Всего материалов в каталоге: 71 Показано материалов: 61-71 |
Страницы: « 1 2 3 |
…это примерно с 1961-1963 год, я проводила здесь летние каникулы.
В деревне Сидорово в годы войны моя мать
Ольга Константиновна была знакома с тремя сёстрами-староверками. Три
сестры жили в двухэтажном доме, недалеко от школы. Но им не принадлежал
весь дом. Он был разделён пополам. В другой половине жили Сорокины.
Сёстры не были замужем, поэтому детей у них не было. Статья полностью
|
Я родился в сентябре 1944 года в послеблокадном Ленинграде. Назвали
меня Анатолием, в память Анатолия Ивановича Юсупова, без вести
пропавшего в войну родного дяди. В связи с тяжелым послевоенным
временем (в городе еще сохранялась карточная система) и ослабленным
здоровьем (воспаление бронхов), врачи рекомендовали отправить меня в
сельскую местность. Выполняя рекомендации врачей, родители в возрасте
2-х лет отвезли меня в деревню Баскаково, тогда еще Середского района (в
последствии Даниловского) Ярославской области. В Баскаково я постоянно
жил до 5-ти летнего возраста, затем родители меня привезли в
Ленинград, где устроили меня в детский сад. На лето ежегодно
отправляли в Баскаково. И так было до 16 лет Статья полностью |
Есть реки огромные как Волга, опоясавшие полстраны. Есть реки
поменьше, являющиеся родными для двух губерний, вроде Костромы. И есть
ещё меньше, как например Касть, текущая в пределах двух районов. Эти
реки хорошо известны. Но существуют ещё меньшие реки, вроде самой
маленькой матрёшки, которую чаще всего не замечают по причине сокрытия
размерами другими большими сестрами-матрёшками. Но ведь в этом заложен
глубокий смысл мироздания. Большое невозможно без малого. Эти речушки и
язык иногда не поворачивается рекой назвать. Но, тем не менее, это реки
из которых сливаются великие водные артерии. Статья полностью |
...поднятая здесь тема истории дорог в наших краях очень
интересна уже сама по себе. На первый взгляд вроде бы с дорогами всё
ясно, но есть несколько но. Итак, обо всём по порядку. Во-первых, действительно при детальном разборе возникает
противоречивая картина. В наши дни немало говорится о больших,
наезженных трактах и дорогах пересекавшихся в Середе. О многочисленных
обозах, регулярно курсировавших через Середу по направлению в Кострому, в
Ярославль, в Любим и Данилов. В глазах рисуется величественная картина
постоянного бойкого и шумного перекрёстка торговых трактов. Но берёшь в
руки какой-нибудь дореволюционный источник (статистические материалы,
записки штабов и др.), и вся эта идиллистическая картина "нью-васюков"
разрушается, как карточный домик. Так и хочется иной раз сказать, -
друзья, вы забыли историю. Статья полностью |
У многих, наверное, есть мечта перенестись в прошлое, снова очутиться в
прекрасном детстве и увидеть родных и близких, знакомых которых, увы,
уже нет с нами. Как хочется представить кого-нибудь из них, идущих
косить, или ворочать сено, озираясь на тучи или полоскающих бельё на
речке, да и просто сидящих на скамеечках у дома. Материал полностью |
Однажды моя
бабушка мне рассказала об одной старушке. Сидя у натопленной печи, а
дело было вечером под осень и была очень ненастная и холодная погода,
она промолвила, как наверно сейчас Паке одной плохо. Оказалось, что эта
Пака одна живет в покинутой деревне. Полностью |
Земли, которые находятся юго, юго-западнее Сидорово, издавна назывались
Полевшиной. В это место входят такие деревни как, д.д. Самсоново,
Фоминское, Терехино, Коровино, Тесы (большая половина деревни относилась
к Троицкому приходу), Язово. Из изчезнувших деревень это Троверхово,
Борносово, с.Новое. Конечно многие скажут, а где же в списке например
д.Малиновки или Колясенки, ведь это тоже считается Полевшиной. С точки
зрения современности это так, но я буду рассматривать в традиционном
варианте. А это принадлежность этих населенных пунктов к Богородскому
приходу, центром которого являлась ц. Рождества Богородицы в с. Новом. Статья полностью |
Стан это древняя территориально-административная единица древней Руси.
Обычно в уезд входило от 10 до 15 станов в зависимости от размеров
уезда. Уезд, это единица деления, которая предшествовала губерниям. Само
понятие стан определяют так: это место пребывания должностных
лиц администрации княжеского удела, где они взимали дань и осуществляли
суд над окрестным населением. Учреждение таких станов предание,
записанное в XI в., относит еще ко времени правления кн. Ольги (сер. X
в.). Центром стана по всей видимости являлся погост. Сейчас
считается, что это сельское кладбище с церквой, но первоначально это
понятие определялось далеко не так. Книга «История русской деревни
X-XIII в.в.» под редакцией члена-корреспондента АН СССР Б.А.Рыбакова
показывает, что погостом на Руси называли центры сельских
общин, также это слово употреблялось в значении особого вида дани.
Словарь древнерусских слов также подтверждает это: податный округ или
его центр, становище, где останавливались князья и княжеская
дружина, а также дань, взимавшаяся в их пользу с этой территории. Так
вот, можно утверждать, что в древности погост Бабин (село Бабино) и
являлся центром, вокруг которого позднее образовался стан Корзла. Статья полностью |
Немногим более ста лет назад, 17 апреля
1905 года вышел знаменитый Высочайший указ о веротерпимости. Вся
старообрядческая Россия с большими надеждами ждала этот законодательный
акт. Одним из пунктов указа было разрешение на постройку храмов и
молельных домов старообрядческим общинам. После выхода ряда
указов, вершиной которых был вышеупомянутый документ, в наших
окрестностях стали появляться культовые строения ставшие выразителями
духовных треб того или иного течения. Свидетелем тех событий, и
единственным сохранившимся, хоть и в плохом состоянии, объектом среди
аналогичных построек в окрестностях, являются остатки молельного дома,
который находится на восточном краю деревни Сидорово. Статья полностью |
В который раз, просматривая карту А.Менде, поймал себя на мысли, что на современных картах мы можем не досчитаться многих деревень, сел, погостов. Как видно, уходили в небытие эти населённые пункты и раньше. Конечно не такими обвальными темпами как сейчас.
И я решил подсчитать, сравнивая разные источники, сколько всё-таки деревень исчезло с лица земли. Ограничился частью исторической территории принадлежавшей издревле Костромскому Ипатьевскому монастырю до конца XVIII века, и входившие в состав Костромского уезда. Т.е. это земли от Лыкошино и до Слоново и от Середы до Быкуш и Фоминского – крайних деревень перед Костромской низиной. Земли Ипатьевского монастыря
Также, ограничился и по временному периоду. Близкую историю, 1990-е годы, когда исчезновение деревень стало нормой, я решил не брать. И честно говоря, даже не ожидал, что набралась внушительная цифра. 37 деревень кануло в Лету на небольшом участке!
Статья полностью
|
|