки молельного дома,
который находится на восточном краю деревни Сидорово. Статья полностью |
В который раз, просматривая карту А.Менде, поймал себя на мысли, что на современных картах мы можем не досчитаться многих деревень, сел, погостов. Как видно, уходили в небытие эти населённые пункты и раньше. Конечно не такими обвальными темпами как сейчас.
И я решил подсчитать, сравнивая разные источники, сколько всё-таки деревень исчезло с лица земли. Ограничился частью исторической территории принадлежавшей издревле Костромскому Ипатьевскому монастырю до конца XVIII века, и входившие в состав Костромского уезда. Т.е. это земли от Лыкошино и до Слоново и от Середы до Быкуш и Фоминского – крайних деревень перед Костромской низиной. Земли Ипатьевского монастыря
Также, ограничился и по временному периоду. Близкую историю, 1990-е годы, когда исчезновение деревень стало нормой, я решил не брать. И честно говоря, даже не ожидал, что набралась внушительная цифра. 37 деревень кануло в Лету на небольшом участке!
Статья полностью
|
|